221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие связной речи

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Мария Глинкина
Современные дидактические игры по развитию связной речи детей дошкольного возраста

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детейсуществуют множество проблем:

-односложная, состоящая из простых предложений, речь

-бедность речи

-несформированность грамматического строя речи

-бедная диалогическая речь

-трудности в построении монологов

-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

-отсутствие навыков культуры речи

Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из средств развития речи детей являются дидактические игры.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Игра дошкольников:

• побуждает детей к общению друг с другом;

• способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

• способствует совершенствованию разговорной речи;

• способствует обогащению словаря;

• оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развитиядолжны основываться на следующих принципах:

1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д)

2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото)

3. Словесные игры (без наглядного материала)

Поподробнее остановимся на словесных играх.

Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

1. Игра «Сочини предложение».

Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

2. Словесная игра «Внимание! Розыск!»

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно.Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.

В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

3. Игра «Кто с какими буквами дружит».

На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного — слон, у другого — крокодил, у третьего — ёжик.Первый ребенок говорит: » Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот».Другой говорит: «А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке».Третий ребенок говорит: «Мой ёжик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки и т. д.

Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Достаем предметную картинку – например — утюг. Дети называют предмет.

В. Я — утюг! Нет никого! Буду здесь жить. (стучит первый игрок) кто там?

Д. Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить?

1- й игрок: Пустим, если скажешь чем мы похожи!Дети помогают найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и у меня, для них нужен стол и т. д. Дети по цепочке находят общие признаки.

5. Словесная игра «Придумай предложение со словами….»

Цель: упражнять в составлении простых предложений со словами, предложенных воспитателем.

Воспитатель произносит слово, а дети составляют предложение.

6. Словесная игра «Сплетем венок из предложений» Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т. д.Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т. д.

7. Игра «Загадай и отгадай вид спорта».

Водящий (взрослый или ребенок, с помощью карточек – «определений и признаков» загадывает вид спорта.

Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим.

8. Игра «Составь рассказ»

Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: снега, солнышка, детей, зимней одежды, санок, лыж, горки, снеговика и предлагает составить по схеме рассказ на тему «Зимние забавы».

9. Игра «Назови три предмета»

Цель. Упражнять в классификации предметов

Воспитатель называет слово, например мебель. Тот кому он бросает мяч, называет три слова, которые можно назвать одним словом мебель.

10. Игра «Эстафета»

Цель. Активизация глагольного словаря.

Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передает палочку дальше. Когда эстафета вернется ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении.

Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет…

Кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается…

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений, но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.

Перед воспитателем стоят задачи учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.

Дидактические игры способствуют интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей.

Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место.

Дидактические игры по развитию речи для среднего дошкольного возраста «Кто больше заметит небылиц?» Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное.

Дидактические игры, способствующие развитию связной речи у старших дошкольников Дидактические игры, способствующие развитию связной речи у старших дошкольников Игра «Распространи предложение» Цель игры – развивать умения.

Дидактические игры для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста «Любимые сказки» Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, сделанные своими руками. Использую эти дидактические игры на многофункциональном развивающем.

Картотека дидактических игр «Дидактические игры по развитию речи старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавлик» «Дидактические игры по развитию речи.

Консультация для педагогов ДОУ Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста Консультация для педагогов ДОУ Программа детского сада предусматривает обучение дошкольников диалогической и монологической речи. Работа.

Презентация к материалу «Дидактические игры по развитию речи для среднего дошкольного возраста» Данная презентация, это продолжение материала «Дидактические игры по развитию речи для среднего дошкольного возраста». Для решения поставленных.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Организация работы по развитию связной речи посредством дидактической игры у детей младшего дошкольного возраста. Свою работу по развитию.

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из.

Читать еще:  Развивающие игры для годовалого

Семинар-практикум для педагогов по теме «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста» Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста». Говорить.

Театрализованные игры как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период, когда ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать.

Комплекс дидактических игр для развития связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны занятия с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников.

При проведении игр ставились следующие задачи:

  • Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения

Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе дидактических игр. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.

Игры для закрепления формы множественного числа:

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе дидактических игр. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.

1. Игра «Один — много».

Ход: Педагог показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар — шары, дом — дома, ведро — ведра и т.д.

Педагог показывает картинку и называет: шар.

— А у тебя, — спрашивает педагог, — что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

2. Игра «Лови и называй».

Педагог: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Педагог бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Педагог называет от пяти до восьми слов.

3. Игра » Играем со словом»

Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».

4. Игра «Измени слово».

Педагог называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

5. Игра » Назови одним словом»

Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

Игры для уточнения формы родительного падежа:

1.»Угадай, чьи это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Педагог называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2. «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой — изображения хвостов. Педагог показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра «Чей клюв?».

Игры для уточнения формы дательного падежа:

1. Игра «Кому нужны эти вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

2. Игра «Подарки» Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

3. Игра «Гости». На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка — зайчику) и т.д.».

Игры для уточнения формы винительного падежа:

1.Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны называть, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д.

2.Игра «Ответы на вопросы» Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?

б) Что ты любишь?

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.

Игры для уточнения формы творительного падежа

1. «Профессии» Ответы на вопрос «кто чем работает?» по картинкам (парикмахер — ножницами, маляр — кистью и т.д.).

2. Игра «Назови слова» Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.

3. Игра «Назови пары» Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.

Игра для уточнения формы предложного падежа:

Игра «Помоги животным найти свой домик». Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других — их жилища. Педагог предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища

Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

1. Игра «Большой маленький».

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки — большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Педагог предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

Это? — показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? — показывает педагог на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Педагог: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы — под кругом.

Педагог ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Педагог предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч, елочка, шарик, мячик.

Игра в образовании сложных слов игра «Эхо».

  • листья падают — листопад
  • сам ходит — самоход
  • снег падает — снегопад
  • мед носит — медонос
  • вода падает — водопад
  • звонит попусту — пустозвон
  • звезды падают — звездопад
  • сено косит — сенокос
  • разводит сады — садовод
  • везде ходит — вездеход
  • разводит лева — лесовод
  • база для нефти — нефтебаза
  • перевозит лес — лесовоз
  • ходит на атомной
  • энергии — атомоход
  • сам летит — самолет
  • пыль сосет — пылесос
  • воду возит — водовоз.

Игра «Назови сколько».

Картинки перевернуты, ребенок их не видит.

Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Педагог предлагает назвать, что на карточке.

— Это : (ребенок наугад называет любой предмет).

Педагог переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

Педагог: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

— Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, — педагог предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. — Что на карточке?

Читать еще:  Развивающие игры для годовалого ребенка

Ответ ребенка: Кружки.

Педагог: сколько кружков?

Ответ ребенка: Два.

Педагог кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Педагог: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки :продолжай.

Педагог меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

Педагог: Открой глаза и посмотри, что изменилось.

Ребенок: Новая карточка.

Педагог: Сосчитай, сколько кружков на карточке.

Педагог предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

Развитие связной речи через игру

Как утверждают классики детской психологии, ребенок – это человек играющий. Игра – основная деятельность дошкольника. С ее помощью без специального обучения можно решить множество задач, в том числе, и развитие связной речи.

Перед поступлением в школу родители хотят убедиться в том, что речь их ребенка-первоклассника соответствует требованиям, предъявляемым к ней. В этой статье вы узнаете, что такое связная речь, какие ее виды доступны дошкольникам, какими методами и приемами можно разнообразить речевое развитие ребенка.

Содержание:

Что такое связная речь

Связная речь – это умение излагать свои мысли логично, последовательно, образно. На пороге школьного обучения очень важно, чтобы старший дошкольник мог излагать свои мысли ясно, не отвлекаясь на ненужные детали.

Существует два вида связной речи:

  • Диалог – простая речь, для реализации которой нужен собеседник. Она обязательно содержит паузы, логические ударения, разнообразные интонации, может сопровождаться жестами. Ее наполняют слова и обороты из повседневного словаря
  • Монолог–более сложный вид речи, который реализует один человек. Здесь мысли излагаются достаточно долго, связно, последовательно. Монолог не рассчитан на слушателей. Это может быть описание предмета или игрушки, повествование, рассуждение, творческий рассказ.

Очень хорошо, если вокруг ребенка звучит грамотная правильная речь взрослых. Этот образец позволяет равняться на качественную связную речь, служит примером.

Признаки связной речи. Как их развить

Связную речь удобно оценивать по ее признакам:

  • Логичность. Мысли должны излагаться последовательно.
  • Правильность и разнообразие словаря.
  • Содержательность. Нужно хорошо знать предмет или явление.
  • Ясность. Окружающие должны понимать говорящего.
  • Точность высказывания. При монологе слова подбираются особенно тщательно, действительность отображается максимально правдиво.

Поскольку систематическое обучение недоступно маленьким детям, оно проводится в игровой форме.

Развитие связной речи через игру достигается многими методами. Это различные виды театров, приемы мнемотехники, экскурсии, участие в детских утренниках, различные конкурсы, сюжетно-ролевая игра.

Мнемотехника

Эта методика применяется и у взрослых, и у детей в случаях, когда необходимо запомнить большой объем информации. Ее суть заключается в переводе информации в изображения, так сказать, краткий конспект в картинках. Мнемотехника помогает воспринимать и воспроизводить информацию в дальнейшем.

Поскольку дошкольники и младшие школьники обладают зрительно-образной памятью, им легче запоминать информацию, опираясь на нарисованный сюжет или на схему из картинок и знаков.

Возможности мнемотехники

  • запомнить последовательность событий;
  • приучить к режиму дня;
  • создать ассоциации с буквами и словами при обучении чтению;
  • развить внимание при рассматривании схем и таблиц;
  • развить образное мышление, при установлении связи между словом и образом.

Для этих целей используются:

  • картинки,
  • мнемоквадрат (понятная картинка, изображающая слово, словосочетание или предложение),
  • мнемодорожка (четыре последовательных изображения),
  • таблицы, которые можно рисовать вместе с детьми.

Мнемотаблицы – наиболее сложные виды наглядности. В них изображен сюжет сказки, стихотворения наиболее понятными образными картинками. По мнемотаблицам можно придумывать свой сюжет, а можно рассказывать знакомые произведения.

Сюжетно-ролевая игра

Это игры, во время которых дети разговаривают друг с другом и с игрушками, подражают голосам животных, гудению машины, самолета. Они общаются, создавая диалоги. Сюжеты таких игр могут быть взяты из жизни или из художественных произведений: «Магазин», «Семья», «Детский сад», «Школа», «Автобус», «Космический театр», «Зоопарк», «Кошкин дом», «Почта».

Здесь не нужно придерживаться строго определенного сюжета. Взрослый может помочь приготовить атрибуты для игры, сам исполнить какую-то роль, помочь детям развить сюжет, направив его в нужное русло.

Пальчиковый театр

Этот метод, кроме развития связной речи, стимулирует развитие памяти, внимания, моторику рук, координацию движений. Взаимодействуя со сверстниками, дети быстро запоминают текст роли, учатся перевоплощаться, усваивают средства выразительности. Если в представлении участвуют родители, удовольствие от такого вида деятельности многократно увеличивается.

При помощи игровых методов развиваются все признаки связной речи.

Последовательность

  • Я начну сказку, а ты продолжи

В руках у взрослого кукла, изображающего персонажа сказки. Он начинает рассказывать, говоря 1-2 предложения, затем передает игрушку ребенку. Ребенок продолжает сказку, говоря 1-2 предложения, передает игрушку обратно. Рассказчики передают куклу друг другу на протяжении всего рассказывания.

  • Закончи рассказ

Детям предлагается закончить рассказ, начатый взрослым. Например: «Однажды мы играли возле дома, и нам захотелось отправиться на прогулку в лес. Мы собирали грибы и ягоды, пели веселые песни и не заметили, как зашли слишком далеко. Мы очень испугались и … Что было дальше?» Таких рассказов можно придумать очень много, ввести в них сказочных героев или реальных лиц.

  • Используем упражнения на мнемотехнику

Вот несколько самых распространенных упражнений:

  1. Собери группу. Дать малышу картинки на 1-3 темы (одежда, виды спорта, фрукты) и предложить их сгруппировать, и объяснить, почему он так думает.
  2. Нарисуй впечатления. Предложить ребенку вечером нарисовать хорошие и плохие впечатления от прожитого дня, рассказать о них. Взрослый должен ежедневно добавлять несколько новых понятий и слов.
  3. Выучи стихи. Заучивать стихи, используя мнемотаблицу, где строки представлены картинками.
  4. Сетка памяти. Показать несколько картинок, расположив их в виде сетки, назвать , описать, перевернуть, предложить назвать. Проверить, перевернув картинку.
  5. Фотопамять. Показать и убрать картинку, дать вместо нее похожую, но отличающуюся 1-2 деталями. Пусть он назовет эти отличия.
  6. День – ночь. Разложить картинки, предложить малышу закрыть глаза, так как настала ночь. Убрать одну картинку, предложить открыть глаза и назвать спрятанный экземпляр.

Логичность

Игры на развитие логики:

  • Картинки перепутались. Глядя на яркие красочные картинки, ребенок должен найти «ошибки» художника и назвать их. Другой вариант – разложить картинки, изображающие какую-то историю или сказочный сюжет в нужном порядке.
  • Собери пословицу. Это игра для детей, умеющих читать. Нужно соединить на карточке начало пословицы и ее конец, выбрав его из нескольких вариантов.
  • Найди ошибку. Ребенку показывают сюжетную картинку, на которой имеются нарисованные несуразицы. Например, на картинке, изображающей зимний пейзаж и играющих в снежки детей, есть изображение совочка и ведра с песком.

Эмоциональная окрашенность

  • Веселые песенки

Между речью и музыкой много общего. Это ритмичность, разнообразные интонации, деление на фразы, динамичность и разнообразный темп. Часто повторяя одни и те же слова, дети их запоминают, правильно употребляют в предложениях. Кроме этого, малыши поют текст целыми фразами, что обогащает связную речь. Это могут быть колыбельные песенки, песенки – «вставалочки», напеваемые по утрам, логоритмика, когда пение сопровождается движениями.

Малыши, участвующие в публичных выступлениях, учатся не стесняться публики, координировать свои действия. Выступая, малыши стараются заслужить аплодисменты, поэтому они максимально точно передают текст стихов и сценок.

Загадки – это миниатюрные описательные рассказы. Они образны и выразительны, воспитывают культуру общения, делают речь выразительной. Дети очень любят отгадывать загадки, но часто не могут придумать их самостоятельно. Для стимуляции связной речи можно провести конкурс загадок или соревнование чтецов стихотворений.

Участвуя в таком конкурсе, дети максимально концентрируют свое внимание. Они легко запоминают стихи и загадки, используемые в конкурсе, поскольку все проходит в игровой форме.

  • Используем сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра создает благоприятный эмоциональный фон, приподнятое настроение. Поэтому все, что проходит через игру, усваивается легко и быстро. Дети берут на себя роли взрослых, воспроизводят отношения между людьми и их деятельность. Для этого нужно общаться между участниками, комментировать свои действия и действия сверстников.

Чтобы все прошло удачно, ребенку приходится связно выражать свои мысли, использовать в речи правильные грамматические формы. В противном случае никто не поймет, что нужно «продавцу» (пожарному, учителю, строителю, воспитателю). Дети распределяют роли, выстраивают сюжет игры. Если с ними играет взрослый, они прислушиваются, как он строит свое высказывание, стараются подражать.

Наличие слов всех частей речи, включая служебные:

  • Узнай слово по описанию. Детям предлагают угадать слово по его признакам, названным взрослым. Например: «трусливый, серый …» (заяц), «белое, коровье, душистое …» (молоко).
  • Как сказать по-другому? Взрослый называет слово и предлагает детям подобрать похожие по смыслу слова. Например: «прекрасный – изумительный, красивый». Для этой дидактической игры используются все части речи.

Наборы карточек

  • Какой, какая, какие. Взрослый показывает карточку, на которой изображена схема, например, с изображением предмета, сделанного из дерева, и самого дерева. Предлагает назвать, какой предмет. «Окно какое? Деревянное».
  • Большой, маленький. На карточках изображен один и тот же предмет в разном масштабе. Ребенку предлагается показать, где большой, где маленький предмет.
  • Короткие слова. Детям показывают игрушки и предлагают сначала назвать те, которые обозначены короткими словами (лев, мяч), а потом длинными (черепаха, бабочка, машина).
  • Кто что умеет делать. Эта дидактическая игра может варьироваться, если взять карточки на разные темы. Например, можно показать ребенку карточки на тему «Насекомые» и спросить: «Что умеет делать стрекоза (жук, бабочка, гусеница, паук)?»
Читать еще:  Развивающие игрушки на 1 год

Использование сложных распространенных предложений

  • Экскурсии

Значение этого метода состоит в том, что во время реальных или виртуальных экскурсий ребенок усваивает значение новых слов. Он учится употреблять их уместно в соответствии с ситуацией, в которой находится. Например, во время экскурсии в осенний лес взрослый обращает внимание на то, что ручей звонкий, чистый, прозрачный, журчащий, холодный. Осень золотая, ранняя, багряная, теплая, хмурая или солнечная.

Именно взрослый представляет ребенку окружающий его внешний мир, обращает внимание его особенности. Исследователи детской речи считают, что тот предмет или явление, которое ребенок не может назвать, как бы не существует для него.

  • Пальчиковый театр

Для представлений пальчикового театра можно использовать как распространенные и известные всем русские народные потешки и сказки («Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Колобок», «Репка»), так и стихи Корнея Чуковского, А. С. Пушкина, Самуила Маршака, Агнии Барто и других детских авторов. Пальчиковые куклы поднимают настроение малышей, дарят радость. Для их использования не нужны специальные условия и оборудование. Для инсценировок используют самодельные или приобретенные в магазине миниатюрные куклы, надеваемые на пальцы.

Театрализованные сказки понятны детям даже раннего возраста, их драматизация похожа на волшебство, которое можно сделать своими руками. Первое представление показывает мама или папа, затем к драматизации подключаются дети. Их речь становится более грамотной, в ней появляются образные выражения, поговорки из текста сказок.

С помощью таких кукол можно разыгрывать знакомые сказки с участием одного или нескольких детей. Если «актер» не один, роли распределяет взрослый. Театрализованные сказки можно изменять, придумывать для них другое развитие событий, концовку, вводить в старые сказки новых персонажей.

Игра с куклой отвлекает детей от собственных речевых ошибок. Замечания по поводу речевых ошибок родители делают не ребенку, а кукле, что придает малышам уверенности в себе. Самый сложный вид такой драматизации – придумывание и разыгрывание сказки, придуманной детьми самостоятельно.

Как проверяют связную речь у детей перед 1 классом школы?

Какие упражнения предлагают детям при проверке связной речи:

  • Составить рассказ по серии из 4-5 разрозненных картинок, связанных одним сюжетом. При высоком уровне развития связной речи ребенок последовательно располагает картинки, грамматически верно рассказывает о сюжете, ничего не упустив. При среднем уровне связной речи он делает это при помощи взрослого. Речь правильная, но отдельные слова употребляются неправильно, рассказ стереотипен. При низком уровне связной речи картинки разложены неверно, ребенок высказывается с грамматическими ошибками, речь скудная, средства выразительности не используются.
  • Пересказ прослушанного текста из 6-10 простых предложений. Его можно прочитать не более 2 раз. Высокий уровень связной речи – для грамотного и логичного пересказа ребенку достаточно одного прочтения рассказа. Средний уровень – нужно прочитать рассказ 2 раза, задать наводящие вопросы. Ребенок заменяет часть слов, высказывается грамматически правильно. Низкий уровень – требуется помощь взрослого, наводящие вопросы, в речи много грамматических ошибок, смысл искажен, имеются повторы или ненужные замены слов.

Основные выводы

К концу дошкольного возраста дети должны овладеть навыками связной речи. Развитие всех сторон связной речи нужно стимулировать различными методами, используя сюжетно-ролевую игру, театрализованную деятельность, речевые наборы карточек, дидактические игры на развитие логики, последовательности и выразительности, мнемотехнику.

При регулярном использовании этих приемов речь ребенка при обследовании перед поступлением в первый класс будет находиться на высоком уровне. Быстрее всего речь развивается в игре – ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

Подборка игр, направленных на развитие связной речи детей

Содержимое разработки

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

Игры, направленные на развитие связной речи

студентка 4ДО группы

«Найди картинке место»

Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.

Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

На столе расположены предметы в определенной последовательности.

В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

– Описать предмет, которого не стало

– Рассказать о месте, где он стоял

– На какой звук начиналось название этого предмет

– В названии каких еще предметов есть этот звук?

Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то . »

«Если бы я стал невидимым . »

«Если весна не наступит никогда . »

Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;

Дети учатся составлять рассказы о профессиях.

Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.

Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

Цель: развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Материал: коробка с сюжетными картинками.

Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты.

– Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).

Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагог.

После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Цель: развивать у детей воображение, связную речь.

Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

Ребенок должен описать внешний вид другого ребенка, а остальные дети должны назвать, о ком говорил их товарищ.

«Волшебный мешочек» («Черный ящик»)

Цель: развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы.

Материал: коробка с предметом.

В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку).

Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Материал: предметные картинки.

Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector