221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игрушки для сенсорного развития

Консультация «Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками»

Елена Николаевна
Консультация «Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками»

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно дети любят играть с бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса. Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться.

Сейчас многие производители стали выпускать прекрасные игрушки для детей. Это и развивающие коврики, и мягкие книжки, сшитые пазлы или шнуровки. Однако интересную развивающую игрушку можно сделать своими руками. Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками, несут заряд позитивной энергии, тепло и нежность рук, и получаются неповторимыми.

Работая с маленькими детьми, я отметила, что возникает потребность в развитии мелкой моторики, поэтому у меня появилась идея создать цикл игрушек для сенсорного развития, используя подручные материалы.В ход пошли самые различные предметы: крючки, пуговицы, шнурки, липучки и другой подручный материал, который найдётся в любом доме. Большую помощь в изготовлении поделок, оказали родители моих воспитанников. Все вместе мы пришивали, клеили, прибивали, творили, изобретали. Дети с огромным удовольствием играют с этими игрушками. Самым любимым является «Волшебный домик».

В процессе создания сенсорной зоны я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх я стремлюсь заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты. Цветовая гамма игр состоит из основных четырёх цветов. Работа с детьми проводится в основном индивидуально или подгруппой состоящей из 2-3 детей.Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине, закрепление величины предметов, геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме, величине.

Я считаю, что все игры, сделанные своими руками, должны быть выполнены, эстетически. Все дидактические игры, которые я использую в свободной деятельности с детьми, я вношу в ежедневный план воспитательно – образовательный работы. Причем, как в первую половину дня, так и во вторую, с целью закрепления и систематизации знаний. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно. В результате проведения дополнительной работы в виде дидактических игр, у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов, зрительного восприятия, восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в пространстве. Используя сенсорную зону в свободной деятельности с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме того, дидактические игры способствуют развитию памяти, мышления у детей. Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у детей появляется такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремленность, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для педагогов «Дидактические игры своими руками» На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется методике организации д/и. дошкольников. Дидактические игры.

Фотоотчет «Елочные игрушки своими руками» Доброго времени суток, уважаемые гости моего блога! Большинство Новогодних праздников уже позади. А мы вернемся к тому, как мы к ним готовились.

Фотоотчет о выставке «Умный малыш». Развивающие игрушки для детей 2–3 лет своими руками «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов Все мы прекрасно.

Игрушки «Говорушки» из бумаги своими руками В наш век, когда детские игрушки не являются дефицитом, и в магазинах можно купить все чего душа пожелает, — детские игрушки из бумаги,.

«Музыкальные инструменты своими руками». Консультация для родителей Расширению представлений ребёнка об окружающем, развитию фантазии, наблюдательности способствует совместное творчество с использованием.

Мастер-класс для родителей и детей средней группы «Новогодние игрушки своими руками» Цель: — Создать у родителей и детей предновогоднее настроение, способствовать сближению детей и родителей в процессе творческой подготовки.

Мастер-класс для родителей и детей «Новогодние игрушки своими руками» Конспект мастер-класса для родителей и детей «Новогодние игрушки своими руками»Цель: — Создать у родителей и детей предновогоднее настроение,.

Сенсорные коробки для детей своими руками (от 6 месяцев до 2 лет )

Известный педагог Мария Монтессори установила, что возраст от рождения до 3 лет – это период активного сенсорного развития ребенка. В этом возрасте малыш получает информацию о мире в основном через чувства: ощупывая, рассматривая предметы, познавая их свойства, ребенок стремительно развивается.

Задача родителей – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. В этом деле сенсорная коробка – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что очень важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.

Сенсорной коробкой может быть как картонная коробка (например, из под обуви), так и тазик, миска, пластиковый контейнер, кастрюля. В эту емкость помещаются различные сыпучие или жидкие наполнители, небольшие предметы, игрушки и инструменты для первых опытов. От родителей требуется регулярно менять наполнение коробки, чтобы содержимое не наскучило малышу, а также показать ребенку, что можно делать с теми или иными предметами. Поначалу малышу будет интересно просто доставать предметы пальчиками, складывать и перекладывать их, затем можно подключать к играм совок, сито, учиться сортировать предметы по баночкам, ориентируясь на цвет или форму, использовать сюжетную игру.

Что хорошо подходит в качестве основного наполнителя сенсорной коробки? Крупы (пшено, гречка, овсянка, рис (обычный или покрашенный), кускус, манка), бобовые (чечевица, фасоль, горох), орехи, семечки, макароны, природные материалы (шишки, желуди, трава, солома, листья, мелкие камушки, песок, снег), ватные шарики, кусочки поролона, пряжа, обрезки ткани, пуговицы, грунт для аквариума, вода, гидрогель (аквагрунт), пена для бритья.

Кроме того понадобятся небольшие игрушки и предметы быта, с которыми будет интересно играть в коробке. Например, фигурки животных, буквы, цифры, кубики, колечки, шарики, камушки, пуговицы, гаечки, стаканчики, мисочки и т.п. Старайтесь не использовать слишком много элементов, так ребенку будет тяжелее сосредоточиться, да и свободное место в коробке тоже необходимо. Обязательно нужны первые инструменты: совок, ложечки, поварешка, ситечко, грабли и др.

Приведу примеры интересных и не слишком трудных в исполнении сенсорных коробок, которые нравились Таисии.

1. Первая сенсорная коробка для детей от 6 месяцев

Первую сенсорную коробку для ребенка можно сделать сразу, как только он научится сидеть. Мелких наполнителей в этом возрасте лучше избегать, положите в коробку что-нибудь покрупнее, например, хорошо подойдут клубочки, колокольчик, щетка, мячик-ежик, деревянная ложка, губка, кубики, баночка с крупой (в качестве погремушки) и т.п. Желательно, подобрать предметы так, чтобы они отличались по цвету, форме и, главное, на ощупь – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие. Все вещи лучше предварительно помыть, т.к., скорее всего, малыш будет пробовать их на вкус.

2. Сенсорные коробки с крупой

По моим наблюдениям, месяцев с 9-10 у ребенка начинается настоящая страсть к мелким предметам. Помню, Таисию привлекала даже каждая мусоринка на ковре, она с усилием сжимала еще плохо тренированные пальчики, чтобы ее взять. Это время самое подходящее, чтобы делать для детей сенсорные коробки с мелкими предметами. Добавьте в крупу камушки, фасоль, болтики, игральные кубики, монетки (чистые), пуговицы и прочую мелочевку. Ребенку очень понравится выбирать предметы из крупы и складывать их в баночку. В процессе игры хорошо тренируется щипковый захват пальчиками. Ребенку постарше (примерно от 1 года 3 месяцев) можно предложить еще и сортировать найденные предметы по цветам или форме.

Также в такой коробке можно практиковать орудийные действия, поэтому подготовьте совки, ложки и емкости. Тем, кто уже научился справляться с совком, можно показывать, как пересыпать крупу из одной тары в другую.

Возможно, кто-то скажет, что давать мелкие предметы 10-месячному ребенку опасно, он обязательно затащит их в рот и подавится. Действительно, малыш, наверняка захочет попробовать новую игрушку на вкус, поэтому игра должна происходить только под тщательным присмотром взрослого. После каждой попытки ребенка засунуть в рот какую-нибудь пуговицу, спокойно уберите руку малыша ото рта и объясните, что с этими игрушками можно играть только пальчиками.

Читать еще:  Развиваем внимание онлайн игры для детей

Моя дочка Таисия очень любила находить закопанные в коробке игрушки. Я прятала игрушки в крупе так, чтобы был виден небольшой кусочек, и она с рвением принималась вынимать их из укрытия. В этой игре хорошо развивается сила пальцев.

Для разнообразия сенсорного опыта используйте в своих играх разные крупы: гречку, пшено, овсянку, манку, рис, горох. Рис можно еще и покрасить в яркие цвета. Сделать это можно при помощи пищевых красителей или зеленки, куркумы, свекольного, морковного сока, какао-порошка и т.п.

Как покрасить рис для сенсорной коробки? Предварительно нужно смешать краситель с водой так, чтобы получился нужный оттенок. В эту воду помещается хорошо промытый рис (вода должна полностью покрывать рис). Необходимо подержать рис в воде некоторое время, я оставляю минут на 30 для гарантированного результата, но на самом деле рис окрашивается гораздо быстрее. После этого сливаем воду и выкладываем рис на газетку, чтобы он как следует просушился. Лучше всего покрасить рис вечером и оставить его сохнуть на ночь, а с утра уже можно приступать к играм.

3. Сенсорные коробки по цветам

Чтобы малыш лучше запомнил цвета, многие мамы устраивают «цветные дни»: например, в один из дней они отыскивают вместе с малышом все предметы и игрушки красного цвета, надевают красную одежду, на другой день то же самое с желтым цветом и т.д. Эту идею можно применить и для сенсорных коробок, заранее подбирая для малыша предметы то одного, то другого цвета. В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.

4. Сенсорная коробка с макаронами

Чтобы разнообразить тактильный опыт малыша, используйте наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры здесь та же самая – перекладываем макароны ложкой, достаем руками, отыскиваем среди макарон небольшие игрушки. Еще дети очень любят надевать большие макароны на пальчик.

В этой игре как нельзя кстати придется развивающая игра, сделанная из коробки от каши, в которой малышу нужно накормить макаронами любимого персонажа.

5. Сенсорная коробка с мельницей, с ситом

Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, мельницу или сито.

Один совет: для сенсорной коробки с мельницей нужно брать крупу помельче – пшено или манку, т.к. более крупные зерна будут застревать в отверстиях, блокируя мельницу.

При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем сыграть в Золушку В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.

6. Сенсорная коробка для рисования

Чтобы сделать сенсорную коробку для рисования, нужно в большое блюдо или контейнер с невысокими бортами насыпать тонким слоем манку, соль или сухой песок. Рисовать можно как пальчиком, так и палочкой. А еще можно на крупе делать отпечатки фигурками сортера или формочками для выпечки фигурного печенья.

7. Сенсорная коробка с гидрогелем (аквагрунтом)

У Таисии от игры с гидрогелем был настоящий восторг, ей нравилось даже просто погружать в него руки и перебирать пальчиками. Ощущения здесь совсем новые и непривычные – аквагрунт скользкий, прохладный, мокрый и в то же время не жидкий. А достать из него игрушки для малыша не так просто, как кажется, они того и гляди выскользнут!

Найти аквагрунт можно в любом цветочном магазине. Его нужно залить водой за несколько часов до игры. И помните, что во время этой игры необходимо тщательно наблюдать за игрой малыша и предотвращать любые попытки попробовать гидрогель на вкус.

8. Сенсорная коробка с водой

Игры с водой хорошо устраивать в тазике или в большом контейнере, желательно, заранее постелить на пол клеенку. Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или ситом. При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет».

Можно также взять различные стаканчики и формочки, переливать при помощи них воду, набирать воду большой ложкой в стаканчик, лить воду через мельницу .

А еще можно делать для маленьких игрушек кораблики из песочных формочек. Таисия просто обожает эту игру. Игра учит малыша рассчитывать свои действия, регулируя нажим, чтобы кораблик не утонул, когда он ставит на него игрушку.

9. Тематические сенсорные коробки для детей

Для детей постарше (ближе к 2 годам) становятся интересны тематические коробки с каким-то сюжетом. Подробнее о них можно почитать в этой статье. Одна из самых простых коробок для сюжетно-ролевой игры – это ферма. Самое интересное для маленького ребенка здесь – это кормить домашних животных ( Ozon , My-shop , KoroBoom ), насыпая им корм в корыта и чашки. Можно также купать животных в водоеме, отправлять спать в сарай, сделанный из коробки от молока, и т.д.

На фото коробка, которую я делала для Таисии, когда ей было 2,5 года. Надо заметить, что для ребенка младше 2 лет не стоит использовать слишком много элементов, т.к. ему нужно побольше свободного места, чтобы развернуться, а постоянно падающие заборчики и деревья могут его расстраивать. Достаточно просто положить несколько животных, плошки, ложки, сделать сарай из коробки, а дальше уже ориентироваться на интересы ребенка.

Вот и все, благодарю за внимание! Если вам понравилась статья, расскажите о ней своим друзьям (прямо под статьей есть кнопки социальных сетей). А на новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .

Игры для детей, развитие ребенка, раскраски, детские поделки

Привет! Вы посетили необычный блог, над которым работает целая семья: папа Костя, мама Саша, дочки — погодки Ксюша и Сима. Прочитать больше о нас Вы можете здесь.

17+ простых развивающих игрушек своими руками

Совсем недавно “Расти умным!” пригласили провести мастер-класс на Арт Пикнике Славы Фроловой. Мы ответственно подготовились и мастер-класс удался! Благодарим всех, кто пришёл к нам! Однако, большинство наших читателей живёт очень далеко от Киева, поэтому мы решили создать для вас этот фото-обзор развивающих игрушек, которые можно сделать своими руками.

Зачем малышам самодельные игрушки?

Во-первых, это очень душевно и здорово, когда мама дарит малышу результат своих стараний.

Во-вторых, многие нужные малышам игрушки просто не продаются в магазинах. Например, сенсорные коробки может сделать только мама 🙂 Вы только представьте, сколько пользы для маленьких пальчиков в простых крупах, воде, лоскутках и так далее!

В-третьих, малыши до 1,5 лет очень быстро теряют внимание к новым игрушкам. Они изучают их, играют, закрепляют полученную информацию и отправляются на поиски новых знаний. Как часто разочаровываются любящие родители, которые купили дорогущую супер-развивающую игрушку, а ребёнок поиграл ею неделю и оставил лежать без внимания. Это случается не из-за того, что игрушка плохая, а потому что ребёнок попросту узнал о ней всё, что хотел.

Итак, начнём!

1. Слингобусы. Они известны многим мамам. Это незаменимая вещь, которая всегда выручит в очереди или там, где не оказалось детских игрушек. А ещё поможет малышу, когда режутся зубки. Кто-то покупает такие бусы, а кто-то вяжет своими руками. Может быть, получается, не слишком профессионально, зато с душой.

Свои слингобусы я вязала сама. Нитки брала хлопковые (какие продавец в магазине посоветовала), бусины были от разных игрушек и т.д.

2. Бусики-грызули. Деревянные бусины сейчас продаются в разных магазинах швейной фурнитуры, а также в рукодельных лавках. Они идеально подходят для маленьких зубиков.

  1. Бусины должны быть крупными, чтобы малыш не мог их проглотить.
  2. Нить должна быть максимально плотной, чтобы не порвалась и не испортилась от детских зубов и слюней.
  3. Бусины должны быть без красочного покрытия. Зачастую краска на деревянных бусах легко отпадает, а это значит, что она попадёт в организм ребёнка.

Крупные бусины нужно нанизать на плотную нить, затем сделать плотный узел и удостовериться, что он не развяжется. Отличный прорезыватель готов к работе!

3. Тактильная гусеница из носка. Такая игрушка понравится практически любому малышу, ведь она такая приятная на ощупь!

Чтобы её сделать, вам понадобится: чистый длинный носок, плотная нить, наполнители (гречка, рис, горох, фасоль, макароны, жёлуди и т.д.), пуговки-глазки.

На дно носка насыпьте первый наполнитель, перевяжите получившийся шарик ниткой, насыпьте второй наполнитель и так далее. В конце хорошенько закрепите нить. Пришейте глазки-пуговки и можно играть!

4. Игрушка на руку из носка. Работы – 5 минут, восторга – море! Вы спросите: “Что такого в носке с глазками?” Оденьте такой носок на руку и скажите малышу: “Привет!”, увидите, что произойдёт 🙂

Мордашки для такой игрушки можно делать самые разнообразные. Но подойдёт и самая-самая простая: глазки-пуговки и чубчик.

5. Змея с бусинками, ленточками и пуговками. Этот персонаж у нас жил в коляске некоторое время. Детям было забавно трогать разные свисающие и торчащие штучки. За что-то всегда можно ухватиться, подёргать, потрогать, потянуть.

Читать еще:  Игры для детей 2 года развивашки

Делалось это чудо из старого испорченного текстильного мобиля для кроватки. Но можно пошить из обычного куска ткани. Для этого вырежьте узкий и длинный лоскут, сверните его пополам в длину, чтобы он стал ещё уже и прострочите сбоку. Выверните эту трубочку на лицевую сторону и набейте пшеницей или горохом, зашейте низ. Верх заверните так, чтобы у змеи вышел острый носик и прошейте его. А затем украсьте змейку разными штучками и не забудьте про глазки-пуговки!

6. Шарики и бублики – вечная любовь малышей. Их можно катать по полу, грызть, кидать, мять в ручках, заталкивать в разные места и так далее. Эти маленькие предметы особенно заинтересуют малыша, который учится ползать и карапуза, сидящего в слинге. Чтобы сделать шерстяной клубочек безопасным для детей, его можно постирать в горячей воде с мылом. От этого он сваляется и уже наверняка ни одна ниточка не будет отходить от клубка и попадать в маленький ротик.

А жёлтый мохнатый бублик легко сделать из деревянного кольца от карниза и флисовых ленточек. Каждую ленточку просто нужно завязать в двойной узелок на кольце.

7. Колечко с ленточками. Эта яркая махалка не простой предмет. Она учит малыша следить за быстро движущимся предметом. Волнистые цветные ленточки приковывают взгляд масиков. Дайте такое колечко в руки малышу и он будет радостно наблюдать за движением лент. Для такой забавы пригодится пластиковое или деревянное кольцо, ленты и кружево длиной около 40 см. Каждую ленточку нужно крепко и надёжно завязать на двойной узел.

8. Сенсорные мешочки. Они дают возможность малышу получить новый тактильный опыт, ведь сколько мешочков, столько разных ощущений у пальчиков. А ведь ещё по ним можно ходить ножками, делать массаж и кидаться. Если пошить мешочки парные, получится сенсорное лото: найди мешочки, одинаковые на ощупь. На нашем блоге есть подробный мастер-класс по пошиву сенсорных мешочков. Кстати, к мешочкам совсем необязательно пришивать цифры.

9. Сенсорные мешочки из воздушных шариков. По сути это тоже самое, что и сенсорные мешочки, но в разы проще и быстрее. Кроме того, в такие мешочки вы смело можете насыпать муку или соль.

  1. Выбирайте воздушные шарики как можно более качественные. Они прослужат дольше.
  2. Не насыпайте в мешочки острые макаронные изделия или другие мелкие предметы с острыми частями.
  3. Спрячьте в муку 1-2 фасолины. Их будет очень приятно искать пальчиками.
  4. Не бойтесь, что это недолговечная игрушка. Конечно, бывает всякое, но такие мешочки могут служить не один год даже в детском центре.

10. Маленькие погремушки. Эти чудесные развивающие игрушечки нравятся малышам разных возрастов. И чем больше таких крохотных тарахтелок, тем лучше, ведь это значит, что больше разных звуков.

  1. Они удобны тем, что помещаются в маленькую ручку.
  2. Они приятно выглядят, поэтому с ними хочется играть.
  3. Разные звуки радуют малышей и им хочется узнать, как звучит следующая погремушечка.
  4. Из самодельных погремушек получается отличное звуковое лото: подбери одинаковую по звуку погремушку.

11. Бутылки с наполнителем. Вариантов игр с подобными бутылками множество. Их можно использовать как для самых маленьких деток, так и для дошкольников. Малышам, которые учатся ползать, такая бутылочка пригодится, чтобы толкать её, наблюдать, как она катится, ползти к ней и снова толкать.

Бутылочка “Лавовая лампа”. В чистую бутылку налейте 1/3 растительного масла и 2/3 воды, окрашенной пищевым красителем. Закройте бутылку крышкой, предварительно смазав горлышко суперклеем.

Бутылочка-искалка. Насыпьте в бутылку около половины бутылки риса и разные небольшие фигурки, бусины, камешки, пуговки. Потрусите, чтобы мелкие предметы спрятались в рисе. При необходимости досыпьте ещё немного риса. Сверху обязательно должно оставаться пустое место. Закройте бутылку крышкой, предварительно смазав горлышко суперклеем. А теперь вы можете давать ребёнку задания в зависимости от его возраста. Например, найди розового слона, или найди букву А. Чтобы выполнить задание, бутылочку можно потрусить, покрутить, перевернуть, пока нужный предмет не появится в поле зрения. Подробнее почитать про игры-искалки можно здесь.

Бутылочка с морем. Для этой простой игрушки потребуется: вода, ракушки и морские камешки и блёстки. Насыпьте на дно 1/3 бутылки камешков, ракушек и блёсток, долейте воды до самого верха бутылки. Закройте бутылку крышкой, предварительно смазав горлышко суперклеем.

12. Баночка с наполнителем. Принцип тот же, что и бутылочек, только баночка меньше размером, её удобно держать в руках. Внутри: вода+блёстки. Вместо блёсток можно использовать любые мелочи. Знаю, что такие баночки делают и с глицерином, но мы ещё не пробовали, а когда попробуем, обязательно покажем, что получилось.

13. Лоскутный мячик. О нём я тоже писала очень подробно. Это замечательный помощник малышу в ползании. Такой мячик шить несложно, но долго.

14. Баночки-коробочки с отверстиями. Это мега-полезная игра, ведь она тренирует пальчики, смекалку, усидчивость. Кроме того, многие дети любят проталкивать всякие мелочи в узкие дырочки. Классика жанра: ведёрко от мороженного + пом-пончики. Дырочки можно делать ножницами, а можно выжечь паяльником (так обычно поступает наш папа 🙂

Кроме пом-понов, можно использовать макароны, пуговицы, мелкие игрушки, жёлуди, камешки, орехи, фасоль, монетки и даже зубочистки.

15. Сенсорные коробки. Я считаю, что они просто необходимы каждому ребёнку, ведь это так важно копошиться в разных крупах, рассыпать, придумывать игру из самых простых предметов, перебирать пальчиками все эти мелочи. А ещё здорово, что такие коробочки можно сделать на разные темы (например, наша зимняя сенсорная коробка) и для детей разного возраста (первая сенсорная коробка). Подробный обзор сенсорных коробок можно почитать здесь. А пока расскажу, что лежит в нашей сенсорной коробке: макароны-ракушки в качестве основного наполнителя, кусочек коры, шишки разных размеров и форм, жёлуди, орехи, зелёные бусины и фигурки лесных животных для игры.

16. Простые игрушки из ниточек. У нас дома живут славные лошадки из бичёвки. Мы их покупали, но порывшись в интернете я нашла мастер-класс по созданию таких лошадок. Это совсем несложно! Хотела здесь опубликовать схему, но так увлеклась, что уже сплела свою собственную лошадку из чёрных шерстяных ниток. Процесс создания лошадки из ниток я, конечно, отфотографировала. Так что скоро на блоге появится подробный мастер-класс “Лошадка из ниток”.

17. Не-шитые игрушки из ткани. Однажды я писала, как сделать традиционную куклу-мотанку. А теперь расскажу, как сделать простого осьминога. Кстати, этот славный осьминожек очень нравится деткам до года, потому что его удобно держать в руках -просто хватаешься за одно из щупалец. Сделать его можно всего за полчасика.

Для осьминожки вам понадобится: ткань (у меня флис, он очень нежный, как раз идеально подходит для детских ручек, и не торочится), ножницы, нитки или резиночки, пуговки, иголка, нитки.

Как видите, большинство игрушек вполне легко сделать своими руками и процесс их создания не займёт много времени. Будем рады, если наш обзор вдохновит вас на творчество.

А чтобы вдохновить ваших друзей, поделитесь этим обзором в социальных сетях. Возможно, они тоже захотят создать простые развивающие игрушки для своих малышей.

Ну, а если вы ещё не подписаны на новости блога “Расти умным!” и не получаете от нас свежие идеи и материалы для занятий с детками, то сделать это можно здесь.

Игры для сенсорного развития детей 2-3 лет

Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками.

Понятие сенсорики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

  1. Усвоение представлений о свойствах и от­ношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
  2. Овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Развитие сенсорики позволяет:

  • обогатить словарный запас;
  • сформировать правильную структуру речи;
  • улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
  • развить фантазию;
  • получить полную информацию об окружающей действительности;
  • улучшить коммуникативные навыки.

Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.

Читать еще:  Игры на развитие речи

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:

  1. Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
  2. Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
  3. Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
  4. Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
  5. Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
  6. Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.

Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2-3 лет

Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.

Обучение происходит в игровой форме, чтобы у дошкольников оставался высоким уровень мотивации к занятиям.

Требования к обучающим играм:

  • безопасность;
  • наглядность;
  • натуральность материалов;
  • яркость и естественность цветов;
  • доступность;
  • соответствие возрастным особенностям.

Игры с прищепками

Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.

Используя фантазию, можно предложить ребенку много вариантов игр с прищепками, среди которых:

  1. Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.
  2. Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.
  3. В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.
  4. Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.
  5. Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.

Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года

Игра ребенка 4 лет усложняется и становится ведущим типом деятельности, в которой происходит развитие. Ребенок приобретает речевые навыки, которые позволяют ему описывать свойства предмета. Базовые представления о свойствах объектов расширяются, ребенок ориентируется в многообразии форм и цветов. Игры в младшем дошкольном возрасте направлены:

  • на получение знаний об органах чувств;
  • на расширение словарного запаса для описания предметов;
  • на развитие сенсорных систем;
  • на выделение отличительных особенностей объектов;
  • на выполнение практической деятельности.

Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех. Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания. Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.

Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.

Дидактические игры своими руками

Дидактические развивающие игры необязательно покупать в специализированном магазине. Можно их создать своими руками и привлечь к процессу ребенка. Это вызовет у него желание учиться новому в процессе игры. В качестве оборудования подойдут предметы из домашнего обихода, с которыми человек сталкивается ежедневно. Это познакомит дошкольника с объектами быта и позволит избежать дополнительных денежных трат.

Пальчиковый сухой бассейн

Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12-15 см на половину заполнить сухим горохом. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает горошины, рассыпает их. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук.

Игры в сухом бассейне сопровождают музыкой или стихами. На дно миски можно выложить маленькие игрушки, которые надо найти и описать их с закрытыми глазами. Игра подходит для детей двух-трех лет.

Игра бусы из соленого теста

Детям предлагается создать бусы в подарок маме из разноцветных колечек. Педагог заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Для этого понадобится:

  • мука — 1 стакан;
  • соль — 1 стакан;
  • крахмал — 1 ст. л.;
  • вода — 1 ½ стакана;
  • цветная гуашь.

Крахмал развести в ½ стакане холодной воды, залить 1 стаканом кипятка. Половину стакана получившегося раствора смешать с мукой и солью. Замесить тесто, покрасить в разные цвета. Сформировать колечки.

На занятии дети нанизывают бусинки на шнурок и формируют украшение.

Пособие “разложи яички в свои домики”

Педагог закрашивает картонный контейнер для яиц в 4 цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Коробочки от шоколадных яиц (киндер-сюрприза) оклеивает соответствующей цветной бумагой. Дети раскладывают разноцветные яйца в подходящие ячейки.

«Тактильная коробка»

Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки. Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями. Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества дошкольника.

Игра «разноцветные палочки»

Цветные счетные палочки — пособие Кюизенера. Оно представляет собой комплект из 116 пластмассовых палочек 10 разных цветов и размеров. Самая маленькая палочка имеет длину 10 мм, следующие увеличиваются на 10 мм. Палочки одной длины окрашены одинаково. Использование пособия позволяет развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, сформировать пространственные понятия, изучить соотношение «больше-меньше». Палочки можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.

Чудесный мешочек

Для игры понадобятся большой плотный тканевый мешок и различные мелкие предметы: галька, фигурки, шарики и бусинки, монетки, ткань, шишки. В ходе игры развивается тактильное восприятие. Дети по очереди опускают руку в мешок и описывают предмет, который нащупали. Задача — угадать, какой предмет находится в мешке. Занятие проводят как индивидуально, так и в группе в детском саду.

Конструктор

Конструирование — деятельность, которая направлена на создание новых объектов из небольших частей. Собирая детали конструктора, ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, мышление, изучает цвета и формы.

Взрослый может предложить собрать фигуру по образцу, дать устное задание или позволить ребенку поэкспериментировать.

«Паучок на полянке»

Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».

В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector