221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие речи для детей

Игры для развития речи.
картотека по развитию речи на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_rechi.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

«Кто кем (чем) будет?»

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

— яйцо — может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

— теленок — коровой или быком — бумага — книгой

«Птица — не птица»

Веселая игра на внимание и знание птиц.

Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:»А муха — это кто?»

Окуни и воробьи.

и спасибо шутке!

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т.д. Вариант:Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.

В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Игра с картинами.

Эта игра развивает внимание, сообразительность, приучает детей связно выражать свои мысли. Знакомит с классификацией предметов по разным признакам.

Для этой игры вам понадобятся картины или книжные иллюстрации. Пейзажи здесь не подойдут. Лучше использовать жанровую живопись и крупные иллюстрации к детским книгам.

Смысл игры: Один из игроков загадывает какую-нибудь деталь изображения. Другой игрок, задавая наводящие вопросы, должен угадать, что было загадано.

С детьми 3-4 лет загадывайте предметы целиком (зайчик, мяч, облако. )

С детьми старше 5 лет усложните задание — ухо зайца, пуговица на платье, яблоко на столе.

Примеры вопросов, которые должны использовать дети 3-4 лет:

Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня». Загадана лягушка в речке.

— Это находится вверху картины? Внизу?

— Это живое или неживое?

Вопросы, которые должны использовать дети 5-7 лет.

Пример: Иллюстрация к стихотворению А.Барто «Наша Таня». Загадан камыш у речки.

— Это относится к природе?

— Это относится к живой (неживой) природе?

Для того, чтобы дети научились грамотно задавать вопросы, дайте им возможность самим загадать какой-нибудь предмет, а вы отгадывайте, задавая как можно больше вопросов. Так вы покажете, как нужно составлять вопросы.

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.

Смысл игры объяснять долго — я просто приведу примеры.

Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее — со «степенью трудности» определитесь сами.

Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» — «Он стал петушком».

«Жила-была тучка, что с ней потом стало?» — «Из нее дождик пролился»

«Жил-был ручеек, что с ним стало?» — «Зимой замерз», «Засох в жару».

«Жило-было семечко, что с ним потом стало?» — «Из него цветок вырос»

«Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?» — «Из него сделали кирпич (вазу. ).

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Детям 3-5 лет условия более простые.

Например:Взрослый говорит три слова — сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона — птицы, а лиса — нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников:

— молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобное. Но молоко и сок — пьют, а хлеб кушают.

— машина, лошадь, трамвай;

— шапка, платок, сапоги;

— роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:

— дождь, снег, река;

— врач, турист, шофер;

— тень, солнце, планета;

— мороз, вьюга, январь;

— камень, глина, стекло;

— дверь, ковер, окно;

— море, река, бассейн.

Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).

Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем. сладкое».

Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («. с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

«Какое что бывает?»

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

— Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом) Здесь уместно спросить, что выше – дерево или дом; человек или столб.

— Что бывает длинным?(коротким)

— Что бывает широким (узким)?

— Что бывает круглым ( квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

Приготовьте предметы со специфическим запахом — мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.

С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах — кислый, горький, сладкий, приятный — неприятный, съедобный — несъедобный.

Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.

Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.

«Кто без чего не обойдётся»

Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему. Без садовника… собаки… забора… земли. Почему?»

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Школа ( учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?

Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

Знакомим ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный».

Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем «КТО», а неживые «ЧТО». Приводим несколько примеров.

Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

Что растет? Кто растет?

Кто летает? Что летает?

Кто плавает? Что плавает?

Кто самый большой? Что самое большое?

«Что снаружи, что внутри?»

Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что — внутри. Дом — шкаф; книга — шкаф; сумка — кошелек; кошелек-деньги; кастрюля — каша; аквариум — рыбы; будка — собака; нора — лиса.

Затем поменяйтесь ролями — пусть ребенок загадывает пары слов.

«Кто это?» знакомимся с профессиями

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

Задаем вопросы : кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

3 вариант. Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала. (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно. (что делала?). Кошка поймала в саду. (кого?). Шерсть у кошки. (какая?), когти… (какие?). Кошка лежала с котятами. (где?). Котята играли мячиком. (как?).

Взрослый говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут. (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

Составление предложения с несколькими данными словами.

Упражнение, рекомендуемое Л.Н.Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Новые слова и понятия постепенно усваиваются детьми из общего смысла речи. Это целиком и безоговорочно относится к понятиям отвлеченным, общим.

Просить ребенка закончить предложения: «Дети поливают цветы на клумбах, потому что. » «На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что. » «Зимой медведь спит, потому что. » и т. д.

Отгадай предмет по его частям.

В эту игру можно играть в двух вариантах.

Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки сизображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко. Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

Отгадай предмет по описанию.

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В совместной деятельности показывается использование дидактической игры по развитию речи детей. .

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем — речь развиваем!».

Главное в развитие речи ребенка — это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают.

Больше проводите время с ребенком на свежем воздухе, играйте в подвижные игры, используйте игры для развития речи. Характерной чертой нашего стремительного века является то, что взрослое поколен.

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем — речь развиваем!&raquo.

Консультация для родителей. Игры по развитию речи.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

. 7 ИГР для развития речи ребенка 1- 3 лет

В развитии речи малыша можно выделить 2 основных направления -развитие ПОНИМАНИЯ речи и развитие собственной АКТИВНОЙ речи ребенка. Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать благоприятную РЕЧЕВУЮ СРЕДУ:

как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша. Для этого взрослому необходимо комментировать все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша (прием «разговор с самим собой», комментирование действий самого малыша)
ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к речевому общению с ребенком всех окружающих его взрослых;
постепенное усложнение речевого общения;
каждодневное использование речевых игр и упражнений.

Какие игры наиболее ЭФФЕКТИВНЫ для РАЗВИТИЯ РЕЧИ?

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, жестовые потешки

Всем известные старославянские пестушки «Сорока — белобока», «Ладушки» являются не только хорошим материалом для развития РЕЧИ, это еще и ЛЕЧЕБНЫЕ процедуры на базе акупунктуры. Пальцы необходимо сжимать, массировать весь палец – от подушечки до основания, изображать всей рукой героев или предметы (козочка, зайчик, цветок). Круговые движения в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. Каждого “детку”, то есть каждый пальчик, вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать.Мизинчик отвечает за работу сердца, безымянный — за хорошую работу нервной системы и половой сферы, массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, а указательного — желудка. Большой палец (которому “не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы АКТИВИЗИРОВАТЬ деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Очень нравятся детям жестовые потешки («Ножки-ножки, где вы были?», «Хомка, хомка, хомячок»» и др.)

Кроме того, можно изображать животных, транспорт – как прыгает зайчик, как летают птички, как летит самолет, как дует ветерок и т.д.

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ на развитие мелкой моторики

Подключите фантазию, и предложите ребенку поиграть с подручным материалом. Например, подобрать крышечки к баночкам, коробочкам. Очень хорошо развивает мелкую моторику знакомство с различным материалом – шерсть, наждак, х/б ткань, замшевая ткань, крупы и др. Развивайте обоняние,

ПОВТОРЮШКИ — чистоговорки. Это самые простые игры, которые можно придумать. Но результат от них просто потрясающий! Ненавязчивые маленькие рифмовки с повторяющимися слогами откладываются в памяти малыша. У крохи будет развиваться музыкальный СЛУХ и чувство РИТМА. По предложенному принципу вы сможете и сами сочинять подходящие к вашей бытовой ситуации рифмовки.

Кто проснулся поутру? Ру-ру-ру! Ру-ру-ру!
Улыбается легко! Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Тянет кошку за усы! Сы-сы-сы! Сы-сы-сы!
Ручками – хлоп, хлоп!
Ножками – топ, топ!
Потянулись, улыбнулись!
Утро доброе! Проснулись.

Когда малыш начинает говорить лучше, нужно побуждать его повторять за вами. Можно превратить игру в загадывание загадки. Выберете знакомую малышу карточку с чистоговоркой, поверните рисунком к себе. И загадайте. Например, «Ры-ры-ры, я несу. (шары)».

Простейшие ДИАЛОГИ

Для речевого развития очень важны разговоры с малышом, доступные его пониманию (здорово, если диалоги отражают бытовую ситуацию, в которой ребенок находится именно сейчас). Помогут вам в этом следующие игры:

«Здравствуй! Как тебя зовут?». Усадите мишку, зайчика, куколку и начинайте беседу. «Здравствуй, мишка!» (Пожимайте мишке лапу.) «Здравствуй, мама!» (Отвечайте мишкиным голосом.) «Здравствуй, Боря!» (Пожмите и легко потрясите руку ребенка.)
«Телефон» Можно обыграть разговор по телефону. Побуждайте ребенка произносить самые простые ответы на вопросы. Возьмите импровизированные телефоны, приложите к уху свою трубку и скажите: «Дзинь-дзинь! Пии-пии!» Если малыш не берет телефон, дайте ему трубку в руку и скажите: «Тебе звонят! Возьми трубку. Алё! Здравствуй, Катя! Это звонит мама! Как твои дела?» Если ребенок не отвечает, скажите за него: «Хорошо». Спросите у него: «Что ты сейчас делаешь?» — «Я сейчас рисую!» Подсказывайте малышу ответы либо отвечайте за него, если он стесняется или не может ответить.

Учите малыша интересоваться погодой, называть свое имя, возраст.

Игры на развитие ЭМОЦИЙ. Благодаря тому, что малыш испытывает положительные эмоции, происходит СТИМУЛИРОВАНИЕ памяти, речи.
Можно повторять за мамой или отражением в зеркале. Учите ребенка смеяться от души, удивляться, кричать или звать кого-то шепотом. Для этого попробуйте игры «Маме смешно, а Ванюше смешно?», «Веселые зверушки» или «Ой, что это? Ой, кто это?»

Развитие ГРОМКОСТИ и ВЫСОТЫ голоса.

С малышом второго полугодия жизни можно потренировать голосовые связки, применяя в речи громкие и тихие звуки. Например, можно покричать с ликованием «Ура!» или «Гол!» А потом покачать куклу и шепотом пропеть слова колыбельной песенки «Баю-бай!» или «А-а-а-а!»
Постройте из кубиков самый простой домик или найдите картинку с изображением домика или избушки. «Посадите» в Теремок игрушки и побуждайте карапуза отвечать на вопросы «Кто в домике (теремочке) живет?» Позже ребенок может сам спрашивать обычным голосом , а отвечать – «по ролям», например, за медведя — «басом», за мышку — «пищать» и т.д.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА будет уместна уже тогда, когда малыш станет интересоваться окружающим миром. Задача взрослых — показать, что можно делать с помощью органов речи. Вы можете пошлепать губами, вытянуть язык, пофыркать или поухать. Малышей постарше можно учить выдувать мыльные пузыри, задувать свечку, показывать лошадку (цокать языком), как дует ветерок, поиграть в прятки с язычком и зубками (показываем и прячем), посылать «воздушный поцелуй», облизывать «вкусное варенье» и т.д.

Все эти задания можно найти в АЛЬБОМАХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

Альбом по развитию речи для самых маленьких http://www.sova-toys.ru/product/300/view

Большой альбом по развитию речи http://www.sova-toys.ru/product/1298/view

Помните, что общение должно нести положительный эмоциональный отклик у малыша. Только тогда это будет нести пользу! Веселых Вам игр!

Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5—б лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку?

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы — взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома, служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

Широка да гладка.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

Стрелку будем выполнять.

Динамические упражнения для языка

«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами

Эй, а где ж улыбка?

Зубки и «прилипка».

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

Я улыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу —

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Кто любит варенье,

Упражнения для губ

«Заборчик». Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

В улыбке утонули.

«Трубочка». Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

И покажем трубочки.

«Хоботок». Вытягивать сомкнутые губы вперед.

Посмотрите, это кто? Это слоник с хоботком.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

«Дом». Разведенные книзу пальцы опираются на стол.

«Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.
Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях)

«Строим дом». Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх — это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем — сначала прямым, затем согнутым).

Игры для развития речи детей 6 лет

Игры на развитие речи детей.

Мы предлагаем вам серию игр, направленных на развитие речи ребенка.

Придумай слова

Игра способствует развитию воображения и речи. Расширяет словарный запас ребенка

◈ Правила игры: нужно подбирать и называть слова на определенную букву алфавита.

◈ Повесьте на стенку в детской алфавит и выбирайте с ребенком буквы по очереди.

Думай быстрее!

Игра способствует развитию внимания, речи

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя тематическую группу, а он должен вернуть вам мяч, назвав объект из этой группы. Например: мебель — диван; ягоды — клубника и т. д.

◈ В эту игру можно играть на улице в компании. Дома мяч лучше катать.

Один много

Игра способствует развитию внимания, речи

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Правила игры: вы бросаете мяч, называя какой-либо предмет в единственном числе, ребенок возвращает мячик, указывая форму множественного числа. Например: яблоко — яблоки, город — города, буква — буквы.

◈ Усложняя игру, называйте предметы в форме винительного или родительного падежа, например:

У меня нет яблока. — У меня нет яблок.

Я вижу дом. — А я вижу дома.

Расскажи мне..

Игра способствует развитию, речи, пространственной ориентации

◈ Расскажите ребенку, что вы приехали, например, из другой страны и ничего не знаете о том, что вас сейчас окружает. Пусть малыш станет вашим гидом и ответит на ваши вопросы.

◈ Спрашивайте обо всех предметах, вас окружающих, задавая вопросы, побуждайте ребенка к развернутому детальному рассказу: «А это что такое? А для чего это нужно? Кто использует? Из чего сделано? Откуда берется?» и т. п.

◈ Развивайте пространственную ориентацию, спрашивая: «Что находится справа от нас? Кто идет сзади? Что проехало перед нами?».

Составь предложение

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Предложите ребенку составить предложение из выбранных слов. Например, «река, дом, белый» — «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п.

◈ Начинайте с небольшого набора — количество слов не должно быть больше трех.

◈ Поясните ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончания.

Отгадай по описанию

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Предложите ребенку отгадать предмет, который вы загадали, по описанию его признаков, например, круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч). Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз) и т. п.

◈ Попросите ребенка загадать и описать свой предмет.

Отгадай по действию

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Как и в предыдущей игре, вы загадываете что-либо, но описываете не признаки, а действия, которые производит объект, например: «Ездит по дороге, перевозит пассажиров, останавливается на остановках, заправляется бензином» (автобус)-, «Работает в больнице или в поликлинике, лечит больных, носит белый халат» (врач) и т. п.

◈ Поменяйтесь ролями — ребенок загадывает и описывает, вы отгадываете.

Противоположности

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Предложите ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого в конце игры наберется больше фишек.

◈ В первой части игры составляются пары — имена существительные, затем — прилагательные, глаголы и наречия (огонь — вода, умный — глупый, закрыть — открыть, высоко — низко).

Хорошо и плохо

Игра способствует развитию речи, воображения. Развивает мышление

◈ Предложите ребенку выявлять плохие и хорошие черты или поступки у героев сказок. Например:

♦ Сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед — это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, — это плохо.

♦ Сказка «Кот в сапогах»: кот хотел помочь своему хозяину — это хорошо, но для этого он всех обманывал — это плохо.

Вершки и корешки

Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса

◈ Вспомните русскую народную сказку «Вершки и корешки». Предложите ребенку поиграть: вы называете овощи, плоды которых находятся в земле, малыш — овощи с надземными плодами.

Найди два слова

Игра способствует развитию речи, увеличению словарнозо запаса

Сочини сказку

Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса

◈ Предложите ребенку сочинить историю о приключениях одной из его игрушек. Если задание вызывает затруднение, помогите ему, задавая уточняющие вопросы, предлагая тот или иной вариант развития действия.

◈ Усложняя задание, попросите придумать и рассказать историю любого предмета из окружения малыша, например, чайника, дивана и т. п.

◈ У нас с моей старшей дочерью есть любимая героиня — черепаха Зина. Мы ее выдумали сами и перед сном придумываем разные истории про нее. Это заменяет традиционное чтение сказки на ночь и помогает в легкой форме найти выход из разных ситуаций.

Слова

Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса ребенка

◈ Эта нехитрая игра может вам с ребенком скрасить ожидание в транспорте, в очереди, да и просто развлечет на прогулке.

◈ Правила игры: вы вместе с ребенком по очереди произносите вслух слова так, чтобы каждое следующее слово начиналось на ту букву, на которую заканчивается предыдущее.

◈ Усложняя правила, предложите называть только имена или только города и т. д.

Укрась слово

Игра способствует развитию воображения и речи, расширяет словарный запас

◈ Попросите ребенка подобрать как можно больше определений к выбранному слову Например, дерево — оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только по пять к каждому слову

◈ Эта игра отлично подходит и для детского коллектива, даже если дети разного возраста.

Что, где, когда

Игра способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка координации движения

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы, а он, возвращая мяч, будет на них отвечать. Например:

♦ Где растут листья? (На ветках или на деревьях.)

♦ Где живут рыбы? (В реке, в море.)

♦ Что ночью на небе видно? (Звезды, луну.)

♦ Когда снег тает? (Весной.)

Я быстрее

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, развитию памяти, внимания

◈ Встаньте рядом с малышом. Выберите предмет, находящийся в некотором отдалении от вас. Объясните ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если он называет слово из выбранной вами категории. Например, все круглое (теплое, мягкое), домашние животные, посуда, мебель.

Полезные прятки

Игра способствует развитию внимания, помогает изучить предлоги под, на, в

◈ Предложите ребенку поиграть в прятки со сказкой. Придумайте короткий рассказ и попросите малыша выполнять то, о чем вы будете говорить. Например: «Жила-была девочка София. Однажды они с мамой играли в прятки. Думала София, думала и решила спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее дочки. Где же она? Может, под диваном? Посмотрела — нет ее там. А может быть, под стулом? И там нет. А, вот где она — под столом». Далее вы рассказываете, как девочка спряталась в шкаф, залезла на стул и притаилась.

◈ А можно взять любую игрушку и разыграть прятки с ней. Потом поменяйтесь ролями — пусть ребенок прячет игрушку и рассказывает.

Подумай и назови

◈ Предложите ребенку переименовать некоторые предметы. Переименовывать можно, ориентируясь на функции объектов, например: «Дождь капает, значит, мы назовем его копалкой. Лопата копает, значит, мы назовем ее копалкой. Лейка — поливалка. Ноги — ходилки» и т. п.

Читать еще:  Развивающие игры для детей 1 года играем
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×