221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эстетическое воспитание детей в игре

Эстетическое воспитание детей в игре

Сумина Элеонора Николаевна, воспитатель МАДОУ
д/с №17 г.Алексеевки Белгородской области

Мир, окружающий ребёнка, очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире — в самом широком понимании этого слова? Как развивать художественные способности, хороший вкус, потребность самому создавать прекрасное? Пути и средства эстетического воспитания многообразны.

Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой формой организации жизни детей, при которой складываются определенные взаимоотношения между ними, формируются их чувства. Разнообразие игр, богатство их содержания способствует проявлению этих чувств и отношений, развитию этих чувств и отношений, развитию всех способностей и склонностей детей, в том числе эстетических. Какое же место занимают игры в решении задач эстетического воспитания?

Говоря об эстетическом развитии детей, мы чаще всего имеем в виду развитие их чувств, направленных на восприятие и оценку материального, предметного мира: природы, быта, произведений искусства, и нередко упускаем из виду эстетику человеческих отношений — поступков и поведения.

Во время игр, в которых замысел и его воплощение зависят от детей, легче всего складываются и развиваются личные качества детей, их чувства и отношения, выражающиеся в поступках и поведении.

Игра — это своего рода школа, в которой ребёнок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к окружающему: к труду, вещам и событиям, друг к другу. В игре дети приобретают и эмоциональный опыт — разнообразные переживания накладывают отпечаток на характер ребёнка, на содержание его чувств.

Развивая у детей представление о прекрасном в жизни, воспитатель направляет своё внимание на то, чтобы поступки и отношения, отражённые в детских играх, также были прекрасны.

Заботясь об эстетическом воспитании, нельзя забывать и об обычных навыках культурного поведения.

Говоря о культуре поведения, следует иметь в виду не только нравственную сущность, но и внешнее проявление, форму. Мало научить ребёнка здороваться или благодарить за услугу — нужно научить его делать это красиво: приветливо, вежливо, глядя на тех, с кем он здоровается или кого благодарит, стоя спокойно, не кривляясь, не вертясь и т. д.

Очень важно выработать у детей навыки культурной речи: привычку разговаривать негромко, без резких интонаций, умение выслушивать другого до конца, не перебивать собеседника.

Привычка вести себя, как и все привычки, закрепляется упражнениями. Игра и является той формой упражнения, в которой дети усваивают правила и нормы отношений между людьми в обществе.

Научить детей понимать и ценить красоту поступков и поведения — дело сложное и тонкое, но вполне возможное, так как детям даже среднего дошкольного возраста это понимание доступно.

В процессе познания отношений между людьми у детей постепенно формируется чувство прекрасного, чувство, которое является основным, главным в использовании игры как средство эстетического воспитания.

Другая линия эстетического развития детей в играх заключается в выявлении и развитии их художественных способностей, их творчества, вкуса. С помощью воображения и фантазии дети создают сюжеты своих игр. Для этого они пользуются всевозможными выразительными средствами, приобретёнными на занятиях и в повседневной жизни: речью, движениями, мимикой, пением.

Даже самые простые и распространённые сюжетно-ролевые игры способствуют проявлению и развитию эстетических чувств и способностей детей. В играх в «дочки-матери», например, ребёнок в роли матери поёт песенку, баюкая свою «дочку». И не просто поёт, как пел бы эту песенку на занятии, а входя в роль, поёт, вкладывая в неё свои чувства, — нежность к «дочке», заботу, внимание, любовь.

Особое место в эстетическом развитии детей занимают игры в «праздник», «музыкальные занятия», «концерт», «театр» и другие. Очень верно эти игры охарактеризовала Р. И. Жуковская, сказав, что, оставаясь по форме сюжетно-ролевыми, по существу своему они становятся художественной деятельностью детей.

Но главное — игры вносят в жизнь детей много радости, оживления, дружбы, возникающей на почве общих игровых интересов, на почве совместных эстетических переживаний.

Основное в руководстве играми — драматизациями театральными играми заключается в том, чтобы помочь ребёнку понять и почувствовать образ того персонажа, который он хочет изображать. Ведь для того, чтобы ярко отобразить что-то, необходимо это чувствовать и понимать. Даже в самых простых играх — драматизациях, в которых дети разыгрывают сказки, беря на себя роли зайца, лисы, волка и т. д. , они должны понимать характер этих персонажей.

Руководя этими играми, следует всемерно поощрять детскую инициативу, творчество, художественную самодеятельность. Знания и умения, приобретённые на занятиях, обогащают игры детей: в процессе игры они пользуются кукольными, теневыми, настольными театрами.

Большое значение для эстетического развития детей имеют строительные игры, связанные с наблюдениями. Основным источником, питающим игры, в том числе и игры строительные, является окружающий ребёнка мир. Чем богаче и эмоциональней его творческое воспроизведение в играх.

Играя со строительным материалом, сооружая свои постройки, дети воспроизводят их характерные особенности, архитектурные детали. В процессе таких игр у детей формируется вкус, умение удачно находить композицию сооружения, умение красиво сочетать цвет и форму.

В дальнейшем дети не только подражают увиденному, но, обогащённые эстетическими впечатлениями, сами придумывают и строят разнообразные постройки, в которых проявляют творческую фантазию, выдумку, инициативу.

Основой эстетического воспитания является восприятие и осознание предметного мира, осуществляемое посредством органов чувств. Поэтому так важно заботиться об их развитии. В этом большую помощь оказывают различные игры, особенно дидактические. Именно в дидактических играх отрабатывается у детей умение распознавать форму, цвет, величину, приобретается навык различать высоту и тембр звуков, закрепляются представления о качествах предметов и их положении в пространстве.

Словесные дидактические игры и игры с дидактическими игрушками, руководимые взрослыми, помогают детям овладеть всем разнообразием предметного мира и ведут их к более сложной стадии эстетического развития — самостоятельной художественной деятельности. Один из видов этих игр, а именно игры с мозаикой, необходимо остановиться подробней.

Мозаика — один из наиболее распространённых видов игрушек. По своему виду мозаика принадлежит к игрушкам художественного характера, то есть основной её смысл — составление узоров — по существу является художественной деятельностью. Игры с мозаикой как средство эстетического воспитания ценны с двух точек зрения: прежде всего процесс самой игры, то есть выкладывание узоров, развивает художественные способности и навыки детей. Под руководством воспитателя они учатся подбирать и сочетать элементы мозаики по цвету и форме; знакомятся с основным принципом построение узоров; овладевают простейшей композицией — располагают узор на плоскости в зависимости от её формы, размера. Кроме того, эти игры развивают художественный вкус детей, творчество и фантазию, приучают у порно и терпеливо трудится, тренируют руку, глазомер.

Игры с мозаикой, во время которых дети комбинируют цветовые элементы, создают различные цветовые сочетания, меняют их по своему желанию, вкусу, являются превосходной формой упражнения, активным способом познания цвета. В игре с мозаикой ребёнок стремится создать красивый узор, придумать новое цветовое сочетание или композиционное решение, а это в свою очередь повышает интерес к окружающему, заставляет зорче вглядывается, искать и находить красивое.

Нельзя говорить о воспитании эстетических чувств детей, ничего не сказав об игрушке. Ведь это тот предмет, который уже в самом раннем возрасте, в силу своих эстетических качеств, влияет на эмоциональный тонус ребёнка и вызывает чувство радости. Игрушка должна эмоционально воздействовать на чувства детей. Это возможно лишь в том случае, когда она интересна своим содержанием и художественным оформлением, то есть если в ней заключён выразительный образ и если её форма, цвет, материал отвечают эстетическим требованиям.

Эстетические чувства детей легче всего формировать при ознакомлении их с предметами народного искусства. Поэтому особое место в детском саду должно принадлежать игрушкам народным. Народные игрушки всех видов — деревянные, глиняные, керамические — самые близкие ребёнку, наиболее понятные, доступные его восприятию. Художественная ценность народных игрушек бесспорна. Ведь в народном искусстве, частью которого является игрушка, отобрано и сохранено всё самое лучшее, самое красивое из того, что создал народ. В них отразилась душа народа, его тонкий художественный вкус, неистощимая фантазия и мастерство.

Взрослые должны тщательней подбирать игрушки, которыми играют дети — ведь игрушка это предмет, с которым неразрывно связано детство. Предмет всегда желанный, воспитывающий его художественный вкус, его эстетические представления.

Нельзя забывать и о том, что красивая обстановка игры не только вызывает у детей желание любоваться его, но и организует их, подтягивает. Кроме того, эстетическая обстановка вызывает у детей желание поддерживать её. Играя, дети приобретают навыки, необходимые им в повседневной жизни: умение красиво располагать игрушки на стеллаже, складывать строительный материал, расставлять мебель в кукольном уголке, нарядно накрывать стол, приучаться следить за порядком, чистотой, аккуратностью одежды, обуви. Со временем эти навыки и потребности будут перенесены из игры в настоящую жизнь.

Читать еще:  Развивающие игрушки для ребенка 2 года

Природа — неистощимый источник эстетического наслаждения и духовного обогащения человека. Бесконечно много она может дать человеку, умеющему её видеть, чувствовать, воспринимать. Детей нужно заинтересовать, и они охотно будут всматриваться в окружающую природу, вместе с воспитателем искать в ней знакомые формы. Обыкновенная веточка, сучок или шишка, поднятые на прогулке, могут вызвать определённые ассоциации и превратиться в забавные игрушки.

Умение находить в природе готовые формы путём незначительных переделок, подчеркнуть в них знакомый образ — это уже творчество, творчество своеобразное и доступное всем детям. Оно заставляет детей зорче присматриваться в природе, будит их воображение, фантазию, учит мыслить образно.

Таким образом, в процессе разнообразных игр, направляемых педагогом, решаются задачи эстетического воспитания детей, развивается любовь и стремление к прекрасному, умение его видеть и находить, в окружающей жизни — в природе, в искусстве, в труде и поступках людей, формируются художественные способности и творчество, возникает стремление к художественной деятельности, воспитывается вкус.

Консультация для педагогов «Эстетическое воспитание детей в игре»
консультация на тему

Материал представляет интерес для воспитателей детских садов в направлении художетственно — эстетического развития воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению

(МБДОУ № 22 «Журавушка»)

Консультация для воспитателей

«Эстетическое воспитание детей в игре»

Воспитатель: Гаранжа Г.Б.

«Эстетическое воспитание детей в игре»

Мир, окружающий ребёнка, очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире – в самом широком понимании этого слова? Как развивать художественные способности, хороший вкус, потребность самому создавать прекрасное? Пути и средства эстетического воспитания многообразны.

Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой формой организации жизни детей, при которой складываются определенные взаимоотношения между ними, формируются их чувства. Разнообразие игр, богатство их содержания способствует проявлению этих чувств и отношений, развитию этих чувств и отношений, развитию всех способностей и склонностей детей, в том числе эстетических. Какое же место занимают игры в решении задач эстетического воспитания?

Говоря об эстетическом развитии детей, мы чаще всего имеем в виду развитие их чувств, направленных на восприятие и оценку материального, предметного мира: природы, быта, произведений искусства, и нередко упускаем из виду эстетику человеческих отношений – поступков и поведения.

Во время игр, в которых замысел и его воплощение зависят от детей, легче всего складываются и развиваются личные качества детей, их чувства и отношения, выражающиеся в поступках и поведении.

Игра – это своего рода школа, в которой ребёнок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к окружающему: к труду, вещам и событиям, друг к другу. В игре дети приобретают и эмоциональный опыт – разнообразные переживания накладывают отпечаток на характер ребёнка, на содержание его чувств.

Развивая у детей представление о прекрасном в жизни, воспитатель направляет своё внимание на то, чтобы поступки и отношения, отражённые в детских играх, также были прекрасны.

Заботясь об эстетическом воспитании, нельзя забывать и об обычных навыках культурного поведения.

Говоря о культуре поведения, следует иметь в виду не только нравственную сущность, но и внешнее проявление, форму. Мало научить ребёнка здороваться или благодарить за услугу — нужно научить его делать это красиво: приветливо, вежливо, глядя на тех, с кем он здоровается или кого благодарит, стоя спокойно, не кривляясь, не вертясь и т. д.

Очень важно выработать у детей навыки культурной речи: привычку разговаривать негромко, без резких интонаций, умение выслушивать другого до конца, не перебивать собеседника.

Привычка вести себя, как и все привычки, закрепляется упражнениями. Игра и является той формой упражнения, в которой дети усваивают правила и нормы отношений между людьми в обществе.

Научить детей понимать и ценить красоту поступков и поведения – дело сложное и тонкое, но вполне возможное, так как детям даже среднего дошкольного возраста это понимание доступно.

В процессе познания отношений между людьми у детей постепенно формируется чувство прекрасного, чувство, которое является основным, главным в использовании игры как средство эстетического воспитания.

Другая линия эстетического развития детей в играх заключается в выявлении и развитии их художественных способностей, их творчества, вкуса. С помощью воображения и фантазии дети создают сюжеты своих игр. Для этого они пользуются всевозможными выразительными средствами, приобретёнными на занятиях и в повседневной жизни: речью, движениями, мимикой, пением.

Даже самые простые и распространённые сюжетно-ролевые игры способствуют проявлению и развитию эстетических чувств и способностей детей. В играх в «дочки-матери», например, ребёнок в роли матери поёт песенку, баюкая свою «дочку». И не просто поёт, как пел бы эту песенку на занятии, а входя в роль, поёт, вкладывая в неё свои чувства, – нежность к «дочке», заботу, внимание, любовь.

Особое место в эстетическом развитии детей занимают игры в «праздник», «музыкальные занятия», «концерт», «театр» и другие. Очень верно эти игры охарактеризовала Р. И. Жуковская, сказав, что, оставаясь по форме сюжетно-ролевыми, по существу своему они становятся художественной деятельностью детей.

Но главное – игры вносят в жизнь детей много радости, оживления, дружбы, возникающей на почве общих игровых интересов, на почве совместных эстетических переживаний.

Основное в руководстве играми – драматизациями театральными играми заключается в том, чтобы помочь ребёнку понять и почувствовать образ того персонажа, который он хочет изображать. Ведь для того, чтобы ярко отобразить что-то, необходимо это чувствовать и понимать. Даже в самых простых играх – драматизациях, в которых дети разыгрывают сказки, беря на себя роли зайца, лисы, волка и т. д., они должны понимать характер этих персонажей.

Руководя этими играми, следует всемерно поощрять детскую инициативу, творчество, художественную самодеятельность. Знания и умения, приобретённые на занятиях, обогащают игры детей: в процессе игры они пользуются кукольными, теневыми, настольными театрами.

Большое значение для эстетического развития детей имеют строительные игры, связанные с наблюдениями. Основным источником, питающим игры, в том числе и игры строительные, является окружающий ребёнка мир. Чем богаче и эмоциональней его творческое воспроизведение в играх.

Играя со строительным материалом, сооружая свои постройки, дети воспроизводят их характерные особенности, архитектурные детали. В процессе таких игр у детей формируется вкус, умение удачно находить композицию сооружения, умение красиво сочетать цвет и форму.

В дальнейшем дети не только подражают увиденному, но, обогащённые эстетическими впечатлениями, сами придумывают и строят разнообразные постройки, в которых проявляют творческую фантазию, выдумку, инициативу.

Основой эстетического воспитания является восприятие и осознание предметного мира, осуществляемое посредством органов чувств. Поэтому так важно заботиться об их развитии. В этом большую помощь оказывают различные игры, особенно дидактические. Именно в дидактических играх отрабатывается у детей умение распознавать форму, цвет, величину, приобретается навык различать высоту и тембр звуков, закрепляются представления о качествах предметов и их положении в пространстве.

Словесные дидактические игры и игры с дидактическими игрушками, руководимые взрослыми, помогают детям овладеть всем разнообразием предметного мира и ведут их к более сложной стадии эстетического развития – самостоятельной художественной деятельности. Один из видов этих игр, а именно игры с мозаикой, необходимо остановиться подробней.

Мозаика – один из наиболее распространённых видов игрушек. По своему виду мозаика принадлежит к игрушкам художественного характера, то есть основной её смысл – составление узоров – по существу является художественной деятельностью. Игры с мозаикой как средство эстетического воспитания ценны с двух точек зрения: прежде всего процесс самой игры, то есть выкладывание узоров, развивает художественные способности и навыки детей. Под руководством воспитателя они учатся подбирать и сочетать элементы мозаики по цвету и форме; знакомятся с основным принципом построение узоров; овладевают простейшей композицией – располагают узор на плоскости в зависимости от её формы, размера. Кроме того, эти игры развивают художественный вкус детей, творчество и фантазию, приучают у порно и терпеливо трудится, тренируют руку, глазомер.

Игры с мозаикой, во время которых дети комбинируют цветовые элементы, создают различные цветовые сочетания, меняют их по своему желанию, вкусу, являются превосходной формой упражнения, активным способом познания цвета. В игре с мозаикой ребёнок стремится создать красивый узор, придумать новое цветовое сочетание или композиционное решение, а это в свою очередь повышает интерес к окружающему, заставляет зорче вглядывается, искать и находить красивое.

Нельзя говорить о воспитании эстетических чувств детей, ничего не сказав об игрушке. Ведь это тот предмет, который уже в самом раннем возрасте, в силу своих эстетических качеств, влияет на эмоциональный тонус ребёнка и вызывает чувство радости. Игрушка должна эмоционально воздействовать на чувства детей. Это возможно лишь в том случае, когда она интересна своим содержанием и художественным оформлением, то есть если в ней заключён выразительный образ и если её форма, цвет, материал отвечают эстетическим требованиям.

Эстетические чувства детей легче всего формировать при ознакомлении их с предметами народного искусства. Поэтому особое место в детском саду должно принадлежать игрушкам народным. Народные игрушки всех видов — деревянные, глиняные, керамические – самые близкие ребёнку, наиболее понятные, доступные его восприятию. Художественная ценность народных игрушек бесспорна. Ведь в народном искусстве, частью которого является игрушка, отобрано и сохранено всё самое лучшее, самое красивое из того, что создал народ. В них отразилась душа народа, его тонкий художественный вкус, неистощимая фантазия и мастерство.

Взрослые должны тщательней подбирать игрушки, которыми играют дети – ведь игрушка это предмет, с которым неразрывно связано детство. Предмет всегда желанный, воспитывающий его художественный вкус, его эстетические представления.

Нельзя забывать и о том, что красивая обстановка игры не только вызывает у детей желание любоваться его, но и организует их, подтягивает. Кроме того, эстетическая обстановка вызывает у детей желание поддерживать её. Играя, дети приобретают навыки, необходимые им в повседневной жизни: умение красиво располагать игрушки на стеллаже, складывать строительный материал, расставлять мебель в кукольном уголке, нарядно накрывать стол, приучаться следить за порядком, чистотой, аккуратностью одежды, обуви. Со временем эти навыки и потребности будут перенесены из игры в настоящую жизнь.

Природа – неистощимый источник эстетического наслаждения и духовного обогащения человека. Бесконечно много она может дать человеку, умеющему её видеть, чувствовать, воспринимать. Детей нужно заинтересовать, и они охотно будут всматриваться в окружающую природу, вместе с воспитателем искать в ней знакомые формы. Обыкновенная веточка, сучок или шишка, поднятые на прогулке, могут вызвать определённые ассоциации и превратиться в забавные игрушки.

Умение находить в природе готовые формы путём незначительных переделок, подчеркнуть в них знакомый образ — это уже творчество, творчество своеобразное и доступное всем детям. Оно заставляет детей зорче присматриваться в природе, будит их воображение, фантазию, учит мыслить образно.

Таким образом, в процессе разнообразных игр, направляемых педагогом, решаются задачи эстетического воспитания детей, развивается любовь и стремление к прекрасному, умение его видеть и находить, в окружающей жизни – в природе, в искусстве, в труде и поступках людей. Формируются художественные способности и творчество, возникает стремление к художественной деятельности, воспитывается вкус.

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 05.12.2019 2019-12-05

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Курникова Л. А. Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №49. — С. 495-496. — URL https://moluch.ru/archive/287/64720/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье раскрыты вопросы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством организации и проведения народных игр.

Ключевые слова: народная игра, старший дошкольный возраст, эстетическое воспитание.

Значение народной игры в эстетическом воспитании и развитии ребенка старшего дошкольного возраста очень велико. Старший дошкольный возраст является особенным возрастом для эстетического воспитания. Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Г. И. Бабурина и Т. Ф. Кузина отмечают, что целесообразность изучения народных игр и их практическое применение в эстетическом воспитании старших дошкольников описывали в своих трудах такие исследователи как А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев и др. Высокую оценку роли игры в воспитании давал К. Д. Ушинский [1]. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость изучения национальных народных игр педагогами дошкольного воспитания [4].

По мнению Г. И. Бабуриной, актуальность эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством использования в воспитательно-образовательном процессе обусловлена недостаточной изученностью педагогических условий, способствующих решению данной задачи [1].

При этом, как считает Г. И. Бабурина, эстетическое воспитание играет важную роль в развитии познавательных способностей личности старшего дошкольника через формирование «эстетического мышления», способствуя целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры определенной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, определяющих формирование предпосылок теоретического мышления и познания [1].

К примеру, необходимо постоянно формировать у старшего дошкольника эстетическое отношение к действительности и искусству, развивая при этом его интеллект.

Данный процесс может проходить неуправляемо, стихийно и спонтанно, так как в процессе общения с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок все равно эстетически развивается. Однако, при этом он не осознает эстетическую сущность предметов, да и такое развитие очень часто обуславливается его стремлением к развлечениям.

В связи с этим, Г. М. Науменко подчеркивает, что без продуманного педагогического воздействия ребенок может сформировать ложные ценности и идеалы [2].

Народная игра представляет собой одно из средств, сохраняющих и передающих общечеловеческие ценности и традиции народа, средством вхождения в социум, освоения нравственного, трудового и эстетического опыта предыдущих поколений, которое тесно связано с песней, плясками, потешками, загадками, сказками [3].

Народная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая являетсяещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка [2].

Народные игры — традиционное средство педагогики, способствующее отражению образа жизни народа, его быта, труда, обычаев.

Участвуя в них, дети приобретают такие качества, как честь, смелость, мужество, сила, ловкость, выносливость; смекалка, выдержка, выдумка, находчивость, воля, стремление к победе [2].

Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста педагогически ценны тем, что воспитывают у них ум, характер, нравственные качества, физически развивают детей, способствуя пробуждению интереса дошкольников к народному творчеству [4].

Народные игры являются удивительно совершенными и ценными произведениями народного творчества, создаваемыми и оттачиваемыми десятками поколений, вбиравшими в себя опыт целого народа.

Современные дети с удовольствием играют в народные игры, привлекающие их и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью, и эстетикой своей организации.

Использование народных игр предполагает обращение внимания детей старшего дошкольного возраста на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение. И здесь на помощь педагогу могут прийти словесные и наглядные методы, которые следует использовать в соответствии со следующими требованиями:

– воспроизводить народную игру нужно эмоционально, выразительно, четко, чтобы детям было понятен смысл, содержание игры, её эстетическая ценность;

– необходимо добиваться яркой образности, так как в противном случае встреча с игрой несущественна и бессмысленна [1].

В качестве приемов для эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры и воспитания у них устойчивого интереса к народным играм необходимо:

– знакомить детей с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;

– использовать демонстрацию личного примера при разучивании игр;

– применять демонстрацию примера ребёнка при создании игрового образа;

– использовать костюмы, атрибуты и пр. [1].

Народная игра в сочетании с другими средствами воспитания является основой начального этапа эстетического воспитания детей, развития активной, гармоничной, духовно богатой личности.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы, являясь фундаментом для дальнейшего развития нравственных чувств и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Таким образом, народные игры являются не только важнейшим источником и средством развития всех сторон личности детей дошкольного возраста, но и играет огромную роль в эстетическом воспитании дошкольников. Они помогает почувствовать красоту родного языка, развивает творческое мышление.

  1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2005.
  2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. М. Науменко. М., 2008.
  3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 7 лет. М., 2005.
  4. Ушинский К. Д. Родное слово Часть 1. М., 2002.

Игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Изучить литературу по этой теме;
Провести экспериментальную работу по выявлению
эстетических качеств у дошкольников;
Проанализировать работу, сделать выводы, оформить
курсовую работу.

Содержание

Введение …………………………….3
Глава I. Эстетическое воспитание старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема …………………………….6
1.1. Значение и задачи эстетического воспитания старших
дошкольников …………………………….6
1.2. Возможности игры как средства эстетического
воспитания дошкольников …………………………….16
Глава II. Использование дидактических игр по формированию эстетического восприятия природы у старших дошкольников…………………. 27
2.1. Состояние проблемы в практике работы дошкольных учреждений. 27
2.2. Формирование эстетического восприятия природы …..33
2.3. Приучение детей к соблюдению правил культуры общения в сюжетно-ролевых играх …………………………….34
Заключение ……………………………..48
Методические рекомендации ………………………….…50
Список использованной литературы …………………………….51
Приложения …………………………….53

Работа содержит 1 файл

эстетическое воспитание дошкольников.docx

Министерство образования Республики Беларусь

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Факультет дошкольного образования

Кафедра общей и детской психологии

ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

студентка 413 группы заочной

формы получения образования

Беганская Татьяна Александровна

Белокурская Ирина Адамовна

Глава I. Эстетическое воспитание старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема …………………………….6

  1. Значение и задачи эстетического воспитания старших
  1. Возможности игры как средства эстетического

воспитания дошкольников …………………………….16

Глава II. Использование дидактических игр по формированию эстетического восприятия природы у старших дошкольников…………………. . 27

  1. Состояние проблемы в практике работы дошкольных учреждений. 27
  2. Формирование эстетического восприятия природы …..33
  3. Приучение детей к соблюдению правил культуры общения в сюжетно-ролевых играх …………………………….34

Методические рекомендации ………………………….…50

Список использованной литературы …………………………….51

Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Вопросами эстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые как Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.

Перед всеми типами учебных заведений, в том числе и дошкольными образовательными учреждениями, стоит задача дать своим воспитанникам знания, привить навыки и умения, способствующие эстетическому воспитанию дошкольников. Воспитание человека, всесторонне развитого человека – задача сложная, актуальная.

В связи с этим мы определяем проблему исследования: каковы особенности эстетического воспитания дошкольников. Отсюда цель нашего исследования: выявление особенностей эстетического воспитания дошкольников.

Объектом нашего исследования является процесс личностно- интеллектуального становления дошкольников.

Предметом нашего исследования является процесс эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольных учреждений.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: мы полагаем, что эстетическое воспитание влияет на развитие всесторонне-гармоничной личности.

Изучить литературу по этой теме;

Провести экспериментальную работу по выявлению

эстетических качеств у дошкольников;

Проанализировать работу, сделать выводы, оформить

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что нами была систематизирована психолого-педагогическая литература по проблеме; раскрыта актуальность и значимость проблемы; изучен опыт работы.

Практическая значимость: данный материал может использоваться в работе педагогов учреждений дошкольного образования, родителей, а также для всех, кто интересуется данной проблемой.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, литературы.

Глава 1. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Ведущими методами для решение задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтения стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства — подражательность.

Для решения задач второй группы в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Общий принцип отбора методов — находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания, они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector