221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игрушки развивающие моторику у детей

5 полезных игрушек для развития моторики у детей

Лучшие игрушки для мелкой моторики

Чтобы развить мелкую моторику рук, важно приобрести качественные и безопасные игрушки. Купить такие предлагает фабрика Alatoys https://alatoys-market.ru, которая в производстве использует исключительно экологически чистые материалы. В каталоге – разнообразный ассортимент деревянных игрушек с сертификатом соответствия таможенного союза. Все предметы идеально отшлифованы, окрашены безопасной краской. Полезные игрушки от Alatoys развивают абсолютно все навыки, нужные в возрасте 0-5 лет.

При выборе мы рекомендуем в первую очередь рассмотреть такие развивающие игрушки для детей:

  1. Пирамидки. Подходят для малышей 0+. Конструкционно состоят из основы, прикрепленного к ней штыря и разнообразных деталей для нанизывания на этот штырь. Детали могут быть разнообразных форм и цветов. При сборе пирамидки ребенок начинает понимать, что означает сверху-снизу, больше-меньше, над-под. Оптимально, когда детали окрашены в яркие классические цвета.
  2. Бизиборды. Подходят для детей 1+. Это детские развивающие доски, на которых закреплены бытовые предметы, интересующие малышей. Как правило, это вещи из обихода взрослого человека: часы, щеколды, тумблеры, веревки, замки, дверцы, крючки «молнии», вилки с розетками, пуговицы и прочие домашние «интересности», которые можно дергать и перебирать. Игра с этими предметами абсолютно безопасна. При этом ребенок самостоятельно изучает функциональность вещей. Помимо моторики, бизиборды развивают сенсорику, мышление, речь.
  3. Шнуровки. Для малышей 1-4 года. Конструкция шнуровок: деревянная основа в различной тематике с отверстиями и шнурок. Для самых маленьких – 1+ – шнуровки делают с большими основами и отверстиями. Это позволяет легко продевать шнурок в основания: корабли, самолеты, животные, деревья, автобусы, поезда. Для детей 3+ создаются обучающие шнуровки-бусы: предметами для шнурования выступают буквы, цифры, тематические фигуры. Игра развивает координацию движений, навыки захвата и ловкость.
  4. Лабиринты. Игры для малышей 1+. Состоят из деревянной основы, прикрепленной к ней металлической мягкой проволоки и насаженных на них разнообразных деталей. Суть игры в том, чтобы провести детали по сложно скрученной проволоке из одного угла в другой. Отличаются лабиринты количеством, формой и цветами деталей, а также задействованных «проводов». Такая игра помогает развивать способность искать выход из сложной ситуации, принимать самостоятельные решения и гордиться собой при достижении успеха.
  5. Сортеры. Для ребенка 2+. Представляют собой объемные элементы и деревянную основу с углублениями, отверстиями, штырьками. Каждая из объемных деталей соответствует по форме и размеру своему месту в основе. Опытным путем дети ищут, куда нанизать или вставить тот или иной элемент. Способствуют развитию сенсорики, речи, памяти.

Все эти игрушки развивают фантазию и воображение ребенка, учат быть внимательными и терпеливыми. Выбирайте и играйте не только с удовольствием, но и с пользой. Ведь так ребенок быстрее освоит важнейшие навыки: от держания ложки до учебы в школе.

Игры на развитие мелкой моторики с ребенком от 1 года. Часть 1

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

  • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
  • пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
  • массаж пальчиков,
  • рисование;
  • лепка.

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

1. Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват , тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

4. Проталкивать монеты в копилку

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

Рекомендую выделить для малыша отдельную чистую копилку, а также заранее помыть несколько монет, чтобы потом не приходилось после каждой игры с копилкой мыть руки.

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка

  • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
  • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
  • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
  • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках .

Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

Читать еще:  Развивающие игры для 2 летних детей

Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.

Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками ( KoroBoom , My-shop ), коврик с липучками , кукла с застежками .

Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» ( Озон , Лабиринт , My-shop ). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:

Игрушки для развития мелкой моторики своими руками

Самодельные игрушки для детей своими руками можно встретить в любой детской. Родителям интереснее и проще сделать развивающую игрушку самостоятельно, чем искать что-то подходящее в магазинах. Дидактические игры очень полезны, эта форма активного обучения применима с самого раннего возраста и имеет массу разновидностей, направленных на развитие мелкой моторики, речи, логики.

Развитие мелкой моторики по возрасту

На первом месте по популярности стоят игрушки для мелкой моторики своими руками. Игры, развивающие этот вид координации движений, очень полезны для развития речи ребенка. Ест несколько удобных и простых вариантов для самостоятельного изготовления.

Такие самодельные игрушки подходят для развития ребенка от 3 до 12 месяцев. Первый вариант — волшебная перчатка. Потребуется:

  • старая нитяная перчатка взрослого человека;
  • нитки и иголка;
  • бусины различных форм и размеров, бубенчики, бисер.

На чистую выстиранную перчатку нашить мелкие детали. На кончики пальцев густо нашить бисер — тогда перчатку можно будет использовать еще и для массажа. На ладонь нашить бусины разных размеров. Перчатку обшивают с обеих сторон.

Взрослый надевает на руку готовую перчатку, и предлагает потрогать ее малышу — перебирать пальчиками разноцветные элементы, рассматривать их и трогать. Это стимулирует акупунктурные точки на кончиках пальцев и ладошках, стимулирует кровообращение и способствует правильному развитию ребенка.

После года для детской будет уместным сенсорный коврик, развивающее панно своими руками и дорожные игрушки аналогичного устройства.

Развивающий коврик для пальчиков

Для такого коврика потребуется:

  • фетр 10 цветов;
  • плотная ткань для основы;
  • пуговицы разных форм — звездочки, дельфины, машинки, бабочки, цветочки и т. д. ;
  • иголка, нитки;
  • швейная машинка, портновские булавки;
  • линейка и портновский мел;
  • тесьма и аппликации.
  1. Из фетра вырезать 10 прямоугольников размером 10 на 15 см. На каждый прямоугольник нашить пуговицы и аппликации. Делать это таким образом, чтобы дорожка из пуговиц вела к пришивной картинке. Дополнить каждый кусочек полосками тесьмы.
  2. Распределить фетр на листе основе, сколоть портновскими булавками и пристрочить на машинке.

Изготовление бизиборда

В дословном переводе с английского это слово переводится как «занятая доска». Это и правда занятный развивающий стенд для мальчика, своими руками сделать который сможет любой. Главная задача такой поделки не только развить моторику ребенка, но и отвлечь его от настоящих предметов, которые в быту могут быть небезопасными.

В качестве основы обычно берется кусок фанеры, на который прикручиваются или приклеиваются на жидкие гвозди самые разные детали. Сама развивающая панель, как правило, крепится на стенку. На ней могут быть:

  • розетка и вилка;
  • диск от старого стационарного телефона;
  • калькулятор, старый пульт от телевизора;
  • щеколда;
  • навесной замок;
  • кулер из компьютера;
  • задвижки и крючки всякого рода;
  • любые поворотные бытовые механизмы — как на плите, форточке, окне;
  • выключатели и тумблеры;
  • циферблаты со стрелками и без;
  • звонок, гудок и прочие «громкие» детали;
  • колокольчики и бубенчики;
  • поворотные и шаровые краны;
  • мебельные колесики.

Главное, что нужно внушить ребенку — все эти вещи безопасны только на этом стенде. Оконную ручку можно трогать только на этой доске, а не на окне, рычажок крутить в разные стороны нельзя на плите и т. д. Тщательный контроль в первые несколько дней использования строго необходим.

Массажный коврик для ног

На стопах находится не меньше важных акупунктурных точек, чем на ладонях. Сшить красивый и интересный массажный коврик довольно просто. Потребуется:

  • ткань темно-синего цвета размером 1 м на 80 см — 2 куска;
  • кусок синтепона соответствующего размера — 1 кусок;
  • фетр желтого, оранжевого, зеленого и голубого цветов, нитки в тон;
  • много пуговиц — плоских и на ножке, пуговицы-звездочки;
  • швейная машина, булавки, портновский мел и линейка;
  • тесьма и косая бейка.

  1. На лицевой стороне одного куска материала мелом нарисовать диагональные линии на расстоянии 1,5−2 см друг от друга. Сложить слоями ткань-синтепон-ткань, сколоть булавками через полоску и простегать на швейной машинке. Этот этап необходим, чтобы в последующем можно было стирать коврик, а синтепон при этом не деформировался. Края оформить бейкой.
  2. Коврик изображает звездное небо с различными небесными телами. Из фетра вырезать солнышко с лучами и остальные 8 планет. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун имеют кольца — их можно оформить с помощью тесьмы или бусинок разного размера. Пришить небесные тела к коврику. Каждая деталь пришивается отдельно.
  3. Все оставшееся свободное пространство густо расшивается пуговицами, бусинами и прочими мелкими деталями. Не стоит выбирать слишком крупные плоские пуговицы — они могут треснуть под давлением, и ребенок получит травму.

Сенсорные игры и игрушки

Современная жизнь так устроена, что довольно много времени люди проводят в транспорте. Вне зависимости от того, едет ли ребенок в автокресле семейного автомобиля, или же в автобусе у мамы на коленках, стоит обеспечить ему интересное занятие. В противном случае ребенок найдет его себе сам.

Рыбка на застежках

Сшить для развлечения и развития малыша рыбку на застежках можно своими руками. Для работы потребуется:

Читать еще:  Развивающие игры для малышей от 2 лет

  • ткань двух видов;
  • картон, карандаш, линейка, ножницы;
  • крупа в качестве наполнителя (конкретный выбор круп за вами, но их предварительно нужно прокалить в духовке);
  • застежки следующих видов: ленты-липучки, 2 кнопки, 2 пуговицы, карабин, молния;
  • швейная машина и швейные принадлежности;
  • фетр черного и белого цвета.

  1. На картоне нарисовать шаблоны: два одинаковых прямоугольника для тела, треугольник с закругленными краями для головы и рыбий хвост. Вырезать шаблоны и обвести их на ткани основного цвета. Вырезать с припусками на швы в 1 см.
  2. Нарисовать шаблон соединительных полос. Это прямоугольники шириной 3 см и длиной 5−7 см. Всего потребуются 24 таких полоски. Их нужно сложить попарно лицом к лицу и сострочить, оставив не зашитой одну из сторон. Через нее детали выворачиваются на лицевую сторону и к ним крепятся застежки. В итоге должно получиться: 4 полосы с липучками; 2 полосы с пуговицами, 2 полосы с петлями под пуговицы; 4 полосы с кнопками. Итого 12 соединительных полос.
  3. Рыбья голова. На соответствующей детали нарисовать линию рта и вшить туда молнию. Из фетра вырезать глазки и пришить к основе. Сложить слоями: ткань, полосы с застежками, ткань. Прошить по нарисованной линии, не замыкая ее. Вывернуть на лицевую сторону, засыпать в получившийся мешочек крупу (гречку или рис), зашить.
  4. Тело рыбки. Взять одну часть первого прямоугольника, положить на лицевую сторону полоски с застежками так, чтобы их основная часть оказалась на ткани, а края материала всех деталей были выровнены по одной линии. Прострочить. Со второй стороны симметрично расположить следующую пару застежек и повторить процесс. После этого сверху лицевой стороной вниз положить вторую деталь прямоугольника и сострочить, оставив свободной одну сторону. Вывернуть на лицо, наполнить крупой, зашить. Аналогично сделать со вторым элементом. Карабин соединяет второй квадратик и рыбий хвост.
  5. Соединить детали рыбки в одно целое. Теперь ребенок может тренироваться с застежками всех видов в дороге и перебирать наполнитель внутри мешочков. Кроме крупы внутрь можно положить вишневые или абрикосовые косточки или мелкие игрушки.

Накорми животное

Такое занятие подойдет для ребенка 2−3 лет. Смысл этой игры в том, что ребенку предлагается несколько вариантов «корма» — горошек для петушка, червячки для птички, косточки для собаки и т. д. Малыш не только тренирует ловкость пальчиков, но и запоминает, кто какую пищу ест. Чтобы сделать такую развивайку своими руками, потребуется:

  • длинный кусок упаковочного картона;
  • пустые спичечные коробки по числу животных;
  • рисунки животных, ножницы, клей;
  • отвертка;
  • общая баночка с «кормами».

На плотном картоне расположить рисунки животных — петуха, собаки, мыши, птички и т. д. Вырезать эти рисунки и приклеить к картону на разном расстоянии друг от друга. Отверткой проделать дырки возле голов животных. В спичечных коробках тоже сделать отверстия, соответствующего размера. С обратной стороны картона приклеить коробки так, чтобы два отверстия совпадали.

Дидактические занятия

Такие игры — отличное пособие не только для работников сферы образования дошкольников, но и для молодых мам, которые хотят с пользой проводить время со своими детьми. Игры с крышечками от бутылочек отличаются своей незатейливостью и увлекательностью одновременно. Дети учатся с помощью обыденных предметов, которые мало связаны между собой в повседневной жизни, создавать что-то осмысленное и интересное.

Пример такой игры — «Дополни картинку». Для занятия предлагаются рисунки, внутри которых нарисованы круги: иллюминаторы самолета, колеса поезда и т. д. , и с помощью крышечек и цветных карандашей ребенок должен довести картинку до логического завершения. То есть, в нужные места приклеить крышки, а остальные детали раскрасить.

Что в коробке

Игры подобного рода не только тренируют тактильные навыки, но и развивают логическое мышление и воображение. Чтобы сделать необходимые предметы для этой игры, потребуется:

  • большая обувная коробка с крышкой и плотный картон;
  • циркуль, линейка, карандаш;
  • канцелярский нож;
  • клеевой пистолет.
  1. Сделать круглые отверстия для рук с боковых частей коробки. Для этого циркулем очертить равные круги диаметром не меньше 10−15 см и аккуратно вырезать канцелярским ножом.
  2. Измерить коробку с внутренней стороны и разделить ее на две части. В качестве разделителя использовать плотный картон, который фиксируется горячим клеем.

В разные отсеки кладутся разные предметы, которые ребенок не видит. Он должен на ощупь определить, что у него в правой и левой руке. Желательно использовать «контрастные» вещи — например, большую шишку и маленькую бутылочку и т. д.

Логопедические игры

Развивающие игры и поделки для стимулирования мелкой моторики служат для развития речи. Однако, помимо таких игр и занятий существуют специальные логопедические игры, которые формируют правильное дыхание у малышей.

Игры для развития воздушной струи

Когда целью стоит развитие речи ребенка, немаловажно научить его правильному дыханию, которое влияет на произношение звуков, артикуляцию и развитие голоса. Две простые, но интересные для детей поделки помогут в этом.

Игра салют

Для создания потребуется:

  • пластиковая бутылка;
  • конфетти из фольги;
  • коктейльные трубочки.

Внутрь бутылки засыпается конфетти. В пластике бутылки делается несколько отверстий — 3 или 4, в зависимости от размера тары, в них вставляются соломинки. Дети должны длинным выдохом поднимать конфетти в воздух. Одно отверстие должно быть свободным.

Веселый аэробол

Для этой игры потребуется коробка с невысокими бортами в 3−4 см, коктейльные соломинки, один пластиковый стаканчик, клей и целлулоидный мячик для пинг-понга. Стаканчик разрезается на две части, которые приклеиваются в противоположных сторонах коробки. Это ворота, в которые надо загнать мячик, направляя его струей воздуха.

Игрушки, развивающие моторику у детей

О необходимости развития пальцев и кистей рук у детей младшего возраста знают многие родители. Но вопросы, как правильно организовать занятия, какие подобрать игровые пособия, бывают иногда трудноразрешимы. Игрушки, развивающие моторику у детей, доступны в большом количестве. Основная задача, стоящая перед родителями, — правильный выбор, соответствующий возрасту.

Для чего нужна координация движения

Управление работой мышечных групп начинается с того момента, когда рука ребенка впервые потянулась за игрушкой. Способность организма выполнять точные движения взаимосвязана с системами: нервной, мышечной и костной. Мелкие движения включают в себя большое количество двигательных функций, от простейшего захвата до сложных, таких как рисование и умение писать.

Доказана связь между движениями рук, общим развитием и становлением речи. В головном мозге моторный и речевой центры находятся рядом, стимуляция развития движения активизирует речь.

Научившись правильно управлять двигательной функцией, ребенок быстрее осваивает навыки письма и рисования.

Занятия и упражнения

В педагогике дошкольного возраста описано много игр и упражнений на развитие детской моторики. Среди них выделяются:

  • массаж пальцев;
  • игры с пальцами;
  • развивающие движения с мелкими предметами;
  • лепка и рисование.

Игры, развивающие кисть руки, влияют на развитие мозга. Большинство детей с задержкой речи имеют несогласованные действия пальцев. Дети начинают осваивать язык только тогда, когда движения пальцев рук становятся точными. Движения на сжатие, растяжение, расслабление должны сочетаться.

Пальчиковые игры

Игры на развитие пальцев начинают с раннего возраста, для этого необязательно приглашать медицинского работника — простые упражнения может проводить и мама. Игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» — это своеобразная гимнастика в виде сгибания-разгибания пальцев и массажа кисти. Начиная с 10 месяцев ребенок активно и с удовольствием участвует в играх-считалках. В таких играх необходимо задействовать все пальцы руки.

Читать еще:  Развивающие игрушки для детей 3 месяца купить

Помимо массажа, полезны манипуляции с предметами, например, во время дневного сна можно положить маленькие латексные шарики в руки крохи. Удерживание их поможет сохранить правильную форму руки.

Чтобы научить захватывать и отпускать предметы, вставляйте свои пальцы в кулаки ребенка — он будет рефлекторно сжимать руки, и его можно в это время приподнять. Упражнение развивает хватательный рефлекс и развивает мускулатуру руки.

Работаем с пластилином

Пластилин — прекрасный материал для развития мелкой моторики. Лепка развивает пространственное мышление, цветовое восприятие.

Начинать лепку надо с простых упражнений: сначала научить отщипывать небольшие кусочки и разминать их в ладони, затем приступать к обучению катания колбасок и шариков из пластилина. Научив простым приемам работы, можно приступать к изготовлению фигурок из этого материала.

Детский пластилин должен быть хорошего качества. Слишком твердый будет сложно разминать в руках. Мягкий, липнущий тоже непригоден. Нежелательно покупать пластилин с фруктовым запахом, поскольку ребенок будет его облизывать.

Есть много видов детского пластилина:

  1. Пластилиновая масса отечественного производства, достаточно прочная. Поделки из нее сохраняются долгое время.
  2. Шариковый пластилин — отличный материал для развития мелкой моторики у детей. Он не прилипает к рукам, имеет яркие, сочные краски. Рекомендуется детям старше 3 лет.
  3. Плавающий. Он мягкий и податливый, не пачкается, легко очищается. Рекомендуется для ознакомительных целей со свойствами материала и для начального уровня лепки.
  4. Восковой. Подходит для поделок простейшего уровня, отличается мягкостью, пластичностью, хорошо склеивается.
  5. Масса для лепки. Наиболее популярный материал для детского творчества. Готовые фигурки быстро высыхают, пригодны для игры.

Упражнения с повседневными предметами

Предметы, имеющиеся в доме, можно использовать как игрушки, развивающие руку и пальцы:

  1. Бусы и четки, слингобусы. Перебирание и ощупывание бусин развивает тактильное восприятие предмета.
  2. Мячи с пупырчатой поверхностью. Помогают при массаже ладоней, развивают двигательную активность руки.
  3. Игра в Золушку. Раскладывание фасоли по размеру и цвету помогает вырабатывать ловкость рук.
  4. Прищепки. Работа с ними вырабатывает умение удерживать небольшие предметы.
  5. Крючки, липучки, молнии. Кроме развития двигательных навыков, упражнения с этими предметами обучают застегивать и расстегивать одежду.
  6. Откручивание пластиковых крышек на бутылках. Игра с ними вырабатывает цепкость рук и укрепляет мышцы ладони.

Эти игры всегда доставляют удовольствие, потому что дети любят играть с хозяйственными предметами.

Какие игрушки помогают в развитии

Проявление интереса к окружающим предметам должно быть сигналом для родителей, что пора приобрести специальные игрушки.

При планировании покупки учитывается возраст, доступность игрушки для детского восприятия.

Для самых маленьких

В 3-4 месяца рефлекс захвата полностью отработан, поэтому в этот период подойдут развивающие моторику игрушки для детей, такие как погремушки. Они могут быть не только пластмассовые, но и из ткани, деревянные, наполненные горохом, в виде деревянных трещоток с нанизанными разноцветными дисками, а также музыкальные, фактурные, в виде фигурок животных, погремушки-грызунки. Необязательно покупать много игрушек, главное, чтобы материал и форма были разными.

После 6 месяцев ребенка будут интересовать не только предметы, которые можно пощупать, но и те, что можно послушать.

Игрушки, развивающие координацию движений и слух:

  • собирающиеся световые и звуковые пирамидки с 2-3 деталями;
  • пирамидки в виде животных;
  • сборно-разборные игрушки для купания;
  • развивающие коврики, на которых размещены шуршалки, прорезыватели, погремушки;
  • массажные мячи.

Детям постарше пригодится развивающий центр. Его крепят на детской кровати или на столе. На панели центра много кнопок, ручек, дисков, все можно нажимать, щупать и приводить в движение.

Игрушки, развивающие моторику малышей 9-12 месяцев:

  • деревянный конструктор-шнуровка;
  • игрушки-лабиринты, задача которых — научить передвигать разноцветные фигурки по изогнутым линиям;
  • собирающиеся пирамидки с крупными кольцами;
  • игровые домики;
  • пианино;
  • кубики-книги;
  • игровые панели.

От года и старше

Развивающие игрушки для детей старше 1 года не имеют верхней возрастной границы. Некоторые игрушки, купленные для игр на втором году жизни, продолжают радовать детей долгое время.

Игрушки, развивающие мелкую моторику:

  1. Кубики и конструкторы. Построение различных конструкций развивает координацию движений, чувство равновесия. Для игр подходят пластмассовые и деревянные модели, окрашенные натуральными красками. Конструкторы могут быть мягкие, сделанные из ткани, с застежками на липучках. Умение правильно застегивать и расстегивать — важный элемент в развитии двигательных функций.
  2. Рамки и вкладыши. Они сделаны в виде стаканчиков, матрешек, коробок, которые вкладываются друг в друга. Играя с ними, ребенок знакомится с геометрическими фигурами. Игрушки производятся из дерева, пластмассы и вспененной резины.
  3. Рамки-вкладыши «Секретики». Они сделаны в виде рамок, домиков, кругов или квадратов. В специальные прорези вставляются геометрические фигуры или контуры животных.
  4. Пазлы. Для младшего возраста подойдут разборные картинки, состоящие из двух-трех частей. Детям постарше можно предложить пазлы, состоящие из 3-4 частей. Они могут быть деревянные, тканевые, из вспененного материала.
  5. Доски Сегена. Фанерные или пластмассовые доски с выемками имеют разную степень сложности. В каждое окно-выемку вставляется деталь картины, которая легко вынимается при помощи ручки.
  6. Пальчиковые краски. Помимо удовольствия, которое доставляет детям рисование, манипуляции с такими красками хорошо развивают кисть руки.

От трех лет и старше

В этом возрасте детей можно заинтересовать более сложными игрушками. Какие игрушки развивают мелкую моторику в этом возрасте:

  1. Игрушки-шнуровки. Это домики, башмачки, плоские фигуры животных. Помимо разработки двигательных навыков, игра обучает шнуровать обувь.
  2. Напольные пазлы в виде лото. Эта серия сделана из мягких материалов и знакомит детей с морскими обитателями, домашними и дикими животными. Фигуры в таких пазлах магнитные, двухсторонние, это удобно при составлении картины. Детали хорошо укладываются в руку, но ребенок должен постараться, чтобы они точно легли на свое место.
  3. Игрушки-сортеры. Они сделаны в виде куба, в которых имеются прорези. Дополнены множеством ярких деталей в виде фигур животных, зверей, птиц, транспорта. Фигуры, соответствующие контуру выреза, вставляются в отверстия куба.
  4. Мозаика. Это крупное поле с выпуклыми сотами для фишек, которые сделаны в виде крупных мягких фигур, для детей постарше они изготавливаются из пластика. Есть и магнитные мозаики — они предназначены для детей 5-6 лет.
  5. Игры с мячом. Развивают хватательный рефлекс, движения пальцев. Чем старше ребенок, тем меньше должен быть мяч — это обучает умению ловить небольшие предметы.
  6. Конструкторы. Этот вид игрушек предназначен как самым маленьким, так и детям старшего возраста. Для младшей возрастной группы подойдут строительные наборы кубиков, пирамидок, выполненные из пластика или тканевые. У старших детей выбор неограничен — это и пластмассовые наборы, и металлические, и магнитные, и деревянные.
  7. Головоломки-солитеры. Игры, в которых пустые лунки заполняются фишками.
  8. Игры с цветными катушками, пуговицами. Нанизывание предметов на шнурки хорошо развивает движения рук.

Ценность игрового материала в том, что каждая игрушка, направленная на развитие рук, пальцев, способствует развитию творческих способностей, внимания, речи, музыкального слуха.

Игрушки, развивающие нижние конечности

Массаж ног в дошкольном возрасте так же необходим, как и массаж рук. Упражнения, направленные на развитие рук и ног в комплексе, оздоравливают и помогают достигнуть эмоционального благополучия.

Игрушки, развивающие координацию движений нижних конечностей:

  • интерактивные коврики;
  • игровые кегли;
  • бильбоке пирамидка;
  • летающие тарелки;
  • дартс.

Надеяться на то, что отличное развитие мелкой моторики разовьет у ребенка высокий интеллект, не стоит — для этого должны совпасть многие факторы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector