221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры по развитию речи триз

Игра-викторина «Знатоки» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе

Класс: д/с

Задачи:

  • Активировать словарный запас прилагательных;
  • Развивать звукопроизношение звука «ш» и фантазию;
  • Обогащать словарь существительных; развивать воображение и движение;
  • Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ;
  • Составить объяснение (цепочку–рассказ)
  • Закрепить навык ориентировки в пространстве «справа–слева».
  • Развивать сообразительность, находчивость и память детей.
  • Воспитывать умение слушать и слышать товарища, умение работать в команде сообща, вежливое отношение друг к другу.

Использованное оборудование и материалы: эмблемы для команд двух разных видов, сувениры победителям.

Ход мероприятия

Дети входят в зал, становятся вокруг воспитателя. Приветствуем наших гостей.

Воспитатель: Ребята, как называется наша с вами любимая игра? Знатоки.

Я приглашаю вас принять участие в игре-викторине «Знатоки». А кто это такие? Кого так называют? (ответы детей). Такими вы себя и должны сегодня проявить. Нам нужно разделиться на команды.

На ковре разложены эмблемы двух видов по количеству детей.

Под веселую музыку все двигаются произвольно. Когда музыка заканчивается, каждый поднимает эмблему ( тем самым дети произвольно делятся на две команды).

Воспитатель: Встаньте все ко мне лицом (чтобы дети стояли все в одном направлении).

  • У кого изображена на эмблеме сова – встают справа. Ваша команда называется «Умники».
  • У кого изображена на эмблеме шапка бакалавра (книги) – встают слева.

Ваша команда называется «Знайки».

Воспитатель: Если мы с вами выполним все задания, то узнаем, что же помогает нам стать умным. А теперь закройте глазки. И произнесите считалку Незнайки (переодеваюсь ) Я (Ольга Юрьевна Умнова) приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну знаний. Какое у вас настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение. (команды встали в круг)

Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.

И начнем с проговаривания чистоговорок (стоя в кругу)

  • Ра-ра-ра- начинается. игра
  • Лы-лы-лы-забиваем мы . голы
  • Жа-жа-жа- есть иголки у . ежа
  • Са-са-са-под кустом сидит . лиса
  • На-на-на -на дворе сейчас . весна
  • Ша-ша-ша-мама моет . малыша
  • Ар-ар-ар-кипит наш . самовар
  • Усь-усь-усь-на лугу пасется . гусь
  • Та-та-та- у нас в доме . чистота.

Воспитатель: А теперь скороговорка для каждой команды. Для команды «Знайки» — Аштардарми (Аштардарми, пики-пики-дарми. У-у- ри-та-та, аш-тар-да), для команды «Умники» — (чики чики чики, соленые огурчики. )

Кто еще знает скороговорки . (ответы детей)

Воспитатель: Не боитесь трудных заданий? (Ответы детей).

Правильно, ведь работая дружно в команде, надо проявить взаимовыручку и взаимопомощь, и тогда вы справитесь с любым заданием!

Каждой команде нужно выбрать капитана. Пообщайтесь и сообщите. (30 сек)

Воспитатель: Команды займите свои места за столом. Прежде чем сесть, прохлопайте свое имя по слогам.

Ведущий: вначале “Разминка”.

“Разминка”

  1. С какого дня начинается неделя?
  2. Какое слово короче “ручка” или “карандаш”?
  3. Какое животное тянет плуг, воз и сани?
  4. Воду можно разлить, а горох?
  5. Что за животное: дикое, четвероногое, травоядное, длинношее?
  6. У волчицы волчонок, у собаки ?
  7. Какой день недели наступает за средой?
  8. Как называется сок из сливы?
  9. Как называется варенье из вишни?
  10. Назовите имя злого, могущественного персонажа в русских сказках.
  11. Какие волшебные слова произносила девочка Женя, отрывая очередной листок?
  12. Маленькая девочка, живущая в цветке. Кто это?
  13. Как звали трех поросят?
  14. Почему сорока белобока не дала каши одному птенцов?
  15. Имя девушки, которую фея нарядила как принцессу и помогла попасть на бал?
  16. Вредная старуха с крысой?
  17. Как называется сумка школьника?
  18. Как называется занятие в школе?
  19. Без языка, без голоса, а все расскажет. Что это?
  20. Как называется маленькая модель нашей земли?
  21. Как называется профессия человека, который выдает книги для чтения?
  22. В детском саду занятие проводит воспитатель, а в школе урок проводит…?

А Ульяна и . загадают вам свои загадки. По описанию иллюстрации нужно отгадать сказку. (загадки по иллюстрациям)

Воспитатель даёт команду гонг.

Первый раунд (подойдите в магазин)

1. Игра «Аукцион»

Цель: активировать словарный запас прилагательных.

Воспитатель: Первое задание — игра «Аукцион» требует от участников внимания и знание слов Я продаю – вы покупаете. Я продаю вещи и предметы не за деньги, а за ответы. Вы должны назвать свойства и качества того предмета, который я вам представлю.

Вам нужно описать предмет, его возможности и использование. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает. Говорит каждый участник команды по очереди. За выкрикивание и шум судьи снижают баллы.

Внесите «Черный ящик»! Звучит музыка.

Я продаю предметы. (например: мобильный телефон, шарф, цветная бумага, машина, ложка, ноутбук). А теперь достаньте свои ноутбуки и напишите сообщение кому вы хотите.

(открываем первую букву «К»)

Второй раунд

Воспитатель: Задание «Антилогическое лото» требует от участников чёткого произношения звука «ш», фантазии, умения придумывать небылицы.

Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры: Звучит музыка.

Воспитатель: Внесите конверты! Капитаны выбирают конверты и несут в команду.

Капитаны вскрывают конверт, достают картинки.

Вам нужно глядя на картинки придумать о них небылицу. Рассказ будет групповой. Один начинает, другой продолжает. Ответив на вопрос: Зачем один предмет нужен другому?

Дети между собой совещаются и придумывают ответ, например: зачем шарику шапка и т.д. Песочные часы показывает время и капитан выбирает участника, который будет отвечать. Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко.

Ребята, перед вами следующее задание. Вам надо закончить предложение. Хорошо думаем и отвечаем.

(открываем вторую букву «Н»)

А сейчас музыкальная пауза, домашнее задание. Маргарита Лебедева (стих) по мнемотаблице. Дима Лопатин (сказка про скрипку)

Воспитатель: а теперь давайте немного поиграем. (сели на ковер) мне поможет Вика Самойлова.

2. Игра на внимание

Вышел с удочкой Сережа (и я тоже)
Стал удить на речке Вожже (и я тоже)
Он сидел и улыбался (и я тоже)
Лещ на удочку попался (и я тоже)

Теперь поиграем в интересную игру, которая называется «Мои друзья».

Воспитатель держит в руках воздушный шар и говорит:

— Я — воздушный шарик. Мои друзья – это те, кто умеет летать.

Дети называют объекты и изображают:

— самолёт, птица, ракета, парашют, шмель, облако

Дети садятся за стол.

Третий раунд

3. Игра «Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ слова зачитывают капитаны)

Читать еще:  Игры для развития речи детей 1 года

Воспитатель: задание. Участникам команд нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в большое или маленькое.

Слова для команды «Знайки»

  • Дом (домик, домище)
  • Забор (заборчик, заборище)
  • Гвоздь (гвоздик, гвоздище)
  • Глаз (глазик, глазище)
  • Пакет ( пакетик, пакетище)
  • Зуб (зубик, зубище)

Слова для команды «Умники»

  • Мороз (морозик, морозище)
  • Комар (комарик, комарище)
  • Сапог (сапожок, сапожище)
  • Сугроб ( сугробик, сугробище)
  • Хвост (хвостик, хвостище)
  • Человек (человечек, человечище)

Открываем букву «И».

Четвёртый раунд

4. Игра «Полиномы фантазии»

Воспитатель: следующая игра называется «Полиномы фантазии» требует от участников знания, умения, фантазии придумывать и составлять слова из букв.

Ход игры: Звучит музыка.

Воспитатель: Внесите конверты! Капитаны выбирают конверты и несут в команду.

Капитаны выбирают конверты в которых помещены буквы.

Задание: Составить из букв как можно больше слов. Воспитатель ставит песочные часы. По окончании времени воспитатель подходит к каждой команде и проверяет ответы.

АОРН — рано, нора РАФШ — шарф, фарш

НКИО — кино, кони АИЛС — лиса, сила

ОКТ — кот, ток ОНС — нос, сон

Умницы! Как быстро справились с задание.

Открываем букву «Г»

Давайте, ребята, немножко отдохнем!

Солнце помогает весне, и мир снова расцветает яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.

5. Проводится игра “Сравни и назови”, бросая ребенку мяч, начинаю фразу, а ребенок должен его закончить.

  • Солнце желтое, как . (одуванчик, цыпленок, лимон)
  • Солнце круглое, как . (мячик, апельсин, колобок)
  • Солнце ласковое, как . (бабушка, мама, ветерок, теплое море)
  • Солнце веселое, как . (песенка, клоун)
  • Солнце теплое, как . (печка, рукавички, свитер)
  • Солнце яркое, как . (лампочка, фонарь, звезда
  • Солнце жаркое, как . (огонь, костер)

Молодцы! Обе команды ответили правильно.

Воспитатель: А сейчас пройдите за столы, нарисуйте и расскажите, что у вас получилось. (Рисунки в технике друдлы)

Ребята, для вас загадка:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)

Открываем букву «А»

Подведение итогов

Победила дружба! И всех участников команд мы вправе назвать Знатоками!

Вручение призов — книги В.Осеевой.

Игры по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий

Юлия Хазиева
Игры по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий

Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Поэтому особое внимание следует уделять развитию речи дошкольников, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность, делая ее более целенаправленной и осознанной. Считается, чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов. Одним из результативных способов формирования познавательно-речевой активности детей является метод ТРИЗ- теория решения изобретательских задач.

ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения.

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель- фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер — создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции и развить творческое воображение (РТВ);

методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ —

общая теория сильного мышления);

воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)

Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции и развить творческое воображение (РТВ);

методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ —

общая теория сильного мышления);

воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)

Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции и развить творческое воображение (РТВ);

методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ —

общая теория сильного мышления);

воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)

Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции и развить творческое воображение (РТВ);

методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ —

общая теория сильного мышления);

воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)

Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции и развить творческое воображение (РТВ);

методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ —

общая теория сильного мышления);

воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)

Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции и развить творческое воображение (РТВ);

методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ —

общая теория сильного мышления);

воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)

Игры метода ТРИЗ, направленные на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Российская Федерация Свердловской области

Орган местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 33 комбинированного вида »

(Детский сад № 33)

623428, Россия, Свердловская область г. Каменск – Уральский, проспект Победы 69

тел. (3439) 31-34-06

« Игры метода ТРИЗ,

направленные на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста »

подготовительной группы ТНР:

Дошкольник принимает программу обучения

в той мере, в какой она становится его собственной.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. С успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем развитие творческой личности.

Читать еще:  Игрушки для развития ребенка в 6 месяцев

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

Думать – значит вспоминать. Наши воспоминания о собственном детстве, к примеру, помогают подобрать ключик к пониманию детского мировосприятия. А это настоящий каскад фантазии, изобретательства, хорошего упрямства, всего того, что мы объединяем в выражение «мир детства». Нам нужно увидеть, раскрыть смысл детского озарения и поощрить, подтолкнуть их к дальнейшим творческим прозрениям.

Согласитесь, не случаен детский феномен: после первых слов мама, папа, бабушка, у ребенка вдруг вырывается «Я сам». Можно долго рассуждать об истоках этого явления. Но гораздо важнее усмотреть здесь первый прорыв к творчеству, к самостоятельности, инициативе. Первое стремление к творчеству, пожалуй, — самое ценное, что может проявиться в человеке.

Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск: что интересно ребенку, вызывая положительные эмоции.

Цель: составить словосочетания

Оборудование: картинки по лексическим темам

Ход игры: дети сидят вокруг стола. В руках педагога стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., — поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.

Цель: составить предложения…

Оборудование: картинки по лексическим темам

Ход игры: педагог поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Педагог выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей сопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем

становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

Цель: составить предложения…

Оборудование: подготовить две группы

карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры: педагог поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы педагог перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос логопеда: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.

Игра « Какой сегодня день» Кто что делает?

Цель: составить описание наступившего дня

Оборудование: картинки или «эстафетный» предмет

Ход игры: В центре стола раскладываются картинки. Педагог задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок, используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т.д.

Присоединяясь к тризовцам, не сообщайте новых знаний детям, а стройте обучение способами самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение.

Игры по развитию речи триз

Игры и творческие задания для развития выразительности речи

Название игры, цель

«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся — светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

«Что (кто) делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… — что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. ПР:
— Воробей что делает?
— Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.
Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.

Читать еще:  В игры играем речь развиваем

Обучение составлению сравнений

Обучение составлению загадок

Составление рифмованных текстов

Создание текстов сказочного содержания

Обучение необходимо начинать с з-х лет.Упражнения проводятся с подгруппами детей не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время

Модель составления сравнений:

Педагог называет первый объект (цыпленок)

Обозначает его признак (цвет)

Определяет значение этого признака (желтый)

Сравнивает данное значение со значением признака второго объекта (солнце);

(«-такой же желтый по цвету ,как солнце»)

Используются наглядные модели (таблицы)

В ходе обсуждения педагог вносит в левую часть таблицы значения признака(их целесообразно обозначать словами с четко выделенной первой буквой), а в правую часть –объекты (допустимо схематическое изображение).

Это позволит трени-ровать детскую память: ребенок ,не умея читать.

Запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов необходимо начинать с 3-х лет Основная форма работы-игровые задания и упражнения:

названия которых рифмуются.) —мак-рак; олень-тюлень

Педагог называет слово,дети придумывают к

нему рифму (бежали-лежали)

Педагог читает детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки произносит лишь первый слог. Или у педагога

Са-са-са-прилетела к нам оса.

Педагог придумывает одну строчку,а дети другую

(В море плавает тюлень,

По лугу бежит олень)

Учим детей составлять тексты сказочного содержания с помощью моделей:

4. Метод типового фантазирования

Сначала работа проводится со всей группой, затем по подгруппам. Далее детям предлагается составлять сказочный текст вдвоем.

С 5 -5,5 лет ребенок самостоятельно сочиняет сказку по определенной модели.

Воспринимать и пони-мать алгоритм составления такого текста дети могут в том случае,если педагогом качественно проведена подготовительная работа.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе.

Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
Именно методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок.
Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников, педагоги дошкольного учреждения начинают свою работу с обучения созданию сравнений с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса… Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.

Педагог, показывая картинку, спрашивает:

— Что это? (огурец).
— Какой огурец по цвету? (зеленый).
— Что еще бывает такого же цвета? (травка, яблоко, елка, кузнечик, листок…).
— Послушайте, какое предложение я составила про огурец: «Огурец по цвету такой же, как елочка». Именно повторы позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее. Постепенно тренинги усложняются: на пятом году жизни не произносится признак, а оставляется только его значение.

Воспитатель, показывая картинку, спрашивает:

— Что это? (репка). Какая репка по цвету? (желтая).
— Что еще бывает такого же желтого- цвета? (лимон, серединка у ромашки, солнышко, бабочка-лимонница…)
— Какое сравнение можно составить о репке? (Репка желтая, как лимон) В сравнениях усиливается характеристика второго объекта (репка желтая, такая же, как спелый лимон).
В старшем возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно делать сравнения. Воспитатель показывает картинку с изображением елочки. Педагог просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме…) Ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Елочки по цвету зеленая, как травка.
Развитию творческой речевой деятельности детей, обучению образной речи способствует продуктивная деятельность на занятиях по рисованию,лепке,аппликации.. Когда из-под кисти «маленького художника» рождаются чудесные рисунки «Овощного короля», «Цветочной принцессы», «Фруктового принца»…
— Голова по форме какая? (круглая.)
— Какие овощи бывают такой же формы? (репка, тыква, помидор, лук…)
— Какое сравнение у нас получилось? (голова круглая, как репка.)
Воспитатель:
— Что это? (глаза), какие они по цвету? (синие).
— Какие цветы бывают такого же синего цвета? (незабудки, васильки, анютины глазки…)
И у нас получилось следующее сравнение (глаза синие, как васильки.)
Так постепенно совместными усилиями достигается желаемый результат в обучении воспитанников- выразительность речи, развитие творческой речевой деятельности.
Параллельно с обучением составлению сравнений педагогами проводится работа по составлению загадок. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Технология ТРИЗ предлагает педагогам в своей работе использовать модели составления загадок. Дети получают радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок можно пробовать с детьми с 3,5 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. С детьми 4-5 лет более активно используется сочинение загадок при сравнении объектов по заданным признакам.. Так составляя сравнения по двум и более признакам, мы учим детей умению понимать сравнения, побуждаем их к составлению загадок по модели «какой -что такое же». Старшие дети не только сочиняют самостоятельно в подгруппе, паре или индивидуально, но и выбирают модели сочинения загадки.

Почитайте, расскажите нам, пожалуйста, сказку. Эту фразу мы слышим часто от своих воспитанников. Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст.
Очень часто педагоги используют в работе с детьми составление сказок с помощью метода каталога.

ОТСМ–ТРИЗ-педагогика формирует определенный способ мышления и обеспечивают развитие творческого воображения и совершенствования, формирует мыслительные процессы, что необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector