221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие связной речи старшая группа

Картотека игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

В картотеке помещены дидактические игры для развития связной речи. Цель этих игр: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет, составлять небольшие рассказы по картинам.

Скачать:

ВложениеРазмер
dlya_starshey_gruppy.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД №68 «РОМАШКА»

Картотека дидактических игр

для развития связной речи

в старшей группе

Корнилова Гульниса Хажиахметовна

Воспитатель МАДОУ ДС №68

«Найди картинке место»

Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.

Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь.

Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).

Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

«Где начало рассказа?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Материал: серия сюжетных картинок.

Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«Составь два рассказа»

Цель: учить различать сюжеты разных рассказов.

Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

На столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

– Описать предмет, которого не стало

– Рассказать о месте, где он стоял

– На какой звук начиналось название этого предмет

– В названии каких еще предметов есть этот звук?

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

1. Почему птицы улетают на юг?

2. Почему наступает зима?

3. Почему ночью темно?

4. Почему зимой нельзя купаться в реке?

5. Почему летом жарко?

6. Почему медведь зимой спит?

7. Почему заяц зимой белый?

8. Почему дома нельзя играть с мячом?

9. Почему из трубы идет дым?

10. Почему в доме делают окна?

11. Почему листья на деревьях появляются весной?

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Рассуждения и ответы на вопросы:

«Я мою руки потому, что…»

– Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.

Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

– Объясни, почему кошка недовольна?

Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут . (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы . » Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то . »

«Если бы я стал невидимым . »

«Если весна не наступит никогда . »

Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;

Дети учатся составлять рассказы о профессиях.

Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.

Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

Цель: развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Материал: коробка с сюжетными картинками.

Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты.

– Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагог.

После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Цель: учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

Цель: развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.

Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.

– Скучен день до вечера, коли делать нечего.

– Аккуратность человека красит.

– Маленькое дело лучше всякого безделья.

– За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Цель: развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

Цель: развивать у детей воображение, связную речь.

Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

«Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»

Цель: развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

«Продавец и покупатель»

Цель: формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.

Материал: предметы (картинок с изображением предметов) похожих по назначению, но разных по внешнему виду.

На столе или полке, мольберте выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже догадаются, о чем идет речь.

Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

Ребенок должен описать внешний вид другого ребенка, а остальные дети должны назвать, о ком говорил их товарищ.

Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Материал: игрушки животных.

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Волшебный мешочек» («Черный ящик»)

Цель: развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы.

Материал: коробка с предметом.

В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку).

Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».

Цель: учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

План описания предмета: Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Материал: предметные картинки.

Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

«Собирают сыр с кустов.

С зайцами пасут коров.

На лугу доят волов.

В пляс пускается медведь.

Тыквы стали песни петь.

Косят косари леса.

На снегу лежит роса.

Верно ли, что как-то раз

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам ночью светит?

Что конфет не любят дети?»

«Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою называли Жучкой.

А хохлаткою они звали жеребёнка,

А ещё была у них курица Бурёнка.

А ещё у них была собачонка Мурка,

А ещё – два козла: Сивка да Бурка!»

«Дождик греет, солнце льётся.

Мельник мелет воду в колодце.

Прачка на печке стирает корыто.

Бабушка в речке поджарила сито».

«Два весёлых карапуза,

На печи усевшись ловко,

Рвали с яблони арбузы,

В море дёргали морковку.

На ветвях созрели раки,

Семь селёдок и ерши.

Все окрестные собаки ели брюкву от души».

«Чего на свете не бывает»

Цель: учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Объясни, что такое»

Цель: развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы.

Комплекс дидактических игр для развития связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны занятия с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников.

При проведении игр ставились следующие задачи:

  • Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения

Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе дидактических игр. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.

Игры для закрепления формы множественного числа:

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе дидактических игр. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.

1. Игра «Один — много».

Ход: Педагог показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар — шары, дом — дома, ведро — ведра и т.д.

Педагог показывает картинку и называет: шар.

— А у тебя, — спрашивает педагог, — что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

2. Игра «Лови и называй».

Педагог: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Педагог бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Педагог называет от пяти до восьми слов.

3. Игра » Играем со словом»

Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».

4. Игра «Измени слово».

Педагог называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

5. Игра » Назови одним словом»

Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

Игры для уточнения формы родительного падежа:

1.»Угадай, чьи это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Педагог называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2. «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой — изображения хвостов. Педагог показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра «Чей клюв?».

Игры для уточнения формы дательного падежа:

1. Игра «Кому нужны эти вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

2. Игра «Подарки» Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

3. Игра «Гости». На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка — зайчику) и т.д.».

Игры для уточнения формы винительного падежа:

1.Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны называть, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д.

2.Игра «Ответы на вопросы» Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?

б) Что ты любишь?

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.

Игры для уточнения формы творительного падежа

1. «Профессии» Ответы на вопрос «кто чем работает?» по картинкам (парикмахер — ножницами, маляр — кистью и т.д.).

2. Игра «Назови слова» Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.

3. Игра «Назови пары» Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.

Игра для уточнения формы предложного падежа:

Игра «Помоги животным найти свой домик». Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других — их жилища. Педагог предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища

Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

1. Игра «Большой маленький».

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки — большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Педагог предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

Это? — показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? — показывает педагог на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Педагог: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы — под кругом.

Педагог ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Педагог предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч, елочка, шарик, мячик.

Игра в образовании сложных слов игра «Эхо».

  • листья падают — листопад
  • сам ходит — самоход
  • снег падает — снегопад
  • мед носит — медонос
  • вода падает — водопад
  • звонит попусту — пустозвон
  • звезды падают — звездопад
  • сено косит — сенокос
  • разводит сады — садовод
  • везде ходит — вездеход
  • разводит лева — лесовод
  • база для нефти — нефтебаза
  • перевозит лес — лесовоз
  • ходит на атомной
  • энергии — атомоход
  • сам летит — самолет
  • пыль сосет — пылесос
  • воду возит — водовоз.

Игра «Назови сколько».

Картинки перевернуты, ребенок их не видит.

Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Педагог предлагает назвать, что на карточке.

— Это : (ребенок наугад называет любой предмет).

Педагог переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

Педагог: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

— Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, — педагог предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. — Что на карточке?

Ответ ребенка: Кружки.

Педагог: сколько кружков?

Ответ ребенка: Два.

Педагог кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Педагог: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки :продолжай.

Педагог меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

Педагог: Открой глаза и посмотри, что изменилось.

Ребенок: Новая карточка.

Педагог: Сосчитай, сколько кружков на карточке.

Педагог предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

Игры по развитию речи в старшей группе ДОУ

В 5-6 лет, когда дети переходят в старшую группу детского сада, самое время начать подготовку к школе. Одним из индикаторов готовности дошкольника к предстоящей учебе считается уровень речевого развития. В подготовительном и первом классе на базу устной речи будет накладываться навык чтения, освоения фонетики и орфографии родного языка. И если она недостаточно сформирована к этому возрасту, у логопеда есть обширный игровой инструментарий для помощи будущим первоклассникам.

Игры для формирования и развития словаря

«Собери багаж»

Обобщение и группировка по признакам

Для начала подготовьте карточки с изображениями различных предметов таким образом, чтобы как минимум каждые 3 (и более) из них относились к одной теме или могли быть обобщены по какому-либо признаку (продукты, игрушки, всё зелёное, всё мягкое, встречается только зимой). Тематических признаков должно быть столько же, сколько участников играет, плюс 1-2 «запасных». Каждому из игроков раздайте корзинку (коробку, чемоданчик). Карточки спрячьте в непрозрачную емкость или переверните изображениями вниз.

Расскажите детям, что скоро вы отправитесь в далекую волшебную страну. Взять с собой в багаж каждый может только те вещи, что имеют какую-то общую черту. Предложите первому ребенку вытащить наугад одну карточку. Обсудите с детьми свойства этого предмета, его назначение, примечательные черты, отличия. Первая карточка попадет в «чемодан» первого игрока.

Второй ребенок вытаскивает свою карточку. Обсуждение повторяется. Вместе с детьми определите, относится ли этот предмет к той же категории, что и первый. Если да – карточку забирает первый игрок. Если нет – второй кладет этот предмет в свой «багаж» и передает ход следующему участнику.

Игра продолжается до тех пор, пока у каждого ребенка в чемодане не накопится по 3 предмета (или более, если вы подобрали свыше 3 тематических карточек каждого вида для каждого игрока).

«Перевертыши»

Игра динамическая, подходит для работы с мячом (перекидывать друг другу, называя слово), эстафет, прыжков и пр.

Ведущий называет слово и передает ребенку мяч (или совершает другое действие). В ответ ребенок как можно быстрее должен назвать слово, противоположное по смыслу. Игрокам можно подсказывать друг другу, вместе развивая активный словарь.

«Журналисты»

Формулирование вопросов, употребление глаголов

Расскажите, что сегодня дети будут работать журналистами и брать друг у друга интервью. Подготовьте два стула, как в настоящем телеэфире, импровизированный микрофон и вызовите первую пару участников.

Для каждого подготовьте некую тему, событие или явление, про которое можно рассказать, что именно оно делает. Шепните тему (одним словом) на ухо «журналисту» и предложите «взять интервью» – составить с загаданным словом вопрос «Что делает?». Второму ребенку придется отвечать на вопрос, вспоминая навыки, способности и возможности загаданного существительного.

Пример: Солнце. «Скажи, что делает солнце? – Солнце светит, греет, восходит, сияет.

Собака. «Расскажите нам, пожалуйста, что делает собака? – Лает, кусается, рычит, охраняет.

После того, как интервью окончено, слово дают «гостям в студии», другим детям, предлагая придумать другие глаголы, относящиеся к данному существительному. Затем участники меняются ролями, повторяют игру с другими словами, а потом уступают место следующей паре . Гостю, назвавшему наибольшее количество глаголов (и как игроку, и «из зала») полагается приз.

«Переводчики для китайского туриста»

Расскажите детям о том, что человеку, который плохо знает язык, порой очень трудно понять значение тех или иных слов. И на помощь могут прийти слова, похожие по смыслу.

Представьте детям куклу (мишку и пр.), которая приехала в гости из другой страны – Китая. Она плохо знает русский язык, потому что только начала его изучать. Ей требуется помощь, чтобы понять некоторые русские слова.

Показывайте детям карточки с обозначениями разных слов (или произносите их вслух) и предлагайте объяснить их смысл иностранке при помощи всего одного слова. Вовлекайте в игру всех детей – пусть придумывают синонимы коллективно.

Игры для формирования и развития грамматического строя речи

«Словечки кувырком»

Составление фразовых схем и структурирование предложений

Разбейте группу на тройки. Каждый ребенок будет изображать определенное слово. Объясните детям их роли. Затем расскажите о них оставшимся участникам.

Сегодня Дима у нас будет словом «котенок». Наташа – словом «хочет», а Катя – словом «спать». Дети, встаньте рядышком, чтобы мы могли вас прочитать.

Дети «читают»: «Котенок хочет спать».

Предлагайте детям из этой тройки меняться местами («перекувырнуться», можно сопроводить перестановку прыжками). Прочитайте новый результат: «Спать хочет котенок, котенок спать хочет, спать котенок хочет и т.д.)

В следующей группе предложите не менять первое слово и продолжить историю про котенка. К примеру, «Котенок берет подушку» и т.д. Каждый раз читайте фразу целиком, обсуждайте, изменился ли ее смысл от перестановки слов, понятна ли она, по-русски ли звучит.

«Угадай, какой?»

Согласование имен существительных и прилагательных

Детям последовательно предлагаются названия различных предметов и задается вопрос об их свойствах: «Какой?», «Какая?», «Какие?». Можно играть с мячом, перекидывая его от взрослого ребенку на каждый вопрос-ответ, передавать друг другу игрушку по эстафете (следующий игрок придумывает новый эпитет к загаданному слову), хлопать или иллюстрировать игру каким-либо иным способом. Набор существительных подбирается случайным образом или под тему занятия.

Шапка. Какая? – Зимняя, теплая, шерстяная, вязаная…

Ботинки. Какие? – Синие, удобные, нарядные, кожаные…

Солнце. Какое? – Горячее, яркое, далекое, большое…

Фантазеры

Развитие речевой активности, воображения

Все участники садятся в круг. Взрослый держит в руках маленькую игрушку (шарик, камушек, палочку). Он загадывает соседу справа первое слово. К примеру, «сокровище». Второму игроку нужно придумать связное предложение с этим словом. «В подвале старого дома дети нашли настоящее сокровище». За хорошо придуманное развернутое предложение игрок получает в руки эстафетную игрушку, камушек и пр. Следом он загадывает соседу справа следующее слово. Тому предстоит выдумать свое предложение с новым словом, связав его по смыслу с предыдущим, чтобы получился рассказ. Завершив круг, игроки вспоминают получившуюся историю.

Игры для развития связной речи

Писатель-неумеха

Формулирование, построение сложноподчиненных предложений, развитие логического мышления

В гости к детям пришел писатель, который никак не может закончить детскую книжку, потому что в его рассказах есть начало, но нигде недостает концовки. Он просит у детей помощи: подскажите, чем могла бы закончиться каждая из историй.

Зачитывайте начало заранее заготовленных предложений, затем добавляйте вопрос «почему» и просите детей начать ответ с «потому что», а затем повторяйте получившееся предложение целиком.

«Папа принес домой торт и поставил его на балкон.. (почему?), потому что у нас сломался холодильник».

«Маша не будет сегодня ложиться спать в девять часов… (почему?), потому что сегодня 31 декабря, и все встречают Новый год».

«Полосатая кошка залезла на высокое дерево и мяукает… (почему?), потому что не может спуститься обратно».

Голова или хвост?

Составление рассказа по картинке

Для игры подготовьте сюжетные серийные картинки, иллюстрирующие единый рассказ. Перемешайте их и скажите детям, что волшебная змея, которая умеет читать и рассказывать истории, просит помощи: нужно разложить картинки в таком порядке, в каком развивается изображенная на них сказка. Обсуждайте каждую карточку, расспрашивайте детей, побуждайте рассказать о том, что нарисовано, в какую часть цепочки следует ее разместить.

По завершении задания попросите змею «прочитать» получившийся рассказ.

В погоне за модными и осовремененными играми не забывайте о классике дворовых детских игр, знакомых сем с детства. «Съедобное/несъедобное» и «Испорченный телефон» десятки лет являются одними из самых популярных и проверенных поколениями игр для речевого развития.

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

«Поймай преступника»

Расскажите, что вы получили задание помочь полицейским волшебного города букв и слов. В ней живут не только хорошие слова, но и хулиганы и другие нарушители. Сегодня они пробрались в каждый дом и засели там! Вам с детьми предстоит вычислить этих нарушителей, назвать их и передать властям. А узнать преступника очень просто: их имена очень сильно выделяются и отличаются от имен соседей по «домику».

Называйте слова из одной лексической группы плюс одно лишнее.

Донна Картошка, фрау Луковица, синьор Чемодан, господин Огурец (синьор Чемодан).

Миша Белкин, Миша Зайцев, Миша Синицын, Миша Медведев (Миша Синицын).

Прыг-скок-квак

Работа с фонематическим слухом

Поделитесь с детьми историей о том, что где-то живут веселые лягушки, которые очень любят говорить похожими друг на друга словами. Чтобы подружиться с ними, нужно научиться говорить так же, как они. Попросите детей повторять за вами следующие фразы:

Придумайте вместе новые сочетания слов, похожих по звучанию, и повторите их несколько раз.

В зависимости от особенностей развития ваших учеников, в этот раздел следует добавить игры для отработки фонетики родной речи. Занятия на постановку шипящих, свистящих и сонорных звуков в этом возрасте по-прежнему высокопродуктивны и способствуют развитию у детей потребности в общении, стимулируют когнитивную активность.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Игра по развитию речи для детей старшей группы «Путешествие в мир сказок»

Задачи:

  • обобщать и систематизировать представления детей о сказках;
  • содействовать развитию внимания, мышления, воображения, памяти, связной речи, эмоциональной отзывчивости;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим, интерес детей к книге.

Игровой сюжет: дети должны пройти лабиринт, чтобы помочь Золушке и сказочным героям попасть на бал сказочных героев.

Игровой образ: Золушка и мачеха.

Игровой результат: дети помогают Золушке вместе со сказочными героями отправиться на бал сказок.

Игровая проблемная ситуация: Золушка не может попасть на бал сказок, так как мачеха заколдовала всех сказочных героев.

Материал и оборудование: аудиозапись обращения Золушки, иллюстрации к сказкам с перемешанными эпизодами «Заячья избушка»; «Петушок — золотой гребешок»; «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кошкин дом», «Лисичка со скалочкой», «Маша и медведь», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят»; тыква, рукавичка, шапочка красного цвета, туфелька, яичко и ключик золотого цвета, зеркало, горшочек мёда, медицинский чемоданчик, гармошка; мультимедийная презентация к заданиям «Знакомые образы», кубики Н.А. Зайцева; изображения сказочных героев: Незнайка, Шапокляк, Крокодил Гена, Дюймовочка, Кот в сапогах, Буратино, Емеля, Щелкунчик, почтальон Печкин; зашифрованные письма в виде схем-моделей, музыкальный ролик «Сказки гуляют по свету».

Предварительная работа: чтение сказок, художественных произведений, просмотр мультфильмов по сюжетам известных сказок, посещение театральных представлений, оформление альбома детского творчества «Любимые герои сказок», выставки «Наши любимые сказки», работа в микрогруппах по проектным заданиям совместно с родителями и подготовка для детей сказочных костюмов.

Ход игры

Организационный момент.

Дети входят в группу. При входе они видят тыкву.

В. Что это? Как вы думаете, откуда в группе тыква? Кто бы нам мог её оставить? Какому сказочному герою она может принадлежать? (Золушке.) В каких сказках ещё встречается тыква?

Звучит аудиообращение Золушки:

«Дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь, я очень хочу попасть на бал сказочных героев. Но злая мачеха заколдовала и спрятала их. И теперь, чтобы спасти героев сказок и попасть на бал, нужно пройти сложный путь и выполнить множество заданий. Друзья мои, вы поможете мне в этом?»

Дети. Поможем!

Основная часть.

В. Ребята, посмотрите — это сказочный лабиринт (запутанная дорога). Для тог, чтобы его пройти, надо быть очень внимательными, правильно выполнять задания и находить подсказки, куда направляться дальше. Как вы думаете, куда же нам сейчас идти? (Дети показывают стрелку на дорожке, которая указывает на рукавичку.)

Ребята, а кто потерял рукавичку?

В рукавичке дети находят картинки из разных сказок (каждому ребёнку — по 1 карточке) и записку от Золушки: «Ребята, злая мачеха перепутала все эпизоды сказок, вам необходимо их восстановить. Лишь, когда правильно назовёте все сказки и найдёте к ним картинки, вы сможете найти подсказку, куда отправляться дальше.»

Игра «Путаница из сказок».

Цель: развивать внимание и память, упражнять детей в узнавании сказок, выделении эпизодов из сказки.

Игровые действия: рассмотреть картинку, узнать сказку и назвать её, собрать из разрезных картинок два, следующих один за другим, эпизода сказки.

Ход игры

В. Дети, посмотрите внимательно на свои картинки. Вспомните, из какой они сказки? А теперь подойдите к столам и найдите продолжение своей сказки, но будьте внимательны, т.к. вам могут попадаться и лишние, перепутанные эпизоды сказок.

Когда дети правильно найдут все эпизоды к своей сказке, перевернув картинки, они увидят стрелку, которая покажет направление дальнейшего пути.

Продолжая идти по указанному направлению, дети наталкиваются на горшочек мёда.

В. Ребята, чей это горшочек? В какой сказке встречается этот предмет? Кто его потерял? (Ответы детей.)

В горшочке находят записку от Золушки:

«Ребята, вам надо найти все потерянные вещи сказочных героев и выяснить, кому они принадлежат, тогда вы найдёте подсказку дальнейшего пути».

Игра «Потерянные вещи».

Цель: стимулировать развитие внимания, наблюдательности.

Игровые действия: дети должны найти потерянные вещи, размещённые по группе и объяснить, кому из героев сказок они принадлежат.

Ход игры

Дети находят потерянные вещи сказочных персонажей, называют хозяина и складывают их в корзину.

На каждой вещи закреплена картинка цветка — подсказка, куда идти дальше.

  1. Шапочка красного цвета (Красная шапочка).
  2. Туфелька (Золушка).
  3. Золотое яичко (Курочка ряба).
  4. Золотой ключик (Буратино).
  5. Зеркало (злая царица-мачеха).
  6. Горшочек мёда (Винни-Пух).
  7. Медицинский чемоданчик (Айболит).
  8. Гармошка (Крокодил Гена).

В. Ребята, подумайте, что значит эта картинка? Куда нам идти дальше? Что искать? (Цветок, поляну цветов.)

Дети направляются к цветам, на экране появляется цветок.

В. Дети, вы молодцы! Теперь, чтобы пройти дальше, вы должны узнать сказочных героев по описанию.

Игра «Знакомые образы»

(На экране появляются лепесточки цветка с загадками).

Цель: стимулировать развитие внимания, мышления, закреплять навыки чтения.

Игровые действия: прослушав загадку, надо узнать сказочных героев и сказку, записать кубиками слова, буквы которых появляются на экране компьютера после правильного ответа на загадку. Эти слова подсказывают детям, куда идти и что искать дальше.

1. А дорога далека,

Чё А корзина не легка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок (Маша и медведь.)

Р 2. По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра! (По щучьему велению.)

3. Нет ни речки, ни пруда —

Где воды напиться?

Ны Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

4. Не лежалось на окошке —

Й Покатился по дорожке…(Колобок.)

5. Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят.)

6. Скачет лошадь непростая —

Я Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок —

По прозванью… (Конёк-Горбунок.)

7. На крыше дома он живёт

Щи Человечек-вертолёт… (Карлсон.)

8. Прогулялась я по полю

К И купила самовар,

А потом на мне женился

Храбрый маленький комар… (Муха-цокотуха.)

В. Дети, прочтите слова, которые получились (чёрный ящик). Значит, что мы должны искать? (Ответы детей.)

Дети находят чёрный ящик, который закрыт на замок.

В. Ребята, мачеха спрятала какой-то из предметов, изображённых на картинках в чёрный ящик (картинки на доске). Отгадайте его! Только вопросы должны быть такие, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». Когда вы отгадаете предмет, только тогда можно будет открыть ящик.

Словесная игра «Да-нетка».

Цель: систематизировать представления о свойствах предметов.

Игровые действия: на доске вывешены картинки семи предметов, нужно отгадать, какой из предметов, изображённый на картинке, находится в чёрном ящике. Вопросы необходимо задавать как, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет».

Дети отгадывают предмет, на дне ящика находят горошину и эмблему фотоаппарата (подсказку следующего задания).

Задание «Фотографии».

На доске 11 иллюстраций сказочных героев. У детей такие же иллюстрации в конвертах, но одной не хватает (10 шт.).

Цель: стимулировать развитие у детей зрительной памяти, уточнять название сказочных героев.

Игровые действия: дети должны запомнить фотографии всех героев на доске, а затем найти недостающую у себя в конверте.

Ход игры

В. Ребята, посмотрите, сказочные герои сфотографировались для пригласительных билетов на бал. Давайте перечислим их всех и запомним.

Дети называют. Затем иллюстрации прячутся.

В. Ребята, злая мачеха спрятала одну из фотографий героев. Посмотрите на фото, которые находятся у вас в конвертах, и скажите, фотографии какого сказочного героя не хватает.

Дети называют героя, проверив содержимое конвертов, педагог воспитатель даёт недостающее фото. На доску выставляется иллюстрация — Почтальон Печкин (на обратной стороне письмо — подсказка). Дети ищут письмо.

«Ребята, если вы выполните последнее задание, то всё колдовство разрушится, и сказочные герои вместе со мной смогут попасть на бал. Но сначала вы должны прочесть все истории в зашифрованных письмах».

Игра «Зашифрованные письма».

Цель: стимулировать развитие связной речи, творческого воображения.

Игровые действия: дети должны рассказать зашифрованные истории по модели-схеме, в одной из которых история о Золушке.

Ход игры

Дети рассказывают истории по зарисованной модели-схеме (на обратной стороне истории о Золушке — эмблема компьютера).

В. Ребята, что бы значила эта эмблема, как вы думаете? Что надо делать дальше? (Ответы детей.)

Дети подходят к экрану, звучит обращение Золушки:

«Ребята, вы справились со всеми заданиями, расколдовали всех сказочных героев. Это значит, что вы много читаете книг и очень хорошо знаете сказки. Теперь мы можем все вместе отправиться на бал сказок!»

Звучит песня «Сказки гуляют по свету» с использованием мультимедийной презентации.

Заключительная часть. Подведение итогов.

В. Ребята, вам понравилось путешествие по лабиринту? Теперь вы все вместе можете отправиться на сказочный бал. А что для этого надо сделать? (Превратиться в сказочных героев.) Вы вместе с родителями подготовили костюмы любимых сказочных героев и сейчас их продемонстрируете. До встречи на балу!

Читать еще:  Игры воскобовича для дошкольников по развитию
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector