221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дидактические игры на развитие дыхания

Дидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий

Любовь Николаевна Рослякова
Дидактические игры для развития речевого дыхания как составляющая часть здоровьесберегающих технологий

Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для развития еще несовершенной дыхательной системы ребенка и укрепления защитных сил его организма. Основной целью проведения дыхательных упражнений с дошкольниками является укрепление их здоровья. В результате выполнения этих упражнений каждая клеточка организма ребенка насыщается кислородом; ребенок учится управлять своим дыханием; улучшается работа головного мозга, сердца, нервной системы, дыхательной и пищеварительной систем, укрепляется общее состояние здоровья.

Дыхательная гимнастика является отличной профилактикой болезней органов дыхания.

Дидактические игры для развития дыхания можно использовать в ходе всех режимных моментов: в проведении утренней гимнастики, организации непосредственной образовательной деятельности, на прогулке, в проведении физкультминуток, пальчиковой гимнастики, в различных формах активного отдыха, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждения.

Интересные дидактические игры предлагаются в книге О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!» (ИД «Литера» (СПБ) 2005).

Поддувание

Поддувать легкие предметы: полоски бумаги, комки ваты, шарики от пинг-понга.

Вызывание длительного выдоха

Дуть на игрушки типа «Флюгер», «Мельница».

Дуть на султанчик:

Дуть на кораблики в воде (бумажные, из скорлупы).

Надувать шарики, пускать мыльные пузыри.

Развитие речевого дыхания

Вдох носом, выдох ртом.

Краткий глубокий вдох, медленный выдох.

Медленный глубокий вдох, краткий резкий выдох.

Глубокий медленный вдох, выдох узкой струей.

Глубокий вдох, выдох несколькими равными порциями.

Глубокий вдох, выдох двумя неравными порциями.

Глубокий медленный вдох, задержать дыхание, медленно выдыхать на счет до 5 (6, 7).

Полный вдох, задержать дыхание, долгий выдох.

На одном выдохе – усиление и ослабление звука.

«Гудок» — гудок приближается и удаляется: м-м-м-М-М-М-м-м-м.

«Вой ветра»: в-в-в-В-В-В-в-в-в.

«Погаси свечу»: вдох, секундная задержка дыхания, несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу.

И. п. – руки вперед, вдох – руки в стороны, выдох – руки медленно сходятся со звуком в-в-в-в, хлопок в ладоши («убили комара»).

На одном вдохе, выдыхая толчками, произнести 5 (6, … до 10) звуков ф: ф! ф! ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

Развитие силы голоса

Тянуть гласный звук тихо (5 сек, постепенно наращивать громкость (3-5 сек, потом на максимальной громкости (3-5 сек): а-а-а-А-А-А (о, у, и).

Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса): а-а-а, укачивание: а-а-а (о, у, и).

Пропевание гласного звука – начать низким голосом, закончить высоким: а, у, о, и.

Чередовать гласные звуки на одном выдохе, тянуть как можно дольше: ауауау,

Пропевание гласных звуков на одном выдохе:

Пропевание гласных звуков, начиная низким голосом и заканчивая высоким: а-о-у

Развитие силы голоса

Кто из детей дольше пропоет: тянуть гласный звук на одном выдохе – кто дольше.

Развитие умения управлять голосом

Упражнение на ослабление голоса.

Громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция: А-А-А-а-а-а (о, у, и).

Угадай, какой звук.

Взрослый без голоса, губами «произносит» гласные звуки а, о, у, и.

Ребенок угадывает по артикуляции.

Затем ребенок загадывает свои гласные звуки. Взрослый угадывает.

Добавь слог

Взрослый произносит 2, 3, 4, … слогов, а ребенок – на 1 слог больше.

Например, взрослый: па-па-па, ребенок: па-па-па-па;

взрослый: ле-ле-ле-ле, ребенок: ле-ле-ле-ле-ле.

Аналогично: ап, ом, ук.

Дети охотнее выполняют задания в дидактических играх, если они организованы в игровой форме, с музыкальным сопровождением, с использованием различных атрибутов.

Атрибуты к дидактическим играм на развитие дыхания

Дуть разными способами на предмет на ниточке: бабочки, чайки, лебеди, снежинки, незабудки, одуванчики, тучки веселые и грустные, осенние кленовые листья:

Выложить дорожку из осенних листьев, чередуя в указанной последовательности, затем подуть на эту дорожку:

Сдуть с картинки стрекозу, божью коровку, бабочку, одуванчик, синичку на ниточке:

Подуть на тучки, снежинки на мобиле:

Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Разноцветные шарики» Детям с речевыми нарушениями необходимо развивать речевое дыхание, которое будет обеспечивать нормальное звукообразование, а также создаст.

Мелкая моторика как средство речевого развития. Дидактические игры Игра «Подбери по цвету»Цель: Развитие мелкой моторики руки и сенсорных навыков и умений детей. Развитие зрительного восприятия цвета, внимания.

Дидактические пособия для развития речевого дыхания Предлагаю вашему вниманию дидактические пособия направленные на развитие речевого дыхания. В последнее время много детей страдающих нарушением.

Игры для развития речевого дыхания «Игровая Карлсона» Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих детей,.

Игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие речевого дыхания. Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный.

Игры для развития речевого дыхания с использованием стихотворений Правильное речевое дыхание — энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Предлагаемые.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания Для того чтобы сформировать у ребенка правильное дыхание, следует сформировать правильный, плавный выдох. Данное дидактическое пособие позволит.

Новогодние дидактические игры для развития речевого дыхания Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания.

Преемственность в работе учителя-логопеда и инструктора ФИЗО. Подвижные игры как средство развития речевого дыхания Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста идет ускоренными темпами. Важно.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной.

Лучшие игры на развитие речевого дыхания

Для чего нужны игры на развитие речевого дыхания. И вообще, что за понятие такое «речевое дыхание»?

В таком сложном процессе, как развитие речи всё имеет значение, всё важно и нужно. Некоторые люди, пришедшие на консультацию к логопеду и услышав о том, что придётся тренировать правильное речевое дыхание, недоумевают: «Зачем нужно учиться правильно дышать? Я пришёл исправлять неправильное звукопроизношение, а дышать и так умеет прекрасно».

Так, то оно так, да только правильное физиологическое дыхание, еще не означает правильное речевое.

Вы хотите научить ребёнка красивой, чёткой, с хорошей дикцией речи или вам, взрослому человеку, совершенно необходима для работы хорошо поставленная речь. Тогда вам не обойтись без специальных игр на развитие речевого дыхания.

В данной статье собраны лучшие игры для тренировки речевого дыхания, отработанные в процессе многолетней практики.

Оглавление:

Тест. Правильно, ли я дышу?

Медика давно доказано, что мужчины и женщины дышат по-разному. Женщины дышат грудью, а мужчины животом.

Читать еще:  Развивающие игры на английском языке для детей

Для того чтобы проверить, как дышите вы, пройдите несложный тест.

Нужно взять толстую, большую книгу. Положить её на живот. Если книга при вашем дыхание сильно поднимается и шевелится, значит вы дышите животом. Если двигается не сильно – грудью.

Правильным считается диафрагмальное дыхание. Движения книги, при таком дыхании, плавные.

Именно такое дыхание необходимо для красивой речи.

Работу над речевым дыханием нужно начинать с формирования сильного ротового выдоха. Время выдоха нужно строго контролировать.

В речевом дыхании выдох гораздо длиннее вдоха. Этой способности мы и будем обучаться.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за дыханием.

Правила для ротового выдоха:

— делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох;

— выдох должен быть очень плавным;

— во время выдоха щёки надувать не нужно;

— во время выдоха воздух должен выходить исключительно через рот;

— во время разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Дыхательные упражнения должны быть ограничены по времени, так как могут вызвать плохое самочувствие.

Как правильно делать подготовительные дыхательные упражнения

  1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  1. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  1. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь…).

Первый этап работы

Игры и упражнения для формирования плавного ротового выдоха

«Снежинки». Вырезаем из бумаги снежинки, подвешиваем их на ниточку. Делаем глубокий вдох носом и затем плавно дуем на снежинки.

«Ветер». Из бумаги нарезаем полоски 15-20 сантиметров. Обвязываем их небольшой верёвочкой. Получается, что-то наподобие дерева. Ветер дует, на листочки и они шевелятся. Глубокий вдох, на выдохе дуем на полоски из бумаги.

Упражнение «Осенняя мелодия»

Осенью можно собрать листья разных расцветок. Раскладываем листья на столе. Тренируем речевое, дыхание, сдувая листочки со стола плавным выдохом.

Упражнение «Снег идёт!»

Приготовим небольшие шарики из ваты. Затем подбрасываем по одному и стараемся успеть подуть на каждый шарик, как бы сдувая снег.

Игра очень простая, так как требуется только выйти на улицу и найти одуванчик. Затем просто дуем на одуванчик.

Можно поиграть в игру «Дедушка или бабушка». Дуем на одуванчик, если с одуванчика упали все пушинки, то это лысый дедушка, если остались, то это бабушка. Выигрывает тот у кого получится сдуть все пушинки, то есть дедушка.

Игра «Вертушка. Для этой игры вам потребуется купить вертушку. Плавно дуем на вертушку.

Игра «Песня ветра». Для игры используется специальная конструкция, которую можно приобрести в магазине. Плавно дуем, заставляя колокольчики издавать лёгкий звон.

Игра «Футбол». Скатываем из ваты два шарика. Ставим на стол ворота. Это могут быть два кубика. Стараемся забить мяч из кусочка ваты в ворота из кубиков плавным, длительным выдохом.

«Самолётики». Делаем из бумаги самолёты и дуем на них долгим и плавным выдохом.

«Катись, карандаш!» Нужно положить на стол карандаш, а затем с силой на него подуть, чтобы он укатился как можно дальше.

«Дыхание собаки». Делаем быстрые и частые вдох и выдох. С каждым разом выдох должен быть немного длиннее предыдущего.

«Воздушный шарик» Необходимо надуть воздушный шарик и повесить его на уровне лица. Сильно и плавно дуем на шар так, чтобы он взлетел как можно выше.

Более сложный вариант игры. Подбрасываем воздушный шар и дуем на него, не давая шару упасть.

«Плыви, корабль!» В таз с водой пускаем бумажный корабль. Плавным выдохом дуем на корабль.

«Уточки». Игра похожа на предыдущую. Вместо кораблика используют пластмассовые удочки.

«Буль-Буль». В стакан наливаем воду и поставив в неё коктейльную трубочку, делаем ею буль-буль.

Затем можно сделать целую «бурю» в стакане. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность.

«Именины у мишки». Для этой игры нам нужно взять любой мягкий десерт, в центр которого вставляем свечу.

Можно, сказать ребёнку, что сегодня «именины у мишки». Мишку нужно поздравить и помочь ему задуть праздничную свечку.

«Летящее пёрышко».! Подбрасываем вверх птичье перо, дуем на него, не давая ему упасть.

Мыльные пузыри. Надуваем мыльные пузыри.

«Полицейский на посту». Играем в полицейских. Если появляется нарушитель, свистим в свисток (дудку).

«Музыкальная бутылочка». Нужно взять небольшую стеклянную бутылочку. Высота не более 10 см.

Слегка касаясь нижней губой горлышка бутылочки, начинаем медленно дуть. Струя воздуха должна быть сильной. Получается интересный свистящий звук.

Второй этап работы

Игры на развитие речевого дыхания (звуки, слога, слова, фразы)

Обучение правильному речевому дыханию продолжается. На этом этапе мы учимся плавно произносить звуки, слога, слова и фразы на выдохе.

Работа строится по принципу от простого к сложному.

План работы:

  1. Протяжно поём гласных звуки;
  2. Произносим на одном выдохе некоторые согласные звуки;
  3. Протяжно произносим слоги на одном выдохе;
  4. Произносим протяжно слова на одном выдохе;
  5. Произносим различные фразы на одном выдохе;
  6. Читаем стихи;
  7. Поём песни;
  8. Отрабатываем навыки правильного речевого дыхания в рассказах и пересказах.

Правила выполнения заданий:

  • Ребёнок садится на стул;
  • Полностью расслабляется;
  • Делает вдох носом, рот закрыт;
  • Плечи на вдохе не должны подниматься;
  • Ребёнок должен говорить на выдохе;
  • Добирать воздух во время произнесения слов нельзя.

Игры с гласными звуками

«Песенки гласных звуков». Делаем спокойный, глубокий вдох носом, на выдохе поём гласные звуки.

Поём протяжно на выдохе два звука — «АУ».

Поём протяжно на выдохе три звука – «АУО».

На выдохе протяжно поём четыре звука – «АУОЫ».

На выдохе протяжно поём пять звуков – «АУОЫЭ».

Протяжно на выдохе поём шесть звуков –«АУОЫЭИ».

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях. Игры на развитие речевого дыхания

Автор: Мельникова Анна Александровна, учитель-логопед МБДОУ «Колокольчик» г. Суровикино Волгоградской области

Описание: данная статья может использоваться педагогами как для выступления перед родителями на родительских собраниях так и для выступления перед коллегами на методических объединениях. Описанные ниже игры могут быть использованы на логопедических занятиях и в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями. Игры на развитие речевого дыхания предназначены для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Читать еще:  Развивающие игры от 0 до года

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система — это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.

При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох — с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов [Логопедия: практическое пособие / авт.сост. В.И. Руденко — Ростов н/Д: 2008.]

Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:

сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;

дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;

надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;

поддувать вверх пушинку, ватку и так далее.

В нашем детском саду игры на развитие дыхания проводятся не только на логопедических занятиях, но и активно используются в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями.

Вот описание некоторых игр применяемых на наших занятиях:

1. «Забей гол Дракоше»

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование: легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.

Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.

Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

2. «Кто загонит мяч в ворота»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: — Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение «Лопаточка») и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3.»Самый быстрый карандаш»

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

4. «Волшебные бабочки»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

Оборудование: искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.

Ход игры: — Посмотри какой у меня есть красивый, волшебный цветок. А ты знаешь, что на нем живут бабочки? Вот только беда злой волшебник заколдовал их и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь!

5. «Бабочки порхают»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из под обуви оформленная в виде летней полянке, бумажные бабочки привязанные на нити.

Ход игры: — наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите в небе запорхали бабочки. Покажи, как?

6.»Горячий чай»

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры: — Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам — дуть я предлагаю!

7. «Снег кружится, летает, летает»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из — под обуви оформленная зимним мотивом, бумажные снежинки свисают вниз на нити.

Ход игры: Наступила зима и с неба посыпал снег. Ребенок дует на снежинки.

8. «Фокус»

Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры: Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем «чашечку» (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.

Для занятий с детьми я также создала с помощью программы Microsoft Office PowerPoint альбом — поддувалочки, распечатала листы на картоне и получилось интересное пособие, где дети должны помочь ежу найти грибы под листьями, разбудить принцессу, сдунув с нее одеяло, накормить рыбку червячком, разогнать тучи, чтобы появилось солнышко, остудить чай для лисички и так далее.

Цель упражнений развитие сильного, продолжительного выдоха.

Итог: в копилке каждого логопеда, воспитателя есть игры для развития речевого дыхания и это очень важно. Эти игры способствуют: развитию дифференцированного дыхания; более длинному, плавному и ровному выдоху; активизируют губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей.

Картотека игр и упражнений на развитие правильного речевого дыхания.

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику, во время занятий, включая их в физминутку.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр и упражнений на развитие правильного речевого дыхания.»

Картотека игр и упражнений

на развитие правильного речевого дыхания.

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику, во время занятий, включая их в физминутку.

«Цветочный магазин». Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок. Медленно спокойно глубоко вздохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух. Грудная клетка расширена – не поднята. Плечи «висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

Читать еще:  Развивающие игрушки для малыша 3 месяца

«Чей пароход лучше гудит?». Цель: добиваться умения управлять воздушной струей посредине языка. Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую. Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить, чтоб пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

«Кто дольше сможет подуть на листики». У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветром прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так (показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру». Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листик легко и спокойно.

«Бабочка, лети!». Цель: добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, зеленые! Как их много! Посмотрим, могут ли они летать (дует на них). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Воспитатель предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

«Пускание корабликов». Цель: добиваться умения длительно произносить звук «ф» на одном выдохе или многократно произносить звук «п» («п-п-п») на одном выдохе. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидят на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук «ф» или «п». чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука «ф». можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п» — дует ребенок. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.

«Поезд». Цель: добиваться длительного произнесения звука «у». Первый вариант. Дети встают друг за другом, образуя поезд. Воспитатель заранее ставит в разных местах у дороги, по которой поедет поезд, игрушечных животных. Перед тем, как поезд отправится в путь, воспитатель напоминает, что поезд должен дать сигнал погудеть, если на дороге встретятся животные. Миновав их, поезд перестает гудеть. Второй вариант. Дети садятся на стульях в два ряда друг за другом, изображая два поезда. Как только зажигается зеленый свет светофора, дети дают гудок, как поезд пред отправлением. Если горит красный свет, дети молчат.

«Прокати мяч к воротам». Цель: добиваться умения направлять воздушную струю в цель. Дети сидят на стульях напротив друг друга. На столе лежит «футбольное поле» с воротами и мячик из пенопласта. Сперва решают, кто первый начнет игру, и начинают играть. Играющий должен дуть на мяч с целью попасть в ворота. За каждое попадание дается очко. Продолжительность игры 1-2 минуты.

«Поймай стрекозу». Цель: добиваться умения делать длительный направленный выдох. Играют по одному. Сидя на стуле, ребенок дует на лягушку и направляет ее к стрекозе. Игра повторяется 2 раза.

«Пузырь». Цель: добиваться четкого длительного произношения изолированного звука «ф». Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя не надутый пузырь. Затем, медленно поднимая голову и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук «ф» и подражая выходящему воздуху.

«Ныряльщики». Цель: развивать дифференцированное дыхание. Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Повторяют не больше двух-трех раз.

«Кто лучше надует игрушку?». Цель: развивать целенаправленное длительное дыхание. Воспитатель показывает, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки.

«Дровосек». Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести «ух» — на длительном выдохе.

«Вьюга». Наступила весна. Но зима не хочет уходить. Она злится, посылает вьюги и метели. Вот воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить то же, только тише). И затихла.

«Приятный запах». У педагога 2-3 живых цветка, знакомых детям. Цветы можно заменить фруктами. Ребенок нюхает цветок (фрукт) и на выдохе произносит фразу «хорошо пахнет» или «очень приятный запах».

«Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого, в стаканчик, где много воды, нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильнее. Задача ребенка — не пролить воду.

«Перекличка животных». Воспитатель распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание.

«Трубач». Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу» — «пф».

«Листочек». Положить на ладонь небольшой листочек. Поднять ладонь на уровне подбородка, на расстоянии 15 см. ото рта. Сдуть листочек быстрым энергичным выдохом через рот.

«Сделай ямку». Набирают в ладони воду, дуют как на горячий чай, чтобы образовалась ямка.

«Узнай, что за шторой». Ребенок, сидя на стуле, дует на штору, штора открывается и становится видно, что находилось за шторой.

«Свечи». Детям предлагают подуть на свечи так, чтобы свечи не погасли.

Рекомендации для проведения игр и упражнений на развитие речевого дыхания.

Небольшие группы (не более 10 детей), подгруппы (не более 4-6 детей), индивидуально;

2-3 раза в неделю, в утренние часы (до завтрака) или вечером после дневного сна;

Четкое объяснение и показ воспитателя;

Продолжительность ограничивается 1-2 минутами во избежание головокружения;

Длительность выдоха должна соответствовать возрасту (младшим – до 3 слов на одном выдохе, старшим -5-6 слов);

Поза должна быть правильной, чтобы не наступило напряжение или утомление;

В целях получения наилучших результатов нужна совместная деятельность с родителями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector