221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры и упражнения на развитие памяти

Картотека игр, направленных на развитие памяти у дошкольников
картотека на тему

Игры на развитие памяти у дошкольников

Игры на развитие памяти у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
na_sayt.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры «Запоминаем вместе»

(картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)

Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:

Игра «Рассказываем сказку».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Возраст: 5 лет и старше

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

Упражнение «Запоминаем слова»

Цель: развитие слуховой механической памяти

Возраст: с 4 лет и старше

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Игра «Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

Цель: развитие обонятельной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Задание № 1: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

Игра «Снежки »

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Игра «Загадки»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы (заяц)

Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание №2: Вспомни и повтори загадку?

Игра «Экран».

Цель: развитие зрительной памяти.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Возраст: с 5 лет.

1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

Игра «Запомни картинки»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 4 лет.

Для этой игры надо заранее заготовить картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими

Игра, «Какой игрушки не хватает? »

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки

Игра «Обезьянка»

Цель: развитие зрительной памяти

Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Игра в слова

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

Игра «Запоминаем вместе».

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.

Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.

Игра «Вспомни пару».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.

1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

Игра «Пары картинок».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Варианты рассказов для запоминания.

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.

№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту — ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.

Игра «Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Игра «День рождение куклы».

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Возраст: с 3 лет.

Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.

Игра «Пара слов».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.

Упражнение «Осень».

Цель: развитие смыслового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении.

На полях и в рощах

Стали дни короче.

Солнышко не видно,

Темны, темны ночи.

После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается.

Игра «Магазин»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 4 лет.

Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.

8 головоломок для тренировки памяти: взрослым и детям

Развитие памяти: игры на бумаге для всей семьи

Анхельс Наварро психолог, писательница, автор монографий по развитию памяти и внимания, психомоторной игровой терапии

Мы нередко жалуемся на плохую память — и свою, и особенно у детей. Специалисты единодушны: развитием памяти надо просто заниматься. Чтобы дело пошло веселее, мы выбрали 8 головоломок из новой книги, которая вся посвящена улучшению памяти. Надеемся, эти игры скрасят ваш семейный досуг.

Скрипка, ножницы, жираф.

Внимательно рассматривайте в течение двух минут предметы, изображенные на картинке. Потом, не глядя на картинку, запишите на листе бумаги, что вы запомнили. Не расстраивайтесь, если не можете вспомнить все.

Что на афише?

Внимательно рассматривайте афишу в течение минуты.

Теперь, не подглядывая, ответьте на вопросы.

  1. Сколько лошадей изображено на афише?
  2. Речь идет о США или Великобритании?
  3. Что анонсирует эта афиша — кинофестиваль или цирк?
  4. Сколько звездочек находится в самой нижней части афиши?

Свеча и снеговик

Придумайте ассоциации для цифр и слов в соответствии с их внешней формой. Можете потратить на это столько времени, сколько вам необходимо. Затем закройте картинку.

Ответьте на предложенные вопросы.

  1. Какая цифра соответствует снеговику?
  2. Какие цифры соответствуют оврагу и свече?
  3. Какие цифры соответствуют паруснику, яйцу и змее?
  4. Какие цифры соответствуют воздушному шарику, птице, детской горке и утке?

Всем купаться!

Изучайте и запоминайте детали фотографии в течение полутора минут. После этого закройте ее и ответьте на вопросы.

  1. Где происходит действие — на пляже или в горах?
  2. Все ли женщины в купальниках?
  3. Есть ли на фотографии мужчина с поднятым вверх указательным пальцем?
  4. Все ли люди находятся на переднем плане или на заднем тоже кто-то есть?

Когда родился Галилей?

В течение полутора минут запоминайте имена исторических личностей и год их рождения. Затем закройте список.

Томас Эдисон1847
Кардинал Ришелье1585
Мария Кюри1867
Галилей1564
Вольтер1694
Николло Паганини1782
Сара Бернар1844
Рабиндранат Тагор1861

Теперь все имена и даты перемешаны. Найдите правильный год рождения для каждой исторической персоны.

Кардинал Ришелье1861
Николло Паганини1564
Мария Кюри1585
Галилей1867
Томас Эдисон1694
Сара Бернар1782
Вольтер1844
Рабиндранат Тагор1847

Сколько стоит шкаф?

Вам нужно меблировать комнату ваших детей. На рисунке — цены из каталога мебели. Запоминайте их в течение минуты. Теперь закройте этикетки и ответьте на вопрос:

Сколько денег вы потратите, если решите купить двухъярусную кровать, круглый коврик, два кресла, две лампы и двухсекционный шкаф?

Что на обед?

Группа друзей отправилась обедать вместе. Прочитайте заказ и запомните его. Теперь закройте список.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Сколько всего воды заказали друзья?
  2. Кто-нибудь заказал бутерброд с рыбой?
  3. Сара попросила сахар или сахарин?
  4. Кто заказал тост?
  5. Кто заказал сразу два напитка?
  6. Что заказал Мартин?

Сколько стульев?

Внимательно изучайте план дома в течение сорока пяти секунд. Затем закройте его и ответьте на вопросы.

Есть ли в доме терраса?
Ванная находится напротив спальни?
Спальня двойная?
Есть ли столик перед диваном?
На террасе стоят два кресла?
Стол в столовой круглый, квадратный или прямоугольный?

Игры на развитие памяти и внимания

Как спортсмен ежедневными тренировками должен совершенствовать своё мастерство, так и каждый желающий иметь отличную память должен искусно оттачивать этот полезный навык. О методах развития зрительной и слуховой памяти мы писали раньше, в одном из уроков профильного тренинга. В этом разделе собран специфический материал – онлайн и другие игры для детей и взрослых, которые помогут развивать и поддерживать в тонусе ваше внимание, способность к запоминанию и воспроизведению информации.

Содержание

Игры в процессе тренировки памяти

Списки дел и ежедневники – отличные помощники современного делового человека. Но вместе с тем, очевидно, что они даже близко не заменяют природную способность к запоминанию, ведь хорошая память важна сама по себе, поскольку является залогом успешной деятельности любого рода. Тренируя её, вы приучите свой мозг к нагрузкам, станете меньше забывать. И в этом помогут различные игры, которые призваны разбавить идентичные с точки зрения памяти задачи наших трудовых будней. Развлекательность и состязательность в данном отношении так же актуальны, как и полезность, ведь повышают интерес и устраняют усталость и перенапряжение. Кроме того, память неразрывно связана с вниманием, а большинство описанных ниже игр требуют максимальной концентрации и сосредоточенности, поэтому станут хорошим подспорьем и в плане развития навыков скорочтения, творческих способностей, устного счёта.

Об игровых аспектах в современном обучении мы уже писали в статье, посвященной логическим играм. В нём, а также в соответствующих разделах других наших тренингов вы сможете найти ещё больше интересных развивающих игр для людей всех возрастов.

Онлайн игры

Числа

Игра «Числа» покажется знакомой всем, кто ранее сталкивался с таблицами Шульте. Они объединены общей концепцией и отлично тренируют пространственную память и концентрацию. Но эта онлайн игра несколько видоизменена, что делает её более сложной и способствует развитию навыка визуальной структуризации. Играть

Судоку

Судоку – оnline флеш игра на основе знаменитой головоломки с числами. Она была популяризована в 1986 г. японским журналом «Nikoli», впервые регулярно начавшим её печатать, но всплеск международного признания пришелся на 2005 г. С тех пор головоломки судоку заняли прочное место в журналах и газетах, выходят отдельными сборниками, стали видом досуга. Играть

Moneycomb

«Moneycomb» – онлайн флеш игра на запоминание, которая придётся по вкусу детям. Приятная графика, лёгкое музыкальное сопровождение и простота помогут ребёнку научиться воспроизводить информацию, развить внимание, а вместе с этим и усидчивость. Играть

Следуй за лягушкой

Пусть название и интерфейс этой онлайн игры вас не обманут – она далеко не детская. Легко выиграть в неё не удастся, ведь помимо сосредоточенности и хорошей памяти, для достижения успеха понадобится ещё и умение непоследовательно воспроизводить всё возрастающий объём информации. Играть

Матрица памяти

Игра «Матрица памяти» хорошо известна всем ещё по приложениям для телефонов Nokia. Также существует множество видоизменённых аналогов для разных платформ. Здесь мы предлагаем вам сыграть в классический вариант этой простой флеш игры, которая отлично подходит для тренировки памяти и концентрации. Играть

Онлайн флеш игра «Пары» относится к категории классических игр для развития памяти – вы наверняка встречали подобные приложения, реализованные на различных платформах, в том числе среди стандартных игр для Windows 7. Несомненным её преимуществом является то, что она реализована просто, но при этом подходит и взрослым, и детям, сохраняя свой КПД. Играть

Другие игры

Если компьютер надоел или просто хочется разнообразия, можно как самому, так и с друзьями сыграть в некоторые игры, которые будут и интересными в плане времяпровождения, и полезными для вашей памяти. Вот список таких игр:

Настольная игра «Memory»

Несмотря на то, что большинство настольных игр требуют от игрока сосредоточенности, «Memory» удерживает пальму первенства среди подобных детских игр на развитие памяти уже достаточно давно. Простота делает её незаменимой и, наверное, мы не ошибёмся, если предположим, что она была в детстве практически у каждого.

По своей сути «Memory» является предшественницей описанной выше игры «Пары». В набор входит несколько десятков парных карточек (тематику можно подобрать под интересы ребёнка – машины, животные, фрукты и овощи). Карточки перемешиваются, раскладываются рубашкой вверх, после чего открываются по две за раз. Когда картинки на них совпадают – остаются лежать перевёрнутыми. Игра отлично развивает визуальную и пространственную память. Несомненным плюсом также является то, что её можно сделать дома самому – найти соответствующие картинки в Интернете и распечатать, или же нарисовать.

Пазлы

Головоломки-пазлы также относятся к нестареющей классике. Они остаются любимыми благодаря своей интересности, умноженной на полезный эффект. По мнению психологов, собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, в частности, различению отдельных элементов по цвету, форме, размеру; учит правильно воспринимать связь между частью и целым; развивает мелкую моторику руки.

Купить пазл можно без труда во многих магазинах. В их пользу говорит также то, что существует множество видов и модификаций головоломки на разную тематику, и каждый может подобрать что-то себе по вкусу. «Детскими» считаются пазлы с количеством деталей не больше 250 шт., а «взрослые» могут иметь больше тысячи элементов. Сегодня, кстати, существует множество Интернет-ресурсов, где пазл можно собрать онлайн.

Игра «Снежный ком»

«Снежный ком» по праву считается лучшей игрой для первого знакомства относительно большого количества людей (10-30 человек). Суть её в следующем: все присутствующие становятся в круг, и кто-то первым называет своё имя. Стоящий за ним называет имя предыдущего и своё, третий называет первые два и своё, и так пока не представятся все. Более сложные разновидности: называть не только имя, но и прилагательное, на ту букву с которой начинается имя (например: Сергей скромный, Виктория внимательная); или имя и увлечение (например: Олег футбол, Маша танцы). Очевидно, что такая игра позволяет не только познакомиться, при этом потренировав память, но и кое-что узнать о собравшихся, их интересах, «растопить лёд» в компании.

Карточные игры

Во многих карточных играх (от «дурака» до некоторых модификаций пасьянса) играющий должен быть предельно внимательным и запоминать, какие карты вышли или как они располагаются. Это также неплохо тренирует память.

Приёмы рекурсии в играх

Учителя и воспитатели могут использовать для развития у детей речи, сценических навыков, моторики и памяти игры, построенные на рекурсии.

Отзывы и комментарии

Развивайтесь, играя. Не забывайте делиться впечатлениями, результатами, а также предлагать собственные варианты любимых игр. Удачи!

Игры и упражнения для развития памяти у детей и взрослых

Игры и упражнения на развитие памяти не сложные, они не занимают много времени. Достаточно освоить некоторые методы, делать их при езде в общественном транспорте, в другой свободный момент. После интеграции тренировки в повседневную жизнь, вы заметите улучшение концентрации внимания, мысли. Вы будете легче запоминать информацию, восстанавливать ее. Тренировка памяти подготовит мозг для лучшей производительности.

Зачем тренировать память?

Развитая память обеспечивает человеку облегчение запоминания информации, например, в школе. Память как мышца – она укрепляется в процессе тренировки.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста, упражнения для старших людей можно сравнить с занятиями в тренажерном зале. Например, человеку поставлена задача поднять на бенчпресс 100 кг. Регулярно тренирующийся поднимет вес сразу или после нескольких дней физических занятий. Людям, никогда не тренировавшимся, понадобится несколько недель или месяцев.

К счастью, есть большая разница между примером тренировок в тренажерном зале и развитием памяти. Она заключается в продолжительности занятий. Если вы хотите быть успешным культуристом, вам нужно заниматься несколько часов в день в течение пары лет. Для тренировки памяти нужно потратить 5 минут в день.

Краткосрочная память ограничена

Человеческий ум может одновременно удержать до 7 единиц информации. Этот объем не может быть изменен. В ходе развития краткосрочной памяти вы учитесь объединять отдельную информацию в «пучки», тем самым увеличивая её емкость.

При обычных обстоятельствах человек способен запомнить до 7 случайных слов. Но если он объединит их в один «пучок» информации (занимающий только одно место в кратковременной памяти), он сможет запомнить гораздо больше слов.

Большую роль играет внимательность. Информация в краткосрочной памяти будет храниться до тех пор, пока мозг будет сосредоточен на ней.

Упражнения для тренировки памяти

Следующие упражнения для развития памяти старших дошкольников, школьников, взрослых, пожилых людей можно делать в любое время. С их помощью может развивать память, как ребенок, так и подросток, т.к. они интересные и увлекательные.

Длинные слова

Первое упражнение, укрепляющее кратковременную память, – техника длинного слова. Выберите длинное слово. Для тренировки взрослых его можно представить в уме, для детей – написать на бумаге. Из букв этого слова попробуйте составить другие слова.

Например, слово «бездомные»:

Этот дидактический метод тренирует кратковременную память, расширяя ее способности. Упражнение делайте в любой момент. Оно намного сложнее, чем кажется. При его выполнении мозг действительно «вспотеет».

Умножение и подсчет в голове

Следующее задание для развития краткосрочной памяти – умножение. Выберите число и умножайте его. 2 * 2 = 4 * 2 = 8 * 2 = 16 * 2… Умножайте до тех пор, пока вам станет сложно вычислить результат. Упражнение подходит для взрослых, дефектологи рекомендуют его также для детей среднего и старшего школьного возраста.

Это тренировка, которую можно выполнять в любое время дня. Например, во время поездки на автобусе, в метро.

Не обязательно умножать одни и те же числа. Создайте свои примеры.

Восстановление воспоминаний

Один из лучших методов развития памяти – восстановление воспоминаний. Мозг не имеет проблем с запоминанием, он хранит всю информацию, с которой встречается. Проблема возникает, когда информацию следует «достать на поверхность» – она просто канет в глубинах мозга.

При только пассивном получении информации, память постепенно ослабевает. Поэтому чаще извлекайте воспоминания. Отличный способ – вспомнить прошедший день. Когда ляжете в постель, восстанавливайте в памяти весь день в обратном порядке. Что вы делали вечером? Что случилось раньше? Пробирайтесь к завтраку, попробуйте вспомнить мельчайшие детали. Сначала будет сложно. Но постепенно восстановление воспоминаний будет улучшаться. Вы растянете мышцы своего мозга, укрепите его.

У вас появилось свободное время, которое нечем занять? Задавайте себе вопросы, направленные на развитие памяти.

  • Что я ел на обед неделю назад?
  • Что я делал 2 недели назад?
  • Что мы изучали в школе в прошлый понедельник?
  • Как я одевался на последнюю вечеринку?
  • Какие носки были на мне 3 дня назад?

Чтение

Восстановление воспоминаний – это хорошее упражнение на развитие памяти у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В этом случае лучше применить чтение. Прочтите ребенку страницу книги, часть статьи (взрослый читает сам). Ответьте на вопросы: что там написано? Какова важная мысль? Попробуйте максимально ярко описать содержание.

Такую гимнастику для памяти можно проводить каждый вечер при чтении статей, книг, особенно тех, содержание которых хотите хорошо запомнить. При восстановлении информации она запоминается лучше, т.к. мозг создает более сильные нейронные связи.

Подсчет букв

Метод подходит для развития краткосрочной памяти. Выберите любую букву. Сосчитайте его количество на странице. Нужно сосредоточиться, как на чтении и понимании текста, так и на подсчете букв. Этот метод наиболее старый и эффективный.

Приложения

Поскольку мы живем в XXI веке, следует упомянуть о приложениях для развития памяти. Это самый удобный способ. Вы заняты с мобильным телефоном, но не чувствуете вины за бесполезную трату времени. Вы же тренируете мозг.

  • Lumocity. Это приложение поможет развивать не только память, но и другие функции мозга: концентрацию, многозадачность, подсчет и т.д. Базовая версия бесплатна.
  • Dual N-back. Это более сложное приложение. Сначала в нем не так-то просто добиться успеха, но оно действительно заставляет мозг работать на полной скорости. Игрок должен сосредоточиться на экранных сигналах и слушать буквы, произносимые роботом. В зависимости от уровня, следует распознавать, откуда исходит сигнал.

Игры для развития детской памяти

На улице идет дождь, и вы не знаете, что делать с детьми? Попробуйте применить игры на развитие памяти у дошкольников.

«Что изменилось?»

  • Количество детей: 2 и более.
  • Возраст: дошкольники и старшие дети.

Выберите комнату в квартире. Чем более вместительная будет комната, тем сложнее окажется игра. Дети внимательно осматривают комнату, затем отправляются за дверь. Вы остаетесь в комнате и меняете в ней что-то (перемещаете часы, переворачиваете вещи вверх ногами и т.д.). Дети заходят в комнату, ищут измененную вещь. Побеждает тот, кто первым найдет изменение.

«Копирование изображений из галереи»

  • Количество детей: 2 и более.
  • Возраст: дошкольники и старшие дети.
  • Что понадобится: бумага, любая картина, ластики, цветные карандаши, карточки для написания заданий (также служат билетами).

Отметьте одну комнату в квартире как художественную галерею, поместите в нее любую картину (можете нарисовать ее сами). Для входа нужны билеты в виде карточек, приготовленных заранее. Но дети не получают билеты бесплатно. Им придется найти их или получить, выполнив задание (петь, приседать и т.д.).

Игроки смогут смотреть на картину сколько угодно, но у них не будет возможности ничего писать или рисовать. После галереи они идут в другую комнату – «мастерскую». Там, на их бумаге они рисуют копию картины. Тот, кто наиболее верно перерисует изображение на картине, побеждает.

Онлайн-игры для развития памяти

Современные технологии предлагают забавные и эффективные игры, которые можно найти в Интернете. Они представлены, как для скачивания, так и для игры онлайн. Большинство игр бесплатны. Можете играть в них так часто и долго, как хотите.

Одна из полезных онлайн-игр – судоку. В большинстве случаев, разработчики устанавливают возможность выбора уровня игры – от легкого (начинающий) до сложного (профессионал).

Игры и упражнения, подходящие для всех возрастов

Игры и упражнения, подходящие для всех возрастных групп, способствуют развитию сенсорного восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, математических способностей.

При тренировке детей важна регулярность и совместные занятия (родитель-ребенок). Упражнения следует включить в ежедневный режим (достаточно 15-30 минут в день). Занятия представляются ребенку ненасильственным образом. Во время игры изначально выбирайте менее требовательные формы, затем переключайтесь на более сложные, которые чередуйте с менее требовательными – это поможет предотвратить усталость и удержать концентрацию ребенка.

Упражнения и игры, стимулирующие развитие сенсорной памяти

Для тренировки сенсорной памяти подходят следующие занятия. Все они проводятся в игровой форме, поэтому наиболее подходят для детей.

  • Поиск определенных предметов в комнате – по цвету, форме, материалу, размеру и т.д.
  • Поиск предметов по размеру, цвету, форме: насыпьте в коробку от обуви пуговицы. Задача – разделить их на большие и маленькие, отсортировать по цвету, форме, материалу (деревянные, пластиковые).
  • Складывание конструкторов, мозаики.
  • Составление картинок из спичек или палочек. Дети делают простые фигуры (дом, поезд), взрослые – более сложные предметы. Можно заранее подготовить фотографии, которые затем воспроизвести путем составления из палочек.
  • Складывание разрезанных изображений. Можно использовать фотографии, открытки, картинки. Сначала разрезайте на меньшее количество кусков (2-3 куска), затем – на большее (6 кусков).
  • Поиск пар одинаковых изображений. Можно использовать разные типы игр, например, пексесо. Начните с поиска 3-6 пар, постепенно увеличивая количество.
  • Нахождение различий на двух, казалось бы, одинаковых изображениях (Что изменилось на картинках? Чего не хватает? Что добавилось?).
  • Различение зеркальных изображений. Составление пар одинаковых или зеркальных картинок.
  • Различение, которое не относится к указанному ряду предметов, зеркальное изображение. К примеру, в ряде домов с дымоходом справа следует отличить дом с дымоходом слева.
  • Поиск пути через лабиринт – игра либо с классическим лабиринтом, либо с искривленной линией (например, «Кто поймает рыбу»? «Кто где живет?»).
  • Недорисованные изображения. Следует определить, чего не хватает на картинках, дорисовать недостающие предметы.
  • Тренировка пространственной и право-левой ориентации. Освоение концепций: вверх – вниз, от середины – по бокам, назад – вперед, вправо – влево. Изначально упражнение проводится на предметах, потом – на картинках, затем – на своем теле.
  • «Кто первый увидит…?» В эту игру лучше всего играть на прогулке, в городе, на природе. Проводится соревнование, кто первый увидит грузовик, женщину в красном пальто, лиственное или хвойное дерево.
  • «Что исчезло?». Упражнение развивает внимание, память, наблюдательность. Положите несколько предметов на стол. Покажите их детям. Затем прикройте предметы, один из них тайно уберите. После открытия ребенок догадывается, что исчезло.

Упражнения и игры, стимулирующие развитие слуховой памяти

Следующие занятия способствуют тренировке слуховой памяти.

  • Ритмические упражнения. Задайте ритм, которому ребенок подражает – постукивание карандашом, пальцами, хлопанье в ладони.
  • Поиск по локализации звука. Задача состоит в поиске спрятанного предмета, производящего звук (предпочтительно звонящий или просто тикающий будильник).
  • Распознавание звука в начале слова («Что слышится в начале слова «кот»?»). Поиск слов, начинающихся с одной и той же буквы (с – собака, слон, сахар).
  • Распознавание звука в конце слова. После освоения можете сыграть в словесный футбол: собака – армия – ясно – овод – дом – машина…
  • Различение начальных звуков в парах похожих слов (лес – вес, пора – кора…).
  • Определение локализации звука (что слышится в середине слова «нос», «лес», «шея», что – в начале, в конце?). Можно попытаться разложить простые слова на звуки (л-е-с). Это упражнение, однако, для некоторых детей довольно сложное.
  • Распознавание слогов. Показывайте детям игрушки или картинки, спрашивая: «Что начинается на МЕ». Ответ: медведь, мешок…

Игры, ориентированные на развитие слуховой памяти:

  • «Звук «с» тебя разбудит». Ребенку, который лежит, как будто спит, говорите разные слова. Слыша слово, содержащее указанный звук, он «просыпается».
  • «Кто здесь есть?». В этой игре, предназначенной для нескольких детей, говорите стишок: «Кто здесь есть, кто на (любой звук) начинается?». Ребенок указывает игроков, чье имя начинается с указанного звука.
  • «Пришельцы». Эта игра развивает способности звукового анализа и синтеза слов. Дети являются «инопланетянами», общаются друг с другом слогами (По-дай-мне-ру-ку). Если другой частник понимает, он выполняет инструкцию.

Упражнения и игры, стимулирующие развитие зрительной памяти и внимания

Зрительную память, внимание можно тренировать с помощью следующих упражнений.

  • Выравнивание игрушек по размеру. Предложите ребенку 5-10 игрушек, которые он поставит в ряд в соответствии с размером. Накройте игрушки. Задача ребенка – попытаться назвать их по мере возрастания.
  • Чтение из книги. Читайте ребенку рассказ из книги или рассказывайте историю. Слыша предопределенное слово (например, имя Герды из сказки «Снежная королева»), он поднимает руку.
  • Повторение слов и коротких предложений. Сначала представьте ребенку изображения животных или предметов (3-8 штук), показывая их подряд, ребенок их называет. После этого он пытается называть их без просмотра картинок. Затем вы называете животных или предметы, ребенок повторяет.
  • Передача поручений. Позвольте ребенку передать простые сообщения отдельным членам семьи.
  • «Кто пересел?». Игра предназначена для нескольких участников. Дети сидят в кругу, игроку в центре завязываются глаза, 2 участника меняют свое место. Центральный игрок угадывает, кто пересел.

Заключение

Тренировать память полезно. Упражнения не занимают много времени, но способны сэкономить его, ведь чем лучше память, тем быстрее человек учится. Научитесь думать в долгосрочной перспективе. Знайте, что немного работы сейчас существенно поможет в дальнейшем.

Развитие памяти важно с самого раннего возраста. Чем раньше начата тренировка когнитивных способностей, тем лучше будет их качество в старшем возрасте.

Читать еще:  Игры с карандашами для развития мелкой моторики
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector