221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие памяти 4 5 лет

Картотека дидактических игр на развитие мышления, внимания, памяти для детей 4-5 лет

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Картотека дидактических игр на развитие мышления, внимания, памяти для детей 4-5 лет

Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Игра «Фотоаппарат».

Цель : развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки от лото или любые другие картинки.

Описание : в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия : 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Сыщики».

Цель : развивать ассоциативное мышление, память.

Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные — «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

Игра «Опиши предмет».

Цель : учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия : знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Игра «Повтори орнамент».

Цель : способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия : бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил — нарисовал».

Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия : листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание : наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Игра «Какая она».

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо — овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Нелогичные ассоциации».

Цель : развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто где живет».

Цель: развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели : развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Вычеркни все буквы К».

Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Игра «Меняем внешность».

Цель: развивать наблюдательность.

Описание : играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Верно-неверно».

Цель: развивать внимание, память.

Описание : воспитатель произносит разные фразы — верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед — это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание : воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание : ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Развивающие игры на внимание для детей 4-5 лет

Приветствую вас, дорогие мои читатели! Осознанные родители понимают, что любой ребенок нуждается не только в хорошей пище, играх, свежем воздухе, но и в развитии. И развитие внимания должно быть одной из основных задач! Так как развитое внимание – это множество преимуществ для ребенка, в будущем.

Безусловно, это наблюдательность, хорошая успеваемость в школе, быстрая реакция на изменяющиеся условия, и многое другое!

Итак, сегодня мы рассмотрим какие игры на внимание для детей 4-5 лет являются лучшими. То есть самыми интересными и эффективными, для современных деток. Более того, вашему вниманию будут предложены различные развивающие игры для внимания – те, которые можно применять дома, в детском саду или в классе. А также игры, где используются веселые картинки и дидактические материалы. И наконец, мы рассмотрим компьютерные или онлайн игры.

Читать еще:  Игры для сенсорного воспитания детей раннего возраста

Однако лично я считаю, что самыми действенными являются «живые» игры с детьми, с участием воспитателей и родителей.

Дошколята 4-5 лет – особенности развития

Несомненно, выбирая и применяя игры и упражнения на развитие памяти, внимания, концентрации и иных важных качеств, важно учитывать особенности развития дошколят, в этом возрасте.

Вот основные из них:

  • прошли первые возрастные кризисы, и малыш становится более спокойным и даже послушным;
  • при этом он начинает стремиться к самостоятельности, и даже устанавливать свои правила – в том числе в развивающих играх;
  • формируются основные этические понятия и творческие способности. В фазу активности вступает развитие воображения;
  • детки начинают дружить друг с другом, ссориться, мириться, обижаться, ревновать, помогать;
  • уже накоплен багаж знаний об основных явлениях, предметах, и есть желание расширять кругозор дальше;
  • внимание у деток пока недостаточно сосредоточено, податливо внешним воздействиям

Очень важно, чтобы взрослые учитывали эти особенности. Поддерживали в стремлении стать более самостоятельным. Позволяли чаду умеренно менять правила в занятиях. И даже применяли на уроке (занятии) новые, пока незнакомые предметы (животных, птиц, технику). Объясняя попутно, что это такое, и как используется человеком.

Также важно делать в занятиях перерывы – примерно раз в 20 минут. Играть то в настольные, то в подвижные игры. Использовать не только письменные задания и упражнения в картинках, но и мяч, а также другие подобные предметы.

История из жизни

У моих близки друзей есть сын, сейчас ему почти 7 лет. Он изначально был непростым малышом, гиперактивным, рассеянным, крайне подвижным и неусидчивым. Мама и папа его приходили в ужас от мысли, что с сыном придется как-то заниматься.

Книжки малыш слушать не любил, и в целом был очень непослушным. Но, о чудо, в саду он прекрасно себя вел на развивающих занятиях! Малыш справлялся с любой задачей, ему хватало усидчивости и устойчивости, чтобы доделать все до конца.

Возможно, сказывалась атмосфера. Или же в компании сверстников кроха вел себя лучше. Родители сначала удивлялись. Затем стали заниматься дома. Сейчас мальчик прекрасно учится в школе, а свою энергию направляет на спортивные активности.

Лучшие игры на внимание

Вот в какие игры вы можете поиграть с сыном, дочкой, группой детей:

  1. «Вычеркни все буквы К» — развивается переключение внимания и его распределение, а также усидчивость. Нужен будет небольшой текст, из детской книги, с буквами среднего размера. Ребенок должен взять карандаш, и вычеркнуть, к примеру, все буквы «к». Можно делать это на время. Затем задание можно сделать сложнее, попросив чадо зачеркнуть все буквы «а» и подчеркнуть все буквы «н».
  1. «Запрещенный цвет» — эта игра развивает умение распределять внимание, и также повышает концентрацию. Играть могут 2 человека (ведущий и ребенок). Либо ведущий и несколько детей. Сначала ведущий и игроки выбирают 1-2 запрещенных цвета. Это может быть, к примеру, красный и желтый. Затем ведущий начинает быстро задавать вопросы, вроде «Какого цвета цыпленок?», «Какого цвета клубника?», «Какого цвета небо?». И так далее. Отвечать можно «бордового», «голубого», «как одуванчик», «охристого» и так далее. Дошкольник, который назовет запрещенный цвет, проигрывает.
  1. «Хлопни в ладоши» — дошкольник осваивает переключение внимания, развивает свою устойчивость и познавательную активность. Также расширяется кругозор. Ведущий называет малышу (группе детей) разные слова. По договоренности дети должны быстро хлопнуть в ладоши, как только услышат, к примеру, название птицы, или фрукт. Кроме того, можно усложнить задачу. Например, игроки должны хлопать в ладошки, когда услышат слова, обозначающие птиц, и вставать при произнесении слов, обозначающих растения. Тот, кто ошибается, выбывает.
  1. «Верно-неверно» — помогает в развитии зрительного и слухового внимания, реакции, памяти. Плюс здесь есть явная двигательная активность. Ведущий говорит фразы – смешные, дурацкие, правильные и не совсем. Если фраза правильная, говорит правду, детки хлопают в ладошки. Если не верная – они топают ногами. Примеры фраз: «все зайцы зеленые», «зимой идет снег», «клубника зреет осенью», «руки перед едой мыть нельзя», «все птицы живут в квартирах» и так далее.

Задания с картинками

Такие обычно нравятся всем детям. Рисунки, тренирующие не только внимание, но и сосредоточенность, наблюдательность, терпение, невероятно полезны. Такие рисунки с заданиями легко найти в интернете, развивающих журналах и книжках. Их даже можно создать самим. Вот примеры заданий в картинках:

  • найди отличия между двумя изображениями;
  • найди предмет (среди множества разных, на картинке) такой же, как в рамочке, и разукрась 2 эти предмета одинаково;
  • разукрась одним цветом все одинаковые фигурки – на картинке, где их много, разных и разного размера;
  • точно повтори узор в квадратиках;
  • найди на большом рисунке (со множеством деталей) маленькие предметы, нарисованные отдельно, внизу.

Рекомендую также статью про игры на внимание у младших школьников по ссылке.

Онлайн игры для развития внимания

В дополнение к изложенному материалу, компьютерные игры на внимание игры на внимание для детей 4-5 лет:

Данные интересного исследования 5-летних детей

Ученые из Университета Калгари (США) провели детальное исследование и выяснили, что 5-летние дети, проводящие с телефонами и планшетами более часа в день, имеют сложности с прохождением тестов. А их внимание рассредоточено.

Исследование проводили в детском саду.

Воспитатели записывали, сколько конкретно времени детки проводят за экранами.

Затем специалисты оценивали их реакцию, внимание и иные навыки.

Автор исследования Шери Мэдиган так объяснила эти результаты: «Занятый мобильным устройством ребенок хуже развивается, ведь он играет и не общается с другими людьми. Он не проявляет никакой активности. Также не происходит важных взаимодействий родитель-ребенок».

Дорогие читатели, отсюда можно сделать прямой вывод: не позволяйте своим детям «общаться» с гаджетами. Находите время играть со своим чадом, и развивать его. Обязательно используйте игры на внимание для детей 4-5 лет, те, которые я описал здесь. И другие, которые понравятся ребенку. И тогда с вниманием, памятью и другими важными качествами все будет отлично!

Расскажите, какие игры и занятия любит ваш ребенок? Если данный материал оказался полезным для вас, прошу лайкать, подписываться на мой канал. Делиться статьями с друзьями, через социальные сети.

Игры на развитие внимания у дошкольников 4-5 лет дома

Развивающие игры для детей средней группы

Внимательность характеризуется некоторыми свойствами: устойчивостью, объемом, концентрацией, избирательностью, возможностью переключения и распределения, произвольностью. Нарушение внимания приводит к отклонениям в поведении и развитии ребенка.

Небольшой объем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в памяти.

При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание и не отвлекаться.

При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Неспособность ребенка быстро переключать внимание с одного объекта на другой значительно усложняет процесс его обучения.

Недостаточная произвольность внимания влечет затруднения в концентрации внимания по требованию.

В данном материале приводятся игры и упражнения, способствующие тренировке упомянутых свойств внимания, являющихся основными.

Что изменилось?

Необходимый инвентарь: мелкие предметы (игрушки, ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п.) в количестве 10- 15 штук.

❀ Разложите предметы на столе и накройте их газетой.

❀ Ребенок в течение 30 секунд (считают до 30) знакомится с расположением предметов, затем поворачивается спиной к столу.

❀ В это время переложите три или четыре предмета на другие места.

❀ Ребенку снова дается 30 секунд на осмотр предметов, после чего он должен ответить, что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

Читать еще:  Развивающие игрушки от 0 до 6 месяцев

❀ He думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается одно очко, за каждую ошибку одно очко снимается. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

❀ Можно провести эту игру как состязание. Для этого разбейте детей на команды. Условия игры для всех должны быть одинаковыми: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.

❀ Показавшие лучший результат — четыре выигранных очка — становятся победителями.

Вы поедете на бал

Игра способствует быстроте реакции, выработке умения задавать психологически сложные, «градом сыплющиеся» вопросы, а также разбитию внимания у отвечающего на вопросы

❀ Лучше, чтобы сначала ведущим был взрослый. Затем, по мере ознакомления детей с правилами, роль ведущего может играть любой ребенок.

❀ Играть можно как с одним — двумя детьми, так и с группой.

❀ По правилам, отвечая на вопросы ведущего, нельзя произносить слова «да», «нет», «черное», «белое». Естественно, ведущий старается задать такой вопрос, чтобы игрок был вынужден нарушить правила. Задача игрока —- ответить правильно, соблюдая условия игры.

❀ Ведущий, обращаясь к игрокам, произносит:

— Вам барыня прислала 100 рублей и 100 копеек и сказала: «Не смеяться, не улыбаться, губки “бантиком” не делать, “да” и “нет” не говорить, черный с белым не носить, “р” не выговаривать». Что изволите купить?

— Вам барыня прислала голик да веник, два мешка денег, велела не смеяться, не улыбаться, губки «бантиком» не делать, «да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить. Вы поедете на бал?

❀ Дети, отвечая на вопросы, должны соблюдать все введенные ограничения, а ведущий, напротив, старается провоцировать их на неправильные ответы.

❀ Не правда ли, не смеяться намного сложнее, чем просто не говорить «да» и «нет»?

Следи за своей речью

Игра аналогична предыдущей

❀ Договоритесь, какие слова (или части речи) произносить нельзя, и после этого задавайте самые разные вопросы. Вопросов должно быть много.

❀ Например: «Ты сегодня завтракал?», «Мама варила кашу?», «Ты вовремя пришла в садик?», «Ты любишь мультфильм про Винни-пуха? Почему?», «Тебе нравится красный цвет? А зеленый?» и т. д.

Запрещенная буква

❀ Перед началом игры объявляется запрещенная буква. Затем выбирают водящего, который, поочередно обращаясь к игрокам, задает каждому какой-нибудь несложный вопрос. Например: «Сколько тебе лет?», «Как зовут твою собаку?», «Какое ты любишь варенье?» и т. п.

❀ Игрок, к которому обращен вопрос, должен тотчас же дать ответ, но не употребляя в своей фразе запрещенной буквы. Предположим, что это буква «В».

❀ Задача водящего — подыскать такие вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы «В» было бы затруднительно. Например: «Как тебя зовут?», — спросит он ребенка, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени — ему придется отделаться шуткой.

«Не помню!», — ответит он, обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий обращается с вопросом к другому участнику игры.

❀ Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Тот, кто замешкался или, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становится на место водящего. Победителями считаются те, кто ни разу не ошибся и давал быстрые, находчивые ответы.

❀ Другим вариантом игры может быть введение условия, при котором запрещенную букву надо замещать на любую другую букву.

Кто где живет?

Игра развивает зрительное внимание и память

❀ Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии, соединяющие животных с их домиками, должны переплетаться.

❀ Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Хлопни в ладоши

Игра на разбитие устойчивости и переключения внимания

❀ Договоритесь с ребенком о том, что вы будете называть ему разные слова, а он будет внимательно их слушать. Если он услышит слово, обозначающее, например, животное, то обязательно хлопнет в ладоши.

❀ В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т. е. ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растение.

❀ Такие упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми — соревновательность и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

Вычеркни все «К»

Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания

Необходимый инвентарь: небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

❀ Попросите ребенка внимательно просмотреть все буквы в предложенном тексте.

❀ Пусть он вычеркнет в нем все буквы «к».

❀ Фиксируйте время и количество ошибок. Каждый раз, возвращаясь к этой игре, радуйтесь вместе с малышом его успехам.

❀ Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у». Это упражнение — отличная тренировка распределения и переключения внимания.

❀ Не забудьте похвалить ребенка.

Меняем внешность

Игра на развитие наблюдательности

❀ В эту игру лучше всего играть с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты.

❀ После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, взъерошить волосы, зачесать челку и т. д.

❀ Повернувшись к игрокам (или вернувшись в комнату), водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Найди отличия

Необходимый инвентарь: картинки «Найди отличия», которые публикуются во всех детских журналах.

❀ Ребенок должен найти отличия в двух картинках.

Раскрась вторую половинку

Игра на развитие концентрации внимания

Необходимый инвентарь: картинки для раскрашивания или специальные альбомы-раскраски, в которых на одной из сторон есть картинки-образцы; краски или фломастеры.

❀ Ребенок должен раскрасить половину картинки точно по образцу.

❀ Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить.

❀ Рисунки должны быть простыми: бабочка, стрекоза, домик, елка, снеговик и т. д.

Цифры по порядку

Необходимый инвентарь: карточки с цифрами.

❀ Разложите перед ребенком в произвольном порядке карточки с цифрами от 1 до 10 (или от 1 до 25, если ребенок знаком с порядком счета до 25).

❀ Попросите его как можно быстрее сложить цифры по порядку.

Животное не животное

❀ Взрослый читает стихотворения. Задача ребенка — внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не животное, подать сигнал — топнуть или хлопнуть. Обязательно попросите ребенка объяснить свое действие. Уточните: «А муравей — это кто?».

Память детей 4–5 лет: особенности, рекомендации и оценка ее развития

Память — один из основополагающих психических процессов, заключающихся в способности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Ее развитие начинается с приходом ребенка в этот мир, наиболее активно и продуктивно проходя в раннем и дошкольном детстве.

Особенности развития памяти

Произвольность

Это самое важное новообразование рассматриваемого нами периода. Ребенок длительное время запоминал неосознанно или автоматически. Вернее сказать, у него запоминалось само собой, без всяческих усилий с его стороны или влияния окружающих.

Постепенно, как правило, к 4–5 годам, дети научаются регулировать процесс запоминания: подчинять его своей воле (запоминать то, что ему интересно, значимо) или воле окружающих (запоминать то, что просили запомнить). Это управление процессом и есть произвольность.

Читать еще:  Развивающие игрушки 3 месяца

Первыми формируются навыки произвольного припоминания, одного из наиважнейших составляющих процесса памяти: ребенок 4 или 5 лет может целенаправленно, в общих чертах, припомнить картину произошедшего события.

У ребенка 4 лет уже досточный запас знаний и воспоминаний

Вслед за формированием этой способности развивается возможность преднамеренного или целенаправленного запоминания. Ребенок в первую очередь запоминает то, что ему интересно и понятно, ярко эмоционально окрашено. Например, он легко и быстро способен запомнить набор необходимых для интересной игры фигурок или выучить стихотворения в подарок на день рождения мамы.

Прочность, длительность и объем запоминания

Рост произвольности активизирует развитие таких показателей процесса запоминания, как его прочность и длительность. Недаром некоторые люди помнят очень важные или эмоционально окрашенные события, произошедшие в 4-5 лет, долгие годы, а порой и всю жизнь.

К 4-5 годам существенно возрастает объем памяти, позволяя ребенку запоминать и хранить в памяти большое количество информации.

Эмоциональность и образность памяти

Кроме всего перечисленного выше, память детей четырех, пяти лет становится эмоциональной и образной. Это означает, что ребенок не механически воспроизводит информацию, а способен это сделать эмоционально, используя образы: прочитать стих с выражением, припомнить и рассказать о событии, сравнивая его с предыдущим, провести аналогии.

Лучше всего занятия проводить в игровой форме

Конечно, на этом процессы формирования и развития памяти не останавливается. Однако его дальнейшее развитие зависит от своевременности формирования произвольности и наращивания объема памяти. От развития памяти зависят все дальнейшие достижения ребенка в обучении и жизни.

Рекомендации по развитию памяти детей

  1. Развиваем, играя: для детей 4-5 лет основным видом деятельности все еще остается игра, ее и используем как основной метод развития.
  2. Ребенок быстрее и лучше запоминает значимую (интересную) и понятную для него информацию, поэтому тренируйте память с учетом интересов и знаний ваших воспитанников.
  3. Старайтесь создать сильную мотивацию (стимул) для запоминания: соревнование, поощрение с учетом интересов и ценностей ребенка.
  4. Помните, чем ярче впечатление от информации или события, тем сильнее оно запоминается.
  5. Информация, используемая ребенком в деятельности, запомниться продуктивнее. Поэтому предлагайте ему сравнивать, сопоставлять и просто использовать полученную информацию в своей деятельности: играх, рисовании.
  6. Один из законов памяти гласит: средина всегда запоминается хуже, чем начало и концовка, поэтому уделите ее запоминанию больше времени и сил.
  7. И еще один важный нюанс: память является продуктом работы мозга. Мозгу для активной деятельности нужно питание: кислород, глюкоза, витамины и другие важные вещества. Поэтому для ребенка так важны прогулки на свежем воздухе, стабильный показатель уровня сахара в крови и хорошее питание, содержащее растительные масла, твердые сыры, цельнозерновые продукты, жирные сорта рыбы, бобовые, фрукты и овощи.

Настольные игры – развитие зрительной памяти

В настоящее время существует множество игр и упражнений на развитие памяти. Их вы легко найдете в специализированном магазине или просто на просторах интернета. Ниже вы ознакомитесь с примерами некоторых из них.

Примеры игр, развивающих память

Развитие слуховой памяти

«В магазин за покупками»

Инструкция: взрослый просит ребенка сходить в магазин за покупками и называет список товаров, состоящий из нескольких наименований, которые нужно купить. После этого очень просит купить все названное и ничего не забыть.

Для детей, достигших 4–5 лет, игру можно начать со списка в 5–6 слов. В дальнейшем стоит увеличить и разнообразить перечень, включая в него не только названия продуктов, но и других видов товаров.

Если в игре принимает участие несколько детей, целесообразно включить соревновательный элемент: кто запомнил больше.

Инструкция: взрослый предлагает ребенку отправиться в путешествие и привезти своим друзьям подарки. Он перечисляет имена друзей и потенциальный подарок каждому.

Через некоторое время путешественник «возвращается» из путешествия и навещает своих друзей. «Кого ты навестишь в первую очередь?», — спрашивает взрослый. «Какой подарок ты приготовил ему?»

Ребенок вспоминает очередность посещения друзей и называет презент для каждого.

Игра 10 предметов для детей 4-5 лет

Условия игры можно менять, предлагая ребенку запомнить не «подарок», а название страны (города), где он «покупал» подарки.

Начальный список для детей 5 лет должен содержать не менее 4-5 пунктов.

Развиваем зрительную память

«Что поезд везет…»

  • от 4 до 8 карточек в форме вагончиков. На обратной стороне карточки-вагончика изобразить различные предметы;
  • карточка с изображением паровозика.

В игре желательно участие не менее двух детей, между которыми нужно поровну разделить карточки-вагончики.

Карточки на запоминание – отличный способ развивать зрительную память

Инструкция: сейчас мы присоединим вагончики к паровозику для его отправки в другой город. Присоединять вагончики будем по очереди, каждый раз озвучивая, что (кого) он везет. При этом карточку переворачиваем картинкой вниз. Очередной «вагончик» присоединяется только тогда, когда безошибочно перечислено все, что везут предыдущие.

Выигрывает тот игрок, кто присоединит больше вагончиков.

В случае затруднений возможны словесные подсказки в форме описания изображенного предмета, как крайний вариант — использование картинок на карточках.

Игры, развивающие двигательную память

«Повтори мой танец»

Инструкция: взрослый показывает ребенку ряд простых движений. Это могут быть притопы, хлопки, повороты и т. п. Ребенок должен их запомнить и повторить в той же последовательности.

Игра усложняется введением сопровождающих движения стишков, расширением пространства (в этом комнате хлопнем, а в этой — топнем), введением новых персонажей: танцует кукла, солдатик, мишка.

Воспитателям стоит помнить, что развивать познавательные процессы, в том числе и память можно и в быту, в повседневности и это не менее увлекательно для каждой из сторон.

Например, накрывая на стол, проговорите последовательность посуды, которую запомнит и повторит, а затем и поставит ребенок. Походы в магазин или просто на прогулку по заранее составленному плану (маршруту) и его дальнейшее воспроизведение пусть станут традиционными для детей 4 или 5 лет.

Занимаясь развитием памяти с ребенком, родители скоро начинают отмечать его успехи. Результативность развития можно и нужно «измерять» с помощью специальных, предлагаемых психологами, тестов.

Их применение хорошо и в плане корректировки применения игр, ведь не все виды памяти развиваются равномерно: есть доминирующие, есть просто хорошо и недостаточно хорошо сформированные.

Оценка уровня развития памяти

1. Развитие зрительной памяти оцениваем с помощью предъявления ребенку 10 карточек с изображением простых и хорошо знакомых ему предметов. Ребенок озвучивает название изображенного предмета, после чего карточку переворачиваем изображением вниз. Когда все 10 карточек будут перевернуты, просим ребенка назвать и открыть те, которые он запомнил.

Как правило, дети в 4 или 5 лет воспроизводят весь ряд полностью.

Проведя такое несложное тестирование, вы сможете сделать вывод о достаточности развития разных видов памяти вашего ребенка, доминирующей памяти и скорректировать дальнейшее развитие процесса. Останавливаться на достигнутом не стоит, даже если все показатели относятся к возрастной норме.

Почему?

Этот возраст является очень благоприятным, как говорят психологи — сензитивным, для развития памяти. Позднее развить те или иные ее показатели будет значительно сложнее.

От уровня развития этого процесса зависит очень многое, и в первую очередь — успешность адаптации к школе и результативность самого процесса обучения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×