221madou.ru

Мама и Я
58 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на сенсорное развитие ранний возраст

Картотека дидактических игр и упражнения для детского сада по сенсорному развитию детей раннего возраста

«Чудесный мешочек»
Игровая задача — закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки.
Вариант 2.Предложить достать все квадратные блоки.
Вариант 3. Ребёнок достает все прямоугольные блоки.
Вариант 4. Предложить достать все треугольные блоки.

«Что лишнее»
Игровая задача — упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Выложить на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

«Найди не похожую фигуру»
Игровая задача — закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Материал: набор блоков Дьенеша.
Игровое действие:
Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету.
Вариант 2. Найти фигуру, которая не такого размера.
Вариант 3. Предложит найти ребёнку фигуру, которая не такой формы.
Вариант 4. Ребенок находит фигуру, которая не такая как эта по толщине.

«Бусы»
Игровая задача — закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Игровое действие
Вариант 1. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. Сделать бусы как эти по образцу. Вариант 2. Предложить собрать бусы из фигур выложенных перед ним, чередуя их по форме: треугольник, квадрат, прямоугольник. Вариант 3. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по форме или толщине. Сделать бусы по словесной инструкции педагога.

«Продолжи ряд»
Игровая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.
Вариант 2. Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

«Угощение для медвежат»
Игровая задача: развить умения сравнивать предметы по одному — четырем свойствам.
Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.
Игровое правило: Печенье у медвежат в обеих лапах должны быть разные.
Игровое действие
Вариант 1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата — сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
Вариант 2. Игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.

«Что изменилось»
Игровая задача: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Игровое действие

Вариант 1. На стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения. Вариант 2. Ребёнок запоминает фигуры, а потом одна или две фигуры меняются местами. Вариант 3. Одна или две фигуры заменяется на новую.

«Улитка»
Игровая задача: упражнять детей в классификации блоков по двум признакам (цвет и форма).
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Игровое правило: начинать с середины спирали, присоединять блок сходный по цвету или форме.
Игровое действие
Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

«Помоги Мишке и Зайке»
Игровая задача: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.
Материал: игрушки (мишка, кукла, заяц), логические блоки Дьенеша.
Игровое действие
Вариант 1. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Предложите им ответить на вопросы: Какие фигуры оказались у мишки, зайки?
Вариант 2. Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались все круглые; б) чтобы зайцу достались все большие; в) чтобы зайцу достались все желтые.
Вариант 3. Более сложный вариант этой игры: разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).

«Поручения»
Игровая задача: формировать умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Материал: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.
Игровое действие
Вариант 1. Показать ребёнку игрушки, предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дать малышу следующие задание: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
Вариант 2. Покатать матрешку в большой машине.
Вариант 3. Поставить маленькую собаку возле матрешки.
Вариант 4. Построить для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких.
Вариант 5. Взять маленькую собачку и посадить её на ковер.
Вариант 6. Взять большую собаку и посадить её в большую коробку.
Вариант 7. Собрать маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую.

«Угости зайчика»
Игровая задача: формировать умение у детей группировать предметы по величине.
Материал: игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
Игровое действие
Вариант 1.Показатьзайца, предложить ребёнку его рассмотреть, погладить. Зайчик просит помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко.
Вариант 2. Сгруппировать предметы по цвету.

«Заштопай штанишки»
Игровая задача: формировать умение соотносить предметы по форме, цвету, величине.
Материал: картонное изображение волка (матрешки, куклы) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.
Игровое действие
Вариант 1. Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Показать детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки только треугольными заплатками.
Вариант 2. Заштопать заплатки только красными и синими заплатками.
Вариант 3. Заштопать только зелёными прямоугольными.
Вариант 4. Заштопать только жёлтыми круглыми и синими прямоугольными.
Вариант 5. «Заштопать» у матрёшек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

«Весёлые человечки»
Игровая задача: совершенствовать умения группировать предметы по форме, закрепить название геометрических фигур.
Материал: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.
Игровое действие
Вариант 1. Предложить рассмотреть произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры (веселые человечки). Затем показываем, например, круг и говорим: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажи, каких еще человечков зовут круг? (Ребёнок показывают круги)». Так же малыш показывают и другие геометрические фигуры.
Вариант 2. Предложить человечкам найти свои домики.
Объяснить, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат).
Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.

Читать еще:  Игры для маленьких мальчиков развивающие

«Помоги матрёшке найти свои игрушки»
Игровая задача: закрепить умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Материал: рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.
Игровое действие
Вариант 1.Поочередно показать матрешки, одетые в платья четырех основных цветов и рассказать, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Помочь матрешкам найти свои игрушки. Показывает одну из матрешек и предложить выбрать бусины такого же цвета, как у неё платье.
Вариант 2. Усложнение. После того как ребёнок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

«Вкладыши»
Игровая задача: формировать разлить и называть геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), развивать память, мышление внимание.
Материал: вкладыши «Зайчики» (большие и маленькие), «Собачки» (по возрастанию).
Игровое действие
Вариант 1. Ребёнок рассматривает геометрические фигуры, называет их и показывает. Соотносит вкладыши «Зайчики» по высоте, вкладыши «Собачки» по возрастанию показу взрослого. Вариант 2. Выполняет задание по образцу (картинке или схеме). Вариант 3. Самостоятельно по словесной инструкции педагога.

«Разноцветные клубочки и прищепки»
Игровая задача: продолжать развивать мелкую моторику кисти рук, закреплять знание основных цветов, развивать внимание, воображение.
Материал: клубочки и прищепки основных цветов и соответствующих цветов коробочки.
Игровое действие
Вариант 1. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки. Предложить смотать клубочку.
Вариант 2. Усложнение. Развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

«Разноцветные капли»
Игровая задача: продолжать формировать сенсорные способности детей, умение набирать пипеткой и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
Материал: пипетка, баночки с гуашью основных цветов, палитра.
Игровое правило: аккуратно набирать при помощи пипетки соответствующий цвет.
Игровое действие
Вариант 1. Показать баночки с разноцветной гуашью. Дать рисунок и палитру с ячейками по цвету (2 цвета). Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.
Вариант 2. Усложнение — четыре цвета. Вариант 3. Усложнение – шесть цветов

«Зашнуруй сапожок»
Игровая задача: формировать умения выполнять действия со шуровкой, развивать сенсорные способности.
Материал: сапожки, соответствующего цвета шнурки.
Игровое правило: зашнуровать сапожок соответствующего цвету шнурка.
Игровое действие
Вариант 1. Предложить зашнуровать сапожок одинакового цвета со шнурками. Вариант 2. Зашнуровать только красные сапожки. Вариант 3. Зашнуровать только зелёные сапожки. Вариант 4. Зашнуровать красные и синие сапожки.

«Сложи радугу»
Игровая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие.
Материал: радуга семи цветов разделённая на две половинки.
Игровое правило: соотнести по цвету цвета радуги.
Игровое действие
Вариант 1. Рассмотреть с ребёнком половинки радуги. Собрать одну половинку самим, а другие предложить собрать ребёнку, называя цвета.
Вариант 2. Усложнение — собирать самостоятельно.

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

Для того чтобы малыш рос гармоничной личностью, родителям следует уделить внимание развитию сенсорных способностей, используя для этого различные игры. С раннего детства у дошкольника должно формироваться представление о цвете, форме, запахе, положении предмета в пространстве – это станет важнейшим этапом его подготовки к школе и дальнейшей жизни. Не стоит думать, что в 2-3 года ребенок еще не готов воспринимать информацию. Если заниматься с ним весело, с положительным настроем, он сумеет быстро понять смысл сложных понятий.

Что это такое?

Многих родителей интересует, что такое сенсорные навыки и для чего их необходимо развивать. Согласно психологии, они представляют собой способность человека воспринимать различные свойства окружающих его предметов, осознавать их форму, цвет, вкус, размер, понимать, где именно в пространстве они располагаются относительно других предметов. Проще говоря, это умение пользоваться собственными органами чувств.

Те малыши, которые не получили необходимо развития, как правило, сталкиваются с рядом проблем при поступлении в школу, в частности они не имеют гибкости восприятия, плохо ориентируются в характеристиках, не способны сравнивать предметы. Вот почему ответственным родителям важно уделять время специальным дидактическим играм, позволяющим усовершенствовать использование органов чувств. Подробную информацию о том, что такое сенсорное развитие, можно прочитать здесь.

Упражнения для тактильной памяти

Занятия по сенсорике посредством дидактической игры можно начинать в 2-3 года, в это время мозг малыша очень пластичен и способен воспринимать сложные, на первый взгляд, понятия. Главное – проводить домашние тренировки на позитивной волне, не нервничать и не кричать на ребенка, если что-то у него не получается, а вот хвалить необходимо даже за незначительный успех – это станет отличной мотивацией для дальнейших стараний.

Можно использовать многочисленные формы и приемы работы.

  • Волшебный мешочек. Мама берет непрозрачный мешок из ткани, в который помещает знакомые ребенку предметы. Это может быть мячик, кубик, бусы. Задача малыша – залезть в мешочек ручкой, нащупать предмет и догадаться, что это такое. Такая игра поможет улучшить тактильные ощущения.
  • Следующий шаг – предложить найти в мешочке заданную фигуру. Мама просит: «Достань кубик». Малыш должен его нащупать и извлечь.
  • Для развития тактильной памяти подойдет игра «Найди пару», материал для которой несложно приготовить своими руками. На стол выкладывается несколько предметов, у которых разная поверхность. Это могут быть гладкая фольга, наждачная бумага, картон, губка, кусочек ткани. Главное условие – каждого типа поверхности должно быть два (например, гладкие картон и шелк, шершавые наждачка и жесткая сторона губки для посуды). Ребенок должен на ощупь найти пару. После нескольких тренировок задание усложняется – теперь предметы скрыты (можно просто накрыть стол полотенцем), малышу нужно нащупать каждый из них и сказать, какая у него поверхность, а также догадаться, что это.

Не стоит думать, что все будет просто, на практике для сенсорного развития детей могут потребоваться годы. Но, занимаясь регулярно, можно будет заметить успех. Ребенок не просто начнет ориентироваться в различных типах поверхности, но и постепенно запомнит характеристики: гладкий, шероховатый, скользкий, мягкий и твердый.

Развиваем зрительное восприятие

Для нормальной жизни ребенку обязательно потребуется знание о цвете, поэтому важно начать его формировать с раннего возраста. Не стоит настойчиво заставлять малыша повторять, что красный – это красный. В процессе ненавязчивой веселой игры он гораздо быстрее запомнит эту информацию. Кроме того, некоторые упражнения помогут улучшить мелкую моторику ребенка.

Начать надо с самых простых заданий.

  • Мама показывает крохе зеленую карточку и просит отобрать все кубики такого цвета, построить из них башню.
  • Родитель кладет на стол или пол карточки трех цветов: красного, синего и желтого. Предлагает ребенку под ними разместить предметы, совпадающие по цвету, из заранее подготовленной корзины, где находится изобилие различных вещей указанных тонов.

После некоторых тренировок можно предложить малышу задания посложнее. Например, «Какого цвета не стало». Мама выкладывает на стол одинаковые предметы различных цветов (допустим, кубики), после чего предлагает ребенку запомнить их. Далее малыш закрывает глаза, и один из кубиков убирается. Ребенок должен вспомнить последовательность, понять, какой кубик исчез, и назвать цвет.

Улучшать цветовое восприятие дошкольников помогут и такие игры.

  • «Найди цветок для бабочки». Перед малышом выкладываются нарисованные и вырезанные бабочки и цветы – различных тонов, но обязательно составляющие пару (например, если есть синяя бабочка, должен быть и синий цветок). Ребенок должен совместить их.
  • «Многообразие цвета». Мама показывает ребенку заранее подготовленный «замок» — рисунок, пусть даже и не отличающийся особым профессионализмом, на котором изображен дворец, состоящий из блоков разных цветов. Ребенок должен назвать, какие цвета использованы, а после – подобрать и рассортировать по кучкам подходящие пуговицы, затем каждую из них наложить на соответствующий блок рисунка.

Главное правило успеха – постоянство. Работать с восприятием цвета можно во время прогулки, задавая ребенку вопросы – какого цвета машина, что еще ты видишь синего цвета. Это поможет быстро и качественно усвоить материал.

Читать еще:  Развивающие игры для детей 2 года

Развитие понятия формы

Еще одно важное знание, которое должен получить дошкольник в играх на развитие сенсорики, – это восприятие формы. Упражнения могут быть самыми разнообразными, главное – уделить должное внимание игровому моменту. Не должно получиться так, что родитель задает очередное задание, а ребенок уныло его выполняет. Каждый раз следует обыграть интересную малышу ситуацию. Например, сегодня к нам в гости пришел котик, он очень хотел бы узнать про различные фигуры, ведь в том городе, где он живет, никто не сможет разобрать, где квадрат, а где – круг. Ребенку предлагается помочь персонажу, что он и сделает с удовольствием.

Вариаций заданий может быть множество.

  • «Найди предмет». Мама показывает крохе карточку, на которой нарисован круг, задача ребенка – среди дидактического материала выбрать все круги. Такое игровое пособие можно купить в магазинах или же сделать своими руками, например из картона, дерева, даже слоеного теста, вместе с ребенком.
  • «Найди лишнюю фигуру». Перед ребенком выкладывается ряд из геометрических фигур (к примеру, несколько квадратов разного цвета и размера и один круг), его задача – найти ошибку и пояснить, почему он так считает. Идеальный ответ: это круг, остальные – квадраты. Они имеют разную форму.
  • «Выдели элементы». Мама рисует сложную фигуру, состоящую из различных более мелких блоков, дошкольник должен рассказать, какие именно геометрические фигуры использовались для «строительства», то есть мысленно выделить их.

Не стоит сразу требовать от ребенка запоминания большого числа фигур, для занятий вполне допустимо использовать 3-5 в зависимости от индивидуальных способностей. Закрепить полученные знания поможет уже знакомый «волшебный мешочек» и пары фигур. Одна часть элементов помещается в мешок, другая – выкладывается на столе перед малышом. Его задача – на ощупь обнаружить необходимую по порядку фигурку и достать ее.

Изучение величины

Игры для сенсорного развития подразумевают и тренировки ребенка в понимании размера, понятий «больше» и «меньше». Для их проведения можно использовать буквально подручные средства.

  • «Найди домик». Мама рисует два домика, один – большой, другой – совсем маленький. Выкладывает рисунки перед малышом, также на стол ставит две игрушки, например большого и маленького зайца. Задача ребенка – догадаться, где чей домик и почему. Чтобы крохе через некоторое время не стало скучно, варианты могут меняться: можно предложить подобрать для крупной и мелкой игрушки автомобиль, кровать, корм, платье и так далее.
  • Игры с пуговицами. Родитель подбирает несколько наборов пуговиц, различающихся по диаметру. Сначала размеров может быть два, постепенно их количество можно увеличить до пяти. Для каждой группы подбирается коробка, величина которой должна соответствовать размеру пуговиц. Ребенку предлагается отсортировать предметы по величине и распределить их по «тарам».
  • Работа с лентами. Это задание поможет сформировать и укрепить понятия «длиннее» и «короче». Каждая лента превращается на время в гусеницу, ребенок должен разложить их «по старшинству»: самая длинная лента-гусеница – самая старшая. Под ней помещается несколько более короткая, и так далее.
  • Игра с кружками. Из картона или дерева вырезается набор кружков разного диаметра. Ребенку необходимо сложить их пирамидкой, начиная от самого крупного.
  • «Одно в другое». Играть можно с обычными пластиковыми контейнерами, сделанными таким образом, что один помещается в другой. Дети очень любят предметы «взрослого мира», поэтому с удовольствием помогут маме правильно сложить посуду. А заодно закрепят понятия «больше» и «меньше».

Такие простые, на первый взгляд, игры помогут крохе получить важнейшие знания и постепенно накопить сенсорные впечатления, которые пригодятся ему в школе и дальнейшей жизни.

Понимание звуков и запахов, вкуса

С раннего возраста следует знакомить малыша с многообразием ощущений, которые его окружают, уделяя особое внимание восприятию запахов. Можно предложить ребенку закрыть глаза и понюхать знакомые ему продукты, например хлеб или какой-то фрукт, после чего определить, что именно ему давали. Заниматься таким образом можно и во время прогулки, прося ребенка понюхать различные цветы, а в следующий раз – по аромату определить растение.

Веселая игра «Музыкальная минутка» поможет научиться различать звуки. Для ее проведения потребуются колокольчик, погремушка и, например, барабан (список «музыкальных инструментов» можно менять, главное – они должны быть хорошо известны крохе). Взрослый издает с их помощью звуки, потом просит ребенка закрыть глаза и стучит в барабан. Малыш должен догадаться, какой именно инструмент был использован.

Изучение вкусов можно проводить во время еды, поясняя крохе, что такое «горячее», «холодное», «сладкое», давая ему пробовать и оценивать. Эта информация отложится быстро и будет в дальнейшем использоваться легко и непринужденно.

Это лишь краткий перечень игр по сенсорике, в которые можно сыграть с ребенком дошкольного возраста. Если поддерживать малыша и искренне радоваться даже незначительным его успехам, результат не заставит себя ждать – развитие всех органов чувств будет проходить гармонично и быстро, а кроха и родители получат удовольствие от игрового процесса.

картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-ой группы раннего возраста
картотека на тему

Это подборка дидактических игр, которые можно использовать для развития сенсорных способностей детей от 1,5 до 2,5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
kartoteka.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

дидактических игр
по сенсорному развитию

детей 2-ой группы раннего возраста

Игры на различение основных цветов

«Посади жука на свой листок»
Цель: учить детей различать 4 основных цвета и соотносить цвета разнородных предметов.
Материал: плоскостные изображения жуков и листьев 4 основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает детям плоскостные изображения предметов и выясняет что это и какого они цвета. Жуки любят отдыхать на листочках. Воспитатель предлагает посадить каждого жучка на листок своего цвета.
«Воздушные шарики»
Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.
Материал: плоскостные изображения шариков 4 основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре шарика основных цветов и четыре ленточки тех же цветов и предлагает детям подобрать к каждому шарику ленточку того же цвета.
Красный, желтый, голубой шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать надо ленту привязать.
Мы в руки ленточки возьмем и шар по цвету им найдем.
«Подбери чашки к блюдцам»
Цель: учить различать цвета и соотносить цвета разнородных предметов.
Материал: наборное полотно, плоскостные изображения блюдец и чашек основных цветов.
Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Воспитатель расставляет на верхней полоске наборного полотна блюдца и предлагает детям рассмотреть их. Спрашивает какого цвета блюдца. Потом привезли чашки (показывает чашки). Воспитатель предлагает помочь продавцам и подобрать чашки к блюдцам. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

«Найди такой же цветочек»
Цель: закреплять знания основных цветов, развивать умение по показу называть 4 основных цвета.
Материал: демонстрационные изображения цветков красного, желтого, синего и зеленого цвета, такие же изображения цветков меньшего размера (раздаточный материал).
Ход игры: Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков. Дети рассматривают и рассказывают какого они цвета. Потом воспитатель раздает детям маленькие изображения цветков, дети рассматривают. Затем педагог предлагает показать такой же цветочек, какой показывает сам.
«Загадочные пуговки»
Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.
Материал: картонное полотно, разделенное на 4 сектора (основные цвета), набор разных пуговиц 4-х основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает цветное полотно и рассказывает, что это домики для пуговиц. Затем показывает пуговицы, обращая внимание детей, что все пуговки разного цвета. Каждая пуговка живет в домике своего цвета. Воспитатель предлагает детям помочь пуговкам найти свой домик.
Есть чудо-пуговки у нас, поиграем мы сейчас.
В руки пуговки возьмем и дом по цвету им найдем.

Игры на различение величины предметов

«Найди домик для матрешки»
Цель: знакомить с понятиями «большой – маленький»
Материал: плоскостные изображения матрешек 2-х размеров: большие и маленькие, плоскостные изображения домиков 2-х размеров: большие и маленькие.
Ход игры: Перед детьми раскладываются домики. Домики разные по величине: маленькие и большие. В этих сказочных домиках живут матрешки. Матрешки большие и маленькие. Они пошли погулять и потерялись. Детям предлагается найти домик для каждой матрешки.

«Выбери пуговки»
Цель: воспитывать умение группировать предметы по величине.
Материал : 2 коробочки: большая и маленькая, набор пуговиц разных по величине (большие и маленькие)
Ход игры: Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы по коробочкам. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке.

«Наряди елку»
Цель: формировать умение выделять величину предметов, упражнять в установлении сходства и различия между предметами
Материал: игрушка Дед Мороз, большие и маленькие елки, вырезанные из картона зеленого цвета, набор кругов двух величин (большие и маленькие)
Ход игры: Игровая ситуация: пришел Дед Мороз и принес елочки (рассмотреть и рассортировать по размеру). Скоро праздник и елочки надо нарядить. Внести коробку с кругами (рассмотреть, рассортировать по размеру ). Предложить детям нарядить большие елочки большими кругам, а маленькие – маленькими. В процессе игры активизировать в речи детей понятия: круг, большой, маленький, большая, маленькая.

«Зоопарк»
Цель: продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов.
Материал: игрушки зверей разных размеров.
Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми набор знакомых животных разной величины. Рассматривают: «Это кто?», «А это кто?» и т.д.
Затем воспитатель говорит, что звери растеряли своих детенышей и предлагает им помочь их найти. Педагог берет большого мишку и предлагает найти маленького и т.п. В случае затруднения используем совместные действия.

«Спрячь шарик в ладошках»
Цель: учить различать величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.
Материал: два комплекта больших и маленьких шаров.
Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми поднос, на котором лежат большие и маленькие шары. Берет большой шарик и предлагает детям взять такой же шарик. Затем предлагает спрятать его в ладошках (аналогично с маленьким). Воспитатель обращает внимание детей: «Маленький шарик спрятался в ладошках, а большой – не спрятался, его видно».

Игры на различение геометрических форм

«Круг – квадрат»
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Материал : по 5 картонных квадратов и кругов одного цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Это –круг, а вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат положу на квадратную тарелочку». Далее педагог предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросом «Что это?».

«Найди варежку»
Цель: учить узнавать и называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник.
Материал: плоскостные изображения варежек белого цвета с нарисованными геометрическими фигурами.
Ход игры: Перед детьми раскладываются в произвольном порядке изображения варежек. Куклы перепутали все варежки не могут собрать пары. Давайте поможем куклам и разберем варежки по парам. В случае затруднения используем совместные действия.

«Закрой окошко в домике»
Цель: учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Материал: плоскостные изображения домиков с вырезанными окошками разных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), наборы фигур (круг, квадрат, треугольник), строго соответствующие по размеру отверстиям окошек в домиках.
Ход игры: Воспитатель раздает детям геометрические фигуры разного цвета. На столах лежат домики с окошком геометрической формы. Детям нужно закрыть окошки в домиках соответствующей фигурой.

«Спрячемся от дождика»

Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Материал: набор геометрических фигур из кругов, квадратов и треугольников разного размера, три рисунка зонтиков.
Ход игры: Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли круг, квадрат и треугольник (показать) погулять. Вдруг в небе появилась большая серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Геометрическим фигурам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. Но каждой фигуре надо найти свой зонтик.

«Покажи такую же»
Цель: закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).
Материал: игрушка Заяц, коробочка с плоскостными геометрическими формами.
Ход игры: Игровая ситуация: приходит в гости Зайка , приносит коробочку с геометрическими фигурами и просит детей рассказать, что это такое. Сначала воспитатель показывает каждую фигуру отдельно и просит детей сказать, что это за фигура, помогает в случае затруднения. Затем детям раздаются фигуры и педагог просит показать такую же фигуру, как у него.

Игры на развитие тактильных ощущений

«Поймай игрушку»
Цель: определение места прикосновения к телу
Материал: мягкая игрушка киска (мокрая рыбка, колючий ежик и т.п.)
Ход игры: Ребенок закрывает глаза. Педагог касается разных частей тела ребенка игрушкой (киской) и просит его определить, где киска.

«Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Материал: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и формы).
Ход игры: В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Узнай фигуру»
Цель: нахождение геометрической формы на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.
Материал: непрозрачный мешочек, два набора плоскостных и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, кубик, шарик, кирпичик)
Ход игры: В непрозрачном мешочке лежит набор геометрических форм. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком, Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал воспитатель.

«Найди пару»
Цель: способствовать развитию тактильного восприятия.
Материал: маленькие полотняные мешочки, наполненные крупой – гречкой, рисом, манкой, фасолью, горохом, геркулесовыми хлопьями(каждой по 2).
Ход игры: Малышу предлагается ощупать каждый мешочек . Задача ребенка в том, чтобы найти пару мешочку.

Сборник игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Дидактические игры помогут ребенку познакомиться с миром сенсорного восприятия. Научат правильно выбирать цвет, формы и решать еще множество задач.

Просмотр содержимого документа
«Сборник игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 95»

Муниципального образования города Братска

по сенсорному развитию

детей раннего возраста

1. Дидактическая игра «Маленький-средний-большой».

2. Дидактическая игра «Спрячь мышь».

3. Дидактическая игра «Найди пару».

4. Дидактическая игра «Собери картинку».

5. Дидактическая игра «Один-много».

6. Дидактическая игра «Лабиринт».

7. Дидактическая игра «Помоги ежику».

Игра «Маленький-средний- большой»

Цель: закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Оборудование: картинки предметов разной величины.

Ход: раздайте детям большие, средние и маленькие одинаковые картинки. Предложите показать кукле Маше самый маленький цветок, затем побольше и самый большой и т.д. со всеми картинками.

Игра «Спрячь мышь»

Цель: продолжать знакомить с основными цветами, знакомство с геометрическими фигурами.

Оборудование: картинки домиков мышек, геометрические фигуры разных цветов.

Ход: Ребенку предлагается игровая ситуация: «Мышки хотят спать, давай поможем им закрыть окна», дети выбирают фигуры которой можно закрыть мышь в домике. Игра продолжается до тех пор пока все мыши не лягут спать.

Игра «Найди пару»

Цель: научить детей подбирать парные картинки.

Оборудование: парные картинки

Ход: воспитатель размещает на столе парные картинки, дети вместе с воспитателем помогают Незнайке найти пару носков, варежек (по цвету, по узору).

Игра «Собери картинку»

Цель: научить детей правильно складывать картинки, развивать речь.

Оборудование: наборы разрезных картинок по количеству детей.

Ход: На столы выкладываются наборы разрезных картинок, детям предлагается собрать картинку и узнать какой зверек спрятан, а затем его назвать.

Цель: Знакомить детей с количественными данными (один – много).

Оборудование: карточки с изображением, на одной из которых одна картинка, а на другой несколько.

Ход: детям предлагается проблемная ситуация, игрушка белочка не умеет считать и не знает, как найти картинку, где изображено много бабочек, одна кошечка и т.д.

Цель: познакомить детей с игрой «Лабиринт», научить правильно доходить до цели.

Оборудование: карточки «лабиринты» по количеству детей.

Ход: Воспитатель сидя за столом с детьми раздает им карточки и просит помощи «Гусеница Майя проголодалась, но не может добраться до яблочка, просит помощи ребят. Поможем гусенице?»

Игра «Помоги ежику»

Цель: Продолжать закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

Оборудование: игровое поле «поляна», ежик, яблоки разного размера (большие и маленькие).

Ход: с ребенком проигрывается ситуация — «Ежик бежал по тропинке, хотел яблоки набрать, поможем ежику? Давай поможем ему? Какие сначала соберем большие или маленькие?» Ребенок и воспитатель выкладывают на колючки ежика все большие (маленькие) яблоки. Ежик уносит их в свой домик. Затем игра повторяется с маленькими (большими) яблочками.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×