221madou.ru

Мама и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дидактические игры на развитие логического мышления дошкольников

Альманах педагога

Автор: Мишарина Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» г.Сыктывкара
Населённый пункт: Республика Коми. г.Сыктывкар
Наименование материала: Доклад
Тема: «Дидактические игры на развитие логического мышления»
Дата публикации: 09.03.2019
Раздел: дошкольное образование

Доклад к выступлению на педсовете по теме

«Дидактические игры на развитие логического

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой личность.

Отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей и какое место ему

предстоит занять в ближайшем будущем. Ребенок открывает для себя новое

место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду

близких. Ребенок умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками:

имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть

непреклонным в своих желаниях. Понимает, что оценка его поступков и

мотивов определяется не только его собственным отношением к себе, но,

прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.

дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному

обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в

обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач,

внимания, мысленным планированием и решением задач. Но поскольку в

процессе игры развиваются мыслительные операции, на уроках необходимо

использовать дидактические игры. Они представляют большой интерес для

прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

В процессе своей работы я подобрала и составила сборник игр для

развития все психических процессов, а особенно

Следующие игры необходимо использовать для развития наглядно-образного

и логического мышления в детском саду.

Игра: «Говори наоборот».

Цель: развитие логического мышления.

Условия игры: ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово,

а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты

говоришь наоборот «маленький». Можно предложить следующие пары слов:

большой — маленький, толстый — тонкий, черный — белый, старый — новый,

горячий — холодный, пустой — полный, легкий — тяжелый, чистый — грязный,

ученик — учитель, больной — доктор, ребёнок — взрослый, лед — вода, силач-

слабак, артист — зритель, ходить — стоять, смеяться — плакать и т.д.

Игра: «Кто кем будет?»

Цель: развитие логического мышления.

Условия игры: в этой игре ребёнку предлагаются названия предметов и

явлений, а он должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут.

гусеница, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, ученик,

больной, слабый, день, лето и т.д. При обсуждении ответов детей важно

подчеркивать, где это возможно, различные варианты ответов. Например, из

яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея.

Игра: «Кто кем был?»

Цель: развитие логического мышления.

изменений возник тот или иной предмет. Для этого он должен ответить на

вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), дедушка (мальчиком),

крокодил (яйцом), лошадь (жеребёнком), корова (теленком), дуб (жёлудем),

(гусеницей), хлеб (мукой), шкаф (бревном), велосипед (железом), рубашка

(тканью), дом (кирпичами), лето (зимой), день (ночью), учитель (учеником).

Цель: развитие логического мышления.

Условия игры: подготовьте 20 картинок одинакового размера. Каждая

картинка – это «вагончик». Все картинки должны быть разными. Играющим

раздается равное количество картинок. Игру начинает ведущий. Он говорит:

вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий

играющий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим вагончиком. А

для этого надо придумать, чем похожи картинки. Например, я кладу картинку,

на которой нарисована тарелка. С ней можно скрепить картинку с ложкой,

потому что тарелка и ложка – это посуда. Ложку можно скрепить с лопаткой,

потому что они сделаны из металла. Так каждый по очереди может класть

свои картинки — вагончики, надо только объяснить, как они скрепляются, чем

они похожи». Главное, чтобы ребёнок мог назвать свое скрепление. Затем

картинки перемешиваются, и все набирают себе новые картинки. А потом

можно менять и сам набор картинок.

Цель: развитие ассоциативного мышления.

Условия игры: предложите им несколько слов и общими усилиями

постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при

чтении этих слов, например:

самостоятельно придумать ассоциации.

Игра: «Собери большую семью».

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

картинки, и даётся задание собрать «большую семью».

Игра: «Любимая еда».

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Условия игры: подбираются картинки с изображением животных и

пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с

каждому животному разложить его любимую еду.

Игра: «Найди маму малышу».

Цель: развитие наглядно-образного мышления

животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка,

щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

Игра: «Назови одним словом».

Цель: развитие логического мышления.

взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд,

самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко,

груша, слива – фрукты и т.п.

Игра: « Волшебный мешочек».

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Условия игры: в мешочек подбираются игрушки: красного, синего,

изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого

цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав

из мешочка соответствующие игрушки.

Игра: «Собери друзей».

Цель: развитие логического мышления.

Условия игры: детям дают набор картинок с изображением различных

предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е.

подходящие с подходящими.

Игра: «Разложи картинки».

Цель: развитие словесно-логического мышления.

ис пользуют с я

рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку

Цель: развитие логического мышления.

Условия игры: подберите серию картинок, среди которых три картинки

можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные,

транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.), а четвертая картинка —

лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они

так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Условия игры: предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или

нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в

жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать

разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек

Игра: «Найди лишнее слово».

Цель: развитие логического мышления.

овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда,

когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который

объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.

Игра: «Кто быстрее».

Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления.

Условия игры: взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок,

возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также

называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.

Читать еще:  Игры на развитие творческого воображения

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Условия игры: взрослый показывает детям картинки с профессиями

людей и просит назвать, чем занимаются люди определенной профессии.

Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит

Цель: развитие логического мышления.

Условия игры: взрослый предлагает угадать, о каком животном, овоще,

конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он

красный, круглый, сочный (Яблоко).

Игра: «Отгадывание загадок».

Цель: развитие логического мышления.

Условия игры: предложите детям отгадать описательные загадки на

овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит

капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко

прыгает по деревьям (Белка).

Игра: «Перелётные и зимующие птицы».

Цель: развитие логического мышления.

картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех

перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жаворонок и

т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь и

Игра: «Летает, плавает, ползает».

Условия игры: взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто

умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с

прыгать…; змея, улитка — ползать…)

Игра: «Найди похожее».

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Условия игры: дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и

различные предметы. Задание — нужно сформировать группы предметов по

сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо,

крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.

Игра: «Домашние и дикие животные».

Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления.

Условия игры: перед детьми раскладываются картинки с изображением

домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён

дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных,

а вокруг леса – диких.

Игра: «Наша любимая зима и любимое лето».

Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления.

Условия игры: взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает

две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной

зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то,

что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба,

шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа…)

развиваться наглядно-образное и логическое мышление. Я планирую и в

дальнейшем использовать в своей работе различные дидактические игры.

Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Смирнова
Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

1.«Составь из палочек»

Цель игры: Развивать логическое мышление, воображение.Материал: счетные палочки, мел, доска.

Ход игры: 1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой.Затем говорит: » Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольника? А у вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте,как это можно сделать, и составляйте. После того как большинство детей выполнят задание, он обращает внимание ребят на то, что выполнить задание по разному. Способы выполнения надо зарисовать. Затем даёт задание : -составить два квадрата из 7 палочек; -составить три равных треугольника из 7 палочек;

Усложнение: предложить детям более сложные задачи на перестроение фигур, в которых для изменения фигуры надо убрать определённое количество палочек или перекладывание палочек.Например: составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтоб получился флажок.

Цель: развитие зрительно- пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путём сравнения, предмета с его силуэтом и составления пары » предмет-силуэт».Методические рекомендации: Прежде чем приступить к выполнению этого игрового упражнения, надо объяснить детям лексическое значение слова » силуэт». Ход игры: Выставляются картинки с изображением » помидор»,» тыква», » яблоко». Над этими картинками помещается силуэт яблока. Дети должны определить к какому из изображений подходит данный силуэт. Выбор любой пары » предмет-силуэт»дети объясняют на основе сопоставления очертаний цветного и силуэтного изображений, их идентификации.Усложнение: можно предложить детям силуэты близких по контору (помидор, яблоко, тыква) и подобрать к ним картинки с изображением. (работа с мал. подгруппой, в которой ведущий воспитатель).

3.» Четвёртый лишний»

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, связную речь, расширять словарный запас, научить сравнивать и обобщать, закреплять знания о классификации предметов.

Ход игры: Предложить детям найти на каждой карточке предмет, который не подходит к остальным, объяснить, почему он лишний.

Усложнение: разделении общей группы предметов по одному отличительному признаку. Например рассмотрим на примере группы — насекомые, итак, на карточке одни насекомые, но все летают, а одно из-них ползает.

Цель: развитие зрительного внимания и памяти, зрительно-пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует карточку наложенных контуров, 2 предмета » бочки», и «весов»при этом он объясняет детям, что только поначалу всё здесь изображение кажется путаницей. А на самом деле, если внимательно присмотреться, мы увидим изображения, точнее контуры, нескольких предметов. Чтобы не ошибиться в том, что же изображено на карточке путаницы, надо постараться проследить контур каждого изображения очень внимательно. Когда дети узнали первый предмет, воспитатель выставляет его цветное изображение. Оно ещё раз сравнивается с контуром. Таким же образом надо узнать и все остальные предметы.

Усложнение: Увеличить количество карточек с наложенными контурами.

5.»Найди отличия и сходства».

Цель: развитие внимания и логического мышления у ребенка.

Материал: распечатанные рисунки.

Ход игры:ребенку дают рассмотреть рисунки и предлагают среди четырех изображений выделить:

— 1 пару с одинаковыми элементами (т. е. 2 полностью идентичные картинки);Например: ребенок должен найти две совершенно одинаковые машинки из четырех предложенных и т. д.

Усложнение: найти 2 пары машинки с одним отличающимся элементом и 1 пару с двумя отличающимися элементами.

и ребенок должен обязательно объяснять, какие именно элементы у изображений разные. две машинки, отличающиеся только формой кузова, но имеющие одинаковые кабины; две машинки, отличающиеся формой кабины, но имеющие одинаковые кузова; две машинки, имеющие как разные кабины, так и разные кузова.

6 .»Составление предметов по картинкам»

Цель: развитие внимания и логического мышления у ребенка.

Материал: схема с изображением какого-то предмета

Ход игры: Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.

7.»Составление предметов по картинкам»

Цель: развитие внимания и логического мышления у ребенка.

Материал: схема с изображением какого-то предмета

Ход игры: Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.

Читать еще:  Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников — это мышление при помощи рассуждений.

Дидактические игры для развития словесно-логического, творческого и диалектического мышления Дидактические игры на развитие словесно-логического, творческого, диалектического мышления. «Из чего состоит»- для маленьких дошкольников.

Дидактические игры на развития логического мышления и речи у детей 5–7 лет Дидактические игры на развития логического мышления и речи у детей 5-7 лет. 1.«Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи? Цель:.

Консультация для воспитателей «Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста» Умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Условия возникновения, становления опыта. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Цель: создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Задачи • Формирование мотивации учения, ориентированной.

Родительское собрание «Игры с математическим содержанием, используемые для развития логического мышления у детей 4–5 лет» Семенар — практикум для родителей «Игры с математическим содержанием,используемые для развития логического мышления у детей 4-5 лет» Цель:.

Проект «Формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Проектирование образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на основе принципов Стандарта» «Формирование логического.

Самообразование в ДОУ «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию в ДОУ: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Актуальность:.

Планирование по самообразованию «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию в ДОУ: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста» Задачи на.

Заседание клуба «Дошколенок» по теме:

1) школа: обучение = больница:?

2) лес: деревья = библиотека:?

3) бежать: стоять = кричать:?

4) волк: пасть = птица:?

3. Игра «Узнай предмет по заданным признакам».

1) Назови предмет, про который можно сказать:

а) белый, сладкий, твердый;

б) желтый, кислый, продолговатый;

в) гладкое, стеклянное, в него смотрятся.

2) Кто или что может быть:

а) высоким или низким;

б) холодным или горячим;

в) коротким или длинным;

г) твердым или жидким.

3) Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Приведу примеры лишь некоторых из них:

а) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

б) Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

в) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

4) Какому времени года соответствует следующее описание?

а) Жарко, печет солнце. Вода в реке теплая. Дети купаются. На деревьях зеленая листва, на лугу много цветов, летают бабочки и пчелы.

б) Холодно. Выпал снег. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей. День стал коротким, очень быстро темнеет.

4. Игра «Раздели на группы».

Цель игры: формировать умение делить объекты на классы по заданному признаку.

1) Апельсин, лимон, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.

2) Название мебели. Название посуды.

Стол, стул, чашка, чайник, тарелка, шкаф, диван, вилка, кресло, ложка, кастрюля.

3) Продолжить начатое перечисление. Назвать каждую группу слов:

а) грабли, лопата – это…

б) стол, диван – это…

в) кукла, кубики – это…

г) корова, коза – это…

д) волк, лиса – это…

е) картофель, свекла – это…

ж) куртка, пальто – это…

з) зима, осень – это…

и) туфли, сапоги – это …

к) апельсин, лимон – это …

4) Детям дать задание, в котором предлагается самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:

а) Чашка – это посуда для …

б) Масленка – это посуда для …

в) Конура – это дом для …

г) Берлога – это дом для …

д) Яблоня – это дерево …

е) Пылесос – это … для …

ж) … – это дом для пчел

з) … – это посуда для хлеба

и) Ручка – это предмет, которым …

к) … – это человек, который водит машину.

В данном упражнении закрепляются навыки и умения по составлению определений.

5. Что плавает, что тонет?

Игра на развитие любознательности, наблюдательности, логического мышления. Вряд ли ваш ребенок задумывался над тем почему одни предметы удерживаются на поверхности воды, а другие тонут. Помогите ему провести эксперимент и самому догадаться о существующей закономерности. Для этого подберите предметы из металла и дерева: линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и другие пещи из этих материалов, какие найдутся в доме. Предложите ребенку угадывать, что из них утонет, а что поплывет. (Предметы нужно предлагать в случайном порядке.) Свои предположения малыш проверит, бросая предметы в ванну или в таз с водой. Плавающие пещи пусть ребенок складывает на один табурет, тонущие – на другой. Когда все предметы будут опробованы (а может быть и раньше), малыш, наверное, догадается, что плавают деревянные, а тонут металлические вещи. Если ему это сразу не удастся, «натолкните» его па правильный вывод.

6. Чудесные превращения.

Игра развивает творческое мышление и воображение. Для нее нужны 1–2 небольшие карточки, на которых изображены условные обозначения предметов: 2–3 полоски разной длины или 2–3 цветных кружка. Кроме того, вам с ребенком потребуются листы бумаги и цветные карандаши.

Вы показываете малышу карточку, предлагаете придумать, что это такое и нарисовать на своем листе картину. Хорошо, если к каждой карточке будут нарисованы не одна, а несколько картин. Например, о 2 полосках разной длины можно сказать, что это мальчик с мамой, или девочка с кошкой, или дядя с собакой и т.д.

Готовые картинки рассматриваются, обсуждаются и оцениваются; учитывается их соответствие карточке, наличие сюжета, полнота, эмоциональная выразительность и оригинальность.

7. Бывает – не бывает.

Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу) а неправильно – очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу» «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет», «Девочка рисует домик», «Домик рисует девочку» и т. п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Игра пройдет веселее и интереснее, если ваши фразы и фразы ребенка будут разнообразными и, может быть, неожиданными. Ошибайтесь иногда – это только сделает игру веселее.

Читать еще:  Развивающие игрушки для детей 5 месяцев

В начальной школе учителю необходимо будет не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, а также учить детей самостоятельно мыслить и творчески работать. К развитию этих качеств необходимо приступать как можно раньше, вот здесь-то и нужна помощь родителей.

1. Волина В.В. Учимся играя. – М.: АстПресс, 1996.

2. Светлова И.Е. Логика. М., 2001.

3. Степанов В.А. Веселая математика для детей. М., 2001.

4. Сухин И.Г. 50 литературных викторин для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.

5. Шмаков С.А. Игры в слова и со словами. М., 2000.

Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду

Развивающие игры для детей подготовительной группы детского сада

Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы

Игра «Цветы на клумбах».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы.

Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы — круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые — не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»

Логические задачи.

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)

2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух — не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок — красный.)

3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)

5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

Игра «Я загадала. ».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

— Этот предмет летает? (Да.)

— У него есть крылья? (Да.)

— Он высоко летает? (Да.)

— Он одушевленный? (Нет.)

— Он сделан из пластмассы? (Нет.)

— У него есть пропеллер? (Да.)

— Это вертолет? (Да.)

Игра «Выбери нужное».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например:

• У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

• В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.

• Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.

• В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.

• Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.

• Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.

• У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.

• Времена года: август, осень, суббота, каникулы.

• Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.

Эту игру можно продолжить.

Игра «Я беру с собой в дорогу».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями одиночных предметов.

Описание: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

Игра «Чем похожи и чем отличаются?».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.

Игра «Расселили птиц».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.

Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо — перелетных птиц, в другое — всех тех, кто имеет белое оперение, в третье — всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Игра «Ассоциации».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.

Игра «Придумай предложение».

Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга.

Описание: воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector