221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры для развития речи 6 лет

Игры на развитие речи для детей 5-6 лет

Развитие речи – важная составляющая развития ребенка. Заниматься развитием речи нужно с первых дней жизни младенца: общаться с крохой, играть с ним, постоянно разговаривать, выражать эмоции. Доказано, что дети, не имеющие в раннем возрасте достаточного речевого контакта с родными, тормозят в развитии, им сложнее дается обучение в дошкольном заведении, школе, страдают коммуникативные навыки. В материалах этой статьи речь пойдет о том, каким образом можно развивать речь своего чада, ведь заставить осознанно учиться ребенка 5-6 лет очень сложно. На помощь придут игры на развитие речи.

Что такое игры для развития речи

Речевые игры условно можно разделить на четыре вида в зависимости от того, на развитие какой стороны речи они направлены. Существуют следующие виды речевых игр.

  1. Игры, способствующие звуковой, фонематической коррекции. Играя в них, дети учатся правильно произносить, слышать, выделять звуки речи в слоге, слове, предложении.
  2. Игры на грамматику. Это правильное изменение слова по родам, числам, времени, согласование его с другими словами в предложении.
  3. Игры на расширение и развитие словарного запаса.
  4. Игры на развитие связной речи.

Примеры игры для детей 5-6 лет

Представленные игры проводятся под незаметным руководством взрослого, который не дает задание, а играет вместе с детьми. Эмоционально окрашенные, речевые игры должны пробуждать у игроков интерес, желание достигнуть результата, справиться первым.

«Собери вместе»

Игры с волшебным мешочком дают возможность использования знакомых игр в новых вариациях. В мешочек вместе с детьми взрослый складывает предметы, маленькие игрушки. Затем предлагает повторить, что лежит в мешочке. А потом задание: выбрать на ощупь предметы, в которых есть «м» или какой-то другой звук. Сложить в мешочек игрушечную посуду (кукольную одежду, овощи или фрукты, письменные принадлежности) и просить доставать по одной вещи и объяснить ее предназначение или описать внешний вид. Участвует от 2 до 6 детей. В игре упражняется умение выделять в словах заданный звук, закрепляются обобщенные понятия, уточняется лексический словарь, развивается связная речь.

«100 и один вопрос»

У взрослого за ширмой спрятаны знакомые детям предметы (пуговица, кружка, шишка, мячик, ложка, ленточка, карандаш). Заготовлено около 60 фишек. Ведущий показывает какой-либо предмет, а дети должны задавать про него вопросы. Вопросы могут быть самые разнообразные, но связанные с этим предметом. За каждый заданный вопрос ребенок получает фишку – кто их больше соберет, тот и победит. Участвовать могут до десяти человек.

Соревновательный характер игры активизирует, развивает речь, заставляет быстрее думать и помогает исследовать предмет со всех сторон с помощью вопросов.

«Назови целое»

Игра проводится в кругу. В центре стоит ведущий с мячом в руках. Кидая мяч игроку, называет часть какого-либо предмета (ручка, листок, ножка, колесо). Ребенок, возвращая мяч взрослому, называет целый предмет (кукла, тетрадь, стул, велосипед). Некоторые слова можно повторять, получая другие ответы (шкаф, дерево, малыш, машина). Играют до 6 человек одновременно. Игра способствует быстроте мышления, знакомит с многозначными словами, расширяет словарь, развивает внимание и память.

«Назови слово»

Ведущий называет первый слог и кидает мяч играющему, ребенок в ответ придумывает слово: ма – малина, по – поле, су – сушка. Вариант игры – дети называют по очереди все слова, которые начинаются с названого слога: за -: замок, зал, завод, затея, забыл. Игра продолжается до тех пор, пока не иссякнут примеры. Количество игроков до 10 и больше. Дети в игре расширяют словарный запас, развивают внимание, быстроту мышления.

«Что к чему»

В игру можно играть как в лото. Для этого необходимы карточки с картинками, например, корзина – грибы, удочка – рыба, нитка – иголка, ваза – фрукты. Картинок может быть сколь угодно много. Первые картинки из пары – у ведущего, вторые – у детей. Надо подобрать пары по соответствию. Ведущий говорит: «У меня корзина», ответы детей могут быть разные – в корзине могут быть и фрукты, и грибы. Побеждает тот, кто первый раздаст все картинки. Если играть без картинок, правильные и быстрые ответы отмечаются фишками. Надо подобрать слова, связанные с этим предметом по смыслу. Например, книга — сказка, закладка, магазин, читать; ложка – суп, есть, мыть, уронить, помешивать. Можно предложить объяснить, как слова соотносятся с названным предметом. Участвуют от 3 до 6 человек. Активизируется, пополняется словарь, расширяются представления об окружающем, развивается связная речь.

«Подбери рифму»

Суть игры такова. Взрослый читает стишок или загадку, последнее слово в строчке надо досказать в рифму. Например: «Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для … (нас). Количество игроков не ограниченно. Игра развивает чувство ритма, заставляет прислушиваться к окончаниям слов, знакомит с понятием «рифма».

«Поезд»

Для игры нужно небольшое приготовление: изобразить три вагончика и паровоз на отдельных листах картона. У вагонов сделать по три окошка – кармашка. По их размеру – карточки с разными птицами, дикими и домашними животными. Чтобы определить в словах нужный звук, предлагаются карточки с изображениями, в названии которых этот звук есть. Возможны разные задания. Например, определить количество звуков в словах (слова длинные и короткие): пес, кот; петух, кабан. Можно выделять количество слогов: в первом вагоне односложные слова (кит, бык, волк), во втором – двусложные (заяц, лиса, петух), в третьем – трехсложные (курица, корова, ворона). В игре ведущий – кассир продает билеты в нужные вагоны, играющие рассаживают зверей, покупая билеты за нужное число кружков (1, 2 или 3). Число играющих от 2 до 6. Игра хороша тем, что вариативная, значит, играть можно часто. Хорошая работа проводится над словом, закрепляется словарь по теме «животные».

«Кто в домике»

Вырезанные картонные домики с пятью окошками: четыре в домике, одно под крышей. На согласные звуки подбираются различные картинки (волк, ворона, корова, сова; заяц, коза, стрекоза, фазан) Картинки могут дублироваться. На чердачном окошке домика каждого ребенка какая-то буква. Ведущий берет со стола карточку, называет, выделяя определенный звук. Игрок, у которого эта буква стоит в окошке, ставит картинку в кармашек окна своего домика. Если ведущему снова попадается эта же картинка, он выделяет уже другой звук (кот – кот). Картинку забирает и второй игрок. Делается вывод, что коты могут жить в двух этих домиках. Число игроков до 4. В игре дети совершенствуют умение подбирать слова на определенный звук.

«Логический поезд»

К паровозу цепляются вагончики с нарисованными картинками. Два соседних предмета должны быть чем-то похожи. Игрок поясняет, почему к вагончику приставляет именно этот (одинаковые по цвету, по форме, по использованию, по вкусу). Например, рядом лист и арбуз из-за зеленого цвета, арбуз и мяч – оба круглые, мяч и пирамидка – это игрушки. Игроков может быть до 3. Игра способствует развитию логического мышления, связной речи, так как играющие должны доказательно объяснять свой выбор.

«Включим телевизор»

Картон поделен на две половины: на одной два неглубоких кармашка друг под другом, на другой – экран телевизора. Взрослый говорит: «Чтобы посмотреть телевизор, надо узнать первый звук в словах, назвав рисунки в верхнем кармашке. Из выделенных звуков образовать слово. Если слово верное, телевизор включится и появится картинка». В этой игре используются слова короткие из 3 – 4 букв.В верхнем кармашке маленькие картинки: роза, ананас, кит. Внизу под картинками выставляются буквы Р, А, К. На экране возникает его картинка. Аналогично – определение последнего звука. Участвуют до 3 человек. Игра ориентирована на выделение первого и последнего звука в слове. А появление картинки после правильного составления слова — как призовой момент.

«По первой букве» или «Узнай имя»

Ведущий предлагает узнать спрятавшееся слово (или имя). А для этого надо называть первые буквы по порядку в названиях картинок. Дети начальные буквы: собака – с, лук – л, иголка – и, ванна – в, альбом – а. Из букв получают слово слива. Другие способы игры: составить слово по последней букве или любой другой заданной. Например: дом – м, рука – а, карандаш – ш, каша – а. Получается имя Маша. Играют 2 – 3 ребенка. Игра развивает операции анализа и синтеза, когда из целого надо отделить часть, а затем из частей собрать целое. Приучает детей понимать и выделять начало и конец слова, умение соотносить звук и букву. Анализировать звуковую наполненность слова.

«Найди похожее»

Заготавливается диск из картона наподобие циферблата. В кармашках по кругу картинки со словами, которые отличаются одним звуком (мишка – мышка, коза – коса, дым – дом, ком – сом, каска – маска). Стрелки в центре циферблата. Задача игроков – найти пару слову, названному ведущим, и соединить их стрелками. Другой вариант – одна часть картинок у взрослого, другая — у детей. Ведущий выкладывает свою на диск, наводит на нее стрелку и четко называет: «Удочка». Ребенок, у которого нужная картинка, тоже выкладывает на циферблат, наводит вторую стрелку и называет пару картинок: «Уточка – удочка». При этом старается выделить отличающиеся звуки. Могут участвовать 2 -3 человека. В игре развивается фонематический слух, четкое произношение. Можно попросить детей объяснить значения этих слов.

«Пирамида»

У каждого игрока трехъярусная картонная пирамида. Ярусы расчерчены на квадраты с нарисованными кружками. В верхнем ярусе по два квадрата с одним кружком, в среднем – по четыре квадрата с двумя кружками. В основании пирамиды – шесть квадратов с тремя кружками. Внизу квадратов – кармашки. На картинках изображения предметов, в названии которых от трех до шести букв (лук, рыба, сумка, колесо). Ведущий берет картинку и просит определить количество слогов в слове и положить на нужный квадрат. Где один кружок – слова из одного слога, два кружка – двусложные слова. Так заполняются все квадраты. Побеждает тот, кто первый заполнит свою пирамиду. Вариант игры: дети самостоятельно разбирают картинки, определяя количество слогов.

Можно вместо картинок использовать маленькие карточки со словами. Сразу можно играть 2 – 4 детям. Игра способствует умению определять количество слогов в словах, приучает к ритмичности слова, четкому произношению.

«Подбери словечко»

Все стоят в кругу. Первый, начиная игру, называет любое прилагательное и кидает мяч другому игроку. Он называет предмет, подходящий к этому признаку, и передает мяч следующему. Играют до тех пор, пока взрослый не скажет «Признак!». Затем так же, перекидывая мяч друг другу, перечисляют новые предметы (новая — кукла, скакалка, книга, мебель, покупка, подруга, встреча). Количество игроков до 10. Игра упражняет в правильном согласовании слов в роде, числе. Учит тонко чувствовать значения слов в словосочетании.

«Кто что купил»

В игре действующие лица – два каких-нибудь игрушечных животных или куклы. У каждого есть мешок (пакет), куда будут складываться его покупки. Обыгрывается ситуация «в магазине». Но оказывается, звери перепутали пакеты – надо помочь разобраться. Игроки по очереди достают из мешочков вещи и дают тому, кто их покупал. Предметы из лексических тем – фрукты, овощи; канцтовары, игрушки; обувь и одежда. Играют одновременно 2 – 3 человека. В этой игре уточняются значения слов, закрепляются обобщающие понятия. Если спрашивать, для чего куплены эти предметы, что звери собираются делать, будет проделана хорошая работа по развитию связной речи.

Читать еще:  Развивающие игрушки для малышей в первый год

«Потерялись»

Игра может проходить за столом, если использовать предметные картинки животных и их детенышей. Как подвижная игра – если приготовить маски с надписями. Ведущий объясняет, что животные гуляли на улице, а детеныши разбежались кто куда. Надо помочь найти мамам их детей. Показывает картинку «курица» и спрашивает: «Кого потеряла курица?» Игроки отвечают: «Цыпленка» и находят картинку. Ведущий подводит итог: «Кого нашла курица?» — «Курица нашла цыпленка». Игра заканчивается, когда все животные соединятся в пары. Игроков может быть от 4 до 8.

Игра учит правильному согласованию существительных, закрепляет запас слов по теме «Животные и их детеныши». По аналогии можно придумывать задания по другим темам для детей.

«Что будет дальше»

Игроки стоят или сидят в круге за столом, у ведущего мяч. Он придумывает ситуацию, дети должны ее раскрыть: «Если я нарисую квадрат, то… ». Или «Если я сорву цветок, то… ». На каждую фразу придумывается одно продолжение. Взрослый говорит, кидает мяч одному из детей, после полученного ответа мяч возвращается ведущему. Участвуют 4 и больше детей. Игра продолжается, пока детям интересно. В игре развивается связная речь, обогащается словарь, совершенствуется умение составлять красивую фразу.

Вместо заключения

Несмотря на то, что к шестилетнему возрасту у детей выравнивается произношение, словарный запас позволяет составлять правильные предложения, объединенные одним сюжетом, в игре эти умения укрепляются, оттачиваются. Эмоционально окрашенные речевые игры пробуждают фантазию, исследовательские способности, наблюдательность, вызывают радость от полученного правильного результата.

Примеры игр на развитие речи детей 5 – 6 лет и их роль в подготовке к школе

Развитие речи у детей предшкольного возраста имеет огромное значение. Правильно сформированная и развитая речь – основа дальнейших успехов в обучении ребенка в школе. Если ребенок меняет в своей речи местами слоги или звуки, так же он будет и писать, и читать. Скудный словарный запас помешает ребенку пересказывать тексты, писать изложения, сочинения, объяснять решение задач. Пытаться исправить такие упущения за пару месяцев до школы – бессмысленное занятие, которое не принесет ребенку ничего, кроме стресса. А вот за пару лет это сделать реально даже дома. Помочь в этом могут игры на развитие речи, правильно подобранные для детей 5 – 6 лет.

Речь на пороге школы: характерные черты

По достижении возраста 5 – 6 лет ребенок уже в достаточной степени владеет своим родным языком: его грамматикой, фонетикой, лексикой. Он умеет выражать свои мысли эмоционально, связно и логично, но при этом последовательно и выразительно.

Если говорить о развитии речи в 5 – 6 лет, то его особенности состоят в следующем.

  • Словарный запас.

В активном словаре дошкольника в этом возрасте может быть до 3 тысяч слов. Он понимает многие обобщающие термины (животные, птицы – дикие или домашние, ягоды, деревья, транспорт, профессии). Понятийный аппарат включает самые разнообразные темы: ребенок в состоянии размышлять, например, не только о смене времен года и поведении животных, но и о таких сложных вещах, как мечты, космос, любовь, семья. В речи практически отсутствуют ошибки произношения в виде добавленных, переставленных или замененных слогов или звуков. Это возможно только с многосложными словами, которые употребляются редко (экскаватор, парикмахерская, бронетранспортер). Но, как правило, если взрослые обратили внимание ребенка на эту ошибку, больше он ее не повторяет.

Малыши этого возраста способны ответить на вопрос по знакомой теме, строя полное развернутое предложение. К 6 годам фразы ребенка становятся все более длинными, распространенными, большая часть слов употребляется в правильной форме. Иногда встречаются речевые ошибки («ихние», «медвежонков»).

Обычно к шестилетнему возрасту речевой аппарат дошкольника – при отсутствии анатомических отклонений (высокое нёбо, короткая подъязычная уздечка) – сформирован полностью, и трудностей с произношением звуков практически нет. Возможные проблемы с артикуляцией – неправильная постановка языка при произношении звуков [р] и [л] (их замена на другие звуки или пропуск в речи). Иногда страдают шипящие. Дети в этом возрасте уже способны замечать неправильное произношение у себя и окружающих. Если к 5–6 годам у дошкольника существуют проблемы с произношением тех или иных звуков, скорее всего, самостоятельно с ними он уже не справится – потребуется помощь специалиста.

Старшие дошкольники способны пересказывать прочитанное произведение, составлять связный рассказ по картинке или группе связанных картинок, придумывать начало или конец предложенной истории, делиться впечатлениями об интересных событиях, просмотренном мультфильме, играх с друзьями. Они уже умеют осознанно подбирать наиболее подходящие слова для выражения своих чувств и мыслей. Дети точно описывают предметы, а также находят нужный предмет по описанию.

  • Выразительность.

Ребенок в возрасте 5–6 лет умеет говорить тише или громче, медленнее или быстрее. Умеет говорить шепотом, читать наизусть стихи с выражением, подбирая нужные интонации, делая логические паузы.

В чем помогут игры?

Игровая форма наиболее благоприятна для освоения различных навыков, в том числе и речевых. Правильно подобранные игры способствуют совершенствованию самых разных сторон речи, культуры общения.

Основные направления развития речи старших дошкольников в форме игры:

  • интонационная и динамическая выразительность речи;
  • правильный темп, ритм;
  • четкость произношения;
  • постановка правильного ударения;
  • умение ставить слова в правильные грамматические формы;
  • умение четко и полно формулировать свою мысль;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • формирование предпосылок к освоению письменной речи.

При этом важно, чтобы все задания ребенок воспринимал как призыв к участию в игре, а не занудное занятие (повтори, приведи пример, найди). Соответственно, мотивация к игровым занятиям и интерес к ним у ребенка намного выше, чем к урокам по развитию речи. А значит, и эффект будет ощутимее.

В процессе игрового общения с дошкольником не «глушите» его эмоции, чувства, давайте возможность их выразить. В противном случае у ребенка постепенно снизится потребность в общении как таковом, а значит, снизится и речевая активность. Если ребенок в какой-то момент не может найти подходящее слово – позвольте ему выразить мысль, подключив мимику, жесты, пластику.

У каждой игры – своя цель

Найти или придумать игру по развитию речи не так сложно. Главное – понимать, что у каждого вида игр есть своя цель, достигая которую, ребенок развивает тот или иной навык.

Все упражнения и игры для детей 5 – 6 лет можно разделить на 4 группы.

  1. Игры, развивающие звуковую культуру речи. В них ребенок совершенствует фонематический слух, учится определять расположение звука в отдельном слове или предложении, количество слогов в слове; подбирать слова с нужным звуком или с указанным количеством слогов.
  2. Игры на понимание грамматического строя родной речи. Такие игровые упражнения учат детей усваивать правильное, нормативное употребление слов в предложении, согласуя существительные и прилагательные по роду, числу, падежу, глаголы – по времени, виду и наклонению.
  3. Игры, способствующие пополнению лексического запаса. Играя, ребенок узнает о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках, учится согласовывать их между собой, выбирать из своего активного словарного запаса самое подходящее в данном случае слово, работать с синонимами и антонимами в речи.
  4. Игры, способствующие развитию связной речи. Другими словами – обучение рассказыванию. Оно тесно связано со всеми предыдущими видами игр (лексический запас, звуковая культура, грамматика). Ребенок учится составлять не просто связный текст, но текст логичный, обдуманный, наполненный смыслом.

Далее приведены примеры игр каждой группы. Не обязательно «переиграть» их все в один день и утомить ребенка. Можно какое-то время проводить по 1–2 игры, которые по мере утраты интереса к ним заменяются новыми. Изучив смысл каждой игры, родители смогут и сами придумать множество аналогичных заданий для своих детей.

Развитие звуковой культуры

Приведенные ниже игры способствуют освоению навыков распознавания звуков в словах, деления слов на слоги. Это поможет в дальнейшем избежать ошибок в произношении.

Играть веселее с несколькими детьми (или другими членами семьи). Мяч передается по кругу. Каждый последующий игрок называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

Ребенку предлагают подобрать слово с определенным звуком в начале (середине, конце), с обозначенным количеством слогов или букв. Если «с наскоку» не получилось – даются подсказки-характеристики, ребенок может задавать наводящие вопросы. Такое слово можно, например, поставить на пароль компьютера. Если малыш разгадает его – получит несколько минут компьютерной игры. Или, скажем, оно обозначает того, кому сегодня нужна помощь (хомячок, которому надо почистить клетку). Разумеется, придется помочь.

Топориками на время становятся руки малыша. Когда взрослый называет ему слово по слогам, ребенок должен «отрубить» хлопком каждый слог. В конце можно посчитать, сколько слогов «нарубили».

Ребенку бросают мяч, называя первый слог слова. Его задача – быстро придумать окончание и «вернуть» взрослому готовое слово вместе с мячом. (ку – лак, ли – сток, кра – ски).

Роль ловушки играют ладошки ребенка. «Ловить» ими нужно определенный звук в словах. Как только услышал – «ловушка» «захлопывается» (хлопок в ладошки).

Формирование грамматической согласованности

Согласованное употребление частей речи в предложениях – залог правильной и красивой речи ребенка. Помогут в этом следующие игровые упражнения.

Взрослый говорит: «Я даю тебе мешок, ты клади в него на -ок». Малыш должен называть слова, оканчивающиеся на -ок (листок, колобок, чулок, гребешок). Можно играть до первой промашки (например, «пирог»). Или предложить малышу назвать определенное количество слов, а затем посчитать допущенные ошибки. За каждую ошибку придумывается «штраф» — выполнение какого-либо шуточного задания (рассказать скороговорку, стихотворение, отгадать загадку).

Взрослый читает детское стихотворение, не договаривая последнее слово рифмующихся строк (чтобы ребенок мог подобрать рифмованное окончание строки):

«Мы видали двух сорок

Без ботинок и… чулок».

Взрослый показывает картинки с изображением предметов разного рода и числа. Малыш должен «расселить» их по домикам: в первом будут жить слова, определяемые фразой «она моя», во втором домике – «он мой», в третьем – «оно мое», в четвертом домике – «они мои».

Ребенку показывают картинки с изображением частей тела разных птиц или животных. Он должен правильно отвечать на вопросы: «Это чей хвост?» «Это чья лапа?», «Это чье ухо?» (Волчий, заячья, овечье и т. д.)

Пополнение лексического запаса

Богатый словарный запас облегчает выражение мнения, чувств, отношения к происходящему, упрощает коммуникацию с другими людьми. А в дальнейшем это поможет с написанием сочинений, докладов, рефератов.

Взрослый бросает ребенку мяч, называя слово. Задача малыша – подобрать противоположное по значению слово и вернуть мяч (день – ночь, холодный — горячий, далеко – близко).

Играть интересно с несколькими детьми или всей семьей. Взрослый показывает игрокам какую-либо картинку или предмет и просит их ответить на вопрос: какой он? Победит тот, кто даст больше правильных ответов. Например: хлеб какой? Белый, мягкий, вкусный, полезный, ценный, румяный, хрустящий.

  • «Что бывает таким?»
Читать еще:  Игры на развитие воображения старших дошкольников

Игра, обратная предыдущей. Игрокам называют признак предмета, к которому нужно подобрать как можно больше предметов.

Взрослый произносит фразу и просит ребенка сказать то же самое, но используя другое слово: дождь идет – моросит, льет; чистая вода – прозрачная; чистые руки – вымытые.

Родители называют начало фразы, а малышу нужно ее закончить. Например: «лед холодный, а огонь…», «солнце видим днем, а луну…».

Развитие связной речи

Умение выражать свои мысли последовательно и логично необходимо не только для успешного дальнейшего обучения (особенно точным наукам), но и для продуктивного общения со сверстниками и окружающими людьми.

  • «История из детства».

Когда ребенок просит взрослых рассказать ему интересные, памятные истории из их детства, можно договориться, что это будет взаимный обмен историями: мама – ребенку, а он – ей. Пусть вспомнит что-то памятное для него и поделится своими переживаниями по этому поводу взамен на рассказ родителей.

Ребенку необходимо описать предмет на картинке, не называя его, так, чтобы остальные участники игры догадались, о чем идет речь.

Ребенку предлагают примерить на себя роль журналиста и взять интервью у каждого члена семьи или других родственников, особенно если есть повод (юбилей, недавняя поездка куда-то). Можно вместе с малышом продумать вопросы для каждого интервьюируемого. Роль микрофона может сыграть, к примеру, расческа или отвертка от игрового набора инструментов. Не нужно забывать и правила этикета в подобном общении (спасибо, извините, простите за нескромный вопрос).

  • «Если бы да кабы».

Ребенок должен пофантазировать на тему, что было бы, если бы: «я стал волшебником», «я всегда оставался маленьким», «я стал невидимым», «зимы не было» и т. д.

Родители изготавливают стенд, повествующий о недавнем приключении малыша (поход в цирк, поездка на море). Можно расклеить снимки с места событий, красочно подписать их яркими фломастерами, нарисовать смайлики, иллюстрирующие настроение. Важно собрать побольше слушателей. Ребенку дают указку (карандаш), и он в подробностях и красках повествует собравшимся о своих приключениях.

Если ребенок во время рассказа запинается, ища нужное слово, или строит предложения слишком примитивно, помогайте ему наводящими вопросами. Это тоже весьма полезно для развития речи.

Можно найти или придумать множество подобных игр. Главная задача взрослых – заинтересовать ребенка процессом игры и помогать наводящими вопросами при затруднениях. «Антураж» для каждого упражнения может быть любым, но лучше – сказочным. Пусть его просят составить предложения или найти нужные слова сказочные герои, которым нужна помощь. Тогда ребенок будет развивать свою речь, играя и получая огромное удовольствие – что и требовалось получить для хорошего эффекта.

Игры для развития речи детей 6 лет

Игры на развитие речи детей.

Мы предлагаем вам серию игр, направленных на развитие речи ребенка.

Придумай слова

Игра способствует развитию воображения и речи. Расширяет словарный запас ребенка

◈ Правила игры: нужно подбирать и называть слова на определенную букву алфавита.

◈ Повесьте на стенку в детской алфавит и выбирайте с ребенком буквы по очереди.

Думай быстрее!

Игра способствует развитию внимания, речи

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя тематическую группу, а он должен вернуть вам мяч, назвав объект из этой группы. Например: мебель — диван; ягоды — клубника и т. д.

◈ В эту игру можно играть на улице в компании. Дома мяч лучше катать.

Один много

Игра способствует развитию внимания, речи

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Правила игры: вы бросаете мяч, называя какой-либо предмет в единственном числе, ребенок возвращает мячик, указывая форму множественного числа. Например: яблоко — яблоки, город — города, буква — буквы.

◈ Усложняя игру, называйте предметы в форме винительного или родительного падежа, например:

У меня нет яблока. — У меня нет яблок.

Я вижу дом. — А я вижу дома.

Расскажи мне..

Игра способствует развитию, речи, пространственной ориентации

◈ Расскажите ребенку, что вы приехали, например, из другой страны и ничего не знаете о том, что вас сейчас окружает. Пусть малыш станет вашим гидом и ответит на ваши вопросы.

◈ Спрашивайте обо всех предметах, вас окружающих, задавая вопросы, побуждайте ребенка к развернутому детальному рассказу: «А это что такое? А для чего это нужно? Кто использует? Из чего сделано? Откуда берется?» и т. п.

◈ Развивайте пространственную ориентацию, спрашивая: «Что находится справа от нас? Кто идет сзади? Что проехало перед нами?».

Составь предложение

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Предложите ребенку составить предложение из выбранных слов. Например, «река, дом, белый» — «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п.

◈ Начинайте с небольшого набора — количество слов не должно быть больше трех.

◈ Поясните ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончания.

Отгадай по описанию

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Предложите ребенку отгадать предмет, который вы загадали, по описанию его признаков, например, круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч). Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз) и т. п.

◈ Попросите ребенка загадать и описать свой предмет.

Отгадай по действию

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Как и в предыдущей игре, вы загадываете что-либо, но описываете не признаки, а действия, которые производит объект, например: «Ездит по дороге, перевозит пассажиров, останавливается на остановках, заправляется бензином» (автобус)-, «Работает в больнице или в поликлинике, лечит больных, носит белый халат» (врач) и т. п.

◈ Поменяйтесь ролями — ребенок загадывает и описывает, вы отгадываете.

Противоположности

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Предложите ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого в конце игры наберется больше фишек.

◈ В первой части игры составляются пары — имена существительные, затем — прилагательные, глаголы и наречия (огонь — вода, умный — глупый, закрыть — открыть, высоко — низко).

Хорошо и плохо

Игра способствует развитию речи, воображения. Развивает мышление

◈ Предложите ребенку выявлять плохие и хорошие черты или поступки у героев сказок. Например:

♦ Сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед — это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, — это плохо.

♦ Сказка «Кот в сапогах»: кот хотел помочь своему хозяину — это хорошо, но для этого он всех обманывал — это плохо.

Вершки и корешки

Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса

◈ Вспомните русскую народную сказку «Вершки и корешки». Предложите ребенку поиграть: вы называете овощи, плоды которых находятся в земле, малыш — овощи с надземными плодами.

Найди два слова

Игра способствует развитию речи, увеличению словарнозо запаса

Сочини сказку

Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса

◈ Предложите ребенку сочинить историю о приключениях одной из его игрушек. Если задание вызывает затруднение, помогите ему, задавая уточняющие вопросы, предлагая тот или иной вариант развития действия.

◈ Усложняя задание, попросите придумать и рассказать историю любого предмета из окружения малыша, например, чайника, дивана и т. п.

◈ У нас с моей старшей дочерью есть любимая героиня — черепаха Зина. Мы ее выдумали сами и перед сном придумываем разные истории про нее. Это заменяет традиционное чтение сказки на ночь и помогает в легкой форме найти выход из разных ситуаций.

Слова

Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса ребенка

◈ Эта нехитрая игра может вам с ребенком скрасить ожидание в транспорте, в очереди, да и просто развлечет на прогулке.

◈ Правила игры: вы вместе с ребенком по очереди произносите вслух слова так, чтобы каждое следующее слово начиналось на ту букву, на которую заканчивается предыдущее.

◈ Усложняя правила, предложите называть только имена или только города и т. д.

Укрась слово

Игра способствует развитию воображения и речи, расширяет словарный запас

◈ Попросите ребенка подобрать как можно больше определений к выбранному слову Например, дерево — оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только по пять к каждому слову

◈ Эта игра отлично подходит и для детского коллектива, даже если дети разного возраста.

Что, где, когда

Игра способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка координации движения

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы, а он, возвращая мяч, будет на них отвечать. Например:

♦ Где растут листья? (На ветках или на деревьях.)

♦ Где живут рыбы? (В реке, в море.)

♦ Что ночью на небе видно? (Звезды, луну.)

♦ Когда снег тает? (Весной.)

Я быстрее

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, развитию памяти, внимания

◈ Встаньте рядом с малышом. Выберите предмет, находящийся в некотором отдалении от вас. Объясните ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если он называет слово из выбранной вами категории. Например, все круглое (теплое, мягкое), домашние животные, посуда, мебель.

Полезные прятки

Игра способствует развитию внимания, помогает изучить предлоги под, на, в

◈ Предложите ребенку поиграть в прятки со сказкой. Придумайте короткий рассказ и попросите малыша выполнять то, о чем вы будете говорить. Например: «Жила-была девочка София. Однажды они с мамой играли в прятки. Думала София, думала и решила спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее дочки. Где же она? Может, под диваном? Посмотрела — нет ее там. А может быть, под стулом? И там нет. А, вот где она — под столом». Далее вы рассказываете, как девочка спряталась в шкаф, залезла на стул и притаилась.

◈ А можно взять любую игрушку и разыграть прятки с ней. Потом поменяйтесь ролями — пусть ребенок прячет игрушку и рассказывает.

Подумай и назови

◈ Предложите ребенку переименовать некоторые предметы. Переименовывать можно, ориентируясь на функции объектов, например: «Дождь капает, значит, мы назовем его копалкой. Лопата копает, значит, мы назовем ее копалкой. Лейка — поливалка. Ноги — ходилки» и т. п.

Картотека игр по развитию речи для детей 5 -6 лет

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЩАВЕЛЕВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ

2. «ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»

3. «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ»

6. «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»

7. «ИГРА В ЗАГАДКИ»

8. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

9. «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА»

10. «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!»

11. »КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ»

12. «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ»

13. «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО»

14. «О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»

Читать еще:  Игры для деток 3 лет развивающие

17. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

18. «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».

19. «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».

20. «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

21. «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».

22. «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

24. «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ»

26. «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»

27. «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»

28. «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ»

29. «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ»

30. «СТУК ДА СТУК, НАЙДИ СЛОВО, МИЛЫЙ ДРУГ»

Цель. Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например: петрушка – пеструшка . Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию ( машина – шина , носок – песок ), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.

Цель . Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры . Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.

Свежий ветер – прохладный .

Свежая рыба – недавно выловленная , неиспортившаяс я.

Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная .

Свежая газета – новая, только что купленная .

Свежая краска – невысохшая .

Свежая голова – отдохнувшая .

3 . «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ»

Цель игры . Активизировать словарь, расширять кругозор.

Ход игры . Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

Цель. Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.

Ход игры. Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета ( или одинаковой формы, или из одного материала) . По сигналу воспитателя один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.

Цель . Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.

Ход игры. Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.

6 . «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»

Цель. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.

Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.

Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.

На берёзе поспели яблоки ».

Дети находят противоречия в предложениях.

Цель . Расширять словарный запас детей.

Ход игры . Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Ребёнок, отгадавший загадку, выходит и сам загадывает. За отгадывание и загадывание загадок ребята получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Цель . Учить детей понимать смысл предложения.

Ход игры . Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Гена разбил стеклом мяч . И т.д.

9 . «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА».

Цель . Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

10 . «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!».

Цель . Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» — и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» — и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.

Цель . Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.

12 . «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».

Цель . Расширять словарный запас детей.

Ход игры. Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель ( метёт, вьюжит, пуржит ); дождь ( льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается ); ворона ( летает, каркает, сидит, ест).

13 . «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».

Цель . Расширять словарный запас детей.

Ход игры. Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка .

Кисель из клюквы — …( клюквенный кисель ).

Суп из овощей — …( овощной суп).

Пюре из картофеля — …( картофельное пюре ). И т.д.

Цель. Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.

Ход игры . Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка ( куклы, лука, чеснока, голова человека ); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика ); нос (у человека, у чайника, у самолёта ); ножка; ручка; крыло и т.д.

Цель . Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры . Воспитатель ( или ребёнок ) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением ( далёкий – близкий, высокий – низкий).

Цель . Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры . Воспитатель (или ребёнок ) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю ( или ребёнку ).

Цель. Учить детей подбирать однокоренные слова.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…( снег).

С неба все скользят пушинки –

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее…( снегопад ).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в . (снежки).

Словно в белый пуховик

Рядом снежная фигурка

Эта девочка…( снегурка ).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…( снег ).

— Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?

Цель. Учить подбирать синонимы.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (напрмер, стужа – мороз ).

19 . «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».

Цель. Развивать фразовую речь.

Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д .) Дети должны отвечать полным предложением.

20 . «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель. Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…»»…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.

21 . «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».

Цель. Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

Ход игры. Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.

22. «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель. Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком (а) – и бросает мяч любому из играющих. Ребёнок отвечает: «Шапка» — и бросает мяч следующему игроку, и т.д. по кругу. Затем воспитатель называет другой звук, и игра повторяется снова.

Цель. Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.

Ход игры. Педагог говорит: «Ребята, отгадайте, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? ( На море ).

— А теперь вы загадайте мне загадки о том, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.

24 . «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ».

Цель. Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.

Ход игры. Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт ( льёт ). Воздух чистый ( свежий ).

Цель. Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.

Ход игры. Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.

Это верно или нет, что, как сажа, чёрен снег,

Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел?

Что летать умеет рак, а медведь плясать мастак,

Что растут на вербе груши, что киты живут на суше,

Что с зари и до зари сосны валят косари?

Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд,

А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?

Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.

26. «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»

Цель. Учить делить слова на слоги.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам ( или хлопкам ). Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.

27. «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»

Цель. Закреплять и уточнять значение многозначных слов.

Ход игры. Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать:

Идёт дождь: идёт… ( снег, зима, собака, дым, человек ).

Играет … ( музыка, девочка ).

Горький … ( перец, лекарство ).

28. «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель . Развивать фонематический звук, быстроту мышления.

Ход игры . Воспитатель просит детей вспомнить названия насекомых, в которых есть звуки (а), (к). Кто больше назовёт слов, тот и выиграл. Например: бабочка, комар, стрекоза и т.д.

29. «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».

Цель. Закреплять употребление в речи обобщающих слов.

Ход игры. Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар,…».

30. «СТУК ДА СТУК, НАЙДИ СЛОВО, МИЛЫЙ ДРУГ».

Цель . Учить детей делить слова на слоги (части).

Ход игры . Дети становятся в круг, воспитатель – в центре с бубном в руках. Воспитатель ударяет в бубен 2 раза, дети должны назвать насекомых, имеющих в названии 2 слога (му-ха, ко-мар); затем ударяет 3 раза – трёхсложные слова (стре-ко-за, му-ра-вей, ба-боч-ка и т.д.)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector