221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие речи 4 5 лет

Игры и упражнения к занятиям по развитию речи для детей 4-5 лет на тему:

Игры и упражнения к занятиям по развитию речи для детей 4-5 лет на тему:

1. Кто или что это?

Цель: Развивать речь или расширять представления об окружающем мире.

Детям даются картинки с изображением животных ( домашних и диких)

Какие животные живут с человеком?

2.» Лишняя картинка»

Цель: Развивать логическое мышление, речь.

Показаны несколько картинок(дикие и домашние животные) Задание: Найди лишнюю.

Задаётся вопрос, почему одна лишняя?

3. «Кто бывает такого цвета?»

Цель: Расширять словарный запас.

Детям предлагается вспомнить, какого цвета то или иное животное и назвать его.

Цель: Развивать логическое мышление, воображение, речь.

Предлагается предложенному определению подобрать предмет — название животного.

Быстрый как. маленький как. пушистый как..верный как.

5.» Кто где живёт?»

Цель: Расширять представления об окружающем мире.

Подбираются игрушки- животные и картинки- дома животных. Надо поставить игрушку около её домика.

6. Работа по сюжетным картинкам Т.А Воробьёвой способствует формированию правильной, грамотной речи.

Вопросы по картине, отвечая на которые, ребёнок составляет предложения:

1). Что делает кошка?( Кошка спит)

2). Это дикое животное или домашний питомец?

( Кошка — домашний питомец.)

3).Какая бывает кошка? (Кошка пушистая, чёрная и т.д)

4).Как хозяйка заботится о своей кошке?

( Девочка кормит свою кошку.)

Рассмотрите картинки, на которых изображено, что делает девочка. По порядку разложите картинки, объясните свой выбор.

Наливает в блюдце молоко , закрывает холодильник , открывает холодильник , убирает пакет молока , достаёт пакет молока .

Рассмотрите картинки, на которых изображено, что делает кошка. По порядку разложите картинки, объясните свой выбор.

Кошка подходит к блюдцу и мяукает , спит , лакает молоко .

Когда кошка довольно урчит и мурлыкает?

(Когда девочка гладит кошку, она урчит и мурлыкает).

Подумайте, какая бывает кошка, когда она сытая и довольная? ( Она весёлая, ласковая игривая)

Придумайте, что было дальше, чего не нарисовал художник и расскажите

Кошка попила молока и.

Девочка решила поиграть с кошкой в.

7. «Угадай, кто у меня на картинке»

Один ребёнок держит картинку и описывает, как выглядит животное на ней, что оно любит, не называя. Остальные дети должны по описанию догадаться, кто на картинке.

Цель: Развивать речь, учить различать характерные и второстепенные признаки предметов, развивать воображение.

8. Игра» Найди пару»

Игра способствует развитию памяти, внимания.

Детям даются картинки домашние животные и детёныши вперемешку. Надо разложить их парами: животное и детёныш, назвать их.

9. «Расскажи и покажи».

Игра способствует развитию воображения, речи и моторики рук, памяти.

Читая стихотворение, показывать жестами то, о чём говорится в тексте. Ребёнок повторяет движения за взрослым.

10. » Строим слова»

Игра помогает развивать фонематический слух, мелкую моторику рук. Помогает научить детей различать слова в предложениях.

Называя каждое слово стихотворения, ребёнок берёт кубик и постепенно выкладывает башню.

11.»Запомни и повтори»

Один игрок называет слово. Следующий игрок повторяет сказанное и называет своё слово. Игра проводится с целью вспомнить домашних животных и их детёнышей. Способствует развитию памяти.

12. Игра «Горячо- холодно» поможет научиться употреблять в речи существительные в родительном падеже, понимать слова с противоположным значением, употреблять слова в сравнительной степени.

Ведущий прячет игрушку, а дети ищут. Если ребёнок ближе подходит к спрятанному, то ведущий говорит:» Теплее, ещё теплее, горячо»

Если ребёнок дальше отходит от спрятанной игрушки, то ведущий говорит: «Холодно, холоднее»

Найдя игрушку, ребёнок говорит: «Я нашел (жеребёнка, козлёнка, ягнёнка т .д.)

13. Действуя с игрушками из разных материалов , смотреть, какие игрушки плавают, какие — тонут. Дети употребляют в речи слова тяжёлый, лёгкий, плавают, тонут. В игре знакомятся с антонимами.

14.» Угадай по контуру».

Дети по нарисованным друг на друге контурам животных угадывают их и называют.

Игра развивает внимание, воображение память.

Речевые игры для детей 4-5 лет, упражнения, задания, картинки

Уровень развития речи и познавательных способностей дошкольников в возрасте 4-5 лет уже достаточно высокий: дети активно общаются, обладают обширным словарным запасом, которым могут оперировать в любой ситуации, спокойно описывают разнообразные предметы, а из их речи исчезают явные дефекты. Если этого не происходит, то вероятность постановки диагноза ЗРР (задержка развития речи) увеличивается в несколько раз. Обследование у профильных специалистов поможет установить причину задержки и направить родителей по правильному пути. В этом возрасте проблема ещё не является критической и может быть устранена при грамотном совмещении лечения (если это необходимо), занятий по развитию речи с логопедом-дефектологом и занятий с участием родителей дома.

Нормы развития речи в возрасте 4-5 лет

Для того, чтобы вовремя определить проблемы с развитием речи, необходимо ориентироваться в том, что должен уметь малыш, и лишь после этого «бить тревогу», обращаясь к логопедам и дефектологам.
Согласно нормам речевого развития детей от 4 до 5 лет, в данном возрасте ребенок должен уметь:

  • говорить таким образом, чтобы его понимали все окружающие, а не только самые близкие;
  • спокойно оперировать своим словарным запасом (минимум в 3000 слов);
    строить логические предложения из 6-8 фраз;
  • понимать разницу между людьми, животными и неодушевленными предметами, знать их особенности и отличительные черты (животные не могут говорить, у собаки четыре лапы, кошка мяукает и др.);
  • уметь находить предмет, ориентируясь только на его описание (например, мяч – круглый, синий, прыгучий) и сам составлять описания предметов;
  • понимать значения предлогов и правильно вставлять их в предложения;
  • иметь понятие о разных профессиях, кто и чем занимается (учительница – учит детей, кондитер – печет торты и др.);
  • уметь поддерживать беседу на понятные ему темы, задавать уместные вопросы и отвечать на поставленные ему вопросы;
  • без затруднений пересказывать услышанные рассказы, сказки, занимательные истории;
  • знать наизусть несложные стишки, потешки, скороговорки для детей;
    без подсказок называть свои имя и фамилию, знать свой возраст и адрес проживания;
  • уметь отвечать на вопросы о своем времяпровождении (где был, что кушал на завтрак, кого встретил по дороге в детский сад и др.).

Диагностика ЗЗР

Диагностика ЗЗР включает в себя проверку таких показателей:
произношение звуков;

  • звуко-слоговая структура слова;
  • фонетическую восприимчивость;
  • возможности фонематического анализа синтеза;
  • состояние лексики и грамматического строя импрессивной, экспрессивной и связной речи.

На основании данных проверки логопедом составляется диагностическая карта с описанием особенностей развития речи малыша, на основании которых делается заключение и озвучиваются рекомендации касательно занятий по развитию речи.

Дидактические игры

Дидактические игры на развитие речи для детей 4-5 лет бывают разнообразными, рассмотрим самые популярные.

Эта игра позволяет правильно произносить и запоминать слова в которых много складов, а также активно развивать слуховое внимание. Например, ребенку показывают карточку слоненка и говорят: у него есть хобот (правда), он быстро бегает (неправда), он тяжелый (правда). Кроме названных характеристик, малышу предлагают самому назвать ещё несколько.

  • Так может быть или нет

Благодаря этой игре дети учатся замечать непоследовательности и активно развивают свое логическое мышление. В отдельных предложениях или небольших историях необходимо определить то, чего не может быть. Например: «Наступила осень и на деревьях начали появляться первые зеленые листики».

Благодаря стихам и описательным рассказам можно очень легко научиться определять время года.

Для загаданного взрослым слова необходимо правильно подобрать определение. Например: «Солнышко – желтое, горячее, круглое», «Снег – белый, мокрый, холодный», «Шапка – новая, синяя, теплая».

Самостоятельное описание предметов и отгадывание описанного взрослым позволяет развивать внимание и память, учиться правильно описывать предметы и угадывать их по признакам.

Ребенку предлагается рассказать, что может быть, например, голубым – небо, море, глаза у мамы, или высоким – забор, дом, дерево. Такие занятия помогают не только развивать внимание, а и вырабатывать умение классифицировать предметы по разным признакам: форме, цвету и др.

Читать еще:  Развивающие игры с ребенком 2 года дома

На рассмотрение ребенка предлагаются картинки, на которых изображены разные действия (например, идет снег). Необходимо определить, когда это происходит (правильный ответ – зимой).

Большинство дидактических игр используется воспитателями в детском саду согласно действующим Федеральным государственным образовательным стандартам, которые направлены на активное развитие речи детей дошкольного возраста. С полным перечнем всевозможных дидактических игр и разнообразных упражнений (с детальными инструкциями) можно ознакомиться в Программах развития речи и познавательных способностей для детей 4-5 лет разных авторов (Карпова С.И, Мамаева В.В, Ушакова О.С.).

Упражнения и задания

Основными упражнениями и заданиями, которыми ежедневно необходимо заниматься дома, для активного развития связной речи, являются:

Артикуляционная гимнастика

  • Съешь варенье. Необходимо представить, что после съеденного пирожка на губах осталось варенье, которое нужно облизать. Языком плавно слизываем варенье с нижней и верхней губы.
  • Язык-лопата. Необходимо представить, что язык – это лопата, которая должна пролежать на подставке (нижней губе) как можно дольше. Вытягиваем язык, располагая его на нижней губе, и удерживаем в данном положении в течение 10-15 секунд.

  • Язык-иголка. Необходимо представить, что язык – это тонкая иголка, которую нужно удержать навесу. Вытягиваем язык, пытаясь сделать его узким, и пытаемся удержать в течение 10-15 секунд.

  • Я лошадка. Малышу необходимо представить себя лошадкой, которая стучит копытцем и цокает языком. Топаем правой и левой ножкой по очереди, цокая при этом язычком.

Данные упражнения лучше всего делать не больше 5-7минут и повторять по 2 раза на день.

Веселее выполнять артикуляционную гимнастику с детьми, рассматривая картинки и читая стишки.

Пальчиковые игры

  • Кошечка. Обе ладошки сжаты в кулачки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно выпрямить пальчики на обеих ручках, плотно прижимая к столу. Упражнение необходимо повторять 4-5 раз. После нескольких занятий задачу можно усложнить: сначала выпрямляются пальчики на одной руке, потом они сжимаются, а на второй выпрямляются.

  • Угостим кошечку молоком. Ладони, словно вычерпывают молоко.

  • Зайчик. Пальцы имитируют уши зайки, пальчики бегут по столу, сжимаются в кулак, кулачок в кулачке.

  • Собачка. Указательным палец показывает хвост собачки, пальцы сжимаются в кулачок, большой палец поднимается вверх, пальчики убегают.

Использование пальчиковых игр с параллельным разучиваем стишков может показать достаточно хорошие результаты, так как существует сильная взаимосвязь между человеческой рукой и речевым центром мозга. Малыш легко и более эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит её в будущем.

Логоритмика

Логоритмика – это одновременное чтение стихов, сопровождаемое определенным набором движений на фоне тематической музыки. Изначально взрослый показывает все на своем примере, после чего малышу предлагается повторить только что увиденное.

Оптимальным временем для выполнения данного задания является вторая половина дня, регулярность занятий – через 1-2 дня.

Особое место в занятиях по развитию речи отводиться мультикам, которые дети так любят. Существуют специально-разработанные мультфильмы, направленные на закрепление букв азбуки, изучение цветов, обучение счёту и речевое развитие.

Выбор мультиков остается за родителями, но обязательным условием является его универсальность (и для мальчиков и для девочек), наличие положительных персонажей, высокое качество видео и звука.

Скороговорки

Скороговорки для детей представляют собой небольшие рифмованные фразы, зачастую с определенным сюжетом. Благодаря занятиям по скороговоркам эффективно вырабатывается четкость речи и пополняется словарный запас.
Различают следующие виды скороговорок, которые используются во время занятий по развитию речи:

  • Содержащие звук [Л]: «У ёЛки игоЛки коЛки, игоЛки коЛки у ёЛки» и др.
  • Содержащие звуки [З], [Ж], [С], [Ш]: «Шесть мыШат в камыШах ШурШат» и др.
  • Содержащие звук [Р]: «Идут бобРы в сыРы боРы. БобРы добРы, добРы бобРы» и др.
  • Содержащие звуки [З]и [ЗЬ]: «Зоиного Зайку все Зовут ЗаЗнайка» и др.

Правильно-подобранные скороговорки для развития речи при условии регулярных занятий способны значительно улучшить дикцию и выработать грамотную речь.

Если вовремя и со всей серьезностью не подойти к устранению проблемы развития речи детей, то в ближайшем будущем у них могут возникнуть трудности в обучении в школе и в общении с одноклассниками (из-за неправильного произношения звуков). Это чревато возникновением насмешек, снижением самооценки малыша, исчезновение желания к обучению и общению с окружающими. Поэтому развитие речи детей в возрасте 4-5 лет должно стать приоритетной задачей самих родителей, которые активно могут заниматься со своими детьми дома, в игровой форме.

Дидактические игры на формирование грамматического строя речи

Развивать речь ребёнка важно, но далеко не все понимают, как это делать. Лучшие помощники в этом деле — игры для развития речи детей 4-5 лет. Они интересны, поэтому, легче запоминается весь материал.

Задания по развитию речи для детей 4-5 лет

Ниже представлены несколько вариантов таких заданий.

«Какое слово лишнее и почему?»

Цель игры — развитие слухового внимания и слуховой памяти, логического мышления. Игра также поможет автоматизировать навык речи. В некоторых случаях применяется для лечения заикания. В таком случае прибавляется рука для более плавной речи.

Логопед произносит четыре слова. Чадо их повторяет и говорит, какое слово лишнее. Затем он объясняет, почему выбрал именно это слово.

Например: стул, стол, диван, дерево. Лишнее слово- дерево, потому что всё остальное называет мебель, а дерево- растение.

Задания по развитию речи для детей 4-5 лет

«Скажи по-другому (учим синонимы)»

Это игра с мячом. Она развивает память, скорость мышления, логику. Воспитатель называет слово, кидает ребёнку мяч. Малыш должен поймать и придумать слово- синоним. Слова могут быть такими:

  • Высотный (дом),
  • Охранять (природу),
  • Ехать,
  • Знаменитый (человек).

Сами слова лучше всего произносить в словосочетаниях. Так ребёнок сможет лучше понять смысл слова.

Есть и второй вариант. В нём нужно назвать антоним того слова, которое слышит.

Вообще эта игра может видоизменяться по-разному. Например, воспитатель может ничего не говорить этому ребёнку. Малыш может увидеть или услышать какой- то предмет, загадать его и назвать его синоним или антоним — зависит от конкретного задания.

«Я начну говорить, а ты закончи»

У этой игры также может быть много вариаций: дополнять буквы или слоги, чтобы получились слова, а можно придумывать слова, чтобы получились предложение. Главное умение, которое развивает эта игра, — думать логично. Например:

  • «Летом трава зелёная, а осенью……(жёлтая)».
  • «Дорога широкая, а дорожка…..(узкая)».

Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают на них

Чтобы развить речь, нужно общаться. Но в условиях, когда родители постоянно работают, часто это делать сложно. В этом помогает детский сад (ДОУ). Воспитатели общаются с детьми и учат их общаться с другими. Но как спровоцировать их на разговор? Могут помочь мастер-классы по общению. Это также можно сделать с помощью вопросов.

Но и тут существует несколько правил:

  • Легче всего общение проходит по теме того, что происходит вокруг. Например, если малыш играет с игрушками, его можно спросить, какого они цвета, размера, формы и т. д.
  • Вопросы должны быть чёткие, конкретные и лаконичные. Детская психика просто не воспринимает слишком длинные вопросы. Внимание моментально переключается на что-то более интересное и понятное.
  • В вопросах лучше придерживаться одной темы. Например, если воспитатель спрашивает об одной игрушке, а потом переходит на вопрос о родителях, ребёнок может просто неправильно его понять. Если уже начали говорить об игрушках — тему надо продолжить.

Детская речь ещё недостаточно понятна. Её развитие, безусловно, очень важно. И не стоит им пренебрегать, даже если кажется, что у ребёнка всё хорошо. Чем лучше у дошкольника развито умение общаться, тем лучше пройдут процессы адаптации и социализации в школе. Эта задача ложится на плечи воспитателей.

Игры для развития речи для детей 4-5 лет

Многие задаются вопросом, как развить речь у детей. Это проще всего сделать с помощью специальных игр. Ведь только так дети воспринимают окружающий мир.

Читать еще:  Развивающие игрушки для ребенка 2 года

Отталкиваемся от норм речевого развития детей 4-5 лет

Для точного определения проблем с развитием речи у малыша надо знать, что он уже должен делать в четыре или пять лет. Только при несоответствии нормам стоит обращаться к таким врачам, как логопеды и дефектологи. В ином случае первый класс может оказаться слишком сложным для ребёнка.

Важно! Во многих школах с детьми проводят «собеседования». Если речь ребёнка будет непонятная, непоследовательная или бессмысленная, родителей могут попросить оставить ребёнка в саду ещё на год.

В этом возрасте дети должны научиться некоторым вещам:

  • Разговаривать так, чтобы его понимала не только семья, но и все окружающие.
  • Достаточно свободно распоряжаться своим лексическим запасом и составлять логичные предложения более чем из 6 фраз.
  • Понимать и описывать разницу между одушевлёнными и неодушевлёнными.
  • Описывать предметы и находить их в соответствии с описанием.
  • Понимать, для чего нужны предлоги и уметь правильно ими пользоваться.

  • Знать различные профессии и понимать, чем они занимаются.
  • Знать, как поддержать беседу и задавать уместные вопросы по теме.
  • Пересказывать сказки, рассказы и различные истории. Выделять в них основной смысл.
  • Произносить своё имя, фамилию, возраст и адрес проживания.
  • Знать наизусть короткие стишки или же частушки.
  • Уметь отвечать на простые вопросы о своей жизни (где был, кого видел, что ел и т. д.)

У тех детей, которые не овладели этими умениями, диагностируется ЗРР — задержка речевого развития.

Чтобы поставить этот диагноз, проводится несколько проверок, включающих в себя такие аспекты:

  • Звуко-слоговой состав слова.
  • Восприимчивость к звукам.
  • Состояние лексики и грамматического строя разных видов эмоциональной речи.

На основании такой проверки и озвучиваются рекомендации для развития речи. Если ЗРР не стоит, но ребёнок не может делать что-то из вышеперечисленного, ему могут помочь различные дидактические игры по формированию грамматического строя речи.

Примеры из картотеки дидактических игр:

  • «Найди ошибку». Ребёнку показывают картинку с тигром. Старший говорит, что тигр бежит, тигр ест, тигр лежит, тигр пьёт и т. д. Ребёнок должен назвать правильное действие. Благодаря такой игре дети учатся правильно произносить слова и развивать слуховое внимание.

  • «Может быть или нет». Ребёнку показывается картинка с деревом, на котором всё изображено неправильно. Родитель спрашивает, может ли паук висеть на дереве или может ли дерево осенью быть зелёным. Малыш должен дать правильный ответ. Эта игра помогает развивать детскую логику.
  • «Времена года». Мама описывает ребёнку какое-то время года, а он должен правильно его назвать. Эта игра развивает память, логику, слуховое внимание и произношение.
  • «Какой? Какая? Какие?» Ребёнку показывается любой предмет в комнате. Нужно описать его форму, цвет, местоположение. Игру можно и усложнить. Ребёнок смотрит на какую-то вещь 15 секунд, затем отворачивается и наизусть описывает её. Такая игра развивает память, зрительное восприятие.

  • Описание предмета. Ребёнку предлагается определенная характеристика. Нужно описать, какие предметы могут соответствовать ей. Это занятие помогает выработать умение классифицировать предметы по каким-либо признакам.
  • Когда? Называется типичное действие для какого-то времени года. Например, катание на лыжах. Малыш должен сказать, в какое время года это делают. Также можно перевернуть игру и спросить, что делают зимой. Игра развивает память, умение классифицировать действия.

Большинство дидактических игр используются воспитателями в детских садах. Согласно современному ФГОСу, именно они должны развивать речь дошкольников.

Важно! Однако не стоит надеяться только на них. Невозможно что-то развить, если не делать это постоянно. А ведь воспитатель не может быть всегда с одним ребёнком. Поэтому, родители тоже должны проводить подобные игры дома.

Игры на формирование грамматического строя речи в старшей группе

Особенность игр на формирование грамматического строя речи в старшей и средней группе заключается в том, что они направлены не на увеличение лексикона ребёнка, а на умение строить грамматически правильные предложения. Таких игр очень много, вот несколько из них:

  • «Подбери признак». Цель — уметь согласовывать существительные и прилагательные. Воспитатель называет слово и задаёт вопросы: «какой? какая? какие? какое?». Ребёнок отвечает. Например: дерево какое? Зелёное, высокое. Блузка какая? Белая, красивая, новая.
  • «Ласковое название». Целью можно назвать умение составлять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Например, Маша — Машенька, мама — мамочка, белый заяц — беленький зайчик, серый волк — серенький волчонок. Начинать стоит с простых слов, а уже потом приступать к словосочетаниям.

Игры на развитие речевого дыхания во 2-ой младшей группе

Многие считают, что развитие речевого дыхания бесполезно. Но это не так. Именно оно позволяет говорить плавно, а не прерываться после каждого слога. Но далеко не все рождаются с развитым умением. Поэтому, воспитатели в детских садах стараются его развить у своих воспитанников. Для этого есть специальные игры. Вот некоторые из них:

  • «Качели». Это упражнение развивает плавный, спокойный, длинный дыхательный выдох. Также оно укрепляет физиологическое дыхание у детей. Лежащему ребёнку кладут на живот в области диафрагмы плюшевую игрушку. Вдыхает и выдыхает ребёнок через нос, как обычно. Воспитатель произносит стих: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись.
  • «Сердитый ёжик». Нужно встать и представив, как ёжик сворачивается в клубок в опасности. Затем нужно наклониться и в таком состоянии громко произнести «Ффф».

Таким образом, развитие речи ребёнка очень важно для его будущей жизни. Для этого нужно с помощью специальных игр заниматься с ребёнком. В ином случае, у ребёнка может развиваться ЗРР, что может негативно сказаться на его общении с окружающими.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Игры на развитие речи у детей 4-5 лет

Развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста в домашних условиях

Хотите, чтобы ребенок грамотно говорил, — тренируйте его. Здесь вам поможет чтение и, конечно, игры. Чем чаще вы будете заниматься с ребенком, тем более развитой и сложной будет становиться его речь.

В раннем возрасте важно развивать мышцы артикуляционно-речевого аппарата, фонематический слух, активно пополнять словарный запас, восполнять недостатки в развитии грамматических навыков.

Предложенные игры помогут ребенку научиться вычленять звуки последовательно или по месту их расположения; различать звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости. А это позволит активизировать навык словообразования и словоизменения.

Игры помогут развить лексико-грамматический строй речи — ребенок научится грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, правильно использовать род и падеж, правильно ставить ударения.

Часть игр направлена на развитие смысловой догадки: ребенок, исходя из контекста, научится правильно предугадывать окончание слова или фразы.

Данные игры направлены на активное развитие словарного запаса, что способствует исчезновению затруднений в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенок научится правильно употреблять слова в самостоятельной речи и понимать различные значения одного слова.

Обобщаем предметы

Игра на усвоение понятия категории, учит обобщению

❀ Организуйте игры по определенной теме: «Больница», «Кафе», «Магазин» и т. д.

❀ Во время таких игр можно не только выучить с ребенком новые слова, но и объяснить ему, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие категории, научиться обобщать.

Например, в родовое понятие «продукты» включается множество видовых: «молоко», «сахар», «хлеб» и т. д.

❀ Все эти знания в дальнейшем будут служить одним из показателей развития речи и прочих сторон личности ребенка, их будут неоднократно проверять на различных тестированиях, экзаменах и других испытаниях.

Профессии

❀ Малышу необходимо объяснить не только, как называется тот или иной специалист, но и что он делает. Например, продавец взвешивает товар, упаковывает, подает, берет деньги и сдает сдачу; парикмахер расчесывает волосы, стрижет, красит, завивает, укладывает и т. д. Так постепенно растет словарный запас, и вы не перестаете удивляться тому, как быстро ребенок вводит новые слова, обороты и выражения в свою речь.

Читать еще:  Развивающие игрушки для детей до полугода

❀ Чтобы слова не только произносились, но и закреплялись в активной памяти, нужно играть с ребенком в игры по различным профессиям.

Рассказ за ужином

Упражнение на развитие навыка повествовательной, диалоговой речи

❀ Помогайте ребенку высказываться, стимулируйте его желание поделиться с другими людьми информацией.

❀ Обычно вся семья собирается за вечерним столом. Попросите ребенка рассказать, как он провел свой день, какие события его впечатлили.

❀ А потом сами расскажите, как вы провели день.

❀ Это поможет ребенку научиться структурировать свои мысли, выбирать главное, привьет навык повествовательной речи, научит вести диалог.

Фоторепортеры

Необходимый инвентарь: фотоаппарат.

❀ Предложите ребенку игру в фоторепортера. Объясните ему, что вам поручено сделать отчет о жизни одной семьи.

❀ Эта игра займет у вас не один день.

❀ Подумайте вместе с ребенком, что нужно снять. Составьте план.

❀ Обычно дети легко осваивают устройство простых механизмов. Если у вас цифровая «мыльница» — это совсем не составит для него труда. Если вы все же не доверяете устройство ребенку, то попросите его выбирать места и ситуации для фотографирования.

❀ После проведенной фотосессии (за завтраком, дневными заботами по хозяйству, на прогулке, за приготовлением еды, за занятиями, ужином и приготовлением ко сну и т. д.) можно обсудить с ребенком, достаточно ли у вас материала.

❀ Затем распечатайте фотографии.

❀ Составьте альбом «Один день из жизни нашей семьи». Копию альбома можно выслать как подарок бабушкам.

❀ Вы не раз будете возвращаться к этому альбому и просить ребенка рассказать о том, как он проводил съемки. Предложите ребенку, опираясь на фотографии, составить рассказ о вашей семье.

Художники-иллюстраторы

❀ После какого-нибудь интересного похода или события, впечатлившего ребенка, попробуйте вместе с ним нарисовать картинку на тему увиденного.

❀ Пусть это не будет произведение искусства, но обсуждение нарисованного поможет малышу запомнить новые слова и точнее зафиксировать свои наблюдения.

Учим прилагательные

Игра учит ребенка активно описывать признаки предметов

❀ Во-первых, разнообразьте свою речь обилием прилагательных. Это хорошо получается и в бытовой обстановке. Например, малыш просит дать ему попить, а вы предлагаете выбрать: «В какую чашку тебе налить воды: в желтую или синюю? В пластмассовую или стеклянную?».

❀ Во-вторых, играйте игрушками, позволяющими видеть как можно больше признаков: большие, маленькие, мягкие, твердые, квадратные, круглые и т. д. Просите ребенка описывать игрушки (зайка розовый, мягкий, с длинными ушами, черным носиком, в желтой кофточке, веселый и т. д.).

Какой он?

Игра учит ребенка активно описывать признаки предметов

❀ Попросите ребенка принести все квадратное, что он найдет в доме. Например: книгу, коробку, кубик, доску с кухни, компакт-диск, телевизор и т. д. А потом попросите его описать все предметы, объединяемые одним признаком — квадратные.

❀ Пусть он найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

Тренировка

❀ Можно устроить соревнование между детьми или командой папа и сын или мама и бабушка.

❀ Задание — дать как можно больше характеристик того или иного предмета, человека или животного. Например, рассказать, какая у вас бабушка: добрая, заботливая, умная, хозяйственная, прилежная и т. д.

❀ Учите ребенка сочетаниям существительного и прилагательного: отличная хозяйка, мокрый пес, славная погода и т. д.

Животные и их детеныши

❀ Одна из излюбленных тем на многих тестированиях и проверках — «Животные и их детеныши».

❀ Показывайте и называйте ребенку кошку с котятами, собаку со щенками, как живых, так и на картинках. Ребенок чаще всего использует в речи то, что видел и хорошо знает. Попутно можно рассказать и о том, как нужно заботиться о наших меньших братьях, чем кормить, какие повадки у того или иного животного. Это тоже очень важно и интересно ребенку.

Учимся пересказывать сказки

Необходимый инвентарь: маски или мягкие игрушки.

❀ Легче всего получается пересказ любимых сказок. Прочитайте вместе с ребенком его любимую сказку и попросите ответить на вопросы: «Кто тебе больше всех нравится? А почему? А кто в этой сказке злой? А почему?» и т. д.

❀ Можно даже разыграть небольшой спектакль, распределив роли между взрослым и ребенком, можно привлечь к участию в мини-спектакле папу, бабушку. На первых порах достаточно приобрести несколько масок героев сказок или просто подобрать мягкие игрушки.

❀ И хотя рассказ ребенка вначале будет состоять всего из нескольких предложений, постарайтесь, чтобы он произносил свои реплики эмоционально, с интонациями, передающими его отношение к тому, о чем он говорит.

❀ Когда ребенок научится играть роли тех или иных персонажей, можно попросить его сыграть роль рассказчика. К этому времени он должен достаточно легко справляться с этой задачей, ведь вы столько раз проигрывали его любимую сказку.

Что ты слышишь?

Игра на тренировку слуха, развивающую способность распознавания речевых и неречевых звуков.

Необходимый инвентарь: музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга и т. д.

❀ Вы, конечно, понимаете, что малыш хорошо произносит звуки в том случае, если он хорошо слышит и различает их на слух.

❀ Посадите ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть ваши манипуляции, только слышать, а потом определить, на чем вы играли или чем производили тот или иной звук.

❀ Начните с простого — с музыкальных инструментов, а затем переходите к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге и т. д.

❀ Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка.

❀ Затем поменяйтесь ролями. Отвечая, намеренно ошибитесь и посмотрите, поправит ли вас ребенок. Попросите его повторить звук.

Кто как разговаривает

❀ Попросите ребенка показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса.

❀ Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

❀ Прося ребенка изобразить звуки, издаваемые разными животными, вы закрепляете умение воспринимать, произносить и различать звуки.

Звуки

К четырем годам уже многие звуки ребенок должен произносить правильно. К звукам, освоенном на третьем году, добавляются «с», «з», «ц». Четко произносятся «ы», «э», «х», с которыми еще могли быть проблемы. Ну, а если ваш ребенок правильно произносит еще и «ш», «ж», «щ», «ч», «л», «р», он просто умница. Впрочем, если он еще не может правильно произнести что-то, не стоит расстраиваться: впереди есть время их освоить, а вам надо продолжать заниматься тренировкой слухового внимания и развивать речь малыша.

❀ Учите ребенка отыскивать звук в слове. Не произносите слово «звук». Просто попросите его в слове «зеркало» найти букву «з». Договоритесь об условном сигнале, который ребенок будет издавать, подтверждая наличие звука в слове.

❀ Затем спросите, есть ли в слове «слоненок» буква «з».

❀ Попросите его несколько раз произнести букву «з», пропеть ее, сказать быстро, медленно.

❀ Достаточно двух — трех таких вопросов-тренировок в день.

Поём звуки

❀ Попросите ребенка пропеть мотив какой-нибудь простой песенки, но вместо слов нужно петь определенный звук, например «ц» или «ш».

Читаем стихи различаем звуки

Игра на закрепление умения воспринимать, произносить и различать звуки

❀ Учить различать звуки можно и при чтении. Для этого прекрасно подходит стихотворение «Путаница» К. И. Чуковского:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector