221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дидактические игры на развитие логического мышления

Альманах педагога

Автор: Мишарина Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» г.Сыктывкара
Населённый пункт: Республика Коми. г.Сыктывкар
Наименование материала: Доклад
Тема: «Дидактические игры на развитие логического мышления»
Дата публикации: 09.03.2019
Раздел: дошкольное образование

Доклад к выступлению на педсовете по теме

«Дидактические игры на развитие логического

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой личность.

Отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей и какое место ему

предстоит занять в ближайшем будущем. Ребенок открывает для себя новое

место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду

близких. Ребенок умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками:

имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть

непреклонным в своих желаниях. Понимает, что оценка его поступков и

мотивов определяется не только его собственным отношением к себе, но,

прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.

дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному

обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в

обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач,

внимания, мысленным планированием и решением задач. Но поскольку в

процессе игры развиваются мыслительные операции, на уроках необходимо

использовать дидактические игры. Они представляют большой интерес для

прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

В процессе своей работы я подобрала и составила сборник игр для

развития все психических процессов, а особенно

Следующие игры необходимо использовать для развития наглядно-образного

и логического мышления в детском саду.

Игра: «Говори наоборот».

Цель: развитие логического мышления.

Условия игры: ребёнку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово,

а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты

говоришь наоборот «маленький». Можно предложить следующие пары слов:

большой — маленький, толстый — тонкий, черный — белый, старый — новый,

горячий — холодный, пустой — полный, легкий — тяжелый, чистый — грязный,

ученик — учитель, больной — доктор, ребёнок — взрослый, лед — вода, силач-

слабак, артист — зритель, ходить — стоять, смеяться — плакать и т.д.

Игра: «Кто кем будет?»

Цель: развитие логического мышления.

Условия игры: в этой игре ребёнку предлагаются названия предметов и

явлений, а он должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут.

гусеница, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, ученик,

больной, слабый, день, лето и т.д. При обсуждении ответов детей важно

подчеркивать, где это возможно, различные варианты ответов. Например, из

яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея.

Игра: «Кто кем был?»

Цель: развитие логического мышления.

изменений возник тот или иной предмет. Для этого он должен ответить на

вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), дедушка (мальчиком),

крокодил (яйцом), лошадь (жеребёнком), корова (теленком), дуб (жёлудем),

(гусеницей), хлеб (мукой), шкаф (бревном), велосипед (железом), рубашка

(тканью), дом (кирпичами), лето (зимой), день (ночью), учитель (учеником).

Цель: развитие логического мышления.

Условия игры: подготовьте 20 картинок одинакового размера. Каждая

картинка – это «вагончик». Все картинки должны быть разными. Играющим

раздается равное количество картинок. Игру начинает ведущий. Он говорит:

вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий

играющий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим вагончиком. А

для этого надо придумать, чем похожи картинки. Например, я кладу картинку,

на которой нарисована тарелка. С ней можно скрепить картинку с ложкой,

потому что тарелка и ложка – это посуда. Ложку можно скрепить с лопаткой,

потому что они сделаны из металла. Так каждый по очереди может класть

свои картинки — вагончики, надо только объяснить, как они скрепляются, чем

они похожи». Главное, чтобы ребёнок мог назвать свое скрепление. Затем

картинки перемешиваются, и все набирают себе новые картинки. А потом

можно менять и сам набор картинок.

Цель: развитие ассоциативного мышления.

Условия игры: предложите им несколько слов и общими усилиями

постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при

чтении этих слов, например:

самостоятельно придумать ассоциации.

Игра: «Собери большую семью».

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

картинки, и даётся задание собрать «большую семью».

Игра: «Любимая еда».

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Условия игры: подбираются картинки с изображением животных и

пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с

каждому животному разложить его любимую еду.

Игра: «Найди маму малышу».

Цель: развитие наглядно-образного мышления

животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка,

щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

Игра: «Назови одним словом».

Цель: развитие логического мышления.

взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд,

самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко,

груша, слива – фрукты и т.п.

Игра: « Волшебный мешочек».

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Условия игры: в мешочек подбираются игрушки: красного, синего,

изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого

цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав

из мешочка соответствующие игрушки.

Игра: «Собери друзей».

Цель: развитие логического мышления.

Условия игры: детям дают набор картинок с изображением различных

предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е.

подходящие с подходящими.

Игра: «Разложи картинки».

Цель: развитие словесно-логического мышления.

ис пользуют с я

рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку

Цель: развитие логического мышления.

Условия игры: подберите серию картинок, среди которых три картинки

можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные,

транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.), а четвертая картинка —

лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они

так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Условия игры: предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или

нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в

жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать

разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек

Игра: «Найди лишнее слово».

Цель: развитие логического мышления.

овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда,

когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который

объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.

Игра: «Кто быстрее».

Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления.

Условия игры: взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок,

возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также

называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Условия игры: взрослый показывает детям картинки с профессиями

людей и просит назвать, чем занимаются люди определенной профессии.

Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит

Цель: развитие логического мышления.

Условия игры: взрослый предлагает угадать, о каком животном, овоще,

конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он

красный, круглый, сочный (Яблоко).

Игра: «Отгадывание загадок».

Цель: развитие логического мышления.

Условия игры: предложите детям отгадать описательные загадки на

овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит

капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко

прыгает по деревьям (Белка).

Игра: «Перелётные и зимующие птицы».

Цель: развитие логического мышления.

картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех

перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жаворонок и

т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь и

Игра: «Летает, плавает, ползает».

Условия игры: взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто

умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с

прыгать…; змея, улитка — ползать…)

Игра: «Найди похожее».

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Условия игры: дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и

различные предметы. Задание — нужно сформировать группы предметов по

сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо,

крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.

Игра: «Домашние и дикие животные».

Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления.

Условия игры: перед детьми раскладываются картинки с изображением

домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён

дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных,

а вокруг леса – диких.

Игра: «Наша любимая зима и любимое лето».

Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления.

Условия игры: взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает

две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной

зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то,

что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба,

шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа…)

развиваться наглядно-образное и логическое мышление. Я планирую и в

дальнейшем использовать в своей работе различные дидактические игры.

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для детей младшего возраста

    Эдуард Голубец 2 лет назад Просмотров:

1 Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для детей младшего возраста

2 Рыбка червячок Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор Необходимый инвентарь: картинки животных Как играем: сначала читается стихотворение: Зайчик любит морковку, Мишка малинку, Воробушек рябинку, Рыбка червячка, Избегай, рыбка, крючка. Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова сено, собака кость, мышка сыр, кошка молочко и т. д. Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом. Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр. Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка заяц, зерно птица, лошадь сено. Когда предоставится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками. Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе. Сладкоежки Игра помогает формировать зрительный контроль; развивает восприятие величины Необходимый инвентарь: рисунки банок с вареньем, надкусанных яблок. Как играем: покажите ребенку несколько нарисованных банок с вареньем различной степени наполнения. Спросите, из какой банки Карлсон съел больше всего варенья? Попросите объяснить, почему он сделал такие выводы? Покажите рисунки надкусанных яблок. Попросите его ответить, какое яблоко, по его мнению, кусал медведь, заяц, воробей, гусеница? Почему он так решил? Закрепляем: нарисуйте следы медведя, зайца, мышки. Где чьи следы? На улице попросите ребенка определить, где на снегу или песке следы взрослого человека, а где ребенка? А где следы птички и собаки?

Читать еще:  Развивающие игры для развития детей

3 Парные картинки Игра учит находить смысловые связи в парных картинках; формирует произвольную память Необходимый инвентарь: 5-6 пар карточек со схожими по смыслу изображениями (можно взять из любых настольных игр). Как играем: положите перед ребенком парные картинки. Например: дерево и лес, дом и окно или бревно и топор, машина и улица и т. д. Картинки кладутся слева направо, следующая пара кладется под ними. Ребенок должен рассмотреть две пары картинок в течение 1-2 минут и запомнить. Затем правый ряд уберите. Ребенок должен вспомнить, что лежало справо от оставшихся картинок. Спросите, что общего между изображениями на картинках? Возьмите следующие две пары картинок и поиграйте еще раз. Можно играть до тех пор, пока ребенок не устанет. Усложняем: можно взять по три карточки, имеющие смысловые связи. Например: ваза, вода, цветок; девочка, бантики, расческа ребенок должен объяснить их соседство. Оставьте только первые карточки. Ребенок должен вспомнить убранные. Отрицалки Игра учит делать логические выводы методом отрицания/исключения Необходимый инвентарь: опорные картинки. Как играем: предложите ребенку отгадать загадку: «У Коли и Лены по одному шарику, синий и красный. У Коли не синий шарик, какого цвета шарик у Лены?», или «У Тани и Светы по кукле. У Светы кукла не маленькая. Какая кукла у Тани, у Светы?», или «Катя и Таня стоят справа и слева от дерева. Таня стоит не справа от дерева. Где стоит Катя, Таня?» и т. п. Таких вариантов вопросов очень много. Старайтесь придумывать такие загадки сами, загадывая и цвет, и форму, и размер. Внимание: Если ребенок вначале не справляется, можно использовать опорные картинки, например рисунок синего и красного шарика в первом вопросе и т. д.; аналогично при других задачах. Закрепляем: Когда ребенок будет правильно решать задачи, играть можно уже без опорных картинок. Поэтому их можно решать везде, когда будет свободное время.

4 НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты. вид обуви Назови каждый вид обуви. В каких случаях её надевают.

5 Назови фрукты Назови фрукты, которые здесь изображены. Они растут в саду. Названия каких фруктов ты ещё знаешь? назови предмет назови каждый предмет. Это игрушки. Как можно играть с каждым из этих предметов?

6 Найди картинку по описанию. Найди картинку, на которой нарисованы лук, яблоко и листик. Расскажи, что нарисовано на других картинках. Назови посуду Покажи на рисунке только посуду. Назови каждый предмет. Для чего они нужны?

7 Найди предмет Найди предмет, который отличается от того, что в рамке Назови бабушкины овощи. Какие овощи выросли у бабушки в огороде? Назови их.

8 Сравни предметы Сравни предметы между собой. Что у них общего и чем они отличаются друг от друга? найди картинку Найди картинку, на которой нарисованы поросёнок, петух и заяц. Расскажи, кто нарисован на других картинках.

9 Подбери каждому мишке подходящую его костюму кепочку. к Найди каждой кукле мячик, подходящий к её зонтику Рассмотри в комнате все предметы. Назови только мебель. Покажи предметы, которые к мебели не относят.

Игры на развитие логического мышления у детей 4-5 лет

Игры на развитие логики у детей среднего дошкольного возраста

Логическое мышление ребенка необходимо постоянно развивать. Это поможет ему быстро освоить основные математические понятия, разовьет умение сравнивать, конкретизировать, обобщать, анализировать. Игры и упражнения помогут вам научить ребенка находить выход из проблемных ситуаций, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.

Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические игры воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.

Старенькая бабушка

Необходимый инвентарь: много разных пуговиц — большие, средние с ножками, покрытые материей, шершавые, квадратные и т. д.

❀ Игроки садятся за стол. Им завязывают глаза. Ведущий раздает каждому по 10 или 20 пуговиц разного размера, формы и фактуры. Пуговицы надо рассортировать. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и без ошибок.

❀ С каждой игрой разнообразие форм, размера и фактур используемых пуговиц рекомендуется увеличивать.

Двадцать палочек

❀ На столе рассыпают двадцать палочек (карандашей, фломастеров).

❀ Двое игроков по очереди берут по одной, две или три палочки.

❀ Проигрывает тот, кому придется взять последнюю палочку.

Какой он?

С помощью игры закрепляются знания о величине, форме, цвете, умение соотносить их с конкретными предметами

Необходимый инвентарь: любой предмет, имеющий ярко выраженную геометрическую форму (мяч, книга, косынка и т. д.).

❀ Взрослый показывает предмет детям и просит их назвать его характеристики: «Какой он?». Например, мяч круглый, легкий, большой, маленький, желтый, зеленый и т. д.

❀ Второй этап игры — введение более сложных предметов: дерево, машина и т. д.

Кто больше?

Игра помогает ребенку научиться анализировать предметы, выделяя их по форме.

❀ Ведущий называет геометрическую фигуру, а дети должны назвать похожий на нее предмет. Побеждает тот, кто больше всех найдет и назовет таких соответствий. Например, на прямоугольник похожи дом, автобус, хлеб, стол и т. д.

❀ Можно разбить игроков на пары взрослый — ребенок и устроить командную семейную игру.

Фигуры

Игра помогает закрепить знания о предметах, их геометрической форме; закладывает основы абстрактного мышления

❀ Ведущий называет любой предмет, а дети должны определить геометрическую фигуру, которая лежит в его основе. На первом этапе игры можно использовать наглядный материал: карточки или сами предметы. Затем необходимо перейти к устной передаче информации. Это поможет ребенку развить абстрактное мышление.

❀ Сначала берите знакомые и несложные по форме предметы (дверь, мяч, окно и т. д.). Только когда ребенок освоит простые геометрические фигуры, следует переходить к более сложным формам: многоугольникам и пр.

❀ Например: кастрюля — круг; окно — квадрат; спящая кошка — овал и т. д.

Были-небыли

Игра помогает развивать логическое мышление, умение фиксировать противоположные высказывания, закладывает навыки apгументированного отстаивания своей позиции, умения корректно спорить

❀ Ведущий задает детям вопросы. Например: «Может ли крокодил летать? А почему? А может ли он летать в самолете? Может ли маленькая девочка водить машину? А почему? А если ее посадил на колени папа? Может ли торт быть соленым? А почему? А если мама перепутала банки?» и т. д.

Холодно горячо

Игра помогает ребенку научиться координировать сбои действия, развивает навыки ориентирования в пространстве, логическое мышление

Необходимый инвентарь: небольшой предмет или игрушка.

❀ Один из игроков прячет предмет, задача остальных — найти его. Ведущий должен помогать им в поисках, но при этом произносить только слова «холодно» и «горячо», «теплее» и «холоднее».

❀ Слово «горячо» обозначает, что ищущий подошел к предмету очень близко, «холодно» — что отошел слишком далеко.

Антонимы

❀ Игроков должно быть двое, но можно и больше. Можно играть с водящим, тогда он предлагает всем слова, но лучше говорить по очереди.

❀ Один играющий произносит слово, другой должен назвать противоположное ему по значению слово.

❀ Это просто, когда говорятся слова, имеющие четкую пару, например, быстро — медленно (или долго), холодный — горячий (или жаркий). Но если противопоставить огню — воду, веткам — корни, а забору — дыру или проход достаточно просто, то искать противоположности предметам одежды, профессиям, частям тела или геометрическим фигурам — занятие захватывающее и полезное.

Обручи

Игра помогает ребенку научиться классифицировать предметы по форме и цвету

Необходимый инвентарь: два обруча, разные игрушки по форме и цвету или разные геометрические фигуры из детского конструктора.

❀ Для начала возьмите простые предметы, например, кубики красных и синих цветов или круглые предметы и квадратные. Ребенок должен разложить их в разные обручи.

❀ Можно усложнить игру, вводя более сложные предметы, которые обладают двумя признаками: и цветом, и формой. Возможно, ребенок сам придумает, как включить такой предмет в обе группы. Если он не догадается, покажите, как можно положить обручи, образуя пересеченное пространство, чтобы синий кубик в красных полосках оказался сразу в двух обручах.

С помощью обруча меньшего размера внутри групп предметов можно создавать подгруппы: например, подгруппу больших предметов среди синих кубиков или подгруппу больших кубиков среди кубиков.

Алгоритмы

Эта игра поможет вашему ребенку без утомительных нотаций научиться правильно планировать время и самостоятельно принимать решения

Читать еще:  Что относят к игрушкам для сенсорного развития

❀ Вспомним, что алгоритм — это разбиение действия на его составные части. Для составления даже простого алгоритма мы должны осмыслить детали наших действий, а сами действия подразделить на составные элементы. Для этого нужно научиться находить начало и конец действия и уметь выделять его отдельные этапы.

Вариант 1 (самый простой)

❀ Составьте алгоритм действия, уже один или много раз совершенного ребенком. Например, чтобы составить алгоритм дороги в детский сад или на игровую площадку, необходимо мысленно проделать это путешествие, дробя его на различные этапы (оделся, обулся, открыл дверь, вышел, закрыл дверь, спустился по лестнице и т. д.).

❀ Ребенок составляет алгоритм действия, ни разу не совершенного им, то есть прогнозирует его. Для таких случаев подходят игры на программирование — составление алгоритмов для управления игрушечными «роботами». «Роботами» могут быть машинки, поезда, куклы, любимые игрушки.

❀ Попросите ребенка представить себя в сказочной ситуации и описать по порядку, что нужно сделать, чтобы достичь определенной цели (например, провести автомобиль по дороге среди гор или леса).

❀ Для того чтобы начать игру, нужно сначала нарисовать игровое поле или «лабиринт» и придумать «цель».

♦ провести автомобиль по дороге среди гор или леса;

♦ помочь мышонку проползти по подземному лабиринту его норки;

♦ превратиться в космонавта и пройти по поверхности планеты;

♦ помочь маме доехать на машине к магазину;

♦ доехать с помощью карты дорог от дома до Черного моря;

♦ помочь лисичке пройти через поле, лес и речку.

❀ Для начала можно использовать поле из прямоугольных клеток (лист бумаги), размеченных, например, тонкой линией. Стенки можно изображать толстыми сплошными линиями. В принципе, клеточки не обязательно должны быть прямоугольными, и само поле может оказаться довольно сложным. Главное, чтобы малышу было ясно, как им пользоваться.

❀ Активно вводите в речевой оборот ребенка слова «верх», «низ», «право», «лево».

Игра с цветами

Необходимый инвентарь: парные таблички красного, синего и желтого цвета из картона.

❀ Таблички выкладываются в два ряда в произвольном порядке.

❀ Взрослый подбирает пары, выкладывает их на столе, предлагает ребенку повторить то же самое самостоятельно.

❀ Можно дать ребенку табличку и попросить отыскать в комнате предмет такого же цвета.

❀ Возьмите парные таблички основных цветов плюс дополнительные: фиолетовый, черный и т. д. Попросите ребенка выбрать три понравившихся дополнительных цвета, остальные таблички уберите. Из оставшихся табличек ребенок выкладывает пары.

❀ Другим вариантом игры может быть такой, при котором взрослый выкладывает все таблички от самого темного до самого светлого цвета, а затем просит ребенка повторить свои действия.

❀ Усложнить игру можно, вводя таблички одного цвета, но разных оттенков — от самого темного до самого светлого. Взрослый сам выкладывает спектр, затем просит ребенка повторить его действия: выложить линейку цвета от самого темного оттенка до самого светлого.

Угадай животное

Игра помогает разбить и закрепить умение классифицировать, разделять и объединять

❀ Угадывать можно не только животных, подойдет любая группа предметов или существ, поддающихся классификации.

❀ С детьми четырехлетнего возраста лучше всего играть именно в животных, потому что классификация животных — одна из первых, с которыми знакомится ребенок.

❀ Один из детей загадывает животное. Остальные по очереди задают ему вопросы, на которые ведущий должен отвечать «да» или «нет». Выигрывает тот, кто угадал.

❀ Ведущий выигрывает, когда сдаются все игроки.

Логические задачки

Игра учит концентрации Внимания, развивает логическое мышление

❀ По пути в сад, магазин, на прогулке или в автомобиле вы можете легко придумывать для ребенка логические задачки, облекая их решение в игровую форму. Помогите ему научиться концентрировать внимание, запоминать условие задачки. Для этого не торопясь проговаривайте условия задачки.

❀ Попросите ребенка рассказать, что он понял из заданной вами задачи. Из первого предложения, второго. Скорее всего, к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.

❀ Сначала решите какую-нибудь задачку вместе. Проговаривайте весь ход своих мыслей, чтобы ребенок мог следить за логикой вашего мышления.

❀ Вот несколько примеров задачек.

♦ Стоит елка. На елке две ветки. На каждой ветке растет по одному яблоку. Сколько всего яблок? Ответ: ни одного — на елке яблоки не растут.

♦ Если пингвин с северного полюса полетит на юг, то в каком направлении ему нужно двигаться? Ответ: пингвины не летают.

♦ Если мальчик стоит на двух ногах, то он весит 12 кг. Сколько килограммов он будет весить, если сядет на стул? Ответ: 12 килограммов.

♦ У двух братьев одна сестра. Сколько детей в семье? Ответ: 3.

♦ Маша и Саша пошли в лес собирать грибы и ягоды. Саша грибы не собирал. Что собирала Маша? Ответ: Маша собирала грибы.

♦ Артем и Лена сели рисовать. Один ребенок рисовал красками, а девочка стала рисовать карандашами. Чем стал рисовать Артем?

♦ В магазине в трех корзинках лежат разные игрушки. Мишки лежат не в синей и не в оранжевой корзинке. Слоны не в синей и не в розовой корзинке. В какой корзинке лежат собачки? А мишки? А слоны? Ответ: мишки лежат в розовой корзинке, слоны — в оранжевой, а собачки — в синей.

♦ На березе не сидит белка, а на сосне не сидит сорока. Кто сидит на березе? А кто сидит на сосне? Ответ: на березе сидит сорока, а на сосне — белка.

♦ Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок? Ответ: мышка едет в среднем вагоне, а цыпленок — в первом.

♦ Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая? Ответ: легковая машина ехала по узкой дороге, а грузовая — по широкой.

Логическая цепочка

В процессе игры ребенок учится отделять частное от целого.

❀ В игре могут участвовать от 4 до 10 детей. До начала игры нужно поговорить с детьми о людях разных профессий: поваре, враче, спортсмене и т. д., действия которых наиболее легко воспроизвести в пантомиме.

❀ На игровом поле рисуется круг радиусом два метра, внутрь которого встает ведущий. Остальные дети выстраиваются по кругу. Ведущий (для начала им должен быть взрослый) загадывает какую-нибудь профессию, например повара, и начинает изображать его (например, мешать суп в кастрюле).

❀ Остальные дети должны догадаться, кого он изображает, и включиться в игру, начав изображать какое-нибудь другое действие, присущее работе повара (резать овощи, чистить картофель, тереть морковь, разливать суп по тарелкам и т. д.).

❀ Ведущий все это время внимательно смотрит за действиями игроков и решает, правильно ли тот или иной игрок отгадывает загаданное. Если да, то он приглашает игрока в круг. Они начинают двигаться вместе, и уже оба высматривают среди играющих, кого можно пригласить в круг.

❀ Игра заканчивается, когда все играющие оказываются в круге.

❀ После игры все вместе обсуждают, кого они изображали. Раскручивается логическая цепочка: кто что придумал показывать, кто кого отгадал и ввел в круг.

Народные загадки

Отгадывание загадок способствует развитию логического мышления ребенка

♦ Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы.)

♦ Висит груша, нельзя скушать. (Лампочка.)

♦ Зимой и летом одним цветом. (Елка.)

♦ Сидит дед, во сто шуб одет;

кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

♦ Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка.)

♦ По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. (Брюки.)

Найди пуговки

Положите в шкатулку (коробочку) много разных пуговиц и попросите ребенка выбрать ту из них, которая подойдет к кофточке (круглая с двумя дырочками) и штанишкам (квадратная с четырьмя дырочками).

Назови лишнее

❀ Попросите ребенка внимательно рассмотреть рисунок и определить, какое яблоко лишнее.

Перемести окна

❀ Подготовьте листочки в клеточку и на одном нарисуйте домик. Попросите ребенка внимательно посмотреть на рисунок с домом 1. Затем в доме 2 переместить все окна на одну клетку вниз и нарисовать то, что получится. После этого в доме 3 переместить все окна на одну клеточку вверх и нарисовать то, что получится.

Комплекс игр и упражнений для развития мышления

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Для Вас, родители! (18)
  • Для Вас, педагоги! (18)
  • Моё хобби (6)

Комплекс игр и упражнений для развития мышления

Упражнение № 1.

Цель: развитие словесно-логического мышления

Ход: к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8 Марта.

Щетка___________ . Иголка______________ . Лопата_______________.

Лейка___________ . Грабли______________ . Нож_________________.

Лифт__________ . Холодильник________. Гвоздь________________.

Миксер_________ . Ракетка_____________. Тачка_________________.

Банка___________ . Мясорубка___________. Весло_________________.

Упражнение № 2.

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

Цвет: цыпленок, лимон, василёк. Огурец, морковь, трава . Халат врача, помидор, снег

Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка

Величина: бегемот, муравей, слон. Дом, карандаш, ложка

Материал: банка, кастрюля, рюмка. Альбом, тетрадь, ручка

Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое

Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля.

Читать еще:  Дидактические игры на развитие воображения

Упражнение № 3.

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-. (дом)

песня-глухой, картина-. (слепой)

паровоз-вагон, конь-. (телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-. (летчик)

карандаш-рисунок, буквы-. (слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-. (вода)

машина-дорога, воздух-. (самолет)

корова-теленок, лошадь-. (жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-. (кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-. (мясо).

Упражнение №4 «Подбери слово»

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима, лодка-. (лето)

собака-шерсть, щука-. (чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-. (соль)

дерево-сук, рука-. (палец)

дождь-зонтик, мороз-. (шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-. (дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-. (шнурок)

коса-трава, бритва-. (волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-. (голод)

электричество -провода, пар-. (трубы)

лимон — кислый, сахар-. (сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-. (море)

птица-клюв, слои-. (хобот)

Упражнение №5 «Назови одним словом»

Цель: развитие операции обобщения, классификации, развитие внимания.

Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

Кисель — кефир — сок — чай (напитки) Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка Муравейник — нора — логово — берлога Самолёт — корабль — лодка — мотоцикл Глина — шерсть — дерево — пластмасса Двойка — тройка — пятёрка — единица Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха Салат — каша — борщ — запеканка Топор — лопата — пила — отвёртка Серьги — браслет — цепочка — кулон Храбрость — доброта — трудолюбие — честность Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло Клюв — перья — крылья — коготки Есть — спать — учиться — гулять

Упражнение № 6.

Цель: развитие операции классификации, обобщения.

Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на­звать обобщающее понятие.

Стол, стул, диван Творог, сыр, масло Врач, повар, лётчиц Сок, кефир, компот Шишка, жёлудь, орех Корабль, лодка, яхта Паровоз, электричка, трамвай Книга, альбом, блокнот Торшер, бра, настольная лампа Сосиски, колбаса, котлета Земляника, клюква, малина Сыроежка, лисичка, подберёзовик Сосна, берёза, липа Жасмин, шиповник, сирень

Дождь, ветер, иней

Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»

Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.

Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.

Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, во­лосы). Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:

Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным. )?

Что бывает высоким (низким)?

Что бывает зелёным (красным, синим)?

Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?

Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?

Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревян­ным, железным)?

Что бывает тяжёлым (лёгким)?

Что бывает глубоким (мелким)?

Что бывает колючим (острым, хрупким)?

Упражнение №8.

Цель: развитие воображения, мышления.

Задание: рассказать, во что превратится

Стул без спинки______________

Чашки без ручки ______________

Мороженое без холодильника ____

Всадник без лошади ____________

Дерево без веток ______________

Стол без ножек________________

Ливан без спинки _____________

Самолёт без крыльев___________

Книга без страниц _____________

Подушка без перьев ___________

Спички без серы ______________

Снеговик без холода___________

Телевизор без электричества____

Карандаш без грифеля _________

Кофта без рукавов_____________

Кепка без козырька ___________

Окно без стекол_______________

Сад без деревьев ______________

Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь».

Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Упражнение №10 «Закончи предложение»

Цель: развитие мышления.

Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу целиком.

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки) Маша уколола спицей палец, так как неумела (стирать, вязать, шить) Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая, грязная, узкая). Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль). Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки). Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

Упражнение № 11.

Цель: развитие мышления, внимания.

Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.

Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Тупой (нож) Высокий

Полный (стакан) Добрый

Старый (диван) Шершавый

Грубый (разговор) Весёлый

Упражнение № 12.

Цель: развитие операции анализа, синтеза, внимания, речи.

Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений

У Кати кукол больше, чем игрушек

Трехэтажный дом ниже одноэтажного

Ручеёк шире реки

Самолёт движется медленнее машины

В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира

Лапа моложе сына, но старше дедушки

Черепаха ползает быстрее змеи

Тигр слабее кошки

Петя собрал поганок больше, чем грибов

У зайца ушей больше, чем у медведя

Стол квадратнее окна

Стул деревяннее тумбочки

Упражнение №13.

Цель: развитие операции анализа, синтеза.

Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,

Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода). Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________. Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит ____________________. Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________ Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________. Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________. Все изделия из стекла хрупкие. Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит ___________.

Игра «Главное и второстепенное»

Цель: развитие операций анализа.

Один человек что-то загадывает: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданные предмет и назвать его. Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да». Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да». Отгадывающий говорит, что это цыпленок.

«Подбери слово»

Цель: развитие операций мышления.

Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-. (дом)

песня-глухой, картина-. (слепой)

паровоз-вагон, конь-. (телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-. (летчик)

карандаш-рисунок, буквы-. (слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-. (вода)

машина-дорога, воздух-. (самолет)

корова-теленок, лошадь-. (жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-. (кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-. (мясо).

«Подбери слово» -2.

Цель: развитие операций анализа.

Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима, лодка-. (лето)

собака-шерсть, щука-. (чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-. (соль)

дерево-сук, рука-. (палец)

дождь-зонтик, мороз-. (шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-. (дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-. (шнурок)

коса-трава, бритва-. (волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-. (голод)

электричество -провода, пар-. (трубы)

лимон — кислый, сахар-. (сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-. (море)

птица-клюв, слои-. (хобот)

Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.

Запиши обобщающее слово:

Что здесь лишнее? Почему?

таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;лиса, заяц, медведь, пчела;машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector