221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Доман методика раннего развития

Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? | Скачать карточки

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга , поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление ! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические , на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных , потом овощи , транспорт .

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету ( KoroBoom , My-shop )

и карточки для обучения чтению ( KoroBoom , My-shop ).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту « Вундеркинд с пеленок ». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ . При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Читать еще:  Развивающие игрушки для детей 8 9 месяцев

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек . Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день . Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды . За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса . После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

Методика раннего развития Глена Домана

Для каждой мамы ее младенец самый лучший и умный, поэтому многие женщины стремятся раскрыть таланты и умения своего крохи с первых дней жизни. На сегодняшний день методика Глена Домана по раннему развитию малышей признана наиболее приемлемой и действующей.

Ранее развитие по методике Домана: когда начинать?

В результате исследований Доман получил ошеломляющий результат, оказалось, что дети могут освоить максимум информации до 6 лет. Практически с первых дней младенцы готовы к познанию мира и усвоению новой информации:

  • Обучение чтению, счету, языкам и энциклопедическим знаниям можно начинать с 3 месяцев.
  • Ранним физическим развитием следует заниматься с первых дней жизни.
  • Уроки проводятся в игровой форме.
  • Всегда хвалите маленького человечка.
  • Ребенок – это личность, поэтому научитесь его уважать.
  • Учите с удовольствием.
  • Занятие должно проходить в спокойной обстановке.
  • Если малышу скучно, то это значит, что урок окончен.
  • Постоянно вводите новую информацию.
  • Тщательно готовьтесь к урокам.
  • Регулярно проведите обучение.
  • Тестирование знаний не проводится.

Концепция методики

Система раннего развития американского ученого опирается на такие положения:

  • Только работая, мозг развивается.
  • Чтобы ребенок был интеллектуально развит, с ним необходимо постоянно заниматься.
  • Физическая активность способствует созреванию головного мозга и двигательного интеллекта.
  • Занимаясь по методике Домана, дети пятилетнего возраста, запрограммированы на постоянное получение новых знаний.

Система обучения подойдет родителям, которые готовы все свободное время посвятить малышу.

Развиваем физические данные

С момента появления на свет крохе необходимо предоставить полную свободу движения. Глен Доман в своей методике настаивает на использовании специального трека:

  • Малыш помещается в тоннель для ползания.
  • В первые разы, можно чтобы кроха касался ножкой или плечом бортика.
  • Детки лежат в устройстве и барахтаются.
  • Одевайте кроху по минимуму.
  • В день младенец проводит в треке около 4 часов.
  • К 4 месяцам, малыш в состоянии проползать в конструкции большое расстояние.
  • После этого переходите к занятиям на полу.

Глен Доман настаивает, что надо постепенно увеличивать нагрузку: устанавливать препятствия, заниматься на лесенке, поощрять попытки ходить, бегать и плавать.

Обучение по карточкам

Вместе с физической активностью следует заниматься и ранним развитием интеллекта. Для этих целей используют специальные карточки, которые помогают младенцу быстро усваивать информацию.

Схема обучения по методике Глена Домана:

  • Набор табличек (5 шт.), которые объединены одной темой.
  • Каждый день – 3 занятия.
  • Первый день. Показываете малышу 1 набор. Четко произносите, что нанесено на карточке. На одно пособие тратите 2 секунды.
  • Второй день. Теперь используете 2 набора табличек. Теперь в день у вас 6 занятий.
  • Третий день – 9 занятий с 3 наборами.
  • На пятый день вы работаете с 25 карточками и проводите 15 уроков.
  • На шестой день, с каждого изученного набора необходимо изъять по 1 табличке. Теперь можно добавить новый набор.

Не стоит ждать мгновенных результатов, когда ребенок будет готов, он продемонстрирует свои знания.

Чтение

Используются карточки, на которых красными буквами написано слово. Видя пособие, малыш не осознает смысла надписи, но срабатывает автоматическое запоминание, и мозг стремится уяснить полученную информацию. Благодаря этому ребенок начинает понимать принципы чтения.

  • Слова.
  • Словосочетания.
  • Коротенькие предложения.
  • Предложения из 4 слов.
  • Чтение книг.

Вам потребуется много табличек с написанными красным шрифтом словами. Доман рекомендует раннее чтение начинать со знакомых тем: семья, игрушки, мебель и прочее. Постепенно добавляйте новые слова. Когда словарный запас ребенка будет большим, переходите к следующему этапу методики.

Счет

В процессе обучения вам понадобится 100 карточек 28х28 см, на которых будут размещены красные точки от 1 до 100.

Раннее математическое развитие по методике Глена Домана состоит из таких этапов:

  • Количество.
  • Уравнения.
  • Решение задач.
  • Цифры.
  • Уравнения с цифрами.

Автор системы утверждает, что только после того, как кроха осознал понятие «количество», можно знакомить его с графическим изображением чисел.

Доман: ранние энциклопедические знания

Маленький человечек обязан получать многослойные знания об окружающем мире. Но в методике раннего развития Домана указано, что разъяснения не приносят пользы, поскольку мозг малышей оперирует только фактами.

Ранние энциклопедические знания будут восприниматься при соблюдении таких правил:

  • На табличках Домана все изображения должны быть четко видны.
  • Картинка обозначает только 1 предмет.
  • Малыш не должен знать, что изображено на карточке.
  • Пособие должно быть не менее 28х28 см.
  • Карточки должны быть чистыми и не мятыми.
Читать еще:  Развивающие игрушки для мальчиков 4 х лет

Как и каждая методика раннего обучения, система Домана подвергается критике. Но родители обязаны понимать, что им никто не навязывает данный стиль преподавания. Вы можете сочетать несколько программ и добиться поставленного результата в кратчайшие сроки.

Доман методика раннего развития

Составитель Е. А. Страубе

Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет

Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов.

Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.

У вас родился ребенок! Конечно же, как и все родители, вы мечтаете о том, чтобы он вырос умным и любознательным, способным и всесторонне развитым, чтобы у него не было проблем в обучении и усваивании знаний, ведь от этого зависит его успешность в будущем. И вы намерены приложить все усилия, чтобы предоставить ему все для этого необходимое.

Сегодня родители могут серьезно подойти к развитию ребенка. Возможности, которые открывают для них книги, пособия, игры и игрушки, безграничны. Практически все мамы и папы знакомы с термином «раннее развитие», но не все имеют точное представление о его значении. Надеемся, что наша книга поможет вам в этом разобраться.

Что такое раннее развитие

Термин «раннее развитие» означает интенсивное развитие способностей малыша, начиная с его рождения. Современные психологи и педагоги считают, что 7 лет – это очень поздно для того, чтобы начинать обучение ребенка, ведь его мозг готов к восприятию новой информации с первых секунд после рождения. Поэтому родителям настоятельно рекомендуют начинать заниматься с ребенком с первых же дней его жизни.

В соответствии с модными тенденциями по явилось очень много развивающих детских центров, кружков и целых школ, которые готовы принять ребенка и уже с 6 месяцев обучать его азам чтения, математики, рисования и прочим полезным вещам. Вот тут-то родители разделились на 2 лагеря: одни утверждают, что новомодные тенденции лишают ребенка детства, что он должен как следует наиграться игрушками, а уж потом приступать к занятиям – ведь именно так воспитывали их самих и их родителей, и все выросли успешными и полноценно развитыми людьми.

Сторонники второй точки зрения с энтузиазмом восприняли новый взгляд и активно принялись за развитие и обучение младенцев, порой в запале лишая их того самого «детства». Кто же прав? Мы предлагаем вам самим найти «золотую середину», разобравшись в сути предлагаемых методик развития и самостоятельно ответив на вопросы, для чего они предназначены и как работают. В этом случае вы сами сможете развивать вашего малыша, не превращая процесс в скучные уроки и повинность, а, напротив, получая удовольствие от общения друг с другом.

• Каждый ребенок индивидуален и развивается индивидуальными темпами. Нельзя сравнивать его с другими детьми.

• Цель любой методики раннего развития не «впихнуть» в ребенка как можно больше знаний и фактов, а научить его получать эти знания – развивая его умственные и физические способности.

• Обучение должно приносить обоюдное удовольствие и малышу, и маме, только в этом случае оно будет успешным.

Глава 1 Раннее развитие по методике Домана

Кто такой Глен Доман

Не будет преувеличением, если сказать, что ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Среди мнений о его методе развития можно услышать как восторженные отзывы, так и суровую критику со стороны педагогов и родителей.

Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, известная многим Сесиль Лупан.

Так кто же он, Глен Доман – величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев, или просто автор сомнительной методики, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания? Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?

Возможно, многим покажется странным, что такая известная методика «по воспитанию гениев» первоначально была реабилитационной. В конце сороковых годов XX века американский военный врач-нейрохирург Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга.

C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки. Весь урок занимал 5–10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Метод сработал.

Выводы, к которым пришли Доман и его коллеги, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман сделал уникальное открытие: мозг развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий, отдел мозга. Ну а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Творческие возможности детей, обучающихся по системе Института ускоренного развития ребенка, настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения.

Что дает методика Домана родителям и детям

В дальнейшем систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают.

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.

• Человеческий потенциал огромен; в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить.

• Стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

• Мозг развивается лишь в том случае, если он работает.

• Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга.

Главным принципом методики Домана является гармоничное развитие ребенка. Это означает, что развитие интеллекта происходит в неразрывной связи с физическим развитием. Доман стремится «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей». Но, чтобы он мог выбрать, ему необходимо эти возможности предоставить. Это и призваны сделать занятия: необходимо развивать слух, способность к языкам, пластику и силу мышц – все, что может стать потом любимым делом, источником вдохновения.

Методика Домана: «Интеллигентные, талантливые дети в настоящем – это гуманный и порядочный мир в будущем»

Прошло уже более полувека с тех пор, как Гленн Доман создал свою методику раннего развития детей, включающую множество специализированных программ. Сам Доман считал свою методику просто сводом советов, с помощью которых любящие родители могут вырастить интеллигентного, талантливого и обаятельного ребенка. Самой популярной и высоко эффективной программой Гленна Домана считается его курс, обучающий навыку чтения в очень раннем возрасте.

Читать еще:  Развивающие игры с рождения

Гленн Доман: сначала лечил, затем учил

Автор методики Домана, Гленн Доман – американский врач физиотерапевт, пионер в области детского развития мозга. В 1955 году он основал Институт Достижения Человеческого Потенциала (IAHP), некоммерческую организацию, выпускавшую учебные программы и книги, направленные на улучшение и ускорение психического и физического развития обычных детей, а также детей с повреждениями мозга.

Изначально организация IAHP была создана для того, чтобы помогать развивать способности детей с повреждениями мозга посредством программы интенсивной умственной и физической стимуляции. Начиная с 1960-х годов, IAHP начала предлагать курсы, направленные на ускорение развития всех детей, в том числе и здоровых детей. Методики обучения, используемые на этих курсах, опирались на принципы, которые были разработаны для помощи детям с болезнями мозга. Глен Доман написал несколько бестселлеров о развитии детей, которые популярны по сей день. Одна из наиболее популярных программ Домана у родителей — курс по чтению для детей от 1,5 лет.

Какую бы из многочисленных программ в рамках методики Домана вы ни выбрали для занятий со своим малышом, есть некие общие правила, которые, как настаивал сам Гленн Доман, необходимо соблюдать во время процесса обучения. Без них никакое раннее развитие невозможно в принципе.

Вот некоторые из этих простых, но крайне важных правил:

Начинайте как можно раньше

Согласно Методике Домана, период от рождения до 6 лет является для детей решающим. Многочисленные медицинские исследования доказали, что производство синапсов (мест контакта между двумя нейронами) в человеческом мозге напрямую зависит от потенциальной способности учиться, которая имеет максимальную активность именно в возрасте около 6 лет. Это значит, что в период от 0 до 6 лет в ребенка закладываются все основные знания, способности и навыки, которые в будущем можно либо игнорировать (и тогда они «засыпают»), либо активно развивать.

Правильно выбирайте время

Проводите обучение только тогда, когда вы и ваш ребенок чувствуете себя комфортно и готовы к активной деятельности. Не стоит относиться к процессу обучения как к ежедневной рутине. Любой «урок» должен быть максимально позитивным опытом и для родителей, и для ребенка. Приступайте к обучению только тогда, когда ваш ребенок чувствует себя отдохнувшим и сытым. Не начинайте занятия, когда вы знаете, что вскоре вам предстоит отвлечься (например, на телефонные звонки или на готовку ужина). Учитесь и веселитесь одновременно!

Чем более радостным будет мировосприятие вашего крохи в момент обучения чему-то новому — тем крепче и надежнее «осядут» в нем знания, в будущем дав щедрые плоды.

Уважайте своего ребенка

Уважайте ребенка и по-настоящему, искренне, верьте в него. Процесс обучения всегда должен проходить в доверительной обстановке, только тогда обучение будет эффективным, и малыш будет получать от него не только пользу, но и удовольствие. Нельзя недооценивать способности ребенка к обучению, даже если он еще совсем мал. Методика Домана также настаивает на том, что при объяснении ребенку чего-либо, не следует упрощать факты, коверкать названия и «сюсюкать», исходя из того, что мол ребенок еще слишком мал, чтобы понять обсуждаемый предмет.

Любите малыша с нежностью, будто он всегда маленький. Но уважайте его всегда так, будто он уже давно большой.

Умейте вовремя остановиться!

Умейте прервать процесс обучения до того, как уставший ребенок сам попросит вас об этом. Нам, родителям, должно быть важно не только научить ребенка чтению или математике, но и представить ему «процесс обучения» как таковой. То, как мы ведем себя во время обучения, будет в значительной степени влиять на отношение ребенка к учебе в целом, когда он позже пойдет в школу, а затем поступит в институт. Если сейчас, в его ранние годы, мы будем пытаться заставлять его узнать или выучить что-либо, это все равно, что сказать ему: «Обучение – это просто неприятная рутина и тебе придется учиться, нравится тебе это или нет. Перетерпи, но выучи!». Это сформирует у ребенка негативный подход к учебе, который останется с ним на всю жизнь. И автором этого подхода – увы, будете вы.

Планируйте свои занятия

Родители должны планировать уроки и быть последовательными в исполнении выбранного графика. Методика Домана требует времени и усилий, организация и подготовка нового материала перед уроками – один из ключевых факторов успеха. Если вы выбрали тот или иной курс Гленна Домана, прежде чем начать уроки со своим малышом, изучите самостоятельно всю программу до конца, а затем спланируйте план занятий, разбивая весь материал на все более мелкие и подробные составляющие.

Успех методики Домана в том, что она построена на систематическом исполнении и четкости, хоть и полна спонтанности и веселья.

Никаких тестов или экзаменов!

Согласно методике Домана, экзамены – неприятная и неблагодарная деятельность, которая только мешает ребенку учиться. Надо признать, что это правило большинству из нас может показаться очень спорным. А как же элементарная проверка — усвоил, не усвоил? Однако вспомните правило номер 3, которое требует от вас уважения, а главное, доверия к своему маленькому ученику. И кроме того, не забывайте, что хоть процесс обучения Гленн Доман рассматривал как серьезный и осознанный акт со стороны родителей и педагогов, для малыша он должен выглядеть увлекательной игрой, а не обременительным процессом. Поэтому отложите экзамены на будущее — их в жизни человека и так предостаточно.

Создайте обучающую атмосферу

У детей, как известно, очень короткая продолжительность концентрации внимания. Методика Домана подчеркивает, что на время процесса обучения все зрительные, слуховые и тактильные отвлекающие факторы должны быть устранены. Это поможет ребенку лучше сосредоточиться на предмете обучения. Все, что малыш слышит, видит или трогает во время урока, должно относиться именно к уроку — должно помогать учиться, а не мешать.

Говорите четко, громко и энергично

Правильно поставленная речь блестяще работает не только для занятий по методике Домана. Этот принцип справедлив для любого процесса обучения (и даже не только для детей). Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь менять интонацию в зависимости от описываемой в книге ситуации. Если вы называете для ребенка какие-либо предметы или объекты, делайте это весело.

Монотонность и скука — злейшие враги любого процесса обучения.

Адаптируйте свой подход к обучению

Даже самую проверенную стратегию или подход к обучению нужно менять или оптимизировать, исходя из особенностей вашего ребенка. Это касается и методики Домана. Помните, что эта система предназначена в первую очередь для того, чтобы мотивировать и вдохновлять вас на ежедневные занятия со своим ребенком. Но поскольку все дети разные, разным должен быть и подход к обучению. И никто не сможет найти этот подход лучше, чем родители ребенка!

Лучшие учителя для ребенка любого возраста — это самые близкие ему люди: его семья.

Вы можете начать использовать любую обучающую программу в рамках методики Домана и смотреть, что из нее вашему ребенку нравится, а что он не принимает. Даже если речь идет о важных базовых вещах, например, о математике – если ребенку не нравится заниматься счетом, не заставляйте его делать это именно сейчас, иначе у него сформируется негативное отношение вообще ко всем точным наукам. Попробуйте изменить программу, взяв что-то из другой методики, возможно «другая математика» ребенку понравится больше. Не забывайте постоянно искать способы сделать процесс обучения больше похожим на веселую игру.

И если ради повышения эффективности и позитива во время обучения ребенка, вам кажется целесообразным использовать сразу несколько авторских методик раннего развития детей — просто сделайте это!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector