221madou.ru

Мама и Я
60 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие речевого выдоха

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи: упражнения, игры

Развитие речи в раннем детстве – это сложный процесс. Задержки, нарушения овладения родным языком могут быть обусловлены сбоями в процессе речевого дыхания. Поговорим о том, что такое правильное речевое дыхание, как его развить в детском возрасте.

Что такое речевое дыхание

Особенности речевого дыхания изучались многими известными физиологами. По мнению Е.Н. Малютина, В.Г. Ермолаева, Ю.Парова, во время фонации напрягаются не только мышцы гортани, но и легкие, мускулатура брюшного пресса, грудная клетка выдвигается вперед. Трубчатая носоглотка становится твердой, так как легкие ее раздувают, подавая туда воздух для звукообразования. Тонус дыхательной мускулатуры регулирует силу звука.

Вдох для начала звукопроизношения делается коротко, глубоко, потом следует небольшая пауза, на выдохе происходит фонация. Физиологическая респирация производится через нос. Речевая – через рот и нос.

От длины выдоха зависит продолжительность фразы. Речевой дыхательный цикл вдвое длиннее, чем физиологический. Во время фонации человек, в норме, делает до 10 вдохов в минуту и столько же выдохов. При физиологическом – до 20.

Объем выдыхаемого воздуха во время звукопроизношения составляет около 1500 см³, при физиологическом – 500 см³.

Особенностью речевого дыхания является то, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, членение фразы на смысловые единицы. Человек вдыхает воздух для продолжения монолога рефлекторно, но опираясь на внутренне ощущение законченности высказывания, делая паузы.

Таким образом, речевое дыхание – это условно рефлекторный, произвольный процесс. Его развитие идет параллельно с развитием речи.

Развитие речевого дыхания у детей

Неправильно развитое речевое дыхание мешает овладению техникой говорения. Ребенок говорит сбивчиво, глотает окончания, вдыхает во время фонации – это делает речь непонятной, скачкообразной. У него нет возможности произнести единую плавную лингвистическую конструкцию.

По этой причине, лечение различных логопедических проблем у дошкольников стоит начинать с развития правильной речевой респирации.

Коррекционная работа состоит из следующих этапов:

  1. Формирование вдоха и озвученного длительного выдоха.
  2. Постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно.
  3. Развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз
  4. Развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.

Перед логопедом, педагогом ставятся следующие задачи по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста:

  • Укрепить мышцы диафрагмы, артикуляционного аппарата.
  • Нормализовать звукопроизношение.
  • Научить контролировать процесс речи.
  • Добиться полного усвоения навыков правильного дыхания.
  • Увеличить количество произносимых на выдохе слов.

Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.

Рекомендации по проведению упражнений

Уроки по формированию навыков респирации должна проводиться по следующим правилам:

  • Проводите занятия в хорошо проветренном помещении
  • Проводите тренировку до еды за 30 минут – 1 час
  • Занимайтесь не менее 3 раз в день по 10 минут
  • Начинайте тренировки с одного упражнения, увеличивая нагрузку постепенно от одного урока до другого. Добавляйте не только новые тренажеры, но и увеличивайте время выполнения одного задания
  • Первый занятия можно проводить лежа.
  • Контролируйте вдох и выдох ладонью, положив ее на диафрагму.
  • Следите за глубиной дыхания, слишком глубокий вдох делать не рекомендуется. Плечи, шея должны оставаться статичными при вдохе.
  • Переходите к новым тренажерам только в том случае, если дошкольник усвоил предыдущие материал.
  • Не перенапрягайте ребенка. Старайтесь построить занятия дружелюбно, весело, заинтересуйте дошкольника.
  • Игры и упражнения на развитие речевого дыхания должны соответствовать возрасту ребенка.

Упражнения

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания следует отбирать соответственно этапу коррекционной работы.

На I этапе можно освоить следующие задания:

Шарик

Цель: натренировать силу вдох-выдоха.

Исходная позиция: стоя или сидя.

Как выполнять: дошкольник вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление нем. Повторить упражнение несколько раз.

Задуй свечку

Цель: научить вдыхать воздух глубоко, выдыхать ртом медленно, плавно.

ИП: сидя на стульчике.

Как выполнять: дошкольник набирает воздух в легкие через рот, потом складывает губы трубочкой и выдувает его обратно (задувает свечку). Выдох производится медленно и плавно.

После 3 -4 занятий, попросите ребенка проговаривать во время выдоха: “ФУ…..”

Используйте любые игрушки, раздаточные материалы для занятий по развитию речевого дыхания.

Трубач

Цель: обучения навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.

ИП: сидя за столом.

Выполнение: поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом, длинный выдох и трубить: “У-У-у…”. Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше всех будет дудеть.

Пение

Пропевание различных звуков, состоящих из 1, 2, 3 фонем с разной силой, высотой, тембром на выдохе. Например, для начала пойте только одну гласную, затем слоги: га, ма, ду, ро и т.д.

Экспериментируйте с интонацией, просите малышей петь жалобно, радостно, громко, тих, шепотом.

Обучение произношению небольших слов во время выдохе. Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, рок, слог и т.д. Затем короткие слова: мама, папа и т.д.
Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, скороговорки.

Самое важное – научить ребенка звукопроизношению на выдохе.

Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации самый сложный. Здесь дошкольник будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и лингвистические смысловые отрывки, делая вдох.

Как выполнять: делаем глубокий вдох через рот, выдох – начинаем рассказ. Произносим не менее 3 фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.

Дидактические игры для развития речевого дыхания особенно интересны детям дошкольного возраста. Их можно проводить в помещении и на прогулке. Привлекать для участия взрослых и большие группы детей.

Читать еще:  Игры и упражнения на развитие внимания

Вертушки

Цель: обучение звукопроизношению на выдохе.

Нарежьте небольшие полоски из бумаги. Разложите по столам. Попросите детей глубоко вдохнуть через нос, дуть на вертушки и сдувать их. Дуем без добора воздуха.

Горячий чай

Цель: формирование навыка длительного выдоха

Играем в группе, детям выдаются картонные заготовки в виде чашек с “паром”. Попросите детей подуть на чашки.

Воздушный футбол

Детям раздают трубочки и теннисные шарики. Малыши объединяются в пары и играют на футбольном поле, которое нарисовано на картоне, дуют на ширик из пластиковых трубочек небольшого диаметра. Цель – забить шарик в ворота противника.

Снежинки

Цель: обучение длительному продуктивному выдоху через рот.

Как выполнять: вырезать из бумаги снежинки, при помощи нитки привязать из на тесьму. Пусть ребята дуют на них, пытаясь сдуть снежинку как можно дальше.

Мыльные пузыри

Цель: активизация работы губных мышц, обучение длительному выдоху.

Дошкольник выдувает мыльные пузыри из разных рамок и трубочек. Чем уже проход для жидкости, тем больше усилий затратит дошкольник, тем сильнее напрягаются мышцы.

Комплекс упражнений на развитие речевого, физиологического дыхания полезно проводить с детьми с ОНР, ФФНР, ЗРР. Если ребенок приобрел необходимые навыки в ходе занятий, то не стоит забывать их повторять в качестве разминки или для отдыха голосовых связок.

Игры на развития речевого дыхания

Наталья Никулина
Игры на развития речевого дыхания

Игры на развитие речевого дыхания

В последнее время появилось много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха. Поэтому, развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушением речи.

Речевое дыхание — является основным источником энергии при образовании звуков речи. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, подчинен произнесению текста.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи.Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков: звуки произносятся в фазе выдоха.

Дыхательные упражнения нужны для усиления воздушной струи, развитию целенаправленности воздушной струи (дуть губами или на язычок, развитие длительности воздушной струи. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких, поэтому проводить игры надо в чистом проветренном помещении. Следить, чтобы у ребенка не кружилась голова. Как только голова закружится, сделайте перерыв, постепенно изо дня в день, увеличивая длительность.

Игры на развитие речевого дыханияможно условно разделить на три группы:

1. Игры на развитие силы воздушной струи.

2. Игры на развитие длительности воздушной струи.

3. Игры на развитие целенаправленности воздушной струи.

Игры на развитие силы воздушной струи

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:коробочки оформленные под времена года: зима – снег — пенопласт, весна – дерево с птичками, лето – бабочки, осень – осенние листики из бумаги; соломинки.

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: на деревянную шпажку прикрепить нарезанные из цветных пакетов или мешков для мусора полоски скрепленные между собой.

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: улитки и поля распечатанные на принтере и заламинированы

Игры на развитие длительности воздушной струи

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Оборудование: коробки из под конфет, внутри коробок конфетти; в шапке Деда Мороза просверлили отверстие для соломинки.

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Оборудование: распечатанные и обклеенные скотчем насекомые, прикрепленные к карандашам.

Игры на развитие целенаправленности воздушной струи

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Оборудование: коробка обклеенная самоклеющейся пленкой, ворота из пластиковых контейнеров, шарик для настольного тенниса.

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Оборудование: картинки «смешариков» приклеенные с двух сторон на пластиковый контейнер, шарики из выты или шарик для настольного тенниса.

Конечной целью тренировки речевого дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи, и как итог, является хорошей базой для постановки звуков.

Игры для развития речевого дыхания Для того, чтобы говорить в нормальном темпе, выразительно, красиво, фразами достаточной длины, нужно пользоваться полноценным речевым выдохом,.

Игры для развития речевого дыхания дыхания «Времена года» В наше время проблема развития речи дошкольников является одной из самых важных. Педагоги ежедневно работают над этим, используя различные.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Результативность (1)
  • Семинары-практикумы (3)
  • стендовый доклад (1)
  • КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (5)
  • СООБЩЕНИЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ (6)
  • МАСТЕР-КЛАССЫ (7)
  • КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ (2)

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Цель : Познакомить педагогов с играми и упражнениями на развитие плавного длинного речевого выдоха.Вызвать желание педагогов изготовить пособия по развитию речевого дыхания в свою группу.

Задачи:

-Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития длинного плавного речевого выдоха, через игры и упражнения.

-Вызвать у педагогов интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для развития длительного плавного выдоха.

Ход мастер – класса

Всем вам хорошо известно, что речь является одной из важнейших функций человека.

Как показывает опыт, и вы сами это замечаете, что дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе, или на остаточном выдохе. Конечно, всё это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построению плавного слитного речевого высказывания. Ведь качество речи её громкость плавность во многом зависит от речевого дыхания.

Читать еще:  Примеры развивающих игр для детей

Дыхание – это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.

Для того чтобы ребёнок лучше говорил его необходимо научить правильно дышать.

Дышать обязательно надо через нос, привычка дышать ртом очень плохо сказывается на организме ребёнка.

Успехов можно добиться, регулярно играя, при этом помня важные правила:

Щёки не надувать.

Плечи не поднимать.

Глубокий шумный, короткий вдох носом, пауза и плавный экономный выдох через рот (бесшумный).

Губы вытягивать вперёд трубочкой.

Существует другой вариант – широкий язык держать губами, дуть через щель, посередине языка.

Дуть пока не закончится весь воздух. Не допускать коротких доборов воздуха.

Самое главное следить за длительностью игр, чтобы не появилось головокружение. Такие игры необходимо ограничивать во времени.

Игра:«Горячий чай»
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.

Игра:«1,2,3 лети!»
Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на бабочку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Игра:«Прожорливые фрукты»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
В воротики, нужно задувать – вату или другие легкие предметы. Можно устраивать соревнования — кто больше попадёт (накормит фрукты). Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок.

Игра: «Сдуй снежинку»

Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.

Для этого необходимо улыбнуться положить широкий передний край на нижнюю губу, на кончик языка положить кусочек бумаги и как бы шлёпнуть верхней губой по языку произнося длинный звук «Ф» сдуть бумажку с языка.

Игра: «Дождик льет»

Цель:Развитие целенаправленного плавного слабого и сильного выдоха.

Тучку с дождинками поставить на уровне губ. По команде «дождик»-слабый плавный выдох.По команде «Ливень» — сильный плавный выдох.

Как только у ребёнка появляется плавная воздушная струя можно выполнять упражнения с участием голоса.

Эти упражнения помогут удлинить выдох через рот с одновременным произношением гласных звуков, а затем согласных звуков.

Вы молодцы, хорошо справились с заданиями. Скажите пожалуйста, изменилось ли у вас мнение о понимании проблемы, улучшились ли знания умения и навыки?

Что для вас сегодня было новым?

Что было интересным?

Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи детей.

Благодарю за внимание!

ФОТОМАТЕРИАЛ ПРИКРЕПЛЕН В АЛЬБОМЕ «Презентация игр и упражнений на развитие дыхания»

План итогового занятия по развитию речи в средней группе

Дети, в возрасте до 6-ти лет, познают мир через игру. Словарный запас, мышление, инициативность — это и многое другое дошкольники развивают во время общения со сверстниками в процессе игры. Воспитатель или родители могут помочь усовершенствовать технику общения, используя игры на развитие речевого дыхания.

Формирование речи детей в игровой деятельности

Набор слов, которыми владеет ребенок, складывается из того, что он слышит каждый день в своем окружении. Запомнив фразы и обороты, он использует их в обращенной речи к родителям с просьбой, или к товарищам с предложением. Учитывая эту особенность, развлечения по развитию речи воспитатели в подготовительной группе неявно планирую так, чтобы это выглядело как уже знакомая всем игра, но с добавлением новых обстоятельств.

Нехитрые инструменты для развития речевого дыхания

Такой прием позволяет воспитанникам чувствовать себя с одной стороны уверенно (игра знакома, нет повода для волнения), с другой — толкает на домысливание, использование свежих форм диалогов и адаптацию к незнакомым обстоятельствам.

На плавность речи, громкость голоса и интонацию главным образом влияет дыхание. Если ребенок не может рассчитать силу выдоха и объем воздуха, ему приходится прерывать длинную фразу, чтобы сделать новый вдох. Для тренировок навыка речевого дыхания существуют дидактические игры. Они представляют собой занятия, подаваемые в форме развлечения.

Дополнительная информация! Основная цель умной забавы — научить ребенка плавно, без рывков делать затяжной выдох, сложив губы трубочкой. Обязательно требуется следить затем, чтобы в момент выполнения упражнений щеки не раздувались и плечи не поднимались.

Игры на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками

Дидактические игры и несложные упражнения на развитие речевого дыхания несут важную функцию, но при этом не требуют специальных приспособлений. Смастерить игровой материал можно своими руками из доступных материалов:

  • зимой актуальна тема летящих снежинок. Используя это направление, достаточно вырезать из бумаги красивые снежинки и подвесить их на ниточках так, чтобы они оказались на уровне глаз детей. Удобно расположившись на стульчиках, дети по примеру воспитателя начинают тренировку по организации вьюги — плавно и долго дуют на снежинки, любуясь их танцем в воздухе.
  • весной и летом самое время поиграть в ветер, который шевелит кроны деревьев. В качестве реквизита подойдет карандаш с наклеенными на один его конец полосками бумаги так, чтобы композиция напоминало иву. Дети выступают в роли ветра, воспроизводя длительное холодное дыхание.
  • для ребят старших групп логопеды рекомендуют использовать теннисные шарики, которые нужно с помощью нерезкого выдоха заставить катиться определенное расстояние.
Читать еще:  Развивающие игры для 5 месячного ребенка

Очень полезны музыкальные игры на развитие дыхания. Даже при отсутствии какого-либо специального учебного материала можно самостоятельно создать все условия для веселой игры. Достаточно нарисовать на отдельных листах бумаги символически лица мальчиков и девочек, но у каждого персонажа должны быть по-своему сложены губы — зрительно должно быть ясно какой звук мог бы издать нарисованный ребенок:

  • губы узкой трубочкой — «у»;
  • губы широкой трубочкой — «о»;
  • рот, растянутый в улыбке — «и».

Задача взрослого — раздать карточки детям. Задача каждого ребенка — петь протяжно доставшийся на картинке звук, когда на него показывает волшебной палочкой педагог. Периодически можно создавать хор, когда по условному сигналу дети поют свои буквы все вместе.

Упражнение на распевание гласных

Роль логоритмики в развитии речевого дыхания

Применение логоритмики на уроках развития речевого дыхания дает немало положительных результатов:

  • развивается речевой ритм;
  • совершенствуется детская моторика;
  • вырабатывается темп речи;
  • используется речевая память;
  • вырабатывание параллельной связи между движением и словом.

Начинают занятия с простых маршировок. Воспитатель задает ритм шага и под него читает несложный стих, повторяя по кругу снова и снова. После нескольких повторений дети запоминают текст и проговаривают стихотворение самостоятельно, продолжая маршировать. Усложняя упражнение, детям дается задание проделать то же самое на пятках, на носочках, на внутренней или внешней стороне ступни.

Пальчиковая логоритмика затрагивает речевые центры в мозге, активирует их деятельность, что способствует формированию красивой речи. Среди популярных песенок, включающих игру пальчиков, можно выделить:

  • «Мы делили апельсин»;
  • «Сорока-сорока кашу варила»;
  • «Пальчик к пальчику подходит, друга он себе находит».

Занятия с участием пальчиков активно развивают мелкую моторику рук, помогают детям лучше освоить движения кистей, ловчее управлять захватом и повысить точность движений.

Игра с пальчиками

Развлечения по развитию речи в подготовительной группе

В педагогический план по самообразованию формирования речи детей включается игровая деятельность как основная. Через игру дети познают мир, учатся ухаживать за домашними животными, проживают самые разнообразные ситуации, принимают решения по преодолению возникших трудностей. Помимо обычного течения игры дети сами устанавливают правила и следуют им. Для полноценного развития речи требуется общение с большим количеством разнообразных персонажей, у каждого из которых свой уникальный словарный запас.

Когда в группе есть отстающие дети, воспитатели проводят несколько смешанных дней, объединяя детей разных возрастов и групп. Старшие, во время игры с младшими, непроизвольно делятся своим набором предложений и фраз, которые быстро усваиваются младшими ребятами, пополняя словарный запас и формируя богатую речь.

Большинство современных логопедов говорят о широком распространении ОНР — общего недоразвития речи у дошкольников. В первую очередь профессионалы это связывают с тем, что современная семья готова вручить ребенку современный гаджет вместо того, чтобы провести совместно вечер, беседуя об окружающем мире. С малых дет малыш привыкает к самостоятельному досугу, смотрит в экран и воспринимает здоровую игру на свежем воздухе как наказание.

Чтобы речь дошкольника развивалась, с ним нужно общаться, при этом обязательно обратить внимание на фразы, которыми взрослый обращается к ребенку. В семье со скудным словарным запасом сложно вырастить полиглота. Младшие всегда тянутся за старшими, стараются им подражать, анализируют поведение и принимают за эталон. Для обогащения детской речи обязательно нужно давать ему возможность играть с более взрослыми мальчиками и девочками, а также читать книги.

Чтение развивает фантазию, расширяет кругозор, оздоравливает испорченную речь. Читать важно разных авторов, разные жанры, стихи и прозу.

Обратите внимание! Чтение сказки на ночь не восполняет всей потребности ребенка в книгах! Зачастую оно ограничивается одной, уже выученной наизусть, историей, которая не способна развить речевые навыки ребенка. Читать книги необходимо в течение дня, знакомя каждый раз с новым произведением!

В дошкольных учреждениях много времени уделяется театрализованным сценкам. Итоговое занятие по развитию речи в средней группе часто основывается на сказочных постановках, где каждый ребенок играет роль отдельного персонажа. Театр помогает тренировать плавную речь, связывать слова в сложные предложения. Запоминая свои реплики, младшие дети стараются их воспроизвести с полной точностью.

Старшие же воспитанники могут видоизменять текст персонажа, передавая своими словами смысл. Театр, как средство формирования связной речи дошкольников, лучше любого открытого урока с презентациями позволяет выработать способность готовить длинные фразы без запинок, используя богатый набор слов.

Самые предприимчивые преподаватели обучают детей игре в КВН. Система шуток и забавного представления ситуаций не только поднимает настроение детей, но и вовлекает их в свободные монологи, обращенные к товарищам, помогающие избавиться от волнений и боязни выступать перед публикой. Веселая атмосфера раскрепощает, повышает важность общения.

Внимание! Чувство юмора — важнейшая составляющая часть интеллекта. Тренируясь в сочинении шуток, дети развивают стремительное мышление и обогащают речь.

Несложные дыхательные упражнения, доступные для домашнего использования, обязательно должны применяться в семьях даже с успевающими в развитии детьми. ФГОС не рекомендует проводить занятия на развитие речевого дыхания только для тех детей, которые имеют с этим затруднения.

Родители каждой семьи без исключения должны общаться как можно больше с ребенком, используя любую возможность в своем загруженном ритме — добираясь на спортивную секцию на транспорте не нужно молчать, гораздо полезнее смотреть в окно и описывать все, что попадается на глаза. В семье всегда есть место полезному общению.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector