221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие основных правил этикета

КАРТОТЕКА ИГР ПО ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
kartoteka_igr.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

микрорайон Геолог, д.15, п.Тазовский, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350

тел. 8(34940)2-19-20, raduga-taz@mail.ru

Словесная игра по этикету речевого общения

Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три) раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.

Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.

Словесная игра по речевому этикету

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

Дидактическая игра по этикету внешнего вида

«Каждой вещи своё место»

Цель: Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.

Материал: Кукла Маша – растеряша; демонстрационные картинки: шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки: посуда, одежда, игрушки.

Ход игры: К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место

Дидактическая игра по правилам этикета в общественных местах:

Цель: Объяснить детям элементарные правила поведения в театре; обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в словарь детей этикетные выражения, необходимые при приобретении билета в театр.

материал: Билеты в театр, афиша к театру, знаки – символы что нельзя делать во время просмотра представления.

Ход игры: Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы: «Что нельзя делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.

Предварительная работа: Заранее, в секрете от других детей, «артисты» — активные дети готовят представление.

Сюжетно – ролевая игра по гостевому этикету:

Цель: Учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живёт у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

Педагог предлагает детям приготовить подарки для зайчика. Зайчик любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети складывают в корзинку.

Воспитатель предлагает детям посмотреть со стороны, как заинька готовится к приёму гостей. Он берёт в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

Всё сумею, всё успею,

Всё смогу я сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и конфетки,

Хорошо бы постелить

Чашки, ложки ставлю в ряд,

Чай готовлю для ребят.

Чтобы понял каждый гость

Я поставлю здесь цветы –

Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает гостей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают заиньке подарки с поздравлением:

День рожденья – день веселья,

Всюду шутки, песни, смех,

И конечно любят гости

В этот день поздравить всех.

Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления, приглашает их за стол, угощает чаем с пирогом и конфетами.

После угощения зайка предлагает гостям поиграть.

В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить зайчика за угощение и попрощаться с ним.

Дидактическая игра по этикету телефонного разговора:

«У меня зазвонил телефон»

Цель: дать понятие, что такое телефон: — это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о месте и времени встречи. Знакомить детей с правилами телефонного разговора. Объяснить, что первым заканчивает разговор старший по возрасту и положению, девочка в разговоре с мальчиком. Упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного разговора в различных ситуациях.

Словарная работа: Вежливость, доброжелательность, средство связи, телефон, телефонный аппарат, гудки, звонок, номер, рычажки, трубка.

Пособия: Два телефонных аппарата.

Ход игры: выбираем два участника, которые сменяются другими детьми, жюри из 3 – 4 детей, которое определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех.

Раздаётся телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы, стулья; аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать «алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады.

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
  • Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
  • Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).
  • До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).
  • Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста… ( извините).
  • Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
  • Если друг попал в беду,…(помоги ему)
  • Решай споры словами, … (а не кулаками)

Дидактические игры по формированию культуры поведения.

«Хорошо или плохо?»

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

Ход игры. Воспитатель демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Детям следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

«Каждой вещи свое место». Игра-упражнение.

Цель . Закрепить правило «Каждой вещи — свое место» . Выяснить знают ли дети расположение игрушек и вещей, необходимых для самостоятельной деятельности.

Методические приемы. Чтение стихотворения «Маша-растеряша» , вопросы к детям :

— Дети, как вы думаете, почему девочку называют растеряшей?

— Что нужно сделать, чтобы ее не называли растеряшей? Маша не могла ничего найти, потому что не знала хорошего правила.

— А теперь посмотрим, знаете ли вы место каждой вещи.

— Алешенька, принеси мне, пожалуйста, книгу. Спасибо. Олечка, будь добра, подай мне, пожалуйста, куклу Таню. Спасибо. Аленушка, сделай доброе дело, положи Андрюшку-малыша в коляску. Молодец.

— Дети, почему вы ничего не искали и быстро выполнили мои просьбы?

— Мы знаем, где они лежат.

— Да, дети, у каждой вещи должно быть свое место. Есть еще правило «Где взял, туда положи» . Оно поможет поддержать порядок в группе.

Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах.

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ в том месте, где он остановился, дети говорят: «И я…если эти слова подходят по смыслу.

Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала…

Игра-упражнение. «Мы плывем на пароходе».

Цель. Закрепить правила поведения в транспорте.

Материал для игры: ширма-пароход, касса, стулья, билеты, куклы-дети.

Ход игры. Предложить детям плыть на пароходе. Дети перечисляют правила поведения в транспорте. Воспитатель дополняет. «Капитан» занимает место у штурвала. Дети с билетами спокойно занимают места. Когда все места заняты, заходит воспитатель с куклой Незнайкой. Один из детей уступает место воспитателю. Воспитатель благодарит ребенка. Незнайка начинает громко разговаривать, пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки. Воспитатель просит детей напомнить Незнайке, как надо вести себя в транспорте, как поступать в разных случаях. Дети охотно указывают Незнайке на его ошибки. Незнайка благодарит.

Игра продолжается, но уже в измененной форме. Предоставив детям самостоятельность, воспитатель наблюдает за взаимоотношениями между детьми и за действиями каждого.

Освоению правил способствуют игры упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает ситуацию, а дети характеризуют ее и отвечают, как надо при этом себя вести. Например :

— Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то… (ответ детей )

— Если ты залезешь на сиденье с ногами, то…

— Если девочка шла, споткнулась о камень и уронила куклу, то…

— Если бабушка зашла в автобус, а свободных мест нет, то. и т. д.

«Хорошие, плохие поступки».

Задачи : Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувство самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам. Обогащать нравственные представления детей на положительных примерах из жизни.

Ход игры. Воспитатель:

— Много славных дел ждет нас в жизни, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: какими? (Добрыми, смелыми, отзывчивыми, воспитанными, умными и т. д.)

— Еще какими? (Вежливыми.)

-Вежливый человек всегда внимателен к людям. Но иногда ребята ведут себя грубо не только со сверстниками и чужими людьми. Грубость, неуважительное отношение – признак плохого воспитания.

-Посмотрите, на этой страничке, разноцветные карточки , на которых нарисованы вопросительные знаки. Эти карточки закрывают картинки , на которых изображены дети в разных ситуациях, вам надо будет рассказать, где дети ведут себя хорошо, а где поступают плохо.

-Открыть карточки, нам поможет волчок. Палочку нужно вставить в колёсико, какой цвет на волчке выпадает, карточку с таким цветом мы и будем открывать. ( Воспитатель крутит волчок, открывает карточки , дети рассказывают о том, что изображено на картинках .)

Игра-упражнение. «Оденемся на прогулку».

Игра проходит в раздевальной комнате.

Цель. Воспитывать потребность в бережном отношении к одежде. Формировать навык последовательных действий одевания. Активизировать вежливые слова: пожалуйста, спасибо, будь добра.

Предварительная работа. Дети учились употреблять вежливые слова.

Методические приемы. Предложить ребенку (который усвоил последовательность действий) правильно одеться, обращаться с просьбой помочь. Спросить детей, все ли Оля делала правильно, какие вежливые слова употребляла. Сказать: «Теперь вы одевайтесь, а мы с Олей посмотрим, какие вы молодцы» .

Задачи: Формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка — умение определять и различать человеческие эмоции и чувства. Развивать воображение

Ход игры. Воспитатель:

Бывают чувства у зверей,

У рыб, цветов и у людей

Влияет без сомнения

На нас всех настроение!

-У всех у нас случается так, что нам бывает весело, или мы наоборот мы грустим или злимся, это называется настроение или эмоции. Как вы думаете, от чего меняется наше настроение?

-Настроение меняется от ситуаций, в которых мы с вами можем оказаться. Например, вас похвалили, и у вас стало хорошее настроение, а если вдруг вы плохо поступили и вас за это наказали, то и настроение, скорее всего у вас испортится.

-Посмотрите, на этой страничке стоят человечки, которые повернулись к нам спиной, у них у всех разное настроение. Чтобы узнать какое, кто- то из вас аккуратно достанет человечка, посмотрит на него, никому не показывая, и постарается изобразить ту эмоцию, которую выражает человечек, а нам с вами ребята надо будет её отгадать. ( Ребёнок достаёт человечка, изображает эмоцию, остальные дети отгадывают .)

Воспитатель: Мы открыли с вами всех человечков, давайте, теперь изобразим все вместе эти эмоции.

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры . Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

Цель : вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи,

Материал : картины и изображения людей

Ход игры : злые — добрые, больные – здоровые….

Игра по этикету для школьников

Азбука Маркиза Этикета (игра)

Подготовка

Игру проводит Ведущий. У него есть помощник – Маркиз Этикет. Когда ребята отвечают на вопрос, он даёт дополнительную информацию. Маркиза можно одеть во фрак, белые перчатки и котелок.

Пояснительная записка

Человек живёт в обществе. Он общается с другими людьми и должен соблюдать этикет- правила общения с другими людьми. Этот материал рассказывает о том, как человек должен вести себя в автобусе, в других общественных местах: за столом в гостях, как нужно быть любезным, как дарить подарки в гостях, как соблюдать рукопожатие и т.д. Правила этикета в данной работе раскрыты в алфавитном порядке: от буквы «А» до буквы «Я». Есть к некоторым правилам комментарии. Изучив эту работу, можно многому научиться.

Цель

Формирование представления учащихся о правилах поведения в обществе и соблюдении правил этикета;

Задачи:

изучить правила этикета в данной работе;
воспитывать у учащихся желание выучить правила этикета;
применять правила этикета в повседневной жизни.

Ведущий:
Дорогие друзья! Эта игра поможет вам познакомиться с азбукой этикета: как вести себя в автобусе и театре, что такое фамильярность и опрятность, как правильно есть то или иное блюдо, а также чем вежливость отличается от тактичности. Маркиз Этикет расскажет вам много нового и интересного.

Итак, открываем азбуку.

А

Общеизвестно, что дамам принято дарить цветы. А можно дарить цветы мужчинам? (Да, но только в особо торжественных случаях.)

Задание
Ребятам предлагается взять вилкой одну зелёную горошину, не наколов, а поддев её

Задание
Перед ребятами компот из ягод, блюдце, вилка, ложки: чайная, столовая и десертная. Нужно выбрать необходимые для поглощения компота предметы, правильно подать их на стол и потом самим правильно съесть компот.
(Если вам предложили компот, имейте в виду, что его не пьют, а едят ложечкой. Причём если присутствуют ягоды с косточкой, то их нужно аккуратно выплюнуть в ложечку, а затем положить на блюдце. Очень дурным тоном считается выпить компот, а затем съесть фрукты.)

Куда деть жевательную резинку, если вы находитесь в гостях за столом?

Что делать, если вы вдруг забыли имя собеседника?

Вы находитесь у себя дома и принимаете гостей. Должен ли гость спрашивать разрешения почитать что-то? Да.

Летний вечер наступает –
Наконец, жара спадает,
Солнце прячет на ночь тень,
Завершая жаркий день.

Свежий легкий ветерок
Так и манит за порог
Молодежь и стариков
На прохладу из домов.

Тишина, все отдыхают,
Но их отдыху мешают
Два подростка – сорванца,
Развлекаясь у крыльца.

К сожаленью, двум юнцам
Безразлично, что жильцам
Летним вечером охота
Отдохнуть после работы.

Собираясь отдыхать,
Не должны мы забывать
Быть к другим чуть-чуть добрей –
В мире жить среди людей.
————————————
Соблюдали ли подростки правила этикета?

Игры на правила этикета

«Если официально дорога не существует, то правила отменяются.»

(из фильма «Трасса 60»)

«ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ»

Предлагаем всем участникам разделиться на тройки. Пожалуйста. (Гонг) Эта игра будет адресована к той части в каждом человеке, которая заведует культурой взаимоотношений в сфере обслуживания, где очень часто мы можем наблюдать огрехи и разного рода казусы. Итак, один из участников будет учтивым и весьма профессиональным продавцом, другой — требовательным, капризным и нагловатым покупателем, третий будет арбитром. Решите между собой, как будут распределены роли. Пожалуйста. (Гонг) Придумайте также, какого рода товары будут продаваться в вашем магазине — хлеб, овощи, одежда и т.д. А может быть это будет что-то необычное. Просим вас. (Гонг). Хорошо. А сейчас приступим к игре. Продавец пытается обслужить капризного покупателя несмотря ни на что. Переходить рамки вежливости нельзя продавцу, покупателю же нельзя применять физическую силу и неприлично выражаться. Арбитр оценивает все промахи продавца и его дипломатические находки. Бестактное поведение штрафуется снижением оценки. Если условия игры понятны, то начнем. Пожалуйста. (Гонг). Хорошо. А теперь поменяемся ролями. Продавцы становятся покупателями, а покупатели продавцами. Внимание. Начали. (Гонг) Спасибо, на этом игра закончена. (Гонг).

Давайте поупражняемся в искусстве дипломатии. Предположим, между вами завязался интересный разговор, но одному из беседующих нужно прервать беседу, так как, допустим, он опаздывает на свидание, а другому хочется продолжить интересное общение. Как быть? Попробуем разыграть эту ситуацию по ролям. Разделитесь, пожалуйста, по тройкам. Просим вас. («Гонг/Один в тройке — судья или супервизор — то есть беспристрастный наблюдатель. Двое других — собеседники, один из которых хочет деликатно выйти из разговора, а другой назойливо и несколько нахально хочет продолжить его и узнать для себя что-то важное. Супервизор будет оценивать искусство дипломатии первого, снижая оценку за нарушение рамок веж¬ливости в разговоре. Итак, по первому удару гонга собеседники начинают беседу , интересную для обоих, но после второго гонга начинается поединок, который будет оцениваться третьим участником — супервизором. Итак, пожалуйста, начали разговор. (Гонг) А теперь перешли к словесному поединку. (Гонг) Хорошо. Обменяемся впечатлениями и подведем итоги первого раунда. (Гонг). Хорошо. Пора поменяться ролями. Пусть каждый в тройке использует на себе все три роли/Гонг,) Спасибо. А теперь обсудим итоги. Пожалуйста. («Гонг/Спасибо, игра закончена. (Гонг).

Любой коллектив, даже очень дружный, всегда не очень однородный. Существуют группки по интересам, привязанностям, взглядам. Как правило, в коллективах есть свой лидер, оппозиция, заводилы, независимые и очень зависимые, не говоря уже о симпатиях мужской и женской частей коллектива. Предлагаем провести такой анонимный эксперимент. Каждый ручкой на бумаге обозначит места всех присутствующих и подпишет их. Просим вас. (Гоне) Теперь возьмите в руки карандаш и проведите линии, отражающие тяготение членов коллектива. Пусть к каждому

подойдет не одна линия. Пожалуйста. (Гонг). Теперь к ведущему просьба собрать листочки и при беглом просмотре определить основных действующих лиц коллектива, возможно, это лидеры. Пожалуйста. (Гонг). Наиболее популярным лицам будет и большая нагрузка — предлагаем подготовить выступления типа художественной самодеятельности. А пока, не теряя времени, сообщите первые результаты и раздайте в случайном порядке листочки всем присутствующим. Каждый сможет дополнить проявляемую картину и передать листочек по кругу. По тому, насколько жирными будут к концу игры карандашные ручьи, мы сможем дать оценку каждому присутствующему. Итак, листочки в круг! (Гонг) Сейчас, пока ведущий собирает и обрабатывает окончательные результаты, посмотрим подготовленные номера художественной самодеятельности. Пожалуйста. (Гонг). В заключение ведущий может обнародовать результаты эксперимента и раздать на память листочки. А выводы каждый сделает для себя сам. Пожалуйста. (Гонг)

«В КАФЕ» (Реквизит: столики, стулья)

Мы собрались посетить кафе. Например, молодой человек идет в кафе с дамой. Как вести себя при входе в кафе, в гардеробе, при входе в зал? Как выбрать стол и усадить за него даму? Как получить меню и сделать заказ? Как приветствовать знакомых, проходящих мимо вашего столика? Для того, чтобы вспомнить правила посещения кафе и ресторана, мы устроим сейчас обсуждение. Постараемся вспомнить побольше таких правил, при этом в обсуждении должны участвовать все присутствующие. Ведущий проследит, чтобы участвовали все. Итак, мы называем сейчас правила поведения в кафе и ресторане. Начали. (Гонг). А сейчас под руководством ведущего мы попробуем разыграть все этапы этого приятного процесса — посещения кафе. С помощью ведущего распределим роли и на практике покажем знания тех правил, о которых мы только что говорили. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Подведем итоги и на этом закончим наше посещение кафе. (Гонг),

Внимание! Давайте поиграем в такую игру. Сначала предлагаем вам вспомнить вежливые слова, обращения и обороты, которые вам известны. Их существует большое множество, так что каждый без труда припомнит общеизвестные, такие как «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «уважаемый сударь» и т.п. А может быть вам придут в голову старинные слова, которые сейчас мало кто употребляет. Пожалуйста, вспоминайте. (Гонг). Хорошо. А теперь, давайте играть. Для этого всем нужно сесть в круг. Пожалуйста. (Гонг). Так. По сигналу гонга по очереди называйте вежливые слова по одному. Повторять уже сказанные слова нельзя. Тот, кто не может вспомнить ничего нового — выбывает из игры. В конце игры останутся несколько победителей (5-6), которые и прослывут отныне великими знатоками вежливых обращений. Но это теоретики. Лишь тот из них, кто умело использует свой богатый словарь вежливых обращений в жизни, может называться поистине вежливым человеком в жизни. Итак, начинаем игру. По кругу, друг за другом, называйте вежливые слова. Повторяться нельзя. Внимание. Начали. (Гонг).Спасибо. На этом игра закончена. Поздравляем победителей! (Гонг).

Обращали ли вы внимание на свой внутренний голос, внутреннее «Я», который очень часто сигнализирует о том, что вам на самом деле нужно в настоящий момент, и который очень часто люди вовсе игнорируют и продолжают делать то, что «нужно». Этот голос делает сообщения типа: «Я хочу. я желаю. я могу. я намерен. » Внутренний голос очень важная персона, а многие его недооценивают или вовсе не замечают, отчего бывает сильно страдают. Например, вы взялись за важное дело, а что-то внутри вам сообщает: «Я чувствую, что мне это не по плечу». Однако, вы не слушаетесь и, возможно, проваливаете дело или же оно оказывается бессмысленным. Внутренние сигналы нельзя игнорировать: их надо понимать и прислушиваться к ним, чтобы осуществить Вашу главную задачу в жизни — реализации этого внутреннего «Я». Давайте прямо сейчас прислушаемся к тому, что говорит внутренний голос каждого из нас. Его нужно отличать от всех посторонних мысленно эмоциональной заряженности и довольно сильному желанию что-то сделать по его велению. Пожалуйста, погрузитесь в свои переживания и мысли и выловите сиюминутные желания, какими бы странными и нелепыми они вам ни показались (Гонг).Так, а теперь давайте исполним свои желания. Если возможно — то прямо здесь и сейчас, а если невозможно, то представим в воображении, когда и как можно было бы осуществить. Пожалуйста, начали исполнять веления своею внутреннего голоса прямо здесь и сейчас или же в воображении. (Гонг). Спасибо. Предллагаем вам обсудить результаты этого опыта. Кто из вис впервые узнал о чем ;о новом, чего вы оказывается желаете, а раньше-то и не подозревали об этом? Пожалуйста. (Гонг). Благодарим вас. На этом игра заканчивается. (Гонг).

Каждый человек — личность. И чем эта личность более самобытна и более неподражаема, тем сложнее, но интереснее общение с такой личностью. ПОЭТОМУ невозможно ожидать одинаковой реакции разных людей на одно и то же событие. Тем не менее, жизнь человека в обществе заставляет его следовать каким-то обще¬ственным канонам, часто вопреки своим внутренним установкам и убеждениям. Во многих случаях это оправдано как личными, так и общественными интересами. Но не всегда следует поддаваться психологии толпы и не иметь собственного мнения, Как же удержаться от этого стадного чувства повиновения обществу? Как сохранить выдержку и твердость своих убеждений? Для начала давайте выясним, имеет ли место этот факт среди участников. Предлагаем каждому сформулировать один вопрос, по которому провести два голосования: одно открытое, другое тайное. Вопрос желательно выбрать на очень острую тему, может быть касающийся конкретных личностей данного коллектива. Ответом на вопрос может быть либо «да», либо «нет».. Допускаются и нейтральный ответ «не знаю», т.е. воздержание от высказывания мнения. На продумывание вопросов отводится одна минута. Пожалуйста. (Гонг) Теперь просьба, свой вопрос изложить на листочке бумаги и, не подписывая, сложить бумажку и отдать ее ведущему. (Гонг). Теперь ведущего просим перемешать бумажки и раздать всем присутствующим. Каждый читает доставшийся ему вопрос громко для всех и пишет против него количество голосов «за’ или «против». Итак, читайте и запишите на записке количество голосов. (Гонг). А теперь пускаем вопросы по кругу. Каждый, не подписывая, отвечает на вопрос знаком «плюс» или «минус». Как только записки вернутся в исходное состояние просим подвести итог: количество «плюсов» и «минусов». Пожалуйста. (Гонг). Теперь просьба каждому по очереди огласить доставшийся ему вопрос, ответы присутствующих — количество голосов «за» и «против» и написать в записке. Просим вас. (Гонг) Подведите итоги и сообщите разницу тайного и открытого голосования. Просим всех по очереди. (Гонг) Теперь проделаем следующий эксперимент. Выберите любой вопрос, не обязательно ваш собственный, по которому число голосов «за» и «против» примерно одинаковое. Попробуйте навязать ваше мнение по данному вопросу всем присутствующим за счет его некоторой перефра¬зировки и придания ему некоторой эмоциональной окраски. Можете пересмотреть все записки с вопросами, выбрать себе нужную записку, продумать формулировку вопроса и манеру задания вопроса. На подготовку дается одна минута. Пожалуйста. (Гонг). Итак, давайте заслушаем новые формулировки вопросов и определим ответы на них прямым голосованием и тайным. Желающие могут выступить. Просим вис (Гонг). А теперь давайте подведем итоги и определим победителей сегодняшнего соревнования, которым явно или тайно удалось добиться успехов. Просим вас. (Гонг) Спасибо. На этом игра закончена. (Гонг).

Упражнение на коммуникативные навыки «Преодоление обвинения» Цель данного упражнения научиться преодолевать обвинения.

Первое, что нужно сделать, это разобраться в том, за что вас обвиняет партнер по общению. Задайте себе вопросы:

Справедливо ли меня обвиняют?

Нарушил ли я права этого человека, его вещи и.т.п. или его обвинения основаны на ошибках и сплетнях?

Затем проанализируйте, как было сказано обвинение, неконструктивно или конструктивно.

И последнее, что вам нужно сделать, это подумать, как лучше ответить на обвинение.

1.Отрицание вашей вины и предоставление доказательств ошибки вашего собеседника.

2.Извиниться, признав, что вы совершили ошибку и предложить каким-то образом исправить данное положение.

3.Объяснить партнеру по общению причину вашего поступка.

11 игр, которые научат вашего ребенка правилам этикета

Этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. И, чтобы наш малыш чувствовал себя комфортно среди людей, чтобы он в будущем умел строить с окружающими добрые отношения, важно с самого раннего детства воспитывать у него культуру поведения. А что же поможет нам в этом? Личный пример, веселые игры и полезные книжки!

Юлия Каспарова
Педагог, Харьков

Этикет – слово французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением правил поведения. На французском языке карточка называется «этикетка» – отсюда и пошло слово «этикет». В русском языке есть хороший аналог – «вежливость». Вежливым называют человека, знающего правила поведения и выполняющего их. Только правила эти «неписаные». Своего рода соглашение между людьми вести себя определенным образом. И учится малыш, в первую очередь копируя поведение мамы и папы!

С чего начать Школу этикета?

Хотите вырастить из сына настоящего джентльмена? Учите его с самого раннего возраста уважительно относиться к девочкам и женщинам! Это совсем не сложно. Например, просите мальчика всякий раз уступать женщинам место в транспорте. «Посмотри, вот женщина стоит с большой тяжелой сумкой. Она, наверное, устала. Давай уступим ей место! Ты же у меня рыцарь! Настоящий мужчина!» Конечно, речь не идет о совсем маленьком ребенке. Но пятилетний парень уже вполне сможет постоять несколько остановок. Привычка, как известно, вторая натура, и для мальчика, с детства воспитанного таким образом, уступить место будет совершенно естественным делом.

И, конечно, очень важно относиться вежливо и к самому малышу. Говорите ли вы ребенку «с добрым утром», желаете ли «спокойной ночи» перед сном, интересуетесь ли, как прошел его день в детском саду, благодарите ли за помощь, используете ли слово «пожалуйста»? Можно отдать ребенку приказ «Убери игрушки!», а можно попросить: «Убери свои игрушки, пожалуйста! Помоги мне сделать наш дом чистым и красивым». Уважайте малыша как личность, относитесь к нему с искренней любовью и заинтересованностью. И тогда ребенок примет подобную модель поведения, как должное, и сам станет ею пользоваться.

Учим вежливости… кукол

Чтобы малышу хотелось выполнять правила этикета, обучать его этим правилам важно не с помощью нудных нравоучений, а весело, в игре. Любимые игрушки ребенка с радостью придут к вам на помощь! В игре можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации. Ролевые игры объяснят ему все гораздо доступнее, чем скучные воспитательные беседы.

3–4 года

Знакомство. Правильно завязывать отношения – очень важное умение! Проиграйте с игрушками самые разные ситуации. Пусть зайка (его озвучивает малыш) как будто играет в песочнице, а мишка (за него говорит мама) хочет с зайкой познакомиться. Покажите малышу возможные варианты знакомства: как подойти, что сказать. Потом поменяйтесь ролями, пусть первым «знакомится» малыш. Объясните крохе, что, предлагая кому-то дружбу, нужно непременно улыбнуться этому человеку. Если подойти к девочке или мальчику с угрюмым лицом и пробубнить что-то типа: «Давай дружить», вряд ли это возымеет должный эффект. Уместно вспомнить сказку о крошке-еноте и его замечательной улыбке. Проиграйте разные ситуации. Что, если на предложение познакомиться, другой ребенок ответил отказом? Нужно рассердиться? Обидеться? Конечно, нет! Просто сказать ему: «Если захочешь поиграть со мной, приходи. У меня есть интересные игрушки…» А как поступить, если, скажем, зайка качается на качелях, а мишка тоже хочет покачаться. Что делать? Прогнать ли зайку с качелей, попросить ли уступить место, подождать или, может, предложить покачаться вместе?

Чаепитие у куклы. Поставьте на стол игрушечную посуду, рассадите вокруг игрушки. Пусть за столом обязательно найдется кто-то из зверушек, который не умеет себя правильно вести. Может, он чавкает, ставит локти на стол, толкается, разбрасывает еду, хватает торт из тарелки руками (лапками), вытирает руки о скатерть и одежду? Попросите малыша (в лице другой игрушки) сделать ему замечание. И, конечно, нарушитель порядка в конце игры обязательно должен «исправиться» и научиться вести себя за столом красиво.

4–5 лет

День рождения. Выберите, у кого из игрушек будет день рождения. Например, у мишки. Накройте вместе с ребенком игрушечный стол и расскажите малышу, что зайка идет на день рождения к мишке. Он чисто моет лапки и ушки, надевает красивую одежду, выбирает подарок. Проиграйте ситуацию, как зайка приходит в гости и поздравляет друга с днем рождения. Что он при этом говорит, как вручает подарок? Что отвечает мишка, как принимает подарок? Все гости собираются и рассаживаются за стол. Повторите в игре правила застольного этикета.

Ситуации. А еще ваши игрушки могут пойти в музей или театр, проехаться на общественном транспорте, говорить друг с другом по телефону… Например, пусть мама-медведица разговаривает со своей подругой тетей лисой, а маленький медвежонок все время маму перебивает. Может, в нетерпеливом медвежонке ваш малыш узнает себя? Проигрывая с малышом разные ситуации, не забывайте о чувстве юмора. Игра должна быть веселой, позитивной. Только так она принесет максимальную воспитательную пользу.

Учтивые игры

Когда вы проводите время вместе с малышом, гуляете с ним, занимаетесь творчеством или домашними делами, наверняка, вы играете в самые разные игры. Но игры могут быть и такими, которые помогут ребенку лучше усвоить правила этикета. Попробуем?

3–4 года

Физкультминутка. Выполните с малышом небольшую зарядку под «вежливую» потешку.

Я улыбаюсь солнышку:

«Здравствуй, солнце золотое!» (Подъем рук через стороны вверх.)

Я улыбаюсь цветочкам:

пусть они цветут! (Наклоны туловища вперед, руки на поясе.)

Я улыбаюсь дождю:

как из ведра!» (Наклоны влево и вправо, руки вверху.)

желаю им добра. (Прыжки на месте с хлопками в ладоши.)

4–5 лет

Комплимент. В эту простую игру можно играть и дома, и во время прогулки. Объясните малышу, что такое «комплимент». Это добрые, приятные слова, которые люди говорят друг другу при встрече. Сделайте малышу несколько комплиментов: «У тебя сегодня красивое платье!», «Ты очень аккуратно оделся!», «Какие чистые у тебя сапожки!» А потом предложите сыну или дочурке сделать комплименты вам. Тему можно развить, делая комплименты другим людям: папе, дедушке, друзьям, старушке у подъезда. А можно посмеяться, сделав комплимент… проходящей мимо кошке. Или вороне. Такая игра учит ребенка внимательному отношению к людям.

. а как у них? Наверняка малыш уже знает, что при встрече у нас принято пожимать другу другу руки и, конечно, улыбаться. Ведь улыбка порождает атмосферу доброжелательности, располагает к себе. А как приветствуют друг друга люди из зарубежных стран? Латиноамериканцы обнимаются, американцы хлопают приятеля по спине, французы целуют друг друга в щеку, японцы соединяют ладони рук и кланяются. Малыш наверняка посмеется, узнав, что жители островов Самоа при встрече обнюхивают друг друга. А потом поиграйте, представив, что вы отправились в путешествие по разным странам и встретили там местных жителей. Поприветствуйте их в соответствии с местными традициями. А потом продолжите экскурс в историю вежливости. Расскажите дочке, что в старину светские дамы в качестве приветствия приседали в глубоком реверансе. Пусть девочка тоже так попробует. А мальчикам будет интересно узнать, что мушкетеры при встрече кланялись и помахивали друг другу шляпами. Возможно, у вас дома найдется парочка старых шляп – наденьте их вместе с сыном и представьте себя благородными мушкетерами.

Полянка вежливости. Предложите крохе нарисовать полянку с цветами, где каждый цветок – вежливое слово, которое знает малыш. Пусть малыш рисует цветы и называет вежливые слова, а вы можете подписать их под каждым цветочком. Когда малыш исчерпает свой словарный запас, к рисунку можете присоединиться вы, добавляя новые слова.

Учим этикету: наглядный пример

Малыши просто обожают смотреть мультфильмы. Воспользуемся этим, чтобы донести до ребенка важные истины о культуре поведения. Из старых мультфильмов незаменимы «Птичка Тари», «Просто так!», «Мой друг зонтик», «Самый маленький гном», «Сладкая сказка» и др. Это настоящие шедевры о вежливости и дружбе. В современных мультсериалах, так любимых малышами, вроде «Лунтика», «Барбоскиных», «Маши и медведя», «Робокаров», тоже отыщется масса поучительных историй. Только смотреть мультфильмы нужно непременно вместе с ребенком. А потом, после просмотра, обсудить сказку, еще раз разобрать показанную ситуацию.

Давайте ребенку возможность общаться с окружающими людьми в повседневной жизни. Пусть учится находить общий язык с другими малышами на детской площадке, пробует самостоятельно делать покупки в магазине, перед тем вежливо обратившись к продавцу. Почаще выбирайтесь с сыном или дочуркой «на люди»: в кино, театры, музеи, на концерты и детские праздники. Ведь живое общение – лучший способ всему научиться и вырасти человеком, которого уверенно можно назвать культурным и воспитанным.

У современных поэтов и детских классиков можно отыскать множество стихов, сказок, рассказов о вежливости и культуре поведения. Почаще читайте вместе с крохой такие книги, а после подробно обсуждайте проблематичные ситуации.

3–4 года

Грубым быть плохо. Очень поучительна сказка Ш. Перро «Подарки феи». Прочитайте ее ребенку, и ему сразу станет понятно, почему быть вежливым и добрым лучше. И дело даже не в том, что от грубости у тебя могут начать сыпаться изо рта лягушки (хотя и это, конечно, тоже аргумент в пользу вежливости). Просто вежливый человек красив и приятен людям, а грубиян – нет… На эту же тему есть и другие сказки: «Госпожа Метелица», «Морозко», а также стихи: «Очень вежливый индюк» (Б. Заходер), «Урок вежливости» (С. Маршак), «Федорино горе» (К. Чуковский) и др.

4–5 лет

Читаем «Буратино». Сказка о Буратино и золотом ключике – настоящий учебник этикета. Читая сказку, обсуждайте с ребенком поведение Буратино в самых разных ситуациях. Слушая о проделках деревянного шалунишки, малыш сможет увидеть себя со стороны и понять, как важно относиться к окружающим с уважением.

Вредные советы. Если у вашего малыша уже сформировалось чувство юмора (ближе к пяти годам), можно читать ему «Вредные советы» Г. Остера. Ребенок должен понимать, что описанная ситуация – это подсмеивание над неправильным поведением. Посмейтесь вместе, и потом время от времени вспоминайте с ребенком эти веселые, но все-таки вредные советы в подходящих жизненных ситуациях…

Читать еще:  Игры на развитие связной речи у дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector