221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дидактическая игра на развитие сенсорики средняя группа

«Картотека игр по сенсорному развитию для детей средней группы»

«Съедобное — несъедобное»

Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного.

Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.

«Пирамидка»

Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета.

«Вот какие палочки»

Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки.

Просмотр содержимого документа
«»Картотека игр по сенсорному развитию для детей средней группы»»

по сенсорному развитию детей в средней группе

Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного.

Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.

Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета.

«Вот какие палочки»

Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки.

Цель: учить детей различать и называть цвета, учить закручивать и раскручивать пробки, развивать мелкую моторику рук.

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию.

Цель: Развивать мелкую моторику рук, познакомить детей с основными цветами, соединять вагончики по образцу.

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности. Рисунок 8

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, его устойчивость и способность к переключению; развитие слухового внимания.

Материал: панель, трубки, шарики.

Ход игры: варианты: «Слушай и лови», «Где какого цвета шарик?», «Прокати и поймай шарик», «Кто быстрее?»

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ:

Цель: учить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: упаковка от маленькой пластиковой бутылки, шнурок.

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам.

Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию для дошкольников

Сенсорное восприятие направлено на развитие ощущений и создание системы реакций на них. Учитывая, что формирование сенсорной культуры происходит на глубинном уровне подсознания, надо находить тонкие методы обучения. Просто рассказать теорию и показать, как надо себя вести — это безрезультативный план. Сенсорное воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности. Особенно успешными оказались дидактические игры на развитие сенсорики.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

Сенсорика — это способность ощущать внешнее воздействие и раздражители. Данное понятие включает в себя большое разнообразие ощущений. Важность чувственного восприятия подтверждается тем, что оно ставится на один уровень вместе с умственным развитием.

Дидактические игры для дошкольников — это разновидность тематических занятий, которые выстроены в соответствии с принципами педагогики и являются средством самообразования. Иногда требуются подготовительные этапы для введения в курс занятия или получения теоретической базы.

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Если интегрировать дидактические занятия, то они помогут сформировать представление о внешних свойствах предметов и явлений. Например, к характеристикам относится форма, цвет, размер, положение в пространстве, изменение со временем, тактильные свойства, запах, вкус и другое. Помимо развития всех форм восприятия, дидактические упражнения направлены на активную тренировку мелкой моторики рук.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры — приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, так как оно не только показывает высокую результативность, но и нравится детям.

Важно! Развитие сенсорных навыков — это не только задача педагогов с дипломом. Посильную помощь для образовательного процесса должны оказывать родители. Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры доступно и в домашних условиях, так что занятия можно продолжать за пределами ДОУ. Рекомендуется предварительно посетить консультацию или открытый урок у воспитателя, чтобы делать все правильно.

Задачи занятий

Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:

  • учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
  • формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
  • учит исследовать окружающий мир;
  • формирует систему сенсорных шаблонов;
  • учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.

Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира.

Обратите внимание! Также без сенсорного развития не получится научить ребенка понимать искусство и находить в нем красоту.

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет

Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.

«Домик для пуговки»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

«Цветное поле»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

«Воздушные шарики»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

Читать еще:  Развивающие игрушки для детей трех лет

«Спрячься от дождя»

Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.

Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.

Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны. Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.

Игры с зонтиком имеют несколько вариаций

Картотека игр по сенсорному развитию для 2-й младшей группы

Дидактические игры могут совмещаться с уроками изобразительного искусства. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.

Обратите внимание! Стоит исключить ситуации, когда развлечение превращается в упражнение, иначе можно вызвать отторжение у детей.

«Орешки в гнездышке»

Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на закрепление цветов.

Материалы: коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка с водой, очищенные грецкие орехи.

Ход: ребенок изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая задача — перенести орех в соответствующий домик.

«Ладошки»

Цель: развить умение находить пару, соотносить цвета, узор и размер.

Материалы: вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они должны быть разноцветными и с узором.

Ход: ребенок должен разложить все ладошки по парам.

«Волшебный мешочек»

Цель: развить умение определять форму предметов на ощупь.

Материалы: мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона.

Ход: воспитатель называет форму, а ученик на скорость вытаскивает ее из мешочка.

«Построй грузовик»

Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.

Материалы: картон и ножницы.

Ход: в начале занятия дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон, после чего разукрасить.

Картотека: игры по сенсорике в средней группе

Предполагается, что дети уже владеют базовыми знаниями о форме, цвете и размере. Поэтому занятия по сенсорике в средней группе могут требовать больших затрат времени, а также быть комбинированными, то есть направленными на развитие сразу нескольких навыков.

Обратите внимание! Эти же игры можно использовать и в старшей группе.

«Монетки»

Цель: закрепить знания о круге, научить определять размер предметов на глаз.

Материалы: бумажные стаканчики с отверстиями на дне, монетки разной величины.

Ход: вначале преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными отверстиями. Преподаватель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие отверстия.

Соотносить можно и другие формы

«Золушка»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материалы: разные крупы (рис, гречка, горох).

Ход: на тарелку высыпается небольшое количество всех круп, а дети должны рассортировать их по стаканчикам на скорость.

Дидактические игры могут оказать огромную помощь воспитателю в процессе сенсорного развития детей.

Обратите внимание! Важно уметь правильно выбирать материал, который бы отражал программные задачи.

Также нельзя забывать про принцип перехода от простого к сложному и регулярное повторение. Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей 4-5 лет.

    Маргарита Голосова 3 лет назад Просмотров:

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Дидактические игры по сенсорному развитию для детей 4-5 лет. Выполнила: Лущенко М.С. Воспитатель Первая квалификационная категория

2 Дидактические игры по сенсорике. «ЛЕГКИЙ ТЯЖЕЛЫЙ» Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях. Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях. «ТЕПЛЫЙ ХОЛОДНЫЙ» Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы. Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1» Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их. В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2» Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание). Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке. «НАЙДИ ЗАПЛАТКУ» Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

3 Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место. «ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение. 1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу. 2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок. «Угадай на вкус» Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей. Подготовка к игре. Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой. Задание 1. «Угадай, какой вкус?» Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы. Задание 2. «Найди пару» Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом. Задание 3. «Что, каким бывает?» Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус лимон, клюква, смородина; сладкий вкус груша, клубника, арбуз и т.д. «УЗНАЙ И СРАВНИ» Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их. 1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя). 2 вариант. «Найди пару»

4 Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из-под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры. «ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение. 1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу. 2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок. «ПОСТРОЙ ДОМ» Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному двум качествам (цвет, размер). Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке. «НАЙДИ ПАРУ» Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание. 1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком. 2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя. «ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ» Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук. 1 вариант. «Путаница» Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета. 2 вариант. «Кто быстрее!»

Читать еще:  Развивающие игры для детей 9 мес

5 Воспитатель. Я спрятала в группе 5 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их. 3 вариант. «Назови игрушку» Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте 1), и называет их: — Зеленая ёлочка, синий шарик, красный кубик и т.д. 4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета. Проходит в 3 этапа. 1 этап: «Это желтый шарик» 2 этап: «Принеси желтый шарик» 3 этап: «Какого цвета шарик?» «ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ» Прямая цель: развивать обоняние у детей. Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху. 1 вариант. «Узнай по запаху» Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа. Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке. 1 этап. Так пахнет ромашка. (Показать картинку) 2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки. 3 этап. 2 вариант. «Найди такой же запах» Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом. «АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ» Цель: развивать обоняние у детей. Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом. Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки. Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат. «ГУСЕНИЧКА — КРУПЕНИЧКА» Цель: развивать тактильные ощущения у детей. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

6 Воспитатель рассказывает: — Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы. Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох. — Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы. Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички. — Чем она сегодня угощалась? «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» Цель: развивать тактильные ощущения у детей. «СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР» «ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ» «ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА» «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ» Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его. А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место) Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки) В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки) Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета) «НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ» Цель: развивать зрительное внимание и память. Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает. Затем аквариумы убираются. Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку. — Посади каждую рыбку в свой аквариум. «СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК» Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику. На столе раскладываются счетные палочки.

7 Взрослый выкладывает из них фигуры сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности: А) образец остается перед глазами ребенка Б) образец убирается. Можно эти фигуры складывать из кубиков. «Украсим ёлочку» Цель: Учить детей группировать оттенки по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Ход игры: У детей силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится силуэт ёлочки. Воспитатель называет какой нибудь цвет и те из детей у кого есть игрушка такого цвета, вешает её на ёлочку. «Собери капельки в стакан» Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются разноцветные капельки. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберём полный стаканчик одинаковых капелек». «Разноцветные прищепки» Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение. Оборудование: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки. Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение. «Дорисуй картинку с помощью пробок» Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук. Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы. Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.

8 Упражнение «Веселые карандаши» Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику. Оборудование: разноцветные карандаши, киндеры, глазки. Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу».

Игры по развитию сенсорики и мелкой моторики для дошкольников с нормой развития и ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Важное значение для подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной активности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Дети, имеющие нарушение функций опорно-двигательного аппарата не имеют достаточный сенсомоторный опыт, испытывают затруднения в процессе развития мелкой моторики рук, у них медленнее, чем у здоровых детей, происходит усвоение общеобразовательной программы.

Одной из эффективных форм сенсорно-моторного воспитания у детей дошкольного возраста являются дидактические сенсорные и моторные игры. Игра – универсальный способ воспитания и образования маленького ребёнка. В ней развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе игровых действий. В своей работе по сенсорному воспитанию мы используем авторские игры.

Предлагаем опыт работы по использованию дидактических игр с прищепками с целью развития мелкой моторики, закрепления представлений о цвете и форме, формирования у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы сенсорных эталонов в познавательной деятельности.

Читать еще:  Игры для мальчиков 2 года развивающие онлайн

Наши дидактические игры позволяют обеспечить у детей совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, развивать мелкую моторику пальцев рук.

В цикл авторских дидактических игр с прищепками входят следующие игры «Разноцветные полянки», «Найди фигуру», «Точечки», «Подбери цифру», «Весёлые задачки». К каждой игре нами были прописаны цель, задачи, ход игры и варианты.

Дидактическая игра «Разноцветные полянки»
(для детей младшей группы)

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1. Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету (красный -синий; желтый — зеленый)
2. Развивать целенаправленное восприятие цвета в процессе зрительного соотнесения разнородных предметов с цветом образца.
3. Повышать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
4. Развивать умение фиксировать в речи название цвета предметов.

Оборудование: круги красного, синего, желтого, зеленого цвета; прищепки с бабочками того же цвета что и круги.

Ход игры:

Воспитатель показывает круги красного и синего цвета. Поясняет, что это полянки красного и синего цвета. Затем показывает прищепки с бабочками красного и синего цвета и объясняет, что бабочки и полянки одинакового цвета и если посадить бабочку красного цвета на красную полянку (прикрепляет прищепку с бабочкой красного цвета на красный круг), то она спрячется. А если прищепку с синей бабочкой прикрепить на синюю полянку (демонстрирует) она тоже спрячется.

Затем педагог приглашает по очереди детей и предлагает каждому разместить 2 прищепки с бабочками разного цвета на полянки того же цвета что и бабочки.

После объяснения и показа воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания.

Усложнение:
1. Задание выполняется с более близкими цветовыми сочетаниями красный – желтый; синий – зеленый.
2. Дети выбирают объекты двух заданных цветов из четырех возможных. Дидактическая игра «Найди фигуру».
(для детей средней группы)

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), с цветами (красный, желтый, оранжевый; синий, зеленый, фиолетовый; серый, белый).
2. Развивать целенаправленное, осмысленное восприятие формы и цвета геометрических фигур в процессе зрительного соотнесения их с образцом.
3. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками и геометрическими фигурами разного цвета.
4. Повышать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
5. Развивать умение использовать в речи прилагательные обозначающие цвет предметов и существительные обозначающие названия геометрических фигур.
6. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.

Оборудование:
1. Прищепки с геометрическими фигурами разного цвета
2. Сменные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разного цвета (красный, желтый, оранжевый; синий, зеленый, фиолетовый; серый, белый)
3. Круги, разделенные на 2- 3 спектра:
• Красный, желтый, оранжевый;
• Синий, зеленый, фиолетовый;
• Серый, белый.

Ход игры:

Педагог предлагает посмотреть на круг, который она принесла. Поясняет детям, что это не просто круг, а колесо обозрения. Обращает внимание что круг-колесо разделен на части. Просит назвать какого цвета эти части. Говорит, что на колесе обозрения любят кататься геометрические фигуры. Просит назвать детей, какие фигуры катаются на каждой части круга, и какого они цвета. Дальше показывает еще геометрические фигуры и просит детей тоже их покатать. Педагог приглашает по очереди детей и предлагает поместить прищепку с геометрической фигурой на подходящую часть круга. После того как ребенок прикрепит прищепку с фигурой педагог уточняет у ребенка на звание геометрической фигуры и цвет выбранной фигуры.

Вариант:
1. Фигуры на круге могут быть все одинаковые (например, все круги), но разного цвета.
2. Часть геометрических фигур на прищепках могут быть другого цвета, чем те, что на круге. Ребенку необходимо будет отобрать только фигуры соответствующие цветам круга.

Дидактическая игра «Точечки».
(для детей старшей группы)

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1 Закреплять знания о цифрах от 0 до 10.
2 Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
3 Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
4 Развивать слуховое восприятие в процессе определения количества воспроизводимых звуков
5 Развивать зрительное восприятие в процессе соотношения количества точек с цифрой.
6 Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.

Оборудование:
1 Прищепки с цифрами.
2 Круг, разделенный на 9 секторов, в каждом секторе нарисовано определённое количество точек.

Ход игры:

Педагог предлагает ребёнку выбрать любой сектор, посчитать количество точек, и выбрать прищепку с цифрой соответствующую количеству точек.

Вариант:
Педагог предлагает посчитать звуки, воспроизводимые взрослым (удары бубна). Определить их количество и обозначить цифрой соответствующий сектор круга.

Дидактическая игра «Подбери цифру».
(для детей старшей группы)

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1 Закреплять знания о цифрах от 0 до 10.
2 Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
3 Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
4 Развивать зрительное восприятие в процессе соотношения предметов с цифрой.
5 Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.

Оборудование:
Прищепки с цифрами.
1 Круг, разделенный на 9 секторов, в каждом секторе цифра
2 Круги — карточки на липучке (10 штук).

Ход игры:

Педагог предлагает посмотреть на круг с секторами , в каждом из которых нарисована цифра, затем предлагает посмотреть на карточку прикреплённую к центру круга, пересчитать предметы нарисованные на ней. Далее предлагает прикрепить прищепку с цифрой на соответствующий количеству предметов сектор круга.

Дидактическая игра «Весёлые задачки».
(для детей подготовительной к школе группы)

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1 Закреплять знания о цифрах от 0 до 10.
2 Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
3 Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
4 Развивать умение на наглядной основе решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
5 Развивать умение пользоваться знаками действия «-» и «+» и знаком отношения «=».
6 Активизировать в речи глаголы обозначающие действия (сложить, отнять)
7 Активизировать в речи существительные обозначающие знаки действия и отношения (плюс, минус, равно)
8 Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.

Оборудование:
1 Прищепки с цифрами.
2 Круг, разделенный на 4 сектора,
3 Карточки на липучке с изображением задания.

Ход игры:

Педагог предлагает посмотреть на любой сектор круга на котором прикреплена карточка с условием задачи и вместе с ребёнком проговаривает условие задачи. После этого спрашивает Сколько осталось? Сколько стало? Далее просит найти прищепку с цифрой соответствующей решению задачи и прикрепить к данному сектору круга.

Автор: Бирюк Ирина Александровна,
воспитатель,
МБУ детский сад №27 «Лесовичок», г. Тольятти, Самарская обл., Россия

Автор: Мелентьева Лариса Валентиновна,
воспитатель,
МБУ детский сад №27 «Лесовичок», г. Тольятти, Самарская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector