221madou.ru

Мама и Я
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры для сенсорного воспитания детей раннего возраста

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Продолжительность проекта: сентябрь – май.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
  • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
  • Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
  • Презентация для родителей.
  • Фотовыставка «Учимся играя».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
  • Проведение мониторинга.
  • Анализ полученных результатов, выводы.
  • Проведение анкетирования родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

  1. Дидактические игры с малышами:
  1. Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
  2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
  3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
  4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
  5. Мозаика: настольная и напольная.
  6. Настольно-печатные дидактические игры.
  1. Самостоятельные игры малышей.
  2. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
  2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
  3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми

сентябрь
Д.и. «Вкладыши и башенки»Знакомить с величиной в ходе практических действий.
Д.и. «Веселые матрешки»

Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Д.и. «Соберем пирамидку»

Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
Д.и. «Огурчики и помидорчики».

Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы.октябрь
Д.и. «Цветные колпачки»

Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков.
Д.и. «Найди такую же фигуру»

Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Д.и. «Разложи фигурки по домикам»Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.
Д.и. «Две коробки».

Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.ноябрь
Д.и. «Соберем

Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.
Д.и. «Занимательная коробка».Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.
Д.и. «Грибы на поляне».

Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много.
Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех.Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величинеДекабрь.
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех.Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме.
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цветаЗакреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.

Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех.Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.

Январь
Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята».Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.

Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки».Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки».

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком).

Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.Февраль.
Д. и. «Сделаем матрешки бусы».Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
Д. и. «Башенки для гномиков».

Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
Д.и. «Забавные бутылочки».

Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.
Д. и. «Где Мишка?»

Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.Март.
Д. и. «Тут и там».Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
Д. и.«Цирковые собачки».

Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.
Д. и. «Поручения».

Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
Разрезные картинки.

Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое.Апрель.
Д. и. «Что потеряли котятки».

Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.
Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей».Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
Д. и. «Летящие бабочки».

Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету.Май
Д. и. «Ловись,

Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.
Д. и. «Забавные лодочки».

Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.
  1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
  3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
  4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
  5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» — Синтез 2009 г.
  6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.

Игры для сенсорного развития детей 2-3 лет

Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками.

Понятие сенсорики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

  1. Усвоение представлений о свойствах и от­ношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
  2. Овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Развитие сенсорики позволяет:

  • обогатить словарный запас;
  • сформировать правильную структуру речи;
  • улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
  • развить фантазию;
  • получить полную информацию об окружающей действительности;
  • улучшить коммуникативные навыки.

Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:

  1. Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
  2. Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
  3. Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
  4. Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
  5. Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
  6. Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.

Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2-3 лет

Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.

Обучение происходит в игровой форме, чтобы у дошкольников оставался высоким уровень мотивации к занятиям.

Требования к обучающим играм:

  • безопасность;
  • наглядность;
  • натуральность материалов;
  • яркость и естественность цветов;
  • доступность;
  • соответствие возрастным особенностям.

Игры с прищепками

Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.

Используя фантазию, можно предложить ребенку много вариантов игр с прищепками, среди которых:

  1. Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.
  2. Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.
  3. В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.
  4. Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.
  5. Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.

Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года

Игра ребенка 4 лет усложняется и становится ведущим типом деятельности, в которой происходит развитие. Ребенок приобретает речевые навыки, которые позволяют ему описывать свойства предмета. Базовые представления о свойствах объектов расширяются, ребенок ориентируется в многообразии форм и цветов. Игры в младшем дошкольном возрасте направлены:

  • на получение знаний об органах чувств;
  • на расширение словарного запаса для описания предметов;
  • на развитие сенсорных систем;
  • на выделение отличительных особенностей объектов;
  • на выполнение практической деятельности.

Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех. Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания. Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.

Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.

Дидактические игры своими руками

Дидактические развивающие игры необязательно покупать в специализированном магазине. Можно их создать своими руками и привлечь к процессу ребенка. Это вызовет у него желание учиться новому в процессе игры. В качестве оборудования подойдут предметы из домашнего обихода, с которыми человек сталкивается ежедневно. Это познакомит дошкольника с объектами быта и позволит избежать дополнительных денежных трат.

Пальчиковый сухой бассейн

Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12-15 см на половину заполнить сухим горохом. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает горошины, рассыпает их. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук.

Игры в сухом бассейне сопровождают музыкой или стихами. На дно миски можно выложить маленькие игрушки, которые надо найти и описать их с закрытыми глазами. Игра подходит для детей двух-трех лет.

Игра бусы из соленого теста

Детям предлагается создать бусы в подарок маме из разноцветных колечек. Педагог заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Для этого понадобится:

  • мука — 1 стакан;
  • соль — 1 стакан;
  • крахмал — 1 ст. л.;
  • вода — 1 ½ стакана;
  • цветная гуашь.

Крахмал развести в ½ стакане холодной воды, залить 1 стаканом кипятка. Половину стакана получившегося раствора смешать с мукой и солью. Замесить тесто, покрасить в разные цвета. Сформировать колечки.

На занятии дети нанизывают бусинки на шнурок и формируют украшение.

Пособие “разложи яички в свои домики”

Педагог закрашивает картонный контейнер для яиц в 4 цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Коробочки от шоколадных яиц (киндер-сюрприза) оклеивает соответствующей цветной бумагой. Дети раскладывают разноцветные яйца в подходящие ячейки.

«Тактильная коробка»

Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки. Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями. Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества дошкольника.

Игра «разноцветные палочки»

Цветные счетные палочки — пособие Кюизенера. Оно представляет собой комплект из 116 пластмассовых палочек 10 разных цветов и размеров. Самая маленькая палочка имеет длину 10 мм, следующие увеличиваются на 10 мм. Палочки одной длины окрашены одинаково. Использование пособия позволяет развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, сформировать пространственные понятия, изучить соотношение «больше-меньше». Палочки можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.

Чудесный мешочек

Для игры понадобятся большой плотный тканевый мешок и различные мелкие предметы: галька, фигурки, шарики и бусинки, монетки, ткань, шишки. В ходе игры развивается тактильное восприятие. Дети по очереди опускают руку в мешок и описывают предмет, который нащупали. Задача — угадать, какой предмет находится в мешке. Занятие проводят как индивидуально, так и в группе в детском саду.

Конструктор

Конструирование — деятельность, которая направлена на создание новых объектов из небольших частей. Собирая детали конструктора, ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, мышление, изучает цвета и формы.

Взрослый может предложить собрать фигуру по образцу, дать устное задание или позволить ребенку поэкспериментировать.

«Паучок на полянке»

Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».

В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.

Консультация для воспитателей.«Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр».

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Консультации для родителей (23)
  • Консультации для родителей (24)
  • Консультации для педагогов (17)

Консультация для воспитателей.«Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр».

В сенсорном воспитании детей раннего возраста дидактические игры и игрушки являются по существу ведущими средствами обучения. Очень важным является развитие восприятий , обогащение и совершенствование чувственного опыта. У детей должны постепенно складываться отчетливые и правильные представления об окружающих их предметах и явлениях.

Советская педагогика и психология считают, что наиболее успешно такие представления складываются в процессе деятельности. Действуя с предметами, дети практически познают их свойства. Очень важна при этом роль слова взрослого : его пояснения, обозначения качеств, сравнения.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка , с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

Развитие детской деятельности, руководство ею являются важной задачей. Главной составляющей является предметная деятельность. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования важных качеств личности.

Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия, например: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, банки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и др. Совершенствуются движения кисти, пальцев ребенка, развивается глазомер.

Обогащается сенсорный (чувственный) опыт ребенка. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, что одни предметы твердые, другие мягкие, упругие; одни тяжелые, другие легкие; одни прочные, другие легко разрушаются, видоизменяются – рвутся, мнутся, распадаются и требуют осторожного обращения с ними. В результате действий ребенка с предметами они издают различные звуки : стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов : гладкие, шершавые, пушистые и т. д. Различна и окраска – дети чувственно воспринимают различные цвета .

Большинство народных дидактических игр имеет сенсорное содержание , так как народная педагогика подметила потребность самой детской природы в слове, звуке, краске, цвете.

Дидактическая игра характеризуется определенной структурой :

* наличием дидактических задач , без чего она теряет свой обучающий характер, а следовательно, и целенаправленность;

* наличием игрового действия, которое и ведет ребенка, заинтересовывает, дает возможность обучаться играя;

* и наконец правилами игры, которые направляют игру ребенка по заданному пути.

Но игра эта своеобразна – она требует от ребенка овладения правилами и необходимости руководствоваться ими в ходе игры. Именно правила игры имеют дидактическое значение .

Существуют дидактические игры и игрушки , отвечающие решению многих задач сенсорного воспитания : усвоению формы, пространства, цвета, величины, звука. Значительное число таких дидактических игр представлено в работах Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой.

На дидактическую игру возлагается задача формировать сенсорику ребенка , ей первой предоставлено право ознакомить его с формой, цветом, звуком, пространственными признаками. В этом выражена потребность ввести ребенка в понимание свойств и качеств окружающих его чувственно воспринимаемых вещей , предметов и явлений природы.

В существующих дидактических играх заметно стремление давать обобщенные знания, не подготавливая к этому сенсорный опыт ребенка . Этим как бы обходятся те сложности, которые в действительности существуют. Заключаются они в следующем : если ребенок не действует с формой, цветом и другими чувственно воспринимаемыми свойствами самих предметов, вещей, то когда ему предлагается для усвоения обобщенные знания о цвете, форме и т. д., он не видит в них ничего «общего» , не воспринимает их как выражение общей меры, а соотносит с предметами, сливает с ними.

Е. И. Тихеевой сделана «поправка» к этому, уже, видимо, ею замеченному слабому месту сенсорной педагогики – отрыву от жизненных явлений. Кроме дидактических игр с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.) и телами (шар, куб, цилиндр и т. д.) ею были введены игры с так называемым «естественным» дидактическим материалом – это специальный подбор и обработка листьев, цветов, камней и т. д. по признакам формы, величины, цвета.

Введение жизненных предметов в дидактические игры никакого принципиального значения, таким образом, не имеет. Попытка приблизить абстрактно данные качества к жизненным предметам и явлениям ничего существенного не прибавляет детскому развитию. Просто здесь круг материала, предлагаемого для упражнения, более расширен за счет введения в практику детского сада так называемых «естественных дидактических материалов » — листьев, шишек, цветов и т. п.

Поэтому дидактические игры , направленные на сенсорное развитие детей , нельзя считать достаточно разработанными.

Сами дидактические игры требуют значительного пересмотра именно под этим углом зрения.

Сенсорное воспитание , осуществляемое в процессе продуктивной детской деятельности, такой, как рисование, лепка, конструирование , пение, движение и т. д., также связано с организацией сенсорного опыта ребенка и предложением детям мер для познания наиболее общих качеств (свойств) внешнего мира.

Здесь ребенок воспринимает разнообразие свойств форм предметов, цвета, пространственных отношений в их конкретных проявлениях и затем действует, также сообразуясь с реальными качествами, формой, цветом.

Для того чтобы вполне конкретно определить роль дидактических игр и тем самым их дидактические задачи , содержание необходимо прежде всего посмотреть, что же накапливает ребенок в рисовании, конструировании и как этот опыт формируется не только в чувственном, но и в умственном плане.

Опыт конструирования , рисования, лепки, вырезывания уже ориентировал детей в особенностях формы, пространственного положения, цвета предметов. Рисуя, конструируя , вырезывая, ребенок становился в такие условия, когда свойства формы, пространства, цвета и другие сенсорно воспринимаемые качества предметного мира нарочито подчеркивались, дидактически выделялись . По мере накопления опыта познания свойств формы, цвета в их жизненном выражении – в предметах, явлениях – у детей обнаруживалось стремление к обобщению. Это стремление ярко выражается в речи.

Большую пользу в этот период могут принести дидактические игры , в которых на материале разных жизненных форм, цвета, пространственных отношений предметов, вещей (или их изображений ) , дети получают возможность почувствовать многообразие конкретных свойств предметов и то общее, что есть между ними.

Дидактической задачей таких игр является выделение формы различных предметов, чувственное соотнесение этой формы с соответствующими геометрическими фигурами – кругом, овалом, квадратом и т. д. Или группировка вещей и предметов по их цвету, соотнесение жизненной окраски с мерой цвета – основными цветами.

Под влиянием практики дидактических игр , направленных на формирование общих представлений о мерах, происходит значительное совершенствование сенсорных ориентировок детей . Возрастает не только точность различения, называние форм, цвета и т. д, о чем уже упоминалось, но можно заметить и увеличение объема сенсорной памяти . Это выражается, например, в способности воспринимать большее количество объектов и запоминать их сенсорно воспринимаемые качества (форму, величину, цвет) .

Заметно увеличивается быстрота детских реакций. Можно думать, что одной из причин этого является совершенствование способов определения формы, которые заметно становятся иными. Вместо обычно применяемых детьми способов прикладывания, обведения контура рукой в воздухе, переведения пальца с одной фигуры на другие, а иногда и стремление еще раз посмотреть предложенный образец задача решается в основном зрительным путем.

Выясняется, таким образом, что в новых условиях организации сенсорного воспитания на дидактические игры возлагаются серьезные учебные задачи.

Рассмотрев роль и назначение дидактических игр в условиях влияния сенсорно направленного рисования, конструирования , лепки можно уже представить те функции, которые признаны выполнять эти игры.

Прежде всего дидактические игры должны помочь завершению процесса отделения собственного сенсорного опыта ребенка по восприятию им качеств предмета от общественно принятых мер, которыми производится измерение этих качеств.

Затем дидактические игры должны выполнить задачу ознакомления с мерами как обобщенными знаниями.

Д идактические игры могут расширять практику жизненного использования знаний мер, расширять практические ориентировки.

В связи с этим возникает необходимость оценить существующие в практике дидактические игры , их дидактическую направленность , систематизировать наиболее отвечающие поставленным задачам и содействовать созданию новых игр.

Есть еще одно важное назначение дидактических игр в сенсорном воспитании : они могут помочь обнаружить состояние сенсорного развития , констатировать , чем же ребенок владеет в данный момент, для того чтобы целесообразно организовывать его сенсорное воспитание ; дидактические игры могут помочь определить, чего достиг ребенок в своем сенсорном развитии .

Какова же роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста?

В дидактических играх перед детьми ставятся иные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игро-занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебно-познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.

Можно выделить следующие виды дидактических игр, способствующие сенсорному развитию:

Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.

Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью:

«Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».

Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие в которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых (продавца, покупателя, почтальона, врача) или животных (волка, зайчика, котика).

Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть – «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше».

Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойства (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста

Аннотация: в статье идет речь об использовании дидактических материалов, предназначенных для сенсорного развития детей раннего возраста. Авторы ставят перед собой следующие задачи: формирование элементарных понятий о сенсорных эталонах величины, цвета, ориентировки в пространстве, самостоятельности, социализации. Предложены дидактические игры, которые могут использовать педагоги дошкольного образования, а также родители, заинтересованные в полноценном развитии своего ребенка.

Ключевые слова: дошкольное образование, воспитательная работа, сенсорное развитие, дидактические игры, ранний возраст, сенсорное восприятие, развитие мелкой моторики рук, концентрация внимания, формирование элементарных понятий.

Ребенок получает представления об окружающем мире в процессе активной непроизвольной деятельности. Одним из самых эффективных средств сенсорного воспитания детей раннего возраста является дидактическая игра. Она способствует быстрому овладению знаниями, навыками и умениями, благодаря увлекательной форме усиливает познавательные возможности ребенка. В процессе игры дети могут помогать друг другу, подсказывать, что способствует социализации.

Однако в современной практике существует проблема: педагоги не в полной мере осознают пользу дидактических игр. Если и осознают, то считают, что такие игры необходимо покупать. На самом деле дидактические игры можно сделать самостоятельно, и они будут выглядеть не менее эстетично и ярко.

В данной статье мы предлагаем перечень игр, которые используем в работе. Некоторые игры мы изготовили своими руками. Подборка игр не принципиальна, мы делимся опытом. Целью статьи является обоснование применения дидактических игр, которые помогут детям развиваться.

1. «Цветные палочки» Цель: развитие у детей умения различать основные цвета спектра, зрительного восприятия, мелкой моторики рук. Оборудование: стаканчики (желтый, красный, синий, зеленый), деревянные или пластиковые палочки соответствующих цветов (16 шт.). Ход игры: воспитатель расставляет на столе стаканчики четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпала кукла Катя. Детям предлагается найти стаканчик, подходящий палочке по цвету. Ребенок должен правильно разложить палочки и назвать цвета.

2. «Где моя шапочка?» Цель: развитие умения различать и называть основные цвета, развитие усидчивости, моторики пальцев рук, умения соотносить предметы по цвету. Оборудование: куколки в платьях основных цветов и такие же шапочки. Ход игры: воспитатель раскладывает на столе четырех куколок в платьях основных цветов. Ниже раскладываются шапочки соответствующих цветов в другом порядке. Детям предлагается выбрать для каждой куклы шапочку, подходящую по цвету к платью, и надеть ее.

3. «Веселая шнуровка» Цель: развитие мелкой моторики рук, умения концентрировать внимание, точности глазомера, координации и последовательности действий; развитие сенсомоторной координации, пространственного ориентирования, формирование навыков шнуровки; развитие речи. Оборудование: шнуровки четырех видов. Ход игры: воспитатель показывает ребенку различные виды шнуровок (шнурование, завязывание шнурка на бант, продевание через решетку) и предлагает повторить.

На фото сверху показано шнурование.

На фото сверху показано завязывание шнурка на бант.

На фото сверху показано продевание через решетку.

4. «Собираем ожерелье» Цель: развитие мелкой моторики, глазомера, координации, умения сортировать предметы по признакам, понимания, каким образом сделаны некоторые окружающие нас вещи. Оборудование: прочный шнур, бусины, кубики или другие предметы с отверстием в центре. Ход игры: в первом варианте игры на тему «Соединяем предметы» у малышей должно получиться разноцветное ожерелье. Порядок нанизывания деталей свободный. Второй вариант – это нанизывание бусин, чередующихся по форме, третий вариант – чередование по цвету. В зависимости от уровня развития ребенка задания можно усложнять. Например, сначала предложить ему нанизать бусины с большими отверстиями на толстый шнур (на фото ниже).

А потом положить на поднос детали с более мелкими дырочками и нити поменьше (на фото ниже).

5. «Создай картинку» Цель: развитие моторики пальцев рук через действия с предметами, развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, фантазии. Оборудование: игровое поле для крепления фигурок, различные фигурки на липучках. Ход игры: «Что же делать? Вот вопрос. У машины нет колес! Их приделаем легко и поедем далеко!» Детям предлагается игровое поле и различные фигурки на липучках, которые прикрепляются не только на любое место на игровом поле, но и друг на друга, что создает бесконечное разнообразие вариантов. Ребенок сможет составить все, что подскажет фантазия.

6. «Геометрические вкладыши» Цель: выработка умения узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости, знакомство с названиями фигур. Оборудование: коробочки с различными геометрическими фигурами крупного размера. Ход игры: воспитатель объясняет, что нужно раскладывать фигуры в коробочки в соответствии с образцом (круг к кругу, квадрат к квадрату и т.д.). По мере освоения ребенком простых фигур переходим к более сложным.

7. «Забавные шарики» Цель: тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики рук, творческих способностей. Оборудование: менажница (блюдо, разделённое внутри на несколько ячеек, покрашенных в разные цвета), мягкие шарики, по цвету соответствующие делениям менажницы. Ход игры: Вариант 1. Воспитатель раскладывает шарики в менажнице по цветам и просит ребенка повторить его действия. При этом проговариваются названия цветов.

Вариант 2. Ребенок составляет узор из шариков на поверхности стола (по просьбе воспитателя, по желанию).

8. «Нарядные клоуны» Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие творческих способностей, закрепление знания цветов. Оборудование: игровой набор «Наряди клоуна», в который входят фигурки клоунов, атрибуты их одежды и обуви. Ход игры: воспитатель показывает детям варианты украшения клоунов, рассказывает, что можно подобрать различные виды одежды, обуви, аксессуаров на усмотрение детей. В конце игры нужно рассмотреть все возможные варианты и обсудить их.

9. «Пересыпание мерной ложкой» Цель: развитие координации и мелкой моторики, уверенности в собственных возможностях, глазомера. Оборудование: наполненная крупой чашка, ложки разного размера. Ход игры: есть наполненная крупой чашка, из которой надо пересыпать содержимое в другую чашку, пользуясь расположенными на подносе инструментами (ложками разного размера). Это задание позволяет ребенку в простой игре совместить два элементарных действия: перенос вещества и наблюдение за его падением в момент пересыпания в другой сосуд.

Заключение Дидактические игры уникальны тем, что помимо воздействия на речь ребенка они развивают мелкую моторику рук, тренируют память, учат ориентировке в пространстве. Следствие этого – хорошая память, правильная речь, быстрая социализация детей. Используя дидактические игры, направленные на сенсорное развитие, в своей практике, мы видим положительную динамику в освоении эталонов величины, цвета, ориентировке в пространстве, самостоятельности. Представленные в данной статье игры рекомендуются к внедрению в образовательный и воспитательный процессы для детей раннего возраста.

Список литературы: 1. Боброва Н.Б. Монтессори у вас дома. Узнаем окружающий мир. СПб.: Питер, 2016. 112 с. 2. Бостельман А., Финк М. Экспериментируем и играем на подносе: 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / под редакцией С.Н. Бондаревой. М.: Национальное образование, 2015. 72 с. 3. Бостельман А., Финк М. Посмотрите, что я умею! Эвристическое обучение детей раннего возраста: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / под редакцией С.Н. Бондаревой. М.: Национальное образование. 2015. 120 с. 4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Читать еще:  Развивающие игрушки 3 4 года
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×