221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игрушки для развития речи

Развитие речи: тема «Игрушки». Игры и речевые упражнения с детьми 3-4 лет

Речевая игра с игрушками 1. «Угадай, каких игрушек не стало»

Учим малыша употреблять слова – наименования игрушек в родительном падеже множественного числа.

Познакомься! Это брат и сестра. Их зовут Таня и Ваня.

У Тани и Вани много игрушек. Посмотри на картинку и назови Танины игрушки (куклы, матрешки, скакалки, мишки, утята, пирамидки).

Давай поиграем с Таниными игрушками. Я спрячу игрушки, а ты догадаешься, чего не стало (своей ладонью или пальчиком закрыть одну картинку и спросить: «Чего не стало?»). Ребенок пытается угадать и отвечает: «Не стало кукол». Если Вы используете набор картинок, то просто убираете одну картинку, а малыш догадывается, чего не стало.

Обязательно похвалите ребенка и порадуйтесь правильному ответу вместе с ним. Если малыш допустил грамматическую ошибку (например, сказал так: «не стало скакалков, утёнков») не повторяйте ошибку за ним. Вместо этого сразу же скажите правильный вариант: «Ты угадал. Молодец! Не стало скакалок».

А теперь посмотри на Ванины игрушки. Какие игрушки есть у Вани? (Кубики, барабаны, самолеты, машины, мячи, лопатки, лошадки). Давай поиграем с ними («не стало машин, мячей и т.д.»).

Картинки игрушек, которые можно использовать для этой игры, Вы найдете в статье «Картинки: детские игрушки», которая выйдет завтра. Все картинки хорошего качества, их можно распечатать на принтере или включить в презентацию, сделать из них игру в парные картинки или рассматривать с детьми и загадывать загадки.

Для игры можно использовать и настоящие игрушки (два мишки, два кубика и т.д.)

Речевая игра с игрушками 2. «Команды»

Учим ребенка употреблять в речи глаголы в повелительном наклонении. Предупреждаем и исправляем грамматические ошибки в речи малышей.

Игрушки Тани и Вани любят выполнять их команды. Давай научим твои игрушки выполнять разные команды.

Попросите ребенка выбрать любимую игрушку, которую он будет учить. Игрушка (в руках взрослого) выполняет команду малыша только в том случае, если он не допустил грамматической ошибки. В случае ошибки игрушка «ждет», когда ребенок исправит свою ошибку сам или с помощью взрослых.

Сначала Вы помогаете малышу давать команды игрушке: «Попроси куклу сплясать, лечь на спинку, спеть и т.д.», затем команды придумывает ребенок, а Вы только помогаете ему, подсказываете правильный вариант в случае необходимости. В дальнейшем можно поменяться ролями с ребенком.

Ниже я даю подборку слов, в которых дети очень часто ошибаются и говорят, например, так: «ляжь», «помахай», «спей», «просни». Данные ошибки очень быстро уйдут из речи детей после нашей веселой игры. Главное – повторять игру многократно с разными игрушками и разными командами. Команды может делать и взрослый, и папа с мамой, и ребенок по Вашей просьбе – придумывайте свои варианты! Веселой Вам игры!

Примерные команды для игры с игрушкой: присядь, наклонись, помаши рукой, спой, спляши, порисуй, побегай, попрыгай, спи, проснись, похлопай в ладоши, топни, ляг на спинку, ляг на животик, причешись, поезжай, сядь, перепрыгни через…, дотронься до носа (до ушей, до хвоста, до рта) и т.д.

Речевая игра с игрушками 3. Зайчата

Давайте познакомимся с игрушечными зайчатами: часть 1.

Учим малышей описывать картинки с изображением игрушек, сравнивать, анализировать, точно по смыслу употреблять глаголы (различать глаголы совершенного и несовершенного вида), использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (заюшка, заинька, зайчоночек, зайчишка, глазки, ушки, хвостик и т.п.).

Для игры Вам понадобится картинка или три игрушечных зайчонка, которых Вы оденете по-разному. Это могут быть и мишки, и куклы и любые другие игрушки вместо зайчат.

Первый зайчонок – Шустрик. Он одет в курточку и брюки. Второй – Торопыжка. Он одет в куртку, которая застегнута неправильно – в результате один нижний край выше другого, некрасиво торчит, шапочка на боку, шарф завязан неаккуратно на боку. Третий – Догоняйка. Он еще не успел одеться, на нем только брючки.

Рассмотрите с малышом картинки или игрушки и расскажите ему историю про трех зайчат.

«Живут у Вани и Тани три игрушечных зайчонка. Первый зайчишка всегда спешит, торопится и поэтому многое делает неправильно. Так и прозвали его ребята – Торопыжка. Найди его на картинке. Как ты догадался, что это Торопыжка?

Второй зайчонок всё делает проворно, умело, быстро, правильно, шустро. Придумай, как его звали? Как бы ты назвал проворного шустрого зайчонка? Интересные имена ты придумал! Хочешь узнать, как его называли Таня и Ваня? Они его назвали Шустрик, потому что он был очень … (шустрый).

Третий зайчик всегда опаздывает, не успевает, дела делает очень медленно и неторопливо. Ему часто говорят: «Догоняй-ка нас». Поэтому его и назвали – как ты думаешь, как? Придумай ему имя, из которого было бы понятно, что он всё делает медленно. Как бы ты такого зайчика назвал? (Поощрите любой вариант ребенка – это его словотворчество, и предложите свои варианты). А Таня и Ваня называли его так — Догоняйка.

Найди на картинке Шустрика и Догоняйку. Как ты догадался, что это Шустрик, а это Догоняйка (ребенок объясняет).

Играем в загадки: часть 2.

Эти игрушечные зайчата – братья. Они очень похожи друг на друга. Чем они похожи? (У них длинные уши, короткие хвостики, круглые глазки, маленькие носики, они беленькие, пушистенькие, умеют прыгать, любят морковку и т.д.).

Чем отличаются зайчата? (Рассмотреть одежду, обувь, глазки, носики, что делают зайчата).

Как зайчонка можно назвать ласково? (Зайчишка, заюшка, зайчоночек, заинька).

А как ласково назвать уши зайчика? Да, ушки.

А как ласково назвать нос ? (носик).

Давай поиграем в загадки. Я загадаю зайчонка, а ты догадайся, как его зовут.

Вы описываете зайчонка – игрушку или зайчонка с картинки, а ребенок должен отгадать, как его зовут.

«Этот зайчонок очень веселый. У него большие синие глаза. Носик у зайчишки черный и маленький. Ушки у заиньки длинные, а хвостик короткий. На нем красная курточка и синие брючки. На курточке есть синий воротничок и много круглых пуговиц. Зайчонок любит петь песни. Кто это?»

А теперь ты загадай мне загадку: «Мой зайчонок… У него…. Глазки у зайчишки…. Носик у зайчонка… Заинька любит…» (Мы помогаем малышу построить высказывание – описание, давая ему опору – начала фраз).

Кто что делает: часть 3.

Каждое утро Таня и Ваня играют с зайчатами. Посмотри на игрушки (разыграйте сценку). Торопыжка и Шустрик уже встали с постели (показываем), а Догоняйка ещё встаёт. И всегда так бывает. Послушай и догадайся, кто что делает (ребенок договаривает конец фразы по аналогии).

  • Шустрик уже умылся, а Догоняйка ещё…(умывается).
  • Шустрик уже оделся, а Догоняйка ещё…(одевается).
  • Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка ещё…(чистит).
  • Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка ещё…(завтракает).
  • Торопыжка и Шустрик уже собрались на прогулку, а Догоняйка ещё…(собирается).

Речевая игра по теме «Игрушки» 4. «Как мы играем»

Учимся подбирать действия (глаголы) к предмету (существительному).

Таня и Ваня очень любят играть с игрушками. И хотят узнать, как ты играешь со своими игрушками. Давай расскажем им о наших играх (можно использовать игрушечный телефон). Вы «набираете номер» на игрушечном телефоне и начинаете разговор: «Здравствуйте, Таня и Ваня! Это Вам Данилка звонит. Как вы поживаете? А мы играем, хотите узнать как? Сейчас мы с Данилкой вам расскажем»:

Данилка (имя Вашего ребенка), что мы делаем с мячом? Катаем, бросаем, ловим (подбираем слова вместе с малышом). Если ребенок захочет показать, как он это делает – пусть покажет тут же все действия. В ходе показа действий он может вспомнить о новых действиях и назвать и их тоже, а может их придумать.

  • А мячик что делает? Катится, летит, отскакивает, лопается, скачет, прыгает, ударяется о пол и т.д.
  • Что мы делаем с куклой? Укладываем спать, кормим, поим, одеваем, раздеваем куклу, качаем, водим гулять.
  • А кукла что делает? Ходит, ест, поет песни, одевается, гуляет, наряжается, играет, танцует.
  • Что мы делаем с машиной? Как мы играем с ней? Возим, загружаем в кузов кирпичи, гудим, догоняем другие машины, останавливаемся, тормозим.
  • А что машина делает? Едет, мчится, останавливается, разгоняется, буксует, заезжает в гараж, тормозит, переворачивается, ломается, застревает, выезжает, обгоняет другие машины.

Для этой игры Вы можете выбрать любые игрушки, которые любит Ваш ребенок.

Игра 5. «Парные картинки»

Учимся употреблять существительные во множественном числе.

Вам понадобятся парные картинки (ведро – вёдра, колесо – колёса, кольцо – кольца, ленточка – ленточки, машина – машины). Картинки для игры Вы сможете скачать бесплатно в статье «Картинки: детские игрушки».

Делим картинки на две стопки:

  • В первой стопке — картинки, на которых нарисована одна игрушка или ее деталь.
  • Во второй стопке — картинки, на которых изображено несколько игрушек или их деталей.

Первую стопку картинок берем себе – это картинки для ведущего игры. Из второй стопки картинок малыш выбирает себе 5 штук, не показывая их Вам.

Можно играть и с одним ребенком, и с несколькими детьми.

Читать еще:  Самодельные игры для развития

Вы показываете свою картинку и называете, что на ней нарисовано: «У меня пирамидка». Ребенок, если у него есть парная картинка, должен быстро ее найти, показать и назвать: «У меня много пирамидок» или «У меня три пирамидки».

  • Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, то мы отдаем ему парную картинку. И малыш закрывает свою картинку парной (кладет ее сверху).
  • Если же ребенок «проворонил» свою картинку, то он остается без парной картинки.
  • Если ребенок назвал картинку, но неправильно, то мы либо сами называем правильный вариант. Либо просим малыша исправить свою ошибку (если он уже хорошо знаком с правильным вариантом по предыдущим играм).
  • Задача – не потерять ни одной картинки и ко всем имеющимся картинкам подобрать пару.
  1. Если Вы играете дома в паре с малышом, то Вы тоже можете брать из второй стопки 5 картинок и закрывать их парными. Тогда задача игры будет другой. Нужно не просто не пропустить ни одной картинки, но еще и успеть первым закрыть их парными. Это зависит исключительно от везения. Поэтому данный вариант игры будет учить ребенка правильно относиться к проигрышу и выигрышу – сорадоваться и сопереживать партнеру по игре. Кто первый закрыл все картинки – парными, то и выиграл.
  2. Если ребенок пропустил свою картинку, ему предлагается отыграть фант – поскакать на одной ноге, покружиться и т.д. Задания придумываются тут же, по ходу игры.

Игрушки – это тема, которая всегда интересна детям и которая дает множество возможностей для развития речи. А Вы играете в речевые игры с игрушками? В какие?

Желаю Вам веселых речевых игр, новых достижений в речи малышей и радости общения с ними! Если для Вас эта статья была полезной и интересной, буду благодарна за комментарии. И всегда рада ответить на Ваши вопросы в комментариях.

Еще по теме «Игрушки»:

1. Картинки для речевых игр по теме «Игрушки» Вы можете бесплатно скачать в нашей Библиотеке игр, картинок и практических материалов для занятий с детьми — в статье Картинки для речевых игр с детьми по теме «Игрушки».

2. Стихи об игрушках: 56 стихов для детей раннего и дошкольного возраста для игр, занятий, тематических дней и недель, детских праздников — «Стихи об игрушках»

Материалы для занятий и игр с детьми по развитию речи Вы также найдете в статьях:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Игры и игрушки для развития речи

Рита Шабанова
Игры и игрушки для развития речи

Игры и игрушки, стимулирующие развитие речи

В статье, посвященной тренировке артикуляции у детей, попробуем совместить развитие у ребенка бытовых навыков с упражнениями для его артикуляционного аппарата. Сегодня разговор о том, как развивать речь.

В статье, посвященной тренировке артикуляции у детей, попробуем совместить развитие у ребенка бытовых навыков с упражнениями для его артикуляционного аппарата. Сегодня разговор о том, как развивать речь малыша с помощью простых «бабушкиных» игр и игрушек, которые есть в каждом доме.

Чтобы у родителей не возникло разочарований,отмечу: все, о чем здесь написано, известно, а публикуется эта статья для того, чтобы обратить внимание родителей на важность регулярного общения в форме игры с самого раннего возраста. Именно слова с повторяющимися слогами первыми вычленяются ребенком из речи, и эти слова он первыми начинает говорить. Эта статья может быть руководством к действию — и это даст хороший результат, что неоднократно проверено на практике, а может быть стимулом вашей фантазии в области игрового творчества. Слова приговорок подбирались таким образом, чтобы малыша с самых первых дней окружали сочетания всех звуков русской речи, чтобы весь алфавит был представлен в незатейливом «мамином» языке.

Начнем с самых простых вещей — сопровождения определенными, часто повторяющимися словами и приговорками ежедневных режимных мероприятий. (Все, о чем будет сказано ниже, можно делать с самого рождения малыша — это будет очень полезно.)

Вот ваш кроха проснулся (после ночного сна или одного из дневных) — вы приветствуете его улыбкой, ласковыми словами и возгласами «агу-агу»,нежно руками очерчиваете контуры его тела и приговариваете: «Потягушеньки-потягушеньки, порастушеньки-порастушеньки, ножки побегушеньки, ручки похватушеньки». Годится любой вариант, например, из пестовальной гимнастики.Вот настало время массажа или гимнастики — опять же используете подходящие случаю пестушки или даже самые простые ритмичные словечки: «топ-топ» — опуская согнутые ножки на поверхность пеленального столика, «хлоп-хлоп» — разводя и сводя ручки малыша. Наконец, при отсутствии в данный момент фантазии можно просто делать упражнения на счет «раз-два, три-четыре». Для массажа ладошек и пальчиков отлично подойдет «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила. «, для обхватывания груди ручками — «Ладушки, ладушки, где были — у бабушки. » с непременным окончанием «Ши-и-и-и, полетели, на головку сели!» (ручки обхватывают голову).Здесь же можно поиграть: приговаривая «ку-ку», на несколько секунд спрятать личико малыша под легким платочком (месяца в 3 ребенок уже начнет сам его стягивать).

Любые водные процедуры тоже нуждаются в «озвучивании» — так они меньше пугают самых маленьких и не вызывают сопротивления тех, кто постарше.

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок! — скажем при умывании,а во время подмывания под струей воды прочитаем шаловливое:

Чижик-пыжик, где ты был?

Я под краном попу мыл, Вымыл, вымыл, вытирал И штанишки надевал.

Кстати, с точки зрения гигиены, простейшего закаливания, а также развития ощущений ребенка лучше не пользоваться влажными салфетками при наличии дома водопровода. Привыкните подмывать, умывать малыша, мыть ручки под струей воды — вообще чем больше вокруг ребенка воды, тем лучше.

В этом смысле малыши, с которыми занимаются грудничковым плаванием, находятся в привилегированном положении. И для них есть свои специфические «словечки» — например, команда «Ныряем!».

Еще один совет на стыке активизации речи и гигиены. Пока вы занимаетесь с ребенком гимнастикой, кормите его, находитесь в непосредственной близости, в тактильной и речевой активности — не держите его в одноразовых подгузниках. Это простой способ наладить связь между вашими словами и его пока еще непроизвольными действиями. Вот он начал писать — тихонько скажите ему «пись-пись», похвалите, вызовите положительную реакцию на его отправления (то же самое — и с «большими» делами).

Если ваш ребенок пользуется пустышкой, старайтесь не использовать ее,

когда малыш активен, общается с вами. Очень трудно выражать свои

впечатления от игры или от прогулки, если рот занят. Да и маме проще

«успокоить» протестующего кроху, дав ему соску, чем постепенно учиться

договариваться с ним в случаях капризов и противоречий. «Поселите»

пустышку в кровати малыша — ведь по-настоящему (для восполнения

недостатка в сосательных движениях) она бывает нужна перед сном, во время

ночных пробуждений, после еды из бутылочки.

Когда придет пора кормить малыша из ложки, не забывайте произносить «ам-ам» — пробуя повторить за вами, ребенок сам будет открывать ротик навстречу еде!

Полезно — для маминых нервов и развития малыша — превратить в игру и одевание на прогулку. Можно зарифмовать самостоятельно одеваемые части тела и предметы одежды — например,вот так:

Вот колготки на ногах!

Влезли руки в рукава, и т. п.

Можно придумать стихи и посложнее:

Ба-бо-бы — на дворе стоят столбы (натягиваем рукава) Бы-бу-ба — из окна торчит труба (голова вылезает из горловины).

Еще больше простора для творчества предоставляет время укладывания спать. По моему глубокому убеждению, процесс засыпания маленького ребенка обязательно должен сопровождаться маминой речью — колыбельной, простой сказкой, и никакие аудиозаписи классики для детей или звуков природы этого не заменят. Подойдут любые сочетания звуков и слов,самой маме кажущиеся успокоительными:

А ворота скрип, скрип, Наша Маша спит, спит.

(На мой взгляд, аудиозаписи сказок до момента хорошо сформировавшейся фразовой речи неполезны для большинства детей. В разумном объеме можно ставить ребенку детские песенки, испытанные временем.)

Помимо описанных ситуаций хочется привлечь ваше внимание к словам, которые мы употребляем каждый день по многу раз. Не поленимся и перечислим эти слова: имя ребенка, мама, папа, имена брата, сестры, бабушек

и дедушек (баба Таня, деда Володя, тетя Оля, дядя Вася, кошки, собаки. Слова есть (от «еда», каша, суп, щи, жуй, рот, пюре, хлеб,а также: шапка, вот, вода, где,на, дай, иди, пить, большой, маленький, много, мал

о, чуть-чуть, ля-ля-ля, кач-кач, тра-та-та. Редко встречающихся букв алфавита в этих словах нет, но можно говорить «на цыпочках», делая гимнастику; играть в «юлу», наряжать «елку», надевать «фартук», включать «фары».Заметили: каждая буква алфавита присутствует в этих словах не один раз, а повторяя их многократно, вы тренируете слух малыша и провоцируете его на повторение этих слов при соответствующих действиях.

Читать еще:  Умные игры для развития мелкой моторики

Пассивный словарный запас (понимание слов) у малыша формируется с момента его рождения. Для того чтобы сделать его использование более эффективным и произвольным, научите малыша показывать как можно больше предметов по вашей просьбе. Ребенок, еще не умеющий ходить, перемещаясь оп комнате у вас на руках, уже может показать окно, лампу, кошку, кровать, протянуть руки навстречу маме, папе, бабушке, дедушке.

Игры-говорилочки

А еще в течение дня есть время, когда вы с малышом просто играете.

«Правила» этих игр у нас в крови,стоит напомнить лишь первую строчку: «Идет коза рогатая за малыми ребятами. » Развивающий эффект таких потешек будет сильнее, если вы научитесь делать паузу, прежде чем сказать (и сделать) последнее — «забодаю-забодаю-забодаю!». Тогда малыш сначала станет ждать этого предсказуемого конца, а потом и попросит вас о нем — жестами и речью.

По ровной дорожке (малыш сидит у вас на коленях, вы его чуть-чуть

Потом по песочку (начинаете потряхивать,

По кочкам, по кочкам, по синим лесочкам (подбрасываете на коленях,

В ямку — бух! («роняете» между коленей)

Если, не договорив последнюю строчку, приподнять и держать малыша — а ему так хочется «бух!» — он у вас это попросит-произнесет.

Так же исполняются (причем в любом возрасте) «Гуси, гуси — га-га-га. «, «Киска, киска, брысь под лавку» и другие.

В идеале в репертуаре мамы могут присутствовать игры-говорилочки на все согласные буквы алфавита. В неделе семь дней, каждый день вполне реально поиграть в три игры — вот и окружили малыша звуками родной речи.Вот еще один принцип придумывания таких игр:

Жук жужжит — жу-жу-жу-жу,

Я вам глазки покажу,

Я вам лобик покажу,

Я вам ушки покажу (и так далее).

Сначала мама дотрагивается до называемых частей тела, затем это делает малыш, и наконец, мама делает паузу, показывая эту часть тела, — и ребенок называет слово сам, как может.

Игрушки-завлекалочки

Если вы читаете нашу статью сразу после рождения малыша, то, во-первых, мы очень рады вас поздравить, а во-вторых, порекомендовать вам обзавестись погремушкой — маленькой, легкой, с тонкой ручкой, которую можно вкладывать в пока зажатый кулачок малыша, в правую руку. Совершая непроизвольные движения руками, малыш постепенно начнет фиксировать свое внимание на звуке и ощущении.

Позже вам понадобятся другие игрушки. Пусть они заранее появятся в доме и хранятся на виду — но вне досягаемости для ребенка. Их много среди народных динамических игрушек, простейших музыкальных инструментов. Время от времени вы достаете то колокольчик («динь-динь-динь», то большую юлу (настоящую, которая падает) или маленький деревянный

волчок («у-у-у-у») — и заставляете их «работать». «Давай попросим мишек постучать — тук-тук-тук!» — и деревянные медведи-кузнецы начинают свой перестук. Каждый раз «озвучиваете» игрушку закрепленными за ней звукосочетаниями, даете поиграть или извлечь из нее звук самому ребенку. Привлекательность таких забав для малыша проверена веками, и каждое поколение родителей открывает их для себя заново. Зная, что может игрушка, малыш обязательно попросит ее еще раз. Попросит. теми самыми звуками, которыми вы обозначали игрушку:

курочки на кормушке — «цып-цып-цып»;

маракасы или берестяная погремушка-шаркунок — «шу-шу-шу».

По такому же принципу можно «добавить звучания» и любимым игрушкам малыша, с которыми он самостоятельно взаимодействует каждый день. Машина получит прозвище «ж-ж-ж-ж» или «бр-р-р», куклу или пупса советую назвать именем, непохожим по звучанию на имена домашних. Так, если дочку зовут Лена, а кошку Муся, то куклу можно назвать Катей — и качать ее,укладывая спать: «а-а-а, а-а-а». Вообще с куклой малыш после года-полутора прекрасно осуществляет все те режимные моменты, о которых мы написали в самом начале, — и озвучивает их запомнившимися словами и звукосочетаниями.

Казалось бы, зачем возвращаться к старым, забытым, на первый взгляд, не очень выразительным игрушкам? К сожалению, яркость, «озвученность» и «механизированность» многих современных игрушек не способствует развитию возрастных навыков, так как сила воздействия ребенка на эту игрушку не соответствует силе ответа. Исключение — так называемые развивающие центры (пластмассовая панель с набором разнообразно звучащих и движущихся игровых деталей). Его отличие от «неправильных игрушек» — в том, что для получения ожидаемого эффекта воздействие на все детали этого центра должно быть разным по сути и по силе.

Речь — это дыхательная деятельность, и ровная, плавная речь напрямую зависит от вдоха и выдоха. Вот игры, которые ненавязчиво тренируют контроль за силой выдоха и развивают легкие.

1. Извлечь звук из свистка, дудочки; свистнуть резко или протяжно.

2. Подуть на игрушку-вертушку (чтобы закрутилась). Подуть на свечку — так, чтобы пламя заколыхалось, но не потухло; потухло сразу; чтобы пламя горело, отклоняясь.

3. Шариковый футбол. Вам понадобится противень с водой, бельевые прищепки и шарики от пинг-понга. На узких сторонах противня прищепками обозначьте ворота. Попробуйте забить гол, подув на шарик. Сначала можно играть по очереди с малышом, забивая гол в одни ворота. Когда навык «управления» шариком будет освоен, поместите шарик посередине и попробуйте забить его в ворота противника — на чьей стороне будет удача? «Высший пилотаж» — это взять шарики разного цвета и сражаться друг против друга.

Одни из первых книг, которые появляются у малыша в полгода, а то и раньше,

— с изображениями животных. Книжек может быть несколько — картонные, с тряпичными страничками или вставками (можно погладить «шерсть» овечки или подергать хвостик у хрюшки, бывают непромокаемые книжки для ванной. С их помощью, а также привлекая игрушечных животных, наборы картинок, пазлы и т. п. выясняем, кто как разговаривает. Читая сказки, предлагаем малышу «сказать» за героев-зверей. Сначала лепетные слова станут обозначать животных,а через какое-то время на ваш вопрос: «Кто говорит «му»?»малыш ответит: «Корова».

Вот списочек зверей, птиц и их «речей», который мы составили для своего и вашего удобства — а вы всегда можете дополнить!

Кто как говорит:

корова, бык (теленок) — му-у-у;

свинья, хряк (поросенок) — хрю-хрю;

овца, баран (ягненок) — бе-е-е;

коза, козел (козленок) — ме-е-е;

лошадь, кобыла, конь (жеребенок) — и-го-го;

собака, пес (щенок) — гав-гав;

кошка, кот (котенок) — мяу, мур-мур-мур; кис-кис-кис

гуси (гусята) — га-га-га;

утка (утята) — кря-кря-кря;

курица, петух (цыплята) — ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку;

Лучшие игрушки, развивающие речь ребенка

Успех в школе отчасти зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. Для каждого периода взросления существуют нормы развития речи, которые нельзя игнорировать. Главную и очень важную роль здесь играет полноценное общение с родителями.

Обычно наиболее активный период развития речи – возраст от 2 до 3 лет. Ребенку теперь важно не только играть с игрушками, заполучить яркий предмет и как следует изучить его, но и видеть результат своих стараний.

Игрушки, развивающие речь ребенка

Общение с окружающими во многом зависит от того, насколько хорошо малыш произносит все звуки. Детям не интересны люди с невнятной речью. Кроме того, следует учиться правильно строить предложения, достаточно быстро формулировать и излагать мысли.

Если родители стали замечать, что в произношении слов у дошкольника есть явные дефекты, следует как можно быстрее обратиться к логопеду. Если все окажется хуже, чем предполагалось, возможно, понадобиться помощь психолога.

Логопеды совершенствуют речевое развитие в нескольких направлениях:

  • улучшение фонетического слуха;
  • улучшение внимания;
  • расширение лексикона;
  • обучение речевой грамотности.

Доказано, что наиболее благотворное влияние на произношение ребенка оказывает совершенствование мелкой моторики. Для покупки доступно множество приспособлений для того, чтобы сделать этот процесс увлекательным. Среди всего ассортимента можно выделить разнообразные пирамидки (для детей младшего возраста), тесто для лепки, пальчиковые краски.

Для детей старшего дошкольного возраста отличным упражнением станет нанизывание бусин на нитку или леску. Огромное удовольствие для девочек составит плетение несложных браслетов из бисера или резиночек вместе с мамой.

Увлекательным и полезным занятием для развития мелкой моторики станет сбор конструктора. Для младшего периода подойдут детали покрупнее, затем можно переходить на более мелкие. Собирание паззлов – одна из любимейших задач детей старше 3-4 лет. Чтобы ребенок понял принцип игры, родителям следует показать его на своем примере.

Популярное сегодня изделие для развития речи – бизи борд. Это квадратная или прямоугольная доска, на которую крепятся разные предметы из повседневного пользования. Обычно внимание малышей привлекают переключатели, шнурки, карманы, щеколды, замки-молнии, вилки с розетками и прочите мелочи, не предназначенные для баловства.

Иногда разговорить маленького молчуна не выходит ни у родителей, ни у специалистов. Здесь на помощь придут перчаточные куклы (или би-ба-бо). Они одеваются на руку взрослого, который меняет свой голос и начинает общаться с ребенком от лица героя. Дети любят обсуждать свои дела с говорящим мишкой или мультяшным героем.

Благотворное влияние оказывают интерактивные устройства, воспроизводящие слова и звуки. Обычно они оснащены кнопками, некоторые модели даже отвечают на вопросы. Электронные домашние животные могут двигаться и издавать несколько звуков, это тоже подталкивает ребенка добавить в свой словарный запас новые слоги.

Не спешите скорее сделать выбор во время визита в магазин. Даже если развивающие игрушки для развития речи были выбраны заранее в интернете, обязательно обратите внимание на следующие нюансы товара:

  • комплектацию и целостность упаковки. Велика вероятность, что у конструктора со вскрытой коробкой или порванным мешком будет недочет деталей;
  • электронные и музыкальные игрушки должны выполнять все заявленные функции, лучше выбирать модели с приятным звуком;
  • важно отсутствие неприятного запаха, сколов, некачественно обработанных поверхностей. Первый признак является важнейшим для определения плохого изделия, ведь это доказательство имеющихся в составе вредных компонентов. А недочеты обработки могут нанести физическую травму малышу;
  • обращайте внимание на рекомендованный возраст. Будет неприятно, если совсем маленький малыш не до конца поймет смысл игры с крутым роботом или вовсе сломает его. Также нет смысла покупать примитивные «развивашки» для подросшего дошкольника, ведь они не вызовут у него интереса.
Читать еще:  Развивающие игры для 2 х летнего ребенка

Интерактивный робот Silverhit – игрушка нового поколения, управляемая пультом ДУ или приложением на смартфоне. Модель может записывать и воспроизводить голос, выполнять поочередно несколько десятков команд. Примерная цена 3900 р.

Конструктор Lego Duplo «Большая ярмарка» поможет развить мелкую моторику, мышление, логику и раскрыть творческий потенциал. Стоимость в интернет-магазинах от 1800 р.

Набор от PlayDoh «Фабрика мороженого» подойдет для мальчиков и девочек. В комплекте 6 баночек с тестом для лепки, большое приспособление-фабрика и дополнительные инструменты. Цена от 1200 р.

Игрушки, развивающие речь: полезное видео

Опыт использования развивающих речь игрушек от реальной семьи:

Игрушки для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет

Занятия с малышом по развитию мелкой моторики можно начинать с первых месяцев его жизни. Для этого используйте собственные пальцы для массажа, считалочки, щекоталки и обязательно игрушки. Прилавки магазинов заполнены товарами производителей развивающих игр, предметов для занятий с грудничками. Но многие из них просто сделать в домашних условиях.

Значение игрушек

Дети начинают познавать мир с самого рождения. Игрушки помогают им в этом. С помощью погремушек развивается слух и хватательные движения, подвески учат концентрировать взгляд, куклы дают понятие о частях тела. Игрушки для развития мелкой моторики своими руками или купленные в магазине необходимы для продолжения психомоторного, физического и речевого развития.

Перебирая мозаики, составляя пазлы, малыш тренирует не только мышцы пальцев, кистей, но и подает сигнал в мозг. Во время игры с мелкими предметами активизируются лобные, височные мозговые доли. Они отвечают за речь.

Связь между этими процессами доказана научно. Детский врач Мария Монтессори проводила занятия с детьми с задержками развития, сложно адаптирующими в обществе. Дошкольники обучались играм, направленным на развитие тактильной восприимчивости, самообслуживанию. Результат превзошел все ожидания. Спустя 12 месяцев воспитанники Монтессори усовершенствовали свои физические способности, но и подросли интеллектуально.

Проводить тренировку пальчиков, ладошек нужно в детском саду и обязательно дома. В играх и занятиях используйте сортеры, развивающие коврики, шнуровки, пазлы. Делайте игрушки для мелкой моторики своими руками.

Сортеры

Цель игры с развивающим сортером заключается в том, чтобы научить малыша мыслить. Ребенку приходится включать анализ, память, знания о цвете, формах, размерах предметов.

Сортер представляет собой платформу разных видов. Это может быть домик, столбики, рамки, кубы. На них нанизываются, вкладываются внутрь через отверстия разных форм мелкие предметы. Ребенок сортирует формочки, раскладывая их по нужным местам.

Сортеры предназначаются для развития мелкой моторики детей от 6 месяцев до 2- 4 лет. Для детей до года – это простые платформы, например, пирамидки, музыкальные горшочки с отверстиями по бокам. Игра с сортером требует у младенца и детей постарше точности выполнения действий. Только так может получиться нужный результат.

Популярны сегодня деревянные игрушки для сортировки. Они безопасны и просты для изготовления в домашних условиях. Вам потребуется небольшая доска вытянутой формы, палочки и вырезанные из фанеры элементы разных форм. Разукрасьте треугольники, квадраты, круги в разные цвета. Прорежьте в них дырочки, а ребенок будет нанизывать их на платформу.

Развивающие коврики

Необходимы малышам до года. Представляют собой полотно с множеством предметов. Малыш учится переворачиваться, дотягиваться до колокольчиков, зеркал, трогает их, кусает, тянет к себе. Новые тактильные ощущения развивают желание познавать мир, координацию движений, мелкую моторику.

Развивающий коврик не обязательно покупать, его можно сделать своими руками из плотной ткани и бытовых предметов. Хэнд-мейд, конечно, займет немало времени, но вы точно будете уверенны в безопасности и экологичности игрушки.

Шнуровки

Это игрушки-книжки, картонные фигурки или набор предметов, которые можно связать друг с другом с помощью шнурка. Играя, малыши развивают моторику, логику, мышление, внимание, координацию.

Шнуровки изготавливают из картона, дерева. В предметах делают небольшие дырочки, через которые продевает толстая нить. Порядок действия на первых порах не важен. Главное, чтобы ребенок научился попадать шнурком в дырочку, а затем соединять несколько предметов на одной нити.

Пазлы

Это мягкие, твердые кусочки красочной картинки, которые нужно собирать в единое целое. Развивают логику, координацию, память, внимание.

Первые несложные картинки, состоящие из 2-4 элементов, малыш может собрать в 9-10 месячном возрасте. Затем количество деталей постепенно увеличивается.

Игрушки своими руками

Игрушки для развития и совершенствования мелкой моторики можно сделать из подручных средств, ненужных предметов дома.

Доска

Бизиборд – это новшество среди развивающих игрушек. Представляет собой небольшой отрезок МДФ, ДСП, с прикрепленными к ним замочками, циферблатами от старых телефонов, колокольчиками, выключателями и другими мелкими деталями, которые интересно трогать, откручивать.

Стенд для развития мелкой моторики так увлекает грудничков, что они исследуют его по несколько часов в день.

Важно! Не прикрепляйте к доске острые предметы, стеклянные фрагменты. Они могут поранить малыша.

Мягкий кубик

Пригодится крохам с 6-месячного возраста. Шьется из кусочков разноцветной ткани, украшается аппликациями. Можно вышить на них буквы и цифры. Из мягких кубиков складывают пирамидки, домики, их можно кидать, сминать.

Такую же роль выполняют мягкие книжки. Их можно сделать из ткани, аппликаций в виде сказочных героев.

Мешочки с крупами

Сшейте тканевый мешок из плотного, приятного на ощупь материала. Размер игрушки должен соответствовать возрасту малыша. Для годовалых крох – 6х6 см, для детей старшего возраста от 10 см в ширину, 8-10 см в длину.

Зашейте его с трех сторон, четвертую оставьте открытой. Наполните мешок любой крупой: рисом, гречкой, фасолью. Перебирание игрушки пальчиками занятное времяпрепровождение для всех малышей.

Важно! Периодически проверять качество швов, следить за тем, чтобы наполнитель не высыпался, и фасолинки не попали в рот к младенцам.

Веселая змея

Сделайте из ткани жгут, или сшейте между собой материал в несколько слоев в виде колбаски. На нее прикрепите ниткой множество пуговиц разного размера, формы, текстуры. Малыши перебирают их, ощупывают, пытаясь сорвать. Так развивается сила кистей, моторика пальцев.

Вязаные игрушки

Подходят для грудничков, детей до 3-х лет. Мамы вяжут игрушки в виде животных, кукол. На них можно надеть одежду, сделать им глазки из пуговок. Используйте нити разных цветов и текстуры. Малышу важно ощущать неоднородность материала.

Книги

Это целый дидактический комплекс. Количество страниц зависит от фантазии, терпения и трудолюбия родителей. Для ее создания потребуются отрезы ткани формата А4, синтепон, кусочки разноцветного материала, пуговки, молнии и все, что вы найдете для творчества дома.

На страницах книжки для развития мелкой моторики можно создавать целые композиции. Например, фигуры животных, рыб, на других – создать пейзажи, наклеить аппликации из цифр, букв. Фантазию мамы ничего не ограничивает.

Важно понимать цель создания такого пособия для развития моторики. Приклеивайте на страницу книжки шнурки с бусами, замочки-молнии, петельки из лент. Можно использовать пуговицы, липучки для отстегивания элементов, чтобы малыш сам их прикреплял во время игры, развивая моторику, обучаясь самообслуживанию одновременно.

Советы родителям

Помимо игрушек для мелкой моторики родители могут использовать и другие универсальные способы и методы речевого развития малышей.

  • Стихи, прибаутки, сказки. Проговаривайте их во время игр, рассматривания и тактильного изучения предметов.
  • Делайте массаж ладошек и пальчиков.
  • Играйте вместе с ребенком, объясняйте принцип игры. Тогда результата добьетесь быстрее.
  • Не бойтесь доверить малышу некоторую помощь маме на кухне. Во время приготовления обеда просите рассортировать крупу в миске, посыпать солью салат, помыть яблоко.
  • Не давите на ребенка, не заставляете делать то, что ему не хочется. Главный принцип развивающих занятий – это создание благоприятной для психического состояния малыша обстановки. Оставьте ненужную в этот момент игру на следующий раз.
  • Лепите из пластилина, теста.

Не обязательно создавать творческие шедевры. Самое важное, это процесс катания шариков, колбасок, формирование элементов пластилиновой фигуры.

  • При покупке игрушек для развития моторики обратите внимание на качество материала, надежность креплений мелких деталей, возрастные ограничения по использованию.
  • Ребенку до года не давайте одновременно более 2-3 игрушек.

Развитие мелкой моторики рук для малышей должно занимать много времени среди других увлекательных занятий. Родителям не стоит забывать о том, что игры с мелкими предметами полезны, но могут быть и опасны. Следите за тем, чтобы малыши не брали в рот бусинки, шарики. Проверяйте надежность прикрепления элементов сортеров, книг, мозаик, других игрушек систематически.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×