221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие мышления у школьников

Развивающие игры для детей на логику, мышление, внимание и память

На ЛогикЛайк более 3500 заданий на логику и сообразительность в игровом формате. Интерактивные ребусы и головоломки, соты, судоку, занимательные вопросы и многое другое.

  • Гибкий ум и уверенность в себе Решая задачи и головоломки на LogicLike, вы тренируете «извилины» и развиваете смекалку.
  • Фундамент для IT Учим грамотно работать с информацией, развиваем логико-математический интеллект.
  • Двойная выгода! Можно потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок развивает способности. В результате — лучше успехи в школе, призовые места на олимпиадах и в конкурсах, повышается интерес к учёбе.

В игре дети познают мир и постоянно развиваются

Игра для ребёнка — естественная непринужденная активность, основная форма развития мышления и личности. Что дети всегда делают с особым удовольствием? Играют! Самостоятельно, с родителями или сверстниками, игрушками или любыми приглянувшимися предметами.

Через игровую деятельность ребёнок познает мир: узнает свойства и характеристики окружающих его предметов, осваивает социальные роли и учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, приобретает навыки и подтверждает свою состоятельность.

Пытливый детский ум постоянно ищет новую пищу для исследований. И этот факт нельзя игнорировать, а наоборот, надо максимально использовать для развития и обучения малышей, дошкольников и школьников.

Развивающие игры и задания онлайн на платформе ЛогикЛайк

Популярные игры и упражнения по теме

Всё это и многое другое ждёт вас в курсе развития мышления LogicLike. Процесс обучения построен от простого к сложному.

У нас есть всё, что вы искали

Развивающие игры и задания по возрасту

Какими должны быть игры для развития логики у детей?

Хорошие логические игры развивают внимательность и сообразительность, способность находить нестандартные решения.

  • Один из ключевых моментов для гармоничного развития ребенка — свобода выбора, отсутствие принуждения со стороны взрослого.
  • Игра должна приносить радость и желание достичь успеха: найти правильный способ решения проблемы, дать верный ответ, стать первым среди участников.
  • Детские игры для развития внимания, мышления, наблюдательности должны иметь образное выражение, сопровождаться понятными и яркими иллюстрациями.
  • Задачи и загадки для дошкольников и младших школьников состоят из простых предложений, не имеют двойного толкования и должны касаться понятных ребенку предметов, явлений и процессов.

У каждой игры свой образовательный потенциал: развивают логику, внимательность и быстроту мышления.

Лучшие виды логических игр для детей 5-10 лет

Использование игрового формата как основного метода развития логики и мышления очень эффективно, особенно для учащихся 1-5 классов. Среди множества игр, развивающих логику, память и мышление у младших школьников, рекомендуем следующие:

  • Шахматы, шашки. Эти игры давно признаны лучшими тренажерами абстрактного мышления, логики, математических и прогностических способностей. Играя в шахматы и шашки, дети учатся анализировать действия противника, продумывать варианты возможного поведения, выстраивать логические цепочки и делать самостоятельные умозаключения. Кроме того, шахматы требуют от игрока большой концентрации внимания, хорошей памяти и определенных волевых усилий, при этом активно работает образное и стратегическое мышление. Попробуйте занимательные задания на шахматном поле.
  • Нестандартные задания. Выполняя однообразные упражнения, ребенок быстро устает, теряет интерес к занятию. Чтобы поддерживать мыслительную активность на высоком уровне, детям нужно предлагать непривычные задачи. Решение заданий заставляет активнее работать мозг ребенка, быть более внимательным.
  • Олимпиадные задания для детей. Решение примеров, задач, уравнений, алгоритмов, использование системы координат, построение проекций и другие математические действия напрямую направлены на развитие логики, пространственного мышления, аналитических способностей, способствуют формированию системного мышления и интеллектуальных способностей в целом.
  • Числовые и другие математические ребусы. Их использование сделает учебный процесс более увлекательным и разнообразным. Для развития логического мышления необходимо постепенное усложнение заданий и отсутствие однотипности.
  • Логические задачи и загадки на логику. Решая задачи на логику, память и мышление, ребенок учится устанавливать логические связи, анализировать и сопоставлять данные, классифицировать предметы, выявлять их общие свойства и черты, обобщать, выполнять другие логические действия. Дети любят разгадывать загадки, и чем больше нужно думать, размышлять, тем больше азарта и удовольствия они получают. Разгадка не должна быть очевидной.
  • Задания со спичками. У детей 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление, поэтому им особенно нравятся задания на перемещения предметов.
  • Головоломки – популярный вид интеллектуальных игр как у детей, так и у взрослых. Есть интересные головоломки в формате логических задач, загадок и вопросов с подвохом, самостоятельных игр для развития логики и мышления (анаграммы, криптограммы, различные виды кроссвордов, скреббл, судоку и т.д.) и тренажеров (логическая рамка, кубик Рубика, логическая змейка и другие).

Попасть в рейтинг ЛогикЛайк может каждый. Пройди стартовый тест и будешь принят в команду логиков! Кто занимается регулярно и с удовольствием, становятся лучшими в своём городе или даже в стране.

На платформе ЛогикЛайк более 10 занимательных разделов: логические игры, головоломки, ребусы, задачи и другие задания. Регулярные занятия помогают тренировать память, быструю реакцию и внимательность. Многоуровневая программа, комплексное и системное развитие мышления и логики у детей.

Комплекс игр и упражнений для развития мышления

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Для Вас, родители! (18)
  • Для Вас, педагоги! (18)
  • Моё хобби (6)

Комплекс игр и упражнений для развития мышления

Упражнение № 1.

Цель: развитие словесно-логического мышления

Ход: к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8 Марта.

Щетка___________ . Иголка______________ . Лопата_______________.

Лейка___________ . Грабли______________ . Нож_________________.

Лифт__________ . Холодильник________. Гвоздь________________.

Миксер_________ . Ракетка_____________. Тачка_________________.

Банка___________ . Мясорубка___________. Весло_________________.

Упражнение № 2.

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

Цвет: цыпленок, лимон, василёк. Огурец, морковь, трава . Халат врача, помидор, снег

Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка

Величина: бегемот, муравей, слон. Дом, карандаш, ложка

Материал: банка, кастрюля, рюмка. Альбом, тетрадь, ручка

Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое

Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля.

Упражнение № 3.

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-. (дом)

песня-глухой, картина-. (слепой)

паровоз-вагон, конь-. (телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-. (летчик)

карандаш-рисунок, буквы-. (слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-. (вода)

машина-дорога, воздух-. (самолет)

корова-теленок, лошадь-. (жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-. (кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-. (мясо).

Упражнение №4 «Подбери слово»

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима, лодка-. (лето)

собака-шерсть, щука-. (чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-. (соль)

дерево-сук, рука-. (палец)

дождь-зонтик, мороз-. (шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-. (дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-. (шнурок)

коса-трава, бритва-. (волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-. (голод)

электричество -провода, пар-. (трубы)

лимон — кислый, сахар-. (сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-. (море)

птица-клюв, слои-. (хобот)

Упражнение №5 «Назови одним словом»

Цель: развитие операции обобщения, классификации, развитие внимания.

Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

Кисель — кефир — сок — чай (напитки) Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка Муравейник — нора — логово — берлога Самолёт — корабль — лодка — мотоцикл Глина — шерсть — дерево — пластмасса Двойка — тройка — пятёрка — единица Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха Салат — каша — борщ — запеканка Топор — лопата — пила — отвёртка Серьги — браслет — цепочка — кулон Храбрость — доброта — трудолюбие — честность Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло Клюв — перья — крылья — коготки Есть — спать — учиться — гулять

Упражнение № 6.

Цель: развитие операции классификации, обобщения.

Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на­звать обобщающее понятие.

Стол, стул, диван Творог, сыр, масло Врач, повар, лётчиц Сок, кефир, компот Шишка, жёлудь, орех Корабль, лодка, яхта Паровоз, электричка, трамвай Книга, альбом, блокнот Торшер, бра, настольная лампа Сосиски, колбаса, котлета Земляника, клюква, малина Сыроежка, лисичка, подберёзовик Сосна, берёза, липа Жасмин, шиповник, сирень

Читать еще:  Развивающие игры для развития детей

Дождь, ветер, иней

Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»

Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.

Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.

Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, во­лосы). Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:

Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным. )?

Что бывает высоким (низким)?

Что бывает зелёным (красным, синим)?

Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?

Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?

Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревян­ным, железным)?

Что бывает тяжёлым (лёгким)?

Что бывает глубоким (мелким)?

Что бывает колючим (острым, хрупким)?

Упражнение №8.

Цель: развитие воображения, мышления.

Задание: рассказать, во что превратится

Стул без спинки______________

Чашки без ручки ______________

Мороженое без холодильника ____

Всадник без лошади ____________

Дерево без веток ______________

Стол без ножек________________

Ливан без спинки _____________

Самолёт без крыльев___________

Книга без страниц _____________

Подушка без перьев ___________

Спички без серы ______________

Снеговик без холода___________

Телевизор без электричества____

Карандаш без грифеля _________

Кофта без рукавов_____________

Кепка без козырька ___________

Окно без стекол_______________

Сад без деревьев ______________

Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь».

Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Упражнение №10 «Закончи предложение»

Цель: развитие мышления.

Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу целиком.

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки) Маша уколола спицей палец, так как неумела (стирать, вязать, шить) Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая, грязная, узкая). Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль). Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки). Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

Упражнение № 11.

Цель: развитие мышления, внимания.

Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.

Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Тупой (нож) Высокий

Полный (стакан) Добрый

Старый (диван) Шершавый

Грубый (разговор) Весёлый

Упражнение № 12.

Цель: развитие операции анализа, синтеза, внимания, речи.

Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений

У Кати кукол больше, чем игрушек

Трехэтажный дом ниже одноэтажного

Ручеёк шире реки

Самолёт движется медленнее машины

В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира

Лапа моложе сына, но старше дедушки

Черепаха ползает быстрее змеи

Тигр слабее кошки

Петя собрал поганок больше, чем грибов

У зайца ушей больше, чем у медведя

Стол квадратнее окна

Стул деревяннее тумбочки

Упражнение №13.

Цель: развитие операции анализа, синтеза.

Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,

Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода). Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________. Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит ____________________. Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________ Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________. Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________. Все изделия из стекла хрупкие. Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит ___________.

Игра «Главное и второстепенное»

Цель: развитие операций анализа.

Один человек что-то загадывает: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданные предмет и назвать его. Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да». Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да». Отгадывающий говорит, что это цыпленок.

«Подбери слово»

Цель: развитие операций мышления.

Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-. (дом)

песня-глухой, картина-. (слепой)

паровоз-вагон, конь-. (телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-. (летчик)

карандаш-рисунок, буквы-. (слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-. (вода)

машина-дорога, воздух-. (самолет)

корова-теленок, лошадь-. (жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-. (кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-. (мясо).

«Подбери слово» -2.

Цель: развитие операций анализа.

Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима, лодка-. (лето)

собака-шерсть, щука-. (чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-. (соль)

дерево-сук, рука-. (палец)

дождь-зонтик, мороз-. (шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-. (дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-. (шнурок)

коса-трава, бритва-. (волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-. (голод)

электричество -провода, пар-. (трубы)

лимон — кислый, сахар-. (сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-. (море)

птица-клюв, слои-. (хобот)

Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.

Запиши обобщающее слово:

Что здесь лишнее? Почему?

таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;лиса, заяц, медведь, пчела;машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.

Сборник по психологии на тему «Игры на развитие мышления младших школьников»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Алена Ивановна Зайкова

Игры развивающие мышление младших школьников

Развитие мышления у детей

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 — 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими.

Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления — ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

Алена Ивановна Зайкова

Игры развивающие мышление младших школьников

Читать еще:  Развивающие игры для детей 1 месяца жизни

Цель: формирование навыков мышления, развитие памяти на события.

Материал: настольная лампа или торшер.

Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу.

Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала. Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.

Цель: разогревающее упражнение. Можно использовать для развития мышления и внимания у школьников.

Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.

Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

Цель: развитие мышления, воображения.

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)

После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Ученики по очереди называют все предметы, которые окружают их в классе, школе. Затем по заданию педагога называют слова на темы: »Овощи», »Мебель», »Одежда», »Растения», »Посуда» . Предварительно побеседовать с детьми о том, что все слова можно разделить на группы, каждая группа имеет название, спросить детей почему, по их мнению, слова относятся к разным группам. В процессе ответов детей, помогать им правильно формулировать свои мысли.

Педагог произносит 1-ый слог слова, а дети должны закончить его. По очереди каждому ребёнку педагог кидает мяч, говорит 1-ый слог, ребёнок ловит мяч и договаривает слово. Затем должен кинуть мяч обратно. Слоги: ра, го, по, зем, до, ла, ка и т.д.

Эта игра проводится аналогично игре »Закончи слово», только теперь детям нужно, поймав мяч, закончить предложение: летом тепло, а зимой …; птицы летают, а змеи …; осенью листья жёлтые, а летом …; сахар сладкий, а лимон …; днём светло, а ночью …; ворона каркает, а воробей …; шофёр водит машину, а летчик Второй вариант игры состоит в том, что дети должны закончить начало фразы словами »из-за того что», »потому что»: сегодня я замёрз, потому что…; у мамы хорошее настроение, потому что…; мальчик обиделся на друга, из-за того что… Если дети допускают ошибки, необходимо разобрать предложение и выяснить, почему подобранное слово или конец фразы, подобранные учеником не подходят. Также необходимо помочь закончить правильно предложение.

«Отгадай и назови»

Необходимо назвать слово по его значению.

Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (Адрес)

Место, где приготовляют лекарства и продают их. (Аптека)

Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)

Тот, кто сражается с врагом. (Воин, боец)

Детёныш овцы. (Ягнёнок)

Лиственное дерево с белой корой. (Берёза)

Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд)

На доске слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа выбрать одно так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом.

школа больница
обучение доктор, ученик, лечение, больной

нога рука
сапог кулак, перчатки, палец, браслет

пальто ботинок
пуговица магазин, нога, шнурок, шляпа

птица человек
гнездо город, рабочий, вагон, дом

рыба муха
сеть комар, комната, жужжать, паутина.

В этой игре дети учатся выполнять действия по аналогии и выделять существенные признаки. Для игры понадобится подборка неоконченных утверждений, например: карандаш – грифель, шариковая ручка — …(стержень);

дом – кирпич, стакан -…(стекло);
коньки – лёд, лыжи -…(снег);
орёл – птица, щука -…(рыба);
шофёр – машина, лётчик -…(самолёт);
ночь – луна, день -…(солнце) и т.д.

Педагог произносит по слогам слова. Из каждого слова необходимо отделить первые слоги и из них составить новое слово, например:

ко лос – ро та, ва за (корова),
ма шина – ма лина (мама),
ко ра – ло то, бок сёр (колобок).
Из двух последних слогов составить слово:
Зме я – ра ма (яма),
Зи ма – я ма (мама) и т.д.

Педагог показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, а затем вторую. Задача игры состоит в том, чтобы ребёнок смог придумать слово, находящееся между этими словами и служило бы как бы »переходным мостиком» между ними. Каждый ребёнок отвечает по очереди. Если дети не могут понять задания, нужно привести примеры. Например, для слов »гусь» и »дерево» (картинки с изображениями показываются) переходными мостиками могут быть следующие слова: »летать» (гусь взлетел на дерево), »вырезать» (из дерева вырезали гуся), »спрятаться» (гусь спрятался за дерево). Если ребёнок после приведённых примеров затрудняется ответить, ему обязательно нужно помочь, подвести к правильному ответу.

«Продолжи ряд цифр»

Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Дети должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.

Например, 1, 3, 5, 7… 1, 4, 7… 1, 5, 9… .

Дети слушают стихи-загадки и подбирают подходящее слово.

В реке большая драка: поссорились два…(рака).
— Где обедал воробей? – В зоопарке у…(зверей).
Ра-ра-ра – начинается…(игра). Ир-ир-ир – мой папа…(командир).
Ры-ры-ры – у мальчиков…(шары). Арь-арь-арь – на стене висит…(фонарь).
Ро-ро-ро – у Раи новое …(ведро). Ло-ло-ло – на улице…(тепло).
Ру-ру-ру – продолжаем мы …(игру). Лу-лу-лу – стол стоит в …(углу).
Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе). Ша-ша-ша – мама моет…(малыша).
Ри-ри-ри – на ветках…(снегири). Шу-шу-шу – другу я письмо…(пишу).
Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар). Жа-жа-жа – есть иголки у…(ежа).

« Очень-очень вкусный пирог»

Детям читают стихотворение, не договаривая слова в строчках, они должны подобрать подходящее по смыслу слово.

Я хотел устроить бал, Но что-то гости … Когда же гости подошли,
И гостей к себе … Я ждал, пока хватало сил, То даже крошек… .
Купил муку, купил творог, Потом кусочек…
Испёк рассыпчатый… Потом подвинул стул и сел,
Пирог, ножи и вилки тут, И пирог в минуту…

«Слова с заданной буквой»

Детям даётся задание придумать слова с заданной буквой:

а) начинающиеся на букву »п»;

б) оканчивающиеся на букву »а»;

в) вторая от начала слова буква »е». Варианты могут быть разные.

Детям предлагается объяснить, что означает то или иное слово. Например, »письмо – это бумага, на которой можно написать о себе и отправить в конверте по почте». Добиваться, чтобы дети давали точное определение, в котором содержится указание и отдельные видовые признаки. Наборы слов могут быть самые различные: лодка, журнал, платок, лодырь, пароход; самолёт, молоток, книга, друг, ботинки и т.д.

Учитель называет одно, два, три слова. Задача учащихся – продолжить ряд слов, которые начал учитель и выявить признак.

Игры на развитие мышления у младших школьников

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд — выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд — выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд — выращивает молодое поколение.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.

Читать еще:  Игрушки развивающие речь

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. И понятно, что пришло время изменить подход к обучению.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.

Развитие творческого мышления чрезвычайно важно для ребенка. Развивая его творческое начало, вы вкладываете в его будущее. Только творчески мыслящей человек достигает огромных результатов в любой сфере. Творческий подход нужен везде в жизни, работе, взаимоотношениях, в любви.

Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.

Постараюсь показать такие задания, через которые формируются коммуникативные и регулятивные УУД.

Просмотр содержимого документа
«Игры на развитие мышления у младших школьников »

Игры на развитие мышления у младших школьников

Игра «Кто больше …»

Учитель показывает (впоследствии — называет) предмет. Задача учащихся — назвать как можно больше признаков предмета (каков он).

(Цвет, размер, форма, масса, качество поверхности, блеск, материал изготовления, функция и др.).

Учитель называет (показывает) детям предмет, ребята называют предмет, сходный с данным по какому-либо признаку, но называют и отличие этих предметов.

(Цвет, размер — длина, ширина, высота, глубина; форма, масса, материал).

Игра «Продолжи ряд»

Учитель называет одно, два, три слова. Задача учащихся — продолжить ряд слов, который начал учитель и выделить признак.

Игра «Сокращение рассказа»

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Игра «Ключ к неизвестному»

Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

Игра «Исключи лишнее»

Выберите из 3 слов одно лишнее.

апельсин, киви, хурма

цыплёнок, лимон, василёк

огурец, морковь, трава

сахар, пшеница, вата.

телевизор, книга, колесо

косынка, арбуз, палатка.

бегемот, муравей, слон

дом, карандаш, ложка.

банка, кастрюля, стакан

альбом, тетрадь, ручка

конфета, картошка, варенье

торт, селёдка, мороженое

вата, гиря, штанга

мясорубка, перышко, гантели

Игра «Подберите нужные слова»

Подберите сказочных персонажей или предметы из сказок, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.) . Например:

— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;

— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;

— большой — Великан, Дворец, Гоблин;

— маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок, Мальчик-с-пальчик, горошинка.

На что это похоже?

Ребенку показывают фигуру. Например: желтый кружок. Нужно придумать как можно больше вариантов, на что он похож. Например: колобок, солнышко, лимон, мяч, можно дорисовать лицо.

Игра «Придумай причину»

Эта игра обучает навыкам поиска широкого круга причин. Она позволит ребенку рассматривать самые разные причины происходящего, чтобы после этого принять правильное решение.

Например: «Вы приходите домой, открываете дверь, а по столу на кухне прыгает попугайчик». Детям необходимо назвать как можно больше причин возникновения этой ситуации (в нашем примере – появления попугая). Можно называть как реальные версии («Попугайчик залетел в открытую форточку», «Папа решил подарить мне птичку и оставил ее, а сам ушел на работу» и т.д.

Представьте, что при помощи волшебной палочки можно увеличить или уменьшить какую-либо часть тела у человека. Что хорошего или плохого будет, если:

Удлинить у человека руки?

Хорошо: можно достать нужную вещь, не вставая с места или дотянуться до мяча, закинутого на крышу, или поздороваться с другом через форточку.

Плохо: слишком длинные руки неудобно класть в карманы.

Хорошо: можно узнать, что у соседей на ужин; можно понюхать цветы на клумбе, не наклоняясь к ним.

Плохо: такой нос будет мешать общению людей; будет мешать в общественном транспорте, будет слишком мёрзнуть зимой.

Хорошо: можно слышать то, что происходит в интересном для нас месте.

Плохо: такие уши неудобно прятать в шапку.

Все дети очень открытые и наивные. Они верят всему, что говорят взрослые. В младшем возрасте нужно научить ребенка рассуждать. Суть игры заключается в том, что вы говорите ребенку любую фразу, например, «Каждый день идет дождь», «Стол стоит на воздухе», «Зимой всегда тепло», «Летом светит солнце» и другие выдуманные фразы. Ребенок должен ответить это правда или нет. Сначала можно задавать легкие вопросы, а потом предлагать сложные фразы типа «Можно ли ходить по воде» (только по замерзшей воде), «Купаться или плавать можно только летом» (нет, можно и зимой в бассейне) и др., которые приведут малыша в заблуждение. Спрашивайте у ребенка, почему он думает именно так. Сравнивая и рассуждая, ребенок научится делать собственные выводы.

Игра «Одно слово»

Чтобы развить абстрактное мышление и способность обобщать, используйте данную игру. Вам необходимо придумать несколько слов одной тематической группы, например, стол, стул, кровать, шкаф, ребенок должен назвать это одним словом. Слово «мебель» для ребенка, может, будет и непонятно, но всё равно словарный запас тоже нужно пополнять.

Примеры некоторых слов:

Яблоко, груша, апельсин, банан (фрукты)

Машина, трактор, автобус, велосипед (транспорт)

Ира, Александра, Екатерина, Людмила (имена)

Красный, синий, желтый, фиолетовый (цвета)

Ромашка, гвоздика, незабудка (цветы)

Игра на ассоциации

Данная игра формирует ассоциативные представления о мире. Вы говорите любое слово, например «дом», и объясняете ребенку, что он должен назвать все предметы и явления, которые у него ассоциируются с этим словом. Сначала будет сложно, но потом ребенок поймет правила игры. Если ребенку будет сложно объяснить задание, попросите его нарисовать дом, и спросите, что должно находиться внутри, из чего он состоит и т. д.

Игра «Закончи слово»

Вы будете .начинать сло­во, произнося первый слог, а он — заканчивать его. «Отгадай, что я хочу сказать! По. », — так вы начинаете игру.

Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че 8) пры, 9) ку, 10) зо.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например, по-лет, по-кой, по-лотенце и т. д.

Игра «Найди отличия»

«Сейчас я буду говорить вам слова, а вы ответите мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.»

Карандаш или карандашик? Какое короче? Поче­му?

Кот или кит? Какое больше? Почему?

Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?»

Учитель может придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

Игра «Как это можно использовать»

«Найди возможно большее число вариан­тов использования какого-либо предмета».

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумы­вает, как можно использовать этот предмет. Например: рисовать, пи­сать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, гра­дусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.

Игра «Найди пару»

На рисунке нарисованы носки. Ребенку дается задание: «Найди пару каждому носку».

Игра «Что не дорисовано?»

Предложите ребенку посмотреть на первые три прямоугольника и ре­шить, что должно быть в пустом.

Игра «Классификация»
Детям предлагается набор картинок с изображением различных предметов. Рассмотрев ребёнок должен их разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими (фрукты к фруктам, транспорт к транспорту и т.д.)

Игра «Угадай по описанию»
Детям предлагается угадать, о чём или о ком говориться и даётся описание этого предмета. Например: он овальный, зелёный, длинный, с семечками (огурец). Если у ребёнка возникнут затруднения, можно выложить картинки овощей, чтобы ребёнок нашёл нужный предмет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector