221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры для развития речи детей 5 6

Игры на развитие речи для детей 5-6 лет

Развитие речи – важная составляющая развития ребенка. Заниматься развитием речи нужно с первых дней жизни младенца: общаться с крохой, играть с ним, постоянно разговаривать, выражать эмоции. Доказано, что дети, не имеющие в раннем возрасте достаточного речевого контакта с родными, тормозят в развитии, им сложнее дается обучение в дошкольном заведении, школе, страдают коммуникативные навыки. В материалах этой статьи речь пойдет о том, каким образом можно развивать речь своего чада, ведь заставить осознанно учиться ребенка 5-6 лет очень сложно. На помощь придут игры на развитие речи.

Что такое игры для развития речи

Речевые игры условно можно разделить на четыре вида в зависимости от того, на развитие какой стороны речи они направлены. Существуют следующие виды речевых игр.

  1. Игры, способствующие звуковой, фонематической коррекции. Играя в них, дети учатся правильно произносить, слышать, выделять звуки речи в слоге, слове, предложении.
  2. Игры на грамматику. Это правильное изменение слова по родам, числам, времени, согласование его с другими словами в предложении.
  3. Игры на расширение и развитие словарного запаса.
  4. Игры на развитие связной речи.

Примеры игры для детей 5-6 лет

Представленные игры проводятся под незаметным руководством взрослого, который не дает задание, а играет вместе с детьми. Эмоционально окрашенные, речевые игры должны пробуждать у игроков интерес, желание достигнуть результата, справиться первым.

«Собери вместе»

Игры с волшебным мешочком дают возможность использования знакомых игр в новых вариациях. В мешочек вместе с детьми взрослый складывает предметы, маленькие игрушки. Затем предлагает повторить, что лежит в мешочке. А потом задание: выбрать на ощупь предметы, в которых есть «м» или какой-то другой звук. Сложить в мешочек игрушечную посуду (кукольную одежду, овощи или фрукты, письменные принадлежности) и просить доставать по одной вещи и объяснить ее предназначение или описать внешний вид. Участвует от 2 до 6 детей. В игре упражняется умение выделять в словах заданный звук, закрепляются обобщенные понятия, уточняется лексический словарь, развивается связная речь.

«100 и один вопрос»

У взрослого за ширмой спрятаны знакомые детям предметы (пуговица, кружка, шишка, мячик, ложка, ленточка, карандаш). Заготовлено около 60 фишек. Ведущий показывает какой-либо предмет, а дети должны задавать про него вопросы. Вопросы могут быть самые разнообразные, но связанные с этим предметом. За каждый заданный вопрос ребенок получает фишку – кто их больше соберет, тот и победит. Участвовать могут до десяти человек.

Соревновательный характер игры активизирует, развивает речь, заставляет быстрее думать и помогает исследовать предмет со всех сторон с помощью вопросов.

«Назови целое»

Игра проводится в кругу. В центре стоит ведущий с мячом в руках. Кидая мяч игроку, называет часть какого-либо предмета (ручка, листок, ножка, колесо). Ребенок, возвращая мяч взрослому, называет целый предмет (кукла, тетрадь, стул, велосипед). Некоторые слова можно повторять, получая другие ответы (шкаф, дерево, малыш, машина). Играют до 6 человек одновременно. Игра способствует быстроте мышления, знакомит с многозначными словами, расширяет словарь, развивает внимание и память.

«Назови слово»

Ведущий называет первый слог и кидает мяч играющему, ребенок в ответ придумывает слово: ма – малина, по – поле, су – сушка. Вариант игры – дети называют по очереди все слова, которые начинаются с названого слога: за -: замок, зал, завод, затея, забыл. Игра продолжается до тех пор, пока не иссякнут примеры. Количество игроков до 10 и больше. Дети в игре расширяют словарный запас, развивают внимание, быстроту мышления.

«Что к чему»

В игру можно играть как в лото. Для этого необходимы карточки с картинками, например, корзина – грибы, удочка – рыба, нитка – иголка, ваза – фрукты. Картинок может быть сколь угодно много. Первые картинки из пары – у ведущего, вторые – у детей. Надо подобрать пары по соответствию. Ведущий говорит: «У меня корзина», ответы детей могут быть разные – в корзине могут быть и фрукты, и грибы. Побеждает тот, кто первый раздаст все картинки. Если играть без картинок, правильные и быстрые ответы отмечаются фишками. Надо подобрать слова, связанные с этим предметом по смыслу. Например, книга — сказка, закладка, магазин, читать; ложка – суп, есть, мыть, уронить, помешивать. Можно предложить объяснить, как слова соотносятся с названным предметом. Участвуют от 3 до 6 человек. Активизируется, пополняется словарь, расширяются представления об окружающем, развивается связная речь.

«Подбери рифму»

Суть игры такова. Взрослый читает стишок или загадку, последнее слово в строчке надо досказать в рифму. Например: «Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для … (нас). Количество игроков не ограниченно. Игра развивает чувство ритма, заставляет прислушиваться к окончаниям слов, знакомит с понятием «рифма».

«Поезд»

Для игры нужно небольшое приготовление: изобразить три вагончика и паровоз на отдельных листах картона. У вагонов сделать по три окошка – кармашка. По их размеру – карточки с разными птицами, дикими и домашними животными. Чтобы определить в словах нужный звук, предлагаются карточки с изображениями, в названии которых этот звук есть. Возможны разные задания. Например, определить количество звуков в словах (слова длинные и короткие): пес, кот; петух, кабан. Можно выделять количество слогов: в первом вагоне односложные слова (кит, бык, волк), во втором – двусложные (заяц, лиса, петух), в третьем – трехсложные (курица, корова, ворона). В игре ведущий – кассир продает билеты в нужные вагоны, играющие рассаживают зверей, покупая билеты за нужное число кружков (1, 2 или 3). Число играющих от 2 до 6. Игра хороша тем, что вариативная, значит, играть можно часто. Хорошая работа проводится над словом, закрепляется словарь по теме «животные».

«Кто в домике»

Вырезанные картонные домики с пятью окошками: четыре в домике, одно под крышей. На согласные звуки подбираются различные картинки (волк, ворона, корова, сова; заяц, коза, стрекоза, фазан) Картинки могут дублироваться. На чердачном окошке домика каждого ребенка какая-то буква. Ведущий берет со стола карточку, называет, выделяя определенный звук. Игрок, у которого эта буква стоит в окошке, ставит картинку в кармашек окна своего домика. Если ведущему снова попадается эта же картинка, он выделяет уже другой звук (кот – кот). Картинку забирает и второй игрок. Делается вывод, что коты могут жить в двух этих домиках. Число игроков до 4. В игре дети совершенствуют умение подбирать слова на определенный звук.

«Логический поезд»

К паровозу цепляются вагончики с нарисованными картинками. Два соседних предмета должны быть чем-то похожи. Игрок поясняет, почему к вагончику приставляет именно этот (одинаковые по цвету, по форме, по использованию, по вкусу). Например, рядом лист и арбуз из-за зеленого цвета, арбуз и мяч – оба круглые, мяч и пирамидка – это игрушки. Игроков может быть до 3. Игра способствует развитию логического мышления, связной речи, так как играющие должны доказательно объяснять свой выбор.

«Включим телевизор»

Картон поделен на две половины: на одной два неглубоких кармашка друг под другом, на другой – экран телевизора. Взрослый говорит: «Чтобы посмотреть телевизор, надо узнать первый звук в словах, назвав рисунки в верхнем кармашке. Из выделенных звуков образовать слово. Если слово верное, телевизор включится и появится картинка». В этой игре используются слова короткие из 3 – 4 букв.В верхнем кармашке маленькие картинки: роза, ананас, кит. Внизу под картинками выставляются буквы Р, А, К. На экране возникает его картинка. Аналогично – определение последнего звука. Участвуют до 3 человек. Игра ориентирована на выделение первого и последнего звука в слове. А появление картинки после правильного составления слова — как призовой момент.

«По первой букве» или «Узнай имя»

Ведущий предлагает узнать спрятавшееся слово (или имя). А для этого надо называть первые буквы по порядку в названиях картинок. Дети начальные буквы: собака – с, лук – л, иголка – и, ванна – в, альбом – а. Из букв получают слово слива. Другие способы игры: составить слово по последней букве или любой другой заданной. Например: дом – м, рука – а, карандаш – ш, каша – а. Получается имя Маша. Играют 2 – 3 ребенка. Игра развивает операции анализа и синтеза, когда из целого надо отделить часть, а затем из частей собрать целое. Приучает детей понимать и выделять начало и конец слова, умение соотносить звук и букву. Анализировать звуковую наполненность слова.

«Найди похожее»

Заготавливается диск из картона наподобие циферблата. В кармашках по кругу картинки со словами, которые отличаются одним звуком (мишка – мышка, коза – коса, дым – дом, ком – сом, каска – маска). Стрелки в центре циферблата. Задача игроков – найти пару слову, названному ведущим, и соединить их стрелками. Другой вариант – одна часть картинок у взрослого, другая — у детей. Ведущий выкладывает свою на диск, наводит на нее стрелку и четко называет: «Удочка». Ребенок, у которого нужная картинка, тоже выкладывает на циферблат, наводит вторую стрелку и называет пару картинок: «Уточка – удочка». При этом старается выделить отличающиеся звуки. Могут участвовать 2 -3 человека. В игре развивается фонематический слух, четкое произношение. Можно попросить детей объяснить значения этих слов.

Читать еще:  Игры для развития речи 6 лет

«Пирамида»

У каждого игрока трехъярусная картонная пирамида. Ярусы расчерчены на квадраты с нарисованными кружками. В верхнем ярусе по два квадрата с одним кружком, в среднем – по четыре квадрата с двумя кружками. В основании пирамиды – шесть квадратов с тремя кружками. Внизу квадратов – кармашки. На картинках изображения предметов, в названии которых от трех до шести букв (лук, рыба, сумка, колесо). Ведущий берет картинку и просит определить количество слогов в слове и положить на нужный квадрат. Где один кружок – слова из одного слога, два кружка – двусложные слова. Так заполняются все квадраты. Побеждает тот, кто первый заполнит свою пирамиду. Вариант игры: дети самостоятельно разбирают картинки, определяя количество слогов.

Можно вместо картинок использовать маленькие карточки со словами. Сразу можно играть 2 – 4 детям. Игра способствует умению определять количество слогов в словах, приучает к ритмичности слова, четкому произношению.

«Подбери словечко»

Все стоят в кругу. Первый, начиная игру, называет любое прилагательное и кидает мяч другому игроку. Он называет предмет, подходящий к этому признаку, и передает мяч следующему. Играют до тех пор, пока взрослый не скажет «Признак!». Затем так же, перекидывая мяч друг другу, перечисляют новые предметы (новая — кукла, скакалка, книга, мебель, покупка, подруга, встреча). Количество игроков до 10. Игра упражняет в правильном согласовании слов в роде, числе. Учит тонко чувствовать значения слов в словосочетании.

«Кто что купил»

В игре действующие лица – два каких-нибудь игрушечных животных или куклы. У каждого есть мешок (пакет), куда будут складываться его покупки. Обыгрывается ситуация «в магазине». Но оказывается, звери перепутали пакеты – надо помочь разобраться. Игроки по очереди достают из мешочков вещи и дают тому, кто их покупал. Предметы из лексических тем – фрукты, овощи; канцтовары, игрушки; обувь и одежда. Играют одновременно 2 – 3 человека. В этой игре уточняются значения слов, закрепляются обобщающие понятия. Если спрашивать, для чего куплены эти предметы, что звери собираются делать, будет проделана хорошая работа по развитию связной речи.

«Потерялись»

Игра может проходить за столом, если использовать предметные картинки животных и их детенышей. Как подвижная игра – если приготовить маски с надписями. Ведущий объясняет, что животные гуляли на улице, а детеныши разбежались кто куда. Надо помочь найти мамам их детей. Показывает картинку «курица» и спрашивает: «Кого потеряла курица?» Игроки отвечают: «Цыпленка» и находят картинку. Ведущий подводит итог: «Кого нашла курица?» — «Курица нашла цыпленка». Игра заканчивается, когда все животные соединятся в пары. Игроков может быть от 4 до 8.

Игра учит правильному согласованию существительных, закрепляет запас слов по теме «Животные и их детеныши». По аналогии можно придумывать задания по другим темам для детей.

«Что будет дальше»

Игроки стоят или сидят в круге за столом, у ведущего мяч. Он придумывает ситуацию, дети должны ее раскрыть: «Если я нарисую квадрат, то… ». Или «Если я сорву цветок, то… ». На каждую фразу придумывается одно продолжение. Взрослый говорит, кидает мяч одному из детей, после полученного ответа мяч возвращается ведущему. Участвуют 4 и больше детей. Игра продолжается, пока детям интересно. В игре развивается связная речь, обогащается словарь, совершенствуется умение составлять красивую фразу.

Вместо заключения

Несмотря на то, что к шестилетнему возрасту у детей выравнивается произношение, словарный запас позволяет составлять правильные предложения, объединенные одним сюжетом, в игре эти умения укрепляются, оттачиваются. Эмоционально окрашенные речевые игры пробуждают фантазию, исследовательские способности, наблюдательность, вызывают радость от полученного правильного результата.

Игры для развития речи ребёнка 5, 6 лет

Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома.

Дни недели

Количество играющих: 1-6 человек.

◈ Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете».

◈ Вскоре дети увидят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник), на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).

◈ Хлопайте в ладоши, когда произносите: «Вос-кре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та».

◈ Можете снова прохлопать в ладоши по слогам, называя дни недели сначала громким голосом (четырехсложные — воскресенье, понедельник), затем тихим голосом (двусложные — вторник, среда, четверг) и, наконец, нормальным голосом (трехсложные — пятница, суббота).

Слушайте слова

◈ Выберите три слова на одну и ту же тему, например, про деревню. Этими тремя словами могут быть «корова», «луг» и «тыква». Придумайте какую-нибудь историю, используя эти три слова или прочтите сказку. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, подпрыгивали.

◈ Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.

Время рифмы

Количество играющих: 1-6 человек

◈ Скажите детям, что вы собираетесь находить слова, которые рифмуются со словом «велосипед».

◈ Опишите рифмующееся слово и предоставьте детям возможность угадать, что это за слово. Например: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это театральное представление, где красиво танцуют (балет). Или: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это то, что посылают бабушке в письме (привет).

◈ Придумайте другие варианты для рифмы.

Если я…

◈ Начните предложение со слов «Если я. ». Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:

♦ Если я полью цветы.

♦ Если я соберу свои игрушки.

♦ Если я выйду летом в пальто.

♦ Если я лягу спать в одежде.

♦ Если я открою в ванной кран с горячей водой.

◈ Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».

Яблочная эстафета

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: яблоки, спички.

◈ Игрокам вручают по яблоку, утыканному одинаковым количеством спичек, головками наружу. Попросите детей вытаскивать по очереди спичку и называть эпитеты к слову «яблоко» (румяное, наливное, золотое и т. д.).

◈ Можно вспоминать сказки, где говорится о яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.

Угадай сказку

◈ Ведущий говорит детям несколько слов (их можно написать на бумаге). Нужно угадать, о какой сказке идет речь. Например:

♦ Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева»).

♦ Трава, крапива, кольцо, жаба, терпение («Дикие лебеди»).

♦ Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво»).

◈ Можно увеличивать количество слов, пока дети не догадаются, о какой сказке идет речь. Либо изменить порядок игры: назвать сказку и попросить выбрать несколько слов, которые ее характеризуют.

Часть и целое

Количество играющих: 2-6 человек

Вариант 1

◈ Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета.

◈ Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет (или птица), лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.

Вариант 2

◈ Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.

Кто больше?

◈ Попросите детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы или слога. К этой игре лучше подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

◈ Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.

Сказочные страны

Количество играющих: 1-6 человек

◈ Взрослый предлагает детям совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные люди.

◈ Вместе с детьми он называет разные свойства стекла: оно прозрачное, хрупкое, его можно мыть, оно может быть цветным и т. д.

◈ Исходя из этих признаков, дети с помощью взрослого описывают, как живут стеклянные человечки.

◈ К этой игре взрослый должен хорошо подготовиться и иметь список вопросов о жизни сказочных людей. Затем дети могут «переехать» в пластилиновую, деревянную, проволочную страну и т. д.

Противоположности

◈ Попросите детей называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.

Говори наоборот

Количество играющих: 1-6 человек

Выучите с ребенком стихотворение:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — «близко».

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты — «храбрец».

Теперь скажу «начало»,

А ты скажи — «конец».

◈ Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов:

Читать еще:  Развивающие игрушки до года фото

♦ шершавый — гладкий и т. д.

Сто вопросов

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: 5-6 обычных, знакомых детям предметов (например: шишка, яблоко, ложка, книга, ремень и т. д.), набор из 50-60 фишек.

◈ Игра проводится как соревнование. Взрослый по очереди показывает детям предметы и просит задавать любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.

◈ За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Бессмыслица

◈ Расскажите детям о приставках типа не-, полу-, анти-, супер-, микро-, макси-, архи- и т. п. Необходимо, чтобы дети запомнили значение каждой приставки.

◈ Дети садятся в круг, для каждого ведущий выбирает одну приставку. Затем он называет любое слово (собака, яблоко, тарелка и т. д.) и просит детей, приставляя к нему свою приставку, рассказать, как изменится то, что получило новое название. Например, как выглядит антисобака, какой у нее характер, как она себя ведет и т. д.

Картотека игр по развитию речи для детей 5 -6 лет

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОМАЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЩАВЕЛЕВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ

2. «ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»

3. «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ»

6. «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»

7. «ИГРА В ЗАГАДКИ»

8. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

9. «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА»

10. «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!»

11. »КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ»

12. «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ»

13. «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО»

14. «О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»

17. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

18. «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».

19. «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».

20. «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

21. «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».

22. «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

24. «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ»

26. «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»

27. «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»

28. «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ»

29. «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ»

30. «СТУК ДА СТУК, НАЙДИ СЛОВО, МИЛЫЙ ДРУГ»

Цель. Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например: петрушка – пеструшка . Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию ( машина – шина , носок – песок ), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.

Цель . Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры . Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.

Свежий ветер – прохладный .

Свежая рыба – недавно выловленная , неиспортившаяс я.

Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная .

Свежая газета – новая, только что купленная .

Свежая краска – невысохшая .

Свежая голова – отдохнувшая .

3 . «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ»

Цель игры . Активизировать словарь, расширять кругозор.

Ход игры . Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

Цель. Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.

Ход игры. Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета ( или одинаковой формы, или из одного материала) . По сигналу воспитателя один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.

Цель . Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.

Ход игры. Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.

6 . «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»

Цель. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.

Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.

Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.

На берёзе поспели яблоки ».

Дети находят противоречия в предложениях.

Цель . Расширять словарный запас детей.

Ход игры . Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Ребёнок, отгадавший загадку, выходит и сам загадывает. За отгадывание и загадывание загадок ребята получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Цель . Учить детей понимать смысл предложения.

Ход игры . Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Гена разбил стеклом мяч . И т.д.

9 . «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА».

Цель . Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

10 . «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!».

Цель . Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» — и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» — и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.

Цель . Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.

12 . «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».

Цель . Расширять словарный запас детей.

Ход игры. Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель ( метёт, вьюжит, пуржит ); дождь ( льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается ); ворона ( летает, каркает, сидит, ест).

13 . «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».

Цель . Расширять словарный запас детей.

Ход игры. Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка .

Кисель из клюквы — …( клюквенный кисель ).

Суп из овощей — …( овощной суп).

Пюре из картофеля — …( картофельное пюре ). И т.д.

Цель. Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.

Ход игры . Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка ( куклы, лука, чеснока, голова человека ); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика ); нос (у человека, у чайника, у самолёта ); ножка; ручка; крыло и т.д.

Цель . Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры . Воспитатель ( или ребёнок ) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением ( далёкий – близкий, высокий – низкий).

Цель . Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры . Воспитатель (или ребёнок ) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю ( или ребёнку ).

Цель. Учить детей подбирать однокоренные слова.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…( снег).

С неба все скользят пушинки –

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее…( снегопад ).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в . (снежки).

Словно в белый пуховик

Рядом снежная фигурка

Эта девочка…( снегурка ).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…( снег ).

— Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?

Цель. Учить подбирать синонимы.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (напрмер, стужа – мороз ).

19 . «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».

Цель. Развивать фразовую речь.

Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д .) Дети должны отвечать полным предложением.

20 . «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель. Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…»»…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.

Читать еще:  Развивающие игрушки для 2 месячного ребенка

21 . «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».

Цель. Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

Ход игры. Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.

22. «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель. Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком (а) – и бросает мяч любому из играющих. Ребёнок отвечает: «Шапка» — и бросает мяч следующему игроку, и т.д. по кругу. Затем воспитатель называет другой звук, и игра повторяется снова.

Цель. Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.

Ход игры. Педагог говорит: «Ребята, отгадайте, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? ( На море ).

— А теперь вы загадайте мне загадки о том, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.

24 . «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ».

Цель. Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.

Ход игры. Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт ( льёт ). Воздух чистый ( свежий ).

Цель. Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.

Ход игры. Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.

Это верно или нет, что, как сажа, чёрен снег,

Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел?

Что летать умеет рак, а медведь плясать мастак,

Что растут на вербе груши, что киты живут на суше,

Что с зари и до зари сосны валят косари?

Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд,

А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?

Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.

26. «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»

Цель. Учить делить слова на слоги.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам ( или хлопкам ). Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.

27. «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»

Цель. Закреплять и уточнять значение многозначных слов.

Ход игры. Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать:

Идёт дождь: идёт… ( снег, зима, собака, дым, человек ).

Играет … ( музыка, девочка ).

Горький … ( перец, лекарство ).

28. «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель . Развивать фонематический звук, быстроту мышления.

Ход игры . Воспитатель просит детей вспомнить названия насекомых, в которых есть звуки (а), (к). Кто больше назовёт слов, тот и выиграл. Например: бабочка, комар, стрекоза и т.д.

29. «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».

Цель. Закреплять употребление в речи обобщающих слов.

Ход игры. Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар,…».

30. «СТУК ДА СТУК, НАЙДИ СЛОВО, МИЛЫЙ ДРУГ».

Цель . Учить детей делить слова на слоги (части).

Ход игры . Дети становятся в круг, воспитатель – в центре с бубном в руках. Воспитатель ударяет в бубен 2 раза, дети должны назвать насекомых, имеющих в названии 2 слога (му-ха, ко-мар); затем ударяет 3 раза – трёхсложные слова (стре-ко-за, му-ра-вей, ба-боч-ка и т.д.)

Игры на развитие речи для детей 5-6 лет в детском саду

Развивающие игры для детей старшей группы детского сада

Игры, направленные на развитие речи у дошкольников старшей группы

Игра «Закончи предложение».

Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

Описание: детям предложить закончить предложения:

• Мама положила хлеб. куда? (В хлебницу.)

• Брат насыпал сахар. куда? (В сахарницу.)

• Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (В салатницу.)

• Папа принес конфеты и положил их. куда? (В конфетницу.)

• Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела).

• Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно).

• Я не хочу спать, потому что. (ещё рано).

• Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода).

• Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты).

• Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись от собаки).

Игра «Режим дня».

Цели: активизировать речь детей; обогащать словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: 8-10 сюжетных (схематических) картинок с изображением режимных моментов.

Описание: предложить рассмотреть картинки, а затем расположить их в определённой последовательности и объяснить.

Игра «Кому угощение?».

Цель: развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением медведя, птиц, лошади, лисы, рыси, жирафа, слона.

Описание: воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур, лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.

Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Игра «Назови три слова».

Цель: активизировать словарь.

Описание: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

— Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)

— Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

Игра «Кто кем хочет стать?».

Цель: развивать умение употреблять трудные формы глагола в речи.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

Описание: детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта.) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками.) Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».

Игра «Зоопарк».

Цель: развивать связную речь.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы.

Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Игра «Сравни предметы».

Цели: развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

Описание: воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

— У меня нарядный фартук.

— У меня рабочий фартук.

— Он белого цвета в красный горошек.

— А мой — темно-синего цвета.

— Мой украшен кружевными оборками.

— А мой — красной лентой.

— У этого фартука по бокам два кармана.

— А у этого — один большой на груди.

— На этих карманах — узор из цветов.

— А на этом нарисованы инструменты.

— В этом фартуке накрывают на стол.

— А этот надевают для работы в мастерской.

Игра «Кто кем был или что чем было».

Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

Игра «Назови как можно больше предметов».

Цели: активизировать словарь; развивать внимание.

Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

Игра «Подбери рифму».

Цель: развивать фонематический слух.

Описание: воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве. (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Игра «Назови части предмета».

Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

Описание: воспитатель показывает картинки:

1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.

2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector