221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие памяти и воображения

Игры и упражнения на развитие внимания, памяти и мышления

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Структура развивающих занятий.docx

Формы организации занятий.

Педагог организует работу детей в полном составе группы, если численность детей составляет до 20 человек, свыше 20 – подгруппами по 10–12 человек. К концу учебного года можно постепенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможностей детей от 25 минут до 30–35 минут.

Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога – набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала.

Структура развивающих занятий.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Курс занятий используется в качестве подготовки детей к школе в течение 2 лет. До этого занятия представляли собой цикл, состоящий из 4 блоков по 6 занятий в каждом, направленных на развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения. Результаты работы, констатируемые контрольными тестами, трудно спрогнозировать к концу учебного года, потому что они могут меняться волнообразно. Когда же коррекционно-развивающая работа проводилась по предлагаемому курсу, в результатах контрольных срезов стала наблюдаться устойчивая положительная динамика по наблюдаемым параметрам готовности детей к школе (по методике «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, по методике «Определение мотивов учения старших дошкольников» М. Р. Гинзбург, по методике «Беседы о школе» Т. А. Нежновой, по методике раннего прогнозирования школьных трудностей у детей 6–7 лет М. М. Безруких).

Игры на развитие воображения

Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов. Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.

Игры и упражнения на развитие воображения

Цель: развлечение, развитие экспрессии, воображения.

Ребятам предлагается изобразить походку человека:

· у которого жмут ботинки,

· неудачно пнувшего кирпич,

· с острым приступом радикулита,

· одного оставшегося ночью в лесу.

2. «Развитие мимики»

Цель: развлечение, развитие мимики лица, экспрессии, воображения.

Ребятам предлагается мимикой и звуками изобразить:

3. «Солнечный круг»

Цель: развлечение, развитие экспрессии, воображения.

Ребятам предлагается мелодию песни «Солнечный круг»:

4. «Новая картинка»

Цель: развитие точности движений, координации движения рук, воображения.

Материал: цветная бумага, старые газеты, журналы, иллюстрации, клей.

Описание: из старых журналов аккуратными движениями пальцев вырывать картинки или фигурки и составлять на цветном фоне новые сюжеты.

Вариант: в старых газетах, по столбцам статей, карандашом или фломастером прочертить контуры домиков, машинок и т.д. и, аккуратно разрывая их, складывать сюжет рисунка на цветном фоне.

5. Игра в веревочку

Построение из веревочки, надетой на пальцы, разнообразных, иногда очень замысловатых фигур. Эта игра требует больших конструктивных способностей, дара воображения, хорошего развития зрительно-моторной памяти, тонкой координации мелких мускулов руки.

6. «Сочиним историю»

Возраст: для детей с 5 лет.

Ведущий начинает историю: «Жили-были. », следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

7. «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

8. «Котелок настроения»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Ведущий предлагает детям «сварить» радость в котелке. «Что мы положим в котелок, чтобы сварить радость?» Если дети затрудняются, то можно предложить им варианты (улыбка, подарок, радостная встреча, веселая шутка и т.д.) Хорошенько помешаем, попробуем и покажем, какая получилась радость.

Сегодня мы будем варить настроенье.

Положим чуть-чуть озорного веселья,

100 грамм баловства,

200 грамм доброй шутки

И станем все это варить 3 минутки.

Затем мы добавим небес синевы

И солнечных зайчиков пару.

Положим еще свои лучшие сны

И ласковый голос мамы.

Заглянем под крышку.

Там у нас не варенье!

Там наше отличное настроенье!

Материалы: Бумага и ручки по количеству детей.

Выполняя это упражнение, участники смогут проявить инициативу, организаторский талант и силу воображения, а заодно выучить имена друг друга.

Ход упражнения: Пусть каждый из детей напишет на бумаге свое имя печатными буквами – в середине листа и сверху вниз (вертикально).

После этого участники начинают ходить по комнате, знакомятся с другими и пытаются связать их имена с буквами собственного имени в виде кроссворда.

Участники, чьи имена очень коротки, могут написать свою фамилию. Ниже дан пример кроссворда, где базовым было имя КАТЯ.

Тот, кто за 5 минут сумеет включить максимальное количество имен в свой кроссворд, символически награждается группой: все становятся вокруг победителя и в течение 10 секунд с энтузиазмом аплодируют ему.

Участники составляют телеграфное сообщение, используя свои инициалы.

Подготовка: Помещение должно быть достаточно большим, чтобы дети, объединившись в группы, могли оказаться на некотором расстоянии друг от друга. Каждой группе понадобится бумага и ручка.

Попросите игроков разбиться на подгруппы по шесть человек и выбрать «секретаря», который будет записывать нужную информацию.

Члены каждой подгруппы представляются друг другу по именам и фамилиям, и выбранный «секретарь» записывает начальные буквы всех имен и фамилий.

Каждая буква – это начало слова. Из всех слов нужно составить телеграфное сообщение. Члены подгруппы придумывают текст и решают, кто должен быть его адресатом.

Допустим, инициалы членов подгруппы выглядят так: Л. Б., У. Н., В. 0., П. Н., 3. Н., И. П. Тогда телеграмма может быть следующей; «Любимый брат, у нас все отлично. Постарайся ничего здесь не испортить, пожалуйста». На всю работу отводится 20 минут.

Теперь все подгруппы собираются вместе. Члены каждой команды называют свои имена и читают получившуюся телеграмму.

Цель: игра способствует тренировке памяти, развитию наблюдательности и интуиции.

Материалы: Бумага и карандаши по количеству детей.

Время проведения: 1 час.

Первое впечатление о человеке может быть творчески переработано.

Предложите детям поставить стулья в два ряда, так чтобы они были обращены друг к другу. Каждый чучастник может выбрать себе партнера из противоположного ряда, но с тем же успехом участники могут положиться и на волю случая.

У партнеров, сидящих напротив, есть 5 минут, чтобы побеседовать и узнать друг о друге как можно больше. Они могут задавать вопросы или рассказывать о себе. Оба партнера должны постараться получить сравнительно точное и глубокое представление друг о друге, так как эти знания понадобятся в ходе игры.

Через 5 минут пары разделяются так, чтобы не видеть друг друга.

Каждый игрок представляет себе, что стал журналистом, который пишет короткую заметку о своем партнере в местную газету. В этой статье должно быть переработано как зрительное впечатление от человека, так и информация, полученная во время беседы с ним (10 минут).

После этого все снова собираются вместе и усаживаются в кружок. Один за другим участники представляют партнеров, зачитывая свои статьи. Описываемый человек имеет возможность согласиться с верными утверждениями и скорректировать ошибки.

12. «На участке дождь»

Цель: Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения.

Детям предлагается вспомнить сад осенью во время дождя, рассказать как он выглядит, что на нем находится. (Деревья мокрые, с пожухлой листвой, большие лужи, потемневшая от дождя скамейка, нахохлившиеся воробьи и т.д.). Предложить каждому ребенку выбрать один из объектов, представить себя на его месте. Рассказать, что ощущает этот объект во время дождя. Предложить придумать небольшой рассказ о своих ощущениях от имени выбранного объекта, передавая его настроение, эмоции.

Читать еще:  Развивающие игры для малышей 3 месяцев

Организовать диалог между двумя объектами, который мог бы состояться во время дождя, например, скамейкой и лужей, капелькой и деревом, листочком и ветром.

Цель: развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

Возраст: младший школьный.

Оборудование: бумага и цветные карандаши.

Ход игры: – Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того, чтобы нарисовать его продумайте сначала каким он будет. Включите всю свою фантазию.

Детям отводится около 15-20 минут на рисование. После каждый ребенок рассказывает о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах.

Это упражнение можно использовать в психодиагностических целях, так как рассказывая о своем герое, ребенок проецирует свои качества и чувства.

Упражнение рассчитано на дошкольников.

Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы.

Идентификация себя со сказочным героем.

Актуализация чувств: радости, страха, гнева.

Развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ним физические ощущения.

Стабилизация нервных процессов.

Развитие творческих способностей.

Раскрытие ресурсного состояния.

Материалы: плоскостные изображения сказочных персонажей: муха-цокотуха, комар, паук, бабушка-пчела, блошки, тараканы и др. Также можно использовать плоскостные изображения атрибутов к сказке: самовар, банка меда, сапожки, фонарик, и др.

Краткое описание содержания игры:

Игра основана на стихотворении К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Варианты организации игры:

Актуализация чувства страха. Используется отрывок стихотворения, где говорится о том, как паук нападает на муху-цокотуху. Для отыгрывания данного эмоционального состояния ребенку предлагается побыть в роли мухи-цокотухи и (или) ее гостей.

Актуализация чувства гнева. Используется отрывок стихотворения, в котором рассказывается, как паук нападает на муху и сюжет драки паука и комара. Для отыгрывания чувства агрессии ребенку предлагается побыть в роли паука и (или) комара.

Актуализация чувства радости. Используются отрывки стихотворения, которые отображают, как муха нашла денежку, празднование дня рождения и свадьбы мухи. Ребенку предлагаются роли мухи-цокотухи, (и/или) комара, гостей.

Расширение представлений детей об эмоциях. Используются все вышеназванные отрывки стихотворения. Детям предлагаются роли (определяются ведущим или по желанию ребят) исходя из актуальных задач.

Количество участников игры – от 1 до 6 детей.

Игры на развитие внимания, памяти, самоконтроля, восприятия, мышления и речи, снятия страха

IV Развитие произвольной активности детей. Формирование их эмоциональной и волевой сфер, коррекция личностных нарушений, развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации

V Игры, способствующие успокоению, уменьшению возбуждения и

VI Развитие эмоциональной сферы

VIII Развитие мышления и речи

Цель — стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Условия игры – Дети стоят группой, свободно – на расстоянии 0,5 м друг от друга. В ходе маневрирования, руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку даёт

команды. Дети реализуют движения в соответствии с командой.

«З А Й Ч И К И» Дети прыгают как зайчики

«Л О Ш А Д И» Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьёт копытом

«Р А К И» Дети пятятся, как раки

«П Т И Ц Ы» Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта птиц)

«Ц А П Л Я» Дети стоя на одной ноге.

«Л Я Г У Ш К А» Дети приседают и скачут вприсядку.

«С О Б АЧ К А» Дети прижимают руки к груди и лают (собака служит)

«К У Р О Ч К И» Дети ходят, «ищут зёрна» на полу и кудахчут «ко – ко – ко»

«К О Р О В К И» Дети встают на руки и ноги пародируют, пародируют мычание коров

Цель — развитие волевого (произвольного) внимания

Условия игры – Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего «Стоп» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180º и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала, подаваемого руководителем.

Если ребёнок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате.

Игра может быть закончена, когда в игре остаются 2 – 3 ребёнка. Они торжественно объявляются победителями и все их поздравляют.

Цель — развитие внимания

Условия игры – Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена названная буква, делает один хлопок.

Цель — развитие волевого внимания, закрепление навыков чтения

Условия игры – Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита.

Ведущий произносит слово или пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоены буквы, входящие в названное слово, хлопают в ладоши (по 1-му разу) в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.

Рекомендуемые слова для игры: ЁЖ, ДОМ, ТЫ, ПАПА, МАМА, ЦИРК, ШЁЛК, ЧАЩА, КАША, РАМА, РУКА, ЛОЖКА, ВОДА, БЫК, ГЕРБ, ГЕРОЙ, ЗАРЯ, СОК, ЭРА, Я, СТУЛ.

Цель — развитие активного внимания

Условия игры – Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши определённое количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10 – 20 секунд)

Количество хлопков Поза детей

1 Поза «цапли» (на одной ноге стоять, поджав другую)

2 Поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и коленки в стороны, руки – между

3 Дети возобновляют ходьбу.

Замечание: До начала игры рекомендуется выучить каждую позу и отрепетировать: хлопок – поза.

Цель — развитие моторно-слуховой памяти

Условия игры: Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3 -4 действий.

Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.

Движение № 1 — присесть — встать — поднять руки — опустить руки.

Движение № 2 — поднять руки ладонями вверх («собираю дождик») — повернуть ладони вниз — опустить руки вдоль туловища — поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение № 3 — отставить правую ногу вправо — приставить правую ногу — отставить левую ногу влево — приставить левую ногу

Движение № 4 — присесть — встать — повернуть голову вправо – повернуть голову прямо. Повторить упражнение с поворотом головы в левую сторону.

« ЗАПОМНИ СВОЁ МЕСТО »

Цель — развитие моторно-слуховой и пространственной памяти.

Условия игры: В зале каждый ребёнок запоминает «своё место». Например, у одного ребёнка это место – угол, у другого – стул, у третьего – около двери, у четвёртого — центр зала и т.д.

Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде ведущего – «Место!», они разбегаются по своим местам.

Цель — развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей

Условия игры: Из группы детей выбираются 2 ребёнка. Остальные — зрители.

Один из выбранных – «художник» (по желанию»), другой – «заказывает ему портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика». Затем «художник» отворачивается и по памяти описывает внешность «заказчика».

Примечание: Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у неё глаза?», «Во что она одета?» и т.д.

Цель — развитие наблюдательности и памяти

Условия игры: Из группы детей выбираются 5 человек. Один — водящий, другие – участники, все остальные – зрители. Четверо из пяти показывают водящему «свои позы». Он обходит их, запоминает позы. Затем дети уходят в зал и садятся на стулья, а водящий повторяет их позы в той последовательности, в которой он их увидел. «Зрители» оценивают, правильно повторяются позы или нет. Если неправильно, то один из зрителей (по желанию) выходит и повторяет позу.

Цель — развитие самоконтроля, самодисциплины, а так же закрепление навыков устного счёта

Условия игры: Выбирается определённая цифра, например 4. Дети встают в круг И по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2, 3 … Когдадоходит очередь до четвёртого ребёнка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.

В качестве «запретных» выбираются цифры: 4, 7, 11, 14, 15, 18, 21, 23, 25.

Цель — развитие производительности, самоконтроля и внимания

I. Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторить, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.

Замечание: «пожалуйста» ведущий произносит в случайном порядке, через 2 — 4 движения.

II. Процедура игры такая же, как в I варианте, но тот, кто ошибается, должен выйти на середину и исполнить какой–нибудь «номер» (спеть песенку, прочитать стишок).

Читать еще:  Развивающие игры для детей 5 месяцев

Цель — развитие произвольности

Условия игры: Выбирается водящий из детей. Под весёлую музыку водящий играет роль иголки, а все остальные дети — роль нитки.

«Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей «змейкой») — за ней.

Замечание: Если в группе есть «зажатый» ребёнок, то ведущий предлагает роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей,у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

« СКУЧНО, СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ »

Цель — развитие раскованности, тренировка самоорганизации

Условия игры: Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят стулья, но их число на 1 меньше количества детей.

Дети садятся около первой стороны комнаты. Ведущий читает стишок:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

Как только ведущий заканчивает читать стишок, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.

Цель — развитие произвольности

Условия игры: «День». Дети сами выбирают водящего — «Сову», которая садится в гнездо (на стул) и «спит». В течение дня дети двигаются. Затем ведущий объявляет: «Ночь». Дети замирают, а «Сова» открывает глаза и начинает охотиться. Кто из играющих пошевелится или рассмеётся, того «Сова» ловит и он, в свою очередь становится «Совой».

Цель — развитие способности к сосредоточению

Условия игры: Дети маршируют. Затем ведущий шёпотом произносит команды: «Сесть на стулья!», «Поднять правую руку», «Присесть», «Взяться за руки» и т.д. Дети выполняют команды и тренируются способности «слышать».

« ВОЗЬМИ И ПЕРЕДАЙ »

Цель — развитие воображения

Условия игры: Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например: Саша передаёт Свете «тяжёлый чемодан», она еле – еле поднимает его, демонстрируя, какой он тяжёлый.

Цель — развитие выразительных движений ребёнка, его коммуникативных способностей

Условия игры: Ведущий выбирает мальчика — «незнайку». О чём его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают «незнайке» разные вопросы, а он молчит, разводит руками (или поднимает брови, опускает уголки губ, поднимает плечи), т.е. изображает мимикой, что он «ничего не знает».

« НАРИСУЙ СВОЙ СТРАХ »

Цель — снятие страхов

Условия игры: Дети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх». После того, как дети нарисуют рисунки, необходимо обсудить чего боится ребёнок.

Цель — снятие страха перед темнотой

Условия игры: Каждый ребёнок получает какой-либо цирковой атрибут (клоунский колпак, веер, нос клоуна, флажок и т.д.). Все предметы они оставили в комнате и запомнили куда они их положили. Дети выходят из комнаты, свет выключается, «как бы по ошибке». Ведущий сообщает, что дети должны взять свои цирковые предметы на счёт 1, 2, 3 и тогда начнётся игра в «Весёлый цирк». (Дети вбегают в тёмную комнату, берут свои предметы и имитируют цирковые роли в соответствии со своими предметами).

« ГДЕ МЫ ПОБЫВАЛИ, ЧТО МЫ ПОВИДАЛИ »

Цель — развитие мышления, речи

Условия игры: Группа детей делится пополам: «дедушка и внучата» (те, кто будут отговаривать) и группа детей, которые будут загадывать загадки.

«Дедушка и внучата» отворачиваются, а ведущий вместе с другой группой детей тихо договариваются, какую «загадку» они будут загадывать. Договорившись, они подают знак «дедушке и внучатам». Происходит такой диалог:

— Здравствуйте, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

— Здравствуйте, ребята! — отвечает дедушка. Где вы побывали?

Что вы повидали?

— Побывали мы в лесу, там увидали лису. Что мы делали не скажем, Но зато мы вам покажем!

Свою загадку ребята показывают в движениях. Например, они «собирают в лесу грибы и ягоды». Дети наклоняются, аукаются и т.д. После показа 1 – 2 загадок, выбираются новые «дедушка с внучатами».

Цель — развитие смысловых операций, анализа, и классификации

Условия игры: В комнате различные игрушки. Дети делятся на две команды. I команда выходит на 2 — 3 минуты из комнаты. II команда подбирает 3 игрушки, при этом 2 игрушки должны быть «из одного класса», а третья – из другого.

Например, с куклой и зайчиком кладут мячик. Надо убрать лишнюю игрушку. Игроки I команды должны в этом случае убрать мячик, т.к. кукла и зайчик — живые, а мячик — нет.

Число игрушек можно увеличить до 4 – 5. Игрушки можно заменить картинками из детского лото. Тогда игра будет называться «лишняя картинка».

Цель — развитие восприятия, наблюдательности и мышления

Условия игры: Разные игрушки стоят на столе или стульях. Выбирается один водящий, который выходит из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать загадку. Этот ребёнок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например: Задумана игрушка «зайка». Ребёнок прыгает, грызёт морковку и т.д. Водящий должен отгадать название игрушки, выбрать её, взять в руки и громко назвать.Остальные дети хором говорят: «Правильно!» или «Не правильно!».

Цель — развитие мышления и речи

Условия игры: Из группы детей выбирается один водящий, остальные — садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать детское лото). Водящий подходит к учителю и берёт одну из картинок. Не показывая её остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал картинку.

Цель — развитие мышления и речи

Условия игры: Группа детей делится на две подгруппы. I подгруппа тайно от второй загадывает какой-нибудь предмет. II подгруппа должна отгадать этот предмет, задавая вопросы. На эти вопросы I подгруппа говорит только «да» или «нет». Обе подгруппы встают друг против друга. В подгруппах дети встают друг за другом. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из II подгруппы (например: «Оно живое?»), отвечает первый ребёнок из I подгруппы («Да») и т.д. После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.

Замечание. 1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (мёртвое) ?», «Оно находится в доме», «Это животное», «Это человек» и т.д. 2. Если в течение 8 – 10 минут предмет не угадан, надо предметназвать, чтобы дети не заскучали. 3 Рекомендуется загадывать известные всем предметы.

Цель — развитие мышления и речи.

Условия игры: Ведущий предлагает простые пословицы. Дети должны предложить своё объяснение смысла пословицы. Спрашивать надо по очереди. Например – пословицу «Тише едешь — — дальше будешь» дети объясняют так: «Надо ехать тихо, тогда без происшествий доедешь быстрее». Или «Это значит – нельзя безумно торопиться».

Пословицы: 1. Дело мастера боится.

2. На все руки мастер.

3. Без труда и в саду нет плода.

4. Каков уход – таков и плод.

5. Больше дела – меньше слов.

6. Всякий человек у дела познаётся.

7. Без дисциплины жить – добру не быть.

8. Без работы пряников не купишь.

9. Глаза боятся, а руки делают.

10. Труд — лучшее лекарство.

11. Ученье и труд вместе живут.

12. Почитай учителя как родителя.

Цель — развитие мыслительных ассоциативных связей.

Условия игры: Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двумя задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый ребёнок отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например, даются два слова – «сокол» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» ( сокол взлетел на дерево), «вырезать» ( из дерева вырезали фигурку сокола), «спрятаться» ( сокол спрятался в ветвях дерева ) и т.д.

Цель — развитие восприятия, наблюдательности и смысловой памяти

Условия игры: Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты. В это время на столе раскладываются предметы и замышляетсяситуация: «Я иду гулять», «В магазин идёт мама»,«Я иду в школу» и т.д. На столе должно лежать 7 предметов к данной теме. Приглашается водящий, ему говорят тему и он смотрит на стол в течение 5 – 10 секунд. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе и начинает перечислять предметы (вещи) на столе. Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какиепредметы он забыл.

Игры для развития воображения от 4 до 10 лет

Развивающие игры для детей от 4 до 10 лет

Воображение — это высшая психическая функция, обеспечивающая сознательную творческую деятельность человека. Ребенок рождается с потенциальной возможностью осуществлять деятельность воображения. Однако лишь в реальной деятельности по решению творческих задач происходит развитие, совершенствование и усложнение функции воображения. В отличие от других высших функций наиболее интенсивно воображение развивается в довольно раннем возрасте, приблизительно в период от четырех до десяти лет. Если не предпринимать специальных усилий для формирования воображения, то в дальнейшем эта функция переходит в пассивную форму. Простой пример: предложите шестилетнему ребенку сочинить сказку или придумать новый сюжет игры, большинство детей справится с этим без особого труда. Это же задание составит существенную трудность для обычного взрослого. Однако без воображения невозможна никакая творческая деятельность. Все гениальные и талантливые люди, оставившие человечеству неординарные достижения, отличались именно высокой активностью воображения. Итак, развивать воображение — это обеспечивать мощный творческий потенциал в будущем.

Читать еще:  Что развивают игрушки

Большая часть игровой активности ребенка происходит при интенсивной работе воображения. Воображение лежит в основе формирования личности, творчества, успешности учебы детей.

☺ Игра «Два волшебника»

Данная игра направлена на развитие нравственных оценок детей. Играть могут дети начиная с четырехлетнего возраста.

Одному ребенку предлагается стать «добрым волшебником», а другому «злым». Как вариант, один ребенок может выполнять каждую роль последовательно. Вначале им предлагается изобразить мимику доброго и злого волшебников. Затем перечислить, какие добрые и злые волшебства делает тот и другой. Затем придумать, каким образом добрый волшебник расколдует плохие дела злого.

Дети могут вместе или индивидуально нарисовать доброго и злого волшебников. У одного доброе лицо, а другого злое, а потом раскрасить волшебников так, чтобы сразу было видно, кто добрый, а кто злой. Нарисовать волшебные предметы — волшебную палочку, волшебный эликсир, волшебную шапку и т.п. Главное, чтобы сразу было видно, который добрый волшебник, а который злой.

☺ Игра «Конфетный город»

Это сюжетная игра для группы или одного ребенка.

Ведущий. Ты любишь конфеты?

А еще что ты любишь? Наверно, игрушки и кататься на каруселях, да?

Сейчас мы попробуем составить как можно больше предложений из твоих любимых слов: КОНФЕТА, ИГРУШКА, КАРУСЕЛЬ.

— Конфеты и сладости любят все дети. Один добрый волшебник решил доставить детям радость и с помощью волшебной палочки превратил один город в Город Сладостей. В этом городе все стало сладким. Дома и тротуары, деревья и машины, карусели и игрушки, скамейки в парке и автомобильные знаки — все стало из карамели, бисквитов, мороженного и шоколада.

— Подумай и расскажи, как живется жителям в та­ком городе.

— Что происходит, когда в городе наступает жара или идет дождь?

— Ты сам хотел бы жить в таком городе?

За лучший рассказ присуждается звание «главного конфетного мастера». Затем детям предлагается оформить часть игровой комнаты как «Конфетный город». Дети придумывают новые названия конфет, вспоминают как можно больше названий сладостей и записывают их на бумажках (или это делает взрослый ведущий). Из них выбирают названия улиц, площадей, парков «Конфетного города». Все это можно оформить в виде картины-плана «Конфетного города».

☺ Игра «Волшебное дерево»

Лучше, если для этой игры будет использован большой ветвистый сук, который имитирует дерево, но можно использовать вешалку или искусственную елку. На него вешают самые разные предметы, которые взяли у детей (шарфики, ручки, бантики и т.д.). Детям говорится, что это волшебное дерево и поэтому все, что на него повесили, становится волшебным. Каждый ребенок должен подойти к дереву и снять с него предмет, принадлежащий конкретному игроку. (Например, «волшебный» предмет Пети или Маши или Тани и т.д.) Ребенок должен угадать, какой предмет принадлежит игроку, и придумать, какое «волшебство» может выполнить этот предмет. (Например, заставить владельца танцевать, или громко смеяться, или петь, или скакать на одной ножке и т.п.) Если он угадал владельца предмета правильно, то «волшебство» исполняет хозяин предмета, а если ошибся, то «волшебное действие» выполняет сам.

Для более маленьких детей возможен более простой вариант игры «Волшебное дерево». На нарисованное Дерево прикрепляют изображения различных предме­тов. Затем ребенку предлагается определить, что реально может находиться на дереве, а что является лишним. Например: «Представь, что существует волшебное деревo, на котором может вырасти все, что вообще растет на деревьях (а может быть, живет среди ветвей). Художник нарисовал такое дерево, но много напутал. Посмотри внимательно и скажи, что правильно и чего нет на этом рисунке».

☺ Игра «Превращения»

Ведущий берет какой-нибудь предмет (стакан, мячик, ручку и т. д.). Затем с помощью пантомимы манипулирует с предметом, «превращая» его во что-то. Например, стакан становится вазой, подзорной трубой или подсвечником, мячик — яблоком, колобком, воздушным шаром, ручка — указкой, шпагой, ложкой и т. п. Дети должны угадать, во что превратился этот предмет. Когда всем становится ясно, во что превратился он, его передают другому участнику игры и просят «превратить» во что-нибудь другое.

Для большего интереса игры будет лучше, если дети заранее приготовят каждый свой предмет и придумают, во что они его «превратят». Затем они показывают предмет с соответствующими манипуляциями. Чем больше участников правильно угадают, во что превратился предмет, тем лучше результат игры. Важно, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.

☺ Игра «изобретатель»

Эта игра наряду с воображением активизирует мышление. Ребенку предлагается несколько задач, результатом которых должно явиться изобретение. На работу дается 15 минут. За это время ребенок должен сформулировать свое изобретение по каждой задаче.

— Придумайте несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;

— Придумайте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем;

— Предложите, что нужно сделать, чтобы все люди были счастливы.

Следующий этап игры — изобразительный. Возможны несколько вариантов:

Первый вариант. Нарисовать все, что было придумано ребенком раньше.

Второй вариант. Изобразить, что придумано ранее с помощью комплекта кружков, прямоугольников, треугольников и полосок разного цвета, приготовленных заранее.

Третий вариант. Изобразить, что придумано ранее с помощью комплекта игрушек (игровых предметов, игрушечных животных, кукол и т.д.).

Если работала группа детей, оцените работу каждого и выберите победителя по признаку количества вариантов. Чем младше дети, тем большую роль играет оценка взрослого. Чем старше, тем больше можно доверить оценку им самим.

☺ Игра «Рисунок в несколько рук»

Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и насыщенная высоким эмоциональным потенциалом. Не имеет возрастных ограничений. Предлагается всем участникам представить себе какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый ребенок изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй игрок, отталкиваясь обязательно от изображенного элемента, продолжает работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно также поступает третий и т.д. Конечный результат, как правило, представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, а все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие составляют процесс изображения и борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающие на каждом этапе работы.

Можно включить элемент соревнования — когда дети разделяются на команды и каждая рисует свой рисунок. По итогу определяется команда-победитель.

☺ Игра «Составь квадрат — головоломку»

Это групповая игра, формирующая навыки группового взаимодействия, взаимопонимания и требующая активной работы воссоздающего воображения и логического мышления. Все дети делятся на команды составом от 2 до 5 человек. Для игры заранее заготавливаются квадраты-головоломки. Из цветной бумаги вырезаются 2 квадрата. Квадраты должны быть разного цвета. Каждый квадрат разрезается на кратное числу членов команды кусочки разной формы. Например, играют пять игроков в команде. Заготавливаются синий, красный и т.д. квадраты. Каждый разрезают на 10 частей.

Каждому игроку дается конверт, в котором лежат две синих, две красных детали треугольников. Заготавливается столько таких командных наборов, сколько играющих команд. По команде ведущего команды раскрывают свои конверты и начинают складывать из имеющихся деталей квадраты одного цвета. Каждая команда должна как можно быстрее сложить по три квадрата. Однако в этой игре есть три правила, которых должны обязательно придерживаться игроки.

1. Складывая квадраты, нельзя разговаривать.

2. Ребенок не должен подавать никаких знаков, что ему нужна конкретная деталь.

3. Можно самому давать детали головоломки, но нельзя ни у кого их брать.

За выполнением правил следит ведущий игры. Если команд много, то у каждой должен быть свой «контролер». За каждое нарушение правила команда получает один штрафной балл. По окончании игры определяется результат. К времени (в минутах) работы команды прибавляется количество штрафных баллов. Выигрывает та команда, которая имеет самый маленький конечный результат: работала быстрее всех и с наименьшим числом ошибок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector