221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на сенсорное развитие

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего возраста.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру , т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Работа ребёнка с мелкими предметами очень важна и для психического развития ребенка.

К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объёмных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удаётся справиться с заданием.

Дидактические игры по сенсорному развитию во I младшей группе

1. Развивающая грядка «Овощи».

Цель: развивать зрительное восприятие, тактильные функции, мелкую моторику, логическое и пространственное мышление, соотносить по цвету и величине.

Материал: грядка с овощами, муляжи овощей.

Ход игры: ребёнок перечисляет предметы, расположенные на столе. Разложить овощи на столе. Предложить отложить отдельно капусту, перцы, помидоры и огурцы. Чем они отличаются? Цветом и размером. Рассмотреть последовательность созревания овощей. Предложить посадить овощи на грядках. Закрепить понятия один, много.

Цель: учить работать по образцу, развивать мелкую моторику рук.

Материал: карточки с образцами, ёлочка, кружочки разных цветов.

Ход игры: выкладывание кружков в ёлочку по образцу;

обвести ёлочку и кружки на бумаге и раскрасить.

3. Развивающая игра «Учим фигуры».

Цель: развивать мелкую моторику рук, совершенствовать ассоциативное мышление.

Материал: карточки с геометрическими фигурами, предметные карточки.

Ход игры: большие карточки раскладываются перед ребёнком. Предлагается сопоставить отрезные мини-карточки с тем, что изображено на больших, по общему принципу.

4. «Сравни и подбери».

Цель: учить понятия лёгкий-тяжёлый, длинный-короткий, маленький-большой.

Материал: 11 больших карт, 66 маленьких карточек, 6 жетонов.

Ход игры: воспитатель раздаёт по одной карте и зачитывает надписи на них. Маленькие карточки вперемешку кладёт на середину стола лицевой стороной вверх. Затем обращает внимание игроков на цвет рамок больших карт и ставит перед игроками задачи:

1) собрать маленькие карточки с таким же цветом рамок;

2) найти правильное место каждой карточке на большой карте: в верхнем ряду надо разложить карточки с одинаковыми предметами, а в нижнем – с разными, сравнив их по тем признакам, которые написаны вверху карты;

3) найти правильное место каждой карточке на большой карте: в верхнем ряду выложить карточки с плоскими геометрическими фигурами и назвать их, например: «Этот круг маленький, этот большой». В нижнем ряду выложить карточки с объёмными геометрическими фигурами и тоже назвать их.

5. Рамки-вкладыши М. Монтессори «Паутинки».

Цель: учить геометрические фигуры, развивать глазомер и координацию движений рук.

Материал: рамки-вкладыши геометрические фигуры.

Ход игры: ребёнок учится соотносить предметы по форме и размеру; вкладыши можно обводить на бумаге и раскрашивать.

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

Для того чтобы малыш рос гармоничной личностью, родителям следует уделить внимание развитию сенсорных способностей, используя для этого различные игры. С раннего детства у дошкольника должно формироваться представление о цвете, форме, запахе, положении предмета в пространстве – это станет важнейшим этапом его подготовки к школе и дальнейшей жизни. Не стоит думать, что в 2-3 года ребенок еще не готов воспринимать информацию. Если заниматься с ним весело, с положительным настроем, он сумеет быстро понять смысл сложных понятий.

Что это такое?

Многих родителей интересует, что такое сенсорные навыки и для чего их необходимо развивать. Согласно психологии, они представляют собой способность человека воспринимать различные свойства окружающих его предметов, осознавать их форму, цвет, вкус, размер, понимать, где именно в пространстве они располагаются относительно других предметов. Проще говоря, это умение пользоваться собственными органами чувств.

Те малыши, которые не получили необходимо развития, как правило, сталкиваются с рядом проблем при поступлении в школу, в частности они не имеют гибкости восприятия, плохо ориентируются в характеристиках, не способны сравнивать предметы. Вот почему ответственным родителям важно уделять время специальным дидактическим играм, позволяющим усовершенствовать использование органов чувств. Подробную информацию о том, что такое сенсорное развитие, можно прочитать здесь.

Упражнения для тактильной памяти

Занятия по сенсорике посредством дидактической игры можно начинать в 2-3 года, в это время мозг малыша очень пластичен и способен воспринимать сложные, на первый взгляд, понятия. Главное – проводить домашние тренировки на позитивной волне, не нервничать и не кричать на ребенка, если что-то у него не получается, а вот хвалить необходимо даже за незначительный успех – это станет отличной мотивацией для дальнейших стараний.

Можно использовать многочисленные формы и приемы работы.

  • Волшебный мешочек. Мама берет непрозрачный мешок из ткани, в который помещает знакомые ребенку предметы. Это может быть мячик, кубик, бусы. Задача малыша – залезть в мешочек ручкой, нащупать предмет и догадаться, что это такое. Такая игра поможет улучшить тактильные ощущения.
  • Следующий шаг – предложить найти в мешочке заданную фигуру. Мама просит: «Достань кубик». Малыш должен его нащупать и извлечь.
  • Для развития тактильной памяти подойдет игра «Найди пару», материал для которой несложно приготовить своими руками. На стол выкладывается несколько предметов, у которых разная поверхность. Это могут быть гладкая фольга, наждачная бумага, картон, губка, кусочек ткани. Главное условие – каждого типа поверхности должно быть два (например, гладкие картон и шелк, шершавые наждачка и жесткая сторона губки для посуды). Ребенок должен на ощупь найти пару. После нескольких тренировок задание усложняется – теперь предметы скрыты (можно просто накрыть стол полотенцем), малышу нужно нащупать каждый из них и сказать, какая у него поверхность, а также догадаться, что это.

Не стоит думать, что все будет просто, на практике для сенсорного развития детей могут потребоваться годы. Но, занимаясь регулярно, можно будет заметить успех. Ребенок не просто начнет ориентироваться в различных типах поверхности, но и постепенно запомнит характеристики: гладкий, шероховатый, скользкий, мягкий и твердый.

Развиваем зрительное восприятие

Для нормальной жизни ребенку обязательно потребуется знание о цвете, поэтому важно начать его формировать с раннего возраста. Не стоит настойчиво заставлять малыша повторять, что красный – это красный. В процессе ненавязчивой веселой игры он гораздо быстрее запомнит эту информацию. Кроме того, некоторые упражнения помогут улучшить мелкую моторику ребенка.

Начать надо с самых простых заданий.

  • Мама показывает крохе зеленую карточку и просит отобрать все кубики такого цвета, построить из них башню.
  • Родитель кладет на стол или пол карточки трех цветов: красного, синего и желтого. Предлагает ребенку под ними разместить предметы, совпадающие по цвету, из заранее подготовленной корзины, где находится изобилие различных вещей указанных тонов.
Читать еще:  Игры на развитие образного мышления

После некоторых тренировок можно предложить малышу задания посложнее. Например, «Какого цвета не стало». Мама выкладывает на стол одинаковые предметы различных цветов (допустим, кубики), после чего предлагает ребенку запомнить их. Далее малыш закрывает глаза, и один из кубиков убирается. Ребенок должен вспомнить последовательность, понять, какой кубик исчез, и назвать цвет.

Улучшать цветовое восприятие дошкольников помогут и такие игры.

  • «Найди цветок для бабочки». Перед малышом выкладываются нарисованные и вырезанные бабочки и цветы – различных тонов, но обязательно составляющие пару (например, если есть синяя бабочка, должен быть и синий цветок). Ребенок должен совместить их.
  • «Многообразие цвета». Мама показывает ребенку заранее подготовленный «замок» — рисунок, пусть даже и не отличающийся особым профессионализмом, на котором изображен дворец, состоящий из блоков разных цветов. Ребенок должен назвать, какие цвета использованы, а после – подобрать и рассортировать по кучкам подходящие пуговицы, затем каждую из них наложить на соответствующий блок рисунка.

Главное правило успеха – постоянство. Работать с восприятием цвета можно во время прогулки, задавая ребенку вопросы – какого цвета машина, что еще ты видишь синего цвета. Это поможет быстро и качественно усвоить материал.

Развитие понятия формы

Еще одно важное знание, которое должен получить дошкольник в играх на развитие сенсорики, – это восприятие формы. Упражнения могут быть самыми разнообразными, главное – уделить должное внимание игровому моменту. Не должно получиться так, что родитель задает очередное задание, а ребенок уныло его выполняет. Каждый раз следует обыграть интересную малышу ситуацию. Например, сегодня к нам в гости пришел котик, он очень хотел бы узнать про различные фигуры, ведь в том городе, где он живет, никто не сможет разобрать, где квадрат, а где – круг. Ребенку предлагается помочь персонажу, что он и сделает с удовольствием.

Вариаций заданий может быть множество.

  • «Найди предмет». Мама показывает крохе карточку, на которой нарисован круг, задача ребенка – среди дидактического материала выбрать все круги. Такое игровое пособие можно купить в магазинах или же сделать своими руками, например из картона, дерева, даже слоеного теста, вместе с ребенком.
  • «Найди лишнюю фигуру». Перед ребенком выкладывается ряд из геометрических фигур (к примеру, несколько квадратов разного цвета и размера и один круг), его задача – найти ошибку и пояснить, почему он так считает. Идеальный ответ: это круг, остальные – квадраты. Они имеют разную форму.
  • «Выдели элементы». Мама рисует сложную фигуру, состоящую из различных более мелких блоков, дошкольник должен рассказать, какие именно геометрические фигуры использовались для «строительства», то есть мысленно выделить их.

Не стоит сразу требовать от ребенка запоминания большого числа фигур, для занятий вполне допустимо использовать 3-5 в зависимости от индивидуальных способностей. Закрепить полученные знания поможет уже знакомый «волшебный мешочек» и пары фигур. Одна часть элементов помещается в мешок, другая – выкладывается на столе перед малышом. Его задача – на ощупь обнаружить необходимую по порядку фигурку и достать ее.

Изучение величины

Игры для сенсорного развития подразумевают и тренировки ребенка в понимании размера, понятий «больше» и «меньше». Для их проведения можно использовать буквально подручные средства.

  • «Найди домик». Мама рисует два домика, один – большой, другой – совсем маленький. Выкладывает рисунки перед малышом, также на стол ставит две игрушки, например большого и маленького зайца. Задача ребенка – догадаться, где чей домик и почему. Чтобы крохе через некоторое время не стало скучно, варианты могут меняться: можно предложить подобрать для крупной и мелкой игрушки автомобиль, кровать, корм, платье и так далее.
  • Игры с пуговицами. Родитель подбирает несколько наборов пуговиц, различающихся по диаметру. Сначала размеров может быть два, постепенно их количество можно увеличить до пяти. Для каждой группы подбирается коробка, величина которой должна соответствовать размеру пуговиц. Ребенку предлагается отсортировать предметы по величине и распределить их по «тарам».
  • Работа с лентами. Это задание поможет сформировать и укрепить понятия «длиннее» и «короче». Каждая лента превращается на время в гусеницу, ребенок должен разложить их «по старшинству»: самая длинная лента-гусеница – самая старшая. Под ней помещается несколько более короткая, и так далее.
  • Игра с кружками. Из картона или дерева вырезается набор кружков разного диаметра. Ребенку необходимо сложить их пирамидкой, начиная от самого крупного.
  • «Одно в другое». Играть можно с обычными пластиковыми контейнерами, сделанными таким образом, что один помещается в другой. Дети очень любят предметы «взрослого мира», поэтому с удовольствием помогут маме правильно сложить посуду. А заодно закрепят понятия «больше» и «меньше».

Такие простые, на первый взгляд, игры помогут крохе получить важнейшие знания и постепенно накопить сенсорные впечатления, которые пригодятся ему в школе и дальнейшей жизни.

Понимание звуков и запахов, вкуса

С раннего возраста следует знакомить малыша с многообразием ощущений, которые его окружают, уделяя особое внимание восприятию запахов. Можно предложить ребенку закрыть глаза и понюхать знакомые ему продукты, например хлеб или какой-то фрукт, после чего определить, что именно ему давали. Заниматься таким образом можно и во время прогулки, прося ребенка понюхать различные цветы, а в следующий раз – по аромату определить растение.

Веселая игра «Музыкальная минутка» поможет научиться различать звуки. Для ее проведения потребуются колокольчик, погремушка и, например, барабан (список «музыкальных инструментов» можно менять, главное – они должны быть хорошо известны крохе). Взрослый издает с их помощью звуки, потом просит ребенка закрыть глаза и стучит в барабан. Малыш должен догадаться, какой именно инструмент был использован.

Изучение вкусов можно проводить во время еды, поясняя крохе, что такое «горячее», «холодное», «сладкое», давая ему пробовать и оценивать. Эта информация отложится быстро и будет в дальнейшем использоваться легко и непринужденно.

Это лишь краткий перечень игр по сенсорике, в которые можно сыграть с ребенком дошкольного возраста. Если поддерживать малыша и искренне радоваться даже незначительным его успехам, результат не заставит себя ждать – развитие всех органов чувств будет проходить гармонично и быстро, а кроха и родители получат удовольствие от игрового процесса.

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста

Майя Бондини
Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста

Цели и задачи.

Цель — показать влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей.

Задачи:

1) Обогащать чувственный опыт детей.

2) Учить обследовать предмет, выделяя форму, цвет, величину.

3) Упражнять в умении устанавливать сходство и различие между предметами.

4) Формировать умение называть свойства предметов.

5) Содействовать развитию элементарной самостоятельности и инициативности деятельности.

Сентябрь.

1. Мышки в норках. (цветовое восприятие)

Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, развивать и корректировать цветовое восприятие путем соотнесения мышек и норок по цвету. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Кто меньше. (форма и величина)

Задачи: учить детей применять умение сравнивать предметы, выбирать предметы меньше (больше)по величине предмета-образца. Активировать в речи соответствующие понятия.

3. Что из чего сделано. (тактильные ощущения)

Задачи: закреплять умение детей узнавать и называть материал, из которого сделаны предметы, определять его на ощупь.

4. Гусеница. (мелкая моторика)

Задачи: развивать мелкую моторику руки, формировать у детей умение соотносить предметы по величине. Активировать в речи и уточнять названия цвета.

Октябрь.

1. Накорми птенцов. (цветовое восприятие)

Задачи: учить различать и называть цвета. Развивать мелкую моторику.

2. Разложи предметы (форма и величина)

Задачи: формировать у детей умение соотносить предметы по форме, классифицировать их по данному признаку. Активировать в речи и уточнять названия геометрических фигур.

3. Угадай на вкус. (тактильные ощущения)

Задачи: развивать вкусовые рецепторы, развивать умение различать и называть вкусовые ощущения.

Читать еще:  Игры на развитие пальцев

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис и т. д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

4. Мозаика, вкладыши. (мелкая моторика)

Задачи: развивать мелкую моторику руки, формировать у детей умение соотносить предметы по форме, активировать в речи и уточнять названия цвета.

Ноябрь.

1. Игры с прищепками. (цветовое восприятие)

Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, соотносить по цвету прищепки с рисунком, развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Собираем урожай. (форма и величина)

Задачи: закреплять умение детей различать однородные предметы по размеру, учить объединять их в группы по величине.

3. Чудесный мешочек. (тактильные ощущения)

Задачи: учить детей узнавать игрушки на ощупь, правильно называть их, четко произносить названию, давать их краткое описание, подбирать характерные действия.

4. Сухой аквариум. (мелкая моторика)

Задачи: развитие мелкой моторики, массаж кончиков пальцев, развитие их чувствительности, скоординированности движения.

Декабрь.

1. Разноцветные крышки. (цветовое восприятие)

Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, развивать и корректировать цветовое восприятие путем соотнесения деталей по цвету. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Учимся различать геометрические фигуры. (форма и величина)

Задачи: учить детей применять знания о геометрических фигурах, находить предметы заданной формы в окружающей обстановке. Развивать зрительное восприятие, воображение, формировать умение сопоставлять, сравнивать.

3. Рисование манкой. (тактильные ощущения)

Задачи: развивать тактильное восприятие, рецепторы кончиков пальцев, воображение.

4. Расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки. Шнуровка. (мелкая моторика)

Задачи: учить детей самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнии, кнопки, учить шнуровать. Развивать мелкую моторику рук, способствовать формированию навыков самообслуживания.

Январь.

1. Красные флажки поднять вверх. (цветовое восприятие)

Задачи: упражнять детей в различении цветов, учить действовать по инструкции, понимать правила игры. Развивать внимание, цветовосприятие.

2. Больше — меньше. (форма и величина)

Задачи: упражнять детей в различении и сравнении предметов по величине, продолжать знакомить с различными способами сравнения, учить использовать знакомые способы.

3. Свойства предметов. (тактильные ощущения)

Задачи: познакомить детей с такими свойствами материалов, как твердость и мягкость. Показать, что твердый предмет (камень) трудно разбить, а из мягкого материала (пластилин, глина) можно лепить, менять его форму.

4. Сделаем бусы из соленого теста. (мелкая моторика)

Задачи: учить детей раскатывать тесто круговыми движениями, сплющивать его. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, цветовое восприятие.

Февраль.

1. Найди свой цвет. (цветовое восприятие)

Задачи: закреплять и использовать знания детей об основных цветах, учить соблюдать правила игры, ориентироваться в пространстве.

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т. д.).

Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

2. Найди предмет такой же формы. (форма и величина)

Задачи: учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.

3. Узнаем предметы на ощупь. (тактильные ощущения)

Задачи: предложить детям узнать на ощупь различные предметы, учить называть их качества. Развивать тактильное восприятие.

4. Играем с пирамидками, лабиринтами. (мелкая моторика)

Задачи: учить детей применять в игре умение ориентироваться в однородных предметах, подбирая их в определенной последовательности. Развивать мелкую моторику, обогащать чувственный опыт детей при действии с предметами определенной формы и разной величины, учить познавать их физические свойства.

1. Разложи яички в свои домики. (цветовое восприятие)

Задачи: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Половинка к половинке. (форма и величина)

Задачи: учить подбирать картинку бытовых предметов определенной геометрической формы по образцу.

3. Тактильный мешочек. (тактильные ощущения)

Задачи: находить предметы, одинаковые по текстуре.

4. Собери картинку (мягкий конструктор, пазлы.) (мелкая моторика)

Задачи: учить детей ориентироваться в предметах разной геометрической формы, составлять из них картинку. Обогащать чувственный опыт детей при действии с предметами разной формы и разной величины, учить познавать их физические свойства. Развивать мелкую моторику руки.

Апрель.

1. Спрячь листок. (цветовое восприятие)

Задачи: упражнять детей в различении цветов, учить действовать по инструкции, понимать правила игры. Развивать внимание, цветовосприятие.

Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие — зеленые).

Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.

Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т. д.

Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).

Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.

2. Заплатки. (форма и величина)

Задачи: учить детей применять знания о геометрических фигурах. Развивать зрительное восприятие, воображение, формировать умение сопоставлять, сравнивать.

3. Платочек для куклы. (тактильные ощущения)

Задачи: учить определять предметы по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.

4. Нанижи бусы из соленого теста, зверушек, цветок. (мелкая моторика)

Задачи: развивать мелкую моторику рук, учить нанизывать предметы разной и одинаковой формы и величины.

1. Какого цвета не стало? (цветовое восприятие)

Задачи: упражнять детей в различении цветов, учить действовать по инструкции, понимать правила игры. Развивать внимание, память, цветовосприятие.

2. Играем с матрешкой. (форма и величина)

Задачи: закреплять умение детей различать предметы по величине, сравнивать их различными способами.

3. Игры с песком. (тактильные ощущения)

Задачи: учить детей лепить из мокрого песка куличи, обыгрывать свои действия, уточнять представления детей о свойствах песка. Обогащать сенсорный опыт детей.

4. Игры с прищепками. (мелкая моторика)

Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, соотносить по цвету прищепки с рисунком, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста» Автор: Алейникова Валентина Александровна,.

Дидактическая игра по сенсорному развитию «Варежки» для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) Цель: Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним.

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста Игра «Спрячь зайку» Существует множество разновидностей игры «Спрячь зайку». Её делают из цветной бумаги, из дерева, шьют из материала.

Дидактическое пособие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает формирование представлений о важнейших.

Интегрированные игры-занятия по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста (Игрушки из ковролина 3) Тема: Домик. Образовательные области: Познание. Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной).

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. «Большая и маленькая куклы». Цель: различать и называть.

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста Цели, задачи: музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается.

Образовательная программа по сенсорному развитию «Разноцветный мир» для детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зырянская средняя общеобразовательная школа» (Дошкольное образование) Дополнительная.

Читать еще:  Виды развивающих игр для дошкольников

Перспективный план по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста Октябрь Занятие 1. Цветные кубики Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Занятие по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Весёлый поезд» «Весёлый поезд» Задачи: -Упражнять детей в определении и названии цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий,посредством зрительного обследования,.

Игры на сенсорное развитие для детей 1-2 лет

Сенсорное развитие ребенка. Развивающие игры в домашних условиях для младших дошкольников

Посмотрим, что в ведерке

Вам потребуются: ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки.

Сложите игрушки в ведерко, закройте крышкой и отдайте его ребенку. Попросите малыша открыть ведерко. Вытаскивайте игрушки, раскладывайте их так, чтобы они не загораживали друг друга. Доставая игрушки, описывайте каждую из них: «Посмотри, какое красное яблоко. Очень красивое! А вот — зеленый кубик. Мы положим его рядом с яблоком». Разложив игрушки, полюбуйтесь ими. Радуйтесь вместе с крохой каждой вещи, чтобы он чувствовал ваш эмоциональный настрой. Пусть малыш подержит в руках каждую игрушку, поиграет с ней. По окончании занятия попросите ребенка собрать все предметы в ведерко и накрыть его крышкой. Помогите малышу навести порядок.

Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия.

Кто что ест

Вам потребуются: фигурки животных и продукты, употребляемые этими животными, вырезанные из картона.

Смешайте все фигурки, попросите ребенка раздать животным то, что они любят кушать: зайке — морковку, козочке — капусту, медведю — мед, ежику — грибы, белочке — орехи и т.д. Если ребенок затрудняется выполнить задание, помогите ему, возьмите морковку и поинтересуйтесь, кому вы ее отдадите.

И сами же воскликните: «Ну, конечно же, зайке! Это зайцы любят грызть морковку!» и т.д.

Игра способствует развитию речи, мелкой моторики, знакомит с животным миром.

Изучаем части тела

Возьмитесь двумя руками за уши и скажите: «У меня есть уши, а у тебя?». Побудите малыша потрогать свои уши. «А зачем нам уши?». Потрясите погремушку перед ухом ребенка, потом отойдите подальше и еще раз погремите. «Уши — чтобы слышать!». «А сколько у нас ушей? Вот, смотри, одно ухо, а вот — еще одно. У нас два уха». Называйте и показывайте все остальные части тела, рассказывая об их функциях.

Пирамидки

Вам потребуются: 2—3 пирамидки с насадками разных форм и цветов.

Снимите насадки со всех пирамидок и перемешайте их. Рассматривая по одной, называйте цвет и форму насадок. Разрешите ребенку собрать пирамидки так, как ему вздумается. Если на одну пирамидку нанизаны разные детали, обратите на это внимание малыша. Еще раз смешайте насадки, помогите ребенку собрать пирамидки правильно. Комментируйте свои действия: «Для этой пирамидки нам нужны кольца. Давай найдем все кольца. Теперь нам надо выбрать самое большое кольцо» и т.д. Сравнивайте кольца по размеру и цвету. Объясняйте ребенку: «Вот это кольцо — большое, а вот это — поменьше, давай найдем самое маленькое колечко».

Игра способствует развитию глазомера, логического мышления, наблюдательности. Помогает изучить цвет и форму предмета.

Подбери цвет

Вам потребуются: 2 одинаковые пирамидки с двухцветными насадками.

Снимите насадки с пирамидок и смешайте их. Объясните ребенку, что на одну пирамидку мы наденем желтые шарики (покажите), а на другую — зеленые. Соберите пирамидку вместе с ребенком, повторяя: «Смотри, я беру желтый шарик, где у нас пирамидка с желтыми шарами? А вот этот шарик мы на какую пирамидку наденем?». .

Игра способствует развитию логического мышления, цветового восприятия.

Конус

Вам потребуется: конусная пирамидка.

Покажите ребенку конусную пирамидку. Пусть он подержит ее в руках, поиграет с ней. Затем покажите, как разбирается и собирается пирамидка. Обращайте внимание малыша на то, что кольца отличаются по размеру и по диаметру отверстий, старайтесь объяснять в доступной для ребенка форме. Попросите нанизать кольца на конус. Регулярные занятия помогут малышу научиться сопоставлять размер диаметра кольца с шириной конусообразного стержня. Собрав пирамидку правильно, проведите по ней рукой малыша, обратите его внимание на то, какая она ровная. Отдайте пирамиду малышу после того, как он беспорядочно нанижет кольца, вновь проведите его рукой по пирамидке, фиксируя неровности.

Игра способствует сенсорному развитию ребенка, знакомит с формой предметов.

Матрешки

Вам потребуются: несколько матрешек — одна в другой.

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Побудите малыша открыть матрешку. Поставьте матрешек рядом. Обратите внимание на то, что матрешки отличаются по величине. Попросите показать, где маленькая, а где большая матрешка. Пусть ребенок попробует вложить маленькую матрешку в большую и снова достать ее. В дальнейшем добавляйте по одной матрешке, вкладывая их друг в друга. Вытаскивая, расставляйте их сначала в порядке уменьшения размера, затем наоборот. Показывайте крохе, как совмещать рисунок на матрешке.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков сопоставления предметов по величине.

Мешок с подарками

Вам потребуются: тканевый мешочек, крупные предметы, знакомые ребенку.

Возьмите любые крупные предметы: кубик, кольцо от пирамидки, маленькую книжку и т.п.

Рассмотрите их, дайте каждый из предметов малышу в руки, затем сложите их в мешок. Предложите ребенку достать что-нибудь из мешка, спросите, что он достал. После этого попросите достать конкретный предмет. Например, кубик. Начиная с небольшого количества предметов, прибавляйте на каждом занятии по 1—2 игрушки.

Игра способствует сенсорному развитию, знакомит с величиной и формой предметов.

Шарики

Вам потребуются: два пластмассовых шарика разных цветов.

Дайте ребенку шарики. Опишите их форму и цвет. Покажите, как они катятся по столу и падают на пол. Побудите ребенка делать то же самое. Поставьте перед столом коробку, чтобы шарики, скатываясь, попадали в нее. Предоставьте ребенку свободу действий.

Игра способствует сенсорному развитию, помогает изучить цвет, форму и свойства предметов.

Первая горка

Вам потребуется: картон.

Сделайте небольшую горку из картона, перегнув его пополам. С горки можно скатывать маленькие машины, шарики, пупсов. Поставьте перед горкой кубик, покажите, как машинка, скатившись с горки, останавливается, ударившись о кубик.

Игра способствует развитию логического мышления.

Ловись, рыбка, большая и маленькая

Вам потребуются: веревка с магнитом на конце (удочка из игры «Рыбак»), мелкие металлические предметы.

Во время игры внимательно следите за тем, чтобы ребенок не тянул в рот мелкие предметы. Поместите игрушки в таз или коробку, покажите малышу, как магнитик на веревке притягивает металлические предметы. Поиграйте в «рыбалку». Считайте каждую пойманную «рыбку». В конце игры еще раз пересчитайте весь «улов».

Игра способствует развитию моторики, согласованности движений.

Где звенит

Вам потребуются: три картонных коробки, колокольчик.

Возьмите небольшие картонные коробки, можно из-под молока, положите в одну из них колокольчик, в другую — немного крупы, а третью оставьте пустой. Оклейте коробки цветной бумагой. Трясите коробки и слушайте, какие звуки они издают, не забывая называть цвет коробок: «Интересно, что это звенит в желтой коробке?» и т.д. После того, как малыш будет разбираться в цветах имеющихся коробок, их можно оклеить бумагой другого цвета, или добавить коробки с новыми наполнителями.

Игра способствует развитию внимания, логического мышления, помогает изучить цвет и форму предметов.

Делай, как я

(вариант игры Б.П. Никитина «Обезьянки»)

Сядьте напротив ребенка, показывайте ему различные жесты руками, изменяйте мимику лица, делайте движения разными частями тела, побуждая малыша повторять то, что вы ему показываете. Комментируйте свои действия: «Сейчас я буду веселая! (улыбнитесь)». «А сейчас я сердитая (нахмурьтесь)». «Я смотрю в бинокль (поднесите руки к глазам)». «Я плыву (соответственные движения)».

Игра способствует сенсорному развитию, а также развитию внимания, мелкой моторики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector