221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие музыкального слуха и ритма

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей, для детей дошкольного возраста

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………4

1 раздел для детей младшего дошкольного возраста…………………..6

Игры для развития звуковысотного слуха и закрепление программного содержания:

Игры для развития чувства ритма:

2 раздел для детей старшего дошкольного возраста………………. 13

Игры для развития тембрового слуха:

Игры для развития диатонического слуха:

Игры для развития памяти и слуха:

  • Сколько нас поем. 24
  • Слушаем музыку………………………………………………………25
  • Волшебный волчонок …………………………………………………26
  • Что делают в домике. 27
  • Назови композиторов музыки…………………………………………28

Пояснительная записка

Цель сборника – развить у детей дошкольного возраста музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности.

Задачи:

  • Формировать у детей музыкальные способности
  • В доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте
  • Развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух
  • Побуждать детей к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в процессе НОД по МРД.

Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.

Особое значение музыкально-дидактические игры имеют в развитии музыкально-ритмического слуха. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Музыкально-дидактические игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.

Назначение дидактических игр — ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов.

1 раздел. Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста

Игры для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала

Где мои детки?

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звукеля второй октавы).

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Чудесный мешочек

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра (рис. 6).

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Игры для развития музыкально-ритмического слуха у детей дошкольного возраста

Игры для развития музыкально-ритмического слуха у детей дошкольного возраста

Петрова Елена Александровна, музыкальный руководитель,

ГБДОУ детский сад №99 Калининского района Санкт-Петербурга

Создавая комплекс игр, я придерживалась того, что для ребёнка необходимо попробовать себя в роли слушателя, исполнителя и автора. Поэтому в разработанной методике для более эффективного подхода к решению поставленных задач затронуты все возможные виды музыкальной деятельности детей на занятиях.

Слово и движение– вот те источники, из которых родилась музыка. Главный принцип работы – использование всего простого, элементарного, доступного детям. Использование элементарных музыкальных инструментов (звуков тела – шлепков, щелчков, хлопков, притопов и простейших шумовых инструментов, в том числе и самодельных) вносит в занятия разнообразие и необычность.

Самые оригинальные инструменты можно изготовить своими руками. Ими станут шумелки, шуршалки, стучалки, звенелки и свистелки, сделанные из подручных материалов, и должны быть определённого и точного тембра, доступны детям по своему размеру, весу, просты по своей конструкции, прочны, пригодны для частого использования их детьми.

Игры к первому этапу.

Игра «То-пы-то-пы»

Цель: Развивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней;

Ход игры: Наложение нескольких простых ритмов друг на друга. Детей делим на подгруппы. Каждая из подгрупп произносят свой текст.

1 группа: С ба-ра-ба-ном хо-дит ё-жик, бум- бум- бум…

2 группа: То-пы-то-пы, то-пы-то-пы, то-пы-то-пы, то-пы-то-пы.

Игра «Имена».

Цель:Развивать умение слышать одновременно несколько ритмических уровней.

Ход игры:Все дети одновременно называют свои имена и прохлопывают каждый слог.

По аналогии можно проговаривать и фрукты, овощи и т.д., что помогает детям освоить классификацию.

Игра «Музыкальные инструменты».

Цель:развивать у детей воображение, ритмический слух.

Ход игры: Фонемы, дополненные движением, или «пластическим жестом» перекладываются детьми на воображаемые музыкальные инструменты:

Барабан – бум-бум – удары по коленкам.

Тарелочки – тири-тири- скользящие хлопки «тарелки».

Ксилофон (глиссандо) – трик-трак – горизонтальное ритмичное движение руки вправо-влево — и т.д.

Это помогает привлечь внимание детей и сделать задание ещё интереснее. С помощью фонем и пластического жеста с детьми можно делать целые композиции, озвучивание таким образом целых сказок.

“Игра с инструментами».

Цель:Развивать ритмический слух и внимание.

Задача:Соблюдать чёткий ритм, темп.

Ход игры:Дети сидят на стульчиках или на ковре по кругу. В руках у каждого ребёнка инструмент, который он выбрал сам. Дети садятся так, чтобы инструменты одной группы не были рядом друг с другом, т.е. должен быть контраст в звучании. Выбирается один ребёнок, который начинает игру. Он ударяет по своему инструменту один раз, затем ребёнок, сидящий радом ударяет по своему инструменту, далее третий, четвёртый и т.д. Каждый инструмент должен прозвучать один раз. Когда игра освоена, её можно усложнить. Играть с закрытыми глазами.

Читать еще:  Развивающие игры для детей 4 месяцев

Игры к IIэтапу.

Игра «Ритмическое эхо».

Основана на звучащих жестах и ритмослогах.

Цель:умение выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения, стимуляция детского внимания.

Ход игры: Первоначально дети воспроизводят за педагогом короткие ритмические рисунки в медленном темпе (главное на данном этапе – правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая общего движения), затем задания постепенно усложняются от занятия к занятию, добавляются музыкальные инструменты. У каждого ребёнка свой инструмент, которым он воспроизводит ритмические рисунки, заданные педагогом.

Аналогичная игра «Телеграмма».

ЩЛ о о о о о о о о

ПРТ оо оо оо оо

Игры к IIIэтапу.

Игра «Серый зайчик барабанит».

Цель: чётко воспроизвести метрический пульс шагами и на инструментах и звучащими жестами.

Ход игры:

Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд

Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нит це-лых три ча- са под-ряд.

При воспроизведении метрического пульса шагами первоначально идёт ходьба на месте, а затем с движением по залу. Далее детям предлагается разделиться на 2 группы: одна исполняет метрическую пульсацию шагами, другая воспроизводит её на музыкальных инструментах. Это уже сопровождение к движению.

Игра «Улица».

Цель: Восприятие и воспроизведение музыкального ритма в соответствии смузыкальным отрывком пьесы, используя музыкальные инструменты из шумовой группы.

Задача: 1.Самостоятельно воспроизвести характер каждой части музыкального произведения, используя музыкальные инструменты с наименьшего числапопыток.

2.Самостоятельно выбрать инструменты для озвучивания каждой музыкальной части произведения в соответствии с ритмом.

Ход игры:

1 этап — говорю с детьми, как ходит старенькая бабушка, как бегают маленькие детки, как едут машины. При этом прошу детей выполнить хлопки в ладоши или по коленям в ритме соответствующем каждому персонажу.

2 этап — прослушивание музыкального произведения и определение, какая из частей подходит к каждому из персонажей. Дети определяют не сразу, поэтому проигрываю каждую из частей отдельно и определяем. Затем выполняем ритмичные хлопки для каждой части.

3 этап — выполнение движений ( медленный шаг, поскоки, движение топающим шагом) в соответствии с музыкой каждой части.

4 этап — дети подбирают музыкальный инструмент из шумовой группы для каждого из персонажа и озвучивают музыкальные отрывки.

Игры к IVэтапу.

Игра «Шаг и бег».

Цель:Освоение и воспроизведение чередования ритма «шага» и «бега» в хлопках, на музыкальных инструментах, в движении.

Ход игры: Детям предлагаются стишки. Каждый ребёнок должен прохлопать римический рисунок стишка, затем воспроизвести на музыкальном инструменте из шумовой группы, а затем показать ритм стишка в движении.

Шаг, шаг, шаг, шаг, по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли.

Шла ли-си-ца по-тро-пин-ке, по тро-пин-ке

и не-сла о-на кор-зин-ку, да, кор-зин-ку.

Топ — топ, топ. Топ — топ, топ. — «Шаг»

Бежали по дорожке:

Топ — топ — топ — топ — топ. Топ — топ — топ — топ — топ. — «Бег».

“Зайцы»

Цель:Различать характер музыки и выполнять соответствующие ей движения.

Задача:Различать ритм колыбельной и танцевальной музыки. Самостоятельно выкладывать картинки в соответствии с музыкой и выполнять движения.

Игровой материал:Планшет с изображением леса или полянки. В центре сделан прорез или карман, в который могут вставляться картинки «Зайцы спят» или «Зайцы танцуют».

Ход игры:Педагог предлагает детям погулять на полянке: «Здесь живут зайчики, а что они делают вы узнаете, когда послушаете музыку». Звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребёнок определяет какая музыка звучит и вставляет на планшет соответствующую картинку. Ребёнок может изобразить это в своих движениях.

Игры к Vэтапу.

Игра «Слова — модели»

Цель: Освоение ритмических блоков в речи.

Ход игры: Подобрать «слова-модели», которые соответствуют тому или иному ритму.

Ход игры: На столе разложены карточки с изображением животных, овощей, фруктов и т.д. и карточки с ритмическим рисунком данных предметов. (см. приложение)

зай-чик бе-лоч-ка кот бе-ге-мот ко-ло-коль-чик

Ребёнку показывают карточку с изображением овоща или фрукта. Он подбирает карточку с тем ритмическим рисунком, который подходит к данному слову.

Слова-модели удобно классифицировать по темам: «Животные», «Птицы», «Зима», «Лето», «Овощи», «Фрукты».

Игра «Карусель».

Цель: усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере графического изображения ритмических блоков.

Ход игры: Дети сидят в кругу за столом, на котором выставляется игрушечная карусель с картинками ритмослогами и с изображением инструмента, на котором нужно проиграть ритмослоги. Определяется первый участник игры. Ведущий раскручивает карусель. После остановки карусели смотрим какая карточка оказалась напротив первого участника. Этот ребёнок берёт инструмент, который указан в карточке и выполняет задание. Далее задание выполняет следующий участник.

“Графические партитуры».

Цель:Развивать ритмический слух, внимание.

Задачи:Самостоятельно исполнить партию любого инструмента.

Ход игры:Педагог проигрывает партию всех инструмента. Ребёнок слушает. Выбирает инструмент и исполняет партию выбранного инструмента

Игра «Озвучь потешку»

Цель: умение фиксировать ритм слов, затем небольших фраз, стишков.

Ход игры: Ребёнку предлагается прослушать потешку и выбрав музыкальный инструмент из шумовой группы исполнить её в сопровождении выбранного инструмента.

Когда потешка озвучена всеми детьми, её могут озвучить несколько детей одновременно, играя на разных инструментах. Каждый из детей может придумать свой ритмический вариант потешки.

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Задача: развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.

Методика проведения: Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.

Что ты, ёж, такой колючий? (2 приставных шага с «незнайкой»)

Это я на всякий случай. (4 раза грозят пальчиком)

Ведь в лесу мои соседи (сужение круга, 4 шага)

Лисы, волки да медведи. (расширение круга, 4 шага)

Задача: учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию.

Методика проведения: дети сидят на стульях, выполняют ритмизацию текста с движениями.

Наконец настали стужи. 4 хлопка

Во дворе замёрзли лужи. (будто шлёпают ладошками по льду)

И, чирикая, детей («клювики»)

Поджидает воробей. (повороты головы вправо-влево с кивком на 4 счёта)

  1. «Зайчики и лошадки»

Задача: усвоить и воспроизвести ритм зайца и лошадки на музыкальных инструментах и в движении.

Методика проведения: дети сидят на ковре по кругу, у одной группы ложки. У другой – бубны.

1-я группа детей исполняет ритм зайца на бубнах, 2-я группа изображает ритм в движении ( e e q — три прыжка, 3-й более долгий).

2-я группа исполняет ритм лошадки на ложках (e e e e), 1-я группа – бег с высоким подниманием колен.

Задача: освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне; выполнять ритмизацию текста с движением.

1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.

2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.

Вышли с мамой налегке шаг ( q q q q ) + игра на барабане

И поплыли по реке «плывут» + глиссандо на металлофоне

Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.

Капли раз, капли два,

Капли медленно сперва –

Кап-кап, кап-кап, (ладошки-капельки q q q q )

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять –

Кап-кап, кап-кап, (ладошки-капельки eeee )

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем. (имитируют крышу)

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

По дорожке ёж, ёж шаги ( q q q q )

Яркие листочки, пружинка с разворотом

Вкусные грибочки. ( 4 раза)

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

Через речку, через мост eeeeee q приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт. eeeeee q

Страшный волк-волчи-ще, eeee q q выбрасывание пальцев рук вперёд,

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. q q q q 4 хлопка

Острые зуби-щи, eeee q q выбрасывание пальцев рук вперёд,

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. q q q q 4 хлопка

Задача: различать контрастную музыку и передавать это в движении.

Методика проведения: дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).

  1. «Сочиняем музыку»

Задача: развитие детского музыкального творчества (инструментальная импровизация на собственный сюжет).

Методика проведения: педагог предлагает ребёнку сочинить свою музыку о том, о чём он хочет.

  1. «Музыкальные зарисовки»

Задача: озвучивание музыкальными инструментами небольших сюжетов, стихов, рассказов, сказок.

Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.

  1. «Хлопаем в такт»

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.

Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

  1. «Шагаем под музыку»

Задача: почувствовать и передать в движении метрический пульс музыки.

Методика проведения: под звучащую музыку дети шагают сначала на месте, а затем по залу, передавая в шагах метрический пульс.

Задача: передать ускорение и замедление темпа музыки медленным и быстрым шагом.

Методика проведения: под музыку дети двигаются по кругу, держась за руки, передавая движением изменение темпа.

Старшая группа

  1. «Хлопаем в такт»

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.

Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

Задача: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

Старый заяц сено косит, «косит»

А лиса сгребает. «сгребает»

Муха сено к возу носит, «носит»

А комар кидает. «кидает»

Довезли до сеновала. вращение колёс

С воза муха закричала: движение головы вправо-влево

«На чердак я не пойду, притопы

Я оттуда упаду, 4 прыжка на одной ноге

Ноженьку сломаю, «хромает»

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.

Методика проведения: педагог и дети читают стишок и воспроизводят хлопками ритм.

В огороде за забором

Держатся за колышки,

Греются на солнышке.

Задача: декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности движений.

Веточки на яблоньке Качание рук над головой вправо-влево, постепенно опуская вниз

Висли от печали.

Яблочки на веточках Качание опущенных рук вправо-влево.

Висели и скучали.

Девочки и мальчики Качание рук вперёд-назад

Яблоки о землю Хлопки по коленкам

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Ай, дуду, дуду, дуду, Пружинка с разворотом

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу, Имитация игры на трубе

Во трубу серебряну.

Через мышкин, мышкин дом Изображают дым

Идёт дым столбом, столбом.

Кошка с мышкой подрались, Выброс пальцев кистей рук («брызги»)

В одной ямке собрались. Сужение круга в центре, присесть

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Через речку, через мост приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.

Страшный волк-волчи-ще, выбрасывание пальцев рук вперёд, раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. 4 хлопка

Острые зуби-щи, выбрасывание пальцев рук вперёд, раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк. 4 хлопка

Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

Ты, мороз, мороз, мороз, Сужение круга

Не показывай свой нос! Расширение круга

Уходи скорей домой, Сужение круга

Стужу уноси с собой. Расширение круга

А мы саночки возьмём Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки

И на улицу пойдём.

Сядем в саночки-самокаточки,

С горки –Ух! Присели

  1. «Как на горке снег»

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Как на горке снег, снег, 4 хлопка

И под горкой снег, снег. 4 шлепка по коленкам

А под снегом спит медведь, 7 притопов

Тише, тише, не шуметь. «тс» — показать 4 раза

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Тили-тили, тили-бом! Прист. шаг, пружинка (2 раза)

Сбил сосну зайчишка лбом! 3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу

Жалко мне зайчишку – наклоны головы вправо-влево

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес, лёгкий бег по кругу

Сделай заиньке компресс! на последнее слово — присесть

Задача: развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

Тук-тук-тук-тук- Кулачок о кулачок

Это что за стук? Хлопки

Деревянный это звук: Шлепки

Тук-тук-тук-тук. Кулачок о кулачок

Тук-тук-тук-тук- Кулачок о кулачок

Это что за стук? Хлопки

Дятел жил в дупле пустом, Шлепки

Дуб долбил, как долотом. Кулачок о кулачок

Задача: развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи.

Есть у мастера сноровка: Плавные движения рук, будто красим кистью

Водит кистью очень ловко,

Тянет следом за собой

Ленту краски голубой.

Удивлялась птичья стая, «Незнайка»

Мимо дома пролетая:

«Вот так крыша! Чудеса! Хлопки

Голубей, чем небеса».

  1. «Едет мышка на ежах»

Задача: развивать внимание, координацию, чувство ритма.

Едет мышка на ежах. Шлепки по коленкам

— Подожди, колючий ёж! Щелчки-клювики

Больше ехать невтерпёж! Притопы

Больше ехать невтерпёж! Хлопки – «тарелочки»

Читать еще:  Развивающие игры в 9 месяцев

Очень колешься ты, ёж! Хлопки

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Ах ты, котенька-коток, Шаги по кругу, «вышагивать» ритм.

Котя – серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать, «Зовут» ручками

Нашу деточку качать. плавные движения качания

Я тебе коту, коту Шаги по кругу в другую сторону

За работу заплачу.

Дам кусочек пирога, Будто держат пирог и миску на ладошках,

Полну миску молока. делают пружинки в это время

Игры для развития музыкального слуха дошкольника

Содержание

Актуальность

Музыкальный слух – это способность человека полноценно воспринимать музыку, различать ее оттенки, изменение тембра, высоты, ритма мелодии. Развитие музыкального слуха у детей происходит во время прослушивания музыки, пения, танцев, игры на музыкальных инструментах. Но кроме этого есть множество специальных игр и упражнений, направленных на развитие музыкальных способностей.

Все упражнения для детей-дошкольников необходимо проводить в игровой форме, чтобы ребенку было интересно, и он не воспринимал это как учебу. Воспитание музыкальных способностей важно не только для тех детей, которые в дальнейшем будут заниматься пением или учиться играть на музыкальных инструментах. Развивать слух желательно и всем остальным детям, так как это положительно влияет на общее умственное развитие ребенка.

Игра «Музыкальные прятки»

Несложная музыкальная игра для детей с 3-х лет. Дети выходят из комнаты, а взрослый в это время прячет в комнате игрушку. Когда дети заходят, взрослый начинает играть на фортепиано или включает музыку на магнитофоне. Когда дети приближаются к месту, где спрятана игрушка, музыка звучит громче, когда удаляются, музыка становится тише. Дети должны прислушиваться к музыке, улавливая изменение громкости, и таким образом найти спрятанную игрушку.

Игра «Что звучит»

На столик выставляют несколько предметов из различных материалов, например, такой набор: стеклянный стакан, деревянный кубик, пластиковый контейнер, металлическая коробочка. Сначала ребенку дают деревянную палочку, просят постучать по всем предметам и запомнить, какой из них как звучит. Потом взрослый просит ребенка отвернуться, а сам палочкой стучит по какому-то из предметов. Ребенок должен угадать, что это за предмет.

Второй вариант игры проводится с использованием музыкальных инструментов.Берется несколько инструментов, например, бубен, маракасы, колокольчик, трещотка или любой другой набор. Ребенку предлагают самостоятельно поиграть на них, послушать, как они звучат. Затем ребенок отворачивается, а взрослый играет на любом инструменте и просит отгадать, что звучит.

Игра подходит для детей 4-7 лет, чем младше ребенок, тем меньшее количество предметов нужно предлагать для игры.

Игра «Тополь и ива»

Педагог рассказывает детям, что они будут изображать два разных дерева – тополь и иву. У тополя ветки направлены вверх, в высоту, и показывая его, дети должны поднять руки вверх и покачивать ими, как качаются ветки этого дерева на ветру. У ивы веточки свисают вниз, и изображая ее, дети должны опустить руки вниз, и покачивать ими.

Взрослый проигрывают на пианино две мелодии – одну из высоких звуков – мелодию тополя, вторую из низких – мелодию ивы, просит детей внимательно послушать музыку и запомнить, как звучат высокие и низкие звуки. Во время игры взрослый поочередно играет то одну, то другую мелодию, а дети должны определять изменения высоты музыки и изображать то иву, то тополь, опуская и поднимая руки и качая «веточки» деревьев. Игра подходит для детей с 4 лет.

Игра «Лесные жители»

Детям раздают по 3 картинки, на которых нарисованы медвель, заяц и птичка. Сначала педагог играет для детей 3 разные мелодии, изображающие этих животных. Он предлагает детям послушать, как идет медведь – и играет «тяжелую» громкую, неторопливую музыку в низких регистрах. Вторая мелодия изображает скачущего зайчика – более быстрая мелодия средних тонов. Третья – это пение птички – высокие и негромкие «щебечущие» звуки.

Затем начинается игра — взрослый играет одну из мелодий, а дети должны поднять карточку, на которой нарисован соответствующий ей лесной житель. Эту игру можно предлагать детям с 4 лет.

Игра «Продолжи песенку»

Для игры дети встают в круг или садятся на стульчики напротив взрослого. Выбирается известная детская песня. Сначала можно спеть песню всем вместе, хором, чтобы дети вспомнили слова. Затем взрослый поет первую строчку из песни, например, «Пусть бегут неклюже пешеходы по лужам…» и указывает рукой на одного из детей. Тот должен продожить песню, спеть следующую строчку – «А вода по асфальту рекой…». Взрослый указывает на другого малыша, который поет следущую фразу, и так далее. Указывать ребенку нужно заранее, чтобы он успел подготовится к своему вступлению в песенку.

Если игра проводится только с одним малышом, то взрослый и ребенок поют строчки выбранной песни по очереди. При этом можно передавать друг другу какой-нибудь предмет – мячик или мягкую игрушку. Игра подходит детям 5-7 лет.

Игра «Узнай по голосу»

Все дети встают в ряд или садятся на стульчики. Один ребенок отходит ото всех становится спиной ко всем и закрывает глаза. Любой из ребят зовет его, пропевая его имя, например, «Ваня, Ваня, приходи, кто зовет тебя, найди». После этого водящий поворачивается и пытается угадать, кто из детей его позвал. Если он угадывает, то тот, кто звал его, занимает место водящего.

Игра подходит детям с 4-х лет. Для более старших детей можно усложнить игру: ребенок должен петь, стараясь изменить свой голос – спеть тоненьким голоском, или наоборот, басом.

Игра «Тише, мыши»

Перед началом игры взрослый рассказывает, что все дети сейчас – это маленькие мышата, которые выбежали из норки погулять и поиграть. Кот сейчас спит, но как только он проснется, все мышата должны спрятаться (присесть и замереть на месте), иначе кот поймает их. Можно прочитать известное стихотворение:

Мышки водят хоровод,

А на печке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет ваш хоровод.

Педагог включает негромкую танцевальную музыку, дети танцуют, изображая мышат, которые играют и веселятся. В какой-то момент взрослый звенит в бубен, это значит, что они разбудили кота. В этот момент дети должны присесть и не шевелится. Кто не услышал сигнал бубна и продолжил танцевать – «попался в лапы коту», и выходит из игры. Эту игру можно предлагать детям с 3-х летнего возраста.

Игра «Угадай мелодию»

Аналогична телевизионной игре. Взрослый проигрывает на фортепиано мелодию известной песни, а дети должны ее отгадать. Вариант игры без инструмента – взрослый поет мелодию песни без слов, пропевая ее слогами – «Ля-ля-ля-ля…», дети отгадывают, что это за песня. Игра подходит для детей 5-7 лет.

Игра «Коза и волк»

Сначала взрослый предлагает детям вспомнить сказку «Волк и семеро козлят». Потом просит детей спеть песенку, которую мама-коза пела, чтобы козлята открыли ей дверь:

Ваша мама пришла,

Детям предлагают спеть песенку сначала добрым голосом мамы козы, а потом – грубым, низким голосом волка.

Дальше педагог предлагает детям пофантазировать и исполнить песню голосом других зверей, которые тоже хотели попасть в дом к козлятам. Как споет эту песенку медведь, лисичка, мышка? Эту игру можно предлагать детям с 4-х лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector