221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на сенсорное развитие дошкольников

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

Для того чтобы малыш рос гармоничной личностью, родителям следует уделить внимание развитию сенсорных способностей, используя для этого различные игры. С раннего детства у дошкольника должно формироваться представление о цвете, форме, запахе, положении предмета в пространстве – это станет важнейшим этапом его подготовки к школе и дальнейшей жизни. Не стоит думать, что в 2-3 года ребенок еще не готов воспринимать информацию. Если заниматься с ним весело, с положительным настроем, он сумеет быстро понять смысл сложных понятий.

Что это такое?

Многих родителей интересует, что такое сенсорные навыки и для чего их необходимо развивать. Согласно психологии, они представляют собой способность человека воспринимать различные свойства окружающих его предметов, осознавать их форму, цвет, вкус, размер, понимать, где именно в пространстве они располагаются относительно других предметов. Проще говоря, это умение пользоваться собственными органами чувств.

Те малыши, которые не получили необходимо развития, как правило, сталкиваются с рядом проблем при поступлении в школу, в частности они не имеют гибкости восприятия, плохо ориентируются в характеристиках, не способны сравнивать предметы. Вот почему ответственным родителям важно уделять время специальным дидактическим играм, позволяющим усовершенствовать использование органов чувств. Подробную информацию о том, что такое сенсорное развитие, можно прочитать здесь.

Упражнения для тактильной памяти

Занятия по сенсорике посредством дидактической игры можно начинать в 2-3 года, в это время мозг малыша очень пластичен и способен воспринимать сложные, на первый взгляд, понятия. Главное – проводить домашние тренировки на позитивной волне, не нервничать и не кричать на ребенка, если что-то у него не получается, а вот хвалить необходимо даже за незначительный успех – это станет отличной мотивацией для дальнейших стараний.

Можно использовать многочисленные формы и приемы работы.

  • Волшебный мешочек. Мама берет непрозрачный мешок из ткани, в который помещает знакомые ребенку предметы. Это может быть мячик, кубик, бусы. Задача малыша – залезть в мешочек ручкой, нащупать предмет и догадаться, что это такое. Такая игра поможет улучшить тактильные ощущения.
  • Следующий шаг – предложить найти в мешочке заданную фигуру. Мама просит: «Достань кубик». Малыш должен его нащупать и извлечь.
  • Для развития тактильной памяти подойдет игра «Найди пару», материал для которой несложно приготовить своими руками. На стол выкладывается несколько предметов, у которых разная поверхность. Это могут быть гладкая фольга, наждачная бумага, картон, губка, кусочек ткани. Главное условие – каждого типа поверхности должно быть два (например, гладкие картон и шелк, шершавые наждачка и жесткая сторона губки для посуды). Ребенок должен на ощупь найти пару. После нескольких тренировок задание усложняется – теперь предметы скрыты (можно просто накрыть стол полотенцем), малышу нужно нащупать каждый из них и сказать, какая у него поверхность, а также догадаться, что это.

Не стоит думать, что все будет просто, на практике для сенсорного развития детей могут потребоваться годы. Но, занимаясь регулярно, можно будет заметить успех. Ребенок не просто начнет ориентироваться в различных типах поверхности, но и постепенно запомнит характеристики: гладкий, шероховатый, скользкий, мягкий и твердый.

Развиваем зрительное восприятие

Для нормальной жизни ребенку обязательно потребуется знание о цвете, поэтому важно начать его формировать с раннего возраста. Не стоит настойчиво заставлять малыша повторять, что красный – это красный. В процессе ненавязчивой веселой игры он гораздо быстрее запомнит эту информацию. Кроме того, некоторые упражнения помогут улучшить мелкую моторику ребенка.

Начать надо с самых простых заданий.

  • Мама показывает крохе зеленую карточку и просит отобрать все кубики такого цвета, построить из них башню.
  • Родитель кладет на стол или пол карточки трех цветов: красного, синего и желтого. Предлагает ребенку под ними разместить предметы, совпадающие по цвету, из заранее подготовленной корзины, где находится изобилие различных вещей указанных тонов.

После некоторых тренировок можно предложить малышу задания посложнее. Например, «Какого цвета не стало». Мама выкладывает на стол одинаковые предметы различных цветов (допустим, кубики), после чего предлагает ребенку запомнить их. Далее малыш закрывает глаза, и один из кубиков убирается. Ребенок должен вспомнить последовательность, понять, какой кубик исчез, и назвать цвет.

Улучшать цветовое восприятие дошкольников помогут и такие игры.

  • «Найди цветок для бабочки». Перед малышом выкладываются нарисованные и вырезанные бабочки и цветы – различных тонов, но обязательно составляющие пару (например, если есть синяя бабочка, должен быть и синий цветок). Ребенок должен совместить их.
  • «Многообразие цвета». Мама показывает ребенку заранее подготовленный «замок» — рисунок, пусть даже и не отличающийся особым профессионализмом, на котором изображен дворец, состоящий из блоков разных цветов. Ребенок должен назвать, какие цвета использованы, а после – подобрать и рассортировать по кучкам подходящие пуговицы, затем каждую из них наложить на соответствующий блок рисунка.

Главное правило успеха – постоянство. Работать с восприятием цвета можно во время прогулки, задавая ребенку вопросы – какого цвета машина, что еще ты видишь синего цвета. Это поможет быстро и качественно усвоить материал.

Развитие понятия формы

Еще одно важное знание, которое должен получить дошкольник в играх на развитие сенсорики, – это восприятие формы. Упражнения могут быть самыми разнообразными, главное – уделить должное внимание игровому моменту. Не должно получиться так, что родитель задает очередное задание, а ребенок уныло его выполняет. Каждый раз следует обыграть интересную малышу ситуацию. Например, сегодня к нам в гости пришел котик, он очень хотел бы узнать про различные фигуры, ведь в том городе, где он живет, никто не сможет разобрать, где квадрат, а где – круг. Ребенку предлагается помочь персонажу, что он и сделает с удовольствием.

Вариаций заданий может быть множество.

  • «Найди предмет». Мама показывает крохе карточку, на которой нарисован круг, задача ребенка – среди дидактического материала выбрать все круги. Такое игровое пособие можно купить в магазинах или же сделать своими руками, например из картона, дерева, даже слоеного теста, вместе с ребенком.
  • «Найди лишнюю фигуру». Перед ребенком выкладывается ряд из геометрических фигур (к примеру, несколько квадратов разного цвета и размера и один круг), его задача – найти ошибку и пояснить, почему он так считает. Идеальный ответ: это круг, остальные – квадраты. Они имеют разную форму.
  • «Выдели элементы». Мама рисует сложную фигуру, состоящую из различных более мелких блоков, дошкольник должен рассказать, какие именно геометрические фигуры использовались для «строительства», то есть мысленно выделить их.

Не стоит сразу требовать от ребенка запоминания большого числа фигур, для занятий вполне допустимо использовать 3-5 в зависимости от индивидуальных способностей. Закрепить полученные знания поможет уже знакомый «волшебный мешочек» и пары фигур. Одна часть элементов помещается в мешок, другая – выкладывается на столе перед малышом. Его задача – на ощупь обнаружить необходимую по порядку фигурку и достать ее.

Изучение величины

Игры для сенсорного развития подразумевают и тренировки ребенка в понимании размера, понятий «больше» и «меньше». Для их проведения можно использовать буквально подручные средства.

  • «Найди домик». Мама рисует два домика, один – большой, другой – совсем маленький. Выкладывает рисунки перед малышом, также на стол ставит две игрушки, например большого и маленького зайца. Задача ребенка – догадаться, где чей домик и почему. Чтобы крохе через некоторое время не стало скучно, варианты могут меняться: можно предложить подобрать для крупной и мелкой игрушки автомобиль, кровать, корм, платье и так далее.
  • Игры с пуговицами. Родитель подбирает несколько наборов пуговиц, различающихся по диаметру. Сначала размеров может быть два, постепенно их количество можно увеличить до пяти. Для каждой группы подбирается коробка, величина которой должна соответствовать размеру пуговиц. Ребенку предлагается отсортировать предметы по величине и распределить их по «тарам».
  • Работа с лентами. Это задание поможет сформировать и укрепить понятия «длиннее» и «короче». Каждая лента превращается на время в гусеницу, ребенок должен разложить их «по старшинству»: самая длинная лента-гусеница – самая старшая. Под ней помещается несколько более короткая, и так далее.
  • Игра с кружками. Из картона или дерева вырезается набор кружков разного диаметра. Ребенку необходимо сложить их пирамидкой, начиная от самого крупного.
  • «Одно в другое». Играть можно с обычными пластиковыми контейнерами, сделанными таким образом, что один помещается в другой. Дети очень любят предметы «взрослого мира», поэтому с удовольствием помогут маме правильно сложить посуду. А заодно закрепят понятия «больше» и «меньше».
Читать еще:  Развивающие игры на мелкую моторику своими руками

Такие простые, на первый взгляд, игры помогут крохе получить важнейшие знания и постепенно накопить сенсорные впечатления, которые пригодятся ему в школе и дальнейшей жизни.

Понимание звуков и запахов, вкуса

С раннего возраста следует знакомить малыша с многообразием ощущений, которые его окружают, уделяя особое внимание восприятию запахов. Можно предложить ребенку закрыть глаза и понюхать знакомые ему продукты, например хлеб или какой-то фрукт, после чего определить, что именно ему давали. Заниматься таким образом можно и во время прогулки, прося ребенка понюхать различные цветы, а в следующий раз – по аромату определить растение.

Веселая игра «Музыкальная минутка» поможет научиться различать звуки. Для ее проведения потребуются колокольчик, погремушка и, например, барабан (список «музыкальных инструментов» можно менять, главное – они должны быть хорошо известны крохе). Взрослый издает с их помощью звуки, потом просит ребенка закрыть глаза и стучит в барабан. Малыш должен догадаться, какой именно инструмент был использован.

Изучение вкусов можно проводить во время еды, поясняя крохе, что такое «горячее», «холодное», «сладкое», давая ему пробовать и оценивать. Эта информация отложится быстро и будет в дальнейшем использоваться легко и непринужденно.

Это лишь краткий перечень игр по сенсорике, в которые можно сыграть с ребенком дошкольного возраста. Если поддерживать малыша и искренне радоваться даже незначительным его успехам, результат не заставит себя ждать – развитие всех органов чувств будет проходить гармонично и быстро, а кроха и родители получат удовольствие от игрового процесса.

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника

Дата публикации: 21.08.2014 2014-08-21

Статья просмотрена: 4986 раз

Библиографическое описание:

Волкова Т. И. Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 279-281. — URL https://moluch.ru/archive/73/12381/ (дата обращения: 23.03.2020).

Сенсорное развитие дошкольников одно из направлений в познавательном и интеллектуальном развитии ребенка.

Сенсорное воспитание — это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений).

Одним из средств развития сенсорных способностей является игра. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Особенно ценны игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на которых изображены предметы окружающей действительности.

С целью сенсорного развития, ознакомления с новыми знаниями используются головоломки, развивающие игры, занимательные задачи и логические упражнения.

В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки — это головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Эти задания способствуют расширению представлений о геометрических фигурах, об их величине, т. е. развитию сенсорных способностей и знаний о форме и величине предметов. Для организации головоломок необходимо иметь набор обычных счетных палочек, чтобы составить из них наглядные задачи — головоломки. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблицы указывается, какие преобразования надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Задачи на смекалку, игры различны по степени сложности, характеру преобразования. В ходе решения каждого нового задания ребёнок включается в активную умственную деятельность (восприятие цвета, формы, величины), стремясь достигнуть конечной цели — видоизменить или построить пространственную фигуру, что развивает сенсорные способности детей.

Для детей 5–7 лет задачи на смекалку можно объединить в три группы:

1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить два разных квадрата из 7 палочек.

2. Задачи на изменение фигур, для решения нужно убрать или добавить указанное количество палочек.

3. Задачи на смекалку, где необходимо переложить палочки с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Самые простые задачи первой группы дети выполняют без труда, когда они ежедневно упражняются в составлении геометрических фигур из счетных палочек. Такие задания способствуют расширению сенсорных представлений о форме геометрических фигур и предметов. Основная цель — это упражнять детей в умении составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользоваться приемом пристроения или перестроения. Например, можно предложить такие задания:

1. Составить два равных треугольника из 5 палочек.

2. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.

3. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.

4. Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.

Взрослый, сохраняя занимательность, игровой характер упражнений, должен стремиться к тому, чтобы практические пробы детей стали целенаправленными, т. е. ребенок должен предварительно обдумать ход решения, а затем действовать. Достаточно позаниматься 3–4раза, тогда дети овладеют способами пристроения к одной фигуре другой так, чтобы одна или несколько сторон оказались общими. Для развития у детей умения планировать ход мысли, следует предлагать им высказывать суждения или действовать и рассуждать одновременно. Это помогает в развитии связной речи детей, в обогащении словаря математическими понятиями.

Далее задачи на перестроение фигур, следует начинать с тех, в которых для изменения фигуры надо убрать определенное количество палочек или переложить. Обучение при этом направлено на формирование у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме. В ходе выполнения заданий дети овладеют умением на основе обдумывания предполагать решение, проверять его практически, пробовать, искать новые пути, обосновывать. Чтобы научить ребёнка самостоятельно анализировать задания, необходим достаточный сенсорный опыт.

В работе с детьми 6–7лет усложняется характер игр и задач на преобразование фигур. Дети могут сами придумывать элементарные задачи на смекалку, разные задания к играм.

Для этого взрослому надо побеседовать с ними о том, как придумываются такие задачи и игровые задания. Может быть вместе с ребенком составить новое задание к игре.

Одним из видов головоломок являются игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, представляют собой части разрезанной определенной фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны и детям и взрослым. Это такие игры, как «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» и др. Успешность освоения таких игр в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, уметь свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. Например: в играх «Танграм», «Чудо-крестики» — составление фигуры-силуэта зайца, бегущего гуся, ракеты, робота, а в игре «Прозрачный квадрат» — составление лошадки, домика и др.

Более сложная игра «Пифагор» используется в работе с детьми 6–7лет с целью развития пространственного представления, воображения, смекалки.

Все дидактические и развивающие игры, задачи на смекалку используются с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, выработки умения догадываться, сообразительности, что необходимо дошкольникам для учебной деятельности, а каждому человеку для жизни. С целью расширения возможностей сенсорного развития дошкольников также используются развивающие и логико-математические игры. Так в играх «Разложи все оттенки», «Подбери чашки к блюдцам», «Подбери узор» и «Палочках Кюйзенера» — дети обогащают свои представления о цветах, об оттенках, о цветовых сочетаниях. Знания о форме предметов, о геометрических фигурах, о величине дети закрепляют посредством таких игр, как «Геоконт», «Сложи квадрат», «Цвет и форма», «Прозрачный квадрат», «Составь картинку», «Эстафета» и др.

Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например «Что изменилось?» «Который по счету», «Чудесный мешочек»; на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск недостающей в ряду фигуры. Игры «Найди лишнюю», «Найди недостающую», «Сколько фигур здесь спрятано?»

Назначение развивающих и логических игр состоит в активизации умственной деятельности детей, в «оживлении» процесса обучения.

В работе с детьми 5–6 лет вначале используют простые логико-математические игры с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать по форме, цвету, величине, обобщать по одному или нескольким признакам, целенаправленно думать. Эти задания наглядно представлены в виде чертежей, рисунков, иллюстрированы предметами. Дети в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более доказательным. Например:

Читать еще:  Какие развивающие игрушки

1. Чем отличается одна картинка от другой?

2. Найди два одинаковых предмета.

3. Какая фигура здесь лишняя и почему?

Для успешного решения подобных заданий необходимо развивать умение обобщать ряд фигур, предметов по выделенным признакам, сопоставить обобщенные признаки одного ряда с признаками другого, что возможно благодаря наличию у детей сенсорных представлений о цвете, форме, величине.

Постепенно характер построения игр усложняется. Изменяются задания, закономерности которым подчинены изображенные фигуры, предметы. Главное усложнение состоит в постепенном повышении требований к детям, в развитии самостоятельности, в скорости решения, в умении доказывать его, в творчестве.

Овладение детьми приемов решения разнообразных логических задач, скрытых в играх, создает основу для проявления ими творчества. Использование такого занимательного материала, позволяет в интересной игровой форме решать задачи сенсорного развития детей дошкольного возраста.

1. Венгер Л. А. Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. /под ред. Л. А. Венгер. М. Просвещение. 1989./

2. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность. / Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия./ под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. М. 2002.

3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада.

4. Немов Р. С. Психология. М., ВЛАДОС, кн. 1, 2003.

5. Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.

6. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.,

7. Московский психолого-социальный институт / Флита, 1997.

8. Монтессори М. Материалы для различения структурных поверхностей и материалов. Клавишная доска.

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста

Майя Бондини
Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста

Цели и задачи.

Цель — показать влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей.

Задачи:

1) Обогащать чувственный опыт детей.

2) Учить обследовать предмет, выделяя форму, цвет, величину.

3) Упражнять в умении устанавливать сходство и различие между предметами.

4) Формировать умение называть свойства предметов.

5) Содействовать развитию элементарной самостоятельности и инициативности деятельности.

Сентябрь.

1. Мышки в норках. (цветовое восприятие)

Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, развивать и корректировать цветовое восприятие путем соотнесения мышек и норок по цвету. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Кто меньше. (форма и величина)

Задачи: учить детей применять умение сравнивать предметы, выбирать предметы меньше (больше)по величине предмета-образца. Активировать в речи соответствующие понятия.

3. Что из чего сделано. (тактильные ощущения)

Задачи: закреплять умение детей узнавать и называть материал, из которого сделаны предметы, определять его на ощупь.

4. Гусеница. (мелкая моторика)

Задачи: развивать мелкую моторику руки, формировать у детей умение соотносить предметы по величине. Активировать в речи и уточнять названия цвета.

Октябрь.

1. Накорми птенцов. (цветовое восприятие)

Задачи: учить различать и называть цвета. Развивать мелкую моторику.

2. Разложи предметы (форма и величина)

Задачи: формировать у детей умение соотносить предметы по форме, классифицировать их по данному признаку. Активировать в речи и уточнять названия геометрических фигур.

3. Угадай на вкус. (тактильные ощущения)

Задачи: развивать вкусовые рецепторы, развивать умение различать и называть вкусовые ощущения.

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис и т. д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

4. Мозаика, вкладыши. (мелкая моторика)

Задачи: развивать мелкую моторику руки, формировать у детей умение соотносить предметы по форме, активировать в речи и уточнять названия цвета.

Ноябрь.

1. Игры с прищепками. (цветовое восприятие)

Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, соотносить по цвету прищепки с рисунком, развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Собираем урожай. (форма и величина)

Задачи: закреплять умение детей различать однородные предметы по размеру, учить объединять их в группы по величине.

3. Чудесный мешочек. (тактильные ощущения)

Задачи: учить детей узнавать игрушки на ощупь, правильно называть их, четко произносить названию, давать их краткое описание, подбирать характерные действия.

4. Сухой аквариум. (мелкая моторика)

Задачи: развитие мелкой моторики, массаж кончиков пальцев, развитие их чувствительности, скоординированности движения.

Декабрь.

1. Разноцветные крышки. (цветовое восприятие)

Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, развивать и корректировать цветовое восприятие путем соотнесения деталей по цвету. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Учимся различать геометрические фигуры. (форма и величина)

Задачи: учить детей применять знания о геометрических фигурах, находить предметы заданной формы в окружающей обстановке. Развивать зрительное восприятие, воображение, формировать умение сопоставлять, сравнивать.

3. Рисование манкой. (тактильные ощущения)

Задачи: развивать тактильное восприятие, рецепторы кончиков пальцев, воображение.

4. Расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки. Шнуровка. (мелкая моторика)

Задачи: учить детей самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнии, кнопки, учить шнуровать. Развивать мелкую моторику рук, способствовать формированию навыков самообслуживания.

Январь.

1. Красные флажки поднять вверх. (цветовое восприятие)

Задачи: упражнять детей в различении цветов, учить действовать по инструкции, понимать правила игры. Развивать внимание, цветовосприятие.

2. Больше — меньше. (форма и величина)

Задачи: упражнять детей в различении и сравнении предметов по величине, продолжать знакомить с различными способами сравнения, учить использовать знакомые способы.

3. Свойства предметов. (тактильные ощущения)

Задачи: познакомить детей с такими свойствами материалов, как твердость и мягкость. Показать, что твердый предмет (камень) трудно разбить, а из мягкого материала (пластилин, глина) можно лепить, менять его форму.

4. Сделаем бусы из соленого теста. (мелкая моторика)

Задачи: учить детей раскатывать тесто круговыми движениями, сплющивать его. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, цветовое восприятие.

Февраль.

1. Найди свой цвет. (цветовое восприятие)

Задачи: закреплять и использовать знания детей об основных цветах, учить соблюдать правила игры, ориентироваться в пространстве.

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т. д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

2. Найди предмет такой же формы. (форма и величина)

Задачи: учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.

3. Узнаем предметы на ощупь. (тактильные ощущения)

Задачи: предложить детям узнать на ощупь различные предметы, учить называть их качества. Развивать тактильное восприятие.

4. Играем с пирамидками, лабиринтами. (мелкая моторика)

Задачи: учить детей применять в игре умение ориентироваться в однородных предметах, подбирая их в определенной последовательности. Развивать мелкую моторику, обогащать чувственный опыт детей при действии с предметами определенной формы и разной величины, учить познавать их физические свойства.

1. Разложи яички в свои домики. (цветовое восприятие)

Задачи: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Половинка к половинке. (форма и величина)

Задачи: учить подбирать картинку бытовых предметов определенной геометрической формы по образцу.

3. Тактильный мешочек. (тактильные ощущения)

Задачи: находить предметы, одинаковые по текстуре.

4. Собери картинку (мягкий конструктор, пазлы.) (мелкая моторика)

Задачи: учить детей ориентироваться в предметах разной геометрической формы, составлять из них картинку. Обогащать чувственный опыт детей при действии с предметами разной формы и разной величины, учить познавать их физические свойства. Развивать мелкую моторику руки.

Апрель.

1. Спрячь листок. (цветовое восприятие)

Задачи: упражнять детей в различении цветов, учить действовать по инструкции, понимать правила игры. Развивать внимание, цветовосприятие.

Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие — зеленые).

Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.

Читать еще:  Игры для развития памяти и внимания

Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т. д.

Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).

Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

2. Заплатки. (форма и величина)

Задачи: учить детей применять знания о геометрических фигурах. Развивать зрительное восприятие, воображение, формировать умение сопоставлять, сравнивать.

3. Платочек для куклы. (тактильные ощущения)

Задачи: учить определять предметы по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.

4. Нанижи бусы из соленого теста, зверушек, цветок. (мелкая моторика)

Задачи: развивать мелкую моторику рук, учить нанизывать предметы разной и одинаковой формы и величины.

1. Какого цвета не стало? (цветовое восприятие)

Задачи: упражнять детей в различении цветов, учить действовать по инструкции, понимать правила игры. Развивать внимание, память, цветовосприятие.

2. Играем с матрешкой. (форма и величина)

Задачи: закреплять умение детей различать предметы по величине, сравнивать их различными способами.

3. Игры с песком. (тактильные ощущения)

Задачи: учить детей лепить из мокрого песка куличи, обыгрывать свои действия, уточнять представления детей о свойствах песка. Обогащать сенсорный опыт детей.

4. Игры с прищепками. (мелкая моторика)

Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, соотносить по цвету прищепки с рисунком, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста» Автор: Алейникова Валентина Александровна,.

Дидактическая игра по сенсорному развитию «Варежки» для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) Цель: Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним.

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста Игра «Спрячь зайку» Существует множество разновидностей игры «Спрячь зайку». Её делают из цветной бумаги, из дерева, шьют из материала.

Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает формирование представлений о важнейших.

Интегрированные игры-занятия по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста (Игрушки из ковролина 3) Тема: Домик. Образовательные области: Познание. Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной).

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. «Большая и маленькая куклы». Цель: различать и называть.

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста Цели, задачи: музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается.

Образовательная программа по сенсорному развитию «Разноцветный мир» для детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа» (Дошкольное образование) Дополнительная.

Перспективный план по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста Октябрь Занятие 1. Цветные кубики Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Занятие по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Весёлый поезд» «Весёлый поезд» Задачи: -Упражнять детей в определении и названии цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий,посредством зрительного обследования,.

13 сенсорных игр для развития детей

Можно сколько угодно говорить – «кислое», «горькое», «горячее», но пока ребенок не попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития личности.

С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого ребенка, и для окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду «проверит» на прочность, а все лужи на глубину.

Поэтому направьте энергию и жажду познания ребенка в мирное русло – играйте в сенсорные игры!

1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.

Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру – большие к большим, маленькие к маленьким.

Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.

2. Найди такой же/найди похожий.

На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности – по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.

Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры – дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.

3. Красочные фантазии.

В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета, если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.

4. Большой/маленький.

Дайте ребенку примерить вашу одежду – она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.

Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров – маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.

5. Что звучит?

Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.

Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало – колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?

6. Послушай, как звучит!

Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета – как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.

Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.

7. Музыкальные игры.

Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.

Не сама простая задача для совсем маленьких детей – остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.

8. Ммм… как пахнет!

Обращайте внимание малыша на самые разные запахи – как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.

9. Какое наощупь?

Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.

Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика, попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.

10. Чудесный мешочек.

Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях – ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.

Класть в этот мешочек можно что угодно – и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.

11. Кто это?

Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.

12. Ах, как вкусно!

Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест – лимон, яблоко, хлеб или печенье.

13. Что изменилось?

Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×