221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие внимания у дошкольников

Игры для дошкольников на развитие внимания

Игровые формы являются универсальным средством развития детей дошкольного возраста. Они содействуют формированию познавательных процессов, становлению личности ребенка. В данной статье приведены дидактические упражнения и игры на развитие внимания у дошкольников. От того, как мы развиваем внимание ребенка в дошкольном возрасте, зависит его подготовленность к обучению в школе.

Игры для младших дошкольников на развитие внимания

Малышам от 3-х до 4-х лет все еще трудно сосредоточить внимание на речи и словесных упражнениях.
Поэтому в развитии внимания нужно задействовать зрительное восприятие. Следует также учитывать, что способом познания у младших дошкольников выступает наглядно-действенное мышление. Дети в этом возрасте могут разглядывать картинки, повторять действия, сравнивать предметы. Именно такие игры подойдут им для тренировки внимания.

  1. Строй, как я! Возьмите два набора кубиков разного цвета (не более 5-ти). Сядьте рядом с малышом, взяв один набор себе, а второй разложив перед ребенком. Постройте простенькую конструкцию из своих трех-четырех кубиков. Предложите малышу построить так же. Если дошкольник справился, но без учета цвета, обратите его внимание на этот факт. Похвалив малыша, побудите его выполнить еще раз. По мере того, как ребенок справляется, усложняйте конструкции и добавляйте новые геометрические формы (конус, цилиндр…)
  2. Чего не хватает куклам. Посадите три куклы в ряд. Скажите, что они собираются кушать. Поставьте перед двумя куклами по тарелке, еще двум положите по ложке, и также поставьте две чашки. Все расположите так, чтобы для каждой куклы было выделено два предмета. В сторонке должны стоять предметы посуды, как нужные, так и лишние. Спросите ребенка, чего не хватает первой кукле, второй… Пусть ребенок дополнит «сервировку».
  3. Что потеряли? Нарисуйте простенькую сюжетную картинку: дом, дерево, солнышко, облако и пр. На отдельном листе примерно повторите основу рисунка из трех основных элементов. Далее спрашивайте у малыша, что еще нужно добавить, сравнивая оба рисунка.

Игры на внимание для детей среднего дошкольного возраста

Пятилетний ребенок знает и умеет гораздо больше младшего дошкольника. Он имеет словарный запас от 2 тыс. слов, понимает количественные и качественные соотношения (больше – меньше, сильнее – слабее), воспринимает словесные инструкции. Соответственно, расширяется диапазон игр и упражнений на внимание для дошкольников.

Упражнения с опорой на зрительные сигналы

  1. Обед для Матрешек. Подготовьте набор колечек от пирамидки и набор разных по размеру палочек. Они будут выполнять роль столовых приборов для матрешек. Поставьте перед ребенком задачу подобрать каждой матрешке «тарелку» и «ложку» в соответствии с ее ростом.
  2. Каждому предмету свое место. Разложите в два ряда 6 или 8 мелких предметов. Пусть дошкольник внимательно посмотрит, какие предметы и где они находятся. Ребенок отворачивается и считает до трех. За это время взрослый меняет местами 2-4 предмета. Ребенку предстоит вновь вернуть все на свои места.
  3. Хозяюшка. Смешайте в одной мисочке фасоль, горох и гречневую крупу (по ложке каждого составляющего). Ребенку предстоит рассортировать содержимое. Точно также можно смешать пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, чтобы потом дошкольник разложил их на три кучки. Кроме развития внимания, такое упражнение способствует тренировке мелкой моторики.
  4. Внимательный покупатель. Подготовьте несколько рисунков, состоящих из одних линий. Но линии не хаотичны. Они являются контурами изображений овощей и фруктов. Заинтригуйте дошкольника тем, что он пришел в овощной магазин, в котором нет витрин. Продавец продаст только те фрукты и овощи, которые ребенок найдет на рисунке. Пример рисунка:

Игры на слуховое внимание для дошкольников

  1. Именины. Сообщите ребенку, что у куклы день рождения, и скоро придут гости поздравить именинницу. Выбираете 5-6 игрушек (это и есть гости), придумывая каждому имя. Ребенок рассаживает гостей вокруг импровизированного стола и угощает всех чаем, обращаясь к каждому по имени.
  2. Слушай хлопки! Договоритесь с детками, что они примут определенную позу, услышав хлопки. 1 хлопок – превращение в лягушку, присев на корточки и прикоснувшись руками к полу; 2 хлопка – превращение в аиста, стоящего на одной ноге; 3 хлопка – произвольная ходьба. Дети свободно двигаются по комнате и выполняют команды, прислушиваясь к хлопкам.

Упражнения на развитие внимания у старших дошкольников

Игры для старших дошкольников на развитие внимания более сложны. Он требуют сосредоточения и концентрации внимания. К тому же они часто содержат соревновательное условие, в соответствии с которым самые невнимательные выбывают из игры. Старших детей подобные упражнения подзадоривают, и они с интересом потом выполняют их без участия взрослого.

  1. Оглянись вокруг. В эту игру можно играть, где угодно. Достаточно определиться с тем, что нужно увидеть в непосредственном окружении. Например, по дороге в детский сад или в магазин называть все, что имеет круглую форму. Или же сосредоточиться на восприятии цвета и называть желтые, зеленые объекты.
  2. Запомни картинки. Используются заранее подготовленные карточки с изображением одного предмета. Картинки 10-12 штук раскладываются в ряд, и дошкольник смотрит на них 1-2 минуты. Затем карточки убираются, а ребенок перечисляет все изображения, которые запомнил. Упражнение также развивает оперативную зрительную память.
  3. Рыба-птица-зверь. Групповая игра, в которой один человек является ведущим. Ведущий в форме считалки указывает на каждого участника и произносит: «рыба-птица-зверь-рыба…». Эта цепочка повторяется столько, сколько считает нужным ведущий. Он может остановиться на любом из этих слов, и, указывая на участника, замолчать. Это значит, что участник должен назвать конкретный вид рыбы, птицы или зверя (в зависимости от крайнего слова). Названия нельзя использовать повторно. Если ответ верный, игра продолжается в том же составе. Если игрок дал неверный ответ, он выбывает из игры. Ожидание ответа ограничивается счетом раз-два-три.
  4. Повтори и дополни. Лучше, чтобы в игре принимали участие 4-7 человек. Первый участник называет слово, второй повторяет услышанное слово и добавляет свое. Третий – повторяет те слова, которые прозвучали, и дополняет цепочку своим словом. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
  5. Слушай – исполняй. Упражнение способствует развитию внимания и памяти. Взрослый называет цепочку действий, не демонстрируя их. Проговаривает первый раз медленно, и повторяет второй раз в обычном темпе. После этого дети воспроизводят движения в той же очередности, как перечислил ведущий. Несколько примеров действий:
  • Поднять правую руку перед собой, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
  • Повернуть голову направо, поднять левую руку в сторону, повернуть голову прямо, поднять правую руку в сторону, опустить руки.
  • Поднять левую ногу, хлопнуть в ладоши, опустить ногу, подпрыгнуть.

Эта игра особенно интересна детям, если принимает участие несколько человек. Даже самые рассеянные дети стараются прислушаться и выполнить все действия.

Игры, представленные в данной статье, можно применять для занятий как с одним ребенком, так и с группой детей. Отлично, если взрослый выступит не только в роли организатора, но и в качестве партнера. Тем более что для многих упражнений не нужны специальные условия. С ребенком можно поиграть с пользой для его внимания во время самой обычной прогулки в парк.

При подборе упражнений для дошкольников на развитие внимания придерживайтесь принципов усложнения от простого к сложному и привлекательности заданий. Также учитывайте особенности темперамента ребенка, влияющие на скорость переключения внимания.

Дидактические игры на развитие внимания у детей 5 — 7 лет

Цель – развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности.
Игровой материал: картинки, на которых изображены похожие, но в чем-то различающиеся предметы.
Процедура игры: попросить ребенка найти все различия между картинкам
13. Разведчики.
Цель – развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности.
Игровой материал: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг)
Процедура игры: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку м задает по ней несколько вопросов. Например : «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы.
14. Сделай так же.
Цель – развитие внимания, наблюдательности, зрительно-моторной координации.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: нужно: а) делать, как я. Предложить ребенку делать руками фигуры так, как вы ему показываете. Затем переходить к движениям кистей рук на столе: положить руки на стол, сжать правую руку в кулак, и т. д. менять положение под команду ведущего с нарастанием темпа; б) слушать команду: руки вверх, в стороны, правая вверх и т.д.
15.Найди два одинаковых рисунка.
Цель – развитие внимания, наблюдательности
Игровой материал: бланки методики
Процедура игры: Инструкция: в каждом из пяти заданий даны похожие рисунки, которые чем-то отличаются друг от друга. Но двое из этих рисунков совершенно одинаковые. Какие именно рисунки полностью идентичные, ребенок и должен определить.
Приучайте ребенка последовательно и планомерно сравнивать между собой все рисунки в задании. Здесь важно, чтобы ребенок научился быстро и точно находить признаки, элементы, по которым рисунки отличаются друг от друга.
Примечание: в первом и во втором задании рисунки имеют только 2 признака отличия; в третьем задании их уже 3. Желательно, чтобы при выполнении данного упражнения ребенок не просто нашел одинаковые рисунки, но и назвал признаки, по которым отличаются картинки.
16.Архитектор
Цель — развитие внимания, наблюдательности
Игровой материал: кубики.
Процедура игры: Воспитатель – архитектор, ребенок строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.

Читать еще:  Развивающие игры в 7 месяцев

17.Волшебное слово
Цель — развитие внимания.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Сначала следует договориться, какие слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка). Воспитатель рассказывает историю или произносит подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу, встать или др.

18. Шерлок Холмс
Цель – развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «Сыщику» угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых предметов. Начинать с меньшего количества изменений, постепенно их увеличивая.

19 Цифровая таблица
Цель — развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Скажите ему: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25». Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок

1 10 11 18 7
16 20 3 14 22
2 25 9 13 24
12 5 21 4 17
19 23 15 6 8

20 «Пуговица»
Цель — развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

21 Маленький жук
Цель — развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

22 Выполни по образцу
Цель — тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: образцы для выполнения узора.
Процедура игры: Деятельность ребенка включает в себя прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
— анализ каждого элемента узора;
— правильное воспроизведение каждого элемента;
— удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

После того как «клеточные» узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.
23 «Девочки».
Цель — тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:
а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);
б) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;
в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;
г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;
д) / подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

24.«Человечки»
Цель — тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий:
а) / закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке;
б ) / закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны;
г)/ закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;
д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /.
25. «Переплетенные линии».
Цель — тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагается соединить цифры друг с другом.

26. «Четыре стихии».
Цель — развитие внимания, координации слухового и двига¬тельного анализаторов.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Играющие сидят или стоят по кругу и выполняют дви¬жения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проиг¬равшим.
Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все дол¬жны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых сус¬тавах. Кто ошибается — считается проигравшим».

27. «Испорченный телефон».
Цель — развитие слухового внимания
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий про¬износит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дой¬ти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последне¬го: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, пред¬ложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с после¬днего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный теле¬фон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, пере¬дает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до после¬днего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок на¬путал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок за¬нимает место последнего. Давайте поиграем».

Читать еще:  Развивающие игры монтессори

28. Подбери пару к слову
Цель — развитие внимания.
Игровой материал: мяч.
Процедура игры: Дети встают в круг. Воспитатель с мячом в руках – центр круга. Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает : «Кукла». Игра продолжается. Используются стимульные слова : фрукты, овощи, посуда, транспорт.

29. Игра с палочками «Повторяй за мной!».
Цель – увеличение объема внимания и памяти.
Игровой материал: счетные палочки.
Процедура игры: В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек. Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего. Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию . Пусть дети смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.
30. Упражнение «Ладошки»
Цель – развитие устойчивости внимания.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Список использованных источников.
1.Андреев О.А. Тренируйте внимание. / О. А. Андреев – М.: Просвещение, 1994 – с 135
2.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993 – с.58-61.
3.Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / хрестоматия по вниманию/ — М.: 1976.- 184-220 с.
4.Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Педагогика, 1974.- 146 с.
5.Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1 — с.20.

Развиваем внимание у детей: 15 игр, 3500 заданий и упражнений, которые понравятся детям и взрослым

Команда ЛогикЛайк знает, какие игры помогут ребёнку стать более собранным и научиться управлять своим вниманием. Делимся лучшими находками и разработками.

На LogicLike.com дети учатся рассуждать, развивают логику и нестандартное мышление, внимание и память.

Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.

Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать

Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.

1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.

2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.

4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.

6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.

Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.

Выбирайте игры и задания по возрасту

Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет

Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.

Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания

Перед началом игры установите правила:
— нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
— нельзя один и тот же цвет называть дважды.

А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».

Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания

Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.

Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.

Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания

Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.

Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания

В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.

Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет

Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.

Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания

Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.

Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания

Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания

Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета не используем пальцы.

Игра «Защитники островов» развивает переключаемость внимания

Эту игру можно назвать морским боем нового уровня. Вместо обычного квадратного игрового поля действие разворачивается на круговой диаграмме. Игрок может выбрать один из трех уровней сложности.

Игра «LOGIC Игрек» развивает объем, устойчивость и переключаемость внимания

В игре 3 уровня сложности:

  • «Новичок» — игрок должен запомнить и повторить в любом порядке расположение точек на экране.
  • «Опытный» — требуется запомнить расположение цифр в правильной последовательности: 1, 2, 3, 4 и т.д.
  • «Мастер» — необходимо запомнить расположение фруктов на экране в нужном порядке.

Игры и упражнения на внимание для детей 9-10 лет

Для детей постарше подойдут более сложные упражнения на внимание. Хорошо, если они будут не сильно напоминать школьные задания, чтобы ребёнок мог отвлечься от учебы и провести свободное время весело и полезно.

Упражнение «Запомни все» на концентрацию и распределение внимания

Предложите ребёнку внимательно рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?

Упражнение «Что изменилось?» Развиваем объем внимания

Разложите на столе около десяти предметов. Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал, линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы.

Затем попросите его закрыть глаза и досчитать до 20-ти. За это время поменяйте некоторые из предметов местами или вовсе уберите. Предложите ребёнку сказать, что изменилось.

Читать еще:  Развивающие игры в 9 месяцев

Упражнение «Запрещенная цифра» на концентрацию и распределение внимания

Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.

Игра «Атака вируса» развивает концентрацию внимания

Цель игры — окружить Вируса и не дать ему проникнуть в самое сердце микросхем Клапана. Всего доступно три уровня сложности: «легко» — в игре всего один Вирус и есть много возможностей его обезвредить; «трудно» — победить нужно двух Вирусов, что будет не так просто; «ааааа!» — придется попотеть, ведь окружить необходимо трех Вирусов.

Игры на развитие внимания у дошкольников

tasoteka | 14 Апрель, 2017 07:19

Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Внимание — это психический процесс, заключающийся в на­правленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Внимание включено во все познавательные процессы и прояв­ляется в любой сознательной деятельности: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Наличие внимания делает человеческую деятельность организованной и продуктивной. Оно обеспечивает активизацию нужных и торможе­ние ненужных в данный момент психических и физиологических процессов; способствует целенаправленному отбору поступающей информации; обеспечивает сосредоточенность психической актив­ности на определенной деятельности.

Особенностью внимания является то, что оно не существует само по себе, вне осуществляемых человеком действий. Ребенок внимателен, когда он не просто смотрит, а видит или рассматри­вает, когда не просто слышит, а слушает или прислушивается.

Подвижные игры и упражнения для развития внимания у дошкольников

Наступалки

Цель: развивать внимание, двигательную координацию.

Ход игры

Игроки встают в круг и берутся за руки. По сигналу педагога каж­дый игрок должен как можно больше раз успеть наступить на ногу игроков, стоящих справа и слева от него, при этом не дать насту­пить на свои ноги. Руки партнеров не отпускают. Через 10 секунд игра останавливается, и выявляются победители — дети, которым ни разу не наступили на ноги. После этого игра возобновляется.

Слушай внимательно

Цель: развивать внимание, память, быстроту двигательной реакции.

Ход игры

Дети идут по кругу и выполняют действия, соответствующие указаниям ведущего. По команде «Заяц!» — прыгают на двух ногах; «Гусь!» — идут в приседе; «Лошадь!» — выполняют галоп.

Игроки, допустившие ошибку, выбывают из игры.

Вариант

Словесные команды заменяют другими: один свисток — под­прыгнуть вверх; два свистка — повернуться на 360°; три свистка — ходьба с высоким подниманием бедра и т.д.

Найди и промолчи

Цель: развивать внимание, пространственное восприятие, вы­держку.

Материал: небольшой предмет.

Ход игры

Педагог заранее прячет какой-либо предмет и предлагает детям его найти. Тот, кто нашел предмет, подходит к педагогу и тихо об этом говорит. Когда большинство детей справится с заданием, отмечают тех, кто оказался самым внимательным.

Вариант

Для старших детей число спрятанных предметов можно уве­личивать. Например: «В зале спрятаны флажки разного цвета. Найдите их все, сосчитайте и тихо скажите мне, сколько флажков вы нашли».

Стой!

Цель: развивать внимание, слухо-моторную координацию, быстроту реакции, выдержку.

Ход игры

Играющие встают в шеренгу на одной стороне площадки. На противоположной стороне спиной к ним стоит водящий. Он громко произносит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!». На каждое произносимое слово играющие продвигаются марше­вым шагом вперед (в соответствии с произносимым текстом).

На последнем слове все останавливаются, а водящий быстро оглядывается. Тот, кто не успел вовремя остановиться, делает шаг назад. Затем водя ищи снова произносит текст, а дети продолжают движение.

Выигрывает тот, кто успеет пересечь линию финиша прежде, чем водящий скажет слово «Стой!».

Запрещенное движение

Цель: развивать внимание, память, быстроту реакции.

Ход игры

Играющие строятся в шеренгу. Педагог показывает им дви­жение, которое считается запрещенным, например руки на пояс. По команде игроки должны повторять все движения, показанные педагогом, кроме запрещенного. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед и продолжают игру. Выигрывают дети, не сдви­нувшиеся с места.

Варианты:

  1. Движения не показывают, а только называют. Это способ­ствует формированию мышления и зрительно-моторной коорди­нации.
  2. Вместо запрещенного движения игроки должны выполнить хлопок в ладоши.

Покажи — не ошибись

Цель: развивать активное внимание.

Материал: мячи, палки, кегли и другой физкультурный инвентарь.

Ход игры

Дети становятся в круг. Педагог показывает и называет пред­меты: мяч, скакалка и др. Если предмет назван правильно, дети должны поднять правую руку. Если предмет назван неверно, дети должны потопать ногами.

Отмечаются самые внимательные игроки.

Спокойно, стучать, вверх

Цель: стимулировать внимание, точное и быстрое реагирова­ние на сигнал. Ход игры

Дети сидят в круге по-турецки. По команде педагога «Сту­чать!» все дети стучат по полу пальцами. По команде «Спокойно!» дети прекращают стук. По команде «Вверх!» дети поднимают руки вверх.

Порядок команд может изменяться. При этом педагог стара­ется запутать детей, называя одну команду, выполняет несоот­ветствующее движение. Например, по команде «Вверх!» кладет руки на пояс и т.п.

Отмечаются дети, выполнявшие движения быстро и правильно.

Рюкзачок бежит по кругу

Цели: развивать произвольное внимание, быстроту реакции; закреплять математический счет, координацию движений.

Материал: рюкзачок.

Ход игры

Дети стоят в круге. Педагог подает сигнал, по которому игроки начинают передавать рюкзачок друг другу но кругу. По второму сигналу движение рюкзачка прекращается. Тот, у кого оказался рюкзачок, должен его быстро надеть. Дети вместе с педагогом ве­дут счет до тех пор, пока ребенок не наденет рюкзачок. Игра про­должается.

Отмечаются дети, затратившие на надевание рюкзачка мень­шее количество времени.

Слушай звуки!

Цель: развивать слуховое внимание, воображение, координа­цию движений.

Материал: фортепиано или аудиозапись. Ход игры

Каждый ребенок выполняет движение в соответствии с услы­шанными звуками. Низкий звук — становится в позу плаку­чей ивы: ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу. Высокий звук — стано­вится в позу тополя пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки и голова вверх, смотреть на пальцы рук.

Отмечаются дети, допустившие меньшее число ошибок.

Примечание: необходимо чередовать звуки, постепенно увели­чивая темп.

Канон

Цель: развивать произвольное внимание, чувство ритма, дви­гательную память.

Материал: фортепиано или аудиозапись.

Ход игры

Под музыку с четко выделенным ритмом дети шагают друг за другом. На первый такт правую руку поднимает первый ребенок, на второй такт — второй ребенок и т.д. Когда правую руку подни­мут все участники игры, на очередной такт дети последовательно поднимают левую руку. Затем в такой же последовательности дети опускают руки.

Кто быстрее

Цель: совершенствовать сосредоточенность внимания, коор­динационные способности, быстроту реакции.

Ход игры

Двое-трое водящих находятся в круге, остальные игроки — за линией круга. По сигналу педагога игроки входят в круг и выходят из него, водящие стараются их поймать. Пойманные становятся ловишками. Водящие не имеют права выходить из круга.

Упражнения

1. Ходьба и бег с дополнительным заданием, выполняемым по зрительному или звуковому сигналу (хлопок — остановка, два хлопка — поворот и т.д.).

  1. Бег с внезапной сменой направления, остановками, уверты­ванием («Догонялки»).
  2. Воспроизведение последовательности движений, показан­ ной или перечисленной ведущим («Запомни движение»).
  3. Выполнение перестроений по условному сигналу (зритель­ному, слуховому): один свисток — построиться в шеренгу, два свистка — построиться в колонну.
  4. Выполнение общеразвивающих упражнений в парах: пер­вый игрок показывает двигательные действия, второй — по­вторяет в том же направлении или в противоположную сто­рону.
  5. Выполнение упражнений с соблюдением заданных пара­метров: ноги не сгибать, не выходить за пределы площадки и т.п.

Материал подготовлен Ириной Ереминой по книге Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мыш­ления и воображения у дошкольников. — М.: АРКТИ. — 2010

Рекомендации специалистов»>>Рекомендации специалистов | Следующая | Предыдущая | Комментарии (0)

Рекомендуемые публикации

Комментарии

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

Совет недели:

Часто мы не хотим видеть счастье, посылаемое судьбой, потому что представляем его по другому.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector