221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры на умственное развитие дошкольников

Примеры игр и упражнений на развитие интеллекта у детей

Под интеллектуальным развитием ребенка подразумевается развитие высших психологических функций (память, мышление, восприятие, речь, воображение), а также эмоциональной, социальной и физической сфер интеллекта. Если кратко, интеллект — это мыслительные способности. Мышление, в свою очередь, зависит от эмоционального, социального, физического развития и памяти. Поэтому родители, решившие помочь своему чаду, должны организовывать занятия с учетом всех перечисленных функций и сфер. Чтобы сделать это грамотно, важно знать, как развивается интеллект на разных возрастных этапах. Притом оказывать непосредственное воздействие и помощь ребенку вы можете уже в дошкольном возрасте.

Возраст и развитие интеллекта

Если говорить о дошкольном возрасте, то есть периоде от 3 до 7 лет, то развитие интеллектуальных способностей тесно связано с типом мышления. У младших дошкольников (3-4 года) преобладает наглядно-действенное мышление, поэтому занятия должны включать в себя обязательно физическую активность и манипулирование предметами.

В 4-5 лет (средний дошкольный возраст) мышление развивается до наглядно-образного, поэтому возможно включать игрушки-заместители, ролевые игры и развивающие мультфильмы. А также игры на социальное взаимодействие и формирование морали.

Наиболее активный период развития интеллекта у детей приходится на старший дошкольный возраст, то есть 5-7 лет. Преобладает словесное и формируется абстрактно-логическое мышление, поэтому здесь вы уже можете включать дидактические и логические игры. Внимание постепенно становится более произвольным, поэтому ребенку уже легче сосредоточиться на решении сложных задач.

Занятия следует проводить в форме игры, чтобы малыш, увлекаясь сюжетом, не замечал, как одновременно с этим учится. В другой форме вам будет крайне трудно провести занятие, ведь дошкольники неусидчивы, их воля неразвита, а условное торможение еще только формируется, поэтому маленькие дети не понимают, зачем им надо что-то изучать, когда хочется играть. Они не могут долго фокусировать внимание на чем-либо.

Также не стоит ожидать от дошкольника энтузиазма по отношению к занятиям. Самый лучший вариант – замечать, когда у ребенка проявляется интерес к определенной деятельности (например к чтению, к рисованию, письму). Проводить занятия нужно не дольше 15 минут: вы заметите, когда малыш устанет и потеряет интерес.

Интеллектуальное развитие дошкольников тесно связано с эмоциями и социальным взаимодействием. Если ребенок ощущает себя комфортно в семье, чувствует себя любимым, его поддерживают и хвалят, то и умственно он будет развиваться гармонично. К тому же, основные навыки, умения и знания малыш приобретает благодаря контакту с семьей.

Дети развиваются по-разному, и требовать о своего ребенка такого же уровня интеллектуального развития, как у кого-то другого, бессмысленно. Это может привести в итоге к формированию у него низкой самооценки и неуверенности в себе.

Игры на умственное развитие младших дошкольников

В 3-4 года ребенок активно исследует мир, ему все интересно, в норме он уже умеет говорить большое количество слов и строить предложения. Все свое любопытство он фокусирует на вас, поэтому именно в этот период родители начинают жаловаться, что кроха не умолкает ни на миг, все время о чем-то спрашивает и практически постоянно двигается.

Чтобы направить его познавательную и двигательную активность в нужное русло, вы можете использоваться следующие игры на развитие интеллекта.

Положите перед малышом 4 игрушки, желательно из одной категории (например, животные: собака, лошадка, медведь, котенок). Попросите ребенка назвать игрушки, а затем отвернуться. Уберите одну игрушку, и когда малыш повернется, спросите: «Кто пропал?». Таким образом можно изучать цвета, если вы сделаете акцент на цвете (белый медведь, коричневая собака и т. д.), формы, названия предметов и растений.

Достаньте чемодан или спортивную сумку и скажите ребенку, что вы едете на море (на природу, к бабушке) и что вам можно взять с собой только 5 вещей. Начинайте складывать вещи вместе с малышом, при этом называйте цифру. Так ребенок учится считать. Постепенно увеличивайте счет и включайте порядковые числительные (первый, второй и т. д.). Эту игру вы можете использовать в другой форме: корзинка на пикник, продукты в магазин, портфель в садик – вариантов множество. Благодаря данному упражнению также формируется логическое мышление.

  • Назад-вперед и лево-право.

Используйте ватман либо пространство комнаты. Нарисуйте схему города, в котором запрятан клад – его и нужно будет отыскать малышу. По дороге к кладу направляйте ребенка: сделай два шага вперед, повернись налево, теперь три шага вперед, под столом возьми письмо с загадкой. Прочитайте загадку малышу, а он должен будет отгадать – и так пока он не дойдет до финиша. Не делайте игру слишком долгой и сложной.

Игры на умственное развитие средних дошкольников

В этот период дети начинают проявлять интерес к изучению букв и письму, а также установлению отношений со сверстниками. Вы можете заметить, что малыш уже выделяет конкретного ребенка из других на площадке, поэтому возраст 4-5 лет – это благоприятный этап для формирования социального интеллекта и изучения этических норм (девочек нельзя бить, старших нужно слушать). Здесь вам помогут следующие игры.

  • Буква в гостях.

Начинайте утро с небольшой сказки: «К нам сегодня в гости пришла буква А! (покажите малышу картинку с буквой или магнитную букву). Она сказала, что ты уже большой и тебе пора знать, из чего состоят слова. Ты ведь хочешь научиться читать сказки? Буква А есть в таких замечательных словах, как «мама», «папа» (слова повесьте тоже и попросите малыша показать в них букву А). Где в слове «мама» буква А? Правильно!»

Разложите на столе овощи, например морковь, картофель, лук, помидор, а пятым положите фрукт. Спросите у малыша, все ли здесь овощи или есть что-то лишнее? Эта игра развивает логику, словарный запас и знания об окружающем мире. Включайте постепенно малознакомые предметы и увеличивайте их количество.

  • Хорошо или плохо?

Данные понятия важно изучать, так как малыш начинает выстраивать личные психологические границы. Что делать можно, а что нельзя, как с ним не могут обращаться, а как могут? В игру можно играть после просмотра мультфильма или прочтения сказки: «Гусеницы поступили хорошо или плохо? Можно ли так поступать?».

Игры на умственное развитие старших дошкольников

В 5-7 лет игры на развитие интеллекта должны способствовать формированию абстрактно-логического мышления, внимания, памяти, связной речи, математических способностей, навыков чтения и знаний об окружающем мире, мелкой моторики.

Предложите малышу две очень похожие картинки, попросите внимательно их рассмотреть и сказать, чем они отличаются.

  • Где плавали рыбки из сказки?

Покажите ребенку три рисунка с аквариумом, а затем расскажите сказку, в которой вы опишите рыбок и сам аквариум. Затем спросите малыша, о каком из трех аквариумов идет речь.

  • Невидимые фигуры.

В воздухе пальцами прочертите фигуру, а потом попросите ребенка зарисовать ее. Проделайте так несколько раз. Когда фигуры будут нарисованы, малыш должен будет их назвать.

  • Домики, где живут цифры.

Нарисуйте несколько домов, где будут жить цифры. Потом сочините сказку о том, как цифра три пошла в гости к цифре один. Спросите малыша, сколько получится, если к трем прибавить один? Объясните, что получится цифра, идущая за цифрой 3. Попросите сосчитать до 5, чтобы малыш мог сам вычислить ответ.

Заключение

Интеллектуальные способности ребенка во многом зависят от вас, а также от грамотности воспитателей и педагогов в детском саду. Если вы будете заниматься с малышом, включать развивающие и дидактические игры, то его умственное развитие будет проходить активно и эффективно. Разумеется, генетика и физиология играют большую роль в данном вопросе, но чаще всего отсутствие определенных знаний и навыков — это педагогическая запущенность и отсутствие должного внимания к своему ребенку.

Игры для развития интеллекта ребенка

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Дата публикации: 07.02.2018

Статья просмотрена: 1612 раз

Библиографическое описание:

Аверьянова Н. В. Игры для развития интеллекта ребенка [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 139-141. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13756/ (дата обращения: 23.03.2020).

Люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении игры.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных технологий, и их математическое развитие не может сводиться к обучению только конкретным умениям: счету, вычислению, измерению. Важно, развивать, у ребенка-дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

Читать еще:  Игры на развитие памяти 6 лет

Конечно, в дошкольных учреждениях создаются условия для развития высших психических функций, но огромную роль в развитии ребенка играют их родители. Многие мамы и папы считают достаточно отдать малыша в дополнительный кружок или секцию. Возможно, они правы, но не будем забывать, что колоссальную роль в развитии ребенка играют именно игры с родителями. Одно дело — заниматься с посторонним человеком, другое со своей мамой или бабулей. Вы просто будете вести себя с малышом так, чтобы ему было удобнее узнавать все новые и новые интересные вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живет, обо всем на свете. Вы, прежде всего, обеспечиваете ребенку возможность познавать [1, c. 157]

Родители с целью повышения уровня интеллектуального развития могут организовать работу дома, через систему развивающих игр и пособий. Таким образом, мамы и папы решат следующие задачи:

‒ будут развивать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование);

‒ будут формировать умения прослеживать, понимать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;

‒ будут укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.

‒ воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.

Очень важно, что при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

Интеллектуальные игры, для развития гибкости ума.

1. Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок — его заканчивать. Потом можно поменяться и ребенок будет начинать произносить первый слог, а вы заканчивать. Играть в эту игру можно по дороге в садик, на прогулке, в транспорте и т. д.

Предлагается 5–10 (в зависимости от возраста) слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: за-бор, му-ка, до-ма.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

2. Игра «Одно слово из двух»

Необходимо изготовить 18 карточек. На всех карточках слова. Надо соединить их попарно так, чтобы каждые две рядом лежащие карточки образовывали одно слово.

Например: приз-рак, сад-овод, пол-оса, вес-точка, когти-точка, вол-окно, кит-ель, мясо-рубка, сено-вал.

3. Игра «Назови слово»

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Варианты заданий могут быть выбраны по вашему желанию.

  1. Назови слова, обозначающие цветы (ромашка, роза, гвоздика…..)
  2. Назови слова, обозначающие рыб.
  3. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  4. Назови слова, обозначающие диких животных.
  5. Назови слова, обозначающие зверей.
  6. Назови слова, обозначающие овощи.
  7. Назови слова, обозначающие фрукты.
  8. Назови слова, обозначающие транспорт.
  9. Назови слова, относящиеся к спорту.
  10. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
  11. Назови слова, относящиеся к продуктам питания.
  12. Назови слова, относящиеся к бытовым приборам.

Игры для развития мышления, сообразительности иувеличению словарного запаса.

1. Игра «Переверни значение»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например:

2. Игра «Что там внутри?»

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. Например:

3. Игра «Думай, отвечай, бросай»

Можно играть всей семьей. Мама бросает ребенку мяч, называет цвет или вкус. Ребенок, возвращая мяч папе и должен постараться быстро назвать предмет этого цвета или вкуса. Затем папа бросает мяч, называет размер или геометрическую форму. Ребенок называет предмет определенного размера или геометрической формы и бросает мяч маме. Игру можно повторять несколько раз, усложняя и добавляя что-то свое.

4. Игра «Алгоритмы»

Взрослый придумывает ситуации, а ребенок по алгоритму высказывает свое мнение.

Например, ситуации: «Пожар», «Травма ноги», «Игры на льду», «Игры на воде», «Рядом собака», «Со мной заговорил незнакомец»

пример алгоритма (по которому ребенок построит свой рассказ): что произошло-почему-что нужно сделать — последствия.

Можно пользоваться еще и алгоритмом, предложенным когда-то Цицероном: кто-что-где-зачем-как-когда.

Игры из нашего детства

Родители, чье детство прошло в 80–90 годах часто играли в «Пятнашки», «Крестики-нолики», «Шашки», «Морской бой», разгадывали «Ребусы», «Кроссворды», попробуйте и вы вместе с ребенком поиграть в эти игры, придумайте интересный кроссворд, составьте интересный ребус, а бабушка с дедушкой пусть отгадывают. Самое главное, чтобы вы это сделали вместе со своим ребенком.

Предостерегаем от ошибки, которую совершают многие родители: не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьную премудрость. Главное для ребенка — быть активным, сообразительным, раскрепощенным [2, c. 125]

Но не забывайте, что интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности она перестает быть игрой [3, c. 5]

Опыт применения интеллектуальных игр в дошкольном образовании показывает, что у детей развивается понимание сути поставленных перед ними задач, умение сравнивать и анализировать, отмечается высокий уровень развития мелкой моторики. Дети умеют концентрироваться при выполнении сложным мыслительных операций и доводить начатое дело до конца; не испытывают проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости; они рано начинают читать, решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности к школе — дети, которые постепенно переходят к взрослой форме обучения и «наигрались» в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого процесса учения.

  1. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи/ Под ред. Б. Ф. Сергеева. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 160 с.: ил.- (Внимание: дети!) 2. Финкельштейн Б. Б.,
  2. Матвеева Л. Г., Выбойщик И. В., Мякушкин Д. Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. — М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999.- 320 с.: ил. (Педагогика, психология, медицина).
  3. Минскин Е. М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителей. — М.: П–освещение, 1982. — 192с., ил.

Похожие статьи

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет.

Обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве это значит, что ребенка надо: знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами; развивать познавательные умения и речевые — определять цвет, размер.

Методика работы по развитию представлений о форме у детей.

Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения. Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических.

Игра как средство развития личности ребенка младшего.

А ведь игра является действенной формой самопомощи ребенка.

Рассмотрим ситуацию — перед крохой разложили разноцветные геометрические фигуры.

Ролевые игры для детей 3–4 лет направляют развитие маленькой личности в нужное русло

Совместное обучение матери и ребенка второго года жизни.

Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста. Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.

Развивать у ребенка понимание английской речи, Умение точно подражать словам

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном.

Для проверки того, насколько хорошо дети освоили свойства геометрических фигур

Примерно ориентируясь на уровне развития ребенка предложить ему одну – две игры.

Дети передают по кругу игрушку «сердце» и называют тёплые, ласковые, нежные слова/.

Влияние дидактической игры на формирование математических.

Игра для ребенка не просто интересное времяпровождение, но и способ

Игра способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей.

К первой группе можно отнести игры на закрепление знаний о форме геометрических фигур.

Использование дидактических игр как средства развития.

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Развитие математических способностей у детей дошкольного.

Во-первых: дидактическими, настольно-печатными играми и пособиями пополнился уголок математики: «Форма, цвет, величина»: наборы с плоскостными геометрическими

Дети стали более активно включаться в математические игры на развитие логики и быстроты мышления.

Читать еще:  Развивающие игрушки для детей 3 4 года

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством.

4. Игра «Волшебные картинки» на развитие умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов. Детям раздать карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры.

«Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»

Автор: Барышева Маргарита Михайловнв

«Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»

« Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский

Игра — основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников.

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?

Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему. снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования.

С одной стороны хорошо, когда дети играют самостоятельно, а с другой стороны далеко не всегда могут создать интересную и содержательную игру. Взрослый организует и направляет игру — он помогает детям преодолевать затруднения, поощряет соблюдение игровых правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение ролей организатора и участника- особенность развивающей игры.

Развивающая игра — эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Выбор игры для воспитателя – дело серьёзное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то , что ему знакомо, и побуждать к усвоению нового.

Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом.

Все игры можно разделить на группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности .

Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы.

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу). Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, — это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами.

Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель — запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства, для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания. В этом помогут игры по развитию памяти.

Развитие мышления происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника — наглядно-образное мышление, т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать.

Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Организуя игры с ребёнком, я стараюсь оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, я предлагаю ему более сложные и наоборот, в случае затруднений подольше задерживаюсь на простых. Ни в коем случае не упрекаю малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Я стараюсь не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно — неверно». Стараюсь научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

Играю всегда вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Это те упражнения , которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

Играем в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах.

В этом мне помогут словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки», «Часть-целое», «Объясни, называя только слова — действия», «Расскажи — что ты будешь делать, если…» Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.

Экспериментирую вместе с детьми. Знания, добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных .От использования простых ситуаций, предусматривающих обсуждение обследовательских действий («Узнаем с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха, обоняния», «Как определить какой?», «Чудесный мешочек»), стараюсь перейти к ситуациям, в которых совместно со взрослыми дети намечают этапы проектной деятельности.

Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Разнообразная деятельность позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов

Читать еще:  Развивающие игрушки для детей 3 лет фото

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, начинаю учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, стараюсь подбодрить его и поддержать любую инициативу.

Каждая игра — это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии — только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Воспитатель МБДОУ детский сад №10 «Мишутка» г. Карачев

Как развить интеллект дошкольнику, школьнику, взрослому?

В первые годы жизни интеллектуальные способности ребёнка сильно зависят от наследственности и окружения. Старательный школьник, круглый отличник может быть совсем не похож на гения. Кстати, а после 40 уже поздно? Не совсем так. Вы можете развить интеллект ребёнка и возможности своего ума в любом возрасте.

В курсе развития мышления

  • 2 варианта занятий. Пройдите 3 стартовые главы курса – и откройте доступ к разным категориям. «Логические задачи», «Истина и ложь», «Умный счёт», «3D‑мышление».
  • Выбор сложности. Попробуйте задания разного уровня сложности: «Новичок», «Опытный», «Эксперт».

На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание, память и способности к математике. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

Как развить интеллект ребёнка-дошкольника?

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.

Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал. 😉

С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника

  • Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  • Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.

Пример задачи из курса ЛогикЛайк

Выбери предмет, который не подходит к остальным по материалу.

Чтобы решать, нажимайте Начать!

  • Развивающие интеллект игры на логику – отличный вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

За год до школы или с первого класса полезно привить детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса.

Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Какие интеллектуальные способности необходимы школьнику?

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – в этой статье).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из полученных массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо помнить:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) формирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения для развития способностей младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные математические ребусы, задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector