221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дидактические игры направленные на сенсорное развитие

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего возраста.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру , т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Работа ребёнка с мелкими предметами очень важна и для психического развития ребенка.

К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объёмных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удаётся справиться с заданием.

Дидактические игры по сенсорному развитию во I младшей группе

1. Развивающая грядка «Овощи».

Цель: развивать зрительное восприятие, тактильные функции, мелкую моторику, логическое и пространственное мышление, соотносить по цвету и величине.

Материал: грядка с овощами, муляжи овощей.

Ход игры: ребёнок перечисляет предметы, расположенные на столе. Разложить овощи на столе. Предложить отложить отдельно капусту, перцы, помидоры и огурцы. Чем они отличаются? Цветом и размером. Рассмотреть последовательность созревания овощей. Предложить посадить овощи на грядках. Закрепить понятия один, много.

Цель: учить работать по образцу, развивать мелкую моторику рук.

Материал: карточки с образцами, ёлочка, кружочки разных цветов.

Ход игры: выкладывание кружков в ёлочку по образцу;

обвести ёлочку и кружки на бумаге и раскрасить.

3. Развивающая игра «Учим фигуры».

Цель: развивать мелкую моторику рук, совершенствовать ассоциативное мышление.

Материал: карточки с геометрическими фигурами, предметные карточки.

Ход игры: большие карточки раскладываются перед ребёнком. Предлагается сопоставить отрезные мини-карточки с тем, что изображено на больших, по общему принципу.

4. «Сравни и подбери».

Цель: учить понятия лёгкий-тяжёлый, длинный-короткий, маленький-большой.

Материал: 11 больших карт, 66 маленьких карточек, 6 жетонов.

Ход игры: воспитатель раздаёт по одной карте и зачитывает надписи на них. Маленькие карточки вперемешку кладёт на середину стола лицевой стороной вверх. Затем обращает внимание игроков на цвет рамок больших карт и ставит перед игроками задачи:

1) собрать маленькие карточки с таким же цветом рамок;

2) найти правильное место каждой карточке на большой карте: в верхнем ряду надо разложить карточки с одинаковыми предметами, а в нижнем – с разными, сравнив их по тем признакам, которые написаны вверху карты;

3) найти правильное место каждой карточке на большой карте: в верхнем ряду выложить карточки с плоскими геометрическими фигурами и назвать их, например: «Этот круг маленький, этот большой». В нижнем ряду выложить карточки с объёмными геометрическими фигурами и тоже назвать их.

5. Рамки-вкладыши М. Монтессори «Паутинки».

Цель: учить геометрические фигуры, развивать глазомер и координацию движений рук.

Материал: рамки-вкладыши геометрические фигуры.

Ход игры: ребёнок учится соотносить предметы по форме и размеру; вкладыши можно обводить на бумаге и раскрашивать.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию для дошкольников

Сенсорное восприятие направлено на развитие ощущений и создание системы реакций на них. Учитывая, что формирование сенсорной культуры происходит на глубинном уровне подсознания, надо находить тонкие методы обучения. Просто рассказать теорию и показать, как надо себя вести — это безрезультативный план. Сенсорное воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности. Особенно успешными оказались дидактические игры на развитие сенсорики.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

Сенсорика — это способность ощущать внешнее воздействие и раздражители. Данное понятие включает в себя большое разнообразие ощущений. Важность чувственного восприятия подтверждается тем, что оно ставится на один уровень вместе с умственным развитием.

Дидактические игры для дошкольников — это разновидность тематических занятий, которые выстроены в соответствии с принципами педагогики и являются средством самообразования. Иногда требуются подготовительные этапы для введения в курс занятия или получения теоретической базы.

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Если интегрировать дидактические занятия, то они помогут сформировать представление о внешних свойствах предметов и явлений. Например, к характеристикам относится форма, цвет, размер, положение в пространстве, изменение со временем, тактильные свойства, запах, вкус и другое. Помимо развития всех форм восприятия, дидактические упражнения направлены на активную тренировку мелкой моторики рук.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры — приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, так как оно не только показывает высокую результативность, но и нравится детям.

Важно! Развитие сенсорных навыков — это не только задача педагогов с дипломом. Посильную помощь для образовательного процесса должны оказывать родители. Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры доступно и в домашних условиях, так что занятия можно продолжать за пределами ДОУ. Рекомендуется предварительно посетить консультацию или открытый урок у воспитателя, чтобы делать все правильно.

Задачи занятий

Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:

  • учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
  • формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
  • учит исследовать окружающий мир;
  • формирует систему сенсорных шаблонов;
  • учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.

Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира.

Обратите внимание! Также без сенсорного развития не получится научить ребенка понимать искусство и находить в нем красоту.

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет

Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.

«Домик для пуговки»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

«Цветное поле»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

«Воздушные шарики»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

«Спрячься от дождя»

Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.

Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.

Читать еще:  Что развивают игры

Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны. Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.

Игры с зонтиком имеют несколько вариаций

Картотека игр по сенсорному развитию для 2-й младшей группы

Дидактические игры могут совмещаться с уроками изобразительного искусства. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.

Обратите внимание! Стоит исключить ситуации, когда развлечение превращается в упражнение, иначе можно вызвать отторжение у детей.

«Орешки в гнездышке»

Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на закрепление цветов.

Материалы: коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка с водой, очищенные грецкие орехи.

Ход: ребенок изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая задача — перенести орех в соответствующий домик.

«Ладошки»

Цель: развить умение находить пару, соотносить цвета, узор и размер.

Материалы: вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они должны быть разноцветными и с узором.

Ход: ребенок должен разложить все ладошки по парам.

«Волшебный мешочек»

Цель: развить умение определять форму предметов на ощупь.

Материалы: мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона.

Ход: воспитатель называет форму, а ученик на скорость вытаскивает ее из мешочка.

«Построй грузовик»

Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.

Материалы: картон и ножницы.

Ход: в начале занятия дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон, после чего разукрасить.

Картотека: игры по сенсорике в средней группе

Предполагается, что дети уже владеют базовыми знаниями о форме, цвете и размере. Поэтому занятия по сенсорике в средней группе могут требовать больших затрат времени, а также быть комбинированными, то есть направленными на развитие сразу нескольких навыков.

Обратите внимание! Эти же игры можно использовать и в старшей группе.

«Монетки»

Цель: закрепить знания о круге, научить определять размер предметов на глаз.

Материалы: бумажные стаканчики с отверстиями на дне, монетки разной величины.

Ход: вначале преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными отверстиями. Преподаватель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие отверстия.

Соотносить можно и другие формы

«Золушка»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материалы: разные крупы (рис, гречка, горох).

Ход: на тарелку высыпается небольшое количество всех круп, а дети должны рассортировать их по стаканчикам на скорость.

Дидактические игры могут оказать огромную помощь воспитателю в процессе сенсорного развития детей.

Обратите внимание! Важно уметь правильно выбирать материал, который бы отражал программные задачи.

Также нельзя забывать про принцип перехода от простого к сложному и регулярное повторение. Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Картотека дидактических игр и упражнения для детского сада по сенсорному развитию детей раннего возраста

«Чудесный мешочек»
Игровая задача — закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки.
Вариант 2.Предложить достать все квадратные блоки.
Вариант 3. Ребёнок достает все прямоугольные блоки.
Вариант 4. Предложить достать все треугольные блоки.

«Что лишнее»
Игровая задача — упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Выложить на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

«Найди не похожую фигуру»
Игровая задача — закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Материал: набор блоков Дьенеша.
Игровое действие:
Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету.
Вариант 2. Найти фигуру, которая не такого размера.
Вариант 3. Предложит найти ребёнку фигуру, которая не такой формы.
Вариант 4. Ребенок находит фигуру, которая не такая как эта по толщине.

«Бусы»
Игровая задача — закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Игровое действие
Вариант 1. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. Сделать бусы как эти по образцу. Вариант 2. Предложить собрать бусы из фигур выложенных перед ним, чередуя их по форме: треугольник, квадрат, прямоугольник. Вариант 3. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по форме или толщине. Сделать бусы по словесной инструкции педагога.

«Продолжи ряд»
Игровая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.
Вариант 2. Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

«Угощение для медвежат»
Игровая задача: развить умения сравнивать предметы по одному — четырем свойствам.
Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.
Игровое правило: Печенье у медвежат в обеих лапах должны быть разные.
Игровое действие
Вариант 1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата — сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
Вариант 2. Игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.

«Что изменилось»
Игровая задача: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Игровое действие

Вариант 1. На стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения. Вариант 2. Ребёнок запоминает фигуры, а потом одна или две фигуры меняются местами. Вариант 3. Одна или две фигуры заменяется на новую.

«Улитка»
Игровая задача: упражнять детей в классификации блоков по двум признакам (цвет и форма).
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Игровое правило: начинать с середины спирали, присоединять блок сходный по цвету или форме.
Игровое действие
Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

«Помоги Мишке и Зайке»
Игровая задача: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.
Материал: игрушки (мишка, кукла, заяц), логические блоки Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Предложите им ответить на вопросы: Какие фигуры оказались у мишки, зайки?
Вариант 2. Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались все круглые; б) чтобы зайцу достались все большие; в) чтобы зайцу достались все желтые.
Вариант 3. Более сложный вариант этой игры: разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).

Читать еще:  Развивающие игры для ребенка 2 месяца

«Поручения»
Игровая задача: формировать умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Материал: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.
Игровое действие
Вариант 1. Показать ребёнку игрушки, предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дать малышу следующие задание: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
Вариант 2. Покатать матрешку в большой машине.
Вариант 3. Поставить маленькую собаку возле матрешки.
Вариант 4. Построить для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких.
Вариант 5. Взять маленькую собачку и посадить её на ковер.
Вариант 6. Взять большую собаку и посадить её в большую коробку.
Вариант 7. Собрать маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую.

«Угости зайчика»
Игровая задача: формировать умение у детей группировать предметы по величине.
Материал: игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
Игровое действие
Вариант 1.Показатьзайца, предложить ребёнку его рассмотреть, погладить. Зайчик просит помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко.
Вариант 2. Сгруппировать предметы по цвету.

«Заштопай штанишки»
Игровая задача: формировать умение соотносить предметы по форме, цвету, величине.
Материал: картонное изображение волка (матрешки, куклы) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.
Игровое действие
Вариант 1. Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Показать детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки только треугольными заплатками.
Вариант 2. Заштопать заплатки только красными и синими заплатками.
Вариант 3. Заштопать только зелёными прямоугольными.
Вариант 4. Заштопать только жёлтыми круглыми и синими прямоугольными.
Вариант 5. «Заштопать» у матрёшек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

«Весёлые человечки»
Игровая задача: совершенствовать умения группировать предметы по форме, закрепить название геометрических фигур.
Материал: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.
Игровое действие
Вариант 1. Предложить рассмотреть произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры (веселые человечки). Затем показываем, например, круг и говорим: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажи, каких еще человечков зовут круг? (Ребёнок показывают круги)». Так же малыш показывают и другие геометрические фигуры.
Вариант 2. Предложить человечкам найти свои домики.
Объяснить, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат).
Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.

«Помоги матрёшке найти свои игрушки»
Игровая задача: закрепить умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Материал: рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.
Игровое действие
Вариант 1.Поочередно показать матрешки, одетые в платья четырех основных цветов и рассказать, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Помочь матрешкам найти свои игрушки. Показывает одну из матрешек и предложить выбрать бусины такого же цвета, как у неё платье.
Вариант 2. Усложнение. После того как ребёнок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

«Вкладыши»
Игровая задача: формировать разлить и называть геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), развивать память, мышление внимание.
Материал: вкладыши «Зайчики» (большие и маленькие), «Собачки» (по возрастанию).
Игровое действие
Вариант 1. Ребёнок рассматривает геометрические фигуры, называет их и показывает. Соотносит вкладыши «Зайчики» по высоте, вкладыши «Собачки» по возрастанию показу взрослого. Вариант 2. Выполняет задание по образцу (картинке или схеме). Вариант 3. Самостоятельно по словесной инструкции педагога.

«Разноцветные клубочки и прищепки»
Игровая задача: продолжать развивать мелкую моторику кисти рук, закреплять знание основных цветов, развивать внимание, воображение.
Материал: клубочки и прищепки основных цветов и соответствующих цветов коробочки.
Игровое действие
Вариант 1. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки. Предложить смотать клубочку.
Вариант 2. Усложнение. Развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

«Разноцветные капли»
Игровая задача: продолжать формировать сенсорные способности детей, умение набирать пипеткой и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
Материал: пипетка, баночки с гуашью основных цветов, палитра.
Игровое правило: аккуратно набирать при помощи пипетки соответствующий цвет.
Игровое действие
Вариант 1. Показать баночки с разноцветной гуашью. Дать рисунок и палитру с ячейками по цвету (2 цвета). Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.
Вариант 2. Усложнение — четыре цвета. Вариант 3. Усложнение – шесть цветов

«Зашнуруй сапожок»
Игровая задача: формировать умения выполнять действия со шуровкой, развивать сенсорные способности.
Материал: сапожки, соответствующего цвета шнурки.
Игровое правило: зашнуровать сапожок соответствующего цвету шнурка.
Игровое действие
Вариант 1. Предложить зашнуровать сапожок одинакового цвета со шнурками. Вариант 2. Зашнуровать только красные сапожки. Вариант 3. Зашнуровать только зелёные сапожки. Вариант 4. Зашнуровать красные и синие сапожки.

«Сложи радугу»
Игровая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие.
Материал: радуга семи цветов разделённая на две половинки.
Игровое правило: соотнести по цвету цвета радуги.
Игровое действие
Вариант 1. Рассмотреть с ребёнком половинки радуги. Собрать одну половинку самим, а другие предложить собрать ребёнку, называя цвета.
Вариант 2. Усложнение — собирать самостоятельно.

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

Для того чтобы малыш рос гармоничной личностью, родителям следует уделить внимание развитию сенсорных способностей, используя для этого различные игры. С раннего детства у дошкольника должно формироваться представление о цвете, форме, запахе, положении предмета в пространстве – это станет важнейшим этапом его подготовки к школе и дальнейшей жизни. Не стоит думать, что в 2-3 года ребенок еще не готов воспринимать информацию. Если заниматься с ним весело, с положительным настроем, он сумеет быстро понять смысл сложных понятий.

Что это такое?

Многих родителей интересует, что такое сенсорные навыки и для чего их необходимо развивать. Согласно психологии, они представляют собой способность человека воспринимать различные свойства окружающих его предметов, осознавать их форму, цвет, вкус, размер, понимать, где именно в пространстве они располагаются относительно других предметов. Проще говоря, это умение пользоваться собственными органами чувств.

Те малыши, которые не получили необходимо развития, как правило, сталкиваются с рядом проблем при поступлении в школу, в частности они не имеют гибкости восприятия, плохо ориентируются в характеристиках, не способны сравнивать предметы. Вот почему ответственным родителям важно уделять время специальным дидактическим играм, позволяющим усовершенствовать использование органов чувств. Подробную информацию о том, что такое сенсорное развитие, можно прочитать здесь.

Упражнения для тактильной памяти

Занятия по сенсорике посредством дидактической игры можно начинать в 2-3 года, в это время мозг малыша очень пластичен и способен воспринимать сложные, на первый взгляд, понятия. Главное – проводить домашние тренировки на позитивной волне, не нервничать и не кричать на ребенка, если что-то у него не получается, а вот хвалить необходимо даже за незначительный успех – это станет отличной мотивацией для дальнейших стараний.

Читать еще:  Развивающие игрушки для детей 3 4 года

Можно использовать многочисленные формы и приемы работы.

  • Волшебный мешочек. Мама берет непрозрачный мешок из ткани, в который помещает знакомые ребенку предметы. Это может быть мячик, кубик, бусы. Задача малыша – залезть в мешочек ручкой, нащупать предмет и догадаться, что это такое. Такая игра поможет улучшить тактильные ощущения.
  • Следующий шаг – предложить найти в мешочке заданную фигуру. Мама просит: «Достань кубик». Малыш должен его нащупать и извлечь.
  • Для развития тактильной памяти подойдет игра «Найди пару», материал для которой несложно приготовить своими руками. На стол выкладывается несколько предметов, у которых разная поверхность. Это могут быть гладкая фольга, наждачная бумага, картон, губка, кусочек ткани. Главное условие – каждого типа поверхности должно быть два (например, гладкие картон и шелк, шершавые наждачка и жесткая сторона губки для посуды). Ребенок должен на ощупь найти пару. После нескольких тренировок задание усложняется – теперь предметы скрыты (можно просто накрыть стол полотенцем), малышу нужно нащупать каждый из них и сказать, какая у него поверхность, а также догадаться, что это.

Не стоит думать, что все будет просто, на практике для сенсорного развития детей могут потребоваться годы. Но, занимаясь регулярно, можно будет заметить успех. Ребенок не просто начнет ориентироваться в различных типах поверхности, но и постепенно запомнит характеристики: гладкий, шероховатый, скользкий, мягкий и твердый.

Развиваем зрительное восприятие

Для нормальной жизни ребенку обязательно потребуется знание о цвете, поэтому важно начать его формировать с раннего возраста. Не стоит настойчиво заставлять малыша повторять, что красный – это красный. В процессе ненавязчивой веселой игры он гораздо быстрее запомнит эту информацию. Кроме того, некоторые упражнения помогут улучшить мелкую моторику ребенка.

Начать надо с самых простых заданий.

  • Мама показывает крохе зеленую карточку и просит отобрать все кубики такого цвета, построить из них башню.
  • Родитель кладет на стол или пол карточки трех цветов: красного, синего и желтого. Предлагает ребенку под ними разместить предметы, совпадающие по цвету, из заранее подготовленной корзины, где находится изобилие различных вещей указанных тонов.

После некоторых тренировок можно предложить малышу задания посложнее. Например, «Какого цвета не стало». Мама выкладывает на стол одинаковые предметы различных цветов (допустим, кубики), после чего предлагает ребенку запомнить их. Далее малыш закрывает глаза, и один из кубиков убирается. Ребенок должен вспомнить последовательность, понять, какой кубик исчез, и назвать цвет.

Улучшать цветовое восприятие дошкольников помогут и такие игры.

  • «Найди цветок для бабочки». Перед малышом выкладываются нарисованные и вырезанные бабочки и цветы – различных тонов, но обязательно составляющие пару (например, если есть синяя бабочка, должен быть и синий цветок). Ребенок должен совместить их.
  • «Многообразие цвета». Мама показывает ребенку заранее подготовленный «замок» — рисунок, пусть даже и не отличающийся особым профессионализмом, на котором изображен дворец, состоящий из блоков разных цветов. Ребенок должен назвать, какие цвета использованы, а после – подобрать и рассортировать по кучкам подходящие пуговицы, затем каждую из них наложить на соответствующий блок рисунка.

Главное правило успеха – постоянство. Работать с восприятием цвета можно во время прогулки, задавая ребенку вопросы – какого цвета машина, что еще ты видишь синего цвета. Это поможет быстро и качественно усвоить материал.

Развитие понятия формы

Еще одно важное знание, которое должен получить дошкольник в играх на развитие сенсорики, – это восприятие формы. Упражнения могут быть самыми разнообразными, главное – уделить должное внимание игровому моменту. Не должно получиться так, что родитель задает очередное задание, а ребенок уныло его выполняет. Каждый раз следует обыграть интересную малышу ситуацию. Например, сегодня к нам в гости пришел котик, он очень хотел бы узнать про различные фигуры, ведь в том городе, где он живет, никто не сможет разобрать, где квадрат, а где – круг. Ребенку предлагается помочь персонажу, что он и сделает с удовольствием.

Вариаций заданий может быть множество.

  • «Найди предмет». Мама показывает крохе карточку, на которой нарисован круг, задача ребенка – среди дидактического материала выбрать все круги. Такое игровое пособие можно купить в магазинах или же сделать своими руками, например из картона, дерева, даже слоеного теста, вместе с ребенком.
  • «Найди лишнюю фигуру». Перед ребенком выкладывается ряд из геометрических фигур (к примеру, несколько квадратов разного цвета и размера и один круг), его задача – найти ошибку и пояснить, почему он так считает. Идеальный ответ: это круг, остальные – квадраты. Они имеют разную форму.
  • «Выдели элементы». Мама рисует сложную фигуру, состоящую из различных более мелких блоков, дошкольник должен рассказать, какие именно геометрические фигуры использовались для «строительства», то есть мысленно выделить их.

Не стоит сразу требовать от ребенка запоминания большого числа фигур, для занятий вполне допустимо использовать 3-5 в зависимости от индивидуальных способностей. Закрепить полученные знания поможет уже знакомый «волшебный мешочек» и пары фигур. Одна часть элементов помещается в мешок, другая – выкладывается на столе перед малышом. Его задача – на ощупь обнаружить необходимую по порядку фигурку и достать ее.

Изучение величины

Игры для сенсорного развития подразумевают и тренировки ребенка в понимании размера, понятий «больше» и «меньше». Для их проведения можно использовать буквально подручные средства.

  • «Найди домик». Мама рисует два домика, один – большой, другой – совсем маленький. Выкладывает рисунки перед малышом, также на стол ставит две игрушки, например большого и маленького зайца. Задача ребенка – догадаться, где чей домик и почему. Чтобы крохе через некоторое время не стало скучно, варианты могут меняться: можно предложить подобрать для крупной и мелкой игрушки автомобиль, кровать, корм, платье и так далее.
  • Игры с пуговицами. Родитель подбирает несколько наборов пуговиц, различающихся по диаметру. Сначала размеров может быть два, постепенно их количество можно увеличить до пяти. Для каждой группы подбирается коробка, величина которой должна соответствовать размеру пуговиц. Ребенку предлагается отсортировать предметы по величине и распределить их по «тарам».
  • Работа с лентами. Это задание поможет сформировать и укрепить понятия «длиннее» и «короче». Каждая лента превращается на время в гусеницу, ребенок должен разложить их «по старшинству»: самая длинная лента-гусеница – самая старшая. Под ней помещается несколько более короткая, и так далее.
  • Игра с кружками. Из картона или дерева вырезается набор кружков разного диаметра. Ребенку необходимо сложить их пирамидкой, начиная от самого крупного.
  • «Одно в другое». Играть можно с обычными пластиковыми контейнерами, сделанными таким образом, что один помещается в другой. Дети очень любят предметы «взрослого мира», поэтому с удовольствием помогут маме правильно сложить посуду. А заодно закрепят понятия «больше» и «меньше».

Такие простые, на первый взгляд, игры помогут крохе получить важнейшие знания и постепенно накопить сенсорные впечатления, которые пригодятся ему в школе и дальнейшей жизни.

Понимание звуков и запахов, вкуса

С раннего возраста следует знакомить малыша с многообразием ощущений, которые его окружают, уделяя особое внимание восприятию запахов. Можно предложить ребенку закрыть глаза и понюхать знакомые ему продукты, например хлеб или какой-то фрукт, после чего определить, что именно ему давали. Заниматься таким образом можно и во время прогулки, прося ребенка понюхать различные цветы, а в следующий раз – по аромату определить растение.

Веселая игра «Музыкальная минутка» поможет научиться различать звуки. Для ее проведения потребуются колокольчик, погремушка и, например, барабан (список «музыкальных инструментов» можно менять, главное – они должны быть хорошо известны крохе). Взрослый издает с их помощью звуки, потом просит ребенка закрыть глаза и стучит в барабан. Малыш должен догадаться, какой именно инструмент был использован.

Изучение вкусов можно проводить во время еды, поясняя крохе, что такое «горячее», «холодное», «сладкое», давая ему пробовать и оценивать. Эта информация отложится быстро и будет в дальнейшем использоваться легко и непринужденно.

Это лишь краткий перечень игр по сенсорике, в которые можно сыграть с ребенком дошкольного возраста. Если поддерживать малыша и искренне радоваться даже незначительным его успехам, результат не заставит себя ждать – развитие всех органов чувств будет проходить гармонично и быстро, а кроха и родители получат удовольствие от игрового процесса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×