221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие памяти у дошкольников

Картотека игр, направленных на развитие памяти у дошкольников
картотека на тему

Игры на развитие памяти у дошкольников

Игры на развитие памяти у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
na_sayt.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры «Запоминаем вместе»

(картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)

Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:

Игра «Рассказываем сказку».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Возраст: 5 лет и старше

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

Упражнение «Запоминаем слова»

Цель: развитие слуховой механической памяти

Возраст: с 4 лет и старше

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Игра «Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

Цель: развитие обонятельной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Задание № 1: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

Игра «Снежки »

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Игра «Загадки»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы (заяц)

Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание №2: Вспомни и повтори загадку?

Игра «Экран».

Цель: развитие зрительной памяти.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Возраст: с 5 лет.

1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

Игра «Запомни картинки»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 4 лет.

Для этой игры надо заранее заготовить картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими

Игра, «Какой игрушки не хватает? »

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки

Игра «Обезьянка»

Цель: развитие зрительной памяти

Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Игра в слова

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

Игра «Запоминаем вместе».

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.

Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.

Игра «Вспомни пару».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.

1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

Игра «Пары картинок».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Варианты рассказов для запоминания.

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.

№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту — ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.

Игра «Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Игра «День рождение куклы».

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Возраст: с 3 лет.

Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.

Игра «Пара слов».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.

Упражнение «Осень».

Цель: развитие смыслового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении.

На полях и в рощах

Стали дни короче.

Солнышко не видно,

Темны, темны ночи.

После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается.

Игра «Магазин»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 4 лет.

Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.

Игры на развитие памяти

Здравствуйте, уважаемые родители! Все Вы, конечно, понимаете, насколько важно развивать память будущему первокласснику. Ведь от этого напрямую зависит его успешность не только в школе, но и в дальнейшей взрослой жизни. Хорошая память поможет успешно учиться в ВУЗе, карьерному продвижению.

Сегодня мы дадим Вам некоторые рекомендации, которые помогут укрепить и развить память ребёнка. Упражнять память не только можно, но и нужно. И лучше всего заниматься этим целенаправленно и начиная с раннего возраста.

Сначала – немного теории. Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую разную форму и содержание. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, дорогу. Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Тренируя память Вашего ребёнка, Вы, возможно, воспитаете будущего полиглота (от греческого «многоязычный»). Но даже если Ваш малыш и не будет разговаривать на 19 языках, как известный русский поэт Брюсов, хорошо тренированная память, несомненно, поможет ему в учёбе.

Дети-дошкольники обладают удивительной памятью. Многие родители с удивлением отмечают, что их ребёнок без лишних усилий может цитировать рекламные ролики или с точностью воспроизводить диалоги из мультика или бразильского сериала. Однако родители и учителя часто жалуются на плохую память ребёнка, особенно в первом классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей и т.д. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. В тестировании и коррекции памяти ребёнка нужно ориентироваться на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать.

Актёры, заучивающие наизусть многие страницы текста роли, не имеют этого навыка от рождения, а приобретают его благодаря упражнению. Для ребёнка память – это основной способ познания и привыкания к миру. Он запоминает язык и уже потом, встречая повторяющиеся звукосочетания, учится соотносить их с ситуацией и таким образом постигать значение слов. Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял – пользоваться механически, доверяя своей памяти.

Характерно, что у детей лучше сформирована память на эмоции и образы, чем на слова и символы. Поэтому хорошо, если в обучении Вы будете использовать иллюстрации, рисунки самого ребёнка. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память, в зависимости от этого будет более эффективным то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать, то просить самого ребёнка обвести букву или воспроизвести изображение. Однако учтите, что 80% всей информации человек получает всё-таки благодаря зрению и слуху.

А сейчас мы дадим Вам несколько игр и заданий, которые Вы можете использовать для занятий по укреплению и развитию памяти ребёнка.

«Отгадай-ка!»

Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребёнком. Задание состоит в том, что ребёнок должен по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов, так, чтобы партнёры по игре угадали, что это. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. После того, как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали свой предмет, водящий даёт в руки любому игроку камушек как приглашение к началу рассказа. Получивший камушек рассказывает о загаданном предмете. Когда предмет отгадан, камушек передаётся следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из играющих не придумает свою загадку.

Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему достаточно полно описать предмет. В конце игры можно раздать сладкие призы.

«Вспомни фигуру».

Для этой увлекательной игры понадобится 10-30 палочек (можно спичек или счётных палочек). Играть лучше вдвоём. Ведущий складывает из палочек фигуру (домик, ёлочку, звёздочку), даёт рассмотреть и через 2-4 секунды закрывает фигуру листом бумаги. Другой участник игры должен за это короткое время запомнить фигуру, а затем по памяти выложить её из палочек в точном соответствии с образцом. По окончании игры фигуры сверяются, если есть расхождения, исправляются. Если палочка пропущена или положена неправильно – это считается ошибкой. Задание можно усложнить, предложив выложить сразу несколько фигурок или сократив время запоминания до 1-2 секунд. Не расстраивайтесь, если ребёнок не сумеет с первого раза правильно выложить фигурку – это очень сложное задание.

«Игрушки-непоседы».

На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предложите ребёнку расставить всё, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат! Если хотите, и Вы поучаствуйте в этой игре, пусть ребёнок проверит Вашу память и внимание.

«Вместительный чемодан».

В эту игру можно играть и вдвоём, но лучше – компанией из 3-5 человек. Взрослый начинает игру вот такой фразой: «Бабушка укладывает в свой чемодан… расчёску», следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Бабушка укладывает в свой чемодан расчёску и… тапочки» и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд предметов, укладываемых в бабушкин чемодан, не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов. Если кто-то в процессе игры забывает один из предметов, ему вручается фант и даётся задание (нарисовать бабушку, посчитать все расчёски и тапочки в доме и т.д.).

Упражнения для развития литературной памяти.

Очень полезно для развития памяти ребёнка читать ему (и вместе с ним) стихи. Это занятие не может быть лишним ни в каком возрасте и, помимо общеразвивающего эффекта, помогает привить ребёнку литературный вкус и способствует эмоциональному сближению членов семьи. Начинать следует со стихов хорошего ритма и яркого содержания, если же Вы предпочитаете переводы, то пусть это будут классические образцы – произведения С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского. Начинайте с четверостиший, постепенно увеличивая объём стихотворного текста, который нужно запомнить и прочитать наизусть. Старайтесь читать текст не торопясь и выразительно, приучая к этому и ребёнка. Поставьте перед ребёнком цель – запомнить стихотворение с четвёртого (третьего, второго) раза. Поощряйте интерес ребёнка к чтению – покупайте яркие, красочные, содержательные и увлекательные книги. Можно устроить конкурс юных чтецов, пригласив друзей Вашего ребёнка, призами могут быть книги или лакомства.

«Дверная скважина».

Эта игра предназначена для развития зрительной памяти и пространственного мышления. Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно в 4 раза превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Картинку до начала игры не должен видеть ни один игрок. Играть в эту игру лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с «дверной скважиной» и кладёт её перед играющими. Рассматривать картинку можно только через вырезанную «дверную скважину», постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит верхним листом по картинке в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В конце игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Этот игрок и сменяет ведущего. Начинается рассматривание другой картинки.

Статью подготовила завуч по учебной части школы «ЛУЧиК» Иванова Е.В. (по материалам книги «Я иду в школу» О. Морозовой).

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие памяти у старших дошкольников

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском коллективе и во время адаптации в школе.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс дидактических игр, направленных на развитие памяти у старших дошкольников»

Комплекс дидактических игр, направленных на развитие памяти у старших дошкольников

Подбор игр и упражнений

1.Развитие мышления (мыслительных операций)

«Узнай птицу по описанию»

Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о внешнем виде зимующих птиц и из жизни. Воспитание заботливого отношения к птицам, желание помочь им в зимнее время.

Материал: Карточки с изображением птиц (снегирь, голубь, ласточка, воробей, ворона, дятел, сова), загадки о птицах, фишки для награждения.

Игровые задания: 1. Ребенок описывает птицу по описанию и приносит картинку с ее изображением. 2. Загадывание и отгадывание загадок о птицах.

Цель: развитие словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста, внимания, произвольности запоминания.

Материал: список из слов от 1 до 10 знакомых и понятных детям, но между собой логически не связанных.

Предварительная подготовка: заранее подготовить несколько списков из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположить их необходимо так:

3. Конь, ягода, игла

4. Курица, солнце, асфальт, карандаш

5. Крышка, бревно, огонь, ручка, школа.

6. Тетрадь, грузовик, сестра, мел, птица, хлеб.

7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.

8. Гора, сорока, часы, стул, снег, книга, береза, медведь.

9. Мяч, апельсин, шапка, морковь, стол, бабочка, метро, утенок, колготки.

10. Машина, камень, гриб, сумка, велосипед, топор, мальчик, скатерть, арбуз, мыло.

Ход игры: игра проводится индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается повторить слова за воспитателем. Начинать нужно с одного слова, затем два слова, три слова и т.д. Ребенку необходимо повторять в той же последовательности, в которой читает воспитатель (интервал между словами 1 секунда). Если ребенку не удалось повторить определенный словесный ряд, воспитатель зачитывает ему то же количество слов, но других. Если со второй попытки ребенок справился с этим словесным рядом, то можно переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

«Лови мяч — дари слово»

Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, образного мышления.

Ход игры. Игра проводится с группой детей. Дети становятся в круг.

Мяч у ребенка, который начинает игру, для чего он передает мяч рядом стоящему игроку и при этом называет какое-нибудь слово, связанное с этим ребенком (например: футбол — так как мальчик любит играть в футбол и т.п.)

Все дети, по очереди придумывают слово и «дарят» его своему соседу по кругу. Как только мяч окажется у того ребенка, который начинал игру, воспитатель предлагает детям пустить мяч против часовой стрелки, за счет чего игра усложняется, так как надо вспомнить слово, подаренное соседу не самим ребенком, а другим игроком. Как только мяч прошел полный круг против часовой стрелки, правила игры еще более усложняются. Ребенок, начинавший игру, бросает мяч любому игроку из круга, а тот, поймав мяч, называет слово, которое подарили игроку, бросающему мяч. Далее другой ребенок бросает мяч кому захочет, и поймавший называет слово бросавшего мяч игрока.

Цель: развитие памяти, внимания и мышления.

Материал: счетные палочки

Ход игры: Воспитатель из счетных палочек делает незатейливую фигуру, например, квадрат. Ребенок смотрит несколько секунд и считает количество задействованных палочек. Затем фигура накрывается. Ребенку дается такое же количество палочек и предлагается сделать свою фигуру. После выполнения задания ребенку предлагается вспомнить и повторить ту фигуру, которая была вначале.
Количество палочек меняется в зависимости от степени подготовленности ребенка. На первых порах можно взять 4-6 штук, постепенно доводя до 12-15.

Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

Материал: игровое поле, пуговицы.

Ход игры: Играют два ребенка. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — квадрат, разделенный на клетки. Первый игрок выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Остальные игры представлены в Приложении

2.Развитие опосредованной памяти (смысловые связи:

1. Игры на выделение общих признаков

«Чем похожи и чем отличаются»

Ребенок, получивший камешек должен отгадать загадку, например, такую: “Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе”. Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из игроков. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадывающий ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

«Найди лишний предмет»

Цель: развивать умение детей выделять лишний предмет из группы, сходных по определенному признаку, предметов.

Материал: наборы картинок (корова, лошадь, коза, лось; василёк, пион, роза, сосна; пчела, муха, воробей, шмель; собака, кошка, попугай, волк; карась, щука, линь, лягушка).

Ход игры: Воспитатель показывает детям несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Детям нужно указать на «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.

2. Игры на выделение существенных признаков

Игровые правила: Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, тот платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками”. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: “Вершки”, а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки.

Цель: Описывать предмет не глядя на него, выделять в нем основные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: по сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета на заданную тему (животные, птицы, рыбы, насекомые, цветы, деревья), а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д. Называть нужно существенные признаки предмета: говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате (на даче, на участке).

Цель: закреплять знания о природе; развивать умение узнавать предмет по существенному признаку.

Материал: предметные картинки.

Ход игры: На столе раскладывается предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» — это могут быть картинки яблока, укропа, лягушки, елка. Или: «влажный» — вода, роса, облако, туман, снег и т.д.

3. Игры на объединение существенных признаков в класс и называние словом

Охотник” (народная игра)

Игровые правила: Перешагнуть в следующую клетку можно только после того, как назовешь зверя. Победителем, хорошим охотником будет тот, кто дойдет до леса, назвав столько зверей, сколько по дороге в лес клеточек.

Игровые действия: Перешагивать через черту, называть, не повторяясь, диких зверей. Кто не может вспомнить, возвращается.

Ход игры: Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома – чем дальше, тем лучше – положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник – один из играющих. Стоя, на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за …». Здесь он делает шаг вперед и говорит: «… зайцем»; делает второй шаг: «… медведем»; делает третий шаг: «… волком»; четвертый шаг: «… лисицей»; пятый: «… барсуком». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Рыболов говорит: «Пойду на рыбалку и поймаю щуку, карася, окуня».

Остальные игры представлены в Приложении

3.Развитие произвольной памяти

«Море волнуется раз…».

Игра хорошо тренирует зрительную память и воображение детей. Ведущий произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» При этом дети замирают, изображая выдуманные фигуры, а ведущий отгадывает, кого или что изобразил каждый участник.

Цель: развитие произвольной памяти, внимания, наблюдательности.

Инструкция: «Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла».

Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.

Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.

Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

На столе раскладываются несколько игрушек. Ребенок должен их рассмотреть и запомнить. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель добавляет еще одну игрушку или меняет игрушки местами. Задача ребенка — ответить, что изменилось.

Остальные игры представлены в Приложении

Какие бывают игры на развитие памяти у дошкольников

В дошкольном возрасте у малышей закладываются основные знания, умения, навыки. Игры на развитие памяти у дошкольников помогут формированию важных способностей ребенка, что подтверждает накопленный педагогический опыт.

Дошкольный возраст (5-6 лет) является самым оптимальным периодом развития, когда функции по запечатлению и воспроизведению достигают пика своей формы в развитии. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь максимальному развитию памяти.

Значение и виды памяти

Память — это способность человека сохранять и воспроизводить в сознании прежние накопленные впечатления, а также весь запас этих впечатлений и накопленный опыт. С момента рождения воспоминания откладываются в зависимости от обстоятельств жизни, полученных знаний и воспитания.

Виды памяти по времени хранения информации:

  • кратковременная, когда информация хранится в пределах часа, после чего забывается;
  • долговременная, при которой полученная информация удерживается длительное время.

Виды по характеру запоминания:

  • активно двигательная — запоминание и воспроизведение различных видов движения;
  • эмоциональная — сохранение в воспоминаниях эмоций и чувств, а также запоминание тех, кто вызвал эти чувства;
  • логическая — она особенно тесно связана с логическим мышлением, обучением. Сохранение и воспроизведение мыслей, выводов;
  • образная — сохраняет образы различных предметов, разнообразных явлений.

Образная, в свою очередь, делится на несколько видов в зависимости от органов чувств, участвующих в получении информации:

  • слуховая;
  • осязательная;
  • обонятельная;
  • зрительная;
  • вкусовая память.

Особенности развития памяти у дошколят

Главная особенность памяти ребёнка до 6 лет — это неумение отличать второстепенное от главного. Малыш впитывает весь направленный поток информации, он изучает окружающий мир во всем его многообразии. Внимание привлекают яркие события, картинки, которые и запоминаются в первую очередь.

Детям все надо попробовать на вкус. Малыши часто тянут в рот траву, цветы: все, что привлекло их внимание. Всё встреченное на пути обязательно малыш потрогает, пощупает, запоминая свои ощущения.

Очень важна и слуховая память, которая в этот период основана на эмоциональном окрасе, тембре голоса. Услышав сказку, рассказанную не монотонно, а с интонациями, разными голосами, дошкольник обязательно запомнит и сам будет ее повторять.

Малыш непроизвольно запоминает только то, что привлекло его внимание своей необычностью. Произвольная память — умение запоминать что-либо усилием воли только начинает свое формирование. Постепенно укрепляется и долговременная память. К 4-5 годам малыш в состоянии запомнить на длительный срок самые яркие моменты своей жизни.

Советы для родителей

Чаще всего родители и воспитатели отмечают недостаток внимания, неумение концентрироваться и запоминать услышанное малышами. Маленькие дети не любят монотонные и скучные дела. Внимание малышей постоянно отвлекается на что-то новое, неизведанное. Эти недостатки свойственны дошколятам, их можно исправить и скорректировать. Для развития памяти у детей и подготовки их к учебе в школе попробуйте следовать советам:

  • Выделите определенное время для занятий. Занимайтесь с малышом несколько раз в день по 10-15 минут, чтобы он не устал и не потерял интереса к занятиям. Цель занятий — создание условий для формирования и укрепления памяти.
  • Используйте разнообразный дидактический материал для организации игровых занятий. Дети намного лучше запоминают яркие картинки. Собирайте пазлы из красочных деталей, яркие конструкторы.
  • Упражнения для развития памяти обязательно используйте в игровой форме. Это позволит поддерживать интерес ребенка к занятиям. Не повторяйте одни и те же игры. Дошкольнику это наскучит. Придумывайте новые или попросите малыша придумать вам задание.
  • Где бы ни находились — в парке, во дворе дома, на улице, обращайте внимание малыша на детали окружающего мира: на деревья, машины, витрины магазинов, а также на природные явления — иней, снег, дождь, туман. Всё это развивает долговременную память.
  • Скороговорки, детские песенки, короткие стихи (всегда актуальны стихи Агнии Барто) легко запоминаются, если учить их в процессе игры. Развитие слуховой памяти особенно поможет ребенку в школе, где большую часть информации приходится воспринимать на слух.

Выбирая упражнения для занятий с детьми, следует учитывать возраст ребёнка. Для малышей от 3 лет лучше использовать развивающие игры.

Развиваем память и внимание

Рассмотрим игры на развитие памяти у дошкольников:

  1. Фотограф. На выставку пришли фотографы. Их цель — сделать самые точные фотографии. На столе выложены предметы, которые необходимо сфотографировать, запомнить — в каком порядке они лежат. На счет 10 — дети зажмуриваются и отворачиваются. Воспитатель переставляет предметы местами или убирает несколько вещей со стола. Задача детей — вспомнить, какие вещи находились на столе и, если что-то изменилось, сообщить педагогу.
  2. Гараж. Каждый ребенок выбирает, какой машиной он хочет быть. Малышу показывают номер машины, и дают время запомнить его. Потом номер прикрепляется на спину, чтобы его нельзя было подсмотреть. Машины выехали на работу. У каждой машины есть свой номер, который совпадает с номером гаража. Работа была тяжелая, машины устали и решили вернуться к себе домой. Но номер за весь день запылился, и его не видно. Надо вспомнить номер своей машины и поставить ее в гараж с таким же номером.
  3. Зеркало. Два ребенка сидят друг напротив друга и повторяют все движения и мимику своего напарника.
  4. Повтори фигуру. Ребенку показывают нарисованные геометрические фигуры: круг, квадрат или другие. Малышу дается время хорошо рассмотреть рисунок, после чего лист с изображениями убирается. Задача — вспомнить и нарисовать фигуры, которые видел.

Слуховая память

На развитие слуховой памяти можно предложить следующие игры:

  1. Цепочка слов. Один ребенок говорит первое слово. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третьему приходится повторять 2 первых слова и добавлять свое. И так строится цепочка слов.
  2. Расскажи сказку. Дети слушают сказку, через некоторое время воспитатель просит напомнить ему услышанную сказку. Можно попросить, чтобы дети по очереди рассказывали ее — каждый по одному предложению.
  3. Магазин. Воспитатель дает задание — сходить в магазин и сделать покупки. Дошкольник должен научиться запоминать все продукты или другие предметы, которые необходимо купить.
  4. Игра в слова. Необходимо составить 5-10 пар слов, связанных общим смыслом. Например, девочка — кукла, мальчик — машина, зима — снег. Повторить громко и выразительно несколько раз эти слова, чтобы дошкольник запомнил услышанные слова. Старший называет первое слово, ребенок должен вспомнить и назвать пару для этого слова. Эта игра содействует концентрации внимания дошкольника.
  5. Немое кино. Игра помогает развивать внимание, речь. Используя игрушки, жесты, мимику, нужно рассказать историю без слов. После окончания истории дошкольник должен словами пересказать, что он увидел.
  6. Суфлер. В гости пришли друзья — смотреть мультфильмы.На экране телевизора — любимый мультфильм, но звук пропал. Дошкольник должен озвучить мультик. В этой игре формируется речь дошкольника.
  7. Пещера Али-Бабы. Отважные путешественники ночью нашли пещеру известного разбойника. Исследование пещеры происходит в темноте, поэтому детям завязывают глаза. На ощупь они находят сокровища, трогают руками и рассказывают, что именно они нашли. Хорошо развивается тактильная память.

Упражнения для развития памяти

  • Описание предмета. Попросите описать, как выглядят знакомые фрукты: например, яблоко — его цвет, форма, вкус.
  • Запоминание цифр и букв. На листе написать несколько цифр или букв. Повторить их громко и отчетливо. Дать время малышу запомнить увиденное. В другой тетради ребенок пусть нарисует то, что запомнил.
  • Посчитать предметы. Приготовить несколько картинок с изображенными разными предметами (деревья, яблоки). Пусть малыш посчитает — сколько предметов на одной картинке, сколько — на другой. Это упражнение поможет выработать усидчивость и сконцентрировать внимание.
  • Пройти лабиринт. Детям очень нравится прохождение лабиринта. Это упражнение также вырабатывает усидчивость и внимание. Задание можно и усложнить. Когда малыш хорошо справляется с лабиринтом, рисуя дорогу карандашом, можно предложить пройти лабиринт зрительно.

Умение заучивать наизусть, создавать образы, рассказывать — все это необходимо для развития памяти дошкольника. Представленные упражнения на развитие памяти у дошкольника не могут являться единственно верными. Следует принимать во внимание индивидуальность ребенка. Обязательно хвалите детей, поощряйте их успехи. Не стоит выплескивать негативную энергию, если у малыша не все сразу получается. Прививайте веру в себя и свои способности, и тогда желание учиться не пропадет у ребенка из-за временных неудач.

Используйте принципы ассоциативного мышления, которые помогут ребенку более успешно впитывать знания и применять их потом во время занятий в школе. Умение видеть и находить логические связи поможет быстрее адаптироваться дошкольнику к школьной жизни.

Упражнения для школьников

С поступлением в школу необходимо продолжать упражнения на развитие памяти у младших школьников. Следует большее внимание уделять вырабатыванию усидчивости, самостоятельности. Зрительный контроль за выполненными домашними заданиями постепенно должен сменить совместное выполнение заданных на дом уроков.

  • Кто больше составит слов. У школьников уже больше словарный запас, они умеют строить логические цепочки. Данное упражнение хорошо выполнять, как соревнование. Одна группа учеников соревнуется с другой. На доске пишется слово. Из букв, состоящих в данном слове, надо составить как можно больше других слов.
  • Угадать слово. Учитель пишет первую и последнюю букву слова. Пропущенные буквы заменяются черточками. Класс делится на две команды. Каждая по очереди называет предполагаемую букву в слове и пытается отгадать слово целиком. Выигрывает команда, первая угадавшее спрятанное слово. В таких играх активно работают и развиваются долговременная память, внимательность, усидчивость.
  • 15 вопросов. Педагог загадывает предмет. Ответ пишется на листе бумаги и до конца игры никому не показывается. Школьники могут задать по порядку 15 вопросов. За это время команды должны определить, что за предмет был загадан. Это упражнение помогает развивать логические связи, строить цепочки предположений, использовать все запомнившиеся знания.

Развитие памяти очень важно для ребенка — оно необходимо в школьных занятиях, оно будет необходимо сегодняшнему малышу всю его жизнь. Поэтому тренировкам памяти нужно уделять большое внимание, начиная заниматься с малышом как можно раньше.

Читать еще:  Развивающие игры для ребенка 1 8
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector