221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие устойчивости внимания у дошкольников

Дидактические игры на развитие внимания у детей 5 — 7 лет

Цель – развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности.
Игровой материал: картинки, на которых изображены похожие, но в чем-то различающиеся предметы.
Процедура игры: попросить ребенка найти все различия между картинкам
13. Разведчики.
Цель – развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности.
Игровой материал: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг)
Процедура игры: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку м задает по ней несколько вопросов. Например : «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы.
14. Сделай так же.
Цель – развитие внимания, наблюдательности, зрительно-моторной координации.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: нужно: а) делать, как я. Предложить ребенку делать руками фигуры так, как вы ему показываете. Затем переходить к движениям кистей рук на столе: положить руки на стол, сжать правую руку в кулак, и т. д. менять положение под команду ведущего с нарастанием темпа; б) слушать команду: руки вверх, в стороны, правая вверх и т.д.
15.Найди два одинаковых рисунка.
Цель – развитие внимания, наблюдательности
Игровой материал: бланки методики
Процедура игры: Инструкция: в каждом из пяти заданий даны похожие рисунки, которые чем-то отличаются друг от друга. Но двое из этих рисунков совершенно одинаковые. Какие именно рисунки полностью идентичные, ребенок и должен определить.
Приучайте ребенка последовательно и планомерно сравнивать между собой все рисунки в задании. Здесь важно, чтобы ребенок научился быстро и точно находить признаки, элементы, по которым рисунки отличаются друг от друга.
Примечание: в первом и во втором задании рисунки имеют только 2 признака отличия; в третьем задании их уже 3. Желательно, чтобы при выполнении данного упражнения ребенок не просто нашел одинаковые рисунки, но и назвал признаки, по которым отличаются картинки.
16.Архитектор
Цель — развитие внимания, наблюдательности
Игровой материал: кубики.
Процедура игры: Воспитатель – архитектор, ребенок строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.

17.Волшебное слово
Цель — развитие внимания.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Сначала следует договориться, какие слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка). Воспитатель рассказывает историю или произносит подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу, встать или др.

18. Шерлок Холмс
Цель – развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «Сыщику» угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых предметов. Начинать с меньшего количества изменений, постепенно их увеличивая.

19 Цифровая таблица
Цель — развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Скажите ему: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25». Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок

1 10 11 18 7
16 20 3 14 22
2 25 9 13 24
12 5 21 4 17
19 23 15 6 8

20 «Пуговица»
Цель — развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

21 Маленький жук
Цель — развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

22 Выполни по образцу
Цель — тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: образцы для выполнения узора.
Процедура игры: Деятельность ребенка включает в себя прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
— анализ каждого элемента узора;
— правильное воспроизведение каждого элемента;
— удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

После того как «клеточные» узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.
23 «Девочки».
Цель — тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:
а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);
б) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;
в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;
г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;
д) / подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

24.«Человечки»
Цель — тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий:
а) / закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке;
б ) / закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны;
г)/ закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;
д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /.
25. «Переплетенные линии».
Цель — тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагается соединить цифры друг с другом.

26. «Четыре стихии».
Цель — развитие внимания, координации слухового и двига¬тельного анализаторов.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Играющие сидят или стоят по кругу и выполняют дви¬жения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проиг¬равшим.
Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все дол¬жны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых сус¬тавах. Кто ошибается — считается проигравшим».

27. «Испорченный телефон».
Цель — развитие слухового внимания
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий про¬износит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дой¬ти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последне¬го: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, пред¬ложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с после¬днего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный теле¬фон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, пере¬дает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до после¬днего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок на¬путал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок за¬нимает место последнего. Давайте поиграем».

Читать еще:  Игры на развитие воображения

28. Подбери пару к слову
Цель — развитие внимания.
Игровой материал: мяч.
Процедура игры: Дети встают в круг. Воспитатель с мячом в руках – центр круга. Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает : «Кукла». Игра продолжается. Используются стимульные слова : фрукты, овощи, посуда, транспорт.

29. Игра с палочками «Повторяй за мной!».
Цель – увеличение объема внимания и памяти.
Игровой материал: счетные палочки.
Процедура игры: В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек. Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего. Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию . Пусть дети смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.
30. Упражнение «Ладошки»
Цель – развитие устойчивости внимания.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Список использованных источников.
1.Андреев О.А. Тренируйте внимание. / О. А. Андреев – М.: Просвещение, 1994 – с 135
2.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993 – с.58-61.
3.Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / хрестоматия по вниманию/ — М.: 1976.- 184-220 с.
4.Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Педагогика, 1974.- 146 с.
5.Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1 — с.20.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания дошкольников

Развитие внимания в данный период имеет ряд особенностей:

— расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними (ребенок может взаимодействовать с 2-3 предметами);

— сосредоточение на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, повышенное внимание к слову, речи;

— формирование предпосылок для развития произвольного внимания;

— внимание становится более устойчивым. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.

— у слабо концентрированных детей наблюдаются трудности переключения и распределения.

Развитие внимания дошкольника связано с изменением организации его жизни, В этот период ребенок осваивает новые виды деятельности -игровую, трудовую, продуктивную. В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты.

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя, потому что он сегодня дежурит по столовой, ему необходимо сначала помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Работа по развитию переключения и устойчивости внимания должна осуществляться в следующих направлениях: использование специальных упражнений на тренировку объема, распределения и концентрации внимания; выполнение упражнений, являющихся основой формирования внимательности как свойства личности. Ниже приведены несколько несложных игр на развитие внимания у дошкольников младшего и старшего возраста.

Игры и упражнения, направленные на развитие устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно распределять и переключать внимание

Игра «Найди букву»

Для игры понадобится небольшой текст, напечатанный крупными буквами и ручка. Дайте ребёнку текст (даже если малыш ещё не умеет читать) и покажите, какую букву надо подчеркнуть. Если у ребёнка внимание ещё плохо развито, то нарисуйте букву, которую ему надо подчеркивать на отдельном листе, и положите листок с буквой перед ребёнком. Объясните, что просмотреть надо каждую строчку. Затем измените и усложните задание. Например: «Зачеркни букву Б, и подчеркни букву С».

Для детей 3-ъх летнего возраста подойдут 2 — 3 предложения крупным шрифтом. Чем лучше справляется малыш, тем больше слов добавляется в текст. Пятилетнему ребёнку можно давать тексты из 2 — 3 абзацев.

Примечание: игры этой серии развивают устойчивость и концентрацию внимания, тренируют умение произвольно распределять и переключать внимание

Ребенку показывают картинку, спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?” Объясняют, что такое лабиринт. Читают стихотворение или рассказывают какую-нибудь историю или сказку, а потом просят, например, помочь девочке найти домик, в котором живёт её бабушка.

Сначала предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием, ему предлагается проследить линию с помощью указки. Далее от простого варианта переходят к более сложному.

Для игры понадобятся горсточки трёх разных круп: фасоли, гороха и чечевицы.

Смешайте по несколько горошин каждой крупы в небольшой мисочке и предложите ребенку разобрать смесь из круп. Ребёнку надо будет выбрать из мисочки каждую крупу в отдельные тарелочки или просто кучки.

Чем старше ребёнок, тем больше по количеству и меньше по размеру крупы можно использовать. Для трёхлетнего малыша достаточно будет по 5-7 горошин фасоли и гороха. Пятилетнему ребёнку можно давать разбирать смешанные рис, гречу и чечевицу.

Игра «Найди пару»

Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц. Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это полоски, значит, ему необходимо подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц. Для трёхлетних детей будет достаточно 3 — 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.

Игры и упражнения, направленные на развитие активного внимания

Упражнение «Будь внимателен!»

Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчики» — прыгать, на слове «лошадки» — ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» — бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними эти действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“Стоп!”) останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка. Они объявляются победителями и им все хлопают

Игры, направленные на развитие объема внимания

Покажите малышу 3-7 игрушек, затем спрячьте одну из них. Количество игрушек должно соответствовать возрасту ребенка, для самых маленьких достаточно 3-х игрушек, для детей 3-4 лет их может быть до 7. После чего спросите ребенка, чего не хватает.

Игра «Что изменилось?»

Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

Выберите любую не очень большую игрушку и спрячьте её. Затем расскажите ребёнку, что вы спрятали и предложите найти игрушку по подсказкам. Примеры подсказок, по которым можно искать игрушку: за синим, за жёлтым, под квадратным, под круглым, на деревянном. Когда ребёнок нашёл игрушку, он становится ведущим и прячет игрушку, а Вы ищете её по подсказкам ребёнка. Если в игре участвует несколько детей, то роль ведущего переходит по очереди каждому ребёнку.

Читать еще:  Какие игры развивают мелкую моторику

Упражнения, направленные на развитие

наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания .

Упражнение «Найди отличия»

Покажите ребенку два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. Если он затрудняется в определении, то предлагают получше рассмотреть картинки, а также помогают ребенку принять решение наводящими вопросами.

Упражнение «Дни недели»

Суть игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши, а когда выходной,- никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.

Упражнение «Обведи картинку»

Картинку, состоящую из точек нужно нарисовать, соединяя линией точки, каждая из которых имеет порядковый номер. Т.е. двигаться нужно от точки под номером 1 к следующим. В итоге должно получиться изображение, например, кораблика.

Материал подготовлен Анастасией Алексиной, практическим психологом ДШИ №6

Игры на развитие внимания у дошкольников

Вероника Клюева
Игры на развитие внимания у дошкольников

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.

На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим поведением и вниманием. Сам ребенок не может преодолеть эти недостатки. Произвольное внимание развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь.

Внимания требует любая игра, однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других задач. Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого.

Упражнения и игры для тренировки внимания, многие из которых не требуют специальной подготовки и которые могут проводиться, где угодно, широко известны: выкладывание по образцу, картинки «Найди отличия», «Найди два одинаковых», «Вычеркни букву», «Что перепутал художник?» и др. Главное, систематичность, разнообразие и увлечённость взрослых и детей.

С подгруппой детей можно поиграть в следующие игры.

Раз, два, три — говори!

Научить детей выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий. Одни из этих условий требуют познавательной активности, а другие – волевых усилий.

В качестве игрового материала используются картинки, отражающие предметное окружение ребенка (вещи, животные, одежда, деревья и т. п.).

Взрослый предлагает детям поиграть с картинками: «Я буду показывать их по одной, а вы называть. Только называть нужно после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три — говори!» Кто первый назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит. Давайте попробуем». Перед последним словом (говори) выдерживается небольшая пауза. Тот, кто первый называет картинку, получает ее. Необходимо иметь дубликаты картинок на тот случай, если сразу несколько детей дадут правильный ответ.

Затем игра меняется. Отгадывать предлагается не всем детям одновременно, а двум-трем. Группы формируются в порядке очередности.

1. Прежде чем дать ответ, нужно внимательно посмотреть на картинку и вспомнить, как называется изображенный предмет.

2. Называть предмет можно только после слов: «Раз, два, три — говори!»

Поставь пальчик

Развитие целенаправленного внимания.

Ребенок должен выбрать из большого количества знакомых ему предметов, изображённых на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указать на него пальцем. Трудность состоит в том, что ребенок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет воспитатель. Найденную картинку ребенок получает в качестве приза. Основное требование игры – искать картинку глазами, а не руками, и лишь в последний момент поставить на нее пальчик. Можно помочь ребенку сдержать себя, предложив ему держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

В начале игры детям предлагается посмотреть все картинки, назвать изображённые на них предметы. После этого приглашается пара детей, перед которыми раскладываются все картинки. Объясняют правила игры. Затем произносят слова: «Кто из вас раньше найдёт и укажет пальчиком, где находится яблоко?» Дети показывают картинку, а воспитатель обращается к остальным: Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко? Дети отвечают, и победитель получает картинку. Второму ребенку дается возможность «отыграться», но если он и на этот раз не найдёт картинку, вызывается следующая пара детей. Отданные детям картинки заменяются новыми.

1. Держать палец правой руки у края стола, пока взрослый не назовёт предмет. Запрещается снимать палец со стола раньше времени.

2. Картинку получает тот, кто раньше поставит на нее свой палец.

3. Победителя называют все участники игры.

Прятки с игрушками

Развитие у детей устойчивости внимания.

Взрослый ставит на стол несколько новых игрушек, подзывает к себе троих детей и предлагает им по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. Дети должны внимательно рассмотреть свои игрушки. Затем дети встают лицом к стене и закрывают глаза. Пока дети стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов (кукла среди кукол, машина среди машинок). Остальным детям сообщается, что они не должны раскрывать секрета, где прячутся игрушки. Каждый водящий должен сам найти свою игрушку. «Пора», — говорят хором взрослый и дети, и водящие начинают искать. Когда они возвратятся с игрушками, взрослый спрашивает остальных детей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел?». Победителю даётся какой-нибудь приз. Игра повторяется сначала, причем теперь игрушки прячут сами дети.

1. Искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

2. Не подсказывать водящим. Нарушителя не выберут искать игрушки.

3. Когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза.

Отзовись, не зевай!

Развитие у детей устойчивого сосредоточенного внимания.

Дети садятся в два ряда друг напротив друга. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением животных, детей, птиц, причём у детей из одного ряда должны быть те же самые картинки, что и у детей из второго ряда, т. е. каждая картинка должна иметь пару. Взрослый объясняет детям, что у каждого зверя, птицы или человечка на картинке есть дружок, т. е. точно такая же картинка. Каждый персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом (если на картинке корова, то помычать, если собачка, то полаять, если мальчик или девочка – позвать по имени). Вся инструкция наглядно поясняется. Каждый, кого позвали, должен быстро отозваться. Друзья должны подойти к взрослому, показать друг другу свои картинки и убедиться в том, что они одинаковые. Затем игру продолжают другие дети.

1. Подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал взрослый.

2. Нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары.

3. Запрещается показывать раньше времени полученную картинку. До поры-до времени – это секрет каждого ребенка.

Найди ошибку

Развитие слухового внимания и памяти.

1 вариант. Взрослый просит слушать внимательно и медленно читает стихотворение, потом предлагает детям сказать, что повар положил и куда.

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой,

Угли бьет поварёшкой,

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет (О. Григорьев)

2 вариант. Прослушать стихотворение-путаницу и сказать, что в нем неправильно.

Тёплая весна сейчас –

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет? (Л. Станичев)

1. Не выкрикивать ответ, пока стихотворение не будет прочитано до конца.

Зачеркни кружок с точкой

Задача игры: Развитие распределения внимания.

На листе бумаги нарисовать 25 кругов диаметром с пятирублёвую монету. Внутри некоторых поставить точку. Пока пересыпается песок в песочных часах, зачеркнуть точку внутри кругов.

Слушаем и хлопаем

Задача игры: развитие избирательности внимания, мышления.

Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:

Ёлка, ландыш, слон, ромашка.

Кукла, заяц, гриб, машина.

Виноград, река, лес, белка.

Лыжи, жираф, самолет, ваза.

По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.

Еще несколько игр на развитие внимания и памяти.

Что появилось?

Взрослый ставит на стол несколько предметов: кубик, маленькую игрушку, чашку, свечку, песочные часы и др. Дети смотрят на предметы в течение 1-2 мин. Затем просит детей отвернуться и добавляет к ряду предметов ещё несколько. Просит повернуться одного из детей и назвать, что появилось. Потом этот ребенок снова отворачивается. Для каждого из детей – разные дополнительные предметы.

По порядку

Читать еще:  Картотека игр на развитие памяти

Взрослый раскладывает перед ребенком в ряд 6-8 карточек с разными изображениями. Ребенок смотрит на карточки в течение 2 мин, после чего карточки перемешивают и просят ребенка разложить их в том же порядке.

Белое-чёрное

Положить 10 полосок (длина 10 см, чередуя: две белые, две чёрные, одна белая, три чёрные, две белые. Дети смотрят на полоски в течение 1 мин. Взрослый просит детей отвернуться и раскладывает чёрные полоски к чёрным, белые к белым. Затем просит детей повернуться и разложить полоски так, как они лежали. У каждого ребенка свой набор полосок. У взрослого на карточке имеется образец для проверки.

Вспомни и нарисуй

На листе бумаги нарисовать восемь кругов разного диаметра и цвета. Дети смотрят на картинку в течение 1 мин. Потом взрослый собирает листы с нарисованными кругами и даёт детям чистые листы. Дети должны вспомнить, нарисовать и раскрасить круги.

Вещи вокруг нас

Взрослый предлагает детям внимательно осмотреть кабинет в течение 3 мин. Потом дети закрывают глаза и отвечают на вопросы: «Что лежит на столе? Что стоит в шкафу? Что висит на стене?» и т. д. Предметы следует периодически менять местами, убирать и добавлять новые.

1. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

2. Колесникова Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? Тесты. – Изд. 3-е, перераб. – М. : Издательство «Ювента», 2008.

Проект «Роль проектной деятельности в познавательном развитии детей с ОНР» Проект «Роль проектной деятельности в познавательном развитии детей с ОНР» (слайд 1,2) (слайд 3)Проблема: Нарушение связной речи остается.

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность деятельности.

Игры на развитие устойчивости внимания у дошкольников

tasoteka | 14 Апрель, 2017 07:19

Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Внимание — это психический процесс, заключающийся в на­правленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Внимание включено во все познавательные процессы и прояв­ляется в любой сознательной деятельности: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Наличие внимания делает человеческую деятельность организованной и продуктивной. Оно обеспечивает активизацию нужных и торможе­ние ненужных в данный момент психических и физиологических процессов; способствует целенаправленному отбору поступающей информации; обеспечивает сосредоточенность психической актив­ности на определенной деятельности.

Особенностью внимания является то, что оно не существует само по себе, вне осуществляемых человеком действий. Ребенок внимателен, когда он не просто смотрит, а видит или рассматри­вает, когда не просто слышит, а слушает или прислушивается.

Подвижные игры и упражнения для развития внимания у дошкольников

Наступалки

Цель: развивать внимание, двигательную координацию.

Ход игры

Игроки встают в круг и берутся за руки. По сигналу педагога каж­дый игрок должен как можно больше раз успеть наступить на ногу игроков, стоящих справа и слева от него, при этом не дать насту­пить на свои ноги. Руки партнеров не отпускают. Через 10 секунд игра останавливается, и выявляются победители — дети, которым ни разу не наступили на ноги. После этого игра возобновляется.

Слушай внимательно

Цель: развивать внимание, память, быстроту двигательной реакции.

Ход игры

Дети идут по кругу и выполняют действия, соответствующие указаниям ведущего. По команде «Заяц!» — прыгают на двух ногах; «Гусь!» — идут в приседе; «Лошадь!» — выполняют галоп.

Игроки, допустившие ошибку, выбывают из игры.

Вариант

Словесные команды заменяют другими: один свисток — под­прыгнуть вверх; два свистка — повернуться на 360°; три свистка — ходьба с высоким подниманием бедра и т.д.

Найди и промолчи

Цель: развивать внимание, пространственное восприятие, вы­держку.

Материал: небольшой предмет.

Ход игры

Педагог заранее прячет какой-либо предмет и предлагает детям его найти. Тот, кто нашел предмет, подходит к педагогу и тихо об этом говорит. Когда большинство детей справится с заданием, отмечают тех, кто оказался самым внимательным.

Вариант

Для старших детей число спрятанных предметов можно уве­личивать. Например: «В зале спрятаны флажки разного цвета. Найдите их все, сосчитайте и тихо скажите мне, сколько флажков вы нашли».

Стой!

Цель: развивать внимание, слухо-моторную координацию, быстроту реакции, выдержку.

Ход игры

Играющие встают в шеренгу на одной стороне площадки. На противоположной стороне спиной к ним стоит водящий. Он громко произносит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!». На каждое произносимое слово играющие продвигаются марше­вым шагом вперед (в соответствии с произносимым текстом).

На последнем слове все останавливаются, а водящий быстро оглядывается. Тот, кто не успел вовремя остановиться, делает шаг назад. Затем водя ищи снова произносит текст, а дети продолжают движение.

Выигрывает тот, кто успеет пересечь линию финиша прежде, чем водящий скажет слово «Стой!».

Запрещенное движение

Цель: развивать внимание, память, быстроту реакции.

Ход игры

Играющие строятся в шеренгу. Педагог показывает им дви­жение, которое считается запрещенным, например руки на пояс. По команде игроки должны повторять все движения, показанные педагогом, кроме запрещенного. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед и продолжают игру. Выигрывают дети, не сдви­нувшиеся с места.

Варианты:

  1. Движения не показывают, а только называют. Это способ­ствует формированию мышления и зрительно-моторной коорди­нации.
  2. Вместо запрещенного движения игроки должны выполнить хлопок в ладоши.

Покажи — не ошибись

Цель: развивать активное внимание.

Материал: мячи, палки, кегли и другой физкультурный инвентарь.

Ход игры

Дети становятся в круг. Педагог показывает и называет пред­меты: мяч, скакалка и др. Если предмет назван правильно, дети должны поднять правую руку. Если предмет назван неверно, дети должны потопать ногами.

Отмечаются самые внимательные игроки.

Спокойно, стучать, вверх

Цель: стимулировать внимание, точное и быстрое реагирова­ние на сигнал. Ход игры

Дети сидят в круге по-турецки. По команде педагога «Сту­чать!» все дети стучат по полу пальцами. По команде «Спокойно!» дети прекращают стук. По команде «Вверх!» дети поднимают руки вверх.

Порядок команд может изменяться. При этом педагог стара­ется запутать детей, называя одну команду, выполняет несоот­ветствующее движение. Например, по команде «Вверх!» кладет руки на пояс и т.п.

Отмечаются дети, выполнявшие движения быстро и правильно.

Рюкзачок бежит по кругу

Цели: развивать произвольное внимание, быстроту реакции; закреплять математический счет, координацию движений.

Материал: рюкзачок.

Ход игры

Дети стоят в круге. Педагог подает сигнал, по которому игроки начинают передавать рюкзачок друг другу но кругу. По второму сигналу движение рюкзачка прекращается. Тот, у кого оказался рюкзачок, должен его быстро надеть. Дети вместе с педагогом ве­дут счет до тех пор, пока ребенок не наденет рюкзачок. Игра про­должается.

Отмечаются дети, затратившие на надевание рюкзачка мень­шее количество времени.

Слушай звуки!

Цель: развивать слуховое внимание, воображение, координа­цию движений.

Материал: фортепиано или аудиозапись. Ход игры

Каждый ребенок выполняет движение в соответствии с услы­шанными звуками. Низкий звук — становится в позу плаку­чей ивы: ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу. Высокий звук — стано­вится в позу тополя пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки и голова вверх, смотреть на пальцы рук.

Отмечаются дети, допустившие меньшее число ошибок.

Примечание: необходимо чередовать звуки, постепенно увели­чивая темп.

Канон

Цель: развивать произвольное внимание, чувство ритма, дви­гательную память.

Материал: фортепиано или аудиозапись.

Ход игры

Под музыку с четко выделенным ритмом дети шагают друг за другом. На первый такт правую руку поднимает первый ребенок, на второй такт — второй ребенок и т.д. Когда правую руку подни­мут все участники игры, на очередной такт дети последовательно поднимают левую руку. Затем в такой же последовательности дети опускают руки.

Кто быстрее

Цель: совершенствовать сосредоточенность внимания, коор­динационные способности, быстроту реакции.

Ход игры

Двое-трое водящих находятся в круге, остальные игроки — за линией круга. По сигналу педагога игроки входят в круг и выходят из него, водящие стараются их поймать. Пойманные становятся ловишками. Водящие не имеют права выходить из круга.

Упражнения

1. Ходьба и бег с дополнительным заданием, выполняемым по зрительному или звуковому сигналу (хлопок — остановка, два хлопка — поворот и т.д.).

  1. Бег с внезапной сменой направления, остановками, уверты­ванием («Догонялки»).
  2. Воспроизведение последовательности движений, показан­ ной или перечисленной ведущим («Запомни движение»).
  3. Выполнение перестроений по условному сигналу (зритель­ному, слуховому): один свисток — построиться в шеренгу, два свистка — построиться в колонну.
  4. Выполнение общеразвивающих упражнений в парах: пер­вый игрок показывает двигательные действия, второй — по­вторяет в том же направлении или в противоположную сто­рону.
  5. Выполнение упражнений с соблюдением заданных пара­метров: ноги не сгибать, не выходить за пределы площадки и т.п.

Материал подготовлен Ириной Ереминой по книге Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мыш­ления и воображения у дошкольников. — М.: АРКТИ. — 2010

Рекомендации специалистов»>>Рекомендации специалистов | Следующая | Предыдущая | Комментарии (0)

Рекомендуемые публикации

Комментарии

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

Совет недели:

Часто мы не хотим видеть счастье, посылаемое судьбой, потому что представляем его по другому.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector