221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие сенсорики и моторики

Игры по развитию сенсорики и мелкой моторики для дошкольников
учебно-методическое пособие на тему

Игры по развитию сенсорики и мелкой моторики для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
opyt_raboty_broshyura.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по развитию сенсорики и мелкой моторики для дошк ольников

Важное значение для подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной активности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Дети, имеющие нарушение функций опорно-двигательного аппарата не имеют достаточный сенсомоторный опыт, испытывают затруднения в процессе развития мелкой моторики рук, у них медленнее, чем у здоровых детей, происходит усвоение общеобразовательной программы.

Одной из эффективных форм сенсорно-моторного воспитания у детей дошкольного возраста являются дидактические сенсорные и моторные игры. Игра – универсальный способ воспитания и образования маленького ребёнка. В ней развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе игровых действий. В своей работе по сенсорному воспитанию мы используем авторские игры.

Предлагаем опыт работы по использованию дидактических игр с прищепками с целью развития мелкой моторики, закрепления представлений о цвете и форме, формирования у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы сенсорных эталонов в познавательной деятельности.

Наши дидактические игры позволяют обеспечить у детей совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, развивать мелкую моторику пальцев рук.

В цикл авторских дидактических игр с прищепками входят следующие игры «Разноцветные полянки», «Найди фигуру», «Точечки», «Подбери цифру», «Весёлые задачки». К каждой игре нами были прописаны цель, задачи, ход игры и варианты.

Дидактическая игра «Разноцветные полянки»
(для детей младшей группы )

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1. Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету (красный -синий; желтый — зеленый)
2. Развивать целенаправленное восприятие цвета в процессе зрительного соотнесения разнородных предметов с цветом образца.
3. Повышать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
4. Развивать умение фиксировать в речи название цвета предметов.

Оборудование: круги красного, синего, желтого, зеленого цвета; прищепки с бабочками того же цвета что и круги.

Воспитатель показывает круги красного и синего цвета. Поясняет, что это полянки красного и синего цвета. Затем показывает прищепки с бабочками красного и синего цвета и объясняет, что бабочки и полянки одинакового цвета и если посадить бабочку красного цвета на красную полянку (прикрепляет прищепку с бабочкой красного цвета на красный круг), то она спрячется. А если прищепку с синей бабочкой прикрепить на синюю полянку (демонстрирует) она тоже спрячется.

Затем педагог приглашает по очереди детей и предлагает каждому разместить 2 прищепки с бабочками разного цвета на полянки того же цвета что и бабочки.

После объяснения и показа воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания.

Усложнение:
1. Задание выполняется с более близкими цветовыми сочетаниями красный – желтый; синий – зеленый.
2. Дети выбирают объекты двух заданных цветов из четырех возможных.

Дидактическая игра «Найди фигуру».
(для детей средней группы )

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), с цветами (красный, желтый, оранжевый; синий, зеленый, фиолетовый; серый, белый).
2. Развивать целенаправленное, осмысленное восприятие формы и цвета геометрических фигур в процессе зрительного соотнесения их с образцом.
3. Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками и геометрическими фигурами разного цвета.
4. Повышать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
5. Развивать умение использовать в речи прилагательные обозначающие цвет предметов и существительные обозначающие названия геометрических фигур.
6. Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.

Оборудование:
1. Прищепки с геометрическими фигурами разного цвета
2. Сменные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) разного цвета (красный, желтый, оранжевый; синий, зеленый, фиолетовый; серый, белый)
3. Круги, разделенные на 2- 3 спектра:
• Красный, желтый, оранжевый;
• Синий, зеленый, фиолетовый;
• Серый, белый.

Педагог предлагает посмотреть на круг, который она принесла. Поясняет детям, что это не просто круг, а колесо обозрения. Обращает внимание что круг-колесо разделен на части. Просит назвать какого цвета эти части. Говорит, что на колесе обозрения любят кататься геометрические фигуры. Просит назвать детей, какие фигуры катаются на каждой части круга, и какого они цвета. Дальше показывает еще геометрические фигуры и просит детей тоже их покатать. Педагог приглашает по очереди детей и предлагает поместить прищепку с геометрической фигурой на подходящую часть круга. После того как ребенок прикрепит прищепку с фигурой педагог уточняет у ребенка на звание геометрической фигуры и цвет выбранной фигуры.

Вариант:
1. Фигуры на круге могут быть все одинаковые (например, все круги), но разного цвета.
2. Часть геометрических фигур на прищепках могут быть другого цвета, чем те, что на круге. Ребенку необходимо будет отобрать только фигуры круга

Дидактическая игра «Точечки».
(для детей старшей группы )

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1 Закреплять знания о цифрах от 0 до 10.
2 Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
3 Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
4 Развивать слуховое восприятие в процессе определения количества воспроизводимых звуков
5 Развивать зрительное восприятие в процессе соотношения количества точек с цифрой.
6 Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.

Оборудование:
1 Прищепки с цифрами.
2 Круг, разделенный на 9 секторов, в каждом секторе нарисовано определённое количество точек.

Педагог предлагает ребёнку выбрать любой сектор, посчитать количество точек, и выбрать прищепку с цифрой соответствующую количеству точек.

Вариант:
Педагог предлагает посчитать звуки, воспроизводимые взрослым (удары бубна). Определить их количество и обозначить цифрой соответствующий сектор круга.

Дидактическая игра «Подбери цифру».
(для детей старшей группы)

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1 Закреплять знания о цифрах от 0 до 10.
2 Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
3 Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
4 Развивать зрительное восприятие в процессе соотношения предметов с цифрой.
5 Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.

Оборудование:
Прищепки с цифрами.
1 Круг, разделенный на 9 секторов, в каждом секторе цифра
2 Круги — карточки на липучке (10 штук).

Педагог предлагает посмотреть на круг с секторами , в каждом из которых нарисована цифра, затем предлагает посмотреть на карточку прикреплённую к центру круга, пересчитать предметы нарисованные на ней. Далее предлагает прикрепить прищепку с цифрой на соответствующий количеству предметов сектор круга.

Дидактическая игра «Весёлые задачки».
(для детей подготовительной к школе группы)

Цель: формирование сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:
1 Закреплять знания о цифрах от 0 до 10.
2 Совершенствовать зрительные и моторные перцепции в процессе манипулирования с прищепками.
3 Совершенствовать уровень тактильных ощущений в процессе произведения умелого захвата прищепок кончиками пальцев.
4 Развивать умение на наглядной основе решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
5 Развивать умение пользоваться знаками действия «-» и «+» и знаком отношения «=».
6 Активизировать в речи глаголы обозначающие действия (сложить, отнять)
7 Активизировать в речи существительные обозначающие знаки действия и отношения (плюс, минус, равно)
8 Развивать самостоятельность, инициативность детей в процессе выполнения игрового задания.

Оборудование:
1 Прищепки с цифрами.
2 Круг, разделенный на 4 сектора,
3 Карточки на липучке с изображением задания.

Педагог предлагает посмотреть на любой сектор круга на котором прикреплена карточка с условием задачи и вместе с ребёнком проговаривает условие задачи. После этого спрашивает Сколько осталось? Сколько стало? Далее просит найти прищепку с цифрой соответствующей решению задачи и прикрепить к данному сектору круга.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию.

Сенсорное развитие составляет основу общего умственного развития ребенка,а также оно необходимо для полноценного восприятия и обучения ребенка в детском саду и в школе.Надеюсь эта картотека поможет моим коллегам в работе по этому направлению.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по сенсорному развитию.»

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию.

«ЛЕГКИЙ ТЯЖЕЛЫЙ» Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях. Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.

«ТЕПЛЫЙ ХОЛОДНЫЙ» Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы. Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1» Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их. В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2» Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание). Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.

«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ» Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок. «Угадай на вкус» Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей. Подготовка к игре. Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Задание 1. «Угадай, какой вкус?» Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.

Задание 2. «Найди пару» Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.

Задание 3. «Что, каким бывает?» Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус лимон, клюква, смородина; сладкий вкус груша, клубника, арбуз и т.д.

«УЗНАЙ И СРАВНИ» Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.

1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя.

2 вариант. Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из-под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

«ПОСТРОЙ ДОМ» Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному двум качествам (цвет, размер). Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.

«НАЙДИ ПАРУ» Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание. 1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком. 2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.

«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ» Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

1 вариант. «Путаница» Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.

2 вариант. «Кто быстрее!»

Воспитатель. Я спрятала в группе 5 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.

3 вариант. «Назови игрушку» Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте 1), и называет их: — Зеленая ёлочка, синий шарик, красный кубик и т.д.

4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета. Проходит в 3 этапа. 1 этап: «Это желтый шарик»

2 этап: «Принеси желтый шарик»

3 этап: «Какого цвета шарик?»

Прямая цель: развивать обоняние у детей. Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.

1 вариант. «Узнай по запаху» Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа. Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.

1 этап. Так пахнет ромашка. (Показать картинку)

2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.

2 вариант. «Найди такой же запах» Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.

«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ» Цель: развивать обоняние у детей. Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом. Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки. Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.

«ГУСЕНИЧКА — КРУПЕНИЧКА» Цель: развивать тактильные ощущения у детей. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук. Воспитатель рассказывает: — Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы. Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох. — Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы. Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички. — Чем она сегодня угощалась?

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» Цель: развивать тактильные ощущения у детей.

«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ» Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.

А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)

Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)

В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки) Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)

«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ» Цель: развивать зрительное внимание и память. Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает. Затем аквариумы убираются. Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку. — Посади каждую рыбку в свой аквариум.

«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК» Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику. На столе раскладываются счетные палочки. Взрослый выкладывает из них фигуры сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности:

А) образец остается перед глазами ребенка

Б) образец убирается. Можно эти фигуры складывать из кубиков.

«УКРАСИМ УЛОЧКУ» Цель: Учить детей группировать оттенки по два оттенка каждого из шести цветов, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Ход игры: У детей силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится силуэт ёлочки. Воспитатель называет какой нибудь цвет и те из детей у кого есть игрушка такого цвета, вешает её на ёлочку.

«СОБЕРИ КАПЕЛЬКИ ВСТАКАН» Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются разноцветные капельки. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберём полный стаканчик одинаковых капелек».

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ» Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение. Оборудование: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки. Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.

«ДОРИСУЙ КАРТИНУ ИЗ ПРОБОК» Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук. Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы. Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.

Упражнение«ВЕСЕЛЫЕ КАРАНДАШИ» Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику. Оборудование: разноцветные карандаши, киндеры, глазки. Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу».

Дидактические игры на развитие моторики и сенсорики у детей

Чем старше становится ребёнок, тем больше в его жизни возникает задач, решение которых зависит от умения выполнять аккуратные, безошибочные движения пальчиками. Взрослые должны с первых дней жизни малыша уделять активное внимание развитию мелкой моторики, которая отвечает за многие органы в целом.

Развитие сенсорики и моторики у детей

Первый опыт познания начинается в грудничковый период. В это время малыш воспринимает окружающие предметы не только зрительно, но и на ощупь. Тактильные ощущения помогают накоплению знаний о свойствах веществ, а в 2-3 года ребенок уже имеет представление о качествах предметов.

Игра для развития рук и пальчиков

К сведению! Помочь накопить ребенку необходимый жизненный опыт помогает сенсорика. Занятия, направленные на развитие органов чувств, влияют на улучшение умственных и интеллектуальных способностей.

Добиться более качественного уровня восприятия малышу помогают гибкие, хорошо скоординированные и легко двигающиеся пальчики. Подобные движения рук называются мелкой моторикой и нуждаются в постоянной тренировке.

Особенности развития детей

Чем младше карапуз, тем деликатнее должны быть проводимые с его ручками манипуляции. В первые месяцы это могут быть поглаживания и лёгкий массаж. В дальнейшем хорошим подспорьем становятся пальчиковые игры.

Важно! Хорошо всем известные «Ладушки» и «Сорока Ворона» являются яркими примерами таких занятий для детей в возрасте до 2-х лет.

По мере взросления у малыша появляются любимые занятия и игры на развитие мелкой моторики. Их систематическое использование помогает развивать способности, необходимые при дальнейшем обучении в школе и во взрослой жизни.

Дидактические игры на сенсорику и моторику

Производители предлагают огромный выбор товаров, которые можно отнести к группе дидактических игрушек и использовать в обучающих играх и занятиях.

Дидактический игровой материал имеет много направлений, одним из которых является развитие мелкой моторики ребёнка. Определив возрастные задачи обучающихся, с его помощью можно наиболее эффективно добиться поставленных целей без лишних нагрузок и переутомления для ребёнка.

Игры на развитие моторики в зависимости от возраста

В разном возрасте перед ребятами стоят различные по своей сложности цели. Тем не менее все они направлены на воспитание необходимых каждому человеку качеств:

  • формирование интеллектуальных способностей;
  • умение образно мыслить;
  • способность запоминать;
  • желание овладевать новыми знаниями и умениями.

Важно! Недостаточное сенсорное развитие является серьёзным препятствием на пути к школьным успехам и победам.

Младшая и средняя группы (3-4 года и 4-5 лет)

Отличительной характеристикой детей до 5 лет является ярко выраженная подражательная способность. Необходимо учитывать это и при составлении плана занятия, и при домашнем обучении. Намного эффективнее показать, что именно нужно сделать, чем описывать действия, требуемые от воспитанника.

Наряду с привычными пирамидками, кубиками, мозаикой всё большее распространение приобретают бизиборды и текстильные книжки для малышей.

Дидактические игры на развитие сенсорики и моторики в старшей группе (5-6 лет)

Подрастая, ребята начинают с удовольствием осваивать конструкторы с крупными деталями, игрушки, состоящие из несколько легко соединяющихся частей, большого размера пазлы.

В старшей группе под руководством наставника воспитанники лепят и делают аппликации из бумаги. Работа с природными материалами позволяет детским пальцам испытать разнообразные ощущения и развить творческий потенциал.

Картотека игр на сенсорное развитие в подготовительной группе

Важно научить ребёнка в возрасте 6-7 лет аккуратно и точно выполнять движения, которые помогут ему овладеть навыками письма, а также осуществлять действия по самостоятельному уходу за собой, необходимые в обиходе.

Дети без помощи воспитателя играют в конструкторы с мелкими деталями, собирают пазлы из частиц небольшого размера.

Обратите внимание! Хорошим упражнением служит складывание фигурок оригами. Можно также заняться квиллингом и другими видами бумаготворчества.

Картотека игр по развитию моторики в ДОУ

Необязательно проводить занятия с использованием только покупных дидактических наборов и предметов. Для успешного достижения цели подходят и игры для мелкой моторики рук в детском саду, сделанные своими руками. Например:

  • «Чёрное-белое». Суть игры в том, что нужно разложить по двум ёмкостям чёрные и белые камешки, хранящиеся в одной банке. Сделать это следует, ориентируясь на цвет.
  • «Найди игрушку». В большой ёмкости, наполненной пшеном или другой крупой, ребята должны найти закопанные среди зёрнышек маленькие игрушки (например, из «Киндер-сюрприза»). В процессе дети пропускают через свои пальцы крупинки, совершая при этом хватательные движения.
  • «Весёлая геометрия». Имея необходимый запас пуговиц, ребёнок должен выложить из них контур названной воспитателем геометрической фигуры. Для малышей можно упростить задачу, предварительно нарисовав фигуру на бумаге, а они должны будут выкладывать пуговки по нарисованной линии.

Дидактические игры на развитие сенсорики для разных групп

Основная задача дидактической игрушки — обучение чему-то новому и развитие определенных навыков.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук и сенсорики

Дина Гиззатуллина
Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук и сенсорики

Дидактические игры на развитие сенсорики и мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (в виду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста.

Сенсорное развитие

Сенсорное воспитание ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве. Не случайно сенсорное развитие составляет основу умственного воспитания и познания мира вообще. В три-пять лет ведущую роль в сенсорном воспитании детей играет ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету вокруг образцов-эталонов.

Сенсомоторная координация — это согласованные действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности

Дидактическая игра «Волшебная книга» на развитие сенсорики и мелкой моторики рук.

Предлагаем Вашему вниманию пособие «Волшебная книга». Пособие состоит из нескольких листов сшитых из ткани 26х30 см. скрепленных на липучке. На каждый лист пришита аппликация (присутствуют шнурки, тесемки, пуговицы, липучки и т. д, иллюстрирующая какой-либо сюжет. Все листы можно открепить и раздать детям. Это дает возможность организовать самостоятельную деятельность сразу всей группы.Эта игра позволяет решать многие задачи:

-воспитывать познавательный интерес, усидчивость

-формировать умение обследовать предметы, выделяя их цвет и форму (отстегивать пуговицы, отрывать педметы на липучках, обводить рками предметы и т. д.)

-развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.

-закреплять знание о цвете.

Детям очень нравится эта игра.

Цель: Развивает у ребенка мышление, мелкую моторику и тактильное восприятие. Доказано, что детки, имеющие в своем распоряжении такие игрушки, демонстрируют лучшее образное мышление, память, логику. Такие дети в будущем более собранные и внимательные.Что интересно: в данном случае развитие проходит в непринужденной обстановке (во время самостоятельной игры или в процессе творческой, интересной и свободной игры со взрослыми).

Дидактическая игра «Дорисуй картинку с помощью пуговицы»

Средства: иллюстрации с изображением цветов, самолета, мухомора, и т. д., пуговицы.

Цель: развивать воображение и творчество детей.

Свойствами предмета: величина (большой, маленький, форма (круг, цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.

Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»

Средства: пробки разного цвета и размера.

Цель: развитие логического мышления.

• Сознание эмоционально положительного настроения.

Развитие интереса и побуждение к действиям.

• Знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными

Свойствами предмета: величина (большой, маленький, форма (круг, цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.

Развития молокой моторки руки: формирование умения выполнять действия с предметами.

Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения;

Развитие умения понимать и правильно выполнять задания;

Формирование и активизация словаря ребенка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;

Развитие восприятия: зрительного осязательного.

Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Развивающая игра для развития мелкой моторики «Накорми поросенка» своими руками

Средство: мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм — фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.

Когда свинка пообедает — закрутить ей пятачок до ужина)

Потрясти поросенка — корм внутри него приятно гремит, значит он сыт и доволен!

Игра «Поставь обувь на полочку»

Цель: закрепление цвета

В этом году я набрала детей во вторую младшую группу. Всем известно, что в этой группе преобладают игры по сенсорному воспитанию. Летом делая ремонт группы, я решила из полочки для обуви сделать дидактическую игру. Покрасила полочки в основные цвета, которые должны знать дети 3 го года жизни (синий, желтый, красный и зеленый) .И теперь, каждый день приходя с прогулки, мы закрепляем цвета. Кто на какую цветом полочку поставил свою обувь. Очень удобно, дети быстро закрепили цвета.

Игра «Надень колечко» (колечки от старых счет разукрашены в разный цвет, к ведерку привязаны разноцветные шнурочки)

Цель: закрепление цвета, формы, развитие мелкой моторики рук

Эта игра сделана из старых счет. Одна мама предложила их принести. Я их разобрала, высушила и покрасила в разный цвет. Затем положила в корзинку, привязала два шнурка.

И теперь дети с удовольствием нанизывают эти колечки на шнурочки.

Игра «Цветочная поляна»

Цель: развитие сенсорного восприятия, обогащение тактильной чувствительности.

Игра «Воздушные шары»

Цель: Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.

Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.

Развивающие игры «Малышам»

Описание материала: Предлагаю вам описание дидактических игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста (1,5 — 3 лет, изготовленных своими руками из доступных материалов. Данный материал будет полезен как воспитателям групп раннего возраста, так и родителям. Описания игр органично дополнены вариациями упражнений с ними.

Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, память, внимание.

Компоненты: пособие состоит из трех дощечек разного цвета размером 20-30 см. Дощечки скреплены между собой. Каждая сторона дощечки содержит методический материал на развитие сенсорных способностей, речи, памяти, внимания.

Время игры: 10 — 15 мин.

Количество участников: пособие предназначено для индивидуального обучения (1 ребёнок – 1 педагог).

Пособие рассчитано на детей раннего и младшего дошкольного возраста. Можно использовать как в образовательный учреждениях, так и в домашних условиях.

Варианты игры:

способствовать развитию речи детей через развитие мелкой моторики пальцев рук;

развивать у детей знание о цвете и форме геометрических фигур;

уметь соотносить резиночки и гвоздики по цвету;

формировать умение складывать различные геометрические фигуры при помощи резинок.

Ход игры:

1. Покажи гвоздики жёлтого цвета, зелёного, красного и т. д. Потрогай гвоздики. Какие они?

2. Покажи резиночку жёлтого цвета, зелёного, красного. Растяни резиночку, какая она?

3. Одень резиночку жёлтого цвета на гвоздики жёлтого цвета.

4. Натяни резиночку так, чтобы получился треугольник, квадрат.

5. Посмотри на дощечку, какая геометрическая фигура получилась? (квадрат, треугольник)

«Один – много», «Большой – маленький»

развивать умение различать и называть формы единственного и множественного числа существительных (один – много);

развивать у детей знание о цвете;

формировать умение различать предметы по величине (большой – маленький);

находить предметы по словесному указанию;

формировать умение находить сходства и различия между предметами по цвету.

Ход игры:

1. Покажи машину, ладошку, цветок и т. д.

2. Какого цвета ладошка, машина?

3. Покажи большую машину, маленькую.

4. Это большая машина – она одна, а это маленькая – их много. Сколько больших машин? Сколько маленьких?

5. Эта маленькая машина синего цвета, а эта маленькая машина синего цвета с белыми кружочками. Они разные. Эта маленькая и эта большая машина одинаковые по цвету, но разные по величине и т. д.

Покажи одинаковые машины по цвету, по величине.

«Соотнеси по цвету»

развивать речь;

формировать умение соотносить предметы по цвету;

развивать умение находить сходства и различия между предметами.

Ход игры:

1.Взрослый показывает на картинку: Это курочка, это цветок. Эта курочка жёлтого цвета, а этот цветок жёлтого цвета. Посади курочку жёлтого цвета на цветок жёлтого цвета.

2. Какой курочке не досталось цветка? Какого цвета эта курочка? В игре есть цветок такого цвета?

Развивать умение находить сходство и различия между предметами (цвет, величина, количество).

Ход игры:

1. Покажи большие цветы. Какого они цвета? (Розовые, а один жёлтый). Сколько розовых цветов? (Много) Сколько жёлтых? (Один) Какой цветок лишний? (Жёлтый) Почему? (Потому что все розовые, а один жёлтый)

2. Покажи жучков. Какого они цвета? (Все жёлтые, а один фиолетовый.) Какой жучок лишний? Почему? (Потому что все жёлтые, а один фиолетовый).

3. Покажи все розовые цветы. Покажи все жёлтые цветы. Сколько розовых цветов? (Много) Сколько желтых цветов? (Один) и т. д.

развивать умение называть и различать предметы по цвету и форме;

побуждать включать движение рук по предмету;

развивать сенсорные способности ребёнка;

развивать тактильные ощущения.

Ход игры:

1. Это круг, квадрат и т. д. (знакомство с геометрическими фигурами). Покажи квадрат, круг. Какого он цвета?

2. Потрогай фигуры. Какие они на ощупь? Чем отличаются?

3. Закрой глаза и на ощупь определи и назови форму геометрической фигуры.

Методические рекомендации: После каждой игры необходимо похвалить ребёнка, даже если он не совсем правильно справился с заданием. Детям раннего и младшего дошкольного возраста это просто необходимо. Похвала стимулирует ребёнка к дальнейшим действиям.

Игра «Поиграем с прищепками»

Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

«Как подготовить руку ребёнка к письму?» Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 69 «Веточка» городского округа Тольятти.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука — это инструмент.

Дидактические игры, направленные на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста Введение Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных.

Игры с макаронами как один из способов развития у младших дошкольников мелкой моторики, воображения и сенсорики При работе с детьми дошкольного возраста, а особенно младшего дошкольного возраста, можно отметить возникающие у них определенные сложности.

Консультация «Развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук детей дошколят через игры с пуговицами». В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для.

Консультация «Развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук дошкольников посредством игры со шнурками» На протяжении всей работы с детьми я убедилась, что работа с использованием шнурков идеально подходит для развития устной речи. Уровень.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных.

Работа по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет через дидактические игры, изготовленные своими руками» Работа по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через дидактические игры, изготовленные.

Самообразование на 2017–2018 учебный год «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры» Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры». План работы по самообразованию воспитателя группы раннего возраста на 2017-2018 учебный год. Воспитатель: Слащева. К. В. Тема: «Развитие.

Читать еще:  Детские игры на развитие внимания
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector