221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры для развития речи 5 6

Игры на развитие речи для детей 5-6 лет в детском саду

Развивающие игры для детей старшей группы детского сада

Игры, направленные на развитие речи у дошкольников старшей группы

Игра «Закончи предложение».

Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

Описание: детям предложить закончить предложения:

• Мама положила хлеб. куда? (В хлебницу.)

• Брат насыпал сахар. куда? (В сахарницу.)

• Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (В салатницу.)

• Папа принес конфеты и положил их. куда? (В конфетницу.)

• Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела).

• Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно).

• Я не хочу спать, потому что. (ещё рано).

• Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода).

• Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты).

• Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись от собаки).

Игра «Режим дня».

Цели: активизировать речь детей; обогащать словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: 8-10 сюжетных (схематических) картинок с изображением режимных моментов.

Описание: предложить рассмотреть картинки, а затем расположить их в определённой последовательности и объяснить.

Игра «Кому угощение?».

Цель: развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением медведя, птиц, лошади, лисы, рыси, жирафа, слона.

Описание: воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур, лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.

Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Игра «Назови три слова».

Цель: активизировать словарь.

Описание: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

— Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)

— Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

Игра «Кто кем хочет стать?».

Цель: развивать умение употреблять трудные формы глагола в речи.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

Описание: детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта.) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками.) Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».

Игра «Зоопарк».

Цель: развивать связную речь.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы.

Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Игра «Сравни предметы».

Цели: развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

Описание: воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

— У меня нарядный фартук.

— У меня рабочий фартук.

— Он белого цвета в красный горошек.

— А мой — темно-синего цвета.

— Мой украшен кружевными оборками.

— А мой — красной лентой.

— У этого фартука по бокам два кармана.

— А у этого — один большой на груди.

— На этих карманах — узор из цветов.

— А на этом нарисованы инструменты.

— В этом фартуке накрывают на стол.

— А этот надевают для работы в мастерской.

Игра «Кто кем был или что чем было».

Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

Игра «Назови как можно больше предметов».

Цели: активизировать словарь; развивать внимание.

Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

Игра «Подбери рифму».

Цель: развивать фонематический слух.

Описание: воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве. (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Игра «Назови части предмета».

Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

Описание: воспитатель показывает картинки:

1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.

2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Игры для развития речи ребёнка 5, 6 лет

Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома.

Дни недели

Количество играющих: 1-6 человек.

◈ Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете».

◈ Вскоре дети увидят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).

◈ Хлопайте в ладоши, когда произносите: «Вос-кре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та».

◈ Можете снова прохлопать в ладоши по слогам, называя дни недели сначала громким голосом (четырехсложные — воскресенье, понедельник), затем тихим голосом (двусложные — вторник, среда, четверг) и, наконец, нормальным голосом (трехсложные — пятница, суббота).

Слушайте слова

◈ Выберите три слова на одну и ту же тему, например, про деревню. Этими тремя словами могут быть «корова», «луг» и «тыква». Придумайте какую-нибудь историю, используя эти три слова или прочтите сказку. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, подпрыгивали.

◈ Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.

Время рифмы

Количество играющих: 1-6 человек

◈ Скажите детям, что вы собираетесь находить слова, которые рифмуются со словом «велосипед».

◈ Опишите рифмующееся слово и предоставьте детям возможность угадать, что это за слово. Например: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это театральное представление, где красиво танцуют (балет). Или: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это то, что посылают бабушке в письме (привет).

◈ Придумайте другие варианты для рифмы.

Если я…

◈ Начните предложение со слов «Если я. ». Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:

♦ Если я полью цветы.

♦ Если я соберу свои игрушки.

♦ Если я выйду летом в пальто.

♦ Если я лягу спать в одежде.

♦ Если я открою в ванной кран с горячей водой.

◈ Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».

Яблочная эстафета

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: яблоки, спички.

◈ Игрокам вручают по яблоку, утыканному одинаковым количеством спичек, головками наружу. Попросите детей вытаскивать по очереди спичку и называть эпитеты к слову «яблоко» (румяное, наливное, золотое и т. д.).

◈ Можно вспоминать сказки, где говорится о яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.

Угадай сказку

◈ Ведущий говорит детям несколько слов (их можно написать на бумаге). Нужно угадать, о какой сказке идет речь. Например:

♦ Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева»).

♦ Трава, крапива, кольцо, жаба, терпение («Дикие лебеди»).

♦ Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво»).

◈ Можно увеличивать количество слов, пока дети не догадаются, о какой сказке идет речь. Либо изменить порядок игры: назвать сказку и попросить выбрать несколько слов, которые ее характеризуют.

Часть и целое

Количество играющих: 2-6 человек

Вариант 1

◈ Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета.

◈ Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет (или птица), лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.

Вариант 2

◈ Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.

Кто больше?

◈ Попросите детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы или слога. К этой игре лучше подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

Читать еще:  Развивающие игрушки для ребенка 1 месяц

◈ Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.

Сказочные страны

Количество играющих: 1-6 человек

◈ Взрослый предлагает детям совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные люди.

◈ Вместе с детьми он называет разные свойства стекла: оно прозрачное, хрупкое, его можно мыть, оно может быть цветным и т. д.

◈ Исходя из этих признаков, дети с помощью взрослого описывают, как живут стеклянные человечки.

◈ К этой игре взрослый должен хорошо подготовиться и иметь список вопросов о жизни сказочных людей. Затем дети могут «переехать» в пластилиновую, деревянную, проволочную страну и т. д.

Противоположности

◈ Попросите детей называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.

Говори наоборот

Количество играющих: 1-6 человек

Выучите с ребенком стихотворение:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — «близко».

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — «храбрец».

Теперь скажу «начало»,

А ты скажи — «конец».

◈ Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов:

♦ шершавый — гладкий и т. д.

Сто вопросов

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: 5-6 обычных, знакомых детям предметов (например: шишка, яблоко, ложка, книга, ремень и т. д.), набор из 50-60 фишек.

◈ Игра проводится как соревнование. Взрослый по очереди показывает детям предметы и просит задавать любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.

◈ За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Бессмыслица

◈ Расскажите детям о приставках типа не-, полу-, анти-, супер-, микро-, макси-, архи- и т. п. Необходимо, чтобы дети запомнили значение каждой приставки.

◈ Дети садятся в круг, для каждого ведущий выбирает одну приставку. Затем он называет любое слово (собака, яблоко, тарелка и т. д.) и просит детей, приставляя к нему свою приставку, рассказать, как изменится то, что получило новое название. Например, как выглядит антисобака, какой у нее характер, как она себя ведет и т. д.

Примеры игр на развитие речи детей 5 – 6 лет и их роль в подготовке к школе

Развитие речи у детей предшкольного возраста имеет огромное значение. Правильно сформированная и развитая речь – основа дальнейших успехов в обучении ребенка в школе. Если ребенок меняет в своей речи местами слоги или звуки, так же он будет и писать, и читать. Скудный словарный запас помешает ребенку пересказывать тексты, писать изложения, сочинения, объяснять решение задач. Пытаться исправить такие упущения за пару месяцев до школы – бессмысленное занятие, которое не принесет ребенку ничего, кроме стресса. А вот за пару лет это сделать реально даже дома. Помочь в этом могут игры на развитие речи, правильно подобранные для детей 5 – 6 лет.

Речь на пороге школы: характерные черты

По достижении возраста 5 – 6 лет ребенок уже в достаточной степени владеет своим родным языком: его грамматикой, фонетикой, лексикой. Он умеет выражать свои мысли эмоционально, связно и логично, но при этом последовательно и выразительно.

Если говорить о развитии речи в 5 – 6 лет, то его особенности состоят в следующем.

  • Словарный запас.

В активном словаре дошкольника в этом возрасте может быть до 3 тысяч слов. Он понимает многие обобщающие термины (животные, птицы – дикие или домашние, ягоды, деревья, транспорт, профессии). Понятийный аппарат включает самые разнообразные темы: ребенок в состоянии размышлять, например, не только о смене времен года и поведении животных, но и о таких сложных вещах, как мечты, космос, любовь, семья. В речи практически отсутствуют ошибки произношения в виде добавленных, переставленных или замененных слогов или звуков. Это возможно только с многосложными словами, которые употребляются редко (экскаватор, парикмахерская, бронетранспортер). Но, как правило, если взрослые обратили внимание ребенка на эту ошибку, больше он ее не повторяет.

Малыши этого возраста способны ответить на вопрос по знакомой теме, строя полное развернутое предложение. К 6 годам фразы ребенка становятся все более длинными, распространенными, большая часть слов употребляется в правильной форме. Иногда встречаются речевые ошибки («ихние», «медвежонков»).

Обычно к шестилетнему возрасту речевой аппарат дошкольника – при отсутствии анатомических отклонений (высокое нёбо, короткая подъязычная уздечка) – сформирован полностью, и трудностей с произношением звуков практически нет. Возможные проблемы с артикуляцией – неправильная постановка языка при произношении звуков [р] и [л] (их замена на другие звуки или пропуск в речи). Иногда страдают шипящие. Дети в этом возрасте уже способны замечать неправильное произношение у себя и окружающих. Если к 5–6 годам у дошкольника существуют проблемы с произношением тех или иных звуков, скорее всего, самостоятельно с ними он уже не справится – потребуется помощь специалиста.

Старшие дошкольники способны пересказывать прочитанное произведение, составлять связный рассказ по картинке или группе связанных картинок, придумывать начало или конец предложенной истории, делиться впечатлениями об интересных событиях, просмотренном мультфильме, играх с друзьями. Они уже умеют осознанно подбирать наиболее подходящие слова для выражения своих чувств и мыслей. Дети точно описывают предметы, а также находят нужный предмет по описанию.

  • Выразительность.

Ребенок в возрасте 5–6 лет умеет говорить тише или громче, медленнее или быстрее. Умеет говорить шепотом, читать наизусть стихи с выражением, подбирая нужные интонации, делая логические паузы.

В чем помогут игры?

Игровая форма наиболее благоприятна для освоения различных навыков, в том числе и речевых. Правильно подобранные игры способствуют совершенствованию самых разных сторон речи, культуры общения.

Основные направления развития речи старших дошкольников в форме игры:

  • интонационная и динамическая выразительность речи;
  • правильный темп, ритм;
  • четкость произношения;
  • постановка правильного ударения;
  • умение ставить слова в правильные грамматические формы;
  • умение четко и полно формулировать свою мысль;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • формирование предпосылок к освоению письменной речи.

При этом важно, чтобы все задания ребенок воспринимал как призыв к участию в игре, а не занудное занятие (повтори, приведи пример, найди). Соответственно, мотивация к игровым занятиям и интерес к ним у ребенка намного выше, чем к урокам по развитию речи. А значит, и эффект будет ощутимее.

В процессе игрового общения с дошкольником не «глушите» его эмоции, чувства, давайте возможность их выразить. В противном случае у ребенка постепенно снизится потребность в общении как таковом, а значит, снизится и речевая активность. Если ребенок в какой-то момент не может найти подходящее слово – позвольте ему выразить мысль, подключив мимику, жесты, пластику.

У каждой игры – своя цель

Найти или придумать игру по развитию речи не так сложно. Главное – понимать, что у каждого вида игр есть своя цель, достигая которую, ребенок развивает тот или иной навык.

Все упражнения и игры для детей 5 – 6 лет можно разделить на 4 группы.

  1. Игры, развивающие звуковую культуру речи. В них ребенок совершенствует фонематический слух, учится определять расположение звука в отдельном слове или предложении, количество слогов в слове; подбирать слова с нужным звуком или с указанным количеством слогов.
  2. Игры на понимание грамматического строя родной речи. Такие игровые упражнения учат детей усваивать правильное, нормативное употребление слов в предложении, согласуя существительные и прилагательные по роду, числу, падежу, глаголы – по времени, виду и наклонению.
  3. Игры, способствующие пополнению лексического запаса. Играя, ребенок узнает о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках, учится согласовывать их между собой, выбирать из своего активного словарного запаса самое подходящее в данном случае слово, работать с синонимами и антонимами в речи.
  4. Игры, способствующие развитию связной речи. Другими словами – обучение рассказыванию. Оно тесно связано со всеми предыдущими видами игр (лексический запас, звуковая культура, грамматика). Ребенок учится составлять не просто связный текст, но текст логичный, обдуманный, наполненный смыслом.

Далее приведены примеры игр каждой группы. Не обязательно «переиграть» их все в один день и утомить ребенка. Можно какое-то время проводить по 1–2 игры, которые по мере утраты интереса к ним заменяются новыми. Изучив смысл каждой игры, родители смогут и сами придумать множество аналогичных заданий для своих детей.

Развитие звуковой культуры

Приведенные ниже игры способствуют освоению навыков распознавания звуков в словах, деления слов на слоги. Это поможет в дальнейшем избежать ошибок в произношении.

Играть веселее с несколькими детьми (или другими членами семьи). Мяч передается по кругу. Каждый последующий игрок называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

Ребенку предлагают подобрать слово с определенным звуком в начале (середине, конце), с обозначенным количеством слогов или букв. Если «с наскоку» не получилось – даются подсказки-характеристики, ребенок может задавать наводящие вопросы. Такое слово можно, например, поставить на пароль компьютера. Если малыш разгадает его – получит несколько минут компьютерной игры. Или, скажем, оно обозначает того, кому сегодня нужна помощь (хомячок, которому надо почистить клетку). Разумеется, придется помочь.

Читать еще:  Игрушки развивающие мелкую моторику для детей

Топориками на время становятся руки малыша. Когда взрослый называет ему слово по слогам, ребенок должен «отрубить» хлопком каждый слог. В конце можно посчитать, сколько слогов «нарубили».

Ребенку бросают мяч, называя первый слог слова. Его задача – быстро придумать окончание и «вернуть» взрослому готовое слово вместе с мячом. (ку – лак, ли – сток, кра – ски).

Роль ловушки играют ладошки ребенка. «Ловить» ими нужно определенный звук в словах. Как только услышал – «ловушка» «захлопывается» (хлопок в ладошки).

Формирование грамматической согласованности

Согласованное употребление частей речи в предложениях – залог правильной и красивой речи ребенка. Помогут в этом следующие игровые упражнения.

Взрослый говорит: «Я даю тебе мешок, ты клади в него на -ок». Малыш должен называть слова, оканчивающиеся на -ок (листок, колобок, чулок, гребешок). Можно играть до первой промашки (например, «пирог»). Или предложить малышу назвать определенное количество слов, а затем посчитать допущенные ошибки. За каждую ошибку придумывается «штраф» — выполнение какого-либо шуточного задания (рассказать скороговорку, стихотворение, отгадать загадку).

Взрослый читает детское стихотворение, не договаривая последнее слово рифмующихся строк (чтобы ребенок мог подобрать рифмованное окончание строки):

«Мы видали двух сорок

Без ботинок и… чулок».

Взрослый показывает картинки с изображением предметов разного рода и числа. Малыш должен «расселить» их по домикам: в первом будут жить слова, определяемые фразой «она моя», во втором домике – «он мой», в третьем – «оно мое», в четвертом домике – «они мои».

Ребенку показывают картинки с изображением частей тела разных птиц или животных. Он должен правильно отвечать на вопросы: «Это чей хвост?» «Это чья лапа?», «Это чье ухо?» (Волчий, заячья, овечье и т. д.)

Пополнение лексического запаса

Богатый словарный запас облегчает выражение мнения, чувств, отношения к происходящему, упрощает коммуникацию с другими людьми. А в дальнейшем это поможет с написанием сочинений, докладов, рефератов.

Взрослый бросает ребенку мяч, называя слово. Задача малыша – подобрать противоположное по значению слово и вернуть мяч (день – ночь, холодный — горячий, далеко – близко).

Играть интересно с несколькими детьми или всей семьей. Взрослый показывает игрокам какую-либо картинку или предмет и просит их ответить на вопрос: какой он? Победит тот, кто даст больше правильных ответов. Например: хлеб какой? Белый, мягкий, вкусный, полезный, ценный, румяный, хрустящий.

  • «Что бывает таким?»

Игра, обратная предыдущей. Игрокам называют признак предмета, к которому нужно подобрать как можно больше предметов.

Взрослый произносит фразу и просит ребенка сказать то же самое, но используя другое слово: дождь идет – моросит, льет; чистая вода – прозрачная; чистые руки – вымытые.

Родители называют начало фразы, а малышу нужно ее закончить. Например: «лед холодный, а огонь…», «солнце видим днем, а луну…».

Развитие связной речи

Умение выражать свои мысли последовательно и логично необходимо не только для успешного дальнейшего обучения (особенно точным наукам), но и для продуктивного общения со сверстниками и окружающими людьми.

  • «История из детства».

Когда ребенок просит взрослых рассказать ему интересные, памятные истории из их детства, можно договориться, что это будет взаимный обмен историями: мама – ребенку, а он – ей. Пусть вспомнит что-то памятное для него и поделится своими переживаниями по этому поводу взамен на рассказ родителей.

Ребенку необходимо описать предмет на картинке, не называя его, так, чтобы остальные участники игры догадались, о чем идет речь.

Ребенку предлагают примерить на себя роль журналиста и взять интервью у каждого члена семьи или других родственников, особенно если есть повод (юбилей, недавняя поездка куда-то). Можно вместе с малышом продумать вопросы для каждого интервьюируемого. Роль микрофона может сыграть, к примеру, расческа или отвертка от игрового набора инструментов. Не нужно забывать и правила этикета в подобном общении (спасибо, извините, простите за нескромный вопрос).

  • «Если бы да кабы».

Ребенок должен пофантазировать на тему, что было бы, если бы: «я стал волшебником», «я всегда оставался маленьким», «я стал невидимым», «зимы не было» и т. д.

Родители изготавливают стенд, повествующий о недавнем приключении малыша (поход в цирк, поездка на море). Можно расклеить снимки с места событий, красочно подписать их яркими фломастерами, нарисовать смайлики, иллюстрирующие настроение. Важно собрать побольше слушателей. Ребенку дают указку (карандаш), и он в подробностях и красках повествует собравшимся о своих приключениях.

Если ребенок во время рассказа запинается, ища нужное слово, или строит предложения слишком примитивно, помогайте ему наводящими вопросами. Это тоже весьма полезно для развития речи.

Можно найти или придумать множество подобных игр. Главная задача взрослых – заинтересовать ребенка процессом игры и помогать наводящими вопросами при затруднениях. «Антураж» для каждого упражнения может быть любым, но лучше – сказочным. Пусть его просят составить предложения или найти нужные слова сказочные герои, которым нужна помощь. Тогда ребенок будет развивать свою речь, играя и получая огромное удовольствие – что и требовалось получить для хорошего эффекта.

Игры на развитие речи для детей 5-6 лет

Развитие речи – важная составляющая развития ребенка. Заниматься развитием речи нужно с первых дней жизни младенца: общаться с крохой, играть с ним, постоянно разговаривать, выражать эмоции. Доказано, что дети, не имеющие в раннем возрасте достаточного речевого контакта с родными, тормозят в развитии, им сложнее дается обучение в дошкольном заведении, школе, страдают коммуникативные навыки. В материалах этой статьи речь пойдет о том, каким образом можно развивать речь своего чада, ведь заставить осознанно учиться ребенка 5-6 лет очень сложно. На помощь придут игры на развитие речи.

Что такое игры для развития речи

Речевые игры условно можно разделить на четыре вида в зависимости от того, на развитие какой стороны речи они направлены. Существуют следующие виды речевых игр.

  1. Игры, способствующие звуковой, фонематической коррекции. Играя в них, дети учатся правильно произносить, слышать, выделять звуки речи в слоге, слове, предложении.
  2. Игры на грамматику. Это правильное изменение слова по родам, числам, времени, согласование его с другими словами в предложении.
  3. Игры на расширение и развитие словарного запаса.
  4. Игры на развитие связной речи.

Примеры игры для детей 5-6 лет

Представленные игры проводятся под незаметным руководством взрослого, который не дает задание, а играет вместе с детьми. Эмоционально окрашенные, речевые игры должны пробуждать у игроков интерес, желание достигнуть результата, справиться первым.

«Собери вместе»

Игры с волшебным мешочком дают возможность использования знакомых игр в новых вариациях. В мешочек вместе с детьми взрослый складывает предметы, маленькие игрушки. Затем предлагает повторить, что лежит в мешочке. А потом задание: выбрать на ощупь предметы, в которых есть «м» или какой-то другой звук. Сложить в мешочек игрушечную посуду (кукольную одежду, овощи или фрукты, письменные принадлежности) и просить доставать по одной вещи и объяснить ее предназначение или описать внешний вид. Участвует от 2 до 6 детей. В игре упражняется умение выделять в словах заданный звук, закрепляются обобщенные понятия, уточняется лексический словарь, развивается связная речь.

«100 и один вопрос»

У взрослого за ширмой спрятаны знакомые детям предметы (пуговица, кружка, шишка, мячик, ложка, ленточка, карандаш). Заготовлено около 60 фишек. Ведущий показывает какой-либо предмет, а дети должны задавать про него вопросы. Вопросы могут быть самые разнообразные, но связанные с этим предметом. За каждый заданный вопрос ребенок получает фишку – кто их больше соберет, тот и победит. Участвовать могут до десяти человек.

Соревновательный характер игры активизирует, развивает речь, заставляет быстрее думать и помогает исследовать предмет со всех сторон с помощью вопросов.

«Назови целое»

Игра проводится в кругу. В центре стоит ведущий с мячом в руках. Кидая мяч игроку, называет часть какого-либо предмета (ручка, листок, ножка, колесо). Ребенок, возвращая мяч взрослому, называет целый предмет (кукла, тетрадь, стул, велосипед). Некоторые слова можно повторять, получая другие ответы (шкаф, дерево, малыш, машина). Играют до 6 человек одновременно. Игра способствует быстроте мышления, знакомит с многозначными словами, расширяет словарь, развивает внимание и память.

«Назови слово»

Ведущий называет первый слог и кидает мяч играющему, ребенок в ответ придумывает слово: ма – малина, по – поле, су – сушка. Вариант игры – дети называют по очереди все слова, которые начинаются с названого слога: за -: замок, зал, завод, затея, забыл. Игра продолжается до тех пор, пока не иссякнут примеры. Количество игроков до 10 и больше. Дети в игре расширяют словарный запас, развивают внимание, быстроту мышления.

«Что к чему»

В игру можно играть как в лото. Для этого необходимы карточки с картинками, например, корзина – грибы, удочка – рыба, нитка – иголка, ваза – фрукты. Картинок может быть сколь угодно много. Первые картинки из пары – у ведущего, вторые – у детей. Надо подобрать пары по соответствию. Ведущий говорит: «У меня корзина», ответы детей могут быть разные – в корзине могут быть и фрукты, и грибы. Побеждает тот, кто первый раздаст все картинки. Если играть без картинок, правильные и быстрые ответы отмечаются фишками. Надо подобрать слова, связанные с этим предметом по смыслу. Например, книга — сказка, закладка, магазин, читать; ложка – суп, есть, мыть, уронить, помешивать. Можно предложить объяснить, как слова соотносятся с названным предметом. Участвуют от 3 до 6 человек. Активизируется, пополняется словарь, расширяются представления об окружающем, развивается связная речь.

Читать еще:  Игры по сенсорному воспитанию своими руками

«Подбери рифму»

Суть игры такова. Взрослый читает стишок или загадку, последнее слово в строчке надо досказать в рифму. Например: «Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для … (нас). Количество игроков не ограниченно. Игра развивает чувство ритма, заставляет прислушиваться к окончаниям слов, знакомит с понятием «рифма».

«Поезд»

Для игры нужно небольшое приготовление: изобразить три вагончика и паровоз на отдельных листах картона. У вагонов сделать по три окошка – кармашка. По их размеру – карточки с разными птицами, дикими и домашними животными. Чтобы определить в словах нужный звук, предлагаются карточки с изображениями, в названии которых этот звук есть. Возможны разные задания. Например, определить количество звуков в словах (слова длинные и короткие): пес, кот; петух, кабан. Можно выделять количество слогов: в первом вагоне односложные слова (кит, бык, волк), во втором – двусложные (заяц, лиса, петух), в третьем – трехсложные (курица, корова, ворона). В игре ведущий – кассир продает билеты в нужные вагоны, играющие рассаживают зверей, покупая билеты за нужное число кружков (1, 2 или 3). Число играющих от 2 до 6. Игра хороша тем, что вариативная, значит, играть можно часто. Хорошая работа проводится над словом, закрепляется словарь по теме «животные».

«Кто в домике»

Вырезанные картонные домики с пятью окошками: четыре в домике, одно под крышей. На согласные звуки подбираются различные картинки (волк, ворона, корова, сова; заяц, коза, стрекоза, фазан) Картинки могут дублироваться. На чердачном окошке домика каждого ребенка какая-то буква. Ведущий берет со стола карточку, называет, выделяя определенный звук. Игрок, у которого эта буква стоит в окошке, ставит картинку в кармашек окна своего домика. Если ведущему снова попадается эта же картинка, он выделяет уже другой звук (кот – кот). Картинку забирает и второй игрок. Делается вывод, что коты могут жить в двух этих домиках. Число игроков до 4. В игре дети совершенствуют умение подбирать слова на определенный звук.

«Логический поезд»

К паровозу цепляются вагончики с нарисованными картинками. Два соседних предмета должны быть чем-то похожи. Игрок поясняет, почему к вагончику приставляет именно этот (одинаковые по цвету, по форме, по использованию, по вкусу). Например, рядом лист и арбуз из-за зеленого цвета, арбуз и мяч – оба круглые, мяч и пирамидка – это игрушки. Игроков может быть до 3. Игра способствует развитию логического мышления, связной речи, так как играющие должны доказательно объяснять свой выбор.

«Включим телевизор»

Картон поделен на две половины: на одной два неглубоких кармашка друг под другом, на другой – экран телевизора. Взрослый говорит: «Чтобы посмотреть телевизор, надо узнать первый звук в словах, назвав рисунки в верхнем кармашке. Из выделенных звуков образовать слово. Если слово верное, телевизор включится и появится картинка». В этой игре используются слова короткие из 3 – 4 букв.В верхнем кармашке маленькие картинки: роза, ананас, кит. Внизу под картинками выставляются буквы Р, А, К. На экране возникает его картинка. Аналогично – определение последнего звука. Участвуют до 3 человек. Игра ориентирована на выделение первого и последнего звука в слове. А появление картинки после правильного составления слова — как призовой момент.

«По первой букве» или «Узнай имя»

Ведущий предлагает узнать спрятавшееся слово (или имя). А для этого надо называть первые буквы по порядку в названиях картинок. Дети начальные буквы: собака – с, лук – л, иголка – и, ванна – в, альбом – а. Из букв получают слово слива. Другие способы игры: составить слово по последней букве или любой другой заданной. Например: дом – м, рука – а, карандаш – ш, каша – а. Получается имя Маша. Играют 2 – 3 ребенка. Игра развивает операции анализа и синтеза, когда из целого надо отделить часть, а затем из частей собрать целое. Приучает детей понимать и выделять начало и конец слова, умение соотносить звук и букву. Анализировать звуковую наполненность слова.

«Найди похожее»

Заготавливается диск из картона наподобие циферблата. В кармашках по кругу картинки со словами, которые отличаются одним звуком (мишка – мышка, коза – коса, дым – дом, ком – сом, каска – маска). Стрелки в центре циферблата. Задача игроков – найти пару слову, названному ведущим, и соединить их стрелками. Другой вариант – одна часть картинок у взрослого, другая — у детей. Ведущий выкладывает свою на диск, наводит на нее стрелку и четко называет: «Удочка». Ребенок, у которого нужная картинка, тоже выкладывает на циферблат, наводит вторую стрелку и называет пару картинок: «Уточка – удочка». При этом старается выделить отличающиеся звуки. Могут участвовать 2 -3 человека. В игре развивается фонематический слух, четкое произношение. Можно попросить детей объяснить значения этих слов.

«Пирамида»

У каждого игрока трехъярусная картонная пирамида. Ярусы расчерчены на квадраты с нарисованными кружками. В верхнем ярусе по два квадрата с одним кружком, в среднем – по четыре квадрата с двумя кружками. В основании пирамиды – шесть квадратов с тремя кружками. Внизу квадратов – кармашки. На картинках изображения предметов, в названии которых от трех до шести букв (лук, рыба, сумка, колесо). Ведущий берет картинку и просит определить количество слогов в слове и положить на нужный квадрат. Где один кружок – слова из одного слога, два кружка – двусложные слова. Так заполняются все квадраты. Побеждает тот, кто первый заполнит свою пирамиду. Вариант игры: дети самостоятельно разбирают картинки, определяя количество слогов.

Можно вместо картинок использовать маленькие карточки со словами. Сразу можно играть 2 – 4 детям. Игра способствует умению определять количество слогов в словах, приучает к ритмичности слова, четкому произношению.

«Подбери словечко»

Все стоят в кругу. Первый, начиная игру, называет любое прилагательное и кидает мяч другому игроку. Он называет предмет, подходящий к этому признаку, и передает мяч следующему. Играют до тех пор, пока взрослый не скажет «Признак!». Затем так же, перекидывая мяч друг другу, перечисляют новые предметы (новая — кукла, скакалка, книга, мебель, покупка, подруга, встреча). Количество игроков до 10. Игра упражняет в правильном согласовании слов в роде, числе. Учит тонко чувствовать значения слов в словосочетании.

«Кто что купил»

В игре действующие лица – два каких-нибудь игрушечных животных или куклы. У каждого есть мешок (пакет), куда будут складываться его покупки. Обыгрывается ситуация «в магазине». Но оказывается, звери перепутали пакеты – надо помочь разобраться. Игроки по очереди достают из мешочков вещи и дают тому, кто их покупал. Предметы из лексических тем – фрукты, овощи; канцтовары, игрушки; обувь и одежда. Играют одновременно 2 – 3 человека. В этой игре уточняются значения слов, закрепляются обобщающие понятия. Если спрашивать, для чего куплены эти предметы, что звери собираются делать, будет проделана хорошая работа по развитию связной речи.

«Потерялись»

Игра может проходить за столом, если использовать предметные картинки животных и их детенышей. Как подвижная игра – если приготовить маски с надписями. Ведущий объясняет, что животные гуляли на улице, а детеныши разбежались кто куда. Надо помочь найти мамам их детей. Показывает картинку «курица» и спрашивает: «Кого потеряла курица?» Игроки отвечают: «Цыпленка» и находят картинку. Ведущий подводит итог: «Кого нашла курица?» — «Курица нашла цыпленка». Игра заканчивается, когда все животные соединятся в пары. Игроков может быть от 4 до 8.

Игра учит правильному согласованию существительных, закрепляет запас слов по теме «Животные и их детеныши». По аналогии можно придумывать задания по другим темам для детей.

«Что будет дальше»

Игроки стоят или сидят в круге за столом, у ведущего мяч. Он придумывает ситуацию, дети должны ее раскрыть: «Если я нарисую квадрат, то… ». Или «Если я сорву цветок, то… ». На каждую фразу придумывается одно продолжение. Взрослый говорит, кидает мяч одному из детей, после полученного ответа мяч возвращается ведущему. Участвуют 4 и больше детей. Игра продолжается, пока детям интересно. В игре развивается связная речь, обогащается словарь, совершенствуется умение составлять красивую фразу.

Вместо заключения

Несмотря на то, что к шестилетнему возрасту у детей выравнивается произношение, словарный запас позволяет составлять правильные предложения, объединенные одним сюжетом, в игре эти умения укрепляются, оттачиваются. Эмоционально окрашенные речевые игры пробуждают фантазию, исследовательские способности, наблюдательность, вызывают радость от полученного правильного результата.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector