221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры для развития слухового внимания у дошкольников

картотека игр на развитие слухового внимания
картотека по логопедии по теме

картотека игр на развитие слухового внимания у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
kartoteka_igr.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие слухового внимания

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Кто что услышит?

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

Цель. Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Повязки для глаз.

Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!». Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти и дотронуться до ребенка с колокольчиком, который теперь старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит им. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Жмурки с голосом

Цель. Развитие слухового внимания. Найти ребенка по голосу и определить направление звука в пространстве.

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат, петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.)

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка — шапочку с длинными ушками, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает детей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка — с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, дети становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог делит детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер, и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

Скажи, что звучит

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Солнце или дождик

Цель. Развитие слухового внимания, координации и темпа движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Педагог проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

Угадай, что делать

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Угадай по звуку

Цель. Развитие слухового внимания и фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры. Играющие сидят спиной к ведущему, Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает звуков, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

Игры на развитие слухового внимания

Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Игры на развитие слухового внимания

Игры на развитие слухового внимания

«Что звучало?»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: демонстрируем детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

«Да и нет не говорить»

Цель: развить внимание.

Задание: ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет».

1)Ты любишь лето?

2)Тебе нравится зелень парков?

3)Ты любишь солнце?

4)Тебе нравится купаться в море или реке?

5)Ты любишь рыбалку?

6)Ты любишь зиму?

7)Ты любишь кататься на санках?

8)Тебе нравится играть в снежки?

9)Ты любишь, когда холодно?

10)Тебе нравится лепить снежную бабу?

«Кто заметит больше небылиц?»

Цель: развить внимание, умение замечать нелогичные ситуации.

Задание: отметить все небылицы.

Кисель там варят из резины,

Там шины делают из глины.

Кирпич там жгут из молока,

Творог готовят из песка.

Стекло там плавят из бетона,

Плотины строят из картона.

Обложки там из чугуна,

Там варят сталь из полотна.

Там кроят рубахи из пластмассы,

Посуду делают из пряжи,

Прядут там нити из сукна,

Костюмы шьют из толокна.

Едят там вилками компот,

Там пьют из чашки бутерброд,

Из хлеба с сыром там котлеты,

Из мяса свежего конфеты.

С начинкой сладкой суп с фасолью,

В тарелках все там варят с солью…

Это верно или нет,

Что, как сажа, черен снег?

Ну а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь – плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд…

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут? (Л. Станчев).

«Исправь ошибки»

Цель: развить слуховое внимание.

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах.

Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

— Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук).

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери).

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей).

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками).

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб).

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес).

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке).

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь).

Фруктов в корзине не счесть:

Яблоки, груши, бараны есть (бананы).

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку).

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак).

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок).

Очень ласковый был дот,

Он хозяйку лизнул в лоб (кот).

По дороге шел (вол).

Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку).

«Будь внимателен»

Цель: развить слуховое внимание, научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Задание: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды: «Лошадки», «Зайчики», «Цапли», «Раки», «Лягушки», «Коровки», «Птицы». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой. Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

«Послушай и повтори»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог шепотом за экраном произносит слова по теме урока, а дети вслух повторяют их.

«Дятел»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог отстукивает разные ритмы в быстром темпе

… … .; …. … и т. д., а дети повторяют за ним.

«Цепочка слов»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог называет слово, а дети по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего

«Кто лучше слушает?»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

«Хлопки»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

«Запомни слова»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: логопед называет 3 – 5 слов, дети должны повторить их в том же порядке.

«Кто летит»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: логопед сообщает детям, что он будет говорить слово «летит» в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется.

«Найди картинку»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Задание: логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Губы логопеда закрываются

«Назови звук»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог произносит 3 – 4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает детей: «Какой звук есть во всех этих словах?»

«Определи на слух самое короткое слово»

Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

(Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова).

«Испорченный телефон»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Педагог спрашивает его: «Какие ты услышал слова?», если он скажет верно, значит, телефон исправен.

«Слушай и делай»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и подними руку», «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т. д.

«Где стучали?»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: дети сидят с закрытыми глазами, а педагог или ведущий стучит чем – нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук.

«Угадай, чей голос?»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

«Алфавит»

Цель: развить внимание.

Задание: если играет группа детей, то каждому присваивается какая — либо буква алфавита, точно так же организуется игра с одним ребенком.

Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать и топнуть ногой.

С группой детей можно провести игру на выбывание.

Право на индивидуальность. «Руки вверх»Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего, ему завязывают глаза. Воспитатель раскручивает водящего на месте и подводит.

Игры для развития слухового внимания у дошкольников

Для любой деятельности ребенка, будь то учебная, познавательная или игровая деятельность, необходимым условием является внимание. Без внимания ребенок не может самостоятельно выполнить задание или поручение взрослого.

Внимание дошкольника развито очень слабо, оно легко переключается с одного объекта на другой. В результате этого ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, не замечать происходящего вокруг. Поэтому с дошкольного возраста необходимо научить детей управлять своим вниманием. Развитое слуховое внимание необходимо ребёнку для правильного и чёткого произношения звуков, скорейшего обогащения словаря, грамматически правильных высказываний. Способствуя становлению устной и письменной речи, слуховое внимание помогает малышу в общении, обучении, гармоничном развитии. А помочь в этом сможет игра, так как она всегда содержит цель и правила действия, которые требуют сосредоточенности.

Благодаря этим играм у детей развиваются определенные качества – целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность. Предлагаем вашему вниманию такие игры.

• Угадай, где позвонили
• Скажи о том, что ты слышишь?
• Что ты слышишь?
• Какой инструмент звучит
• Узнай по звуку, что я делаю
• Будь внимательным
• Не ошибись
• Послушай и сделай
• Повтори слова
• Просьба
• Живое и маленькое.

Угадай, где позвонили

Цель игры: научить ребёнка определять направление звука.
Оборудование: звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: Ребёнок сидит на стульчике с закрытыми глазами. Ему предлагаете угадать, где звенит колокольчик, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, Вы предлагаете открыть глаза. Если ребёнок не угадает, то предлагаете ему попробовать ещё раз угадать, где звенит колокольчик.

Скажи о том, что ты слышишь?

Цель игры: развивать внимание, активизировать словарь ребёнка, развивать фразовую речь.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: Предлагаете ребёнку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышит (щебет птицы, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. п.). Ребёнок должен ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Что ты слышишь?

Цель игры: расширить словарный запас и развить фразовую речь.
Оборудование: ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. п.
Ход игры: За ширмой стучите молотком, звоните в звонок и тому подобное, а ребёнок должен отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.
Как найдешь ее, то смело С нашей Таней попляши».
Если входящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется – хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Какой инструмент звучит?

Цель игры: развивать слуховое внимание.
Оборудование: колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: Сначала познакомить иребёнка со звучанием каждой игрушки, а затем предлагаете ему отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например звучащую игрушку, металлофон, бубен, погремушку и др.

Узнай по звуку, что я делаю?

Цель игры: развивать внимание и фразовую речь.
Оборудование: различные игрушки и предметы (книжка, ложка, дудка, барабан и т. п.).
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: Предложите ребёнку сесть спиной к Вам и отгадать, что Вы делаете. Производите шумы и звуки разными предметами. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч, ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, стучать по барабану, подметать, строгать, резать и т. п.

Будь внимательным

Цель игры: развивать фразовую речь.
Оборудование: различные игрушки: машины, куклы, кубики и т. п.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: Вы даете ребёнку задание (например, взять мишку и посадить в машину). Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он сделал.

Не ошибись

Цель игры: научиться ориентироваться в пространстве и развивать количественные представления.
Оборудование: мелкие игрушки.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: Вы предлагаете ребёнку внимательно послушать, какие игрушки он должен принести Вам и называете их: «Таня, принеси синюю машину, зелёный кубик, пирамидку». Если ребенок хорошо справился с поручением, то в следующем задании попросите принести игрушек на один предмет больше. Если ребёнок неточно выполнил задание, укажите на ошибку и повторите задание с названием других игрушек, но в том же количестве.

Послушай и сделай

Цель игры: развивать понимание словесных инструкций и фразовую речь.
Оборудование: различные мелкие предметы и игрушки (фанты).
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: Вы называете несколько различных движений, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы, а затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие – очко (фант).

Повтори слова

Цель игры: активировать словарь, развивать память.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: Вы называете пять-шесть слов, ребёнок должен повторить их в том же порядке.
Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей ребёнка слова подбираются разной сложности.

Просьба

Цель игры: активировать словарь, развивать память.
Возраст: 5–6 лет.
Вы предлагаете ребёнку внимательно слушать каждое задание, а затем точно его выполнить, но только тогда, когда услышит слово – просьба.
— Просьба: подними руки вверх.
— Руки вниз.
— Просьба: руки в стороны.
— Присядь
— Просьба: встань.
— Прыгай на одной ноге.
— Просьба: покружись.
— Просьба: похлопай в ладоши.
— Опусти руки… и т.д.
— Просьба: топни правой ногой.
— А теперь левой.
— Сделай наклоны головой вправо и влево.
— Просьба: присядь.
— Встань.
— Поставь руки на пояс и попрыгай.
— Остановись.
— Просьба: руки в стороны… и т.д.

Живое и маленькое.

Цель игры: активировать словарь, развивать память.
Возраст: 5–6 лет.
Предлагаете ребёнку быть внимательным и хлопнуть в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.

10 игр на развитие слухового восприятия у дошкольников

29.11.2016 , Игры для развития речи, Статьи Комментарии отсутствуют

Мы живем в звучащем мире и полную тишину можем ощутить (слово услышать, согласитесь, здесь неуместно) только в специальном помещении. С самого рождения ребенок слышит множество звуков: шелест листьев, шум автомобилей, музыку, речь людей… Но эти слуховые впечатления у малыша сливаются, поэтому способность слушать и слышать нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. И помогут в этом игры для развития слухового восприятия.

Именно игра поможет малышу открыть особый мир звуков, сделать их важными и значимыми.

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания. Это умение сосредотачивать внимание на звуке, определять его источник. Без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь. Даже если у ребенка от природы острый слух, такая способность не возникнет сама собой.

Цель описанных ниже игр — помочь детям научиться сознательно пользоваться слухом. Играть в эти игры можно с малышами начиная с 1 года.

В одинаковые коробочки или баночки (небольшие, чтобы ребенку было удобно и безопасно брать их в руки и играть) насыпаем разные наполнители. Это может быть горох, песок, ракушки, рис, соль, бусинки… Нужно сделать несколько пар одинаковых коробочек, в каждой паре будет наполнитель одного вида и одинакового количества.

С малышами до года сначала просто гремим ими, обращая внимание на то, как по-разному они звучат. Затем просим ребенка найти среди баночек ту, которая издает такой же звук. Потом предлагаем из четырех коробочек найти две, которые звучат одинаково. И так постепенно усложняем, увеличивая количество коробочек.

Для этой игры нам понадобятся погремушка и две игрушечные зверюшки (большая и маленькая: мишка и зайчик, бегемот и птичка). Когда погремушка играет громко, танцует большая игрушка (мишка, бегемот), а когда тихо — маленькая (зайчик, птичка). Сначала только взрослый звенит погремушкой, играет игрушками и поясняет свои действия, но постепенно он подключает к игре малыша.

С детками постарше игру усложняем. Например, под громкие звуки маршируем, под тихие — ходим на носочках.

Или используем два инструмента: моим дочкам очень нравились громкий бубен и тихий колокольчик, под которые они выполняли разные движения.

Не только интересная игра, но и отличная тренировка слухового восприятия и внимания!

УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ

Мама или другой взрослый издает звуки на детских музыкальных инструментах (дудочка, колокольчик, барабан, погремушка), а ребенок угадывает, какой инструмент сейчас звучал.

Кстати, британские исследователи говорят, что музыкальные игрушки: маракасы, ксилофон, барабан, бубен, – помогают развивать слуховое восприятие ребенка. Поэтому поощряйте музыкальные игры и помогайте ребенку играть хотя бы простейшие мелодии.

Кроме работы с неречевыми звуками, обязательно развивайте способность ребенка к восприятию речевых звуков, учите вслушиваться в слова.

Эта игра не только развивает остроту слуха и умение сосредотачивать внимание, но и обучает правильно воспринимать словесную инструкцию.

С расстояния в полтора-два метра шепотом позовите ребенка. А затем так же шепотом давайте ему короткие и простые задания: «Принеси мне, пожалуйста, зайку. Положи кубик на полку…» Говорить надо тихо, но четко.

Эту игру тоже очень удобно трансформировать. Мы играли в маминых помощников и в роботов, которым дают инструкции и задания. Кстати, это прекрасное упражнение при подготовке ребенка к детскому саду, где ребенку придется выполнять указания и задания воспитателей.

ДЕТСКИЕ ПЕСЕНКИ И ПОТЕШКИ

Наши неизменные помощники для развития слухового восприятия детей. Пойте ребенку как можно чаще! О той пользе, которую песенки и потешки принесут ребенку, можно рассказывать очень долго.

В эту игру мы играли, когда хотелось поднять настроение и похохотать. Я задавала вопросы, на которые дочка могла ответить только «да» или «нет». Вопросы примерно такие: «У куклы есть платье? А у машинки есть платье? Мячик умеет прыгать? Мы спим на мячике? А шкаф умеет ходить. »

Следующая игра для детей постарше, примерно четырех-шести лет. Играть в нее можно в дороге или в очереди. Взрослый называет три слова, а ребенок отгадывает, какой общий звук объединяет все эти слова. Например, «лыжи, жук, жизнь — ж», «лиса, соль, любовь — ль» и т.п.

Думаю, все знают эту замечательную игру с мячом. Взрослый бросает ребенку мяч (если ребенок мал и ему трудно ловить, можно мяч катить), называя какой-нибудь предмет. И если назван съедобный предмет, ребенок ловит мяч, а если несъедобный — не ловит.

Конечно, малыш будет ошибаться, особенно первое время. И если ребенок ловит несъедобный предмет, иногда можно попросить изобразить, как он этот мяч ест. Так к игре добавляется артикуляционная гимнастика.

Еще одна хорошая игра с мячом. Взрослый кидает мяч и произносит первую часть слова, а ребенок ловит и договаривает окончание. Например, вы говорите: «Мо», – а ребенок подхватывает: «Ре» или «Да». Моя младшая дочка часто просила: «Мама, повтори еще раз, я другое слово назову». С помощью этой игры хорошо развивается не только фонематический слух, но и активный словарный запас.

Итак, развивать слуховое восприятие можно с первых лет жизни малыша, и каждая мама может научить этому своего ребенка. Умение слушать и слышать помогает возникновению верного звукопроизношения, формирует правильную речь ребенка.

Каждая мама способна стать лучшим учителем для своего ребенка. Научите ребенка слышать звуки и вслушиваться в слова. А я буду очень рада, если игры, описанные в этой статье, помогут вам!

Читать еще:  Развивающие игры для ребенка 4 месяца
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector