221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие речевой моторики

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В данной картотеке представлены игры на развитие елкой моторики рук. Данные игры разделены по образовательным областям.

Скачать:

ВложениеРазмер
kartoteka_igr_na_razvitie.doc725 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории

Лоншакова Ирина Петровна

Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снижения напряжения и утомляемости. Используются традиционные физкультминутки в сочетании движений с речью. Благодаря этому речь детей, как бы ритмируется движениям, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Также проводятся физкультминутки, на которых дети выполняют упражнения с легкими пальцевыми движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем.

Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. С их помощью у детей развиваются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, умение ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «под», «над».

Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

Можно использовать следующие стихотворения:

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то взрослый помогает удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. Можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Выполнение фигурок из пальцев

При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными
образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Я в руке – флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик)

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты
(как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Когда дети освоят свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Например, такой рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

При хорошей фантазии можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без труда, чтобы занятия приносили им радость.

Упражнения без речевого сопровождения

Детям объясняется выполнение того или иного задания. Взрослый демонстрирует выполнение. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

«Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» – указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» – средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Корни деревьев» – кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

«Сова» – большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).

«Мышка» – указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу не прижимая к большому пальцу, — это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.

«Лошадка» – повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.

«Собака» – правая ладонь становится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. (У собаки острый носик. Есть и шейка, есть и хвостик.)

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой потешки:

Ты воды не носил,

Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.

Выполнение фигурок из палочек

Сначала необходимо познакомить детей с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стихи для того, чтобы у детей возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

При составлении фигурок из палочек можно предлагать следующие задания:

1. Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.

2. Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета.

3. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков).

4. Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигурку.

5. Самому придумать и сложить фигурку.

Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.

У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины.

У кубика много равных сторон.
Можно построить из кубиков дом.

Трапеция больше на крышу похожа.
Юбку рисуют трапецией тоже.
Взять треугольник и верх удалить
Трапецию можно и так получить.

Прямоугольник квадрата длиннее.
Фигура попроще, рисуем смелее.

Очки помогают книгу читать,
Писать, рисовать, готовить, вязать.

Звезды нам с небес сияют
Ночью путь нам освещают

Рыбка плавает в воде,
Плещется, играет.

На руке ребёнка с легкостью разместятся все герои театра, которыми он сможет манипулировать. Кроме того, во время игры взрослый может познакомить детей со сказкой, героями которой могут являться фигурки из пальчикового театра. При этом взрослые могут эмоционально передавать голосом интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т.п.)

Дети могут подражать героям сказки, изображая звуки («ква-ква», «пи-пи» и т.п.).

Игра «Доскажи словечко». Взрослый, рассказывая сказку, делает паузы, не договаривает предложение до конца, давая детям возможность «вставить» слово.

Игра «Найди ошибку». Взрослый сознательно допускает неточность в рассказе (меняет последовательность героев, путает их имена и т.п.).

Эти игры способствуют развитию памяти, внимательности и речи детей.

Давать детям роли героев, следует просить их не забывать о характерных особенностях персонажа (голос, движение). Это развивает у детей интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

Когда дети освоят все роли сказки, можно поиграть в кукольный театр. Для этого необходимо создать соответствующую атмосферу: сделать ширму, смастерить домик и оборудовать «зрительный зал». Для начала взрослый выступает в роли рассказчика, при этом дети могут просто следить за сюжетом и управлять фигурками. Затем необходимо попросить детей рассказывать сказку самостоятельно. Подобные представления способствуют развитию речи, внимательности, а также уверенности в себе, ощущению успеха и развитию личности каждого ребенка в целом.

От сюжетно ролевой игры необходимо постепенно переходить к режиссерской. Взрослый вместе с детьми, придумывает новые истории, поощряет детей за любое добавление к сюжету. При этом развивается воображение, речь становится образной и выразительной. Сначала дети придумывают простые сюжеты. Чем больше героев используют дети, тем выше уровень их воображения.

В процессе лепки у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, а также цветовое восприятие, воображение, творческие способности. Лепка способствует развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

На начальном этапе необходимо научить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина и налеплять их на доску для лепки или картон, катать шарики и колбаски, делать из них лепешки и колечки. Можно сделать угощения для любимой игрушки: шарики – ягодки, лепешки – печенье и т. п. Можно сделайте из пластилина шляпки на пальчики детей. Дети с удовольствием раскатывают пластилин скалочкой, режут пластмассовыми ножичками и делают фигурки с помощью формочек. Также можно предложить детям рисование пластилином, выкладывание по контуру различные изображения.

Рисование пластилином и пластилиновыми шариками. Дети обводят контур рисунка, катают маленькие шарики из пластилина и выкладывают по контуру и внутри рисунка. Это способствует выработки тактильной чувствительности, способствует развитию тонких дифференцированных движений.

Аппликация из салфеток

Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Коллективные работы, выполнение салфеточной аппликацией отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовольствие в виде готовой работы выполненной собственными руками.

В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезываются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются виде мозаики. Здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества.

Работа с ножницами

Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Постоянно проводимые упражнения: симметричное вырезывание, а также вырезывание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Дети из вырезанных фигурок могут составлять целые композиции – аппликации.

Игра «Сложи рисунок» – любимая практически всеми детьми игра. Во время игры развиваются мелкая моторика, наглядно-образное мышление, умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика.

Если на кубиках изображены ягоды и фрукты, дети закрепляют их названия, взрослый при этом может рассказать, где они растут и что из них можно приготовить. Это добавляет в активный словарь ребенка новые слова и понятия.

На дно коробочки можно положить рисунок-образец с изображением фрукта, а потом попросить ребенка найти нужную часть кубика и вложить в коробочку. В результате сборки из кубиков выходит рисунок, а ребёнок закрепляет понятия «часть и целое», учится работать по образцу.

Можно попросить ребенка сложить рисунок без использования картинки образца – здесь работают зрительное внимание, память. При этом попросить ребенка, собирая рисунок, комментировать свои действия (поставил кубик верхний правый, теперь нижний левый) развивая умение ориентироваться в пространстве.

Игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и мелкую моторику.

Раскрашивание твёрдыми карандашами, прорисовывание мелких деталей в рисунках, умение менять направление линии наилучшим образом влияет на мышцы руки, способствует их развитию.

Освоение навыков шнуровки помогает развивать мелкую моторику, глазомер, усидчивость, сенсомоторную координацию, гибкость кисти, раскованность движений, активизирует развитие речи, формирует познавательный интерес, любознательность.

Способствуют закреплению знаний цветового спектра, развивают и улучшают координацию движений, а также представления о цвете, размере.

Во время игры развиваются крупная моторика рук, ловкость, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи, развиваются зрительное и слуховое восприятие, внимательность и аккуратность, прививаются первые навыки труда.

Игры с пуговицами и бусинами

Нанизывание на нитку бусин, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин способствует развитию мелкой моторики, одновременно развивая сообразительность и закрепляя представление о цвете, размере.

Оригами знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу. формирует умение действовать в соответствии со словесной инструкцией, приобщает детей к мировой культуре, воспитывает у детей трудолюбие.

Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики

Упражнения и игры

на развитие мелкой моторики

Разминать пальцами пластилин, глину, соленое тесто.

Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.

Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку, заниматься бисероплетением.

Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, заводить механические игрушки ключиком.

Заниматься с мелким строительным материалом, конструктором.

Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы.

Рисовать по трафарету буквы, геометрические фигуры, штриховать.

Рисовать по точкам, пунктирным линиям.

Пришивание пуговицы иголкой.

Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на трени ровку руки и на аккуратность.

Руками имитируем соответствующие действия:

Мы капусту рубим! (2р.) — прямыми, напряжёнными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз.
— Мы капусту режем! (2р.) — энергичные движения прямыми ладонями вперёд-назад.
— Мы капусту солим! (2р.) — пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».
— Мы Капусту Жмём! (2р.)- энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно.
— Мы морковку Трём! (2 р.) — пальцы одной руки сжаты в кулак и со-вершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.

Замок

Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

-На двери висит замок. (Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.)
-Кто его открыть бы смог?
— Потянули! (Пальцы — в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.)
— Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе.)
— Постучали! (Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.)
И — открыли! (Расцепить пальцы.)

на развитие артикуляционной и мелкой моторики

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом.
Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Я предлагаю Вам специальные упражнения для развития артикуляционной моторки.

Упражнения на развитие артикуляционной моторики

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
Заборчик

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Чашечка
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Иголочка
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Горка
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
Трубочка
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Часики
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Змейка
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
Качели
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Развитие тонкой моторики рук имеет огромное значение для развития речи детей. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. В связи с этим пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие — может развиться нарушение письма. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития как устной, так и письменной речи.

Играйте со своим ребенком в пальчиковые игры, учите его закручивать гайки, закрывать и открывать ключом замок, зашнуровывать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы.

Я предлагаю Вам специальные игры и упражнения для развития мелкой моторки рук.

20 игр и упражнений по развитию речевой моторики у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

зам. директора по учебно-воспитательной работе

МОУ Архангельская СОШ Соловецких юнг

20 ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье излагаются вопросы коррекции речевой моторики у детей с ЗПР, имеющих различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы

Ключевые слова: речевая моторика, коррекция, игры и упражнения

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является коррекция речевых дефектов у детей с ЗПР, у которых отмечаются нарушения кинетической и киностетической организации двигательного акта в артикуляторной моторике, несформированность речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все выше изложенное и обуславливает необходимость изыскания наиболее совершенных нетрадиционных методов комплексной коррекции

Использование игровых упражнений в логопедической работе является важным компонентом по устранению речевых нарушений и определяется спецификой коррекции в условиях общеобразовательной школы. Одним из важнейших средств коррекционного обучения является игра. Большое влияние игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребенка включенного в нее определенной способности к коммуникации. Логопедическое воздействие располагает положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) помимо недостатков речи имеют различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. У них отмечаются нарушения речевой и тонкой моторики, а также снижение внимания и общей работоспособности. Дефекты речевой моторики выражаются по — разному: в ограничении подвижности языка, губ и челюсти, задержкой переключения с одного артикуляционного уклада на другой, гипо — или гиперкинезом мышц. Эти нарушения сказываются на фонетической стороне речи, а в некоторых случаях приводят к недоразвитию фонематических процессов, в результате чего дети испытывают значительные трудности в обучении письму и чтению.

Основываясь на собственном опыте, мы полагаем, что игровые приемы и упражнения должны максимально использоваться на всех этапах формирования речи у младших школьников с ЗПР. Далее приводятся примеры упражнений и игр, которые возможно использовать в практической деятельности логопеда, учителя, воспитателя, родителей.

Упражнения на развитие речевой моторики

1. “Трубочка”. Ребенок вытягивает губы трубочкой вперед, а затем растягивает их в улыбке. Это упражнение выполняется с одновременным вытягиванием рук вперед, когда ребенок делает “трубочку” и приведением ладоней к плечам во время выполнения “улыбки”.

2. “Птенчики”. Рот открывается так – чтобы тянулисъ уголки, а затем плотно закрывается. Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, разжимать и сжимать кулаки, одновременно открывая и закрывая рот, и наоборот, сжимая кулак, открывать рот. Удерживать рот открытым (2-3 сек.), согласовывая это с движением рук.

3. “Качели”. Ребенок изображает движение качелей: поднимает вверх язык, опускает его вниз; то же с одновременным движением рук сначала в ту же, что и язык, а затем в противоположную ему сторону. Те же движения языка сочетать с движениями глаз.

4. “Часы”. Движение языка к уголкам рта направо и налево, то же с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что и язык, а затем в противоположную ему сторону. Сочетать движения языка с движениями глаз.

5. “Жало змеи”. Ребенок изображает языком жало змеи, резко выкидывая вперед с силой (до боли). Затем одновременно с языком жало змеи имитируют руки (согнутые в локтях руки выбрасываются вперед и возвращаются в исходное положение). Затем руки и язык двигаются разнонаправлено.

6 “Танцы головой” Перед зеркалом вместе с ребенком выполняются движения шеей, головой, частями лица. Включить музыку попеременно быструю и медленную, протяжную.

7 “Хомяк” Ребенок изображает хомяка, который идет по лесу. Вот какой сытый (облизаться, надуть щеки, развести руки), а такой – голодный (втянуть щеки, пощелкать зубами, обнять себя) Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать щеки в такт с руками). Влез в узкую норку и выплюнул зерно (бить кулачками по надутым щекам, с силой и шумом выдуть).

8 “Обезьянка”. Ребенок изображает обезьянку, которая гримасничает перед зеркалом:

а) двигает нижней челюстью вперед-назад; то же – одновременным движением рук вперед-назад затем руки и челюсть двигаются разнонаправлено,

б) двигает челюсть вправо-влево; то же — с перемещением рук в ту же сторону, что и челюсть; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны.

9 “Колечки” – соединить поочередно с большим пальцем каждый пальчик.

10 “Очки” – образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединяя их у глаз.

11 Гнездо, миска – пальцы слегка согнуть и приложить друг к другу.

12 “Осы”- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им (“оса”). То же левой рукой, обеими руками.

13. “Бабочка” – ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе.

14. “Замок” – Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты. С одновременным произнесением слов распрямляем пальцы и вновь сжимаем в “замок”.

15. “Паук” – пальцы сомкнуты, медленно передвигаются по столу.

16. “Кошка” – средний и безымянный пальцы правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх.

17. Стол – правую руку согнуть в кулак на нее сверху положить горизонтально левую руку.

18. Стул – правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.

19. “Солнечные лучи” – скрестить пальцы обеих рук, поднять руки вверх, растопырить пальцы.

20. “Лиса и заяц”- лиса крадется (все пальцы медленно шагают по столу), зайчик бежит – пальцы бегут по столу.

Таким образом, успех в работе с детьми во многом определяется содружеством логопеда, учителя, воспитателей и родителей. Игровые приемы снимают у учащихся излишнее напряжение и незаметно подготавливают их к выполнению последующих заданий по нормализации речевых расстройств.

1. Глухов игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников //Дефектология. – 1993. — № 4. – С. 37-43

2. Говорин диагностика и коррекция экологически обусловленных задержек психического развития: Методические рекомендации. Чита: ИИЦ ЧГМА, 2010. – 42 с

3. , Коноваленко , пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М.:Изд-во. ГНОМ и Д. – 16 с.

4. Киселева деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? /Дефектология. – 2007. № 3. – С. 3-13

5. Федотова игры в формировании пространственных представлений у младших школьников с задержкой психического развития //Науч-практ. конф. “Коррекционно-развивающее обучение опыт, проблемы, перспективы”: Тез. докл. Архангельск. – 1998. – С. 97-98

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»

Лариса Никошина
Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»

Давным-давно известно, что «Ум находится на кончиках пальцев» (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Увлекаюсь изготовлением дидактических игр для занятий с детьми с речевыми нарушениями. Каждый раз, задумывая новую игру, я стараюсь совместить несколько задач, которые будут решаться с помощью этой игры. Как-то раз, подбирая нужную мне книгу в магазине, увидела игру, идея которой мне очень понравилась. Но мне захотелось изготовить подобную игру с такими заданиями, выполняя которые, дети закрепляли бы знания, полученные на фронтальных занятиях. Другими словами, моя новая игра должна успешно решать задачи, начиная с обогащения словаря, закрепления правильного звукопроизношения, заканчивая связным высказыванием. Помимо этого, конечно любая логопедическая игра косвенно или напрямую способствует развитиюпсихических процессов: внимания, памяти, мышления. А то что эта игра основана на принципе «Подбери пару» с помощью наматывания шнурков — это ещё развивает и мелкую моторику, и двигательную, зрительную память,а также координацию. В общем не игра — а кладезь. Игры представляют из себя картонную карточку прямоугольной формы с семью прорезями с каждой стороны. На карточке с двух сторон напротив каждой прорези расположена картинка. Сверху продет шнурок. Надо соединять шнуруя пары предметов, подходящих друг к другу по заданию. Теперь расскажу о том, какие игры у меня получились.

Я задумывала игры на решение задач коррекционного обучения, стоящих в рабочей программе. Например, решая задачу уточнение, расширение и обогащение лексического запаса детей с ОНР, я изготовила игры-мотайки по лексическим темам (Огород, овощи; Сад, фрукты. ; Лес, деревья; Домашние животные; Дикие животные; Профессии и др.). Так по теме «Домашние животные» игра «Помоги детёнышам животных найти своих мам»

Эта игра также решает задачи развития грамматического строя речи — употребление существительных в различных падежах («Соединю поросёнка со свиньёй», или «У мамы курицы маленький цыплёнок»). Здесь же решаются задачи по развитию связной речи. Ещё одна игра по теме «Профессии». «Подбери пары предметов по профессиям» («Я соединяю кастрюлю с половником и фартук -это нужно доя повара», «Тельняшка подходит к якорю — это предметы для моряка» и т. п.) по

Следующая игра решает задачу образование относительных прилагательных. «Что из чего приготовили. Назови какое». («Из пшеницы получается хлеб — это пшеничный хлеб», «Из вишни сварили варенье — получилось вишнёвое варенье» и т. п.)

Игра «Подбери схему к слову» решает задачу развития фонематического слуха, навыков звукового анализа.

Детям предлагается рассмотреть картинки, назвать их. Рассмотреть справа звуковые схемы слов. Затем соединить подходящую схему и картинку слова шнурком. Ребёнку можно предложить объяснить, почему он соединил именно эту пару картинок (звуковой разбор слова). Картинки для могут подбираться логопедом по уровню сложности. И ещё одна игра на развитие у детей навыков чтения. «Соедини картинку и слово».

Вот такие интересные многофункциональные игры получаются. По этому принципу можно придумать ещё много аналогичных игр. Необходимы желание, фантазия, профессионализм и, конечно, любовь к детям и желание помочь решать речевые проблемы в интересной игровой форме.

Дидактические и развивающие игры для развития мелкой моторики руки во второй младшей группе В младшем дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Понятие «мелкая моторика» обозначает точные.

Дидактические игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Истоки способностей и дарований детей Находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский. Основной целью представленных игр является развитие.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук и координации речи с движением «На самолете» (р/у) Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши 5 раз) Будем острова искать (посмотреть из-под ладони) В самолете мы летим,.

Дидактические игры для развития мелкой моторики рук «Покорми пчелку», «Игра с пуговицами» Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, занятия должны быть регулярными. Существуют игрушки для развития детской мелкой.

Дидактические игры для развития мелкой моторики руки дошкольников Уважаемые коллеги! Хочу Вам предоставить дидактические игры для развития мелкой моторики руки дошкольников. «Веселые скрепки» Цель: содействовать.

Дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики рук Одно из ведущих направлений моей методической работы — развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Для обогащения.

Консультация для родителей «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики» Консультация для родителей «Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики» Речь — одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения.

Проект по развитию мелкой моторики для детей младшей группы. «Тренируем руки — развиваем речь» Актуальность выбранной темы: Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены.

Игры для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. Необходимо знать,что развитие мелкой моторики рук важно не только для.

Читать еще:  Игрушки для девочки 8 месяцев развивающие
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector