221madou.ru

Мама и Я
39 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры для развития психических процессов у дошкольников

«Подвижные игры для развития психических процессов у дошкольников»

Подвижные игры игровые упражнения широко применяются в практике физического воспитания. Однако традиционно этот вид физического воспитания используется для преимущественного формирования двигательной сферы дошкольников: совершенствования основных видов движений, развития физических качеств и общих координационных способностей.

Значительно реже подвижные игры применяют для оптимизации психических функций детей. Между тем, именно в подвижных играх, в условиях активной двигательной деятельности, в полной мере проявляются психические возможности ребенка, создаются предпосылки для развития произвольного поведения, формирования познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения.

Сензитивные периоды – периоды оптимальных сроков развития каких-либо сторон психики, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды.

Подбор подвижных игр осуществляется с учетом сензитивных периодов развития познавательных процессов у дошкольников. В часности, младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития действий восприятия, средний – памяти и внимания, старший дошкольный возраст – мышления.

Листья (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие восприятия цвета и времени года, произвольного внимания.

Ведущий показывает детям «дерево» (пирамидку или стойку), объясняет ребятам, что они – «листочки дерева». По команде педагога «Весна!» все листочки собираются вокруг своего дерева. По сигналу «Осень!» они «опадают» — свободно кружат по залу. Игра повторяется 4-5 раз.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задания.

Хитрые мышки (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие речи, произвольного внимания, памяти, глазомоторной координации.

Дети водят хоровод вокруг водящего – «кошки», со словами:

Мышки кошку изловили,

В мышеловку посадили.

Ну-ка, кошка, догони!

После этого разбегаются врассыпную, а водящий пытается осалить как можно больше «мышей». Роль кошки может выполнять педагог. По окончании игры отмечаются самые быстрые и ловкие мышки.

Цветные шарики (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование восприятия цвета, произвольного внимания, координации движений.

Ведущий располагает разноцветные шары в разных частях зала. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные двигательные действия. По команде ведущего, назвавшего цвет одного из шариков, например, «Зеленый!», дети должны быстро построиться вокруг него. Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задания.

Кошки – мышки (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование восприятия, произвольного внимания, речи, слухомоторной координации.

Дети-мышки располагаются по одну сторону зала, отгороженную несколькими дугами для подлезания. Один из детей – кот, располагается на противоположной стороне площадки и делает вид, что спит. Педагог вместе с детьми-мышками читает стихи А. Введенского, сопровождая их соответствующими движениями:

Мышка вылезла из норки,

(выбираются из норок, подлезая под дуги)

Мышка очень хочет есть,

(поглаживают себя по животу)

Нет ли где засохшей корки,

Может, в кухне корка есть?

(смотрят по сторонам, приставив руку ко лбу)

А на кухне возле шкафа

Видит мышка – чья-то лапа.

Лапа пестрая, когти острые.

(медленно подходит к коту)

Эй, мышка, не зевай:

Убегай из этих мест,

А то кошка съест.

(убегают от кота, который старается догнать мышек

раньше, чем они спрячутся в норки – подлезут под дуги )

Самолет (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие восприятия, произвольного внимания, воображения.

Дети располагаются на площадке в произвольном порядке. Они – «самолеты в ангарах». Каждый должен запомнить свой ангар – свое место. По сигналу самолеты «вылетают на учебный полет» и двигаются в любом направлении. По следующему сигналу все самолеты летят в свои ангары. Игра повторяется. При встрече с другими самолетами надо «планировать», наклонять туловище вправо, влево, вперед с вытянутыми в стороны руками.

Магазин игрушек (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие воображения, восприятия.

Из числа играющих выбирают водящего – «покупателя». Остальные дети встают в круг и каждый придумывает, какая игрушка, но другим об этом не говорит. Продавец (педагог) предлагает «покупателю» выбрать себе игрушку (указать на одного из игроков). Выбранную игрушку он «заводит», а она показывает то, что умеет делать. Если покупатель угадал название игрушки, то они меняются ролями: игрушка становится покупателем, а покупатель – игрушкой.

Колпачок (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие слухового восприятия, речи, внимания.

Дети водят хоровод вокруг водящего, на голове которого надет колпак или шапочка, закрывающая глаза, и произносят слова:

Колпачок, колпачок, тоненькие ножки.

Колпачок, колпачок, сидит на дорожке.

Ты, колпак, не зевай, нас скорее выбирай.

Дети останавливаются, а водящий, в руке которого находится палочка (или указка), протягивает ее вперед. Тот, на кого показала палочка, должен назвать водящего по имени, а водящему необходимо угадать, кто его назвал. Если имя названо правильно, то водящий становится на место игрока и игра продолжается с новым водящим.

Чьи детки? (для детей 3-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие восприятия, внимания, мышления.

Каждый ребенок надевает шапочку с изображением какого-либо дерева. Воспитатель раскладывает на площадке плоды и листья (желуди, шишки, орехи и т.д.). По сигналу каждое «дерево» должно собрать своих детей. Побеждает тот, кто быстрее и больше соберет соответствующих предметов.

Орлята (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие произвольного внимания, воображения.

Из играющих детей выбирают водящего. Это – «орел». Остальные играющие – «орлята». Орел учит орлят летать. Он свободно бегает по площадке в разных направлениях, внезапно останавливается и одновременно производит руками движения, следуя за водящим. Выигрывает тот, кто быстро, правильно воспроизводит движения, направления бега и остановки.

Найди предмет (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие восприятия, произвольного внимания.

Педагог описывает свойства предмета, находящегося в зале. Например, «легкий, квадратный, полотняный». Затем детям предлагается найти этот предмет (платок). Выигрывает тот, кто первым находит описанный предмет.

К своим флажкам (для детей 4-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование восприятия, произвольного внимания, памяти.

Играющие делятся на группы по 8-10 человек и становятся в круг в разных местах площадки. В центре каждого круга – водящий с флажком в поднятой руке (флажки имеют разный цвет). По первому сигналу все, кроме детей с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу разбежавшиеся приседают и плотно закрывают глаза, а водящие в это время меняются местами на площадке. По команде педагога: «К своим флажкам!» — играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут к нему и строятся в круг. Побеждает группа, быстрее других выполнившая задание. Поражение засчитывается команде, если ее игроки подглядывали, когда водящие менялись местами.

Покажи отгадку (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие мышления, произвольного внимания, оперативной памяти.

Педагог предлагает играющим выслушать загадку и показать отгадку с помощью движений. Выигрывает тот, кто раньше точнее всех изобразил ответ, не произнося его вслух. Загадки могут быть подобраны в соответствии с определенной темой. Например «Птицы»:

Как на зорьке поутру

Ходит барин по двору.

Шапочка набекрень (петух).

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки (гусь).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Самая болтливая (сорока).

В сером армячишке

По дворам шныряет,

По ночам кочует –

Коноплю воруют (воробей).

Холодов не боится,

Проплывет меж льдин,

Крикунья хрипловатая (ворона).

Запомни картинки (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование произвольного внимания, зрительной памяти.

Детям предлагают в течении 2 минут рассмотреть 5-10 картинок. Потом картинки убирают, а детей просят показать те движения, которые они видели на картинках. Выигрывает тот, кто запомнил больше.

Угадай и догони (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование внимания, памяти, слухового восприятия.

Играющие садятся на скамейку в один ряд. Перед ними (на расстоянии 4-5м), спиной к игрокам встает водящий и закрывает глаза. Игрок, на которого показал педагог, подходит к водящему, кладет руку ему на плечо и называет водящего по имени. Водящий должен угадать имя назвавшего его игрока. Если водящий назвал имя неправильно, тогда подходит другой игрок и игра продолжается. Если имя названо правильно, то игрок быстро убирает руку и убегает, стараясь занять свое место раньше, чем его догонит и осалит водящий. В случае, когда водящий догнал игрока, он садится на скамейку, а игрок становится водящим.

Птица без гнезда (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие внимания, пространственного восприятия.

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит первым, т.е. ближе к кругу, — «гнездо», второй за ним – «птица». «Птица» кладет руки на плечи своему напарнику и слушает внимательно команды. В центре круга чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает: «Раз, два, три…». После этого птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего «По домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд. Если ему это удается, то птица, оставшаяся без гнезда, становится водящим.. При повторении игры меняются ролями.

Читать еще:  Развивающие игры для маленьких

Почта (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие внимания, воображения, речи.

Играющие строятся в шеренгу по одному и выбирают водящего, который располагается лицом к детям (на расстоянии 3-4 шагов).

Игра начинается с переклички водящего – «почтальона» с игроками:

— А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. Тот, кто, по мнению водящего, лучше всех выполняет задание, делает шаг вперед. Игра заканчивается, как только один из игроков, выполнявший задание лучше всех, пересечет линию, на которой находится водящий. Этот игрок становится новым водящим и игра повторяется.

Магнитик (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование слухового и пространственного восприятия, произвольного внимания, зрительномоторной координации.

Детям объясняют свойства магнита, показывают, как он притягивает к себе металлические предметы, например, болтики. По сигналу педагога: «Все болтики» дети произвольно перемещаются по залу. По команде ведущего, назвавшего имя одного из участников игры: «Петя – магнит», названный ребенок останавливается, а остальные дети «притягиваются» к нему, как к магниту, — подбегают и прижимаются (нельзя хватать друг друга за одежду и толкаться). После этого отмечают самых внимательных детей, и игра продолжается до тех пор, пока все дети побывают в роли магнита.

Дельфины (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование пространственного восприятия, произвольного внимания, зрительномоторной координации, речи.

Из группы детей выбирают дельфинов (3-5 человек), остальные – рыбы. Рыбы произвольно двигаются по площадке со словами:

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины

Не пугает их волна,

Рядов плещется она.

Проплывает в море кит

И дельфинам говорит:

«Вы, дельфины, не шумите,

Рыбку быструю ловите».

После этих слов рыбы убегают, стараясь не быть осаленными дельфинами. Дети, которых догнали, выходят из игры. По окончании отмечают самых быстрых дельфинов и ловких рыб.

Картотека игр для развития психических процессов у детей 2-3 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11

Картотека игр для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения)

у детей 2 – 3 лет

МБДОУ детского сада №11

Нижний Ломов, 2017

«Какая игрушка спрятались»

Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.

Расставить на столе игрушки, начиная с трех и постепенно увеличивая их до восьми. Назвать, повторить с детьми, накрыть платочком, убрать одну игрушку. Спросить, чего не стало? Постепенно можно убирать не по одной, а по несколько игрушек сразу.

Также можно играть не с игрушками, а с картинками.

Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.

игра похожа на предыдущую игру, только мы не прячем игрушки, а наоборот, добавляем.

Учим детей последовательности.

Материалы: крупная мозаика 4 цветов, кубики, кирпичики большие и маленькие.

С мозаикой: сначала использовать два цвета. Показать детям, как можно сделать дорожку, используя два цвета. Например, красный – желтый, красный – желтый, затем поставить красный и спросить: какая мозаика будет следующая? Выбрать надо из этих двух цветов. Дети по очереди продолжают выстраивать дорожку. После того, как дети научились выкладывать мозаику из двух цветов, можно усложнить задание. Или выкладывать сразу две дорожки: красный – зеленый, желтый – синий, раздав детям сразу все цвета. Или выкладывать дорожку не из двух цветов, а из трех: красный – желтый – зеленый, красный – желтый – зеленый.

С кубиками: принцип игры такой же. Выкладываем кубики так: большой – маленький, большой – маленький. Усложняем: два больших – два маленьких, или два маленьких – один большой.

С кирпичиками: поставить на ребро – положить, поставить на ребро – положить, и т.д. усложнение такое же, как с кубиками. Также можно дорожку сделать из кубиков и кирпичиков.

Учим детей сортировать предметы.

4- 7 одинаковых корзинок (тар), цветная детская посуда по 4 предмета каждого вида.

4-7 одинаковых корзинок (тар), геометрические фигуры по 4-8 штук из игры «Конструктор геометрический»

С посудой: повторить название посуды: тарелки, блюдца, чашки, ложки большие, ложки чайные, вилки, ножи. Расставить 4 корзины. Сначала сортируем по цветам. В каждую для образца положить по два предмета одного цвета. Дальше упражнение выполняют дети. Раскладывают все предметы по цветам. Затем сортируем по видам. Выставляем 7 корзинок. В каждую кладем по два предмета: две чашки, две ложки и т.д. Дети должны разложить посуду не ошибаясь по корзинам.

С фигурами: повторить название фигур. Задание выполняется также как и с посудой. Сначала раскладываем по цветам, затем по фигурам.

Учим детей находить одинаковые предметы.

Материалы: мишка и зайка, разные игрушки одинаковые по две штуки: два кубика, два шарика, две погремушки, две машинки, два флажка, две тарелочки и др.

Познакомить детей с мишкой и зайкой. Остальные игрушки выложить на столе(не все). Объяснить, что зверята любят играть только одинаковыми игрушками. Показать, вот мишка играет кубиком, положить возле него кубик, и зайка играет точно таким же кубиком. Положить перед зайкой шарик. Сказать, вот зайка играет шариком, спросить, а чем же будет играть мишка? Дети должны найти шарик и положить его возле мишки. Когда дети научаться находить по одному предмету предлагается находить по два, три предмета. «Вот мишка играет погремушкой, машинкой и шариком, а зайка только машинкой. Каких игрушек у него не хватает?» дети находят недостающие игрушки и кладут рядом зайкой.

Материалы: две куклы, цветные кубики ( мозаика, цветные геометрические фигуры).

Задание похоже на предыдущее. Только здесь раздаются кубики сначала по одному, например, синему. «Вот у Кати синий кубик и у Маши синий кубик». Затем по два: «У Кати зеленый и красный кубик, а у Маши только зеленый, какой надо добавить кубик, чтобы у них стало одинаково?». Затем по три и по четыре. Варианты: у Маши красный, синий и желтый, а у Кати только желтый. У Маши зеленый, красный, синий и желтый, а у Кати красный и синий. У Кати два синих, красный и желтый, у Маши только красный и желтый. У Маши три красных и зеленый, а у Кати один красный и зеленый кубик. У Кати есть кубики, а у Маши нет. И др.

Также можно играть с крупной мозаикой и геометрическими фигурами.

Материалы: 4 предмета 4 цветов. Например, флажок – красный, фломастер – синий, шарик – зеленый, кубик — желтый, мешочек.

Показать детям предметы, повторить цвета. Сложить их в мешочек. Спросить какие предметы были в мешке. Дети называют, что было и какого цвета.

Разные игрушки: флажок, машина, неваляшка, пирамидка, кукла, и др., мешочек.

Разные предметы: расческа, щетка, палка, кисточка, колокольчик, и др., мешочек.

Назвать предметы и игрушки, дать потрогать и подержать, убрать в мешочек. Дети по очереди достают, не глядя из мешка ту игрушку или предмет, который просит воспитатель.

Материалы: предметы, которыми можно рисовать и другие игрушки. Например, кисть большая, кисточка маленькая, фломастеры, карандаши, мел, ручка. Палочка, дудочка, машина, кукла и др.

Требуется выбирать из предметов, которые лежат на столе, те которыми можно рисовать. А про те предметы, которые не выбрали, надо объяснить, для чего они предназначены.

муляжи овощей и фруктов, картинки с нарисованными продуктами, разные игрушки и предметы, две корзины.

Требуется разложить по корзинам то, что мы едим в одну корзину, и то, что мы не едим в другую корзину.

Материалы: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.

Ставим 2 больших кубика, на кубики – игрушки. Запоминаем, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом — собачка. Убираем игрушки, детям надо правильно рассадить игрушки. На синий кубик посадить матрешку, а на желтый – собачку. После того, как дети научаться правильно выполнять это задание, усложняем с тремя и четырьмя кубиками.

Материалы: Блоки Дьенеша

Перед детьми выкладываем три больших квадрата трех цветов, сверху одного, например, синего квадрата кладем большой синий треугольник, получился синий домик. Требуется два других треугольника положить «на место». Усложняем, выкладываем большие квадраты, один с крышей – треугольником, рядом кладем большие круги, сверху одного, например, над красным, кладем маленький красный круг, получилась красная неваляшка. Теперь детям даем треугольники и маленькие круги. Дети должны сами правильно разложить треугольники над квадратами, круги над кругами.

Читать еще:  Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры

Другие варианты: большой треугольник с маленьким треугольником – елочка, большой прямоугольник с маленьким прямоугольником – башенка, большой прямоугольник с маленьким квадратом – машинка и пр.

Как можно изменять игру: домики и елочки, башенки и машинки, елочка и неваляшка, башенка и домик.

Материалы: Блоки Дьенеша

Перед каждым ребенком выкладываются фигуры: большие и маленькие круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов. Воспитатель просит найти большой синий круг. Дети находят и показывают, кладут на место. Воспитатель просит найти маленький красный круг, дети находят и показывают, и т.д. пока все фигуры не будут найдены. Количество фигур лежащих на столе зависит от того, сколько фигур дети знают, и в какой мере развито их внимание и терпение.

Картотека игр :»Игры направлены на развитие психических процессов»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Сказка» г. Феодосии Республики Крым»

Игры для развития психических процессов

детей дошкольного возраста

Поливенко Ирина Сергеевна

Психический процесс — память

Игра «Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

Цель: развитие обонятельной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Задание № 1: Представь лимон. Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

Игра «Какой игрушки не хватает? »

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Упражнение на развитие двигательной памяти

Цель: развитие двигательной памяти, координации движений.

Возраст: 4 лет и старше

Вспомни, как прыгает щенок за косточкой? Покажи.

Как ходит корова? Покажи.

Как бодается бык? Покажи.

Как кошка лежит на солнышке?

Как бегает по рельсам трамвай?

Как ты поднимаешься по лестнице?

Как тормозит машина, что на у светофора?

Как милиционер своей палочкой останавливает машину?

Как бабушка поправляет очки?

Игра «Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Цель: развитие зрительной памяти

Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Цель: развитие зрительной памяти.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. После этого все закрывают глаза и

отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Возраст: с 5 лет.

1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал).

Игра «Запомни картинки»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 4 лет.

Для этой игры надо заранее заготовить 10-12 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими.

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 4 лет.

Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.

Психический процесс — внимание

Игра «Поставь пальчик»

Цель: Развитие целенаправленного внимания.

Ребенок должен выбрать из большого количества знакомых ему предметов, изображённых на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указать на него пальцем. Трудность состоит в том, что ребенок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет воспитатель. Найденную картинку ребенок получает в качестве приза. Основное требование игры – искать картинку глазами, а не руками, и лишь в последний момент поставить на нее пальчик. Можно помочь ребенку сдержать себя, предложив ему держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

В начале игры детям предлагается посмотреть все картинки, назвать изображённые на них предметы. После этого приглашается пара детей, перед которыми раскладываются все картинки. Объясняют правила игры. Затем произносят слова: «Кто из вас раньше найдёт и укажет пальчиком, где находится яблоко?». Дети показывают картинку, а воспитатель обращается к остальным: Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко? Дети отвечают, и победитель получает картинку. Второму ребенку дается возможность «отыграться», но если он и на этот раз не найдёт картинку, вызывается следующая пара детей. Отданные детям картинки заменяются новыми.

1. Держать палец правой руки у края стола, пока взрослый не назовёт предмет. Запрещается снимать палец со стола раньше времени.

2. Картинку получает тот, кто раньше поставит на нее свой палец.

3. Победителя называют все участники игры.

Игра «Прятки с игрушками»

Цель: Развитие у детей устойчивости внимания.

Взрослый ставит на стол несколько новых игрушек, подзывает к себе троих детей и предлагает им по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. Дети должны внимательно рассмотреть свои игрушки. Затем дети встают лицом к стене и закрывают глаза. Пока дети стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов (кукла среди кукол, машина среди машинок). Остальным детям сообщается, что они не должны раскрывать секрета, где прячутся игрушки. Каждый водящий должен сам найти свою игрушку. «Пора», — говорят хором взрослый и дети, и водящие начинают искать. Когда они возвратятся с игрушками, взрослый спрашивает остальных детей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел? ». Победителю даётся какой-нибудь приз. Игра повторяется сначала, причем теперь игрушки прячут сами дети.

1. Искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

2. Не подсказывать водящим. Нарушителя не выберут искать игрушки.

3. Когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза.

Игра «Отзовись, не зевай!»

Цель: Развитие у детей устойчивого сосредоточенного внимания.

Дети садятся в два ряда друг напротив друга. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением животных, детей, птиц, причём у детей из одного ряда должны быть те же самые картинки, что и у детей из второго ряда, т. е. каждая картинка должна иметь пару. Взрослый объясняет детям, что у каждого зверя, птицы или человечка на картинке есть дружок, т. е. точно такая же картинка. Каждый персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом (если на картинке корова, то помычать, если собачка, то полаять, если мальчик или девочка – позвать по имени). Вся инструкция наглядно поясняется. Каждый, кого позвали, должен быстро отозваться. Друзья должны подойти к взрослому, показать друг другу свои картинки и убедиться в том, что они одинаковые. Затем игру продолжают другие дети.

Читать еще:  Подвижные игры на развитие внимания

1. Подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал взрослый.

2. Нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары.

3. Запрещается показывать раньше времени полученную картинку. До поры-до времени – это секрет каждого ребенка.

Игра «Слушаем и хлопаем»

Цель: развитие избирательности внимания, мышления.

Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:

Ёлка, ландыш, слон, ромашка.

Кукла, заяц, гриб, машина.

Виноград, река, лес, белка.

Лыжи, жираф, самолет, ваза.

По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.

Игра «Что появилось?»

Взрослый ставит на стол несколько предметов: кубик, маленькую игрушку, чашку, свечку, песочные часы и др. Дети смотрят на предметы в течение 1-2 мин. Затем просит детей отвернуться и добавляет к ряду предметов ещё несколько. Просит повернуться одного из детей и назвать, что появилось. Потом этот ребенок снова отворачивается. Для каждого из детей – разные дополнительные предметы.

Игра «По порядку»

Взрослый раскладывает перед ребенком в ряд 6-8 карточек с разными изображениями. Ребенок смотрит на карточки в течение 2 мин, после чего карточки перемешивают и просят ребенка разложить их в том же порядке .

Игры по развитию психических процессов для детей старшего дошкольного возраста

ЕЛЕНА БЕЦА
Игры по развитию психических процессов для детей старшего дошкольного возраста

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ

Цель – стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Процедура игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см друг от друга. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается.

В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и в вперемежку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

“Зайчики!” Дети прыгают, имитируя движение зайца

“Лошадки!” Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом

“Раки!” Дети пятятся, как раки (спиной)

“Воробышки!” Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта птицы)

“Аист!” Стоять на одной ноге

“Лягушка!” Присесть и скакать вприсядку

“Собачки!” Дети сгибают руки (имитация движения, когда собака “служит”) и лают

Цель – развитие зрительного внимания и памяти, зрительно- пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.

Процедура игры. Педагог демонстрирует карточку наложенных контуров различных фигур (например: чайник, зонт, конфета и т. д.). При этом он объясняет детям, что только поначалу все здесь изображенное кажется путаницей. На самом деле, если внимательно присмотреться, мы увидим изображения, точнее, контуры нескольких предметов. Чтобы не ошибиться в том, что же изображено, на карточке «путаницы», надо постараться проследить контур каждого изображения очень внимательно. Педагог проводит по линиям несколько раз, пока дети не узнают и не назовут предмет. Когда дети узнают первый предмет, педагог выставляет его цветное изображение. Так последовательно распутывается вся путаница. Затем детям раздают карточки «путаницы», педагог просит внимательно посмотреть и сказать, что у кого изображено.

Цель — развитие внимания.

Процедура игры: Сначала следует договориться, какие слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка). Воспитатель рассказывает историю или произносит подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов»ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу, встать или др.

Цель – развитие внимания, наблюдательности.

Процедура игры: Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «Сыщику» угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых предметов. Начинать с меньшего количества изменений, постепенно их увеличивая.

Цель — развитие внимания, наблюдательности.

Процедура игры: Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры.Скажите ему: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25″. Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок

Цель — развитие внимания, наблюдательности.

Процедура игры: Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Игра с палочками «Повторяй за мной!»

Цель – увеличение объема внимания и памяти.

Процедура игры: В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек. Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего. Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию. Пусть дети смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.

Подбери пару к слову

Цель — развитие внимания.

Процедура игры: Дети встают в круг. Воспитатель с мячом в руках – центр круга. Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит,например: «Игрушка».Ребенок ловит мяч и отвечает: «Кукла». Игра продолжается.Используются обобщающие слова: фрукты, овощи, посуда, транспорт.

Упражнение «Ладошки»

Цель – развитие устойчивости внимания.

Процедура игры:Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

Дидактические игры по речевому развитию для старшего дошкольного возраста Одной из основных задач общеобразовательной программы дошкольного образования является речевое развитие детей. В последнее время наблюдается.

Игра с прищепками «Развивалочка» для развития мелкой моторики и психических процессов Цель: Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций. Задачи: Образовательные: учить детей правильно брать и открывать прищепку;.

Игры для развития психических процессов ребенка Развитие психических процессов в дошкольном возрасте. Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием.

Игры по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста Игры, представленные в презентации позволяют совершенствовать фонетико-фонематические представления у детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста в форме игры «Что? Где? Когда?» Итоговое занятие по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста в форме игры «Что? Где? Когда?» Программное содержание: Закрепить.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов с детьми старшего дошкольного возраста «Страна знаний» .

Мастер-класс для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста» педагог – психолог МДОУ Детский сад № 20 «Рябинушка» С. Ю. Заноздрина сентябрь 2017 год старшая группа «Ромашка» Цель: Овладение родителями.

Игры по социально-коммуникативному развитию, использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что наших руках находится.

Памятка для родителей. В какие игры можно поиграть с детьми дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Памятка для родителей. В какие игры можно поиграть с детьми дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Гришина Елена.

Проект «Развитие психических процессов детей посредством ознакомления с животным миром» Тип проекта: творческо-информационный, познавательно-исследовательский Продолжительность проекта: среднесрочный Участники проекта: дети,.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×