221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на познавательное развитие

Игры для развития познавательных процессов у детей 5-7 лет

Автор: Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ «Савинский детский сад», д. Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Как правило, успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития познавательных процессов. Материал будет полезен родителям и педагогам, поможет подготовить детей к школе.
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышления, речи, внимания,памяти и т.д.), творчески решать различные проблемы.
Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность малыша игра. В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, поэтому старайтесь выбирать задания, которые носят занимательный характер.
Помните, что в этом возрасте длительность занятия не должна превышать 25 — 30 минут. Не допускайте переутомления малыша. Предлагаю вам несколько игр, которые помогут развить познавательные процессы детей:

Игра «Лишнее слово»
Цель: развитие мышления
Инструкция: я назову 4 слова, три из которых можно объединить, а одно слово к ним не подходит, оно лишнее.
Например:
1. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
2. Россия, Польша, Москва, Япония.
3. Голубь, ворона, птица, сорока.
4. Понедельник, пятница, май, среда.
5. Света, Катя, Мальцев, Олег.

Упражнение «Смысловые ряды»
Цель: развитие мышления
Инструкция: Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.
1. птица-гнездо, собака -…
2. куртка-ткань, сапоги-…
3. лошадь-жеребенок, корова-…
4. книга-обложка, дом -…
5. собака- щенок, человек-…
6. каша-ложка, мясо-…
7. лодка-вода, поезд-…
8. белка-дупло, человек — …

9. цветок-стебель, дерево-…
10. окно-подоконник, шкаф — …
11. береза-листья, сосна — …
12. солнце-светло, ночь-…
13. шуба-пуговица, ботинок -…

Игра «Продолжи перечень слов»
Цель: развитие познавательных процессов (внимание, мышление, речь).
Инструкция: продолжи перечень слов и назови группу одним словом.

-Россия, Польша… — врач, учитель…
— Света, Наташа… — Волга, Кама…
— сапоги, туфли… — береза, тополь…
— синица, голубь… — заяц, медведь…
— тюльпан, гвоздика… — коньки, лыжи…
— март, январь… — гнездо, нора…
— синий, красный… — малина, смородина
— один, два… — Венера, Юпитер…
— дождь, град… — кроссовки, туфли…
— сметана, кефир… — кекс, пирожное…
— минута, секунда… — смелый, храбрый…
— лопата, грабли… — кресло, стул…
— кубики, пирамидка… — магнитофон, утюг…
— машина, автобус… — юбка, брюки…
— яблоко, груша… — огурец, морковь…
— курица, гусь… — корова, овца…

Игра «Выполни движения»
Цель – развитие внимания.
Инструкция: Постарайся правильно выполнять движения: если услышишь название животного — подпрыгни, если услышишь название птицы — взмахни руками, если услышишь название предмета для школы – сядь за стол и положи руки на стол.

Слова: линейка, корова, рюкзак, сова, книга, медведь, лось, тетрадь, ворона, ласточка, ручка, лиса, голубь, волк, глобус, карандаш, коза, утка, сорока, пенал, свинья, ножницы.

Игра «Сравни предметы»
Цель – развитие внимания, мышления.
Инструкция: Сравни предметы между собой. Скажи чем они похожи и чем отличаются.

— сапоги и носки
— пианино и скрипка
— чайник и тарелка
— яблоко и мяч
— девочка и кукла
— часы и термометр
— доска и стекло

«Решение логических задач»
Цель: развитие логического мышления, умения делать умозаключения.
Инструкция: Послушай задачки, подумай и реши их.
Девять зайчиков съедают по одной морковке. Сколько нужно морковок, чтобы накормить всех зайчиков?

Материалы взяты из книги И.Светловой «Уроки для дошколят. Логика»

Сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста

Сборник предназначен для педагогов ДОО и родителей.

Просмотр содержимого документа
«Сборник»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник дидактических игр,

направленных на развитие познавательных действий

у детей дошкольного возраста.

Камышлов,2017

Сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. / сост.Топычканова Наталья Федоровна. – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Сборник содержит дидактические игры, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. Данный сборник имеет большую педагогическую значимость в развитии познавательных действий у детей дошкольного возраста. Он может быть использован педагогами дошкольной образовательной организации и студентами педагогических колледжей в своей профессиональной практике и родителями. В сборник включены следующие разделы: «Дидактические игры по сенсорному воспитанию», «Дидактические игры по развитию речи», «Дидактические игры по ознакомлению с природой», «Дидактические игры по формированию математических представлений», заключение, список литературы. Руководитель: Кочнева Г.Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин.

1. Раздел «Дидактические игры по сенсорному воспитанию, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»…………8

2. Раздел «Дидактические игры по развитию речи, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»…………………..12

3. Раздел «Дидактические игры по ознакомлению с природой, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»…….17

4. Раздел «Дидактические игры по формированию математических представлений, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»………………………………………………………….24

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Педагогам и психологам известно огромное значение игры в развитии ребёнка. К сожалению, сегодня в сфере досуга преобладают порой разрушающие объекты, созданные западной индустрией развлечения, портящие психику детей, делающие их жестокими, бесчеловечными. Многие дети не умеют нормально общаться друг с другом, поэтому в детской среде часто возникают конфликтные ситуации. Игры ребят – это, в первую очередь, площадка их человеческого общения и развития познавательных действий. Известно, что развитие ребёнка, его социализация и нравственное становление могут осуществляться только в процессе общения с другими людьми, а игра для ребёнка – это лучшая сфера развития познавательных действий, её процесс всегда удовольствие.

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОО предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познавательные действия.

Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Подводя итог вышесказанному, можно выделить целый ряд развивающих и воспитательных функций игры. Дидактическую игру можно рассматривать как: важнейший вид самостоятельной деятельности детей, позволяющей ребёнку самореализоваться и самоутвердиться; фактор, формирующий внутренний мир ребёнка.

Читать еще:  Развивающие игры для 8 месячного ребенка

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательных действий. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

А. И. Сорокина писала: «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».

В сборнике подобрано 27 игр наиболее интересные, оригинальные, самобытные и современные.

Сборник состоит из 4 разделов:

1 раздел «Дидактические игры по сенсорному воспитанию, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста».

Данные игры проводятся с целью обогащения ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

2 раздел «Дидактические игры по развитию речи, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста».

Данные игры проводятся с целью овладение детьми дошкольного возраста навыками звуко — слогового анализа который имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для развития словаря. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Играя в дидактические игры по развитию речи дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, а так же развивать познавательные действия как способность аргументировать свои утверждения.

3 раздел «Дидактические игры по ознакомлению с природой, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста»

Цель представленных дидактических игр заключается в том, что в процессе игр формируются знания об окружающем мире, развиваются познавательные действия, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Дидактическая игра эффективное средство для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем мире. Действия в дидактической игре по ознакомлению с природой различны как в практическом, так и в умственном плане – начиная с действий, позволяющих развивать такие познавательные действия как умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, и заканчивая сложными логическими умозаключениями.

4 раздел «Дидактические игры по формированию математических представлений, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста ».

В данный раздел вошли игры по формированию элементарных математических представлений направленные на развитие познавательных действий, когда дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм через такие действия как умение устанавливать размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины, толщины), систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке, по величине, анализировать величину предметов сравнивать, обобщать, классифицировать. Играя в дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей появляется живой естественный интерес, который способствует развитию самостоятельности мышления, а главное — освоению способов познавательных действий.

Дидактические игры представленные в сборнике могут применяться педагогами как в образовательной деятельности для развития познавательных действий у детей, так и в самостоятельной деятельности.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера

Дата публикации: 20.11.2017 2017-11-20

Статья просмотрена: 3212 раз

Библиографическое описание:

Богатова Е. А. Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 276-279. — URL https://moluch.ru/archive/180/46528/ (дата обращения: 23.03.2020).

К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Внимание — это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.

Память — запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ранее человек воспринимал, переживал, думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

Мышление — обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов); наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений); словесно-логическое (познаётся с помощью понятий, слов, рассуждений). Из трёх видов мышления: словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого — словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться к 6–7 годам.

Речь — процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык — средство общения людей друг с другом.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Основная особенность развивающих игр: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность развивающих игр.

Развивающая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого — в бытовую деятельность.

Организуя работу по развитию познавательной активности, целесообразно применять не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе. Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использовать не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы — режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).

Читать еще:  Развивающие игрушки для малышей 9 месяцев

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как «Назови одним словом», «Назови три предмета» требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр.

Развитие познавательной активности детей через развивающие игры:

‒ Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

‒ Развивается способность к воображению;

‒ Проявляют интерес к занятиям;

‒ Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

Игры для занятий необходимо подбирать с учетом познавательного материала, который дети изучали. Для занятий по математике игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения: игры головоломки; игры шутки; игры с занимательными вопросами.

В занятиях по развитию речи игры: на развитие умения «вглядываться» в предмет, явление; на умение делать умозаключения и предположения.

На занятиях по ознакомлении с окружающим миром игры: на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире; способствующие развитию любознательности, наблюдательности.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей необходимо задавать вопросы, давать образец действий, образец высказывания, напоминать правила, обращаясь к опыту детей, брать на себя роль ведущего или наблюдать за ходом игры.

В процессе игровой деятельности с детьми стараться вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей необходимо создать в группе предметно-развивающую среду — специальную развивающую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Развивающие игры способствуют:

‒ развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению; расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;

‒ развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;

‒ социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Структуру развивающей игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение развивающих игр включает:

  1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
  2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
  3. Показ игровых действий.
  4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
  5. Подведение итогов игры — ответственный момент в руководстве ею.

По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды развивающих игр:

‒ Игры с предметами (игрушками).

Игры с предметами — основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.) — что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Настольно-печатные игры — это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры — это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Развивающая игра в опытнической деятельности — способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность.

  1. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. — Л., 1959. — С. 41–60.
  2. Аверин В. А. Психология детей и подростков. — С-Пб, 1998.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко.-М., 1991 г.
  4. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология (Личность от молодости до старости): Учебное пособие. — М., 1988.
  5. Крыжановская Л. М. Психология развития. — М., 1997.
  6. Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 1998.
  7. Развитие у детей старшего возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности:учеб.-метод. Пособие/ авт.-сост. А. Ю. Кузина.-Тольятти:ТГУ, 2009.-60с.
  8. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е. В. Субботский. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  9. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

Занятия по познавательному развитию в старших группах

Основой работы с детьми дошкольного возраста является формирование личного опыта ребенка, его отношения к миру, потребностей в познании всего нового и неизведанного. При этом особое место в процессе учебно-воспитательной работы занимает познавательное развитие, которое в зависимости от возраста воспитанников, имеет свои специфические черты и тонкости, а также ФЦКМ и ФЭМП.

Цели и задачи познавательного развития у дошкольников 5-6 лет

Познавательному воспитанию в дошкольном возрасте в соответствии с государственными образовательными стандартами отводится принципиальная роль. Во ФГОСе фигурирует всего три термина, имеющие отношение к данному вопросу:

  • Интересы — стремление ребенка познавать неизведанное и все новое, определяться с неясными качественными характеристиками и свойствами окружающих предметов, а также понимать их сущность и выявлять причинно-следственные связи.
  • Действия — формирование умений, развитие навыков и получение знаний во время активных игр.
  • Развитие — под влиянием познавательных действий стремление к обогащению познавательных интересов.
Читать еще:  Развивающие игры для детей 3 лет играть

Познавательное развитие в старшей группе ДОУ специально разработано для осуществления следующих целей и задач:

  • развития творческих способностей;
  • расширения набора интеллектуальных и творческих способностей;
  • воспитания культуры личности;
  • формирования предпосылок для дальнейшей учебной деятельности;
  • получения представлений о себе, объектах окружающего мира и людях.

Обратите внимание! Цели познавательного развития идентичны для детей всех возрастов.

Акцент только делается на выполняемых ими задачах. Они носят конкретный характер, в зависимости от интересов ребенка и уровня его познаний.

  • создание благоприятных условий для развития познавательной сферы детей;
  • поощрение любопытства и заинтересованности к окружающему миру;
  • развитие умений называть вещи и выполнять с ними типичные действия;
  • развитие осознания пространства, цвета, формы и времени, через зрительное и сенсорное взаимодействие;
  • формирование бережного отношения к окружающим предметам.

Обратите внимание! Когда дети переходят в подготовительную группу, обязательно подводятся итоги воспитательной работы за весь период пребывания ребенка в детском саду, и ставятся задачи дальнейшего познавательного развития дошкольников.

Виды занятий по познавательному развитию в старшей группе ДОУ

Основным видом познавательного развития детей в дошкольном возрасте является игра. Через нее дети учатся командной работе, следованию ролевой модели и соблюдению правил. Также в зависимости от игры ребята учатся взаимодействовать друг с другом, совершенствуют навыки и развивают воображение.

Обратите внимание! Особое внимание в старших и подготовительных группах уделяется дидактическим играм, которые развивают усидчивость, сосредоточенность, умения действовать последовательно, играть в команде, уступчивость, настойчивость и обеспечивают умственное развитие.

НОД по познавательному развитию в старшей группе по ФГОС

Основной целью НОД является развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Во время занятий детей учат доброжелательно относиться друг к другу, сочувствовать, сопереживать и взаимодействовать друг с другом.

Форма работы с детьми

Обратите внимание! Для познавательного развития дошкольников самой эффективной считается групповая форма активности, так как она позволяет детям наблюдать манеру работы друг друга.

При планировании занятий в первую очередь нужно отталкиваться от поставленных целей и ожидаемых результатов. При этом обязательно нужно учитывать следующее:

  • тема занятия должна перекликаться с жизненным опытом;
  • формы работы и виды активности должны систематически чередоваться;
  • урок необходимо строить, на имеющемся материально-техническом оснащении ДОУ.

Какие приемы используются для познавательного развития у детей

Для реализации задач и целей познавательного развития в детском саду во все виды активности включены обязательные компоненты. Они представляют собой специальную платформу, применяемую в учебно-воспитательном процессе.

Обратите внимание! Все приемы объединены в блоки и различаются в зависимости от интеллектуальной и эмоционально-познавательной сферы дошкольника.

Игровые приемы

Одними из самых значимых приемов для дошкольников считаются игры. Они бывают:

  • Обучающие — признаны самыми действенными с точки зрения развития познавательных интересов и расширения арсенала познавательных действий. Во время дидактической игры по познавательному развитию детей знакомят с новой информацией, закрепляют пройденный материал и способствуют повторению ранее изученного материала.
  • Подвижного характера — помогают детям развиваться физически, повышают эмоциональный тонус, способствуют гармоничному росту и пополняют личный опыт дошкольников.
  • Театрализованные — развивают творческие способности, а также способствуют познавательному развитию.

Словесные способы взаимодействия

В любом возрасте речевое взаимодействие с детьми крайне важно. В старшем дошкольном возрасте такие способы помогают отработать навыки построения диалогических и логичных монологических высказываний, а также пополнить словарный запас и усвоить грамматический строй языка.

Обратите внимание! Одним из незаменимых словесных приемов в работе с детьми является объяснение и беседа.

Практические способы взаимодействия

Еще одним важным аспектом является практическое освоение мира.

Обратите внимание! Практическая деятельность также приучает детей тщательно подготавливать свое рабочее место и следить за общим порядком.

Моделирование

Прием имеет наглядно-практический характер и предполагает познание окружающего мира через созданные модели. При таком способе познавательного развития ребята получают наглядное представление об изучаемом материале и предмете и помогают разобраться во всех нюансах. Например, может рассматриваться время года. Дети должны по картинкам определить, о чем идет речь, например, о зиме. Потом они поочередно рассказывают обо всех нюансах и особенностях, а также о том, как кто предпочитает зимовать.

Наглядные приемы

Такими приемами обязательно должен сопровождаться любой вид деятельности дошкольников. Они активно применяются в качестве актуализирующих и мотивационных опорных знаний. Чаще всего в качестве примера берутся животные, птицы, транспорт или космос. Если речь идет о животных, то ребята должны определить, кто из них дикий, а кто — домашний.

Занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада

Целевым компонентом учебно-воспитательного развития в целом является познавательное развитие, которое реализуется во всех видах НОД.

Обратите внимание! В старших группах детского сада занятие длится 20-30 минут.

Временной план

План занятий практически одинаков для всех видов НОД. Он состоит из следующих блоков:

  1. Введение — длится не более 3 минут. Воспитатель приветствует детей, беседует с ними и мотивирует их на начало занятия, настраивая всех на рабочий лад, а также актуализирует знания по теме.
  2. Основной блок — длится не более 15 минут. В это время воспитатель излагает материал, проводит физкультминутку, связывает новый материал с личным опытом и ранее изученными данными.
  3. Закрепление — продолжительность около 10 минут, во время которых дети с помощью разнообразных форм отрабатывают изученный на занятии материал.
  4. Заключение — длится около 2 минут, в процессе которых подводятся итоги занятия.

Занятие в группе детского сада

Важно! Изученный на занятии материал дошкольники обязательно должны отработать в практической деятельности.

Пример конспекта занятий

Познавательное развитие в старшей группе ДОУ обязательно включает в себя занятие по теме «Российская армия».

Цель занятия заключается в формировании знаний о российской армии в старшей группе детского сада.

  • формирование у дошкольников представления о воинской службе;
  • закрепление знаний о родах войск;
  • воспитание в детях симпатии к вооруженным силам и любви к России.
  • Беседа о вооруженных силах РФ,
  • заучивание стихотворений на военную тему,
  • рассматривание иллюстраций.

Материалы: картотека с изображением солдат, военной техники, принятие присяги.

Важно! В ходе занятия дети встают в круг, воспитатель проводит презентацию и ознакомление по конспекту в виде квеста.

Открытое занятие познавательное развитие в старшей группе

Познавательное развитие реализуется во всех видах НОД. В старшей группе его продолжительность составляет не более 30 минут.

Открытое занятие в старшей группе

Анализ и диагностика познавательного развития старших дошкольников

Обязательной задачей любого педагога является мониторинг успешности освоения программных требований. Анализ познавательного развития проводится в конце учебного года и помогает интегрировать результат пройденного материала. На основе мониторинга выявляется итоговый уровень усвоенного материала и степень его усвоения.

Обратите внимание! Познавательное развитие детей 5-6 лет является обязательным условием для дальнейшего благоприятного обучения. Занятия обязательно должны быть разной направленности и охватывать все сферы.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector