221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие мышления младшая группа

Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для детей младшего возраста

    Эдуард Голубец 2 лет назад Просмотров:

1 Картотека дидактических игр на развитие логического мышления для детей младшего возраста

2 Рыбка червячок Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор Необходимый инвентарь: картинки животных Как играем: сначала читается стихотворение: Зайчик любит морковку, Мишка малинку, Воробушек рябинку, Рыбка червячка, Избегай, рыбка, крючка. Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова сено, собака кость, мышка сыр, кошка молочко и т. д. Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом. Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр. Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка заяц, зерно птица, лошадь сено. Когда предоставится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками. Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе. Сладкоежки Игра помогает формировать зрительный контроль; развивает восприятие величины Необходимый инвентарь: рисунки банок с вареньем, надкусанных яблок. Как играем: покажите ребенку несколько нарисованных банок с вареньем различной степени наполнения. Спросите, из какой банки Карлсон съел больше всего варенья? Попросите объяснить, почему он сделал такие выводы? Покажите рисунки надкусанных яблок. Попросите его ответить, какое яблоко, по его мнению, кусал медведь, заяц, воробей, гусеница? Почему он так решил? Закрепляем: нарисуйте следы медведя, зайца, мышки. Где чьи следы? На улице попросите ребенка определить, где на снегу или песке следы взрослого человека, а где ребенка? А где следы птички и собаки?

3 Парные картинки Игра учит находить смысловые связи в парных картинках; формирует произвольную память Необходимый инвентарь: 5-6 пар карточек со схожими по смыслу изображениями (можно взять из любых настольных игр). Как играем: положите перед ребенком парные картинки. Например: дерево и лес, дом и окно или бревно и топор, машина и улица и т. д. Картинки кладутся слева направо, следующая пара кладется под ними. Ребенок должен рассмотреть две пары картинок в течение 1-2 минут и запомнить. Затем правый ряд уберите. Ребенок должен вспомнить, что лежало справо от оставшихся картинок. Спросите, что общего между изображениями на картинках? Возьмите следующие две пары картинок и поиграйте еще раз. Можно играть до тех пор, пока ребенок не устанет. Усложняем: можно взять по три карточки, имеющие смысловые связи. Например: ваза, вода, цветок; девочка, бантики, расческа ребенок должен объяснить их соседство. Оставьте только первые карточки. Ребенок должен вспомнить убранные. Отрицалки Игра учит делать логические выводы методом отрицания/исключения Необходимый инвентарь: опорные картинки. Как играем: предложите ребенку отгадать загадку: «У Коли и Лены по одному шарику, синий и красный. У Коли не синий шарик, какого цвета шарик у Лены?», или «У Тани и Светы по кукле. У Светы кукла не маленькая. Какая кукла у Тани, у Светы?», или «Катя и Таня стоят справа и слева от дерева. Таня стоит не справа от дерева. Где стоит Катя, Таня?» и т. п. Таких вариантов вопросов очень много. Старайтесь придумывать такие загадки сами, загадывая и цвет, и форму, и размер. Внимание: Если ребенок вначале не справляется, можно использовать опорные картинки, например рисунок синего и красного шарика в первом вопросе и т. д.; аналогично при других задачах. Закрепляем: Когда ребенок будет правильно решать задачи, играть можно уже без опорных картинок. Поэтому их можно решать везде, когда будет свободное время.

4 НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты. вид обуви Назови каждый вид обуви. В каких случаях её надевают.

5 Назови фрукты Назови фрукты, которые здесь изображены. Они растут в саду. Названия каких фруктов ты ещё знаешь? назови предмет назови каждый предмет. Это игрушки. Как можно играть с каждым из этих предметов?

6 Найди картинку по описанию. Найди картинку, на которой нарисованы лук, яблоко и листик. Расскажи, что нарисовано на других картинках. Назови посуду Покажи на рисунке только посуду. Назови каждый предмет. Для чего они нужны?

7 Найди предмет Найди предмет, который отличается от того, что в рамке Назови бабушкины овощи. Какие овощи выросли у бабушки в огороде? Назови их.

8 Сравни предметы Сравни предметы между собой. Что у них общего и чем они отличаются друг от друга? найди картинку Найди картинку, на которой нарисованы поросёнок, петух и заяц. Расскажи, кто нарисован на других картинках.

9 Подбери каждому мишке подходящую его костюму кепочку. к Найди каждой кукле мячик, подходящий к её зонтику Рассмотри в комнате все предметы. Назови только мебель. Покажи предметы, которые к мебели не относят.

Игры на развитие мышления у детей раннего возраста

Развивающие игры для детей 1-3 лет

Игры с водой

Цели: развитие мышления; знакомство со свойствами воды и предметов из различных материалов.

«Наливаем — выливаем»

Оборудование и материалы: большая емкость с водой, маленькие пустые емкости (бутылочки, баночки, флаконы, кружечки и т.п.), воронка.

Описание игры. Поставить на стол большую емкость с водой, а также пустые емкости. Предложить ребенку зачерпнуть воду кружкой и наливать ее в баночки и бутылочки с помощью воронки, переливать из одной емкости в другую.

Предложить выяснить, сколько маленьких кружечек воды поместится в большую бутылку, а сколько — в маленькую; будут ли заполнены все кружки, если вылить воду обратно в бутылочку.

«Погружение в воду»

Оборудование и материалы: пустая бутылка, емкость с водой.

Описание игры. Предложить погрузить под воду не закрытую пробкой бутылку разными способами: горизонтально, под наклоном, вертикально. При этом обратить внимание ребенка на то, как наполняется бутылка — полностью или частично.

«Брызгалки»

Оборудование и материалы: водяные пистолеты, резиновые игрушки с отверстиями.

Описание игры. Предложить ребенку понаблюдать, как жидкость выливается через разные отверстия.

«Тонущие и плавающие предметы»

Оборудование и материалы: тазик с водой, предметы из разнообразных материалов (алюминиевые, стальные, деревянные, пластмассовые шарики, ложечки и пр.).

Описание игры. Предложить ребенку по очереди опустить в воду предметы и понаблюдать, какие предметы тонут, а какие — нет.

Игры с другими предметами

«Предмет — форма»

Оборудование и материалы: цветное ведерко с крышкой, мелкие игрушки (кубик, пирамидка-конус, кирпичик или прямоугольный брусок, цилиндр, грибочек, яичко, мячик).

Описание игры. Показать, как сложить все предметы в ведерко таким образом, чтобы устойчивые (кубик, брусок, конус, грибок) лежали наверху, а катающиеся (цилиндр, яичко, мячик) — внизу. Продемонстрировать ребенку закрытое крышкой ведерко, сказать: «Посмотри, там что-то лежит». Предложить ребенку опустить руку в ведерко и вытащить предмет. Рассмотреть его вместе с ребенком и похвалить: «Какая красивая игрушка!»

Попросить ребенка постепенно достать из ведерка все предметы и рассмотреть их вместе с ним. Показать ребенку, что кубик стоит устойчиво, на него можно сверху положить кирпичик, а сверху поставить конус или цилиндр. А вот яичко или мячик положить сверху на кубик нельзя — они круглые и скатываются. Предложить ребенку попробовать это сделать, чтобы он убедился, что это невозможно. Затем вместе с ребенком сложить все игрушки в ведерко.

Попросить ребенка достать все круглые предметы. Если он затрудняется, подсказать: «Кубик круглый? Нет. Тогда что мы достанем? Правильно, мы достанем мячик и яичко». Затем снова все убрать и предложить ребенку достать прямоугольные предметы, подсказывая, что они не круглые, у них есть четыре угла. Постоянно пояснять ребенку: «Итак, грибок нам подходит? Нет. А конус? Тоже нет — у него один угол. Поэтому мы достанем кубик и кирпичик — у них по четыре угла. А конус, цилиндр и грибочек — не круглые и не квадратные. Посмотри, у цилиндра донышко круглое и верхушка круглая, а у конуса донышко круглое, а верхушка острая (уголком), грибок состоит из полукруга и полуовала».

Для следующей игры можно поменять набор игрушек.

«Наш предмет имеет цвет»

Оборудование и материалы: ведерко, игрушечные продукты: желтый банан, оранжевый апельсин, огурец, редиска, слива, белое яйцо, черный шоколад.

Описание игры. Все игрушечные продукты сложить в ведерко. Предложить ребенку открыть ведерко и по очереди достать все интересные цветные предметы. Произносить названия игрушек, которые ребенок вынимает из ведерка, и отмечать, какие они красивые. Помочь ребенку разложить предметы так, чтобы все они были в поде его зрения и не закрывали друг друга.

Затем вместе с ребенком разложить их на столе по цветовой гамме: вначале красная редиска, потом рыжий апельсин, желтый банан, зеленый огурец, синяя слива. Черный шоколад и белое яйцо ребенок кладет как хочет. Ребенок может полюбоваться яркими предметами. Затем вместе с ним нужно опять собрать игрушки в ведерко и закрыть его крышкой.

Можно усложнить задание: «Найди мне то, что у нас рыжего цвета». Если ребенок затрудняется с ответом, задать наводящие вопросы: «Какую форму имел предмет рыжего цвета? Он был квадратный, как кубик? Нет. Может, он похож на конус? Нет. Он был круглый, среднего размера. Вспомни, он больше редиски и больше, чем слива и чем яйцо. Правильно, это апельсин. А теперь найди мне синий предмет, а потом зеленый».

Таким образом игра может повторяться несколько раз с разными вариантами.

«Нанизывание колец на стержень»

Оборудование и материалы: пирамидка, состоящая из стержня, укрепленного на основании, и разноцветных колец, нанизанных на этот стержень.

Описание игры. Показать ребенку пирамидку с нанизанными на нее кольцами разных цветов. Затем снять кольца и показать только основание со стержнем. Снова нанизать кольца на стержень и предложить ребенку проделать то же самое.

В следующий раз взять не одну пирамидку, а пять — одинакового диаметра, но разного цвета: одна — желтая, вторая — красная, третья — голубая, четвертая — белая, пятая — фиолетовая. Показать ребенку каждую пирамидку в отдельности, потом взять одну (например, красную) и сказать: «Смотри, какая красивая! Давай разберем ее и соберем заново». Аналогичные действия выполнить с оставшимися пирамидками.

Затем предложить ребенку скомбинировать колечки из разных пирамидок и сделать цветную пирамидку. «Давай возьмем и нанижем на стержень сначала красное колечко, затем дай мне желтое, теперь фиолетовое, а затем зеленое, голубое и белое. Итак, пирамида собрана. А теперь собери ты точно такую же».

Читать еще:  Игры с фасолью для развития

Можно помочь ребенку подсказками. Если он выполнил задание верно, обязательно похвалить его.

«Нанизывание колец на конус»

Оборудование и материалы: пирамидка конической формы из пяти разноцветных колец, равномерно убывающих по размеру.

Описание игры. Показать ребенку пирамидку: «Смотри, какая красивая, но совсем не такая, как в прошлой игре. Давай разберем ее и соберем заново. Только надо быть внимательным. Если ошибешься, нанижешь неправильно кольца, пирамидка будет неровная». Собрать пирамидку вместе с ребенком.

«Матрешка»

Оборудование и материалы: трехместная матрешка или набор любых вкладышей (мисочки, стаканчики и т. д.).

Взрослый. Посмотри, какая у нас подружка. Ее называют матрешкой. Какой у нее красивый сарафан, какой яркий, цветастый платок, какая она нарядная! Посмотри, у нее есть глазки, носик, ротик, волосики. Давай с ней играть. Наша матрешка состоит из двух половинок. Давай раскроем ее, что у нее внутри? Внутри у нее еще одна матрешка, такая же нарядная, красивая, только чуть-чуть поменьше и тоже раскрывается. А что у этой матрешки внутри? Смотри, какая маленькая матрешечка, совсем как ты. Просто кроха! Попробуй сложить их сам.

Ребенок складывает и раскладывает матрешек. Взрослый придумывает ему задания:

• покажи, где у матрешки глазки, ротик, платочек;

• покажи всех ее сестричек;

• расставь всех трех матрешек рядом. (И т.д.)

«Вкладываем и перекладываем»

Оборудование и материалы: емкости разных размеров (ведерки, миски, коробки), большие и маленькие предметы (шарики, кубики, колечки, колесики, палочки, шишки, крупные пуговицы, мелкие игрушки и пр.).

Описание игры. Предложить ребенку сложить игрушки в ведерко, потом переложить их в коробку, затем опять в ведерко. В процессе этих действий ребенок путем проб и ошибок убеждается, что маленький предмет можно вложить в большое ведерко, а большой предмет не помещается в маленькое ведерко.

«Построим башенку»

Оборудование и материалы: кубики, призмы, конусы (пластмассовые или склеенные из картона).

Описание игры. Предложить вместе построить стену из кубиков, а по бокам сделать башню из призмы и конуса. По ходу строительства давать ребенку задания и оценивать его действия: «Подай мне крышу для башни. Правильно, это конус». Затем предложить ребенку строить самостоятельно. Можно ему помогать — подавать нужные материалы.

Примечание. Подводя итоги игры, обязательно похвалить ребенка и его постройку и предложить на следующий день повторить игру.

«Разноцветные бантики»

Оборудование и материалы: банты красного, розового, оранжевого, желтого, синего, фиолетового цветов, куклы в платьях таких же расцветок.

Показать ребенку кукол в разноцветных платьях и посадить их на стол.

Взрослый. Посмотри, какие у нас интересные гости. Давай сделаем их чуточку симпатичнее. Посмотрите на эту куклу. Какого цвета у нее платье? (Ребенок называет) В коробочке для каждой куколки лежат бантики, точно в тон платью. Какой бантик подойдет к красному платью? Правильно, красный, к розовому — розовый, к оранжевому — рыжий, к синему — синий и т.д.

Взрослый прикалывает к платью соответствующего цвета бантик.

Взрослый. Подойди ко мне и подбери к кукле в синем платье бант такого же цвета. (Ребенок выполняет.) Нет, бант подобран неправильно, кукла его не возьмет.

Если ребенок затрудняется или делает неправильно, взрослый сам привязывает двум куклам бантики, а остальным бантики должен подобрать ребенок.

На следующем занятии можно предложить ребенку подобрать под цвет зонтики, шляпки, сумочки.

«Разноцветные фонарики»

Оборудование и материалы: фонарики из бумаги желтого, зеленого, красного, синего цветов, мольберт с большим листом бумаги темного цвета, краски, кисти.

Взрослый (показывает шкатулку). Что лежит в моем волшебном сундучке?

Ребенок. В нем лежит фонарик.

Взрослый. Какого цвета? (Ответы ребенка.) Что еще в сундучке?

Ребенок. Еще фонарик.

Взрослый. Назови, какого он цвета.

Таким образом извлекаются все фонарики.

Взрослый. Давай поиграем: спрячем фонарики и будем искать.

Взрослый прячет фонарики, ребенок ищет их, берет по одному и подходит к взрослому.

Взрослый. Где был фонарик? Какого он цвета? (Ответы ребенка.) Итак, мы нашли много-много фонариков, все они разные: синие, зеленые, желтые, красные. Подними их вверх, как будто зажглись веселые огоньки и стало наряднее, светлее. Теперь опусти фонарики — вот наши огоньки и погасли.

Взрослый подходит к мольберту, показывает на лист бумаги темного цвета.

Взрослый. Как мрачно! Ничего не видно, ни единого огонечка. Но сейчас мы зажжем фонарики, будет очень красиво и светло. Подходи к мольберту.

Ребенок наносит кистью один цветной мазок, затем другой, третий — получается много огоньков.

«Фигуры в домиках»

Оборудование и материалы: 3 — 4 геометрические фигуры разного размера из дерева или картона (кружочки, квадратики, овалы, треугольники); решетки-ячейки с отверстиями, соответствующими размеру фигур.

Описание игры. Попросить ребенка собрать фигуры одинаковой формы, например, все кружочки, затем все квадратики и т.д. Затем предложить собрать фигуры по размеру: вначале все маленькие кружочки, маленькие треугольники и т.д., а потом все фигуры большого размера.

Если ребенку трудно сразу выполнить задание с большим количеством фигур, можно упростить его и предложить выполнять поэтапно. Вначале закрепить действия с кружочками (закрепление формы и размера), затем поочередно с остальными фигурами. Только после этого перейти к комбинации всех фигур, причем разных размеров в одной игре. Заключительный этап игры — размещение фигур в решетках. Ею тоже можно проводить этапами. Сначала предложить разместить в решетки- ячейки фигуры одной формы (квадраты), потом другой и т.д.

На следующей стадии дать задание разместить в решетки одновременно фигуры разной формы и разного размера.

Примечание. В этих достаточно сложных заданиях требуется предельное внимание и терпение взрослого. Подсказывать ребенку нужно осторожно, чтобы не обидеть его, обязательно хвалить за правильно выполненное задание. Чтобы закрепить полученные навыки, можно применять метод «рисования» — исследование контура фигуры с помощью пальцев.

«Дорисуй картинку»

Оборудование и материалы: картинка, на которой с левой стороны нарисованы знакомые ребенку предметы.

Описание игры. Предложить ребенку, глядя на оригинал слева, нарисовать такую же картинку справа.

«Сделай то, что я скажу»

Оборудование и материалы: кубики, две матрешки (любые другие небольшие фигурки), две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машинка.

Взрослый строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке.

Взрослый. Помоги матрешке спуститься с лесенки.

Если ребенок все делает правильно, его хвалят.

Взрослый. А теперь расскажи, как матрешка спускалась с лесенки.

Взрослый. Попроси водичку умыть куклу в красном платье.

Ребенок (находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая). Водичка, водичка, умой кукле личико!

Взрослый. Помоги матрешке подняться по лесенке: вверх, вверх. Вот она и наверху. А теперь куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай.

Ребенок и взрослый вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули».

Взрослый. Матрешку, которая стоит на лесенке, покатай на машине.

Ребенок (катает и приговаривает). Вперед — назад, вперед — назад.

Можно придумать другие задания. Если ребенок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют еще раз.

Картотека игр на развитие мышления у младших дошкольников
методическая разработка

Картотека игр на развитие мышления у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
metod_razr.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра «Как ходит и пост петушок, как бегает и лает собачка».

Цель: развивать предметную и игровую деятельности, кругозор и образное мышление, речевой аппарат и звукоподражание.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные петушок и собачка.

Описание: дети рассаживаются по кругу. Воспитатель показывает игрушечного петушка (собачку), обращает внимание на то, какой он красивый, показывает, как ходит петушок (бегает собачка), как поет (лает). «Петушок» подходит к ребенку, ребенок воспроизводит движения «петушка» и звукоподражает.

Игра «Сборные матрешки».

Цели: развивать умение различать верх и низ предмета, координировать мелкие движения кисти руки; обогащать словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: двух- или трехместные матрешки с яркой раскраской.

Описание: воспитатель предлагает детям рассмотреть двух- или трехместных матрешек и объясняет, что их надо разобрать и правильно собрать: вложить меньшую в большую, соблюдая правильное положение (головкой вверх). Далее вместе с детьми рассмотреть матрешек и задать наводящие вопросы: «Покажите, где расположена голова у матрешки? Значит, это верхняя часть матрешки. А где же нижняя часть матрешки? Конечно, там, где кармашек на платье». И т. д.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: развивать образное мышление, память.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок, картинки с изображением животных.

Описание: воспитатель кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку и читает стихотворение об этом животном: если он затрудняется в выполнении задания, то стихотворение читает другой ребенок. И т. д.

Игра «Игрушки разбежались».

Цель: развивать память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки.

Описание: подобрать несколько предметов для игры, например: машину, несколько кубиков, кукольную мебель. Рассмотреть их вместе с ребенком, определить, как хотите с ними поиграть. Объяснить, что нужно построить дом для куклы Кати и поставить там мебель. Предложить ребенку выйти в другую комнату. Разложить все выбранные предметы в разные места. Позвать ребенка и сообщить ему, что все игрушки разбежались и вы не можете их найти. Пусть ребенок вспомнит, во что собирались играть, и найдет ваши игрушки:

Игра «Экскурсия по дому».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: воспитатель показывает куклу, рассказывает, что кукле Любе надоело жить в своем кукольном домике, она хочет отправиться в «путешествие» по всей комнате.

Предложить ребенку показать Любе все, что есть в групповой комнате, назвать каждую вещь и рассказать, для чего она нужна. Кукла Люба — любопытная девочка и любит задавать вопросы. Играть можно несколько дней.

Игра «Исправь ошибку».

Цель: развивать внимание, память, логическое мышление.

Описание: нарисовать ребенку картинку с заведомо неверной деталью в сюжете, например: дерево с зелеными листьями, цветы, радугу и снеговика. Предложить ребенку найти и показать ошибку, обосновать свое мнение.

Игра «Подбери крышку».

Цель: развивать навыки классификации и сопоставления предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: кастрюли разного размера с соответствующими им крышками.

Описание: воспитатель говорит ребенку, что перепутались крышки от кастрюль, и предлагает помочь подобрать крышки по размеру.

Игра «Найди домик».

Цель: развивать навыки сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями зайцев: 3-е маленькими зайцами и 3 — с большими; карточки с изображениями домиков: 3-е маленькими домиками, 3-е большими.

Описание: воспитатель рассказывает ребенку о том, что «зайчики» вышли погулять и заблудились. Предлагает ребенку помочь «зайкам» найти свои «домики»: маленьким — маленькие, большим — большие. (Разложить карточки с изображениями домиков в хаотическом порядке.)

Игра «Один — гуда, другой — сюда».

Цель: развивать навык сопоставления, умение систематизировать предметы по признаку.

Игровой материал и наглядные пособия: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробки для больших и маленьких кругов.

Описание: придумать сюжет игры, например: бабушка пекла блины — большие (вырезанные из бумаги круги диаметром 6 см) и маленькие (вырезанные из бумаги круги диаметром 3 см). Большие — маме с папой, а маленькие — деткам. Но все блины перепутались. Надо помочь бабушке разложить их по тарелкам: распределить большие круги в большую коробку, маленькие — в маленькую.

Игра «Закрой фломастер».

Цели: развивать навык систематизации предметов по признаку, мелкую моторику; помочь запомнить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия: фломастеры с колпачками, повторяющими цвет стержня.

Описание: снять колпачки с фломастеров, смешать их. Предложить ребенку закрыть каждый фломастер своим колпачком. Назвать цвет колпачка и фломастера. (Цвет колпачка повторяет цвет стержня.)

Игра «Правильная морковка».

Цели: помочь изучить цвета; развивать навык классификации предметов по цвету.

Игровой материал и наглядные пособия: фигурки моркови разных цветов, вырезанные из картона.

Описание: разрезать фигурки на две части. Предложить ребенку «угостить» зайчика морковью. Ребенок отмечает, что зеленые и синие морковки — ненастоящие, зайчик их не ест. Поэтому надо собрать все фигурки оранжевого цвета.

Игра «Зеленое солнце».

Цель: развивать внимание.

Описание: нарисовать солнце зеленого цвета. Показать картинку ребенку. Спросить, все ли правильно сделали? Когда выяснится, что солнце такого цвета вовсе не похоже на солнце, предложить ребенку найти и дать воспитателю желтый карандаш, чтобы исправить ошибку.

Игра «Какая машина — такая и дорога».

Цели: развивать внимание; помочь изучить цвета.

Описание: нарисовать несколько небольших машин разного цвета. Предложить ребенку раскрасить дорожки под ними. (Цвет дороги должен совпадать с цветом машины.)

Игра «Шарик пропал».

Цель: формировать цветовое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: разноцветные пластмассовые шарики.

Описание: воспитатель предлагает ребенку поиграть в разноцветные шарики: рассмотреть их, назвать цвет каждого шара, покатать, побросать в коробку и т. п. Незаметно спрятать один из шариков. Обратить внимание ребенка на то, что игрушек стало меньше. Спросить, не помнит ли он, какого цвета был потерявшийся шарик. «Найти» шарик и показать его ребенку. Если он правильно назвал цвет, похвалить его, в противном случае еще раз назвать цвет каждого шарика.

Игра «Подбери одежду».

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: одежда для куклы, кукла.

Описание: воспитатель демонстрирует куклу, рассказывает, что кукла с утра раскапризничалась и не может выбрать себе платье. Предлагает помочь кукле одеться. Кукла капризничает: «Я хочу желтое платье!» Предложить ребенку найти среди одежды желтое платье. Посмотрев на платье, кукла передумала: «Нет, не хочу желтое платье, хочу синий сарафан!» И т. д. Когда кукла все же выберет себе одежду, предложить ребенку подобрать носочки и платочек такого же цвета.

Игра «Подбери нитку».

Цель: развивать навык сопоставления предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: сдутые разноцветные шарики, нитки тех же цветов, что и шары.

Описание: показать ребенку шарики и предложить подобрать к каждому из них нитку такого же цвета. После успешно выполненного задания надуть шары и поиграть с ними.

Игра «Поправь меня».

Цель: развивать цветовое восприятие, внимание, память.

Описание: воспитатель демонстрирует рисунок, в цветовой гамме которого преднамеренно допущена ошибка, например: дерево с синими листьями, фиолетовое яблоко или зеленое солнце. Предложить ребенку объяснить, что на картинке неправильно. Еще раз нарисовать картинку, не раскрашивая ее, пусть ребенок сделает это самостоятельно.

Игра «Утонул? Достанем!».

Цели: развивать наблюдательность, мелкую моторику; способствовать освоению навыков классификации предметов по свойствам.

Игровой материал и наглядные пособия: предметы, тонущие в воде ( камешки, ложки, винтики и т. п.); предметы, не тонущие в воде ( пластмассовые игрушки, мячик, деревянные дощечки и т. п.); емкость с водой; два пустых ведерка.

Описание: поставить перед ребенком емкость с водой и разложить все предметы. Предложить понаблюдать за тем, как ведет себя в воде тот или иной предмет. Поочередно бросать в воду предметы. Попросить ребенка, доставая предметы из воды, раскладывать их по разным ведеркам: те, которые тонут, — в одно, те, которые не тонут, — в другое.

Игра «То ли тонет, то ли нет».

Цели: развивать наблюдательность; познакомить со свойствами предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага разных видов: тетрадный лист, альбомный лист, бумажная салфетка, картон, лист из глянцевого журнала, газетный лист, емкость с водой.

Описание: поставить перед ребенком емкость с водой. Напомнить, как доставали и раскладывали тонущие и нетонущие предметы. Предложить посмотреть, как ведет себя в воде бумага. Поочередно опускать в воду приготовленные образцы, комментируя происходящее. Показать ребенку, как из мокрой бумаги можно «лепить» фигурки.

Игра «Кто быстрее».

Цель: помочь освоить категорию «длинное — короткое».

Описание: привязать к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдать ребенку машинку с короткой веревочкой и предложить посмотреть, чья машина доберется до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш. Поменяться веревочками и повторить игру. Положив веревочки рядом, наглядно показать, что такое «длинное» и что такое «короткое».

Игра «Подумай и положи».

Цель: развивать представления о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа).

Описание: предложить ребенку положить какой-либо предмет в определенное место, например: «Положи этот листок бумаги под большую книгу. Книга лежит на столе», «Положи тетрадь между книжкой-раскраской и альбомом» и т. п.

Игра «Рядом, перед, около».

Цель: развивать представления о местоположении предметов в пространстве, речь, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько игрушек.

Описание: предложить ребенку проехать в «автобусе». Пусть он выберет себе удобное место. Вокруг ребенка разместить игрушки. Вместе с ребенком придумать названия остановкам или вспомнить знакомые ему: «Тот, кто сидит сзади тебя, интересуется, какая сейчас будет остановка? Посмотри, кто это спрашивает?»; «Тот, кто сидит рядом с тобой, хочет знать, куда едет этот автобус? А кто сидит рядом с тобой?» И т. д.

Игра «Размещаем гостей».

Цель: развивать представления о местоположении предметов в пространстве, речь, внимание.

Описание: У куклы день рождения. Она пригласила гостей, приготовила угощение. Теперь надо подумать о том, как разместить приглашенных за праздничным столом. Воспитатель рассуждает вместе с ребенком: «Зайчика нельзя сажать рядом с волком, тот будет обижать зайку, давай посадим его рядом с петушком, они ведь дружат, помнишь сказку «Заюшкина избушка», где петух спас зайца от лисы? А волка мы поместим между лисой и медведем, они ведь все хищники. Цыпленок сядет около своей мамы — курицы, а курица — рядом с петухом. С одной стороны от петуха будет заяц, а с другой — курица и т. п.». Еще раз повторить порядок размещения. Когда придут гости, поручить ребенку рассадить их правильно.

Игра «Правая рука, левая нога».

Цели: развивать внимание, сенсорные ощущения; познакомить с понятиями «право — лево».

Описание: предложить ребенку привязать к его правой руке колокольчик и позаниматься веселой зарядкой. Если прозвучит фраза «Правая рука», надо поднять вверх правую руку с колокольчиком и позвенеть им. Если прозвучит фраза «Левая рука», надо поднять свободную руку и помахать ею. Усложняя игру, можно несколько раз подряд повторять одну и ту же фразу, привязать колокольчик еще и к левой ноге, при этом в игру включая фразы «левая нога», «правая нога».

Игра «По мотивам «Трех медведей».

Цель: развивать навык сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки, повторяющие персонажей сказки (большой, средний, маленький медведи).

Описание: напомнить ребенку сказку о трех медведях. Предложить пригласить персонажей сказки в гости. «Пришедших» гостей следует усадить за стол. Вспомнить, кто на каком стуле сидел. Дать ребенку три тарелки разного размера, предложить раздать их медведям, не указывая при этом, кому из них какая тарелка полагается. Понаблюдать за ребенком. Если он не справляется с заданием, объяснить, что папа-медведь ест из большой тарелки, мама — из средней, а медвежонок — из маленькой. Пусть ребенок самостоятельно расставит перед медведями чашки в соответствии с размерами.

«Картотека игр на развитие мышления у детей младшего дошкольного возраста»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра «Как ходит и пост петушок, как бегает и лает собачка».

Цель : развивать предметную и игровую деятельности, кругозор и образное мышление, речевой аппарат и звукоподражание.

Игровой материал и наглядные пособия : игрушечные петушок и собачка.

Описание : дети рассаживаются по кругу. Воспитатель показывает игрушечного петушка (собачку), обращает внимание на то, какой он красивый, показывает, как ходит петушок (бегает собачка), как поет (лает). «Петушок» подходит к ребенку, ребенок воспроизводит движения «петушка» и звукоподражает.

Игра «Сборные матрешки».

Цели : развивать умение различать верх и низ предмета, координировать мелкие движения кисти руки; обогащать словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия : двух- или трехместные матрешки с яркой раскраской.

Описание : воспитатель предлагает детям рассмотреть двух- или трехместных матрешек и объясняет, что их надо разобрать и правильно собрать: вложить меньшую в большую, соблюдая правильное положение (головкой вверх). Далее вместе с детьми рассмотреть матрешек и задать наводящие вопросы: «Покажите, где расположена голова у матрешки? Значит, это верхняя часть матрешки. А где же нижняя часть матрешки? Конечно, там, где кармашек на платье». И т. д.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: развивать образное мышление, память.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок, картинки с изображением животных.

Описание : воспитатель кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку и читает стихотворение об этом животном: если он затрудняется в выполнении задания, то стихотворение читает другой ребенок. И т. д.

Игра «Игрушки разбежались».

Цель : развивать память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки.

Описание: подобрать несколько предметов для игры, например: машину, несколько кубиков, кукольную мебель. Рассмотреть их вместе с ребенком, определить, как хотите с ними поиграть. Объяснить, что нужно построить дом для куклы Кати и поставить там мебель. Предложить ребенку выйти в другую комнату. Разложить все выбранные предметы в разные места. Позвать ребенка и сообщить ему, что все игрушки разбежались и вы не можете их найти. Пусть ребенок вспомнит, во что собирались играть, и найдет ваши игрушки:

Игра «Экскурсия по дому».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: воспитатель показывает куклу, рассказывает, что кукле Любе надоело жить в своем кукольном домике, она хочет отправиться в «путешествие» по всей комнате.

Предложить ребенку показать Любе все, что есть в групповой комнате, назвать каждую вещь и рассказать, для чего она нужна. Кукла Люба — любопытная девочка и любит задавать вопросы. Играть можно несколько дней.

Игра «Исправь ошибку».

Цель: развивать внимание, память, логическое мышление.

Описание: нарисовать ребенку картинку с заведомо неверной деталью в сюжете, например: дерево с зелеными листьями, цветы, радугу и снеговика. Предложить ребенку найти и показать ошибку, обосновать свое мнение.

Игра «Подбери крышку».

Цель: развивать навыки классификации и сопоставления предметов.

Игровой материал и наглядные пособия : кастрюли разного размера с соответствующими им крышками.

Описание: воспитатель говорит ребенку, что перепутались крышки от кастрюль, и предлагает помочь подобрать крышки по размеру.

Игра «Найди домик».

Цель: развивать навыки сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями зайцев: 3-е маленькими зайцами и 3 — с большими; карточки с изображениями домиков: 3-е маленькими домиками, 3-е большими.

Описание : воспитатель рассказывает ребенку о том, что «зайчики» вышли погулять и заблудились. Предлагает ребенку помочь «зайкам» найти свои «домики»: маленьким — маленькие, большим — большие. (Разложить карточки с изображениями домиков в хаотическом порядке.)

Игра «Один — гуда, другой — сюда».

Цель: развивать навык сопоставления, умение систематизировать предметы по признаку.

Игровой материал и наглядные пособия : 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробки для больших и маленьких кругов.

Описание: придумать сюжет игры, например: бабушка пекла блины — большие (вырезанные из бумаги круги диаметром 6 см) и маленькие (вырезанные из бумаги круги диаметром 3 см). Большие — маме с папой, а маленькие — деткам. Но все блины перепутались. Надо помочь бабушке разложить их по тарелкам: распределить большие круги в большую коробку, маленькие — в маленькую.

Игра «Закрой фломастер».

Цели: развивать навык систематизации предметов по признаку, мелкую моторику; помочь запомнить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия: фломастеры с колпачками, повторяющими цвет стержня.

Описание : снять колпачки с фломастеров, смешать их. Предложить ребенку закрыть каждый фломастер своим колпачком. Назвать цвет колпачка и фломастера. (Цвет колпачка повторяет цвет стержня.)

Игра «Правильная морковка».

Цели: помочь изучить цвета; развивать навык классификации предметов по цвету.

Игровой материал и наглядные пособия: фигурки моркови разных цветов, вырезанные из картона.

Описание : разрезать фигурки на две части. Предложить ребенку «угостить» зайчика морковью. Ребенок отмечает, что зеленые и синие морковки — ненастоящие, зайчик их не ест. Поэтому надо собрать все фигурки оранжевого цвета.

Игра «Зеленое солнце».

Цель: развивать внимание.

Описание: нарисовать солнце зеленого цвета. Показать картинку ребенку. Спросить, все ли правильно сделали? Когда выяснится, что солнце такого цвета вовсе не похоже на солнце, предложить ребенку найти и дать воспитателю желтый карандаш, чтобы исправить ошибку.

Игра «Какая машина — такая и дорога».

Цели: развивать внимание; помочь изучить цвета.

Описание: нарисовать несколько небольших машин разного цвета. Предложить ребенку раскрасить дорожки под ними. (Цвет дороги должен совпадать с цветом машины.)

Игра «Шарик пропал».

Цель: формировать цветовое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия : разноцветные пластмассовые шарики.

Описание : воспитатель предлагает ребенку поиграть в разноцветные шарики: рассмотреть их, назвать цвет каждого шара, покатать, побросать в коробку и т. п. Незаметно спрятать один из шариков. Обратить внимание ребенка на то, что игрушек стало меньше. Спросить, не помнит ли он, какого цвета был потерявшийся шарик. «Найти» шарик и показать его ребенку. Если он правильно назвал цвет, похвалить его, в противном случае еще раз назвать цвет каждого шарика.

Игра «Подбери одежду».

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: одежда для куклы, кукла.

Описание: воспитатель демонстрирует куклу, рассказывает, что кукла с утра раскапризничалась и не может выбрать себе платье. Предлагает помочь кукле одеться. Кукла капризничает: «Я хочу желтое платье!» Предложить ребенку найти среди одежды желтое платье. Посмотрев на платье, кукла передумала: «Нет, не хочу желтое платье, хочу синий сарафан!» И т. д. Когда кукла все же выберет себе одежду, предложить ребенку подобрать носочки и платочек такого же цвета.

Игра «Подбери нитку».

Цель: развивать навык сопоставления предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: сдутые разноцветные шарики, нитки тех же цветов, что и шары.

Описание: показать ребенку шарики и предложить подобрать к каждому из них нитку такого же цвета. После успешно выполненного задания надуть шары и поиграть с ними.

Игра «Поправь меня».

Цель : развивать цветовое восприятие, внимание, память.

Описание: воспитатель демонстрирует рисунок, в цветовой гамме которого преднамеренно допущена ошибка, например: дерево с синими листьями, фиолетовое яблоко или зеленое солнце. Предложить ребенку объяснить, что на картинке неправильно. Еще раз нарисовать картинку, не раскрашивая ее, пусть ребенок сделает это самостоятельно.

Игра «Утонул? Достанем!».

Цели : развивать наблюдательность, мелкую моторику; способствовать освоению навыков классификации предметов по свойствам.

Игровой материал и наглядные пособия: предметы, тонущие в воде (камешки, ложки, винтики и т. п.); предметы, не тонущие в воде (пластмассовые игрушки, мячик, деревянные дощечки и т. п.); емкость с водой; два пустых ведерка.

Описание : поставить перед ребенком емкость с водой и разложить все предметы. Предложить понаблюдать за тем, как ведет себя в воде тот или иной предмет. Поочередно бросать в воду предметы. Попросить ребенка, доставая предметы из воды, раскладывать их по разным ведеркам: те, которые тонут, — в одно, те, которые не тонут, — в другое.

Игра «То ли тонет, то ли нет».

Цели : развивать наблюдательность; познакомить со свойствами предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага разных видов: тетрадный лист, альбомный лист, бумажная салфетка, картон, лист из глянцевого журнала, газетный лист, емкость с водой.

Описание: поставить перед ребенком емкость с водой. Напомнить, как доставали и раскладывали тонущие и нетонущие предметы. Предложить посмотреть, как ведет себя в воде бумага. Поочередно опускать в воду приготовленные образцы, комментируя происходящее. Показать ребенку, как из мокрой бумаги можно «лепить» фигурки.

Игра «Кто быстрее».

Цель: помочь освоить категорию «длинное — короткое».

Описание : привязать к двум машинкам веревочки — короткую и длинную. Отдать ребенку машинку с короткой веревочкой и предложить посмотреть, чья машина доберется до хозяина первой, если каждый будет наматывать свою веревку на карандаш. Поменяться веревочками и повторить игру. Положив веревочки рядом, наглядно показать, что такое «длинное» и что такое «короткое».

Игра «Подумай и положи».

Цель : развивать представления о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа).

Описание: предложить ребенку положить какой-либо предмет в определенное место, например: «Положи этот листок бумаги под большую книгу. Книга лежит на столе», «Положи тетрадь между книжкой-раскраской и альбомом» и т. п.

Игра «Рядом, перед, около».

Цель : развивать представления о местоположении предметов в пространстве, речь, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько игрушек.

Описание: предложить ребенку проехать в «автобусе». Пусть он выберет себе удобное место. Вокруг ребенка разместить игрушки. Вместе с ребенком придумать названия остановкам или вспомнить знакомые ему: «Тот, кто сидит сзади тебя, интересуется, какая сейчас будет остановка? Посмотри, кто это спрашивает?»; «Тот, кто сидит рядом с тобой, хочет знать, куда едет этот автобус? А кто сидит рядом с тобой?» И т. д.

Игра «Размещаем гостей».

Цель : развивать представления о местоположении предметов в пространстве, речь, внимание.

Описание : У куклы день рождения. Она пригласила гостей, приготовила угощение. Теперь надо подумать о том, как разместить приглашенных за праздничным столом. Воспитатель рассуждает вместе с ребенком: «Зайчика нельзя сажать рядом с волком, тот будет обижать зайку, давай посадим его рядом с петушком, они ведь дружат, помнишь сказку «Заюшкина избушка», где петух спас зайца от лисы? А волка мы поместим между лисой и медведем, они ведь все хищники. Цыпленок сядет около своей мамы — курицы, а курица — рядом с петухом. С одной стороны от петуха будет заяц, а с другой — курица и т. п.». Еще раз повторить порядок размещения. Когда придут гости, поручить ребенку рассадить их правильно.

Игра «Правая рука, левая нога».

Цели: развивать внимание, сенсорные ощущения; познакомить с понятиями «право — лево».

Описание: предложить ребенку привязать к его правой руке колокольчик и позаниматься веселой зарядкой. Если прозвучит фраза «Правая рука», надо поднять вверх правую руку с колокольчиком и позвенеть им. Если прозвучит фраза «Левая рука», надо поднять свободную руку и помахать ею. Усложняя игру, можно несколько раз подряд повторять одну и ту же фразу, привязать колокольчик еще и к левой ноге, при этом в игру включая фразы «левая нога», «правая нога».

Игра «По мотивам «Трех медведей».

Цель : развивать навык сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия : игрушки, повторяющие персонажей сказки (большой, средний, маленький медведи).

Описание: напомнить ребенку сказку о трех медведях. Предложить пригласить персонажей сказки в гости. «Пришедших» гостей следует усадить за стол. Вспомнить, кто на каком стуле сидел. Дать ребенку три тарелки разного размера, предложить раздать их медведям, не указывая при этом, кому из них какая тарелка полагается. Понаблюдать за ребенком. Если он не справляется с заданием, объяснить, что папа-медведь ест из большой тарелки, мама — из средней, а медвежонок — из маленькой. Пусть ребенок самостоятельно расставит перед медведями чашки в соответствии с размерами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×