221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры направленные на сенсорное развитие

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

Для того чтобы малыш рос гармоничной личностью, родителям следует уделить внимание развитию сенсорных способностей, используя для этого различные игры. С раннего детства у дошкольника должно формироваться представление о цвете, форме, запахе, положении предмета в пространстве – это станет важнейшим этапом его подготовки к школе и дальнейшей жизни. Не стоит думать, что в 2-3 года ребенок еще не готов воспринимать информацию. Если заниматься с ним весело, с положительным настроем, он сумеет быстро понять смысл сложных понятий.

Что это такое?

Многих родителей интересует, что такое сенсорные навыки и для чего их необходимо развивать. Согласно психологии, они представляют собой способность человека воспринимать различные свойства окружающих его предметов, осознавать их форму, цвет, вкус, размер, понимать, где именно в пространстве они располагаются относительно других предметов. Проще говоря, это умение пользоваться собственными органами чувств.

Те малыши, которые не получили необходимо развития, как правило, сталкиваются с рядом проблем при поступлении в школу, в частности они не имеют гибкости восприятия, плохо ориентируются в характеристиках, не способны сравнивать предметы. Вот почему ответственным родителям важно уделять время специальным дидактическим играм, позволяющим усовершенствовать использование органов чувств. Подробную информацию о том, что такое сенсорное развитие, можно прочитать здесь.

Упражнения для тактильной памяти

Занятия по сенсорике посредством дидактической игры можно начинать в 2-3 года, в это время мозг малыша очень пластичен и способен воспринимать сложные, на первый взгляд, понятия. Главное – проводить домашние тренировки на позитивной волне, не нервничать и не кричать на ребенка, если что-то у него не получается, а вот хвалить необходимо даже за незначительный успех – это станет отличной мотивацией для дальнейших стараний.

Можно использовать многочисленные формы и приемы работы.

  • Волшебный мешочек. Мама берет непрозрачный мешок из ткани, в который помещает знакомые ребенку предметы. Это может быть мячик, кубик, бусы. Задача малыша – залезть в мешочек ручкой, нащупать предмет и догадаться, что это такое. Такая игра поможет улучшить тактильные ощущения.
  • Следующий шаг – предложить найти в мешочке заданную фигуру. Мама просит: «Достань кубик». Малыш должен его нащупать и извлечь.
  • Для развития тактильной памяти подойдет игра «Найди пару», материал для которой несложно приготовить своими руками. На стол выкладывается несколько предметов, у которых разная поверхность. Это могут быть гладкая фольга, наждачная бумага, картон, губка, кусочек ткани. Главное условие – каждого типа поверхности должно быть два (например, гладкие картон и шелк, шершавые наждачка и жесткая сторона губки для посуды). Ребенок должен на ощупь найти пару. После нескольких тренировок задание усложняется – теперь предметы скрыты (можно просто накрыть стол полотенцем), малышу нужно нащупать каждый из них и сказать, какая у него поверхность, а также догадаться, что это.

Не стоит думать, что все будет просто, на практике для сенсорного развития детей могут потребоваться годы. Но, занимаясь регулярно, можно будет заметить успех. Ребенок не просто начнет ориентироваться в различных типах поверхности, но и постепенно запомнит характеристики: гладкий, шероховатый, скользкий, мягкий и твердый.

Развиваем зрительное восприятие

Для нормальной жизни ребенку обязательно потребуется знание о цвете, поэтому важно начать его формировать с раннего возраста. Не стоит настойчиво заставлять малыша повторять, что красный – это красный. В процессе ненавязчивой веселой игры он гораздо быстрее запомнит эту информацию. Кроме того, некоторые упражнения помогут улучшить мелкую моторику ребенка.

Начать надо с самых простых заданий.

  • Мама показывает крохе зеленую карточку и просит отобрать все кубики такого цвета, построить из них башню.
  • Родитель кладет на стол или пол карточки трех цветов: красного, синего и желтого. Предлагает ребенку под ними разместить предметы, совпадающие по цвету, из заранее подготовленной корзины, где находится изобилие различных вещей указанных тонов.

После некоторых тренировок можно предложить малышу задания посложнее. Например, «Какого цвета не стало». Мама выкладывает на стол одинаковые предметы различных цветов (допустим, кубики), после чего предлагает ребенку запомнить их. Далее малыш закрывает глаза, и один из кубиков убирается. Ребенок должен вспомнить последовательность, понять, какой кубик исчез, и назвать цвет.

Улучшать цветовое восприятие дошкольников помогут и такие игры.

  • «Найди цветок для бабочки». Перед малышом выкладываются нарисованные и вырезанные бабочки и цветы – различных тонов, но обязательно составляющие пару (например, если есть синяя бабочка, должен быть и синий цветок). Ребенок должен совместить их.
  • «Многообразие цвета». Мама показывает ребенку заранее подготовленный «замок» — рисунок, пусть даже и не отличающийся особым профессионализмом, на котором изображен дворец, состоящий из блоков разных цветов. Ребенок должен назвать, какие цвета использованы, а после – подобрать и рассортировать по кучкам подходящие пуговицы, затем каждую из них наложить на соответствующий блок рисунка.

Главное правило успеха – постоянство. Работать с восприятием цвета можно во время прогулки, задавая ребенку вопросы – какого цвета машина, что еще ты видишь синего цвета. Это поможет быстро и качественно усвоить материал.

Развитие понятия формы

Еще одно важное знание, которое должен получить дошкольник в играх на развитие сенсорики, – это восприятие формы. Упражнения могут быть самыми разнообразными, главное – уделить должное внимание игровому моменту. Не должно получиться так, что родитель задает очередное задание, а ребенок уныло его выполняет. Каждый раз следует обыграть интересную малышу ситуацию. Например, сегодня к нам в гости пришел котик, он очень хотел бы узнать про различные фигуры, ведь в том городе, где он живет, никто не сможет разобрать, где квадрат, а где – круг. Ребенку предлагается помочь персонажу, что он и сделает с удовольствием.

Вариаций заданий может быть множество.

  • «Найди предмет». Мама показывает крохе карточку, на которой нарисован круг, задача ребенка – среди дидактического материала выбрать все круги. Такое игровое пособие можно купить в магазинах или же сделать своими руками, например из картона, дерева, даже слоеного теста, вместе с ребенком.
  • «Найди лишнюю фигуру». Перед ребенком выкладывается ряд из геометрических фигур (к примеру, несколько квадратов разного цвета и размера и один круг), его задача – найти ошибку и пояснить, почему он так считает. Идеальный ответ: это круг, остальные – квадраты. Они имеют разную форму.
  • «Выдели элементы». Мама рисует сложную фигуру, состоящую из различных более мелких блоков, дошкольник должен рассказать, какие именно геометрические фигуры использовались для «строительства», то есть мысленно выделить их.

Не стоит сразу требовать от ребенка запоминания большого числа фигур, для занятий вполне допустимо использовать 3-5 в зависимости от индивидуальных способностей. Закрепить полученные знания поможет уже знакомый «волшебный мешочек» и пары фигур. Одна часть элементов помещается в мешок, другая – выкладывается на столе перед малышом. Его задача – на ощупь обнаружить необходимую по порядку фигурку и достать ее.

Изучение величины

Игры для сенсорного развития подразумевают и тренировки ребенка в понимании размера, понятий «больше» и «меньше». Для их проведения можно использовать буквально подручные средства.

  • «Найди домик». Мама рисует два домика, один – большой, другой – совсем маленький. Выкладывает рисунки перед малышом, также на стол ставит две игрушки, например большого и маленького зайца. Задача ребенка – догадаться, где чей домик и почему. Чтобы крохе через некоторое время не стало скучно, варианты могут меняться: можно предложить подобрать для крупной и мелкой игрушки автомобиль, кровать, корм, платье и так далее.
  • Игры с пуговицами. Родитель подбирает несколько наборов пуговиц, различающихся по диаметру. Сначала размеров может быть два, постепенно их количество можно увеличить до пяти. Для каждой группы подбирается коробка, величина которой должна соответствовать размеру пуговиц. Ребенку предлагается отсортировать предметы по величине и распределить их по «тарам».
  • Работа с лентами. Это задание поможет сформировать и укрепить понятия «длиннее» и «короче». Каждая лента превращается на время в гусеницу, ребенок должен разложить их «по старшинству»: самая длинная лента-гусеница – самая старшая. Под ней помещается несколько более короткая, и так далее.
  • Игра с кружками. Из картона или дерева вырезается набор кружков разного диаметра. Ребенку необходимо сложить их пирамидкой, начиная от самого крупного.
  • «Одно в другое». Играть можно с обычными пластиковыми контейнерами, сделанными таким образом, что один помещается в другой. Дети очень любят предметы «взрослого мира», поэтому с удовольствием помогут маме правильно сложить посуду. А заодно закрепят понятия «больше» и «меньше».
Читать еще:  Развивающие игрушки на 4 месяца

Такие простые, на первый взгляд, игры помогут крохе получить важнейшие знания и постепенно накопить сенсорные впечатления, которые пригодятся ему в школе и дальнейшей жизни.

Понимание звуков и запахов, вкуса

С раннего возраста следует знакомить малыша с многообразием ощущений, которые его окружают, уделяя особое внимание восприятию запахов. Можно предложить ребенку закрыть глаза и понюхать знакомые ему продукты, например хлеб или какой-то фрукт, после чего определить, что именно ему давали. Заниматься таким образом можно и во время прогулки, прося ребенка понюхать различные цветы, а в следующий раз – по аромату определить растение.

Веселая игра «Музыкальная минутка» поможет научиться различать звуки. Для ее проведения потребуются колокольчик, погремушка и, например, барабан (список «музыкальных инструментов» можно менять, главное – они должны быть хорошо известны крохе). Взрослый издает с их помощью звуки, потом просит ребенка закрыть глаза и стучит в барабан. Малыш должен догадаться, какой именно инструмент был использован.

Изучение вкусов можно проводить во время еды, поясняя крохе, что такое «горячее», «холодное», «сладкое», давая ему пробовать и оценивать. Эта информация отложится быстро и будет в дальнейшем использоваться легко и непринужденно.

Это лишь краткий перечень игр по сенсорике, в которые можно сыграть с ребенком дошкольного возраста. Если поддерживать малыша и искренне радоваться даже незначительным его успехам, результат не заставит себя ждать – развитие всех органов чувств будет проходить гармонично и быстро, а кроха и родители получат удовольствие от игрового процесса.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего возраста.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру , т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Работа ребёнка с мелкими предметами очень важна и для психического развития ребенка.

К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объёмных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удаётся справиться с заданием.

Дидактические игры по сенсорному развитию во I младшей группе

1. Развивающая грядка «Овощи».

Цель: развивать зрительное восприятие, тактильные функции, мелкую моторику, логическое и пространственное мышление, соотносить по цвету и величине.

Материал: грядка с овощами, муляжи овощей.

Ход игры: ребёнок перечисляет предметы, расположенные на столе. Разложить овощи на столе. Предложить отложить отдельно капусту, перцы, помидоры и огурцы. Чем они отличаются? Цветом и размером. Рассмотреть последовательность созревания овощей. Предложить посадить овощи на грядках. Закрепить понятия один, много.

Цель: учить работать по образцу, развивать мелкую моторику рук.

Материал: карточки с образцами, ёлочка, кружочки разных цветов.

Ход игры: выкладывание кружков в ёлочку по образцу;

обвести ёлочку и кружки на бумаге и раскрасить.

3. Развивающая игра «Учим фигуры».

Цель: развивать мелкую моторику рук, совершенствовать ассоциативное мышление.

Материал: карточки с геометрическими фигурами, предметные карточки.

Ход игры: большие карточки раскладываются перед ребёнком. Предлагается сопоставить отрезные мини-карточки с тем, что изображено на больших, по общему принципу.

4. «Сравни и подбери».

Цель: учить понятия лёгкий-тяжёлый, длинный-короткий, маленький-большой.

Материал: 11 больших карт, 66 маленьких карточек, 6 жетонов.

Ход игры: воспитатель раздаёт по одной карте и зачитывает надписи на них. Маленькие карточки вперемешку кладёт на середину стола лицевой стороной вверх. Затем обращает внимание игроков на цвет рамок больших карт и ставит перед игроками задачи:

1) собрать маленькие карточки с таким же цветом рамок;

2) найти правильное место каждой карточке на большой карте: в верхнем ряду надо разложить карточки с одинаковыми предметами, а в нижнем – с разными, сравнив их по тем признакам, которые написаны вверху карты;

3) найти правильное место каждой карточке на большой карте: в верхнем ряду выложить карточки с плоскими геометрическими фигурами и назвать их, например: «Этот круг маленький, этот большой». В нижнем ряду выложить карточки с объёмными геометрическими фигурами и тоже назвать их.

5. Рамки-вкладыши М. Монтессори «Паутинки».

Цель: учить геометрические фигуры, развивать глазомер и координацию движений рук.

Материал: рамки-вкладыши геометрические фигуры.

Ход игры: ребёнок учится соотносить предметы по форме и размеру; вкладыши можно обводить на бумаге и раскрашивать.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию для дошкольников

Сенсорное восприятие направлено на развитие ощущений и создание системы реакций на них. Учитывая, что формирование сенсорной культуры происходит на глубинном уровне подсознания, надо находить тонкие методы обучения. Просто рассказать теорию и показать, как надо себя вести — это безрезультативный план. Сенсорное воспитание должно проходить в процессе разных видов деятельности. Особенно успешными оказались дидактические игры на развитие сенсорики.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

Сенсорика — это способность ощущать внешнее воздействие и раздражители. Данное понятие включает в себя большое разнообразие ощущений. Важность чувственного восприятия подтверждается тем, что оно ставится на один уровень вместе с умственным развитием.

Читать еще:  Виды развивающих игр для дошкольников

Дидактические игры для дошкольников — это разновидность тематических занятий, которые выстроены в соответствии с принципами педагогики и являются средством самообразования. Иногда требуются подготовительные этапы для введения в курс занятия или получения теоретической базы.

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

Если интегрировать дидактические занятия, то они помогут сформировать представление о внешних свойствах предметов и явлений. Например, к характеристикам относится форма, цвет, размер, положение в пространстве, изменение со временем, тактильные свойства, запах, вкус и другое. Помимо развития всех форм восприятия, дидактические упражнения направлены на активную тренировку мелкой моторики рук.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры — приоритетное направление в деятельности на дошкольных занятиях, так как оно не только показывает высокую результативность, но и нравится детям.

Важно! Развитие сенсорных навыков — это не только задача педагогов с дипломом. Посильную помощь для образовательного процесса должны оказывать родители. Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры доступно и в домашних условиях, так что занятия можно продолжать за пределами ДОУ. Рекомендуется предварительно посетить консультацию или открытый урок у воспитателя, чтобы делать все правильно.

Задачи занятий

Сенсорное развитие через дидактические игры имеет следующие особенности:

  • учит ощущать окружающий мир через все органы чувств;
  • формирует систему основных действий, которые являются реакцией на внешние раздражители;
  • учит исследовать окружающий мир;
  • формирует систему сенсорных шаблонов;
  • учит самостоятельно применять сенсорные шаблоны в зависимости от ситуации.

Ребенок познает окружавший мир через ощущения. Поэтому умение воспринимать все каналы информации, не ограничивать собственные чувства и правильно их интерпретировать пригодится детям для развития. Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию окружающего мира.

Обратите внимание! Также без сенсорного развития не получится научить ребенка понимать искусство и находить в нем красоту.

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет

Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.

«Домик для пуговки»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.

Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.

«Цветное поле»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.

Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.

«Воздушные шарики»

Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.

Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.

Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.

«Что это за фигура»

Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.

Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.

Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.

«Спрячься от дождя»

Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.

Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.

Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны. Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.

Игры с зонтиком имеют несколько вариаций

Картотека игр по сенсорному развитию для 2-й младшей группы

Дидактические игры могут совмещаться с уроками изобразительного искусства. Необязательно заниматься по шаблонам, так как изготовление материала можно доверить детям. Нельзя забывать, что детская игра должна оставаться легкой и непринужденной.

Обратите внимание! Стоит исключить ситуации, когда развлечение превращается в упражнение, иначе можно вызвать отторжение у детей.

«Орешки в гнездышке»

Цель: развитие мелкой моторики рук, упражнение на закрепление цветов.

Материалы: коробка из-под яиц, краски, кисточки, баночка с водой, очищенные грецкие орехи.

Ход: ребенок изготавливает домик для орешков. Каждый отсек в коробке из-под яиц разукрашивается в отдельный цвет. Потом разукрашиваются орешки. Следующая задача — перенести орех в соответствующий домик.

«Ладошки»

Цель: развить умение находить пару, соотносить цвета, узор и размер.

Материалы: вырезанные ладошки разных форм и размеров. Они должны быть разноцветными и с узором.

Ход: ребенок должен разложить все ладошки по парам.

«Волшебный мешочек»

Цель: развить умение определять форму предметов на ощупь.

Материалы: мешочек, небольшие кубики, мячики и другие формы, можно плоские, вырезанные из картона.

Ход: воспитатель называет форму, а ученик на скорость вытаскивает ее из мешочка.

«Построй грузовик»

Цель: закрепление знаний о форме и величине предмета.

Материалы: картон и ножницы.

Ход: в начале занятия дети вырезают нужное количество фигур, из которых потом надо будет сложить грузовик (два круга, прямоугольник и квадрат). Преподаватель показывает, как из них можно сложить транспорт, дети повторяют. Фигуры можно наклеить на картон, после чего разукрасить.

Картотека: игры по сенсорике в средней группе

Предполагается, что дети уже владеют базовыми знаниями о форме, цвете и размере. Поэтому занятия по сенсорике в средней группе могут требовать больших затрат времени, а также быть комбинированными, то есть направленными на развитие сразу нескольких навыков.

Обратите внимание! Эти же игры можно использовать и в старшей группе.

«Монетки»

Цель: закрепить знания о круге, научить определять размер предметов на глаз.

Материалы: бумажные стаканчики с отверстиями на дне, монетки разной величины.

Ход: вначале преподаватель вырезает на дне каждого стаканчика круг, который бы соответствовал одной монетке. Ребенок соотносит предметы с подготовленными отверстиями. Преподаватель следит, чтобы меньшие монеты не помещались в большие отверстия.

Соотносить можно и другие формы

«Золушка»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материалы: разные крупы (рис, гречка, горох).

Ход: на тарелку высыпается небольшое количество всех круп, а дети должны рассортировать их по стаканчикам на скорость.

Дидактические игры могут оказать огромную помощь воспитателю в процессе сенсорного развития детей.

Обратите внимание! Важно уметь правильно выбирать материал, который бы отражал программные задачи.

Также нельзя забывать про принцип перехода от простого к сложному и регулярное повторение. Каждый ребенок в саду должен активно участвовать в процессе, а сама игра при любом уровне сложности — сохранять динамичный темп.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Игры на сенсорное развитие для детей 1-2 лет

Сенсорное развитие ребенка. Развивающие игры в домашних условиях для младших дошкольников

Посмотрим, что в ведерке

Читать еще:  Дидактические игры по сенсорному развитию своими руками

Вам потребуются: ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки.

Сложите игрушки в ведерко, закройте крышкой и отдайте его ребенку. Попросите малыша открыть ведерко. Вытаскивайте игрушки, раскладывайте их так, чтобы они не загораживали друг друга. Доставая игрушки, описывайте каждую из них: «Посмотри, какое красное яблоко. Очень красивое! А вот — зеленый кубик. Мы положим его рядом с яблоком». Разложив игрушки, полюбуйтесь ими. Радуйтесь вместе с крохой каждой вещи, чтобы он чувствовал ваш эмоциональный настрой. Пусть малыш подержит в руках каждую игрушку, поиграет с ней. По окончании занятия попросите ребенка собрать все предметы в ведерко и накрыть его крышкой. Помогите малышу навести порядок.

Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия.

Кто что ест

Вам потребуются: фигурки животных и продукты, употребляемые этими животными, вырезанные из картона.

Смешайте все фигурки, попросите ребенка раздать животным то, что они любят кушать: зайке — морковку, козочке — капусту, медведю — мед, ежику — грибы, белочке — орехи и т.д. Если ребенок затрудняется выполнить задание, помогите ему, возьмите морковку и поинтересуйтесь, кому вы ее отдадите.

И сами же воскликните: «Ну, конечно же, зайке! Это зайцы любят грызть морковку!» и т.д.

Игра способствует развитию речи, мелкой моторики, знакомит с животным миром.

Изучаем части тела

Возьмитесь двумя руками за уши и скажите: «У меня есть уши, а у тебя?». Побудите малыша потрогать свои уши. «А зачем нам уши?». Потрясите погремушку перед ухом ребенка, потом отойдите подальше и еще раз погремите. «Уши — чтобы слышать!». «А сколько у нас ушей? Вот, смотри, одно ухо, а вот — еще одно. У нас два уха». Называйте и показывайте все остальные части тела, рассказывая об их функциях.

Пирамидки

Вам потребуются: 2—3 пирамидки с насадками разных форм и цветов.

Снимите насадки со всех пирамидок и перемешайте их. Рассматривая по одной, называйте цвет и форму насадок. Разрешите ребенку собрать пирамидки так, как ему вздумается. Если на одну пирамидку нанизаны разные детали, обратите на это внимание малыша. Еще раз смешайте насадки, помогите ребенку собрать пирамидки правильно. Комментируйте свои действия: «Для этой пирамидки нам нужны кольца. Давай найдем все кольца. Теперь нам надо выбрать самое большое кольцо» и т.д. Сравнивайте кольца по размеру и цвету. Объясняйте ребенку: «Вот это кольцо — большое, а вот это — поменьше, давай найдем самое маленькое колечко».

Игра способствует развитию глазомера, логического мышления, наблюдательности. Помогает изучить цвет и форму предмета.

Подбери цвет

Вам потребуются: 2 одинаковые пирамидки с двухцветными насадками.

Снимите насадки с пирамидок и смешайте их. Объясните ребенку, что на одну пирамидку мы наденем желтые шарики (покажите), а на другую — зеленые. Соберите пирамидку вместе с ребенком, повторяя: «Смотри, я беру желтый шарик, где у нас пирамидка с желтыми шарами? А вот этот шарик мы на какую пирамидку наденем?». .

Игра способствует развитию логического мышления, цветового восприятия.

Конус

Вам потребуется: конусная пирамидка.

Покажите ребенку конусную пирамидку. Пусть он подержит ее в руках, поиграет с ней. Затем покажите, как разбирается и собирается пирамидка. Обращайте внимание малыша на то, что кольца отличаются по размеру и по диаметру отверстий, старайтесь объяснять в доступной для ребенка форме. Попросите нанизать кольца на конус. Регулярные занятия помогут малышу научиться сопоставлять размер диаметра кольца с шириной конусообразного стержня. Собрав пирамидку правильно, проведите по ней рукой малыша, обратите его внимание на то, какая она ровная. Отдайте пирамиду малышу после того, как он беспорядочно нанижет кольца, вновь проведите его рукой по пирамидке, фиксируя неровности.

Игра способствует сенсорному развитию ребенка, знакомит с формой предметов.

Матрешки

Вам потребуются: несколько матрешек — одна в другой.

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Побудите малыша открыть матрешку. Поставьте матрешек рядом. Обратите внимание на то, что матрешки отличаются по величине. Попросите показать, где маленькая, а где большая матрешка. Пусть ребенок попробует вложить маленькую матрешку в большую и снова достать ее. В дальнейшем добавляйте по одной матрешке, вкладывая их друг в друга. Вытаскивая, расставляйте их сначала в порядке уменьшения размера, затем наоборот. Показывайте крохе, как совмещать рисунок на матрешке.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков сопоставления предметов по величине.

Мешок с подарками

Вам потребуются: тканевый мешочек, крупные предметы, знакомые ребенку.

Возьмите любые крупные предметы: кубик, кольцо от пирамидки, маленькую книжку и т.п.

Рассмотрите их, дайте каждый из предметов малышу в руки, затем сложите их в мешок. Предложите ребенку достать что-нибудь из мешка, спросите, что он достал. После этого попросите достать конкретный предмет. Например, кубик. Начиная с небольшого количества предметов, прибавляйте на каждом занятии по 1—2 игрушки.

Игра способствует сенсорному развитию, знакомит с величиной и формой предметов.

Шарики

Вам потребуются: два пластмассовых шарика разных цветов.

Дайте ребенку шарики. Опишите их форму и цвет. Покажите, как они катятся по столу и падают на пол. Побудите ребенка делать то же самое. Поставьте перед столом коробку, чтобы шарики, скатываясь, попадали в нее. Предоставьте ребенку свободу действий.

Игра способствует сенсорному развитию, помогает изучить цвет, форму и свойства предметов.

Первая горка

Вам потребуется: картон.

Сделайте небольшую горку из картона, перегнув его пополам. С горки можно скатывать маленькие машины, шарики, пупсов. Поставьте перед горкой кубик, покажите, как машинка, скатившись с горки, останавливается, ударившись о кубик.

Игра способствует развитию логического мышления.

Ловись, рыбка, большая и маленькая

Вам потребуются: веревка с магнитом на конце (удочка из игры «Рыбак»), мелкие металлические предметы.

Во время игры внимательно следите за тем, чтобы ребенок не тянул в рот мелкие предметы. Поместите игрушки в таз или коробку, покажите малышу, как магнитик на веревке притягивает металлические предметы. Поиграйте в «рыбалку». Считайте каждую пойманную «рыбку». В конце игры еще раз пересчитайте весь «улов».

Игра способствует развитию моторики, согласованности движений.

Где звенит

Вам потребуются: три картонных коробки, колокольчик.

Возьмите небольшие картонные коробки, можно из-под молока, положите в одну из них колокольчик, в другую — немного крупы, а третью оставьте пустой. Оклейте коробки цветной бумагой. Трясите коробки и слушайте, какие звуки они издают, не забывая называть цвет коробок: «Интересно, что это звенит в желтой коробке?» и т.д. После того, как малыш будет разбираться в цветах имеющихся коробок, их можно оклеить бумагой другого цвета, или добавить коробки с новыми наполнителями.

Игра способствует развитию внимания, логического мышления, помогает изучить цвет и форму предметов.

Делай, как я

(вариант игры Б.П. Никитина «Обезьянки»)

Сядьте напротив ребенка, показывайте ему различные жесты руками, изменяйте мимику лица, делайте движения разными частями тела, побуждая малыша повторять то, что вы ему показываете. Комментируйте свои действия: «Сейчас я буду веселая! (улыбнитесь)». «А сейчас я сердитая (нахмурьтесь)». «Я смотрю в бинокль (поднесите руки к глазам)». «Я плыву (соответственные движения)».

Игра способствует сенсорному развитию, а также развитию внимания, мелкой моторики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×