221madou.ru

Мама и Я
55 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры для лэпбука по развитию речи

Лэпбук по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна»-это учебно-дидактическое пособи, которое знакомит детей со словами-антонимами, формирует представления о притяжательных и относительных прилагательных, способах их образования, обогащает словарь словами-признакми. Также учит применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, правильному употреблению в речи предлогов. Умение образовывать глаголы с –тся, -ться. Определять единственное и множественное число предметов.

Пособие предназначено для воспитателей, дошкольных образовательных учреждений, а также родителей воспитанников. Компактность, простота и мобильность использования лэпбука позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, в домашних условиях. Целевая аудитория: дети 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
lepbuk_po_razvitiyu_rechi_metod_rekom.docx727.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 ГОРОДА КРЫМСК

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН

Лэпбук по развитию речи

к учебно-дидактическому пособию

Редькина Елена Дмитриевна

Методические рекомендации для педагогов при работе с лэпбукомпоразвитии речи «Волшебная страна»……………………………5

Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна»-это учебно-дидактическое пособи, которое знакомит детей со словами-антонимами, формирует представления о притяжательных и относительных прилагательных, способах их образования, обогащает словарь словами-признакми. Также учит применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, правильному употреблению в речи предлогов. Умение образовывать глаголы с –тся, -ться. Определять единственное и множественное число предметов.

Пособие предназначено для воспитателей, дошкольных образовательных учреждений, а также родителей воспитанников. Компактность, простота и мобильность использования лэпбука позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, в домашних условиях. Целевая аудитория: дети 5-7 лет.

Игра- один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.

Игра является основным видом активности дошкольников, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому важнейшей задачей является создание условий, необходимых для более широкого внедрениях дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.

Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения в школе и дальнейшей полноценной жизни.

Современные педагоги в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования ищут новые подходы для, идеи, технологии для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Однако несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объеденены одной темой.

Лэпбук- это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования развивающейся предметно-пространственной среде:

  • информативен: в одной папке можно разместить достаточно много информации на определенную тематику, а не подбирать различный дидактический материал;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения (есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);
  • обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативен: существует несколько способов использования каждой его части;
  • его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Использование таких ярких, красочных пособий позволяет решать сразу несколько задач:

  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, отображает добровольное присоединение детей к деятельности.

Методические рекомендации для педагогов при работе с лэпбуком

В соответствии с ФГОС ДО выделяются несколько направлений развития и образования детей. Если обратиться к адаптированной образовательной программе МБДОУ детский сад №4, то при реализации образовательной области «Речевое развитие» основной задачей становится коррекция речевых нарушений дошкольников.

Чтобы повысить интерес детей к занятиям по развитию речи, разработан лэпбук «Волшебная страна». Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:

  • как наглядный материал для работы в процессе подгрупповой и индивидуальной коррекционной ООД;
  • в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению речевых задач ОД.

Цель: превратить любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.

Задачи, реализуемые в процессе использования учебно-дидактического пособия «Лэпбук «Волшебная страна» :

  • способствовать речевому развитию детей;
  • расширить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
  • развивать навыки грамматически правильной речи детей, правильное употребление прилагательных, глаголов, предлогов;
  • развивать сотрудничество между детьми и воспитателями детского сада.

В лэпбуке представлены игры и речевой материал по развитию речи. Лэпбук имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, т.к. развивает речь, память, мышление, мелкую моторику. Это интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся домиков с вынимающимися карточками, с кармашками, дверками, которые ребенок может доставать , перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Исходя из вышеизложенного, данное учебно-дидактическое пособие позволяет воспитателю творчески подойти к процессу развития речи у дошкольников.

Лэпбук «Развиваем речь» для старшего дошкольного возраста

Елена Кузнецова
Лэпбук «Развиваем речь» для старшего дошкольного возраста

Автор: Воспитатель МБДОУ детский сад №469 Кузнецова Елена Станиславовна

Лэпбук имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, так как пробуждает творческие способности ребёнка, его самые светлые чувства и мысли. Я надеюсь, что этот лэпбук доставит детям не мало драгоценных минут полезного и интересного общения.

1. Правильно произносить все звуки;

2. Говорить не торопясь, выразительно, поддерживая беседу;

3. Учиться внимательно рассматривать картинку, предмет, составлять рассказ по образцу;

4. Составлять связные предложения по картинке из 5-6 предложений;

5. Учиться слушать и понимать содержание поговорки, пословицы;

6. Обогащать словарный запас, использовать в речи предлоги;

7. Развивать зрительное внимание, мышление, память, связную речь, фантазию, воображение.

ЛЭПБУК «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»включает в себя следующие разделы:

Цель: Учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу и правильно их произносить. Развитие памяти, логического мышления, словаря.

Краткий ход игры: Детям раздаются картинки с изображением объектов, обладающими противоположными значениями признака. Предлагается найти к заданной картинке противоположную по свойству и назвать значение признака.

Карточки-пазлы «Собери слово» — это обучающая и развивающая игра, с помощью которой ваш ребёнок легко и быстро запомнит буквы, научится складывать простые слоги и слова, читать, а также пополнит свой словарный запас.

Игра способствует развитию речи, внимания, мышления, мелкой моторики и воображения. Набор предназначен как для детей, только начинающих изучать алфавит, так и для тех, кто уже знает буквы и имеет минимальные навыки чтения по слогам.

3. «Найди картинку»

Цель игры: научить детей определять гласный звук в начале слова, выучить гласные буквы А, О, У, И, Э.

Задание: у детей на столах карточки с изображением шести картинок и набор карточек с гласными звуками (А, У, О, И, Э)

Карточки с буквами и картинками находятся во вложении (необходимо предварительно распечатать и разрезать).

Необходимо определить какой первый звук в названии картинки и закрыть картинку соответствующей гласной буквой.

А-нанас – первый звук А, О-слик — первый звук О, …

— Какие картинки вы закрыли буквой А? Буквой О? и т. д.

4. «Слова из трех букв»

Правила игры: вы показываете карточку той стороной, на которой написаны буквы, а он должен «угадать», что нарисовано на обороте. Выполнить это задание можно, если прочитать слово, которое соответствует изображению. Если ребенок правильно прочитает слово, он сможет перевернуть карточку и увидеть рисунок. Правильно прочитанные карточки ребенок забирает себе, а те, которые прочитаны неправильно, остаются у ведущего.

5. «Рассели по домикам»

В домиках «он», «она», «они», «оно» живут слова мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. «Расселить» слова по домикам – интуитивно определить их род и число без названия терминов.

• Тренировать определять род имён существительных и их число (не называя терминов).

• Упражнять в правильном употреблении существительных единственного и множественного числа 3-его лица.

• Упражнять в правильном употреблении местоимений 3-его лица.

• Обогащать речь детей существительными и местоимениями.

• Способствовать развитию речи, внимания, мышления.

6. Картинки – действия «Кто, что делает?»

— уточнить, расширить и активизировать словарь ребёнка;

развивать связную речь — учить ребёнка правильно сочетать слова в предложении, употреблять разные части речи, составлять разные по сложности предложения, затем короткие рассказы;

— учить отвечать на вопросы и самому их задавать;

развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность;

развивать воображение;

— обогащать социальный опыт ребёнка.

Цель: учить детей излагать смысл пословицы своими словами.

Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат чистоговорки и скороговорки.

Как работать над ними:

— прочитать скороговорку и показать иллюстрацию к ней;

— объяснить значение сложных слов;

— проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями;

— проговорить скороговорку три раза в быстром темпе;

— взять мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.

9. Дидактическая игра «Расскажи-ка»

Составление рассказов-описаний с помощью схем-мнемотабли

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т. к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

10. Игра «Домики с гласными звуками»

У детей карточки-домики с буквами и разрезанные карточки с картинками у взрослого.Задание: слушай внимательно, если услышишь слово, которое начинается на букву с твоей карточки – скажи. Кто быстрее заполнит пустые окошечки в домике на своей карточке, тот и выиграл.

11. Игра «Первый и последний звук в слове»

Цель: развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

12. Речевая игра «Аквариум»

Цель: Закреплять умение определять место звука в слове.

13. Игры на развитие речевого дыхания.

Правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может привести к нечеткому произнесению звуков, их смешению. Работая над коррекцией звукопроизношения, логопед должен обращать внимание ребенка на участие воздушной струи в звукообразовании и правильное речевое дыхание.

14. Подбери букву к слову.

Цель: упражнять детей в определении первого звука в слове. Закреплять знания детьми пройденных звуков и букв.

15. Речевая игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: учить подбирать прилагательные, соответствующие данной карточке.

Развивающие:

-развивать умение подбирать прилагательные,

-развивать речь детей,

-развивать внимание.

Развиваем речь детей дошкольного возраста. Лэпбук «Овощи» Дидактическое пособие — ЛЭПБУК «ОВОЩИ» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию лэпбук по теме «овощи». Развитие речи детей дошкольного.

Конспект семинара-практикума для педагогов дошкольного образования «Развиваем речь детей» Организационный момент – Распределение педагогов на 3 команды: каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [к] в ее названии.

Консультации для родителей «Развиваем мелкую моторику — развиваем речь» В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны и значимы. Связная речь выполняет важнейшие.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка старшего дошкольного возраста» Речь играет особую и исключительную роль в жизни человека. Она является главным средством общения людей, словесным выражением наших мыслей.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста» Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка. Ребёнок, который.

Проект по развитию речи в группе раннего возраста «Играем — речь развиваем» Тема проекта: «Играем — речь развиваем» В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) «Речевое развитие» выделена как основная.

Как сделать лэпбук по развитию речи своими руками в ДОУ

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Одной из таких форм являются занятия с лэпбуком.

Что такое лэпбук по развитию речи для дошкольников

Лэпбук по развитию речи в подготовительной группе — это современное пособие для обучения детей в виде интерактивной папки. С его помощью можно проводить как индивидуальную работу, так и подгрупповые занятия. Современный подход к организации работы по развитию речи позволяет заинтересовать малышей, которые посещают детский сад в возрасте от 3 до 6 лет. Таким образом, работа воспитателя становится более продуктивной.

Описание термина lapbook

Обратите внимание! Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки позволяет освежить в памяти пройденный материал. Как правило, lapbook можно использовать как индивидуально, так и на групповом занятии.

Лэпбук «Речевичок» состоит из следующих разделов:

  • «Слоговая ромашка» для обучения составлению слогов;
  • сюжетные картинки для составления рассказов;
  • загадки;
  • штриховки для подготовки руки к письму;
  • картотека антонимов;
  • ребусы;
  • чистоговорки;
  • игра «Звуковые дорожки» для развития звукопроизношения ;
  • скороговорки;
  • стихи про буквы;
  • игра «Составь букву из палочек»;
  • игра «Составь слоги и слова»;
  • игра на развитие воздушной струи «Сдуй бабочку с цветка».

Как влияет лэпбук на развитие речи

Как утверждают специалисты, лепбук оказывает благоприятное влияние на развитие речи для детей в дошкольном возрасте. Дети в старшей и младшей группе начинают правильно выговаривать слова. Происходит дифференциация звуков. Далее педагог предлагает рассмотреть различные иллюстрации, сюжетные картины, которые служат для составления рассказов.

Какое влияние оказывает lapbook на развитие речи

Важно! Выполняя задания, педагог делает вместе с детьми гимнастику. Правильное дыхание играет важную роль для развития речи. Легкие движения способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, памяти, самоконтроля.

Готовые шаблоны для распечатывания

Каждый желающий может совершенно бесплатно скачать готовые шаблоны, переходя по данной ссылке . Например, можно скачать развивающие задания на тему «Весна». В них представлена следующая тематика:

  • «Какие плоды растут весной»? — карточки для изучения сезонных растений.
  • Кармашек с загадками на тему весны.
  • «Выращиваем растение» — проводим наблюдения за ростом растения, занося результаты в таблицу.
  • «Календарь погоды» — дети ведут дневник погоды.
  • Шаблон «Весенний цветник» — ребята изучают весенние цветы.
  • «Кто из чего?» — предоставляются карточки с животными.
  • «Весенний букварь» — книжка-гармошка для творчества.
  • Блокнотик «Приметы весны» — малыши изучают весенние явления.
  • Мини-книжка «Поэты о весне» — учат наизусть стихотворения на тему весны.
  • Сказка по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Как сделать лэпбук своими руками в детском саду по развитию речи

Лэпбук можно сделать своими руками при помощи соответствующих предметов.

Как самостоятельно сделать lapbook

Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке»

Цель: расширять и активизировать словарный запас детей; формировать умение при общении использовать прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; поощрять словотворчество.

«Расскажи сказку» (используя мнемотаблицу)

Цель: формировать интерес к литературному жанру — сказке, умение рассказывать сказку с порой на символы, развивать память, мышление, внимание, творческую активность, речевые навыки.

Дидактическая игра «Найди звук»

Цель: развивать слуховое восприятие, артикуляционный аппарат, фонематический слух.

Обратите внимание! Формировать умение различать на слух и называть слова, имеющие в слове определенный звук.

Дидактическая игра «Составь букву» (по типу «Разрезные картинки»).

Цель: развивать мелкую моторику, внимание, память.

Пальчиковая гимнастика (комплексы).

Цель: развивать коммуникативные навыки; формировать правильное звукопроизношение; умение чисто говорить; развивать мелкую моторику, координацию движений, память, внимание; умение согласовывать движения с речью.

Дидактическая игра «Придумай слово».

Цель: развивать умение придумывать слова с буквами в начале, середине, конце слова, фонематический слух, слуховое восприятие.

Дидактическая игра «От буквы к слогу».

Цель:развивать умение составлять слоги. Как вариант предложить детям добавить буквы для образования слова (ХО — хор).

Чистоговорки

Цель: воспитывать звуковую культуру речи, развивать правильное звукопроизношение.

Фото самодельного lapbook

На просторах интернета представлены тематические интерактивные папки на экологические темы, касающиеся природы. Например, как очистить планету от мусора или водоемы. Скачивая лэпбук на тему «Берегите природу», там будет указано что можно и нельзя делать на природе.

Обратите внимание! Дети могут выучить экологические пословицы.

Лэпбук для средней группы по развитию речи

Lapbook для средней группы по развитию речи является отличным помощником для воспитателей. При помощи данного материала ребята научаться правильно произносить слова, говорить медленно и четко, внимательно рассматривать иллюстрации, составлять сложные предложения и обогащать словарный запас. Кроме этого, происходит формирование фантазии и воображения.

Как правило, lapbook включает следующие рубрики:

  • Стихотворения, которые помогают обрабатывать звуки.
  • Загадки.

Основной целью является развитие способности отгадывать загадки.

Важно! Благодаря скороговоркам у ребенка формируется правильное произношение, улучшается дикция. Таким образом, можно быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова.

Чистоговорки формируют и совершенствуют фонематический слух и лексико-грамматические категории.

Рассматривается игра «Что для чего» (Найди пару). В ходе действий ребята сопоставляют отдельные предметы. Происходит выделение базовых вещей. Данная игра направлена на развитие внимания, мышления, памяти.

Лэпбук по развитию речи для старшей и подготовительной групп

Lapbook для развития речи для старшей/подготовительной группы

Лэпбук «Ручеек — речевичок»

Данный лэпбук используется по развитию речи в средней группе по методу ФГОС подготовлен воспитателями.

Обратите внимание! Основная задача — это формирование речевой деятельности, совершенствование слухового восприятия.

Применение: на занятии «Развитие речи», «Обучение грамоте» в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.

Содержание: 7 дидактических игр по развитию речи.

«Составьте предложения по картинке»

Цель: активизация словаря, учить детей определять количество и порядок слов в предложении.

«Расскажи сказку»

Цель: развитие связной речи, умение составлять рассказ по схеме (мнемотаблицы).

«Один, много»

Цель: Согласование существительных с числительными (1,2,5 и т.д).

«Назови слова по первым буквам»

Цель: совершенствовать фонематический слух, звуковое восприятие.

«Найди слова на заданную букву»

Цель: развивать умение детей определять последовательность и место звуков в словах, производить звуковой анализ слов, развивать фонематический слух.

«Рассказы с картинками»

Цель: совершенствовать умение детей читать рассказы по картинкам с последовательно развивающимися событиями.

«Раскраски»

Цель: учить детей с интересом рассматривать рисунки, выполнять самостоятельно задания, развивать воображение и творческие способности детей.

Творческие задания, разрезной материал, наклейки, загадки в папке

Каждый дошкольник может самостоятельно оформить папку. Для этого необходимо воспользоваться ножницами, цветными карандашами, фломастерами, разноцветными ручками. В этом деле также пригодится детская безграничная фантазия.

Обратите внимание! Замысел изготовления лэпбука заключается в том, чтобы с ним можно играть долгое время.

Такой подход к образованию нравится детям намного больше.

Каким пользуются материалом для выполнения творческих заданий

Изначально нужно вырезать карманы и наклеить на разметки. Их можно раскрасить при помощи наклеек. Далее придется шкалу достижений наклеить на боковую часть папки. Карточки следует разложить с заданиями в приклеенные к основе кармашки, при этом раскрашивая lapbook, а потом украшая его наклейками.

Логопедические скороговорки на цветных карточках

Логопед проводит мастер класс и предлагает изучить развивающиеся карточки со скороговорками. В ходе изучения скороговорок происходит раскрашивание картинок цветными карандашами. Проговаривая скороговорки ребенок учится правильно произносить трудные звуки и слова.

Обратите внимание! Этот сложный урок можно превратить в увлекательную игру. Вот почему логопеды рекомендуют родителям и воспитателям покупать развивающий набор игровых карточек.

Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Что такое лэпбук для развития речи и мелкой моторики у старших дошкольников?

В последнее время все популярнее становится такое интерактивное средство обучения, как лэпбук. Пришло оно к нам из-за рубежа, но весьма быстро завоевало любовь детей и воспитателей в детских садах, а также родителей в семьях с детьми. Перевести с английского это название можно примерно как «игровая книга». Что же такое лэпбук для дошкольников, как он работает, как способствует развитию речи или других способностей ребенка?

Игровой интерактив

Лэпбук по своей сути – тематическая папка, внутри которой собраны и систематизированы обучающие материалы по конкретной тематике. В такую папку входят:

  • мини-книжки разной формы (обычные, фигурные, в виде гармошки);
  • кармашки для тематических карточек или заданий, букв, цифр;
  • тематические игры (ребусы, головоломки, раскраски, «бродилки»);
  • материал в виде календарей, таблиц, конвертов,
  • рисунки и т. д.

Вариантов оформления может быть столько, сколько подскажет фантазия.

Каждая такая папка может состоять из нескольких листов формата А4, на которых размещается вся необходимая для развития ребенка информация по выбранной теме.

Такие интерактивные книги с успехом используются не только родителями, но и воспитателями на групповых занятиях в детском саду. Ведь во время творческой игровой работы с ребенком лэпбук способствует комплексному развитию его важных навыков и когнитивных функций:

  • воображения;
  • мелкой моторики;
  • логического мышления;
  • счета;
  • памяти (особенно – зрительной);
  • чтения;
  • речи.

На таких занятиях ребенку приходится рисовать, вырезать, клеить, рассказывать, объяснять, обдумывать. Поэтому ориентироваться нужно примерно на возраст 5 лет или старше, когда малыш уже может проделывать механические и умственные манипуляции на нужном для таких игр уровне. Такая форма работы позволяет педагогам детсадов развивать инициативу, творчество среди дошкольников, их мотивацию, способности, определить склонности и увлечения каждого малыша.

Говоря о более масштабном предназначении таких папок, отметим, что лэпбуки выполняют ряд важных функций.

  • Помогают ребенку самому организовать и систематизировать информацию по теме в том виде и порядке, в каком ему удобно. Особенно хорош такой вид занятий для детей с преимуществом визуального восприятия.
  • Являются отличным способом повторять пройденный материал, постепенно дополняя его все новыми знаниями. Ведь открыть любимую игровую книжку ребенок может когда угодно. А взрослые могут контролировать уровень усвоения материала и постепенно расширять его, добавляя новые карточки или задания.
  • Помогают дошкольнику обрести важный навык самостоятельного сбора и организации нужной информации. Это пригодится в будущем – для написания рефератов, курсовых работ, а также для ведения школьных портфолио.
  • Подходят для занятий с детьми разных возрастов (например, воспитывающихся в одной семье). При этом папка должна включать задания, посильные для каждого возраста.

Даже если вы не пополняете папку новым материалом, периодически обновляйте старый (рисуйте новые картинки, добавляйте игровые задания). Так малышу будет интересно постоянно возвращаться к лэпбуку, закрепляя навыки.

Виды лэпбуков

По содержанию лэпбуки можно разделить на несколько основных групп.

  • Энциклопедические.

Повторяют в сжатом виде структуру детской тематической энциклопедии (космос, пауки, лес, динозавры, земля и т. д.). Структура и содержание таких папок могут соответствовать структуре и содержанию этих энциклопедий, поэтому сложности при их изготовлении нет никакой. По мере прочтения самой энциклопедии материал лэпбука можно пополнять.

  • По мотивам произведений (книг, мультиков, фильмов).

Такой лэпбук позволит ребенку не расставаться с полюбившимися персонажами, а взрослым – на основе произведения проводить занятия на развитие кругозора, речи, общих знаний. Например, взяв за основу сказку «Золушка», можно рассказывать о Франции или изучать французский язык, быт и традиции великих королевских династий, изучать тыквы, а может быть, мышей, обсуждать черты характера героев любимой сказки (такие как терпение, трудолюбие или завистливость). Чтобы изучить понятие времени и работу часов, можно проигрывать сцену, где Золушка убегала с бала…

Это папки с материалами на выбранную тему (замки, принцессы, времена года, праздники, рыцари и т. д.). В тематический лэпбук собирают все, что относится к теме (песни, рисунки, стихи, фильмы, сказки, открытки). Интересно создать такой лэпбук, к примеру, ко дню рождения бабушки. В нем найдется место памятным фото, рисункам, произведениям, которые она любит, пожеланиям, самодельным открыткам-коллажам…

В них собирают информацию по школьным предметам (математика, иностранный язык, литература…). Такие папки делаются по ходу проработки темы либо при подготовке к контрольным, экзаменам. Что касается детского сада, то предметные лэпбуки здесь тоже возможны, ведь с малышами проводятся занятия по рисованию, физкультуре, музыке, речевому развитию.

Лэпбук по развитию речи, например, может включать в себя материалы с упражнениями на артикуляцию и дыхание, на произношение (чистоговорки, скороговорки, стихи, пословицы), раскраски и «вырезалки», упражнения на согласованное употребление существительных с прилагательными, предлогами и глаголами, дидактические игры, задания на составление рассказа по картинкам и пр.

Собственно, развивать разговорную речь можно при работе с любым лэпбуком, если провоцировать ребенка на говорение: составление рассказов, обсуждение героев или изученной темы.

Как сделать лэпбук?

Итак, лэпбук – пособие самодельное. И делать его нужно непременно с ребенком, чтобы он непосредственно участвовал в создании образов, структуры папки, вырезал карточки, раскрашивал и т. д.

Вместе с ребенком выбирают тему и продумывают план, включающий в себя необходимые материалы. Затем обсуждают макет – определяют, как будет представлен каждый пункт плана: в виде игры, книжечки, стихотворения, задания. Вместе с ребенком подготавливают их (можно скачать тематические картинки, карточки, игры в интернете) – рисуют, складывают, вырезают, клеят. Все это размещают в папку в той последовательности, которую выберет сам ребенок. В конце работы нужно ярко украсить обложку папки.

Для общего развития лепбуки могут стать незаменимыми пособиями. Это не просто «обучалка», это – приключенческо-познавательная книга, которую малыш фактически сделал сам (был художником, дизайнером, составителем, отчасти изготовителем). А значит, отношение к такому пособию будет совсем иным: интерес к нему не угаснет долго. Этим и должны воспользоваться взрослые, чтобы вытянуть из такой «умной папки» максимальную пользу для ребенка.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Игры способствующие развитию наглядно образного мышления
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector