221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие связной речи детей

Развитие связной речи через игру

Как утверждают классики детской психологии, ребенок – это человек играющий. Игра – основная деятельность дошкольника. С ее помощью без специального обучения можно решить множество задач, в том числе, и развитие связной речи.

Перед поступлением в школу родители хотят убедиться в том, что речь их ребенка-первоклассника соответствует требованиям, предъявляемым к ней. В этой статье вы узнаете, что такое связная речь, какие ее виды доступны дошкольникам, какими методами и приемами можно разнообразить речевое развитие ребенка.

Содержание:

Что такое связная речь

Связная речь – это умение излагать свои мысли логично, последовательно, образно. На пороге школьного обучения очень важно, чтобы старший дошкольник мог излагать свои мысли ясно, не отвлекаясь на ненужные детали.

Существует два вида связной речи:

  • Диалог – простая речь, для реализации которой нужен собеседник. Она обязательно содержит паузы, логические ударения, разнообразные интонации, может сопровождаться жестами. Ее наполняют слова и обороты из повседневного словаря
  • Монолог–более сложный вид речи, который реализует один человек. Здесь мысли излагаются достаточно долго, связно, последовательно. Монолог не рассчитан на слушателей. Это может быть описание предмета или игрушки, повествование, рассуждение, творческий рассказ.

Очень хорошо, если вокруг ребенка звучит грамотная правильная речь взрослых. Этот образец позволяет равняться на качественную связную речь, служит примером.

Признаки связной речи. Как их развить

Связную речь удобно оценивать по ее признакам:

  • Логичность. Мысли должны излагаться последовательно.
  • Правильность и разнообразие словаря.
  • Содержательность. Нужно хорошо знать предмет или явление.
  • Ясность. Окружающие должны понимать говорящего.
  • Точность высказывания. При монологе слова подбираются особенно тщательно, действительность отображается максимально правдиво.

Поскольку систематическое обучение недоступно маленьким детям, оно проводится в игровой форме.

Развитие связной речи через игру достигается многими методами. Это различные виды театров, приемы мнемотехники, экскурсии, участие в детских утренниках, различные конкурсы, сюжетно-ролевая игра.

Мнемотехника

Эта методика применяется и у взрослых, и у детей в случаях, когда необходимо запомнить большой объем информации. Ее суть заключается в переводе информации в изображения, так сказать, краткий конспект в картинках. Мнемотехника помогает воспринимать и воспроизводить информацию в дальнейшем.

Поскольку дошкольники и младшие школьники обладают зрительно-образной памятью, им легче запоминать информацию, опираясь на нарисованный сюжет или на схему из картинок и знаков.

Возможности мнемотехники

  • запомнить последовательность событий;
  • приучить к режиму дня;
  • создать ассоциации с буквами и словами при обучении чтению;
  • развить внимание при рассматривании схем и таблиц;
  • развить образное мышление, при установлении связи между словом и образом.

Для этих целей используются:

  • картинки,
  • мнемоквадрат (понятная картинка, изображающая слово, словосочетание или предложение),
  • мнемодорожка (четыре последовательных изображения),
  • таблицы, которые можно рисовать вместе с детьми.

Мнемотаблицы – наиболее сложные виды наглядности. В них изображен сюжет сказки, стихотворения наиболее понятными образными картинками. По мнемотаблицам можно придумывать свой сюжет, а можно рассказывать знакомые произведения.

Сюжетно-ролевая игра

Это игры, во время которых дети разговаривают друг с другом и с игрушками, подражают голосам животных, гудению машины, самолета. Они общаются, создавая диалоги. Сюжеты таких игр могут быть взяты из жизни или из художественных произведений: «Магазин», «Семья», «Детский сад», «Школа», «Автобус», «Космический театр», «Зоопарк», «Кошкин дом», «Почта».

Здесь не нужно придерживаться строго определенного сюжета. Взрослый может помочь приготовить атрибуты для игры, сам исполнить какую-то роль, помочь детям развить сюжет, направив его в нужное русло.

Пальчиковый театр

Этот метод, кроме развития связной речи, стимулирует развитие памяти, внимания, моторику рук, координацию движений. Взаимодействуя со сверстниками, дети быстро запоминают текст роли, учатся перевоплощаться, усваивают средства выразительности. Если в представлении участвуют родители, удовольствие от такого вида деятельности многократно увеличивается.

При помощи игровых методов развиваются все признаки связной речи.

Последовательность

  • Я начну сказку, а ты продолжи

В руках у взрослого кукла, изображающего персонажа сказки. Он начинает рассказывать, говоря 1-2 предложения, затем передает игрушку ребенку. Ребенок продолжает сказку, говоря 1-2 предложения, передает игрушку обратно. Рассказчики передают куклу друг другу на протяжении всего рассказывания.

  • Закончи рассказ

Детям предлагается закончить рассказ, начатый взрослым. Например: «Однажды мы играли возле дома, и нам захотелось отправиться на прогулку в лес. Мы собирали грибы и ягоды, пели веселые песни и не заметили, как зашли слишком далеко. Мы очень испугались и … Что было дальше?» Таких рассказов можно придумать очень много, ввести в них сказочных героев или реальных лиц.

  • Используем упражнения на мнемотехнику

Вот несколько самых распространенных упражнений:

  1. Собери группу. Дать малышу картинки на 1-3 темы (одежда, виды спорта, фрукты) и предложить их сгруппировать, и объяснить, почему он так думает.
  2. Нарисуй впечатления. Предложить ребенку вечером нарисовать хорошие и плохие впечатления от прожитого дня, рассказать о них. Взрослый должен ежедневно добавлять несколько новых понятий и слов.
  3. Выучи стихи. Заучивать стихи, используя мнемотаблицу, где строки представлены картинками.
  4. Сетка памяти. Показать несколько картинок, расположив их в виде сетки, назвать , описать, перевернуть, предложить назвать. Проверить, перевернув картинку.
  5. Фотопамять. Показать и убрать картинку, дать вместо нее похожую, но отличающуюся 1-2 деталями. Пусть он назовет эти отличия.
  6. День – ночь. Разложить картинки, предложить малышу закрыть глаза, так как настала ночь. Убрать одну картинку, предложить открыть глаза и назвать спрятанный экземпляр.

Логичность

Игры на развитие логики:

  • Картинки перепутались. Глядя на яркие красочные картинки, ребенок должен найти «ошибки» художника и назвать их. Другой вариант – разложить картинки, изображающие какую-то историю или сказочный сюжет в нужном порядке.
  • Собери пословицу. Это игра для детей, умеющих читать. Нужно соединить на карточке начало пословицы и ее конец, выбрав его из нескольких вариантов.
  • Найди ошибку. Ребенку показывают сюжетную картинку, на которой имеются нарисованные несуразицы. Например, на картинке, изображающей зимний пейзаж и играющих в снежки детей, есть изображение совочка и ведра с песком.

Эмоциональная окрашенность

  • Веселые песенки

Между речью и музыкой много общего. Это ритмичность, разнообразные интонации, деление на фразы, динамичность и разнообразный темп. Часто повторяя одни и те же слова, дети их запоминают, правильно употребляют в предложениях. Кроме этого, малыши поют текст целыми фразами, что обогащает связную речь. Это могут быть колыбельные песенки, песенки – «вставалочки», напеваемые по утрам, логоритмика, когда пение сопровождается движениями.

Малыши, участвующие в публичных выступлениях, учатся не стесняться публики, координировать свои действия. Выступая, малыши стараются заслужить аплодисменты, поэтому они максимально точно передают текст стихов и сценок.

Загадки – это миниатюрные описательные рассказы. Они образны и выразительны, воспитывают культуру общения, делают речь выразительной. Дети очень любят отгадывать загадки, но часто не могут придумать их самостоятельно. Для стимуляции связной речи можно провести конкурс загадок или соревнование чтецов стихотворений.

Участвуя в таком конкурсе, дети максимально концентрируют свое внимание. Они легко запоминают стихи и загадки, используемые в конкурсе, поскольку все проходит в игровой форме.

  • Используем сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра создает благоприятный эмоциональный фон, приподнятое настроение. Поэтому все, что проходит через игру, усваивается легко и быстро. Дети берут на себя роли взрослых, воспроизводят отношения между людьми и их деятельность. Для этого нужно общаться между участниками, комментировать свои действия и действия сверстников.

Чтобы все прошло удачно, ребенку приходится связно выражать свои мысли, использовать в речи правильные грамматические формы. В противном случае никто не поймет, что нужно «продавцу» (пожарному, учителю, строителю, воспитателю). Дети распределяют роли, выстраивают сюжет игры. Если с ними играет взрослый, они прислушиваются, как он строит свое высказывание, стараются подражать.

Наличие слов всех частей речи, включая служебные:

  • Узнай слово по описанию. Детям предлагают угадать слово по его признакам, названным взрослым. Например: «трусливый, серый …» (заяц), «белое, коровье, душистое …» (молоко).
  • Как сказать по-другому? Взрослый называет слово и предлагает детям подобрать похожие по смыслу слова. Например: «прекрасный – изумительный, красивый». Для этой дидактической игры используются все части речи.

Наборы карточек

  • Какой, какая, какие. Взрослый показывает карточку, на которой изображена схема, например, с изображением предмета, сделанного из дерева, и самого дерева. Предлагает назвать, какой предмет. «Окно какое? Деревянное».
  • Большой, маленький. На карточках изображен один и тот же предмет в разном масштабе. Ребенку предлагается показать, где большой, где маленький предмет.
  • Короткие слова. Детям показывают игрушки и предлагают сначала назвать те, которые обозначены короткими словами (лев, мяч), а потом длинными (черепаха, бабочка, машина).
  • Кто что умеет делать. Эта дидактическая игра может варьироваться, если взять карточки на разные темы. Например, можно показать ребенку карточки на тему «Насекомые» и спросить: «Что умеет делать стрекоза (жук, бабочка, гусеница, паук)?»

Использование сложных распространенных предложений

  • Экскурсии

Значение этого метода состоит в том, что во время реальных или виртуальных экскурсий ребенок усваивает значение новых слов. Он учится употреблять их уместно в соответствии с ситуацией, в которой находится. Например, во время экскурсии в осенний лес взрослый обращает внимание на то, что ручей звонкий, чистый, прозрачный, журчащий, холодный. Осень золотая, ранняя, багряная, теплая, хмурая или солнечная.

Именно взрослый представляет ребенку окружающий его внешний мир, обращает внимание его особенности. Исследователи детской речи считают, что тот предмет или явление, которое ребенок не может назвать, как бы не существует для него.

  • Пальчиковый театр

Для представлений пальчикового театра можно использовать как распространенные и известные всем русские народные потешки и сказки («Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Колобок», «Репка»), так и стихи Корнея Чуковского, А. С. Пушкина, Самуила Маршака, Агнии Барто и других детских авторов. Пальчиковые куклы поднимают настроение малышей, дарят радость. Для их использования не нужны специальные условия и оборудование. Для инсценировок используют самодельные или приобретенные в магазине миниатюрные куклы, надеваемые на пальцы.

Театрализованные сказки понятны детям даже раннего возраста, их драматизация похожа на волшебство, которое можно сделать своими руками. Первое представление показывает мама или папа, затем к драматизации подключаются дети. Их речь становится более грамотной, в ней появляются образные выражения, поговорки из текста сказок.

С помощью таких кукол можно разыгрывать знакомые сказки с участием одного или нескольких детей. Если «актер» не один, роли распределяет взрослый. Театрализованные сказки можно изменять, придумывать для них другое развитие событий, концовку, вводить в старые сказки новых персонажей.

Читать еще:  Игры на развитие внимания в старшей группе

Игра с куклой отвлекает детей от собственных речевых ошибок. Замечания по поводу речевых ошибок родители делают не ребенку, а кукле, что придает малышам уверенности в себе. Самый сложный вид такой драматизации – придумывание и разыгрывание сказки, придуманной детьми самостоятельно.

Как проверяют связную речь у детей перед 1 классом школы?

Какие упражнения предлагают детям при проверке связной речи:

  • Составить рассказ по серии из 4-5 разрозненных картинок, связанных одним сюжетом. При высоком уровне развития связной речи ребенок последовательно располагает картинки, грамматически верно рассказывает о сюжете, ничего не упустив. При среднем уровне связной речи он делает это при помощи взрослого. Речь правильная, но отдельные слова употребляются неправильно, рассказ стереотипен. При низком уровне связной речи картинки разложены неверно, ребенок высказывается с грамматическими ошибками, речь скудная, средства выразительности не используются.
  • Пересказ прослушанного текста из 6-10 простых предложений. Его можно прочитать не более 2 раз. Высокий уровень связной речи – для грамотного и логичного пересказа ребенку достаточно одного прочтения рассказа. Средний уровень – нужно прочитать рассказ 2 раза, задать наводящие вопросы. Ребенок заменяет часть слов, высказывается грамматически правильно. Низкий уровень – требуется помощь взрослого, наводящие вопросы, в речи много грамматических ошибок, смысл искажен, имеются повторы или ненужные замены слов.

Основные выводы

К концу дошкольного возраста дети должны овладеть навыками связной речи. Развитие всех сторон связной речи нужно стимулировать различными методами, используя сюжетно-ролевую игру, театрализованную деятельность, речевые наборы карточек, дидактические игры на развитие логики, последовательности и выразительности, мнемотехнику.

При регулярном использовании этих приемов речь ребенка при обследовании перед поступлением в первый класс будет находиться на высоком уровне. Быстрее всего речь развивается в игре – ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

Игровые упражнения для развития связной речи

Консультация с практикумом

» Игровые упражнения для развития связной реЧИ

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребёнка. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать связную речь.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи, необходимо также умело использовать интонацию, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

Характеристика связной речи и ее особенностей, содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и психологической литературы. Вопросы развития связной речи исследовали С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Т.В.Ахутина и др. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Огромную помощь в развитии связной речи, могут оказать специальные игры и упражнения.

Лингвистические игры во всех их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, фантазии, представления, имитации, образные и т.п), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие, — способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у ребенка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, ее темпо — ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими: развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребёнка.

Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний — процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Ниже представлены игры и игровые упражнения, направленные на активизацию речевого развития детей.

Игры и упражнения по развитию связной речи.

Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут . (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы . » Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня»
Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослыйговорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение «Если бы. »

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то . »
«Если бы я стал невидимым . »
«Если весна не наступит никогда . »
Игровое упражнение «Закончи сам»
Цель — развитие у детей связной речи, воображения.
Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Игровое упражнение «Один-много»
Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия.
— Это — шар, а это. (шары). Здесь много. (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)
— Это — мак, а это. (маки). В букете много. (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?
— Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это. (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)
— Что это? Чего здесь много?
— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы. Они оказались там, где…»).

Игровое упражнение «Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат».)

Игровое упражнение «Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный. ) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый. ) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

Читать еще:  Развивающие игрушки до года

Игра «Веселое путешествие» («На трамвае»)
Цель: Формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге.

В игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек). Посередине игровой комнаты (игрового уголка) расставляют стулья (парами, как в трамвае) или лавочки, между ними делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети — пассажиры отвечают ему. Предварительно каждый ребенок вместе с педагогом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают свои места в «трамвае». Педагог («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня» и др.

Игра «за покупками в магазин»

Цель: Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).

Пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);

медвежата: один — черный, 2—коричневых, у одного бантик на шее, один — в полосатых штанишках, один — в комбинезончике (3 картинки);

автомобили: грузовик, фургон, самосвал (3 картинки);

неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, у третьей на платье пояс с пряжкой (3 картинки).

Ход игрового упражнения на занятии:

Педагог вешает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит: «Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит.

-Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?

-Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика».

-А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом».

-Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».

Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку. Например: «Мне нужен мишка не в зеленой рубашке, не в штанишках с лямками и не тот, который сидит». Или: «Мне понравилась неваляшка не с черными глазами, не в сиреневом платье и не в платье с поясом».

Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему именно ту игрушку он купит для своего брата или для своей сестренки, педагог вручает ему картин

Выполнила: учитель-лопед Любарская Наталья Викторовна

Подборка игр, направленных на развитие связной речи детей

Содержимое разработки

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

Игры, направленные на развитие связной речи

студентка 4ДО группы

«Найди картинке место»

Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

На столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

– Описать предмет, которого не стало

– Рассказать о месте, где он стоял

– На какой звук начиналось название этого предмет

– В названии каких еще предметов есть этот звук?

Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то . »

«Если бы я стал невидимым . »

«Если весна не наступит никогда . »

Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;

Дети учатся составлять рассказы о профессиях.

Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.

Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

Цель: развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Материал: коробка с сюжетными картинками.

Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты.

– Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагог.

После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Цель: развивать у детей воображение, связную речь.

Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

Ребенок должен описать внешний вид другого ребенка, а остальные дети должны назвать, о ком говорил их товарищ.

«Волшебный мешочек» («Черный ящик»)

Цель: развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы.

Материал: коробка с предметом.

В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку).

Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Материал: предметные картинки.

Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста, примеры эффективных упражнений

Возраст 5-6 лет – один из наиболее ответственных периодов в жизни малыша, поскольку сейчас наступает время активной подготовки к школе. Родителям важно уделить внимание развитию правильной и связной речи у детей старшего дошкольного возраста, используя для занятий каждую свободную минуту – предлагая ребенку выполнить полезное упражнение на прогулке или стоя в очереди. Это поможет скрасить время, принесет и удовольствие, и пользу.

Нормы развития речи ребенка в 5-6 лет

Не будем забывать о том, что каждый дошкольник – это, прежде всего, личность, развивающаяся по своим собственным законам, поэтому то, что легко и доступно для одного малыша, может пока составлять непреодолимые трудности для другого. Однако специалисты выделили определенные речевые умения и навыки, которыми дети, достигшие данного возраста, должны уже обладать.

  • Правильное произнесение всех звуков.
  • Речь должна иметь связный характер – старшему дошкольнику по силам описать показанную ему картинку, используя сложные распространенные конструкции, рассказать о том, как прошел его день, чем он занимался, какие эмоции испытывал. Повествование должно быть понятным слушателю, состоять из ряда последовательных предложений.
  • Ребенок к 6 годам владеет большим количеством слов, активно использует синонимы и антонимы. Словарный запас – 3000 слов и более.
  • В речи появляются не только конкретные слова, но и абстрактные. Ребенок понимает, что такое «обобщающее слово», может сказать, что роза, пион и нарцисс – это садовые цветы, а василек и ромашка – полевые; объясняет, почему. Развитие речевых навыков идет в теснейшей взаимосвязи с познаванием мира.
  • Активно используются различные интонации, ребенок в процессе игры может «заговаривать разными голосами», наделяя каждого игрового персонажа собственной речевой манерой.

Именно в этот период происходит формирование внутренней речи, которая в дальнейшем поможет ребенку и в учебе, и во взрослой жизни. Также малыш должен уметь на слух определять количество слогов в слове, понимать, какой из них является ударным, различать мягкие и твердые варианты согласных звуков. Важно также, чтобы дошкольник умел понимать, есть ли какой-либо конкретный звук в том или ином слове, определял это на слух. Допустимы некоторые грамматические ошибки (например, говорить «полотенцев» вместо «полотенец»).

Гармонично развивающийся дошкольник без проблем перескажет текст, сможет ответить на вопросы по нему.

О важности тренировок

Связная речь дошкольников – одно из ключевых условий, говорящее о том, что малыш готов к первому классу. Что же подразумевается под этим термином? Это такая форма построения предложений, при которой каждый последующий фрагмент является логическим продолжением предыдущего, то есть способность ребенка грамотно, четко и последовательно излагать свои мысли, строить тексты.

Читать еще:  Игры для развития детей 2 3 лет

Отличительные черты связной речи:

  • последовательность;
  • логичность;
  • эмоциональная окрашенность;
  • наличие слов всех частей речи, включая служебные;
  • использование сложных, распространенных, вопросительных предложений.

Это умение очень важно, поскольку если дошкольник не может составить связный рассказ, его могут не принять в общеобразовательное заведение, направить в коррекционный класс, что наложит свой отпечаток на дальнейшую жизнь. А ведь этого вполне можно было избежать, проводя регулярные тренировки в 5-6 лет. Родителям важно понимать: если раньше была возможность закрыть глаза на некоторые отставания ребенка в развитии, не давить на него, заставляя по нескольку раз выполнять упражнения на постановку «сложного» звука, то теперь такой возможности нет. У них есть в запасе около года, чтобы полностью решить все проблемы и подготовить сына или дочь к полноценной школьной жизни.

Доказано, что те дети, которые владеют навыком связной речи, быстрее осваивают школьную программу, показывают лучшую успеваемость, чем те, кто пока еще очень плохо строит тексты. Кроме того, малыши, говорящие хорошо, чувствуют себя более уверенно, они общительны, открыты миру, в то время как дети с речевыми дефектами часто становятся зажатыми и закомплексованными. Проблемы детства в дальнейшем не дадут вести нормальный образ жизни, включиться в социум как полноправный его член. Поэтому очень важно уделить внимание полноценному развитию речи и устранению дефектов.

Развитие способности к звуковому анализу

Для формирования нормальной речи и последующего обучения письму и чтению важно, чтобы дети умели на слух распознавать звуки. Можно сыграть с ними в простую игру: родитель будет показывать ребенку карточки, на которых изображены различные знакомые ему животные, а также произносить четко их название. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши в тот момент, когда звучит название животного, начинающееся на определенный звук, например [к]. Поэтому когда мама показывает картинку и говорит «кошка» ребенок должен хлопнуть, но года он слышит «собака» — не хлопает: хотя в слове и есть звук [к], он не первый.

Есть еще несколько эффективных упражнений для развития речевого слуха.

  • Проговаривание одного и того же текста (скороговорки или чистоговорки, например: «от топота копыт пыль по полю летит») громко и тихо, быстро и медленно.
  • Можно помочь ребенку проявить артистизм, предложив ему произнести фразу так, как ее сказала бы кошка, свинка или любимый персонаж из мультфильма.
  • Чтение или проговаривание потешек, считалок, небольших стишков поможет проработать интонацию.

Занятия подобного плана следует проводить регулярно, поскольку они готовят малыша к первому классу, помогают ему научиться на слух воспринимать звуки. Это поможет ему в дальнейшем отличать их от букв.

Развитие лексического богатства

Занятия по развитию речи лучше всего проводить по игровой методике, давая малышу возможность не только получить полезные знания, но и повеселиться. Можно пригласить в гости сказочного персонажа, который будет загадывать ребенку всевозможные загадки. Например, сегодня к нам заглянул Мишка, у его приятельницы Куницы сегодня день рождения – давайте придумаем как можно больше добрых слов для именинницы. Ребенок старается подобрать различные эпитеты, характеризующие животное по окраске, внешнему виду, чертам характера, поведению.

Далее Мишка загадывает следующую загадку – «Закончите предложения»:

  • Если котик не может найти свой домик, мы … (постараемся помочь ему);
  • Если цветок завял, то … (его надо полить);
  • А вот лисичке скучно, ее … (надо повеселить). Как мы будем веселить ее? (Расскажем ей стишок). Далее в занятие вплетается стихотворение, в котором много слов с определенным звуком, задача ребенка – выразительно его рассказать.

Теперь Мишке интересно, что же делал ребенок вчера на улице. Задача малыша – составить небольшой связный рассказ о том, как он играл в песочнице или кормил голубей.

Родителям важно предложить такую тематику для повествования, чтобы малышу было приятно вспоминать об этом. Так, если вчера другой ребенок сломал любимую игрушку, то лучше не напоминать об этом событии, а предложить поговорить о чем-то положительном.

Мишка обязательно должен поблагодарить ребенка за старание, но давить подарок, даже сладость, специалисты не советуют, в противном случае у малыша может выработаться привычка связывать свою работу с вознаграждением и не стараться, если такового не будет.

Решение проблем с дефектами

Дошкольники в 5-6 лет могут иметь сложности с выговариванием звуков [л] и [р], а также другие проблемы, решать которые родителям необходимо совместно со специалистами, предлагая ребенку выполнять задания из логопедии: дыхательную и артикуляционную гимнастику, произнесение чистоговорок, в которых представлены слова с проблемным звуком. Также дефектологи советуют выполнять различные упражнения.

«Фрукты»

Играть можно в любом месте, во время прогулки или дома. Взрослый показывает ребенку ряд карточек, на которых изображены фрукты, и просит назвать их. Если занятие проводится на улице, карточки необязательны, можно просто попросить перечислить знакомые фрукты.

Далее взрослый задает вопросы.

  • Как называется сок из яблок? (Яблочный). А из персика, апельсина? Такое упражнение помогает сформировать умение самостоятельно образовывать слова.
  • А теперь представь, что все эти фрукты принадлежат тебе. Как ты скажешь? (мое яблоко, мой мандарин). Дети учатся грамотного согласовывать местоимение и существительное.
  • Составим рассказ о фруктах по плану: цвет – форма – вкус. Опиши яблоко.

Дома можно и порисовать. Мама рисует один фрукт, например апельсин, просит ребенка нарисовать несколько и правильно назвать рисунок, осознавая таким образом понятия «один и много». Далее – просит нарисовать большой апельсин и маленький, помогая ребенку понять эти категории и в дальнейшем использовать их в речи.

«Профессии»

Родитель рассматривает с малышом картинки, на которых изображены представители разных профессий, рассказывает о том, что они делают, какую пользу приносят. Также рассказывают о собственной работе – должности, обязанностях. Дальнейшая часть упражнения может проводиться в любом месте.

  • Родитель задает вопросы по изученным профессиям: кто лечит людей, чем занимается учитель, какие профессии ты знаешь в детском саду, в чем особенность конкретной профессии?
  • Кто кем работает? Отличный вариант для игры во время прогулки. Проходя мимо магазина, следует спросить ребенка: «кто здесь работает, как называется профессия?». Аналогично предлагается уточнить названия профессий парикмахера, врача, водителя, дворника и прочих, кто встретился.
  • Упражнение на внимательность «Исправь ошибки». Взрослый выстраивает неверное предложение, задача ребенка – понять, что не так, и исправить. Например, продавец продает овощи, а библиотекарь продает книги (надо – выдает книги).

Подобные дидактические упражнения очень разнообразны, любой родитель может подобрать такой материал, чтобы в нем присутствовали слова с проблемными звуками, это поможет улучшить их произношение.

Обучение пересказу

Важнейшим этапом развития грамотной связной речи у старших дошкольников является тренировка их умения пересказывать прочитанный текст.

Специалисты советуют использовать такую последовательность работы.

  1. Вводная беседа. Родителю необходимо пояснить задачу, сообщить ребенку, что сейчас ему будет рассказан некий фрагмент, задача – прослушать его. Можно также показать картинку, имеющую отношение к рассказу, – например, иллюстрацию к сказке. Это поможет создать необходимый эмоциональный фон.
  2. Выразительное чтение фрагмента или эмоциональный рассказ.

Ребенок должен полностью услышать весь текст, который подобран так, чтобы он был интересен старшему дошкольнику.

Развивать умение пересказывать, создавая при этом связные тексты, вовсе не обязательно в домашней обстановке. Можно проводить занятия на улице, предварительно сказав ребенку: «Вчера мы с тобой читали сказку – расскажи, что тебе удалось запомнить». Родитель может также задавать уточняющие вопросы, следя за тем, чтобы у ребенка получались логичные и понятные ответы.

Работа с иллюстрациями

Развитию связной речи у старших дошкольников способствует и работа с картинками. Можно подобрать для ребенка красочную репродукцию и предложить составить по ней связный рассказ. Это может быть:

  • подробное описание того, что изображено, с использованием прилагательных для описания (большой, красивый, желтый), глаголов, помогающих передать действие, а также наречий (близко, далеко);
  • придумывание связного рассказа с теми персонажами, которые нарисовал художник. Например, можно предложить ребенку домыслить, почему они оказались в такой ситуации, что этому предшествовало, как они относятся друг к другу.

Задача родителя – не просто дать задание и слушать рассказ ребенка, но и помогать ему. Так, первый рассказ по картинке можно сочинить вместе. Мама или папа придумывает и говорит ребенку несколько вариантов первого слова или фразы: «Однажды», «Жили-были», «В большом лесу появились на свет», «Дело было в таинственном лесу». Это поможет малышу убедиться в том, что одно и то же можно сказать различным способами. Если ребенок затрудняется, его сюжетная линия зашла в тупик, то родителю необходимо немного подсказать, помочь сюжету пойти дальше, но затем – вновь предоставить дошкольнику бразды правления, не перебивать и не торопить его.

Первые опыты ребенка могут отнюдь не радовать родителей, но не стоит огорчаться, необходимо запастись терпением – только регулярные планомерные тренировки принесут свои плоды.

Чтение – для пополнения словарного запаса

Для детей дошкольного возраста особое значение имеет прослушивание образца правильной речи, поэтому родители должны постоянно читать им стишки, сказки. Можно это делать на ночь или днем, например на прогулке в парке. Малыши в 5-6 лет обладают феноменальной памятью, поэтому если ребенок без логопедических проблем знает мало слов, то причина этого в этом, вероятнее всего, стоит обвинить его родителей, которые не давали ему возможности познакомиться с богатством родного языка. Пришла пора это исправить, читая ребенку произведения художественной литературы, а также рассказы и документальные очерки о животных, рассматривая с ними картинки, беседуя об услышанном. Это поможет расширить пассивный и активный лексикон дошкольника.

Если в тексте попалось слово, значение которого ребенку непонятно, следует пояснить его, визуализировать (показать картинку или сам предмет, изобразить действие). Это ускорит запоминание.

Развитие связной речи старшего дошкольника – очень важный этап подготовки к школе, поэтому родителям следует регулярно проводить занятия, используя всевозможные упражнения, игры, чаще разговаривая с ребенком, добросовестно отвечая на его вопросы, не отмахиваясь. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector