221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дидактические игры на развитие мелкой моторики

Дидактические игры «Развитие мелкой моторики рук»

Дидактические игры «Развитие мелкой моторики рук»

«Груши и яблоки с пуговицей»

Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая груша», учить пристегивать и отстегивать груши, яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: картинки яблок, груш, нитки, пуговицы, картон для макета деревьев, скотч для «ламинирования».

Ход игры: Поиграем в «Ураган» – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, воспитатель или ребенок отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.

Дидактическая игра: «Накорми колобка»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта

Дидактическая игра «Крупинки-придумки!»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).

Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие).

Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.

«Дорисуй картинку с помощью пробок»

Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук.

Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы.

Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.

Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Оборудования: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление основных цветов.

Оборудование: картон белого и серебристого цвета, фломастеры основных цветов, клей – карандаш, шарики из цветного картона, скотч для «ламинирования», картинки сказочных героев, липучки.

Ход игры: воспитатель просит детей прикрепить шарики по цветам.

Упражнение «Веселые карандаши»

Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику.

Оборудование: разноцветные карандаши, киндеры, глазки.

Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу».

Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.

Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.

Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.

Инструкция: дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.

10. «Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Материал : лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

все пальцы должны участвовать;

нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

Цель : развитие и тренировка координации движений пальцев рук, развитие кончиков пальцев рук, соотнесение цвета, развитие внимания.

Материал : Рисунок 1 (см ниже)

Ход игры: идти по кочкам строго по карте, которая находится над сундуком.

участвуют все пальцы;

палец первый не отрывать от кочки пока не перейдет другой палец.

Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.

Например, кулак – кулак – ладонь.

Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

12. «Зайка и зеркало»

Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

Инструкция: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Цель: упражнение ладоней.

Инструкция: ладони сложены вместе, пальцы смотрят вверх, локти — в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

Цель: развитие динамической координации, чередование движения.

Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.

Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

Инструкция: отбивая по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваем правой рукой, ударять по столу указательным пальцем левой руки.

17. «Усложненный барабанщик»

Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.

Инструкция: положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный или средний на указательный (или наоборот) и слегка отстукивать темп.

Цель: активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами).

Инструкция: ребенок зажимает края стола между прямыми пальцами (сжимать как можно сильнее). Упражнение выполняют несколько раз.

Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре.

Материал: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.

Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).

Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников

Картотека пальчиковых игр

Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

Читать еще:  Первые развивающие игрушки для малыша

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.


«Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.


«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)

Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение: «Для моей сестрички

Я плету косички

Из шнурков и из тесьмы,

С нею очень мы дружны.»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением — разровнять.


«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.


«Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.


Игра с крышками от бутылок «Лыжник»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» — «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.


«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.

Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,

соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету — «Цветные дорожки».

Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.

Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.

Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики

Автор: Шафикова Гузель Рустемовна

Организация: МБДОУ Детский сад №7 «Колосок» комбинированного вида

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Нурлат

НАЗНАЧЕНИЕ: обобщение педагогического опыта предназначено для педагогов ДОУ, родителей.

ЦЕЛЬ: показать эффективность дидактических игр и упражнений в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста.

1.Дидактическая игра-макет Дерево «Времена года»

Цели : расширение и обогащение словаря детей, знать четыре времени года, сезонные изменения , ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева; ознакомление детей с цветом, формой, величиной; формирование элементарных математических представлений — различение понятий много, один, по одному, ни одного; сравнение равных и неравных групп предметов и т. д.

Читать еще:  Подвижные развивающие игры для детей 2 3

Описание игры: показ дерева ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;

Игра-макет может обновляться новыми экспонатами: куклами в сезонных одеждах, фигурками животных, а так же сезонными атрибутами для использовании в сюжетно-ролевых играх, сделанными детьми, например, зимой можно сделать с детьми горку, санки, каток из бросового материала

2.Дидактическая игра-макет «Двор для домашних животных»

Цели : Формировать игровые умения в игровой ситуации, воспитывать умение играть сообща, взаимодействовать в игре.

Описание игры: повторить названия животных и их детенышей, закрепить умение разделять животных на диких и домашних, называть детенышей. Закрепить понятие цвета, названия деталей, кормление животных.

Можно взять веник и проговорить стих:

Подметаю я свой двор,

Собираю в кучу сор,

Будут все меня любить,

3. Дидактическая игра-макет «Математическая яблоня»

Цель: направлена на закрепление навыков счета в пределах десяти.

Описание игры: Ребенку предлагается посчитать сколько висит яблок того или иного цвета.В процессе выполнения задания активно тренируется числовая память.

4. Дидактическая игра «Геометрические вкладыши»,

Дидактическая цель : Учить детей выделять цвет предметов, сравнивать предметы по цвету (одинаковые, различные), выбирать из группы одну подходящую геометрическую фигуру.

Описание игры : Даны плоскостные окошки (тени) и изображения геометрических фигур разного цвета (красного, жёлтого, синего, и зелёного). Детям предлагается подобрать соответстующее окошко по форме.

5. Дидактическое пособие «Волшебный сундучок»

Цель: совершенствование тактильных ощущений и восприятия.

Описание игры: Детям предлагается по очереди опознать игрушку посредством осязания в «волшебном сундучке», наполненным крупой, затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.

6 Дидактическая игра «Большая стирка»

Цель: совершенствование мелкой маторики и восприятия, развития речи, учить отличать цвета.

Описание игры: (имитация стирки) взять платочек и постирать его, сполоснуть, выжать, повесить на веревку, прикрепить прищепкой.

— Буду маме помогать, Буду сам бельё стирать

-Мылом я белю носки, Сильно трутся кулочки

-Сполосну носки я ловко, И повешу на верёвку.

7. Дидактическая игра «Чудесные резиночки»

Цель: направлена на развитие мелкой моторики рук ребенка; закрепление основных цветов.

Описание игры: детям предлагается надеть на пальчики макета руки резинки одного цвета.

8. Макет для пальчиковых кукол «Поиграем в сказку»

Цель: развитие речи, артистизма, памяти.

Описание игры: детям предлагается обыграть сказку с помощью пальчиковых кукол.

9. Дидактическая игра «Сколько?»

Цель: направлена на закрепление навыков счета в пределах десяти.

Описание игры: Ребенку предлагается прикрепить прищепку с числом с определенным количеством точек на круге. В процессе выполнения задания активно тренируется числовая память.

10. Дидактическая игра «Разноцветные колечки»

Цель: направлена на развитие мелкой моторики рук ребенка; закрепление основных цветов.

1. Вариант Детям раздаются колечки, нужно собрать кольца по цвету.

2.Вариант Детям раздаются картинки с различными изображениями — машинка, мишка, гусеница, неваляшка, бусы, цветочек. Они должны добавить и разложить по размеру и цвету колечки. Вместе с детьми необходимо проговаривать что, колечки разные — большие и маленькие. Называть их форму – круглые. Обращать внимание на цвет.

11 . Дидактическая игра «Собери картинку и назови действие»

Цель игры: учить собирать из частей целую картинку, называть, что изображено и действие.

Описание игры: Ребенку предлагается помочь животным: они баловались, шалили и так получилось, что они рассыпались. Нужно – собрать их. Когда картинка собрана, можно поработать над ней.

12.Дидактическая игра «Зашнуруй и завяжи»

Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть цвета; развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания

Описание игры: детям предлагается зашнуровать и завязать на бантик шнурок.

13. Дидактическая игра «Ёжик – застежки»

Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть цвета; развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания

Описание игры: детям предлагается застегнуть пуговку определенного цвета.

14. Дидактическая игра-макет «Весёлый паровозик»

Цель: развитие речи, мышления.

Описание игры: многофункциональный макет для картинок для любого вида деятельности.

15. Дидактическая игра «Покорми поросёнка»

Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения брать мелкие предметы; развитие тактильных ощущений;

Описание игры: детям предлагается покормить поросенка.

16 . Лэпбук «Профессии»

Цель: закрепить знания о различных профессиях.

Описание игры: детям предлагаются задания из кармашек.

17. Сенсорные коробки. Игры с крупой. Стол-планшет для рисования песком.

1. Сенсорные коробки

2. Песочница (из риса, манки)

3. Сухая живопись (аппликации из крупы на бумаге)

4. Изучение цветов

5. Игры, развивающие мелкую моторику (найди предмет, пересыпь крупу в емкость, насыпь ложкой)

6. Из крупы можно сделать искусственный снег, море, луг, землю и так далее — это развивает воображение ребенка.

7. Из цветных круп можно сделать сортер (Рассортируй цвета)

8. Из цветных макарон можно сделать бусы

9. Рассыпанные на пол крупы — хороший массаж ног

10. Поделки своими руками (открытки, панно)

11. «Песочная анимация» на стекле или пластике

13. Можно спрятать металлические предметы в крупе и найти их с помощью магнита

14. Игры в кондитера (цветная посыпка из риса)

15. Из цветной круп можно сделать калейдоскоп.

16. Цветной рис в баночке — красивое украшение интерьера.

17. Цветную крупу можно насыпать в бутылку воронкой.

РИСОВАНИЕ МАНКОЙ НА ПОДНОСЕ
Манка по текстуре очень похожа на песок. Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта «прохладного морского песочка»), можно положить манку ненадолго в холодильник.
Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухсторонний скотч и играть в свободном доступе. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить! Предварительно можно подстелить покрывало, чтобы минимизировать процесс уборки после рисования. Манкография (рисование манкой или на самой манке) принесет вам массу положительных эмоций!

Варианты рисования на манке:

1. Изучения букв и цифр.
На манке можно художественно выводить не только каляки-маляки, но и буквы и цифры. Это занятие весьма увлекательное и долгое. Можно это делать пальчиком, а можно с помощью трубочки от коктейля или линейки.

2. «Поиск клада» и рисование крупой на манке.
Можно спрятать в манку немного цветного риса, и дать ребенку найти цветные зерна, можно рисовать на манке с помощью этого риса узоры. Манкография — занимательное занятие.

3. Тренажер для развития речи.
При помощи трубочки для коктейля можно дуть на манку чтобы обнаружить под манкой наклейку с рисунком (которую предварительно нужно маме приклеить и закопать)! Ребенок в восторге от находки, мама в восторге от развития речи!

4. Рисование на манке.
Манкография — занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще вместе с мамой рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т.д.
В манкографии можно рисовать с помощью предметов — трубочки для коктейля, кисточки, стеклянных камней, которыми можно выкладывать рисунки на манке. Выкладывание мелких предметов способствует развитию мелкой моторики у детей в возрасте от 1 года до 3 лет.

Читать еще:  Развивающие игры из крышек

18 Ковролинограф – удобное приспособление для игр и занятий. Для игры на ковролинографе используются бумажные картинки, фетровые или другие игрушки с липучками.

Список использованной литературы:

1. Генденштейн Л.Э., Мадышева Е.Л. «Не пролей и не просыпь»

2. Мария Монтессори «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет»

Дидактические игры на развитие мелкой моторики

Автономная некоммерческая организация дошкольного образования

Из опыта работы

На тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников

через дидактические игры»

(выступление на педагогическом совете)

Одним из важнейших аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Развивая мелкую моторику, активизируются зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребёнка, его внимания, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребёнка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимания и воображения.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Для того, чтобы улучшить моторику и координацию движений рук использую в своей работе дидактические игры и упражнения.

Игра в жизни дошкольника – это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часть построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры со сверстниками побуждают чувство коллективизма.

Уделяя достаточно внимания играм и упражнениям на развитие мелкой моторики и координации движений руки через дидактические игры решаются сразу две задачи:

Первая. Косвенным образом осуществляем интеллектуальное развитие ребёнка

Второе. Готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Для достижения результата по совершенствованию мелкой моторики использую в своей работе следующие формы:

— совместную деятельность с детьми;

— свободную самостоятельную деятельность.

В совместную деятельность с детьми включаю пальчиковые гимнастик, пальчиковые игры со стихами, скороговорками; физкультминутки; развитие графической моторики: рисование по трафаретам, штриховку, лабиринты, графические диктанты. Использую методику «Расскажи стихи руками». Это помогает не только развивать мелкую моторику и речь, но и умение слушать, что тоже очень важно при подготовке к школе.

В индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делаю это с помощью массажа рук и упражнений с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков – ёжиков, карандашей, носовых платочков. Эти упражнения позволяют установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряжённости монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учить управлять своим дыханием, формировать правильное произношение. Массаж развивает тактильное ощущение, воздействует на ребёнка как лечебная физкультура.

Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Для самостоятельной деятельности детей в группе есть много различных развивающих пособий. Они расположены в зонах познавательно – исследовательской деятельности, театральной деятельности, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности. Это различные вида конструкторы, мозаики, пазлы, кубики, шнуровки, наборы бусинок, разнообразный природный и бросовый материал, крупы, художественные материалы (кисти, карандаши, фломастеры, мелки) листы для рисования и оригами, раскраски, пластилин, трафареты.

Для того, чтобы разнообразить игры детей по развитию мелкой моторики и координации движений, используем не только готовые игры, но и игры из подручных материалов, например: игра «Золушка».

Для того, чтобы Золушка успела на бал, поможем ей разобрать на отдельные тарелочки смешанные в одном контейнере бусинки, гречку, фасоль, ракушки, желуди и т.д. Игру можно усложнить, предложив сортировать предметы по схеме. Игра позволяет развивать мелкую моторику, дети учатся действовать поочередно правой и левой рукой, совершенствовать точность движений пальцев.

Игра «Выгладим платочки». Предлагаем помочь постирать и погладить платочки. Дети сначала мнут лист фольги, а потом скомканный платочек разглаживают пальцами двух рук.

Обращаем внимание на качество выполнения работы: платочек должен быть без складочек, ни один край не должен быть загнутым. Игра развивает сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость, учит прикладывать силу в движениях. Формирует навыки зрительного контроля и сглаженность в движениях рук.

Игра «Чудесный мешочек». Дети находят на ощупь предметы по форме, по материалу, по названию.

Игра «Выложи буквы». Дети выкладывают буквы из различных материалов(счетные палочки, трубочки, крестики, косточки и т.д).

Игра «Выложи картину». Дети с помощью геометрических фигур выкладывают медведя, зайца и т.д.

Игра «Помоги бабушке». Дети развязывают узелки на бельевой веревке, сматывают клубочки.

Игра «Выложи нитками». Дети выкладывают контуры картинок нитками(птичка, цветок и т.д.).

Игры с водой и пипеткой — капли по контору рисунка, различные переливания.

Игра «Сплетем коврик». Дети плетут коврики из полосок цветной бумаги.

Игры с песком «Нарисуй пальчиком, палочкой».

Для поддержания интереса детей к играм по развитию мелкой моторики рук мы придумали и стараемся разнообразить с/р игры: «Ателье моды», «Тюнинг машины», «Студия маникюра». Дети раскрашивают трафареты, украшают их мелкими деталями из бумаги, пластилина, стразами, бусинками и т.д.

Также мы придумали с/р игру «Фабрика игрушек». Дети делают игрушки оригами, папье маше, лепят из глины, раскрашивают их, украшают аппликацией из различных материалов.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и координации движений очень много. При желании, особенно если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь — учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Игры и упражнения, пальчиковые гимнастики, разминки, проводимые систематически, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить ит.д.

Таким образом, если будут развиваться пальцы, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector