221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Идеи игр для развития мелкой моторики

Игры для развития мелкой моторики рук
картотека на тему

Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
igry_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития мелкой моторики рук

Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости.

Игры с баночками и коробочками

Подбери крышку Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.

Баночки и палочки В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.

Сундучок с сокровищами В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Малыш с удовольствием будет открывать — закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.

Яичный контейнер Возьмите пластмассовый контейнер от куриных, перепелиных или шоколадных (киндер-сюрпризов) яиц. Предложите малышу распределять в ячейки капсулы от киндер-сюрпризов. Чтобы малышу было интереснее – в капсулы можно насыпать различные крупы.

Колечки завертелись Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно.

Колечки — колесики Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.

По порядку становись Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.

Собираем пирамидку Помогите малышу разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.

Нанижи на шнурок Колечки от пирамидки можно нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку.

Нанижи на стержень На стержень от пирамидки можно нанизывать не только колечки, но и предметы с отверстиями (крупные шарики, бигуди, резинки от волос и т.п.)

Стаканчики спрятались Сложите один стаканчик в другой и поставьте их перед ребенком днищем вверх. Под самый нижний стаканчик можно спрятать сюрприз. Скажите: «Что у нас тут прячется?» и поднимите верхний самый большой стаканчик – под ним будет стаканчик поменьше. Попросите ребенка поднять и его – там еще меньший стаканчик. Таким образом, малыш вскоре обнаружит сюрприз.

Пирамидка из стаканчиков Вам понадобиться набор из 5-7ми стаканчиков разных размеров. Стаканчики нужно ставить один на другой, чтобы получилась пирамидка.

Друг в дружке Помогите ребенку вкладывать один стаканчик в другой, соблюдая строгую последовательность: от большого к маленькому.

Кто в стаканчике живет Для игры вам понадобится набор из пяти стаканчиков разных размеров. Подберите небольшие игрушки, которые смогли бы уместиться в стаканчиках. Предложите малышу распределить игрушки по домикам – кто где живет?

Кто тут прячется? Выложите стаканчики на столе в ряд, предварительно спрятав под каждым стаканчиком небольшую игрушку. Малышу надо будет поднимать каждый стаканчик и, заглянув под него, обнаруживать какую-то игрушку.

Переверни стаканчики Расставьте перед ребенком стаканчики днищем вверх и попросите его перевернуть их в обычное положение.

Рамки-вкладыши состоят из двух частей: рамки с подложкой и вкладыша со штырьком, за который удобно держаться. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в соответствующие отверстия. Рамки – вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, игрушки, животные, геометрические формы и т.д.

Пазлы – это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.).

Абаки представляют собой основу-подставку со штырьками разной формы и толщины, на которые нанизываются кольца, шарики и другие фигуры по определенному признаку (цвету, размеру, форме).

Сортер – это развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру.

Сортеры могут быть выполнены в виде дощечек, коробочек, ящичков, машинок, домиков, часов и других игровых панелей. В сортерах имеются разные по форме и размеру углубления или прорези, в которые вставляются или опускаются определенные фигуры.

Игры с мозаикой

Для маленьких детей подойдет мозаика в виде объемных шестиугольных фишек-сот или в виде «гвоздиков-грибочков» с круглыми шляпками.

Дорожка Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика) от киндер-сюрприза. Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.

Снег или дождь Предложите малышу изобразить дождь или снег (в зависимости от времени года на данный момент). Малышу нужно выложить в произвольном порядке на основе синие элементы мозаики.

Звездочки на небе Приготовьте игрушку животного, например волка. И скажите малышу, что волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звездочки: расположить в произвольном порядке желтые детали мозаики. «Утром», когда взойдет солнышко, звездочки можно убрать.

Цветочки на поляне Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки.

Грибы в лесу Приготовьте игрушки медведя и девочки Машеньки. Они отправятся в лес по грибы. Предложите малышу распределить по лесу как можно больше грибов. А затем пусть медведь и Маша соберут грибы.

Покорми курочку и цыпленка Вам понадобятся игрушки курицы и цыпленка (можно вырезать из картона). Предложите малышу насыпать для них (вставить в основу) желтые зернышки.

Горох для петушка Нужно покормить горохом игрушечного петушка. Для этого зеленые детали мозаики вставляются в доску-основу.

Курочка и цыплятки Посередине поля-доски выкладываем белую деталь мозаики (курочку). Курочка зовет своих цыпляток: «Цып-цып, мои цыплятки…». Ребенку надо выложить возле белой «курочки» желтые детали мозаики. Можно озвучить голос курицы и цыплят.

Утка и утята Поставьте на доску-поле игрушку маленькой утки и предложите ребенку выстроить маленьких желтых «утяток» позади мамы – гуськом, друг за другом: «кря-кря-кря».

Игры с конструктором

Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями , которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

Игры с прищепками

Годовалый ребенок пока не справится с прикреплением прищепок, зато у него хорошо получится снимать их с различных предметов: с пластмассового ведерка, с деревянной палочки, с книжки, с картонных силуэтов (ежика, солнышка, елочки и т.п.), с веревки, с ткани и т.д.

Игры с пуговицами, шашками и бусинами

Копилка Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.

Шашки – камешки Малышу нужно кидать шашки в банку из-под кофе с прорезанным отверстием в крышке, а камушки складывать в коробку.

Витаминки в пузырьке Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витаминки. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.

Пуговицы – карандаши Возьмите четыре банки разных цветов (можно от пальчиковых красок или от кофе, обклеенных цветной бумагой), прорежьте в крышках круглые отверстия. Покажите малышу, что красные пуговицы – карандашики надо бросать в красную баночку. Синие – в синюю и т.д.

Ячейки Возьмите ячейки от конфет или емкость для изготовления льда. Пусть малыш раскладывает пуговицы или бусинки по ячейкам.

Бусинки в домиках Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т.д.

Яблоки на яблоне Вырежьте из цветного картона яблоню. Разложите на ней яблоки (пуговицы или красные шашки). Предложите малышу собрать в миску урожай яблок.

В какой руке Спрячьте в одной руке бусинку, покажите малышу две сжатые в кулак руки и спросите: «Где бусинка». Если малыш угадает, пусть попробует тоже спрятать бусинку в кулаке.

Дорожка Наклейте на линейку двусторонний скотч и предложите малышу выложить дорожку — наклеить на него пуговицы. Двусторонний скотч можно наклеивать на любые предметы и предлагать ребенку выкладывать на них пуговицы.

Игры со шнурками и ленточками

Узелки на память Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки. Предложите малышу их все отыскать.

Бусы Возьмите деревянные шарики с отверстиями и длинный шнурок. На конце шнурка привяжите погремушку (чтобы шарики не проскальзывали). Предложите малышу нанизать шарики на шнурок.

Дорожка Расположите недалеко друг от друга две игрушки-зверушки и предложите малышу проложить между ними дорогу из шнурка.

Круг Можно выложить из шнурка на столе круг. Круг может быть бусами, буквой О, колечком, обручем и т.п.

Непослушный шнурок Возьмите шнурок и пропустите его между пальцами ребенка: кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим и т.д.

Непослушный наш шнурок
Обвязать все пальцы смог.
Затем ребенок пытается самостоятельно распутать пальчики.

Шнуровка Предлагайте малышу пособия, в которых с помощью шнурка нужно пришивать различные детали.

Игры с палочками и спичками

Спички в коробке Предложите малышу уложить спички в коробок. Со спичек желательно заранее удалить серную головку.

Пузырек и спички Возьмите высокий пузырек с небольшим круглым отверстием и покажите малышу, как можно наполнять его спичками.

Волшебные палочки Разложите на столе счетные палочки. Возьмите с малышом по одной палочке и сделайте вид, будто вы чистите ими зубы. Потом положите палочки на стол и возьмите еще по одной палочке. Этой палочкой «причешитесь» и тоже положите её на стол. Возьмите с ребенком две следующие и как бы порисуйте ими и т.д.

Дорожка и забор из палочек Из счетных палочек помогите ребенку выложить забор или дорожку.

Большие и маленькие палочки Приготовьте пять палочек разной длины (можно использовать цветные карандаши). Предложите малышу выложить их на столе, начиная с самой маленькой палочки.

Игры с бумагой и салфетками

Снежки из бумаги Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.

Секретики Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

Закладки Возьмите толстую крепкую книгу и положите в неё много бумажных закладок. Малыш с удовольствием займется их «выуживанием». Потом можно предложить малышу самому заложить в книгу закладки.

Волшебные конфетки Возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Малышу надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Труд». Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах .

Новое пособие – это не забытое старое, а преобразованное, дополненное и с удовольствием используемое детьми пособие.«Футбол» – классическая игра, которую можно использовать для решения мно.

Интересное занятие для развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, координации, мышления, воображения с помощью разноцветных силиконовых блоков перевертышей.

Игры для развития мелкой моторики.1. Упражнение с пипеткой.2. Упражнение с пинцетом.3. Сорти.

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для р.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т.

Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников

Картотека пальчиковых игр

Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.


«Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.


«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)

Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение: «Для моей сестрички

Я плету косички

Из шнурков и из тесьмы,

С нею очень мы дружны.»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением — разровнять.


«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.


«Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.


Игра с крышками от бутылок «Лыжник»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» — «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.


«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.

Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,

соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету — «Цветные дорожки».

Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.

Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.

Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

Игры на развитие мелкой моторики с ребенком от 1 года. Часть 1

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

  • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
  • пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
  • массаж пальчиков,
  • рисование;
  • лепка.

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

1. Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват , тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

4. Проталкивать монеты в копилку

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка

  • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
  • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
  • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
  • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках .

Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.

Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками ( KoroBoom , My-shop ), коврик с липучками , кукла с застежками .

Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» ( Озон , Лабиринт , My-shop ). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:

Игры для развития мелкой моторики рук
картотека на тему

Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
igry_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития мелкой моторики рук

Игры на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости.

Игры с баночками и коробочками

Подбери крышку Приготовьте несколько пустых баночек и ёмкостей (от питьевых йогуртов, от лекарств, от кремов, от духов и т.д.) разных по форме и размеру с крышками. Предложите ребенку открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.

Баночки и палочки В пустые баночки с крышками от питьевых йогуртов положите карандаши, счетные палочки, ленточки. Малыш будет открывать баночки, извлекать из них содержимое, а потом стараться опять наполнить баночки.

Сундучок с сокровищами В сундучок или пластиковый контейнер с крышкой положите мелкие безделушки: брелок, камешек, счетную палочку, игрушку от киндер-сюрприза, короткую ленточку, резинку от волос и пр. Малыш с удовольствием будет открывать — закрывать сундучок, доставать и разглядывать его содержимое.

Яичный контейнер Возьмите пластмассовый контейнер от куриных, перепелиных или шоколадных (киндер-сюрпризов) яиц. Предложите малышу распределять в ячейки капсулы от киндер-сюрпризов. Чтобы малышу было интереснее – в капсулы можно насыпать различные крупы.

Колечки завертелись Наденьте на тонкий стержень пирамидки (или на не заточенный карандаш) 2-3 колечка. Возьмите руку ребенка в свою и, дотрагиваясь его рукой до колечек, раскручивайте их. Вскоре малыш поймет принцип игры и будет действовать самостоятельно.

Колечки — колесики Колечки можно катать по полу, как колесики или скатывать с наклонной самодельной горки-доски.

По порядку становись Снимите с пирамидки все колечки. Вместе с ребенком разложите их по принципу убывания: от самого большого колечка к самому маленькому.

Собираем пирамидку Помогите малышу разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.

Нанижи на шнурок Колечки от пирамидки можно нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку.

Нанижи на стержень На стержень от пирамидки можно нанизывать не только колечки, но и предметы с отверстиями (крупные шарики, бигуди, резинки от волос и т.п.)

Стаканчики спрятались Сложите один стаканчик в другой и поставьте их перед ребенком днищем вверх. Под самый нижний стаканчик можно спрятать сюрприз. Скажите: «Что у нас тут прячется?» и поднимите верхний самый большой стаканчик – под ним будет стаканчик поменьше. Попросите ребенка поднять и его – там еще меньший стаканчик. Таким образом, малыш вскоре обнаружит сюрприз.

Пирамидка из стаканчиков Вам понадобиться набор из 5-7ми стаканчиков разных размеров. Стаканчики нужно ставить один на другой, чтобы получилась пирамидка.

Друг в дружке Помогите ребенку вкладывать один стаканчик в другой, соблюдая строгую последовательность: от большого к маленькому.

Кто в стаканчике живет Для игры вам понадобится набор из пяти стаканчиков разных размеров. Подберите небольшие игрушки, которые смогли бы уместиться в стаканчиках. Предложите малышу распределить игрушки по домикам – кто где живет?

Кто тут прячется? Выложите стаканчики на столе в ряд, предварительно спрятав под каждым стаканчиком небольшую игрушку. Малышу надо будет поднимать каждый стаканчик и, заглянув под него, обнаруживать какую-то игрушку.

Переверни стаканчики Расставьте перед ребенком стаканчики днищем вверх и попросите его перевернуть их в обычное положение.

Рамки-вкладыши состоят из двух частей: рамки с подложкой и вкладыша со штырьком, за который удобно держаться. Ребенку нужно вкладывать вкладыши в соответствующие отверстия. Рамки – вкладыши могут быть на разные темы: овощи, фрукты, игрушки, животные, геометрические формы и т.д.

Пазлы – это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.).

Абаки представляют собой основу-подставку со штырьками разной формы и толщины, на которые нанизываются кольца, шарики и другие фигуры по определенному признаку (цвету, размеру, форме).

Сортер – это развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру.

Сортеры могут быть выполнены в виде дощечек, коробочек, ящичков, машинок, домиков, часов и других игровых панелей. В сортерах имеются разные по форме и размеру углубления или прорези, в которые вставляются или опускаются определенные фигуры.

Игры с мозаикой

Для маленьких детей подойдет мозаика в виде объемных шестиугольных фишек-сот или в виде «гвоздиков-грибочков» с круглыми шляпками.

Дорожка Покажите малышу игрушку животного (например, зайчика) от киндер-сюрприза. Предложите выложить для зайчика из мозаики дорожку. Дорожка может быть однотонная или разноцветная.

Снег или дождь Предложите малышу изобразить дождь или снег (в зависимости от времени года на данный момент). Малышу нужно выложить в произвольном порядке на основе синие элементы мозаики.

Звездочки на небе Приготовьте игрушку животного, например волка. И скажите малышу, что волк бродит в лесу и ему темно. Надо зажечь на небе звездочки: расположить в произвольном порядке желтые детали мозаики. «Утром», когда взойдет солнышко, звездочки можно убрать.

Цветочки на поляне Предложите малышу посадить разноцветные цветочки на поляне из красных, синих, желтых и зеленых деталей мозаики. А затем можно вместе с ребенком собрать цветочки.

Грибы в лесу Приготовьте игрушки медведя и девочки Машеньки. Они отправятся в лес по грибы. Предложите малышу распределить по лесу как можно больше грибов. А затем пусть медведь и Маша соберут грибы.

Покорми курочку и цыпленка Вам понадобятся игрушки курицы и цыпленка (можно вырезать из картона). Предложите малышу насыпать для них (вставить в основу) желтые зернышки.

Горох для петушка Нужно покормить горохом игрушечного петушка. Для этого зеленые детали мозаики вставляются в доску-основу.

Курочка и цыплятки Посередине поля-доски выкладываем белую деталь мозаики (курочку). Курочка зовет своих цыпляток: «Цып-цып, мои цыплятки…». Ребенку надо выложить возле белой «курочки» желтые детали мозаики. Можно озвучить голос курицы и цыплят.

Утка и утята Поставьте на доску-поле игрушку маленькой утки и предложите ребенку выстроить маленьких желтых «утяток» позади мамы – гуськом, друг за другом: «кря-кря-кря».

Игры с конструктором

Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями , которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

Игры с прищепками

Годовалый ребенок пока не справится с прикреплением прищепок, зато у него хорошо получится снимать их с различных предметов: с пластмассового ведерка, с деревянной палочки, с книжки, с картонных силуэтов (ежика, солнышка, елочки и т.п.), с веревки, с ткани и т.д.

Игры с пуговицами, шашками и бусинами

Копилка Возьмите банку из-под кофе или чипсов, прорежьте в крышке отверстие и предложите малышу кидать в него плоские пуговицы или шашки.

Шашки – камешки Малышу нужно кидать шашки в банку из-под кофе с прорезанным отверстием в крышке, а камушки складывать в коробку.

Витаминки в пузырьке Возьмите пузырек из-под лекарства с достаточно широким горлышком. Предложите малышу сложить в него витаминки. Витаминами могут быть разноцветные пуговицы.

Пуговицы – карандаши Возьмите четыре банки разных цветов (можно от пальчиковых красок или от кофе, обклеенных цветной бумагой), прорежьте в крышках круглые отверстия. Покажите малышу, что красные пуговицы – карандашики надо бросать в красную баночку. Синие – в синюю и т.д.

Ячейки Возьмите ячейки от конфет или емкость для изготовления льда. Пусть малыш раскладывает пуговицы или бусинки по ячейкам.

Бусинки в домиках Возьмите лист картона, на него в произвольном порядке нанесите «кучками» пластилин разных цветов. Это будут домики для бусинок. Дайте ребенку бусинки и предложите поселить их в домики. В одном домике могут жить три бусинки, в другом две и т.д.

Яблоки на яблоне Вырежьте из цветного картона яблоню. Разложите на ней яблоки (пуговицы или красные шашки). Предложите малышу собрать в миску урожай яблок.

В какой руке Спрячьте в одной руке бусинку, покажите малышу две сжатые в кулак руки и спросите: «Где бусинка». Если малыш угадает, пусть попробует тоже спрятать бусинку в кулаке.

Дорожка Наклейте на линейку двусторонний скотч и предложите малышу выложить дорожку — наклеить на него пуговицы. Двусторонний скотч можно наклеивать на любые предметы и предлагать ребенку выкладывать на них пуговицы.

Игры со шнурками и ленточками

Узелки на память Свяжите несколько шнурков вместе и завяжите на каждом из них узелки. Предложите малышу их все отыскать.

Бусы Возьмите деревянные шарики с отверстиями и длинный шнурок. На конце шнурка привяжите погремушку (чтобы шарики не проскальзывали). Предложите малышу нанизать шарики на шнурок.

Дорожка Расположите недалеко друг от друга две игрушки-зверушки и предложите малышу проложить между ними дорогу из шнурка.

Круг Можно выложить из шнурка на столе круг. Круг может быть бусами, буквой О, колечком, обручем и т.п.

Непослушный шнурок Возьмите шнурок и пропустите его между пальцами ребенка: кладем на большой, пропускаем снизу под безымянным, сверху над большим и т.д.

Непослушный наш шнурок
Обвязать все пальцы смог.
Затем ребенок пытается самостоятельно распутать пальчики.

Шнуровка Предлагайте малышу пособия, в которых с помощью шнурка нужно пришивать различные детали.

Игры с палочками и спичками

Спички в коробке Предложите малышу уложить спички в коробок. Со спичек желательно заранее удалить серную головку.

Пузырек и спички Возьмите высокий пузырек с небольшим круглым отверстием и покажите малышу, как можно наполнять его спичками.

Волшебные палочки Разложите на столе счетные палочки. Возьмите с малышом по одной палочке и сделайте вид, будто вы чистите ими зубы. Потом положите палочки на стол и возьмите еще по одной палочке. Этой палочкой «причешитесь» и тоже положите её на стол. Возьмите с ребенком две следующие и как бы порисуйте ими и т.д.

Дорожка и забор из палочек Из счетных палочек помогите ребенку выложить забор или дорожку.

Большие и маленькие палочки Приготовьте пять палочек разной длины (можно использовать цветные карандаши). Предложите малышу выложить их на столе, начиная с самой маленькой палочки.

Игры с бумагой и салфетками

Снежки из бумаги Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.

Снежинки из бумаги Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.

Секретики Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

Закладки Возьмите толстую крепкую книгу и положите в неё много бумажных закладок. Малыш с удовольствием займется их «выуживанием». Потом можно предложить малышу самому заложить в книгу закладки.

Волшебные конфетки Возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Малышу надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Труд». Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах .

Новое пособие – это не забытое старое, а преобразованное, дополненное и с удовольствием используемое детьми пособие.«Футбол» – классическая игра, которую можно использовать для решения мно.

Интересное занятие для развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, координации, мышления, воображения с помощью разноцветных силиконовых блоков перевертышей.

Игры для развития мелкой моторики.1. Упражнение с пипеткой.2. Упражнение с пинцетом.3. Сорти.

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для р.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т.

Читать еще:  Игры на развитие связной речи старшая группа
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×