221madou.ru

Мама и Я
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

Сенсорные игры для развития тактильных ощущений

Лабиринт Помоги кроту

Кроссворд В гости к сказке

Подборка сенсорных игр на развитие и стимулирование тактильных ощущений.

Сенсорное развитие — это развитие восприятия ребёнка посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, размер, цвет, положение в пространстве, запах, вкус и т.д.).

Сегодня мы рассмотрим игры на развитие тактильных ощущений. Они подойдут и малышам и школьникам. Кроме того, в эти игры можно играть всей семьёй и привлечь к общей игре детей разных возрастов. Только не забывайте малышам немного упрощать задание. Игры подобраны, исходя из минимальных временных и материальных затрат, и должны выполняться на ходу. В дальнейшем сами решайте, во что играть с ребенком.

Вам нужно отобрать по дому вещи, игрушки из разных материалов и форм: резиновые, деревянные, металлические (ложки, например), пластмассовые, тканевые; скользкие, шершавые, теплые, холодные, мягкие и твердые.

Малышам даем в руки, называем и запоминаем. Потом играем. Школьникам – можно сразу усложнять игры, закрывая глаза.

Вспомнить предмет

Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.

Сенсорные игрушки

Здесь нужно проявить немножко фантазии и сделать небольшие игрушки с различными наполнителями. Ребёнку будет интересно щупать их через ткань, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.

В качестве наполнителей можно использовать фасоль, гречку, горох, макароны с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицы, монетки, бусины.

Предлагаю несколько вариантов:

Кстати, шарики с крахмалом делали ещё наши бабушки и мамы в советские времена.

Заменителями шариков могут стать резиновые перчатки.

2. В качестве мешочков можно использовать уже не нужные детские носочки.
3. Солнышко. Шьётся довольно просто: два одинаковых по размеру круга и по периметру лучики, которые можно сделать из разных лент, тесьмы и ткани. В основу солнышка положите несколько горошин, пуговиц или бусин, можно разного размера. А если сделать без лучиков, получится колобок.

Особо творческие мамы, обладающие швейной машиной и навыками шитья, могут создать книжки и коврики для малышей с аппликациями из разных тканей, с пуговицами и застёжками.

В общем, всё зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов.

Игры с водой

Эти игры весело проводить в ванной.

1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.
2. Воспользуйтесь игрушечной посудой, устройте «чаепитие» или «званый ужин», ребёнок будет сам «накладывать еду» или разливать по чашечкам «чай».
3. Предложите поиграть с губкой, выжимать её, можно дать мыло, чтобы намылить губку и «помыть» ванну, стену, кран. Предложите потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.
4. Предложите малышу помыть себя мочалкой самостоятельно.
5. Предложите школьнику определить, например, сколько чашек воды поместиться в кастрюле?

Мыльные игры

Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.

«Танцы пузырей». Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.

«Король мыльных пузырей». Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На «мыльной» клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не лопнет.

Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.

«Волшебные руки». Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.

Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.

Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров: квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их самостоятельно из толстой проволоки.

Узнай фигуру

На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.

Для малышей мы сначала вводим понятие «такую же». Показываем одну деталь Лего, потом вторую и говорим, что это такая же. Затем просим отобрать из двух предложенных такую же, как у нас на столе (в руке).

Узнай предмет на ощупь

1. На столе раскладываем или расставляем:

— различные овощи: огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан.
— посуду: ложки Большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце
— одежду: майка, футболка, платье, юбка, шорты .
— игрушки

А теперь закроем глаза и давайте попытаемся определить, что это за предмет.

Позже усложним задачу и будем выбирать предметы определённой формы (круглые, квадратные и т.д.) и размеров(большие, маленькие), можно выбирать по свойствам материалов: пластмассовые предметы, металлические, стеклянные, бумажные, из ткани.

Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.

Это забавная игра скрасит досуг и поможет развить у ребёнка умение, определять на ощупь предметы, их форму и фактуру.

2. Помните, раньше была замечательная игра: водящему завязывали глаза, раскручивали его, он подходил к ближайшему игроку и на ощупь определял, кто это. Эту игру мы модифицируем и будем играть с мебелью (столом, стулом, диваном . ). Игра подойдёт для деток от 5 лет и для младших школьников.

Завязываем глаза школьнику, раскручиваем его и подводим к одному из предметов: «Угадай-ка!»

3. В большую коробку складываем мячи разного размера, просим закрыть глаза и поймать, например, большого зайчика или маленького мышонка. Ребёнок научится определять размер предметов и называть его словами.

Найди пару

Игру не сложно сделать самим дома, главное, найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Будут нужны различные кусочки ткани, губки и т.п.

Играть можно несколькими способами:

— просим ребенка (малыша — с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

— берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.

Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):

1. Ткани (какие есть):

— хлопок
— синтетические ткани
— фетр
— вельвет (крупный, мелкий)
— бархат и велюр
— кожа
— гладкая ткань (например, подкладочная)
— флис
— грубая ткань (например, мебельная для обивки)
— любая «колючая» ткань
— ткань с пайетками
— шелк и атлас
— мех
— ткань с рельефом
— ткань ворсистая (как овечка).

2. Пуговицы различных формы и размеров.

3. Липучки с обеих сторон.

4. Бархатная и фактурная бумага.

5. Вата или ватные диски.

6. Нитки или пряжа.

7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.

Читать еще:  Развивающие игры для детей 1 месяца

9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).

10. Кусочек резинового коврика.

13. Косточки от персиков, от абрикос…

Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.

Вышеперечисленные игрушки очень просто сделать самим без серьёзных финансовых затрат, и под силу любой маме.

Сенсорные коробки

Дети любят возиться в песке, копать, строить замки, дороги. Но кто из родителей решиться устроить дома песочницу, чтобы она была доступна ребёнку круглый год и в любую погоду? Ответ очевиден.

Есть экологичный заменитель песка — кинетический песок, но он достаточно дорогой. Можно сделать вполне экономичный альтернативный вариант — сенсорную коробку.

Сенсорная коробка представляет собой пластиковую ёмкость, которая заполняется различными материалами.

В продаже сейчас много контейнеров, подходящих для этой цели. Отдавайте предпочтение прямоугольным коробкам. Внимательно посмотрите, какая высота коробки будет удобна для вашего ребёнка, чтобы наполнители и игрушки не высыпались на пол и малышу было удобно с ней играть. И, конечно, должна быть крышка, чтобы не попадала пыль, и у домашних питомцев не появилась возможность туда нырнуть.

Сенсорные коробки могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими. Тематические коробки наполняем игрушками, относящиеся к выбранной теме. Например, времена года, ферма, пляж и так далее. Таким образом, у нас получится маленький игровой театр с декорациями.

Для совсем маленьких выбираем крупные предметы.

Подборка материалов для вашего миниатюрного театра может стать отдельной увлекательной игрой.

Вот примерный перечень того, что можно насыпать в нашу сокровищницу:

1. Рис или пшено, в первозданном цвете или окрашенные пищевыми красителями (для сенсорных коробок не используйте гуашь, так как некоторые цвета могут окрашивать руки)
2. Фасоль, чечевица, гречка, горох, манка
3. Соль (обычная или соль для ванны. Не берите соль с сильным терпким запахом, чтобы у ребёнка не началась аллергия)
4. Макароны (ракушки, завитушки, спиральки, бабочки и т.д.)
5. Мелкие камешки, галька, ракушки
6. Стеклянные шарики (для аквариумов)
7. Нарезанная бумага, гофрированный картон
8. Ватные шарики 9. Пуговицы
10. Бусины
11. Монетки
12. Каштаны
13. Жёлуди

Может придумаете ещё что-нибудь.

Такая игрушка никогда не надоест. А если это произойдёт, её содержание легко изменить и придумать новый сюжет.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра для развития тактильных ощущений

Ольга Вахрамеева
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра для развития тактильных ощущений

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра для развития тактильных ощущений.

Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность проведения дидактических игр. Ввиду того что большой интервал между играми нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Особого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. Игры на повторение не должны быть полностью идентичным предыдущей дидактической игре. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей в играх.

Дидактические игры для развития тактильных ощущений

Игровое развивающее пособие состоит из 6 или более изображений ладошек, изготовленных из разных материалов (наждачной бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 2 до 6 — 7 лет

Обучающие и развивающие возможности пособия — развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;

— развитие тонкой пальцевой моторики;

— развитие внимания, наблюдательности, памяти;

— развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи;

— развитие пространственных представлений;

— развитие математических представлений и счетных умений;

— развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно.

В коллективных играх, организованных на основе пособия, – умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Цель: различение мелких предметов на ощупь. Оборудование: повязка на глаза можно без нее; мисочка со смесью зерен (фасоль, бобы, горох и т. д.). Спрятанный там любой предмет. Содержание: ребенок садится за стол (с завязанными глазами). И искать предмет со словами: В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне — игрушки для детей, Мы их достанем без затей.

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь. Оборудование: ткани разной фактуры (пары пластин оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой) Содержание: на столе находятся пары ткани (пластин). Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать ткани (пластины) и найти парные.

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету. Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки. Ход игры: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь. Дождик, дождик веселей, Капай, капай не жалей, Брызни в поле пуще

Станет травка гуще. Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи!

Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т. д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.

Описание: Игровое пособие состоит из 10 кругов, наполненных различными материалами: вата, песок, горох, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька) и сшитых между собой. Данное пособие направлено на профилактику плоскостопия у детей, а также для двигательной активности и тактильных ощущений. Задания: Пройди по гусенице, наступая на каждый круг, соблюдая равновесие. Наступая на каждый круг, отгадай, чем он наполнен. Найди по ощущениям, в каком круге наполнитель горох (вата, песок, пуговицы, шуршащие полиэтиленовые мешки, камни (галька). В двигательной активности: перепрыгни через ручей; прыжки змейкой; прыжки со стороны в сторону).

Читать еще:  Игры для деток 3 лет развивающие

kubirubi

Играем вместе!

Как мы и обещали, этот обзор мы посвятим разным сенсорным играм и игрушкам, которые несложно сделать дома.

Сенсорное развитие – это восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния.
Сенсорное развитие происходит путем узнавания формы, величины, цвета, запаха предмета. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. В случае с фруктами или овощами — горький или сладкий и т.п.
Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов. В игре Волшебный мешочек ребенок учится на ощупь узнавать предметы. Также с закрытыми глазами можно угадывать овощи и фрукты по вкусу или запаху. Еще можно угадывать на ощупь что из чего сделано – стеклянный стакан, вилка, деревянная ручка и т.п.
Мы не будем подробно рассказывать об играх на изучение форм, величины и цвета – о них написано очень много, а подробнее остановимся на тактильных играх.

Вспомни ощущение
Нужно касаться руки ребенка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения: перышком, игрушкой, варежкой, мочалкой и пр. А потом повторить прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано

Узнай фигуру
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

Найди пару
Игру нетрудно сделать самим. Главное набрать как можно больше пар образцов различных на ощупь – кусочки ткани, губка, обратная сторона губки и т.п. Играть можно несколькими способами. Например, можно просить ребенка (с открытыми глазами) найти колючий или бархатистый предмет (кусочек ткани), можно так играть с закрытыми глазами. А можно брать один предмет, а потом на ощупь искать такой же.
А, когда игра начнет постепенно надоедать, ее можно будет усложнить, добавив еще дополнительные признаки для поиска, например, круглая большая пуговица или маленькая квадратная и т.п.

Вот как, например, это может выглядеть

Вот наш список того, что можно использовать для этой игры (различные на ощупь материалы)

1. ткани
— вельвет (крупный и мелкий)
— бархат
— кожа
— гладкая подкладочная ткань
— флис
— велюр
— ткань мебельная для обивки
— какая-нибудь «колючая» ткань
— ткань с нашитыми пайетками
— шелк
— мех разный
— есть ткань с пупырышками
— ткань для пальто (как овечка)

2. Пуговицы разной формы
3. Липучка – обе стороны
4. Бархатная бумага
5. Кусочки ваты
6. Можно использовать разные нитки или пряжу
7. Кусок клеенки
8. Кусочек полиэтиленового пакета
9. Продаются мелкие стразы (или типа страз) на ленте. Для самых маленьких ощущения для пальчиков немного «колючее» или «острое» (поранить, естественно они не могут)
10. Кусочек резинового коврика
11. Мочалка от губки
12. Губка

А можно сделать коврик или панно на стену

Когда сын был маленький, он очень любил пересыпать разные крупы из миски в миску (руками, ложкой) и искать игрушки в емкости с крупами.

Можно угадывать крупы на ощупь

Но самый лучший материал – это, конечно, песок. Правда, далеко не каждый родитель отважится устроить дома песочницу. И на самом деле в этом нет необходимости, когда намного интереснее устроить коробку с настоящими сокровищами – сенсорную коробку!
Сенсорные коробки – это контейнеры (а можно сделать или купить готовый столик) с высокими бортиками, которые заполняются разнообразными «тактильными» материалами.

Такие коробки можно делать цветными и заодно играть в игру «найди предмет»

А можно делать и тематическими – по временам года или по назначению – лес, стройка и т.п. Таким образом мы создаем самую настоящую декорацию для игры!

Для малышей лучше выбирать предметы покрупнее, а с детьми постарше весело будет создавать такую коробку вместе, точнее всю творческую часть доверить ребенку, а взрослый лишь поможет собрать нужный материал.

Вот небольшой список того, что можно насыпать в такую коробку:

1. рис простой или окрашенный с помощью пищевых красителей
2. бобы, красная и зеленая чечевица
3. горох
4. макароны (большие трубчатые, завитушки, ракушки, бабочки и т.д)
5. манка
6. гречка
7. пшено
8. соль (мелкая или крупная морская, а можно окрашенную для ванны)
9. пена для бритья
11. сухие или свежие листья
7. песок
12. галька или обычные мелкие камушки
13. стеклянные полусферы, которые продаются для аквариумов
14. ракушки
15. ватные шарики
16. помпоны
17. нарезанная бумага
18. лед
19. пайтки
20. пуговицы
21. каштаны
22. желуди
23. искусственные перья

А еще преимущество такой игрушки в том, что содержание легко сменить в любой момент и она никогда не надоест. И еще один момент – она интересна и полезна не только детям, попробуйте сами после напряженного дня опустить руки, например, в фасоль или горох – вы почувствуете, как все нервное напряжение уходит. Пробуйте и присылайте нам фото своих сенсорных коробок!

Вестник Педагога

Автор: Морева Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад № 40-ЦРР»г.Тобольска
Населённый пункт: г.Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры для развития тактильно двигательного восприятия у детей младшего дошкольного возраста
Дата публикации: 15.12.2019
Раздел: дошкольное образование

Дидактические игры для развития тактильно двигательного

восприятия у детей младшего дошкольного возраста

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека

не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно

лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-

двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,

величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом

действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма,

величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на

ощупь, а рука учит глаз.

На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие

имеет огромное значение. На ощупь познается объемная форма предметов,

ощупывающее движение ложится в основу изображения предмета в лепке.

Обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема,

познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.

Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении

таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-двигательного

восприятия велика и в выполнении различных трудовых операций в быту,

везде, где мы имеем дело с навыками ручного труда. Ведь каждый из нас

знает, что при выполнении привычных действий мы почти не пользуемся

зрением, а целиком опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.

Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного

возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-

Особая роль в обучающем процессе и в развитии тактильных ощущений

принадлежит дидактической игре. Игра позволяет сделать процесс обучения

Читать еще:  Развивающие игры для грудничков

эмоциональным, действенным, интересным. В игре создаются такие условия,

в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно

действовать в определенной ситуации и с определенными предметами,

приобретая собственный действенный и чувствительный опыт.

Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития тактильных

чувств, мы используем дидактические игры, пособия, тактильные книги.

Предлагаемые игры направлены на коррекцию и компенсацию дефектов

развития тактильно двигательного восприятия у детей. Здесь также будут

игры на различение и узнавание, восприятие и представление предметов.

Кроме того, большое значение отводится сочетанию разных видов

чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Так, опознание и

различение предметов и их свойств идет по-разному в зависимости от того,

как дается образец: зрительно, тактильно, двигательно или комплексно.

Своеобразный характер носят и способы ориентировки – пробы сохраняют

свое значение, но перцептивная ориентировка происходит с помощью не

зрительных, а ощупывающих и обводящих движений.

Узнавание предметов на ощупь.

«Найди свою игрушку в мешочке»

Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать

предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Оборудование. Игрушки резко различной формы, величины, фактуры по

количеству детей, непрозрачный мешочек – «чудесный мешочек» с завязкой,

в который складываются предметы-игрушки.

Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает им игрушки и

предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный

мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их.

Предлагает троим детям (не более) положить свои игрушки в мешочек.

Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не

заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает

одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога и садится на

место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог кладет ее обратно в

мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает игрушку вместе с

ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по

предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета.

Затем свою игрушку ищет другой ребенок.

«Чья это конура (норка, домик)»

Цель. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми

глазами; продолжать учить детей находить правильное решение путем проб,

фиксируя правильные и отбрасывая неверные варианты.

Оборудование. Три коробки разного размера с отверстиями («дверями»)

также разного размера, три игрушечные собачки разного размера, экран или

Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за столом напротив

педагога. Он показывает три конуры и говорит, что в них живут собаки.

Сейчас они убежали гулять и скоро придут. Прячет домики за ширму.

Появляются собаки. Они лают, просят ребенка найти их домики и помочь

туда залезть. Педагог объясняет, что каждой собаке надо найти конуру не

глядя, за экраном, напоминает, что можно пробовать: самой большой собаке –

большую конуру. Педагог помогает, взяв руки ребенка в свои, путем проб

найти нужный домик и поместить в него собаку. Затем ребенок сам берет

любую собаку из двух оставшихся и ищет ее конуру. Если он помещает

маленькую собачку в средний по величине домик, его не останавливают, так

как ошибка выяснится при поиске домика для второй собаки – в маленький

домик она не влезет. После этого можно прийти ребенку на помощь и вместе

исправить ошибку. Когда все собаки будут распределены по конурам, педагог

снимает экран, вместе с ребенком рассматривает результаты. «Собаки

выглядывают из домиков,– говорит педагог ребенку,– они благодарят тебя,

что ты помог большой собаке найти большую конуру, собаке поменьше –

конуру поменьше, а самой маленькой – самую маленькую конуру».

Цель. Продолжать формировать тактильное различение свойств предметов;

познакомить с тактильным различением температуры и значением слов

«холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло», «горячо».

Оборудование. Три одинаковые бутылки (с хорошо закрывающимися

пробками) или небольшие одинаковые грелки с водой холодной, теплой и

горячей, три чашки или миски, полотенце.

Ход игры. 1-й вариант (проводится индивидуально). Ребенок сидит на

стуле перед столом педагога. На столе стоят две бутылки с теплой и холодной

водой. Педагог просит ребенка закрыть глаза и дает ему в руки одну из

бутылок. Потом ставит ее на место, предлагает ребенку открыть глаза, найти

ту бутылку, которая только что была у него в руках. Ребенок ощупывает

бутылки, находит нужную. Если он сомневается, педагог вновь предлагает

закрыть глаза, быть внимательным и повторяет задание. Когда выбор сделан

ребенком, педагог спрашивает: «Какая тут вода – холодная или теплая?» И

помогает ребенку ответить.

При повторных проведениях игры вводится третья бутылка с горячей (но

не обжигающей) водой.

2-й вариант (проводится с небольшой подгруппой из 2– 3 детей). На столе

у педагога три бутылки с водой разной температуры и три пустые миски.

Около стола трое детей. Педагог просит каждого взять в руки по одной

бутылке, подержать ее и поставить на место. Для себя педагог фиксирует, у

кого какая бутылка. Затем просит детей закрыть глаза, меняет бутылки

местами, а из одной выливает воду в миску. Дети открывают глаза, пробуют

воду в миске рукой и определяют, чья бутылка пустая. Педагог спрашивает

детей, как они узнали, из чьей бутылки он вылил воду, и помогает детям

правильно употребить определения «холодная», «теплая», «горячая».

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а

ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания

можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в

данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном,

вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем

платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в

мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это

может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают,

что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти

нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы

(погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты

сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают

через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой,

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до

предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно

использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две

разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою

матрешку — кто быстрее.

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым

кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать

семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек,

наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек,

пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет,

игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector