221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры для детей развивающие речь

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;

На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

Надувать мыльные пузыри;

Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.

«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке « Стихи-болтушки » ( Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
  • 7. Чтение книг

    Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

    Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

    8. Сюжетно-ролевые игры

    Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

    Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

    9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

    Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

    Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

    Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

    10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

    Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

    Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

    Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

    Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» ( Ozon , My-shop ). О нем я уже немного писала раньше здесь.

    На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

    На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

    Игры для развития речи.
    картотека по развитию речи на тему

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    razvitie_rechi.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

    «Кто кем (чем) будет?»

    Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

    — яйцо — может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

    — теленок — коровой или быком — бумага — книгой

    «Птица — не птица»

    Веселая игра на внимание и знание птиц.

    Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:»А муха — это кто?»

    Окуни и воробьи.

    и спасибо шутке!

    С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

    Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»

    Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т.д. Вариант:Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

    В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

    Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.

    В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

    Игра с картинами.

    Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.

    Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.

    Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.

    С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако. )

    С детьми старше 5 лет усложните задание — ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.

    Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:

    Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня». Загадана лягушка в речке.

    — Это находится вверху картины? Внизу?

    — Это живое или неживое?

    Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет.

    Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня». Загадан камыш у речки.

    — Это относится к природе?

    — Это относится к живой (неживой) природе?

    Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.

    Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.

    Смысл игры объяснять долго — я просто приведу примеры.

    Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее — со «степенью трудности» определитесь сами.

    Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» — «Он стал петушком».

    «Жила-была тучка, что с ней потом стало?» — «Из нее дождик пролился»

    «Жил-был ручеек, что с ним стало?» — «Зимой замерз», «Засох в жару».

    «Жило-было семечко, что с ним потом стало?» — «Из него цветок вырос»

    «Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?» — «Из него сделали кирпич (вазу. ).

    В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

    Детям 3-5 лет условия более простые.

    Например:Взрослый говорит три слова — сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона — птицы, а лиса — нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

    Еще примеры для младших дошкольников:

    — молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобное. Но молоко и сок — пьют, а хлеб кушают.

    — машина, лошадь, трамвай;

    — шапка, платок, сапоги;

    — роза, береза, ёлка.

    Для детей 5-7 лет задания усложняются:

    — дождь, снег, река;

    — врач, турист, шофер;

    — тень, солнце, планета;

    — мороз, вьюга, январь;

    — камень, глина, стекло;

    — дверь, ковер, окно;

    — море, река, бассейн.

    Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).

    Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем. сладкое».

    Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («. с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

    «Какое что бывает?»

    Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

    — Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб.

    — Что бывает длинным?(коротким)

    — Что бывает широким (узким)?

    — Что бывает круглым ( квадратным)?

    В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

    Приготовьте предметы со специфическим запахом — мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.

    С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах — кислый, горький, сладкий, приятный — неприятный, съедобный — несъедобный.

    Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.

    Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.

    «Кто без чего не обойдётся»

    Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему. Без садовника… собаки… забора… земли. Почему?»

    Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

    Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

    Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

    Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

    Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

    Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

    Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

    Школа ( учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

    Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?

    Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

    Знакомим ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный».

    Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем «КТО», а неживые «ЧТО». Приводим несколько примеров.

    Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

    Что растет? Кто растет?

    Кто летает? Что летает?

    Кто плавает? Что плавает?

    Кто самый большой? Что самое большое?

    «Что снаружи, что внутри?»

    Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что — внутри. Дом — шкаф; книга — шкаф; сумка — кошелек; кошелек-деньги; кастрюля — каша; аквариум — рыбы; будка — собака; нора — лиса.

    Затем поменяйтесь ролями — пусть ребенок загадывает пары слов.

    «Кто это?» знакомимся с профессиями

    Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

    Задаем вопросы : кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

    2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

    3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

    4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

    Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

    Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала. (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно. (что делала?). Кошка поймала в саду. (кого?). Шерсть у кошки. (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами. (где?). Котята играли мячиком. (как?).

    Взрослый говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут. (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

    Составление предложения с несколькими данными словами.

    Упражнение, рекомендуемое Л.Н.Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Новые слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.

    Просить ребенка закончить предложения: «Дети поливают цветы на клумбах, потому что. » «На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что. » «Зимой медведь спит, потому что. » и т. д.

    Отгадай предмет по его частям.

    В эту игру можно играть в двух вариантах.

    Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки сизображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.

    Четыре ноги, спинка, сиденье.

    Буквы, картинки, листы.

    Ствол, ветки, листья.

    Корень, стебель, листья, лепестки.

    Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

    Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

    Лапы, хвост, ошейник.

    Лапы, хвост, хобот.

    На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

    Отгадай предмет по описанию.

    Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.

    Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

    Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

    Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

    Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

    Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

    Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В совместной деятельности показывается использование дидактической игры по развитию речи детей. .

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем — речь развиваем!».

    Главное в развитие речи ребенка — это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают.

    Больше проводите время с ребенком на свежем воздухе, играйте в подвижные игры, используйте игры для развития речи. Характерной чертой нашего стремительного века является то, что взрослое поколен.

    Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем — речь развиваем!&raquo.

    Консультация для родителей. Игры по развитию речи.

    Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

    Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет. Примеры и описание.

    Для того, чтобы малыш начал как можно быстрее разговаривать, с ним необходимо заниматься. Родители могут развивать своего ребенка самостоятельно. При этом не нужно проводить серьезные занятия. Процесс должен быть естественным, ненавязчивым. Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет — это прекрасное средство. Речь малыша быстрее развивается, когда родители с ним общаются, играют, читают сказки, стихи, поют песенки, проводят пальчиковые игры и развивают моторику. Доверительные отношения у родителей с малышом стимулируют его желание сообщать о своих чувствах, а значит и разговаривать.

    Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет

    Не существует детей, которые сразу начинают говорить понятно и выстраивать целые предложения. Речь малыша в годовалом возрасте состоит из очень простых слов (повторяющихся слогов) и звукоподражаний («ням-ням», «би-би», «ав-ав»). Не всегда первыми будут слова «ма-ма», «па-па». Это могут быть «ба-ба», «да-да», «та-та» и другие. Учите сначала кроху говорить примитивно, потом он освоит более сложную речь. Например, покажите пупса и скажите «ля-ля». Либо, возьмите любимую игрушку крохи скажите «дай-дай». Ребенок будет за Вами повторять.

    Поиграем с игрушкой

    Возьмите мягкую игрушку и покажите малышу, где у зверюшки глазки, носик, ротик, лапки, ушки, хвостик. Покажите, что можно делать с игрушкой: катать на машинке, кормить, приглаживать шерстку, укачивать, укладывать спать и т.д. Покажите, как играть с заводными игрушками, юлой и т.д. Девочке покажите, как нужно играть с куклой, пупсом, как переодевать игрушку, расчесывать волосы. Мальчику покажите, как катать машинку, говорить «ж-ж-ж», «би-би», «виу-виу», сталкивайте машинки и говорите «бах!».

    Годовалому малышу самостоятельно практически невозможно освоить навыки правильного обращения с игрушками. Даже самая лучшая и дорогая игрушка может оказаться бесполезной, если ребенку не показать, как с ней играть. У малыша не возникнет к ней интереса. Научить играть с игрушками должны родители.

    Мохнатый щенок

    Возьмите картинку с изображением щенка. Можно взять раскраску, можно цветное изображение. Мелко нарежьте шерстяные нитки, по цвету соответствующие шерсти щенка. Наклейте вместе с малышом нитки на имеющуюся картинку.

    Едем на паровозе

    Изготовьте с малышом несколько вагончиков из коробок и скрепите их между собой. Для этого можно использовать шило и пластиковый хомут. Посадите в вагончики любимые игрушки малыша. Например, собачку, зайчика, мишку, кошку. Катайте паровозик и пойте песенку. «Едет, едет паровоз», «Мы едем, едем едем », «Паровоз-Букашка» или другие песни про паровоз. Песню должны петь папа или мама (если нет слуха, можно произносить текст). Просто включенная запись песни даст меньший эффект с точки зрения развития речевых навыков ребенка.

    Изучаем животных

    Возьмите картонную книжку с изображениями животных. Показывайте пальчиком на картинку и комментируйте ее. «Это собачка, она лает «ав-ав». «Это лягушка, она говорит «ква-а». «Это корова, она мычит «Му-у» и так далее. Затем попросите малыша показать, где собачка, где лягушка, корова и другие названные животные. Попросите кроху изобразить голосом этих животных.

    Разговор по телефону

    Приобретите малышу игрушечный телефон. Научите им пользоваться и нажимать на кнопки. Проводите игру «Разговор по телефону». Можно также попросить родственников или друзей поговорить с ребенком по настоящему телефону.

    Накорми зверушек

    Предложите малышу посадить за стол и накормить трех любимых зверушек. Используйте для этого игрушечную мебель. Сначала предложите малышу поставить 3 стула к столу. Затем пусть выберет, животных или кукол, которые будут кушать. Количество стульев должно совпадать с числом принимающих пищу. Таким образом можно научить ребенка считать до трех. Потом количество едоков увеличьте до 4, затем до 5.

    Наводим беспорядок

    Возьмите большую коробку или контейнер. Положите туда детские вещи, игрушки, несколько книжек с картонными страницами. В присутствии малыша начинайте доставать из коробки по одному предмету. Кроха может к Вам присоединиться. Затем предложите малышу навести порядок и сложить всё обратно. По одной вещи убирайте в коробку вместе с ребенком. Научившись такой игре, малыш может надолго увлечься. Игра развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, позволяет выучить цвета и формы.

    Игра с прищепками

    Из цветного картона вырежьте фигуры знакомых предметов или животных, на которые малыш будет прикреплять прищепки. Это могут быть солнышко (надо сделать лучики), ежик или елочка (пусть крепит иголочки из прищепок). Можно сделать забор из прищепок.

    Также предложите малышу прицепить прищепки на ободок пластмассового ведра или корзинки. Обязательно покажите ребенку, как правильно держать прищепку (большим, средним и указательным пальцами).

    Мамины помощники

    Озвучивайте малышу свои несложные просьбы и следите за тем, как малыш их выполняет. Например, попросите дать маме ложку, принести зайчика, закрыть (открыть) дверь, положить игрушки в корзину (коробку) и т.д.

    Что любит кушать?

    Вырежьте из цветного картона или приобретите в магазине фрукты и овощи (пластмассовые), положите их в корзинку. Возьмите несколько зверушек и предложите малышу их накормить продуктами из корзинки. Спросите: «Что любит кушать зайчик – огурец или морковку?». Если ребенок затрудняется с ответом — подскажите. Пусть малыш достанет из корзинки морковку и покормит зайчика. Спросите: «Что любит кушать ежик – яблоки или бананы?» и т.д. Все выбранные Вами животные должны получить любимый продукт.

    Теремок

    Прочитайте малышу сказку «Теремок». Затем проведите инсценировку сказки. Из картонной коробки изготовьте домик. Посадите в него игрушки: мышку, лягушку, зайца, лису, волка, медведя. Задавайте вопрос: «Кто в теремочке живет?» и голосом мышки отвечайте: «Я – мышка-норушка, пи-пи». Пусть ребенок повторит за Вами «пи-пи». Затем после вопроса «Кто в теремочке живет?» голосом лягушки проговорите «Я – лягушка-квакушка, ква-ква». Ребенок должен за вами повторить «ква-ква». Далее аналогично задавайте вопрос «Кто в теремочке живет?» и отвечайте голосами остальных животных. Предложите ребенку изобразить их повадки: попрыгать как зайчик, пройтись как лиса, волк и медведь. Все движения малышу показывайте. Он будет их повторять.

    Прячем части тела

    Чтобы малыша приучать самостоятельно одеваться – поиграйте с ним. Говорите: «Где у нас животик, а где спинка?». Пусть малыш с вашей помощью оденет футболку. Затем скажите: «Спрятались животик и спинка». «А где наши ножки?» Помогите одеть крохе носочки или колготки. Скажите: «Спрятались наши ножки». Ребенку понравится игра. Со временем у него появится интерес самостоятельно прятать ручки, ножки и другие части тела

    Покорми птичку

    Возьмите игрушечную птичку или изготовьте ее самостоятельно (из бумаги, пластилина, носка, либо других материалов). Предложите малышу покормить птичку. Для этого сделайте вместе зернышки – из тонкой бумаги или салфеток скатайте маленькие комочки. Приклеивайте зернышки по одному на лист плотной бумаги или картона. Лучше использовать клей, приготовленный из муки, поскольку он безопасней других видов. После того, как зернышки окажутся закрепленными, птичка начнет их клевать.

    Проводите описанные игры с ребенком регулярно. Помимо развития речи, Вы установите прекрасные отношения с годовалым малышом. Ему будет весело, интересно, он почувствует себя еще более нужным и любимым. Это положительно отразится на психологическом состоянии ребенка.

    Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

    Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

    Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

    Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

    • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
    • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
    • выражает эмоции интонацией;
    • обозначает слогами предметы и действия;
    • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

    Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

    От чего зависит развитие речи

    Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

    1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
    2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
    3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
    4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

    Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

    Как развивать речь ребенка

    Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

    • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
    • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
    • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

    Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

    Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

    Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

    1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
    2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
    3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
    4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
    5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
    6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

    Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

    Игры для развития навыка говорения

    Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

    • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
    • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
    • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

    Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

    Читать еще:  Развивающие игры для самых маленьких
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector