221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игра на развитие памяти старшая группа

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие памяти у старших дошкольников

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском коллективе и во время адаптации в школе.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс дидактических игр, направленных на развитие памяти у старших дошкольников»

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие памяти у старших дошкольников

Подбор игр и упражнений

1.Развитие мышления (мыслительных операций)

«Узнай птицу по описанию»

Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о внешнем виде зимующих птиц и из жизни. Воспитание заботливого отношения к птицам, желание помочь им в зимнее время.

Материал: Карточки с изображением птиц (снегирь, голубь, ласточка, воробей, ворона, дятел, сова), загадки о птицах, фишки для награждения.

Игровые задания: 1. Ребенок описывает птицу по описанию и приносит картинку с ее изображением. 2. Загадывание и отгадывание загадок о птицах.

Цель: развитие словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста, внимания, произвольности запоминания.

Материал: список из слов от 1 до 10 знакомых и понятных детям, но между собой логически не связанных.

Предварительная подготовка: заранее подготовить несколько списков из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположить их необходимо так:

3. Конь, ягода, игла

4. Курица, солнце, асфальт, карандаш

5. Крышка, бревно, огонь, ручка, школа.

6. Тетрадь, грузовик, сестра, мел, птица, хлеб.

7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.

8. Гора, сорока, часы, стул, снег, книга, береза, медведь.

9. Мяч, апельсин, шапка, морковь, стол, бабочка, метро, утенок, колготки.

10. Машина, камень, гриб, сумка, велосипед, топор, мальчик, скатерть, арбуз, мыло.

Ход игры: игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается повторить слова за воспитателем. Начинать нужно с одного слова, затем два слова, три слова и т.д. Ребенку необходимо повторять в той же последовательности, в которой читает воспитатель (интервал между словами 1 секунда). Если ребенку не удалось повторить определенный словесный ряд, воспитатель зачитывает ему то же количество слов, но других. Если со второй попытки ребенок справился с этим словесным рядом, то можно переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

«Лови мяч — дари слово»

Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, образного мышления.

Ход игры. Игра проводится с группой детей. Дети становятся в круг.

Мяч у ребенка, который начинает игру, для чего он передает мяч рядом стоящему игроку и при этом называет какое-нибудь слово, связанное с этим ребенком (например: футбол — так как мальчик любит играть в футбол и т.п.)

Все дети, по очереди придумывают слово и «дарят» его своему соседу по кругу. Как только мяч окажется у того ребенка, который начинал игру, воспитатель предлагает детям пустить мяч против часовой стрелки, за счет чего игра усложняется, так как надо вспомнить слово, подаренное соседу не самим ребенком, а другим игроком. Как только мяч прошел полный круг против часовой стрелки, правила игры еще более усложняются. Ребенок, начинавший игру, бросает мяч любому игроку из круга, а тот, поймав мяч, называет слово, которое подарили игроку, бросающему мяч. Далее другой ребенок бросает мяч кому захочет, и поймавший называет слово бросавшего мяч игрока.

Цель: развитие памяти, внимания и мышления.

Материал: счетные палочки

Ход игры: Воспитатель из счетных палочек делает незатейливую фигуру, например, квадрат. Ребенок смотрит несколько секунд и считает количество задействованных палочек. Затем фигура накрывается. Ребенку дается такое же количество палочек и предлагается сделать свою фигуру. После выполнения задания ребенку предлагается вспомнить и повторить ту фигуру, которая была вначале.
Количество палочек меняется в зависимости от степени подготовленности ребенка. На первых порах можно взять 4-6 штук, постепенно доводя до 12-15.

Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

Материал: игровое поле, пуговицы.

Ход игры: Играют два ребенка. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — квадрат, разделенный на клетки. Первый игрок выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Остальные игры представлены в Приложении

2.Развитие опосредованной памяти (смысловые связи:

1. Игры на выделение общих признаков

«Чем похожи и чем отличаются»

Ребенок, получивший камешек должен отгадать загадку, например, такую: “Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе”. Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из игроков. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадывающий ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

«Найди лишний предмет»

Цель: развивать умение детей выделять лишний предмет из группы, сходных по определенному признаку, предметов.

Материал: наборы картинок (корова, лошадь, коза, лось; василёк, пион, роза, сосна; пчела, муха, воробей, шмель; собака, кошка, попугай, волк; карась, щука, линь, лягушка).

Ход игры: Воспитатель показывает детям несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Детям нужно указать на «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.

2. Игры на выделение существенных признаков

Игровые правила: Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, тот платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками”. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: “Вершки”, а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки.

Цель: Описывать предмет не глядя на него, выделять в нем основные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: по сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета на заданную тему (животные, птицы, рыбы, насекомые, цветы, деревья), а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д. Называть нужно существенные признаки предмета: говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате (на даче, на участке).

Цель: закреплять знания о природе; развивать умение узнавать предмет по существенному признаку.

Материал: предметные картинки.

Ход игры: На столе раскладывается предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» — это могут быть картинки яблока, укропа, лягушки, елка. Или: «влажный» — вода, роса, облако, туман, снег и т.д.

3. Игры на объединение существенных признаков в класс и называние словом

Охотник” (народная игра)

Игровые правила: Перешагнуть в следующую клетку можно только после того, как назовешь зверя. Победителем, хорошим охотником будет тот, кто дойдет до леса, назвав столько зверей, сколько по дороге в лес клеточек.

Игровые действия: Перешагивать через черту, называть, не повторяясь, диких зверей. Кто не может вспомнить, возвращается.

Ход игры: Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома – чем дальше, тем лучше – положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник – один из играющих. Стоя, на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за …». Здесь он делает шаг вперед и говорит: «… зайцем»; делает второй шаг: «… медведем»; делает третий шаг: «… волком»; четвертый шаг: «… лисицей»; пятый: «… барсуком». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.

Читать еще:  Игры для развития речевого дыхания у дошкольников

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Рыболов говорит: «Пойду на рыбалку и поймаю щуку, карася, окуня».

Остальные игры представлены в Приложении

3.Развитие произвольной памяти

«Море волнуется раз…».

Игра хорошо тренирует зрительную память и воображение детей. Ведущий произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» При этом дети замирают, изображая выдуманные фигуры, а ведущий отгадывает, кого или что изобразил каждый участник.

Цель: развитие произвольной памяти, внимания, наблюдательности.

Инструкция: «Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла».

Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.

Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.

Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

На столе раскладываются несколько игрушек. Ребенок должен их рассмотреть и запомнить. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель добавляет еще одну игрушку или меняет игрушки местами. Задача ребенка — ответить, что изменилось.

Остальные игры представлены в Приложении

Картотека игр «Развиваем память»

    Фёдор Волк 3 лет назад Просмотров:

1 Картотека игр «Развиваем память»

2 КАРТОЧКА 1 «Что изменилось?» Вариант 1. Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая — с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке. Описание задания: Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение. Время не ограничено. КАРТОЧКА 2 «Посмотри, запомни, повтори» Цели: развивать внимание, двигательную память. Материал: картинки со схематическим изображением поз человека. Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет детям последовательно картинки с изображением различных поз человека. Дети выполняют необходимые движения, затем, через время педагог предлагает детям воспроизвести последовательность движений. Речевой материал: смотри внимательно, делай так же, запомни. Повтори, верно неверно. Молодец. Вариант 2. Цель: Развитие внимания, памяти. Материал: четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг. Содержание игры: Педагог предлагает детям вы закроете глаза, я уберу один квадрат, и вы скажите, какой именно квадрат я убрала: большой или маленький, красный или зеленый. Когда дети будут быстро справляться с заданием, можно убрать сразу по 2-3 квадрата.

3 КАРТОЧКА 3 «Чего не стало?» Цели: развивать внимание, память, мышление, закреплять словарный запас, отрабатывать определенный метод запоминания. Оборудование: игрушки, предметы, таблички, картинки. Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог выставляет на стол игрушки (предметы). Затем с помощью определенного метода: составление сюжета; методом ассоциаций, методом трансформации, методом «Цицерона» или ориентируясь на фотопамять предлагает ребенку запомнить игрушки. Например, метод составления сюжета: гриб рос под елкой, прилетела птичка и села на елку, видит машина, в ней едет кукла и т.д.; проговаривание может сопровождаться действиями. Педагог считает до трех, дети закрывают глаза. Педагог убирает одну или более игрушек и предлагает детям вспомнить, чего нет? Дети называют или показывают предмет. Игрушка ставится на место педагогом или ребенком. Речевой материал: посмотри, будь внимателен, запомни, Чего нет?, верно неверно, молодец. КАРТОЧКА 4 «Запомни картинки» Цель: развитие зрительной памяти. Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки. Описание задания: Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Педагог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

4 КАРТОЧКА 5 «Каскад слов» Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти. Описание задания: Педагог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем педагог называет три слова и т.д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2 3 раза. 1) огонь; 2) дом, молоко; 3) конь, гриб, игла; 4) петух, солнце, асфальт, тетрадь; 5) крыша, пень, вода, свеча, школа; 6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб; 7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын; 8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел; 9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки; 10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.. КАРТОЧКА 6 «Запомни и покажи» (таблицы Ф.Е. Рыбакова) Цель: развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти. Дидактический материал: таблица с изображением 4 и 9 фигур. Описание задания: В течение 5 с показывается таблица с изображением четырех фигур, затем таблица с изображением девяти фигур. Ребенок должен показать во второй таблице фигуры из первой. При этом первая таблица закрывается.

5 КАРТОЧКА 7 «Кто за кем?» Цели: развитие объёма внимания, зрительного восприятия. Содержание игры: Группа детей делится на три команды. Шестеро из них, по два человека от каждой команды, выходят к доске и становятся в шеренгу. Один из них (водящий) спиной; остальные в это время перестраиваются (меняются местами). Ведущий подаёт сигнал, и водящий, быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через 5-10 секунд водящий, отвернувшись, должен сказать, в каком порядке стоят за ним ребята. То же самое выполняют водящие из второй и третьей команд. Ведущий отмечает на доске полученные каждой командой очки. КАРТОЧКА 8 «Рассмотри внимательно» Цель: развитие произвольного внимания. Дидактический материал: любая сюжетная картинка. Описание задания: Педагог показывает ребенку любую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Педагог задает вопросы по картинке, например: «Сколько елочек было на картинке?», «Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы.

6 КАРТОЧКА 9 «Кто не на месте?» Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания. Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных. Описание задания: Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Педагог предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а педагог переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?». Игра проводится 5 6 раз. КАРТОЧКА 10 «Воспроизведение геометрических фигур» Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления. Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца. Игровые действия: Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе. Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

7 КАРТОЧКА 11 «Что изменилось на карточке?» Цели: продолжать формировать пространственное мышление; развивать пространственное восприятие; тренировать зрительную память. Материал: карточка с 9 квадратами и комплект из 9 разноцветных крышек один на всех. Краткое описание игры: Крышки раскладываются по всем квадратам. Дети запоминают расположение крышек на карточке. Затем закрывают глаза, и 2, 3, 4 крышки меняются местами. Дети по очереди находят изменения. (Задание повторяется для каждого ребенка.) Остальные дети наблюдают правильность выполнения. КАРТОЧКА 12 «Посмотри внимательно и нарисуй, что запомнил» Цель: развитие у детей способности смотреть и запоминать увиденное, активизация внимания и зрительной памяти. Ход игры: Перед ребенком кладется карточка с изображением какой-то фигуры. Он внимательно смотрит на эту фигуру в течение 10 секунд. Затем карточка переворачивается изображением вниз, а на своем листе бумаги ребенок рисует то, что запомнил.

8 КАРТОЧКА 13 «Запиши буквы, как запомнил» Цель: развитие слуховой памяти и произвольного внимания. Ход игры: Один раз произносите любые пять букв. Дети должны записать их в той же последовательности. Варианты задания предлагаются 2-3 раза. Примечание: если дети затрудняются в запоминании пяти букв, можно начать с четырех

Читать еще:  Развивающие игрушки для 6 месячного ребенка

Дидактические игры на развитие внимания и памяти

Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой в классе, внимательно слушает учителя, а значит хорошо запоминает учебную информацию. В начале школьного обучения наряду с вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе вообще без развитой памяти никуда. Писать дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому игры, которые разработали направлены на развитие и памяти и внимания.

Далее представлены дидактические игры, которые направлены на развитие внимания и памяти и, в которые можно играть самостоятельно дома…

Дидактическая игра «Исчезнувший предмет»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут не менее двух человек.

Цель игры: развивать внимание и кратковременную память детей; учить целенаправленно запоминать информацию, воспитывать честность.

Материалы: несколько мелких игрушек.

Ход игры: Если играет несколько детей самостоятельно, в начале игры нужно выбрать водящего, если же Вы играете с одним ребёнком, то целесообразно роль ведущего взять на себя. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Примечание: бывают случаи, когда ребёнок не может справиться с игрой, т.к. ему необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием, которых ещё пока нет. В качестве такого средства был введён «указующий жест» пальцем (указывает сам ребёнок) и развёрнутое речевое описание тех объектов и их пространственного расположения, которое требуется запомнить и воспроизвести. Ребёнку предлагается брать каждую игрушку в руки (из тех, которые необходимо запомнить), рассматривать её, ощупывать, описывать внешний вид вслух, затем также вслух объяснять себе, где находится игрушка. «Объяснять себе» — это не случайно: другой человек вряд ли смог бы понять это объяснение, поскольку участники группы часто не владеют понятиями «левый», «правый», «верх», «низ». Вначале вся эта процедура совершается вслух, через некоторое время шёпотом, а потом про себя. Затем достаточно просто пальцем указать на игрушку. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой. Как только ребёнок пытается просто запомнить, опять начинаются ошибки.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков.

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Если эта игра окажется трудной для ребёнка, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущей игре.

Дидактическая игра «Пуговицы»

Игра предназначена для детей в возрасте от пяти лет (при условии самого простого подбора пуговиц). Играть могут двое человек.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников; учить способам запоминания предметов.

Материалы: два одинаковых набора пуговиц (по одному для каждого играющего), причём ни одна пуговица внутри набора не повторяется. Количество пуговиц из набора зависит от уровня сложности игры: чем сложнее игра, тем больше их используется, Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом, перед играющими лежит весь набор, из которого взяли эти пуговицы. У каждого играющего должно быть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделённый на клетки. Чем сложнее игра, тем больше должно содержаться клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле, которое содержит четыре или шесть клеток.

Ход игры: Начинающий игру выставляет на своём поле три пуговицы из имеющегося у него набора пуговиц. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая пуговица лежит, после чего первый игрок накрывает своё поле платком или листом бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своём игровом поле. Затем первый игрок открывает своё игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Пока игра идёт на примитивном уровне, время запоминания и воспроизведения не учитывается, с усложнением игры ограничение времени должно стать одним из условий игры. Выигрывает тот играющий, который не допустил ни одной ошибки.

Для того ребёнка, для которого эта игра окажется трудной, целесообразно применять тот же способ запоминания, что и в предыдущих двух играх.

Дидактическая игра «Хамелеон»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.

Материал: фишки для играющих.

Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т.д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

Дидактическая игра «Зеркало»

Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям от четырёх лет (зависит от сложности движений).

Цель игры: развивать внимание дошкольников, двигательную активность, память, фантазию.

Ход игры: Выбирается ведущий, все остальные – зеркало. Ведущий придумывает движении, а остальные должны в точности его повторить. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Дидактическая игра «Зашумлённые картинки»

Играть может один человек. Игра предназначена для детей от 5 – 6 лет.

Цель игры: развивать произвольное внимание.

Материалы: карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.

Развивающие игры для детей старшей-подготовительной группы ДОУ

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Найди игрушку

Развиваем память, внимание, аналитические способности

Описание: необходимо завязать глаза вашему ребенку (или нескольким детям) и объяснить, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее на самое видное место. Когда вы развяжете малышу глаза, он должен приступить к поискам. Если в игре участвует несколько детей, то победителем окажется тот участник, который первым найдет «спрятанную» игрушку.

Читать еще:  Глен доман методика раннего развития читать

Материалы и наглядные пособия для игры

Натюрморт

Развиваем зрительную память, внимание, умение сосредоточиться, аналитические способности

Описание: сядьте за стол, поставьте на него поднос и расположите на нем все выбранные вами предметы. В течение 1 минуты ваш ребенок должен запомнить местонахождение всех предметов. Затем вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке.

Второй вариант не требует фактического воспроизведения. Поднос закрывается платком, а ваш малыш должен словами описать местонахождение всех предметов. В этом случае можно легко проверить точность его памяти. Кроме того, этот вариант способствует расширению словарного запаса и развитию речи.

Третий вариант этой игры рассчитан на участие в ней большего количества участников. Все предметы в этом случае передаются по кругу, и каждый участник должен назвать одно определение, характеризующее этот предмет. Последний игрок должен высказать окончательное предположение о том, что это за предмет. Если он затрудняется, то ему должны помочь остальные участники игры.

Каждый новый круг должен начинаться с нового человека, чтобы окончательное решение каждый раз высказывал новый участник.

Материалы и наглядные пособия для игры

Поднос или большая пластмассовая тарелка, 5—10 небольших предметов, которые можно расположить на этом подносе.

Определи на ощупь

Развиваем память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета

Описание: на столе нужно разложить все предметы. В течение нескольких минут дайте возможность ребенку изучить эти предметы, если он совсем маленький, можно предоставить больше времени и дать возможность ему поиграть с этими предметами. Затем вы должны завязать ему глаза и внести в расположение этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один I предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ваш малыш должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них.

Материалы и наглядные пособия для игры

10—15 различных предметов, стол.

Поиск по памяти

Развиваем память, координацию, внимание

Описание: эту игру необходимо проводить в помещении, которое хорошо знакомо вашему ребенку.

Разложите все выбранные игрушки на полу. Сообщите вашему малышу, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и засеките время поиска.

Эту игру можно усложнить. Во-первых, можно не показывать ребенку разбросанные игрушки, т. е. сначала нужно завязать ему глаза, а уже затем раскидать все предметы. Во-вторых, можно сократить время поиска. В этом варианте комната должна быть максимально безопасной, чтобы ребенок не мог пораниться.

Материалы и наглядные пособия для игры

Различные предметы (мягкие игрушки, кубики, машинки). Желательно подготовить какой-нибудь приз.

Перевертыш

Развиваем речь, внимание, умение сосредоточиться, мышление

Описание: суть этой игры состоит в произнесении слов по буквам в прямом и обратном порядке. Ее можно проводить как в компании, так и наедине с вашим малышом.

Материалы и наглядные пособия для игры

❧ Начинать эту игру лучше с небольших слов из 3—4 букв, постепенно увеличивая количество букв в слове. Параллельно с увеличением количества букв нужно увеличивать скорость их произнесения.

Если ваш ребенок уже знает алфавит, то можно попрактиковаться в его быстром произнесении — сначала в прямом, затем в обратном порядке.

«Словесный» художник

Развиваем память, внимание, речь, расширяем словарный запас, творческое мышление

Описание: суть этой игры заключается в словесном описании какой-либо картины.

Предложите вашему ребенку рассмотреть и запомнить выбранную вами картину. Если эту игру вы проводите в первый раз, то необходимо разобрать ее совместно. Проанализируйте ее, разберите то, что происходит на ней, по возможности придумайте рассказ. Затем уберите картину и попросите словесно по памяти воспроизвести все то, что на ней нарисовано.

Постепенно ваша помощь должна становиться минимальной.

Материалы и наглядные пособия для игры

Картина или репродукция.

❧ Для первых игр выбирайте картины с явным сюжетным содержанием. Позже можно использовать пейзажи, натюрморты.

В эту игру можно внести творческий момент, если попросить малыша придумать, что могло произойти на этой картине дальше, и это нарисовать.

Любимый мультфильм

Развиваем память, внимание, творческие способности

Описание: суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый мультфильм.

Вначале можно посмотреть выбранный мультфильм. Он должен быть не очень длинным (1—2 минуты). Попросите вашего малыша пересказать содержание этого мультфильма как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если он затрудняется, помогайте ему, задавайте наводящие j вопросы, акцентируйте его внимание на отдельных деталях.

Затем снова включите мультфильм, но при этом отключите звук. Реплики всех персонажей нужно будет произносить самому ребенку. Объясните ему, что главное — не пропускать слова мультяшных героев. Если ребенок забывает реплики, то нужно тут же их придумать.

Если в первый раз озвучивание получилось не совсем удачно, можно его повторить, перед этим просмотрев мультфильм повторно.

Материалы и наглядные пособия для игры

Хорошо знакомый вам и вашему ребенку мультфильм на видеокассете или DVD.

Запаздывающее зеркало

Развиваем внимание, координацию, умение сосредоточиться

Описание: сначала необходимо выбрать ведущего. Им может быть как ребенок, так и взрослый (в первый раз лучше выбрать кого-то из старших). Ребята усаживаются на стулья в одну линию. Все внимание каждого участника должно концентрироваться на его соседе справа.

Первым садится ведущий, он и начинает игру, показывая какое-нибудь движение (например, поднимает левую руку). Затем это движение повторяет его сосед слева, и так по очереди до конца цепочки. Когда последний участник будет показывать это движение, ведущий уже должен придумать следующее (например, встать и сесть). С каждым разом движения должны усложняться, а темп игры — ускоряться.

Во время игры старайтесь следить за осанкой детей. Они должны сидеть прямо. У них сразу возникнет желание подсмотреть новое движение у ведущего. Это неправильно, каждому ребенку нужно дождаться, когда это движение выполнит его сосед, а затем вовремя и правильно его повторить.

Материалы и наглядные пособия для игры

Стулья, количество которых соответствует количеству участников игры.

Горная тропинка

Развиваем внимание, память, умение концентрироваться

Описание: в этой игре могут принимать участие, как минимум, 2 игрока.

Всем участникам раздаются листы бумаги и карандаши. Каждый самостоятельно рисует свою тропинку. Главное условие: она должна состоять из ровных линий. Количество этих линий может быть различным. Начинать можно с 5 линий, постепенно усложняя до 10—20.

После того как ребята нарисовали свою тропинку, нужно разделиться на пары (если количество игроков больше 4). В каждой паре выбирается участник, который будет первым начинать игру. Этот ребенок (или взрослый), прикрывая свой рисунок, должен словами его описать: например, первая линия идет вверх, вторая — влево, третья — вниз, четвертая — влево, пятая — вверх). Второй участник должен запомнить этот рисунок на слух.

Если с первого раза он не запомнил, то можно еще раз повторить описание. После этого он должен проговорить описание этой тропинки в I обратном порядке.

После того как это задание выполнено, ребята меняются ролями. Теперь первый участник запоминает тропинку, а второй участник ее описывает.

Материалы и наглядные пособия для игры

2 листа бумаги, 2 карандаша.

Логические паззлы

Развиваем внимание, усидчивость, аккуратность, целеустремленность, аналитические способности

Описание: эту игру можно провести в двух вариантах. Сначала разберем первый вариант.

Дайте ребенку цветные карандаши и чистый лист бумаги. Предложите ему нарисовать какой-нибудь рисунок. Когда он выполнит это задание, разделите рисунок на равные части (например на 9 частей). Возьмите ножницы и предложите ребенку самому разрезать картинку. Следите, чтобы он правильно пользовался ножницами и не поранился.

Затем предложите ему отдохнуть, а сами в этот момент на обратной стороне элементов рисунка напишите приготовленный заранее текст — по одному предложению на каждом элементе. Располагаться предложения должны так, чтобы ребенок, сложив их в правильный текст и перевернув, получил свою картинку.

Второй вариант отличается от первого тем, что картинку ребенок не рисует. Вам нужно самим ее найти. Это может быть старая раскраска или какие-нибудь иллюстрации.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, небольшой рассказ из нескольких предложений, картинки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector