221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на развитие зрительного внимания

Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста

Елена Чувилина
Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста

1. Игра «Угадай»

Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки которые он видит перед собой. Далее предложите ему отвернуться и уберите одну игрушку. Потом попросите ребенка угадать какой игрушки не стало. Постепенно можно добавлять количество игрушек. Можно не только убирать игрушку, но и добавлять. Ребенок должен угадать какая игрушка появилась. Для детей старшего возраста использовать картинки вместо игрушек, но постепенно прибавляя их количество.

2. Игра «Расставь по порядку»

Возьмите 4 игрушки. Поиграйте с ребенком в очередь например: к доктору или к продавцу. Вместе с ребенком расставьте игрушки по порядку. Далее ребенок отворачивается, а вы убираете игрушку. Пусть он скажет какой игрушки не стало в ряду. Попросите ребенка ещё раз отвернуться и поменяйте две игрушки местами. Спросите у ребенка: «Кто стоит не по порядку?». Для детей старшего возраста можно использовать картинки, предметы или персонажей из сказки «Репка», «Теремок»

3. Игра «Найди пару по цвету»

Возьмите 4 шарика и кубика одинаковых по цвету. Можно использовать другие предметы по цвету. Разложите шарики и попросите ребенка подобрать к каждому из них по цвету кубик (к красному шарику – красный кубик и т. д.) Далее попросите ребенка отвернуться и переложите все пары не по цвету. Ребенок должен найти неправильные пары и исправить ошибки. Для игры можно использовать разные предметы, но чтобы пары были одинакового цвета. В эту игру могут играть несколько человек. Дети делятся на группы и устраивают соревнование, кто быстрее подберет пары.

4. Игра «Найди цвет и фигуру»

Возьмите коробку цветных карандашей и лист белой бумаги. Для ребенка трех лет берем карандаши основных цветов (желтый, красный. синий, зеленый). Нарисуйте на листе бумаги кружочки, квадратики, треугольники в ряд карандашом. Цветных фигурок должно получится столько, сколько карандашей. Покажите ребенку свой рисунок и попросите его нарисовать по каждой фигурой такую же — такой же формы и цвета. Дальше можно добавлять другие цветные карандаши и другие по форме фигурки.

5. Игра с карточками

Для игры берем 3 карточки с изображением разных предметов. Разложите перед ребенком эти карточки в любом порядке. Обсудите с ребенком, какие предметы он видит на карточке. Ребенок называет рисунок на карточке проговаривая вслух. Например: «Это кошечка», «Это мячик» «Это лошадка». Затем переверните карточки и спросите у ребенка: «Где кошечка? Где мячик? Где лошадка? Количество карточек постепенно добавляем до 7. Если ребенок постоянно будет играть, то к пяти годам он легко будет справляться заданием.

6. Игра «Прятки»

Для игры нужны три пустые маленькие коробочки. Возьмем маленький предмет и спрячем в любую из коробочек. Пусть ребенок отгадает, где лежит предмет. Начинать с одного предмета, постепенно добавляя разные предметы. Можно и прибавить количество коробочек. Больше предметов, тогда труднее найти его в коробочке.

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания Отчет по самообразованию за 2016 -2017 учебный год. Цель: повышение уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Развитие речи и коммуникативных навыков у детей младшего и среднего возраста в ДОУ «Развитие речи и коммуникативных навыков у детей младшего и среднего возраста в ДОУ». Подготовила Зозуля Надежда Владимировна, воспитатель.

«Влияние пальчиковой игры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Этот вывод не случаен. Действительно,.

Дидактические игры для развития слухового и зрительного внимания Дидактические игры на развитие слухового и зрительного внимания • Что изменилось? Цель: развивать зрительное внимание. Один ребенок уходит.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Игры на развитие зрительного внимания у детей ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ • Игра «Угадай, что исчезло» Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки. Выложите перед малышом.

Конспект игры-опыта для детей младшего и среднего дошкольного возраста КОНСПЕКТ ИГРЫ – ОПЫТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА. Тема: «Волшебная водичка». Цель: Продолжать знакомство со свойствами воды,.

Пальчиковые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой.

Проект «Развитие положительных взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» Актуальность : Дошкольник открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает.

Развивающие игры для детей младшего и среднего возраста (из подручных материалов) Развитию малыша помогают не только пособия купленные в магазине, но и самые обычные, простые вещи,которые находятся под рукой. У каждой.

Игры для развития концентрации внимания

Для чего необходимо развивать внимание?

Человеку, в любом возрасте, сложно сконцентрироваться из-за отвлекающих факторов: посторонний шум, суета вокруг, и даже собственные мысли.

Мир не останавливается, для того чтобы мы спокойно решили своих задачи.

И если не решать проблему с концентрацией, то возникают такие серьезные проблемы как: провалы в учебе и на работе, разлад в семейной жизни, сложности с освоением новых навыков.

Если Вы читаете это страницу, значит вопрос об улучшении внимания, стал актуальным. А если есть проблема, будем её решать.

Как повысить концентрацию внимания?

Все хорошее к чему стремиться человек, проходит через трудности. Их преодоление и повышает цену, полученных умений. Чтобы преодоление не становилось «вечным боем», достаточно придерживаться основных правил:

Первое правило: главное заставить себя начать, а потом станет легче.

Считается, что существует несколько видов внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

  • Произвольное внимание базируется на силе воли индивидуума. Это оно помогает заставить себя делать домашние дела, несмотря на такие помехи, как лень.
  • Непроизвольное внимание срабатывается независимо от нашего желания, когда сила посторонних раздражителей, затмевает другие моменты. Например, мы пытаемся уснуть, но вдруг начинаем прислушиваться к скрипам и шорохам в соседней комнате.
  • Послепроизвольное внимание возникает в результате сосредоточения. Преодолевая трудности во время произвольной концентрации, человек привыкает к ним, и сама деятельность начинает вызывать интерес. Именно в этом состоянии выполняется и решается большинство жизненных задач.

Правило второе: регулярность, быстро переходит в хорошую привычку.

Определите себе точное время для занятий и тренировок. Для начала хватит и нескольких минут в день.

Но обязательное условие: пропускать нельзя!

Достаточно один раз дать себе слабину, и считайте, что все придется начинать сначала. Без силы воли (произвольное внимание), на первых парах, не обойтись.

Правило третье: творческих подход, к решению проблемы — это всегда успех.

Не превращайте свои занятия в рутину. Нет ничего хуже постоянно заставлять себя заниматься скучным делом. Есть много вариантов тренировки внимания.

Выбирайте тот, что более всего подходит лично Вам.

Тренировка внимания: Осознание мира

Находясь на улице или на работе, постарайтесь сконцентрировать внимание на том, что происходит вокруг. Подмечайте для себя: где идете, что делаете, кто рядом, чем заняты окружающие, какая погода.

Не позволяйте себе уйти в прострацию и держите внимание.

Для усложнения задачи: отмечайте количество повторяющихся факторов. Например, сколько раз коллега сбежал на перекур, или сколько красных машин затормозило на светофоре.

Выполняя привычные действия, совершайте их осознано. Для начала, сосредоточьтесь на выходе из дома, проконтролируйте каждый свой шаг. Как умылись, оделись, позавтракали, вышли из дома.

Это занятие, не только поможет увеличить силу внимания, но уберет тревожные вопросы: выключил ли утюг, закрыл ли дверь.

Тренировка внимания: Новый взгляд

Попробуйте посмотреть на окружающие Вас предметы более внимательно.

Придумывайте новые свойства для того или иного предмета. Отмечайте качество и внешний вид вещей. Постарайтесь увидеть вокруг себя то, чего не замечали раньше.

Такое упражнение помогает научится переключать внимание с одной задачи на другую.

Читать еще:  Онлайн игры на развитие памяти и внимания

Тренировка внимания: Медитация

Как ни удивительно, но медитация очень хорошее упражнение для улучшения внимания. Включив хорошую музыку или в полной тишине, полностью расслабьтесь, примите удобную позу. Дышите плавно и свободно. Отвлекитесь от посторонних мыслей.

Переведите мысленный взгляд на кончик носа, и зафиксируйте внимание на нем. Следите только за ощущениями, дыханием и мысленном взглядом на кончике носа.

Как только мысли переключатся на что-то другое, вернитесь в начальную точку.

Игры и упражнения для повышения внимания.

Игр для развития памяти и внимания невероятное количество, и каждый день придумываются новые. Мы приведем здесь ряд, наиболее интересных упражнений, способствующих общему развитию мозговой деятельности.

Упражнения можно выполнять всей семьей, превратив личную тренировку, в развлечение для всех домочадцев.

Для некоторых упражнений, потребуются дополнительные атрибуты, которое можно подготовить самостоятельно или заказать на нашем сайте.

Активная разминка для повышения концентрации внимания — «Алфавит»

Одна из любимейших игр для детей младшего школьного возраста.

Упражнение улучшает концентрацию и внимательность ребенка.

Пояснения:
верхний ряд – буквы, которые нужно называть вслух,

нижний ряд – обозначение какую руку поднимать вверх (правая, левая, обе)

Задача:

одновременно называйте верхнюю букву и поднимайте нужную руку.

Варианты игры:

  1. Случайное расположение заданий относительно букв.
  2. Задания разделены на гласные и согласные буквы. В зависимости от вида буквы, поднимается правая, левая или обе руки.
  3. Используем в задании цветные карточки. Случайное расположение заданий относительно букв.
  4. Используем в задании цветные карточки. Задания разделены на гласные и согласные буквы. В зависимости от вида буквы, поднимается красная, синяя или зеленая карточки.

Известная и веселая разминка для ума «Цветные Слова»

Часто используется в качестве разминки на занятиях как с детьми, так и со взрослыми.

Упражнение способствует формированию связей полушарий мозга, улучшает концентрацию и внимательность. Кроме того, данное упражнение используется в профилактики болезни Альцгеймера.

Задача:

Нужно произнести вслух ЦВЕТ написанного слова, а не читать слово как есть.

Мы усложнили данную игру, и предлагаем использовать несколько вариантов заданий.

Варианты:

  1. Цветные слова- назвать цвет слова
  2. Фигуры- назвать цвет фигуры
  3. Назвать цвет слова, написанного в фигуре

Тест Бурдона для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в задании буквы или знаки.

Обработка результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных (не зачеркнутых) знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков.

Концентрация внимания оценивается по формуле:

С–число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П–количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С.

Развитие внимания по таблицам Шульте.

Вам понадобятся таблицы с разбросанными хаотично цифрами.

Задача – как можно быстрее найти их по-порядку от 1 до 25. Детям можно показывать на цифры пальцем (ручкой), взрослым достаточно пробежать по ним глазами.
Засеките время по секундомеру на прохождение каждой таблицы. Закончив поиск цифр на одной таблице, запишите время, и переходите к следующей.
Средние нормативы на одну таблицу: 7-9 лет – 1 мин 10 сек. Взрослые – 40 сек.

Таблицы Шульте можно использовать и как тренажер, то есть проделывая выше сказанное регулярно Вы:

  • натренируете внимание, улучшите его отдельные показатели
  • концентрацию, распределение, переключение, устойчивость к стрессовым воздействиям,
  • повысите скорость чтения (скорочтение),
  • улучшите быстроту реакций.

Игра на внимательность «Нелепицы»

Помимо внимательности, игра развивает логическое мышление и воображение. Рекомендовано детям младшего школьного возраста, в качестве умственной разминки.

Задание:

На картинках изображены сюжеты известных сказок, но в этих сказках, пошло что-то не так. Все перепуталось, появилось то чего быть не должно, а нужное пропало. А вот что именно не так- предстоит определить Вам.

Художник: Матюгина Александра.

Игра для развития концентрации внимания «Змейка»

Игра развивает концентрацию внимания и оперативную память. Данную игру можно использовать в качестве разминки во время занятий.

Правила игры:

Двигаясь по часовой стрелке от ячейки к ячейке, постарайтесь запомнить количество повторений каждого рисунка.

Задачи в игре могут изменяться:

  • запоминание количества определенных предметов;
  • запоминание количества цветов;
  • запоминание последовательности предметов или цветов.

Варианты:

  • Для разнообразия игры, картинки могут быть одного или разного цвета.
  • Можно использовать одну картинку, но в разных цветах. В этом случае, нужно будет назвать сколько картинок было того или иного цвета.

Игра для развития внимания «Поиск предмета»

Игра развивает концентрацию внимания и оперативную память. Задания простые и подходят для любого возраста.

Задача:

Запомнить предметы на картинке, после чего вспомнить и назвать их.

Варианты игры:

1 ) Запомнить предметы на первой картинке. На второй картинке представлен измененный набор предметов. Необходимо назвать, что появилось, и что пропало.

2) Запомнить какие предметы и где расположены на первой картинке. Посмотрев на вторую картинку, назовите где и что лежало.

3) Запомнить последовательность предметов на первой картинке. Посмотрев на вторую картинку, требуется вспомнить последовательность.

4) На первой картинке, требуется запомнить список предметов. На второй картинке, необходимо найти предметы из списка.

Подобные игры можно найти в мобильных приложениях, или установить на компьютер.

Интересный вариант игры: на столе помещаются предметы, ребенку дается время запомнить их. После чего ребенка просят отвернуться, и часть предметов убирают, а остальные меняют места. Задача ребенка, повернувшись, определить, что пропало.

Игры для дошкольников на развитие внимания

Игровые формы являются универсальным средством развития детей дошкольного возраста. Они содействуют формированию познавательных процессов, становлению личности ребенка. В данной статье приведены дидактические упражнения и игры на развитие внимания у дошкольников. От того, как мы развиваем внимание ребенка в дошкольном возрасте, зависит его подготовленность к обучению в школе.

Игры для младших дошкольников на развитие внимания

Малышам от 3-х до 4-х лет все еще трудно сосредоточить внимание на речи и словесных упражнениях.
Поэтому в развитии внимания нужно задействовать зрительное восприятие. Следует также учитывать, что способом познания у младших дошкольников выступает наглядно-действенное мышление. Дети в этом возрасте могут разглядывать картинки, повторять действия, сравнивать предметы. Именно такие игры подойдут им для тренировки внимания.

  1. Строй, как я! Возьмите два набора кубиков разного цвета (не более 5-ти). Сядьте рядом с малышом, взяв один набор себе, а второй разложив перед ребенком. Постройте простенькую конструкцию из своих трех-четырех кубиков. Предложите малышу построить так же. Если дошкольник справился, но без учета цвета, обратите его внимание на этот факт. Похвалив малыша, побудите его выполнить еще раз. По мере того, как ребенок справляется, усложняйте конструкции и добавляйте новые геометрические формы (конус, цилиндр…)
  2. Чего не хватает куклам. Посадите три куклы в ряд. Скажите, что они собираются кушать. Поставьте перед двумя куклами по тарелке, еще двум положите по ложке, и также поставьте две чашки. Все расположите так, чтобы для каждой куклы было выделено два предмета. В сторонке должны стоять предметы посуды, как нужные, так и лишние. Спросите ребенка, чего не хватает первой кукле, второй… Пусть ребенок дополнит «сервировку».
  3. Что потеряли? Нарисуйте простенькую сюжетную картинку: дом, дерево, солнышко, облако и пр. На отдельном листе примерно повторите основу рисунка из трех основных элементов. Далее спрашивайте у малыша, что еще нужно добавить, сравнивая оба рисунка.

Игры на внимание для детей среднего дошкольного возраста

Пятилетний ребенок знает и умеет гораздо больше младшего дошкольника. Он имеет словарный запас от 2 тыс. слов, понимает количественные и качественные соотношения (больше – меньше, сильнее – слабее), воспринимает словесные инструкции. Соответственно, расширяется диапазон игр и упражнений на внимание для дошкольников.

Упражнения с опорой на зрительные сигналы

  1. Обед для Матрешек. Подготовьте набор колечек от пирамидки и набор разных по размеру палочек. Они будут выполнять роль столовых приборов для матрешек. Поставьте перед ребенком задачу подобрать каждой матрешке «тарелку» и «ложку» в соответствии с ее ростом.
  2. Каждому предмету свое место. Разложите в два ряда 6 или 8 мелких предметов. Пусть дошкольник внимательно посмотрит, какие предметы и где они находятся. Ребенок отворачивается и считает до трех. За это время взрослый меняет местами 2-4 предмета. Ребенку предстоит вновь вернуть все на свои места.
  3. Хозяюшка. Смешайте в одной мисочке фасоль, горох и гречневую крупу (по ложке каждого составляющего). Ребенку предстоит рассортировать содержимое. Точно также можно смешать пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, чтобы потом дошкольник разложил их на три кучки. Кроме развития внимания, такое упражнение способствует тренировке мелкой моторики.
  4. Внимательный покупатель. Подготовьте несколько рисунков, состоящих из одних линий. Но линии не хаотичны. Они являются контурами изображений овощей и фруктов. Заинтригуйте дошкольника тем, что он пришел в овощной магазин, в котором нет витрин. Продавец продаст только те фрукты и овощи, которые ребенок найдет на рисунке. Пример рисунка:
Читать еще:  Игры и упражнения на развитие

Игры на слуховое внимание для дошкольников

  1. Именины. Сообщите ребенку, что у куклы день рождения, и скоро придут гости поздравить именинницу. Выбираете 5-6 игрушек (это и есть гости), придумывая каждому имя. Ребенок рассаживает гостей вокруг импровизированного стола и угощает всех чаем, обращаясь к каждому по имени.
  2. Слушай хлопки! Договоритесь с детками, что они примут определенную позу, услышав хлопки. 1 хлопок – превращение в лягушку, присев на корточки и прикоснувшись руками к полу; 2 хлопка – превращение в аиста, стоящего на одной ноге; 3 хлопка – произвольная ходьба. Дети свободно двигаются по комнате и выполняют команды, прислушиваясь к хлопкам.

Упражнения на развитие внимания у старших дошкольников

Игры для старших дошкольников на развитие внимания более сложны. Он требуют сосредоточения и концентрации внимания. К тому же они часто содержат соревновательное условие, в соответствии с которым самые невнимательные выбывают из игры. Старших детей подобные упражнения подзадоривают, и они с интересом потом выполняют их без участия взрослого.

  1. Оглянись вокруг. В эту игру можно играть, где угодно. Достаточно определиться с тем, что нужно увидеть в непосредственном окружении. Например, по дороге в детский сад или в магазин называть все, что имеет круглую форму. Или же сосредоточиться на восприятии цвета и называть желтые, зеленые объекты.
  2. Запомни картинки. Используются заранее подготовленные карточки с изображением одного предмета. Картинки 10-12 штук раскладываются в ряд, и дошкольник смотрит на них 1-2 минуты. Затем карточки убираются, а ребенок перечисляет все изображения, которые запомнил. Упражнение также развивает оперативную зрительную память.
  3. Рыба-птица-зверь. Групповая игра, в которой один человек является ведущим. Ведущий в форме считалки указывает на каждого участника и произносит: «рыба-птица-зверь-рыба…». Эта цепочка повторяется столько, сколько считает нужным ведущий. Он может остановиться на любом из этих слов, и, указывая на участника, замолчать. Это значит, что участник должен назвать конкретный вид рыбы, птицы или зверя (в зависимости от крайнего слова). Названия нельзя использовать повторно. Если ответ верный, игра продолжается в том же составе. Если игрок дал неверный ответ, он выбывает из игры. Ожидание ответа ограничивается счетом раз-два-три.
  4. Повтори и дополни. Лучше, чтобы в игре принимали участие 4-7 человек. Первый участник называет слово, второй повторяет услышанное слово и добавляет свое. Третий – повторяет те слова, которые прозвучали, и дополняет цепочку своим словом. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
  5. Слушай – исполняй. Упражнение способствует развитию внимания и памяти. Взрослый называет цепочку действий, не демонстрируя их. Проговаривает первый раз медленно, и повторяет второй раз в обычном темпе. После этого дети воспроизводят движения в той же очередности, как перечислил ведущий. Несколько примеров действий:
  • Поднять правую руку перед собой, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
  • Повернуть голову направо, поднять левую руку в сторону, повернуть голову прямо, поднять правую руку в сторону, опустить руки.
  • Поднять левую ногу, хлопнуть в ладоши, опустить ногу, подпрыгнуть.

Эта игра особенно интересна детям, если принимает участие несколько человек. Даже самые рассеянные дети стараются прислушаться и выполнить все действия.

Игры, представленные в данной статье, можно применять для занятий как с одним ребенком, так и с группой детей. Отлично, если взрослый выступит не только в роли организатора, но и в качестве партнера. Тем более что для многих упражнений не нужны специальные условия. С ребенком можно поиграть с пользой для его внимания во время самой обычной прогулки в парк.

При подборе упражнений для дошкольников на развитие внимания придерживайтесь принципов усложнения от простого к сложному и привлекательности заданий. Также учитывайте особенности темперамента ребенка, влияющие на скорость переключения внимания.

Дидактические игры на развитие внимания у детей 5 — 7 лет

Цель – развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности.
Игровой материал: картинки, на которых изображены похожие, но в чем-то различающиеся предметы.
Процедура игры: попросить ребенка найти все различия между картинкам
13. Разведчики.
Цель – развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности.
Игровой материал: набор сюжетных картин (или иллюстраций из книг)
Процедура игры: ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог переворачивает картинку м задает по ней несколько вопросов. Например : «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы.
14. Сделай так же.
Цель – развитие внимания, наблюдательности, зрительно-моторной координации.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: нужно: а) делать, как я. Предложить ребенку делать руками фигуры так, как вы ему показываете. Затем переходить к движениям кистей рук на столе: положить руки на стол, сжать правую руку в кулак, и т. д. менять положение под команду ведущего с нарастанием темпа; б) слушать команду: руки вверх, в стороны, правая вверх и т.д.
15.Найди два одинаковых рисунка.
Цель – развитие внимания, наблюдательности
Игровой материал: бланки методики
Процедура игры: Инструкция: в каждом из пяти заданий даны похожие рисунки, которые чем-то отличаются друг от друга. Но двое из этих рисунков совершенно одинаковые. Какие именно рисунки полностью идентичные, ребенок и должен определить.
Приучайте ребенка последовательно и планомерно сравнивать между собой все рисунки в задании. Здесь важно, чтобы ребенок научился быстро и точно находить признаки, элементы, по которым рисунки отличаются друг от друга.
Примечание: в первом и во втором задании рисунки имеют только 2 признака отличия; в третьем задании их уже 3. Желательно, чтобы при выполнении данного упражнения ребенок не просто нашел одинаковые рисунки, но и назвал признаки, по которым отличаются картинки.
16.Архитектор
Цель — развитие внимания, наблюдательности
Игровой материал: кубики.
Процедура игры: Воспитатель – архитектор, ребенок строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.

17.Волшебное слово
Цель — развитие внимания.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Сначала следует договориться, какие слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка). Воспитатель рассказывает историю или произносит подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу, встать или др.

18. Шерлок Холмс
Цель – развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «Сыщику» угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых предметов. Начинать с меньшего количества изменений, постепенно их увеличивая.

19 Цифровая таблица
Цель — развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Скажите ему: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25». Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок

Читать еще:  Развивающие игры с пальчиками

1 10 11 18 7
16 20 3 14 22
2 25 9 13 24
12 5 21 4 17
19 23 15 6 8

20 «Пуговица»
Цель — развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

21 Маленький жук
Цель — развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

22 Выполни по образцу
Цель — тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: образцы для выполнения узора.
Процедура игры: Деятельность ребенка включает в себя прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
— анализ каждого элемента узора;
— правильное воспроизведение каждого элемента;
— удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

После того как «клеточные» узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.
23 «Девочки».
Цель — тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:
а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);
б) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;
в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;
г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;
д) / подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

24.«Человечки»
Цель — тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий:
а) / закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке;
б ) / закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны;
г)/ закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;
д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /.
25. «Переплетенные линии».
Цель — тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Процедура игры: Предлагается соединить цифры друг с другом.

26. «Четыре стихии».
Цель — развитие внимания, координации слухового и двига¬тельного анализаторов.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Играющие сидят или стоят по кругу и выполняют дви¬жения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проиг¬равшим.
Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все дол¬жны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых сус¬тавах. Кто ошибается — считается проигравшим».

27. «Испорченный телефон».
Цель — развитие слухового внимания
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий про¬износит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дой¬ти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последне¬го: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, пред¬ложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с после¬днего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Испорченный теле¬фон». Сядьте по кругу на ковер так, чтобы вам было удобно. Первый игрок сообщает тихо на ухо сидящему рядом игроку какое-либо слово. Игрок, узнавший от ведущего слово, пере¬дает это услышанное слово (тихо на ухо) следующему игроку. Слово, словно по проводам телефона, должно дойти до после¬днего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Тот называет его. Если слово совпадает с тем, которое придумал и назвал ведущий, значит, телефон исправен. Если не совпадает, то телефон испорчен. В этом случае по очереди, начиная с конца ряда, каждый должен назвать услышанное им слово. Так узнают, какой игрок на¬путал — «испортил телефон». «Провинившийся» игрок за¬нимает место последнего. Давайте поиграем».

28. Подбери пару к слову
Цель — развитие внимания.
Игровой материал: мяч.
Процедура игры: Дети встают в круг. Воспитатель с мячом в руках – центр круга. Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает : «Кукла». Игра продолжается. Используются стимульные слова : фрукты, овощи, посуда, транспорт.

29. Игра с палочками «Повторяй за мной!».
Цель – увеличение объема внимания и памяти.
Игровой материал: счетные палочки.
Процедура игры: В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек. Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего. Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию . Пусть дети смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.
30. Упражнение «Ладошки»
Цель – развитие устойчивости внимания.
Игровой материал: нет.
Процедура игры: Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Список использованных источников.
1.Андреев О.А. Тренируйте внимание. / О. А. Андреев – М.: Просвещение, 1994 – с 135
2.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993 – с.58-61.
3.Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / хрестоматия по вниманию/ — М.: 1976.- 184-220 с.
4.Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Педагогика, 1974.- 146 с.
5.Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1 — с.20.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector