221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие пальчиковой моторики

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Ольга Пашина
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Авторские пальчиковые игры

Игра — это самый лучший способ развития речи и мышления детей. Играя ребенок радуется, получает удовольствие, впечатление, развивает фантазию, все это является сильнейшим стимулирующим средством для активного восприятия речи и порождает у ребенка самостоятельную речевую деятельность. Пальчиковая игра самый эффективный способ развития речи у детей, а так же массаж и гимнастика для рук, при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находятся множество точек, связанных с различными органами. Цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействуют на умственное развитие ребенка. Сочетая стихотворные строки и одновременное движение пальцами, у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовать движения и речь. Пальчиковые игры очень интересны детям, для некоторых игр надеваются бумажные колпачки, вязаные шапочки или персонажи, перчатки с вышитыми глазками и ртом.

Я хочу представить Вам комплекс пальчиковых игр по месяцам. Надеюсь, что стихи и подобранные к ним игровые движения понравятся детям, подарят радость общения и принесут пользу.

Цель: развивать общую координацию движений; выполнять движения соответственно тексту.

Напекла нам бабушка (ребенок имитирует пирожки руками

и показывают пальчик на руке)

Вкусные оладушки (ребенок гладят себя по животику двумя руками)

Вот для Вани (ребенок показывают пальчик на руке)

Вот для Тани (ребенок показывают пальчик на руке)

А еще возьмите маме (ребенок показывают пальчик на руке)

Папу тоже не забудем (ребенок показывают пальчик на руке)

Все мы рады очень будем (сжимают пальчики в кулачок и разжимают)

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

На иголках ежик носит (дети показывают ладошки с широко раскрытыми пальцами)

То листочки (второй рукой на иголки накладывается ладошка)

То грибочки (второй рукой накладывается кулачок)

То красивые цветочки (накладывается ладошка с широко раскрытыми пальцами)

Ежик носит все в свой дом (дети показывают крышу над головой двумя руками).

Так и зиму переждем (дети трут себя по ручкам, греются)

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Мышки прячьтесь в свои норки (дети показывают крышу над головой двумя руками).

Ходит котик по пригорку, (перебирают руками, имитируя лапки)

Мягкие у него лапки, (по переменке гладят рукой то одну руку, то другую)

Только в лапках цап — царапки (сжимают быстро кулачки и разжимают как коготки кошки)

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, соединяя движения с текстом.

Зайка по лесу бежал (ладошки сложены в кулачок, кулачки вращаются вокруг друг друга)

и лягушку увидал, (показывают ладошки с широко раскрытыми пальчиками)

ежика, (ладошка с широко раскрытыми пальчиками, к ней прижать кулачок)

улитку, (указательными пальчиками делают рожки у головы)

Вот какой он прыткий (хлопают в ладоши).

Цель: Развивать умение выполнять элементарные действия обеими руками.

Вот и солнышко проснулось, (скрещивают ладошки с широко раскрытыми пальчиками)

Нашим деткам улыбнулось, (шевелим пальчиками)

Всем на радость посветило, (шевелим пальчиками)

Всех согрело, обогрело, (гладят себя по голове)

Нашу землю облетело

И опять за тучку село (прячут лицо в ладошки)

Цель: развивать мелкую моторику (умение выставлять или загибать по очереди пальцы правой и левой руки, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

На машине мы поедем (имитируем двумя руками руль)

В огород за репкой, (загибаем пальчик)

Возьмем в помощь мы себе

Бабушку и деда, (загибаем пальчик)

Репку дружно мы копаем, (загибаем пальчик)

И кладем в ведерко, (загибаем пальчик)

Каши много мы наварим дома у Егорки (загибаем пальчик)

Цель: развиваем мелкую моторику пальцев руки.

Варим – варим кашку (пальчиком водят по ладошке)

Для нашей Наташки, (загибают пальчик)

Эта ложка для Егора, (загибают пальчик)

Эта ложка для Федоры, (загибают пальчик)

Ложка кошке, (загибают пальчик)

Ложка псу, (загибают пальчик)

Ну а птичкам дам я крошки (крошат крошки двумя руками)

Апрель – «Наш дом»

Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы играли впятером, (показывают руку с растопыренными пальцами)

Строили мы вместе дом, (стучат кулачком о кулачок)

Стены, крыша и окошко, (показывают крышу над головой)

Загляни в него ты крошка (соединяют пальцы обеих рук в круг, заглядывают в окошко)

Цель: развивать умение выполнять элементарные действия обеими руками.

По реке ходил кораблик, (ладони соединены, движения волной)

Ветер сильный вдруг подул, (раскрыли ладони и дуют на них)

Кораблик наш перевернул (раскрытые ладони перевернули в низ)

Капитан у нас отважный,

От воды насквозь промок, (трут ладошки друг о друга)

Спас кораблик свой бумажный,

Починил и снова в путь (ладони соединены, движения волной)

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

Зайка с котиком играли

Все игрушки растеряли, (показывают ушки, пальчики сжимают и разжимают)

Петушок пришёл к ним в гости (пальчиками шагают по коленям)

И принес горошка горстку, (соединяют ладошки в лодочку)

Мы горошек посчитаем,

Сколько зернышек узнаем.

Раз два три четыре пять, (загибают пальчики на счёт)

Начинаем вновь считать.

Цель: развивать общую координацию движений.

Дождик капает по крышам, (пальчиком стукают по ладошке)

Мы на улицу пойдем, (хлопают в ладошки)

Зонтик мы с собой возьмем, (над головой соединяют руки)

На ногах сапожки у Маши и Антошки (имитируют, надевают сапоги)

Цель: развивать общую координацию движений.

Мишка по лесу идет (хлопают ладошками по коленям)

И корзиночку несет, (показывают корзину, соединяя руки перед собой)

В ней грибы и ягоды (показывают кулачок, накрывают его ладошкой, и просто сжимают кулачки)

Он в берлоге живет, (накрывают соединенными руками голову)

Зимою лапу сосет (складывают ладошки под ухо)

Игры и упражнения для развития мелкой моторики Развитие мелкой моторики играет важную роль в развитии ребенка. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием.

Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Так же мелкая моторика влияет на интеллектуальное.

Игры для развития мелкой моторики Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность,.

Игры для развития мелкой моторики Игры для развития мелкой моторики Воспитатель: Волкова-Коваль Елена Андреевна Игры для развития мелкой моторики для детей II-младшей группы.

Игры с веревочками для развития мелкой моторики рук Вы полагаете, что современных детей уже ничем не удивить? Как бы не так! Да их удивляет и веселит даже самая обычная, бельевая веревка.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения.

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики Игры для образовательной деятельности: Игры с литературными текстами: «Пальмовые ручки» Текст рифмовки: Движения: Вы видели пальмы Две руки,.

Сообщение на педагогическом совете «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» Цель работы: — Развивать у детей основы речевой.

Встреча в клубе «Родительская любовь». Пальчиковые игры как средство развитие мелкой моторики Предварительная работа:. 1. Подбор материала по теме. 2. подготовка детей к драматизации сказки:»Курочка-ряба» 3. изготовление пособия- пальчиковый.

Читать еще:  Развивающие игры для 2 3 лет

Занятие по развитию мелкой моторики во второй младшей группе «Пальчиковые игры с домовёнком Кузей» Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук. Задачи: *Учить детей различным приемам.

Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников

Картотека пальчиковых игр

Картотека составлена для организации развивающей деятельности с детьми в ходе взаимодействия со взрослым (педагогом, родителем) и самостоятельности детей. Игры могут быть включены в НОД, использованы в ходе режимных моментов.

Картотека может быть полезна педагогам и родителям заинтересованным в развитии ручной умелости, мелкой моторики рук, межполушарного взаимодействии, подготовки руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников. Все использованы фото материалы авторские и были сделаны в ходе практического взаимодействия автора с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»

Игра «Коробочка тактильных ощущений

Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.


«Разноцветная мозаика»

Цель: Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики.


«Волшебные палочки».

Цель: Развиваем ориентирование на плоскости, проекции, мышление, воображение, мелкую моторику, точность движений.

Предлагаем ребенку выложить из цветных палочек сюжет по схематическому изображению.

Усложнение: Выкладывание сюжета по собственному воображению.

«Заплети косичку» – для индивидуальных занятий.

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Пособие «Заплети косичку» предназначено для индивидуальной деятельности и маленькой подгруппы детей (2-3 ребёнка)

Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

Речевое сопровождение: «Для моей сестрички

Я плету косички

Из шнурков и из тесьмы,

С нею очень мы дружны.»

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.

Ход игры: Пособие предназначено для индивидуальной деятельности. Все детали крепятся на пуговицах, застёжках, кнопках, шнурках, липучках, замочках.

«Рисование по манке (муке)»

Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.

Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением — разровнять.


«Игры с прищепками»

Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.

Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.


«Дидактическая игра с крышками»

Цель: Учить закручивать и откручивать крышки, развивать координацию движений, умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Подбирать по цвету крышки, чередовать их в определённой последовательности и накручивать.


Игра с крышками от бутылок «Лыжник»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.

Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» — «Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы снежной зимы». Из пластмассовых крышек сооружаем разнообразные постройки, выкладываем слова, предложения.


«Игры с резинками»

Цель: сенсорное обогащение, развитие мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, воображения.

Ход игры: В начале игры мы проводим разминку-надеваем резинку (для волос, офисную) на 2 пальчика,

соединяем и раздвигаем пальчики. Дети надевают резинки по цвету — «Цветные дорожки».

Затем детям предлагается выложить картинку по образцу (домик- окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т.д. Дети с удовольствием создают картинки по замыслу. Разноцветные резинки превращаются в веселые картинки!

Игры с конструктором.

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нерных окончаний пальцев рук, развитие мелких двжений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.

Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.

Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.

Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

Пальчиковые игры

Автор: admin · 3 февраля, 2020

Для быстрого перехода нажмите на название раздела:

В настоящее время сложилась устойчивое направление раннего развития детей. Современные мамы уделяют этой тенденции повышенное внимание. Каждая мама желает, чтобы ее ребенок вырос умным, сообразительным, здоровым и благоразумным человеком.

И поэтому, маленькие детки, посещают бассейн, танцевальные студии и развивающие занятия. Там они развивают мелкую и крупную моторику, ловкость, логику, координацию движений и т.п.

Помимо посещения кружков, есть еще отличный способ развивать своего ребенка. Этот способ заслуживает внимания. Это пальчиковые игры.

Есть прямая связь между руками и мозгом человека, чем больше ребенок разрабатывает пальчики, тем скорее происходит развитие его мозга.

Обратите внимание, у новорожденного ребенка ручки всегда сжаты в кулачки. А когда ребенку вкладываешь в его ладошку свой палец, он обязательно схватит и сожмет его. Все эти действия у малыша получаются рефлекторно. Далее при формирования мозга, этот рефлекс превращается в способность держать и отпускать. Чем больше раз малыш делает хватательные жесты, тем он лучше умственно развивается. Все действия, которые ребенок совершает руками, оказывают положительное влияние на его ум.

Читать еще:  Развивающие игры для детей 1 года дома

Так всем известные, еще от наших родителей, игры «Сорока – ворона», «Ладушки-Ладушки», «Коза рогатая» носят не только развлекательный характер, но так же помогают гармонично развивать тело и разум ребенка.

В пальчиках имеется огромное число рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Благодаря ручным манипуляциям улучшается звукопроизношение, а так же развивается речь. Пальчики нужно начинать тренировать как можно раньше, с самого детства.

Обычно, начиная с первых дней рождения, малыша легонько массажируют, напевая в процессе занятия всевозможные песенки, осторожно раскрывают ладошку, и слегка поглаживают каждый пальчик, затем ручки, ножки, спину и живот. И уже к 4 месяцам, перед каждодневной процедурой, ребенок сам будет протягивать вам свои ладошки.

Массаж пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка. Стихи формирую чувство ритма.

Противопоказаний для пальчиковых игр не существует. Очень важно, чтобы малыш пробовал играть бусами, мешочками, наполненными крупой, коробочками с различными отверстиями, рвал бумагу и т.п. Надо сделать так, чтобы каждая очередная фантазия мамы стала для ребенка удовольствием.

Пальчиковые игры для детей.

1. Массаж или самомассаж пальчиков в стихотворном сопровождении.

30 упражнений для самомассажа

Еще больше про массаж мячиками

2.Пальчиковая гимнастика.

Еще больше про пальчиковую гимнастику ознакомьтесь тут

3. Пальчиковое рисование.

Рисование способствует развитию креативных резервов ребенка,улучшает мелкую моторику пальцев рук. С помощью пальчикового рисования малыш получает новые тактильные и визуальные ощущения, что содействует расширению кругозора ребенка.

Шаблоны для пальчикового рисования возьмите тут

4. Пальчиковый театр или пальчиковые игры сказки.

Этот процесс развития построен на базе ролевых игр. Из половинок «киндера» либо же из бумаги можно смастерить мордашки излюбленных сказочных персонажей и инсценировать сценки из сказки. Причем, привлекать и кроху к такой незамысловатой игре. Удержать «киндер» на кончике пальца очень даже не просто, без тренировки здесь не обойтись. Вот поэтому, и сами пальчики, и речевое развитие, и память, и логика, и еще очень многое можно развить при помощи детских пальчиковых игр.

Скачать шаблоны для пальчикового театра + Стихи для спектакля

5. Шагаем пальчиками.

«Пальчиковые шаги» — это игра ориентированная на улучшение взаимосвязи движений кистей и пальцев рук. Сначала взрослый пусть пройдет путь пальчиками, чтобы потом, если потребуется, помочь ребенку. Здесь представлены упражнения как для левой, так и для правой руки. Начните заниматься с упражнений для ведущей руки, а после позанимаетесь другой рукой.

Пальчиковые шаги все упражнения

6. Расскажи или покажи стихи руками.

Разучивание стихов + пальчиковая гимнастика способствуют не только развитию речи, а так же улучшению внимания и воспитывают эмоциональную выразительность. Сначала сами прочитайте стих и рассмотрите жесты. Потом вместе с ребенком, Вы читаете стих и показываете соответствующие жесты, то есть «рассказываете» стих руками, а ребенок должен повторить. Обычно такие занятия нравятся детям, потому что в них совмещен и рассказ увлекательной истории, и движение. А движение, как известно, просто необходимо ребенку в дошкольном возрасте.

Скачайте бесплатно книги «Расскажи стихи руками»

7. Театр теней.

Создайте теневой театр своими руками. Складывайте пальцы в определенную комбинацию и у Вас получатся различные персонажи, звери, птицы, все это сопровождайте стихами, или повествованием сказки. И будет настоящий театр теней. Еще Вам понадобится: Источник света (настольная лампа) и Белый экран (белая ткань без рисунка).

Еще больше комбинаций

Веселые тени своими руками Вечером, когда стемнеет, включите волшебную лампу и направьте её на стену. Встаньте у стены так, чтобы ваши руки размещались в луче света.

8.Дидактическая игра «Попробуй повтори»

Игра будет интересна детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, взрослым эта игра тоже очень понравится. Смысл игры заключается в том, что ребенок должен повторить положение рук, или пальцев, или позу, что увидит на картинке. Эта игра так же развивает внимание, и улучшает реакцию. Игра проста, понятна и увлекательна.

Все варианты игры смотрите тут

9. Пальчиковые игры с карандашом.

10.Пальчиковые игры с предметами.

Предметы могут быть самые различные: шишки, катушки от ниток, орехи, мячики, линейки и прочие. Можно перебирать крупы, выкладывать узоры или фигуры из шнурков, нанизывать бусины. Можно использовать игрушки «тренажеры» из магазина: шнуровки, рамки-вкладыши, с прищепками, головоломки. Выбирайте игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребенка.

Отличный развивающий мультик, на тему пальчиковых игр с предметами, разработала учитель – логопед Вдовина Елена Викторовна

Предлагая разнообразные упражнения по развитию мелкой моторики, дайте ребенку возможность выбирать задания самому. А к остальным заданиям, которым он не проявляет интерес, всегда можно вернуться и заинтересовать его.

Играйте с удовольствием и развивайтесь!

Audio CD. Пальчиковые игры и физкультминутки.

Музыкально-поэтическая программа содержит четыре раздела: пальчиковые игры, дыхательные, музыкально-игровые и опорно-двигательные упражнения.

Развивает образно-пространственное мышление, память, слух, ритм, мелкую моторику, способствует нормализации дыхания, стабилизирует гиперактивность, снимает усталость и мышечное напряжение, даёт возможность весело и с пользой провести время отдыха.

Смотрите так же:

  • ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
    ПЕРЕЙТИ
  • РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
    ПЕРЕЙТИ (opens in a new tab)»>ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
    РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
    ПЕРЕЙТИ
  • ИГРАЕМ В ШКОЛУ
    ПОДГОТОВКА
    ПЕРЕЙТИ
  • СГИБАЛКИ
    ПЕРЕЙТИ
  • ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ
    ПЕРЕЙТИ
  • РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ
    ПЕРЕЙТИ

Пальчиковые игры для детей – эффективный и доступный метод развития

Пальчиковые игры для детей применяют для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму. Их можно превратить в увлекательные занятия, на которых дети тренируют пальчики, сопровождая действия потешными стишками или сказочными историями. В доступной игровой форме можно оказать существенную пользу развитию ребенка.

Детские пальчиковые игры

Пальчиковые игры – это упражнения, предназначенные для тренировки пальцев руки. Разминка и тренировка рук полезна не только в детстве. К примеру, в некоторых профессиях активизация тонких движений пальцев крайне важна. А в дошкольном возрасте, когда организм находится в активной стадии развития, каждому ребенку принесут пользу упражнения, способствующие формированию гибкости и подвижности пальчиков.

Игры с использованием пальцев давно зарекомендовали себя как метод развития мелкой моторики. Они имеют очевидный плюс по отношению к другим средствам.

Развитию моторики способствуют манипуляции с мелкими деталями – выкладывание мозаичных картинок, конструирование, нанизывание бусинок на нитку или шпажку, вырезание из бумаги и картона, шнуровка и пр. Но в подобных действиях участвуют преимущественно три пальчика, а безымянный и мизинчик пассивны. Специальные игры для рук хороши тем, что они задействуют все пальцы.

Можно выделить виды пальчиковых игр, подходящих для дошкольного возраста:

  • Движение и касание пальцами, имитирующие естественные движения, позаимствованные из окружающей природы.
  • Выполнение определенных движений по команде в заданном ритме.
  • Игры с использованием подручных предметов (веревочка, карандаш, камушки).

Разнообразие упражнений способствует гармоничному развитию кистей. Именно комплексный подход обеспечивает полноценное сочетание двигательных навыков: сжатие, растяжение, расслабление мышц.

Многие пальчиковые игры сопровождаются стихами или сказочной метафорой, что усиливает интерес детей к подобным занятиям. Ритмичные песенки легко запоминаются и подталкивают ребятишек к воспроизведению игр.

Читать еще:  Рейтинг развивающих игрушек

Влияние пальчиковых игр на развитие детей

Игры, в которых руки выступают главными инструментами и персонажами, постепенно превращают пальчики из неуклюжих в послушные. Благодаря чему движения мелкой моторики становятся все более умелыми.

Пальчиковые игры оказывают непосредственное влияние на развитие кистей, и также опосредованно активизируют у детей работу головного мозга, воздействуют на формирование речевых функций.

Основные цели пальчиковых игр для дошкольников:

  • Подготовить руку к письму
  • Предотвратить возможное проявление писчего спазма при усиленной письменной нагрузке при поступлении в школу
  • Стимулировать развитие речи
  • Развивать произвольность движений

Не стоит снисходительно относиться к пальчиковым играм, считая их слишком простыми, чтобы оказывать существенное влияние на развитие ребенка. Это, действительно несложные, но эффективные упражнения. Особенно, если в игре задействуются все пальцы, а движения выполняются энергично.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Ученые-физиологи уже давно доказали влияние моторики руки на развитие речи. Сначала развиваются движения пальчиков ребенка, а вслед за этим появляется артикуляция слогов. В психологической литературе приводят таблицы соответствия уровня тонких движений детских пальчиков и степени развития речи.

Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и речь ребенка уже достигла нормативных показателей. Наблюдается и другая зависимость – при недостаточно гибких и вариативных двигательных навыках рук малыша его речевое развитие запаздывает.

Следовательно, развитию детских пальчиков нужно уделять внимание уже с первого года жизни. Не зря наши мудрые предки придумывали потешки и задействовали детские ручки в таких простеньких играх как «Сорока-ворона».

Активная тренировка пальчиков никогда не бывает преждевременной. Чем раньше начать уделять внимание разработке руки, тем больше пользы принесут такие занятия малышу. Приемы могут быть различными, главное, чтобы в действия вовлекались все пальчики.

Большую подборку пальчиковых игр и упражнений составила психофизиолог Рузина М.С. Практикум этого автора содержит игры, применимы на всех этапах дошкольного возраста. Некоторые упражнения приведем в данной статье.

Пальчиковая гимнастика для 3-4-летних детей

Кошачьи лапки. Очень простенькая игра, доступная самым маленьким. Ребенок выставляет ручки перед собой. Он котенок. На счет раз согнуть пальчики так, чтобы они касались только верхней части ладони. Это котенок выпустил коготки. Такое движение тонизирует все фаланги пальцев. На счет два ребенок выпрямляет растопыренные пальцы, сопровождая действие довольным «Мяу!».

Раскрывается бутон. Расскажите и покажите дошкольнику, как бутон превращается в цветок. Пока цветок спит, он похож на сомкнутые округлые ладони, прижимающиеся друг к другу основанием кисти и кончиками пальцев. Как только солнце взошло, лепестки медленно начинают раскрываться. Кончики пальцев все удаляются друг от друга, пока бутон не раскроется полностью. Затем нужно пошевелить пальчиками, как будто лепестки цветочка танцуют под дуновением ветерка. Но наступает вечер и цветок засыпает, вновь превращаясь в бутон.

Гусеница. В этой игре ладошки ползут, словно гусеница, по поверхности. Сначала нужно потренироваться с каждой рукой по отдельности, а затем можно выполнять действия одновременно обеими руками.

Инструкция. Положить ладонь на поверхность, немного согнуть средний пальчик и упереться кончиком. Опираясь на этот пальчик, подтянуть ладошку к пальцам. Все пальчики переставить вперед и прижать ладонь к поверхности. Движения вновь повторяются, а рука перемещается по столу, что забавляет ребенка.

Игра «Мы делили апельсин». Данная игра сопровождается азартным стишком. Сначала рука сжата в кулак, а затем при выделении каждой дольки отгибается один пальчик, начиная с мизинчика.

Мы делили апельсин. Много нас, а он один.

Эта долька для ежа, эта долька для чижа,

Эта долька для утят, эта долька для котят.

Эта долька для бобра, а для волка – кожура!

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда!

Дольки заканчиваются быстро. Чтобы продемонстрировать кожуру для волка, ребенок поворачивает округленную ладонь тыльной стороной кверху и поглаживает руку. Показать сердитого волка удобно так: ладони соприкасаются основанием, пальцы немного согнуты и постукивают по пальцам другой руки, как волчьи зубы. В концовке пальцы «разбегаются» по столу или любой другой поверхности.

Пальчиковые игры для детей 5 лет

Лесенка. Ручную лесенку строить просто, но можно ускорять темп, что тренирует произвольность движений и внимание ребенка.

Инструкция. Раскрытые руки «смотрят» друг на друга.

Свести большие пальцы так, чтобы на подушечку пальца правой руки положить ноготь пальца левой.

К этому соединению прикоснуться указательным пальцем правой руки и повторить тоже с указательным пальчиком левой. Так кончики всех пальцев по-очереди занимают свое место в лесенке, завершив ее мизинчиком левой руки.

Замок. Как переплести пальцы, чтобы руки сложились в замок, покажет ребенку любой взрослый или старший из детей. А все дальнейшие манипуляции интересно сопровождать стихами:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Постучали. И открыли!

Очевидно, что потянуть необходимо так, чтобы руки остались сцеплены. Покрутить также нужно кистями, не разнимая пальцев. Затем постучать основаниями ладони, продолжая удерживать пальцы в замке. Эти действия дети любят выполнять в группе, постепенно ускоряя темп при повторах.

Веер. Предложите детям обмахнуться веером. Вот только веером послужат руки.

Инструкция. Поднять руки перед собой с раскрытыми ладонями. Ладони напряжены, а большие пальцы смотрят в стороны. Пальцы на обеих руках, начиная с указательного, сгибаются и тянутся к ладони. Движения выполняются по цепочке, завершая мизинчиками.

После того, как у ребенка отработается навык, покажите другой способ «работы» веера. Теперь начните движение с мизинцев, а последними пусть подтягиваются к ладоням указательные пальцы.

Пальчиковые игры для старших дошкольников

Встречные колечки. Игра требует устойчивости и распределения внимания, поэтому предназначена для старшего дошкольного возраста. Задача – одновременно образовывать колечки пальцами обеих рук, придерживаясь встречной последовательности.

Инструкция. На левой руке соединить кончики большого пальца и указательного. На правой руке сомкнуть кончики большого пальца и мизинца. Получили два разных кольца.

Разомкнуть эту пару колечек и образовать новую. Теперь на левой руке большой палец объединяется со средним пальчиком, а на правой – с безымянным. На следующем шаге большие пальцы сомкнутся с очередными. Игра усложняется тем, что движения происходят одновременно.

Домики. Данная игра особенно эффективна при выполнении по команде. Для начала необходимо потренироваться делать домики с помощью прижатых друг к другу ладоней и пальцев.

Пусть домик, образованный указательными пальцами, будет для Мишки, а сконструированный средними пальцами, – для Лисы. Домик из безымянных пальцев предназначается Зайчику, а из мизинчиков – Мышонку.

Ведущий называет, кто нуждается в домике, а дети тут же его изображают.

Старшие дошкольники с интересом знакомятся с различными игровыми упражнениями для рук, в которых используются веревочки или резинки. Такие игры передаются из поколения в поколение. На руки между пальцев натягивают веревочную петлю, а затем пальцами подцепляют веревочку так, чтобы образовывались узоры.

Всем известна забава «Перепутанные пальцы», в которой дети исследуют особенности телесной чувствительности. Для этого эксперимента нужно скрестить руки в области кистей, а затем повернуть ладони друг к другу. Движением рук к себе и вверх поворачивают сцепленные кисти так, чтобы пальцы оказались наверху. А далее начинаются чудеса, поскольку необходимо пошевелить тем пальчиком, на который указали (не прикасаясь!), но он не слушается.

Пальчиковые игры, подобные приведенным в данной статье, полезны не только в своем прямом назначении. Они воздействуют на формирование коры головного мозга, что, в свою очередь стимулирует развитие психических процессов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector