221madou.ru

Мама и Я
40 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры по риторике и развитию речи

«ДЕТСКАЯ РИТОРИКА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ»
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Мы стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы они легко вступали в диалог, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, чтобы они владели невербальными средствами общения.

Маленький человек очень восприимчив ко всему, что его окружает. Он покоряет нас своей искренностью и непосредственностью. Ч ем раньше начнется знакомство его с правилами общения, тем более осознанными и естественными будут те речевые средства, которые ребенок сможет использовать в конкретной ситуации общения.

Занятия, игры, упражнения с детьми призваны как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
detskaya_ritorika_-.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ТЕМА: «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ»

ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОЦЕНКЕ РЕЧЕВОГО ПОСТУПКА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

ЗАДАЧИ: УЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ ВИДЕТЬ В СЛОВЕ НЕ ТОЛЬКО СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ, НО И СПОСОБ ВЛИЯТЬ НА СОБЕСЕДНИКА УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ С СОБЕСЕДНИКОМ В РАЗНЫХ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ВЕРБАЛЬНЫЕ (РЕЧЕВЫЕ) НЕВЕРБАЛЬНЫЕ (НЕРЕЧЕВЫЕ) СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: МИМИКА, ЖЕСТЫ ЗАКРЕПИТЬ С ДЕТЬМИ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ ОБОГАЩАТЬ И АКТИВИЗИРОВАТЬ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИВАТЬ КУЛЬТУРУ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ.

Планируемые результаты: Ребенок 5-6 лет оценивает собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так можно говорить-так говорить нельзя); Ориентируется в разных ситуациях общения; Владеет своим голосом, понимает, когда нужно говорить громко-тихо, быстро-медленно; Внимательно слушает собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего; Соотносит речевые и неречевые средства общения; Знает и употребляет слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, просьбы.

медленно Тема: «Для чего нужна речь?» Загадки Эзопа Что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, выражать радость. А что на свете хуже языка? При помощи языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, обманывают Хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, может оскорблять. А что ты думаешь о языке?

Какие пословицы о языке и речи ты знаешь? Назови и объясни Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит Хорошее слово всегда к месту Слово скажет – рублем подарит Недоброе слово больней огня жжет От худого слова – да навек ссора Худое слово доведет до дела злого

тишина Что такое общение? Для чего люди общаются ? Тема: «Общение»

молвит Правила общения Не кричите слишком громко. Тише можно говорить! За твоим языком не поспеешь босиком. Объясни это правило общения Упражнения Что и как говорит тишина? Произнеси эти слова Доброй ночи — Доброй ночи – молвит тишина, Каждому она сейчас слышна; Говорит бесшумными словами: — Спите, я всю ночь останусь с вами А. Кондратьев Внимательно слушать собеседника

! — Произнеси стихотворение так, Чтобы все услышали, как грохочет гром Гром Скажи погромче Слово «гром» – Грохочет слово, Словно гром. А. Барто Научись произносить эти чисто-скороговорки м едленно и быстро У Ивашки рубашка, У рубашки кармашки Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы – домой .

м Средства общения (несловесные) Мимика Скажи, с кем бы ты хотел общаться? Почему? Объясни . Из какой сказки эта картинка?

Жесты Игра «Я и дедка, я и репка, я и Жучка, я и внучка » Взрослый просит ребенка изобразить жестами, движениями героев выбранной сказки, стараясь передать их характер . Можно обсудить с малышом характер изображаемых героев. Поиграем!

Тема: «Речевой этикет» Приветствие. Какие ты знаешь приветствия? Здравствуйте! Рад видеть Вас! Привет! Добрый день (вечер)! Какие приветствия звучат теплее? Привет девчонкам! Привет дяденькам! Здравствуй, Настенька! Здравствуй, Фёдор! Рада тебя видеть! Доброе утро!

Прощание. Какие слова прощания ты знаешь? До свидания Всего хорошего ! До завтра! Всего доброго! До встречи! Доскажи словечко! Катя пупсика Игнатку У ложила спать в кроватку – Больше он играть не хочет, Говорит… («Спокойной ночи!») Спокойной ночи ! Встречая друзей и знакомых, С улыбкой в глаза им гляжу, Быть вежливым очень легко мне, Я… («здравствуйте») первым скажу.

Благодарность. Извинения. Просьба. Поздравление. «Это слово говорят, Если вас благодарят…» Какое это слово? Спасибо! Большое спасибо! Благодарю! Чрезвычайно признателен! Озвучь рисунок

Методические рекомендации педагогам: — Игры и упражнения с детьми – это общение педагога с детьми. Воспитатель – собеседник детей, он должен делиться своими мыслями, знаниями, прислушиваться к мнению детей, советовать , как лучше поступить и что сказать в конкретной речевой ситуации. Он должен радоваться успехам вместе с детьми, огорчаться , если у них что-то пока не получается. — Во время игр должен быть визуальный контакт с детьми. — Играя и занимаясь с детьми, можно использовать р азличные виды театров и театральных кукол для включения дошкольников в конкретную ситуацию общения и речевую д еятельность. — Предлагая определенный вид заданий, использовать такие формы организации деятельности, как работа в парах, в группах. — Игры и упражнения с детьми должны проводиться еженедельно

Вывод Мы стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы они легко вступали в диалог, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками, чтобы они владели невербальными средствами общения. Маленький человек очень восприимчив ко всему, что его окружает. Он покоряет нас своей искренностью и непосредственностью. Ч ем раньше начнется знакомство его с правилами общения, тем более осознанными и естественными будут те речевые средства, которые ребенок сможет использовать в конкретной ситуации общения. Занятия, игры, упражнения с детьми призваны как можно раньше знакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Литература З.И. Курцева Программа дошкольной подготовки по риторике «Ты – словечко, я – словечко…» Баласс 2001 Г.И.Сорокина И.В. Сафонова Н. В. Ладыженская Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. Просвещение 1995

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель данной работы– рассмотреть спортивные игры и упражнения,. как элемент помогающий решить основные задачи физического воспитания, более конкретно ,определится с выбором спортивной.

«Игры и упражнения направленные на развитие доброго микроклимата в группе детского сада».

Описание опыта совместно физкультурных занятий родителей с детьми.

Цели и задачи игр и упражнений с мячом- Развитие глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений.- Развитие быстроты, прыгучести, силы, а также умения схватить, удержать, броси.

Игра -один из приемов сплочения детского коллектива.Развивает интерес к сверстникам,устанавливает гуманные отношения между детьми.А также развивает память,внимание,фантазию.

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста.

Упражнения по риторике для детей и правила проведения занятий, советы для родителей

Развитие детской речи – важнейшая задача, стоящая перед родителями. Очень важно не упустить момента, в противном случае наверстать будет очень нелегко. Бесценную помощь окажет риторика для детей – такие занятия можно проводить с дошкольного возраста. Предлагаем познакомиться с их особенностями и правилами проведения.

Что такое риторика и зачем она детям?

Под риторикой, или ораторским искусством, понимается умение четко и правильно излагать свои мысли, высказываться таким образом, чтобы у собеседников не возникало вопросов. Такое умение очень пригодится в дальнейшей жизни – в учебном процессе, на работе.

Выполнять упражнения для развития способности хорошо говорить можно с 5 лет. К счастью, разработаны специальные методики, которые окажутся полезными малышам, но не сильно утомят их.

Кроме того, возможность четко излагать свои мысли сделает любого ребенка приятным собеседником, у него появится много новых друзей и знакомых, что благоприятным образом скажется на самооценке. Некоторые приемы риторики помогают овладеть наукой убеждения, что в современной жизни просто бесценно.

Многие родители могут сомневаться в целесообразности занятий по риторике, полагая, что дошкольники и младшие школьники еще не должны постигать основ красноречия, что это умение придет само с возрастом, а небольшой словарный запас все равно не позволит превзойти Цицерона.

Однако такая позиция считается неверной. И причин тому несколько:

  • Чем раньше начнется знакомство крохи с богатствами родного языка, тем более грамотной и гармоничной личностью он вырастет.
  • Овладение приемами риторики поможет ребенку в процессе обучения, избавит от стрессов и волнений, станет помощником в получении отличных оценок. Нередки ситуации, когда ребенок знает ответ на вопрос, но не может его сформулировать. Учитель недоволен, обвиняет ученика в том, что тот не готов, а такая несправедливость вдвойне обидна. В результате из-за неспособности управлять своей речью ребенок может утратить интерес к учебе.
  • Из-за неумения разговаривать ребенок может стесняться общаться с ровесниками, заслужит репутацию нелюдимого буки, у него не будет друзей.

Не стоит думать, что занятия не подходят по возрасту. Есть множество упражнений, которые вполне по силам дошкольникам и младшим школьникам, их можно смело использовать.

Польза

Какие же коммуникативные навыки способны развить упражнения по риторике?

  • Задавать вопросы и четко формулировать ответы на них.
  • Использовать интонацию, мимику, жесты для того, чтобы более четко донести свою идею до слушателя.
  • Проработать дикцию.
  • Обрести уверенность в себе.
  • Улучшить навык выразительного чтения.
  • Делать публичные выступления более яркими и интересными.
  • Научиться общаться.

Таким образом, занятия по ораторскому мастерству не только ценны сами по себе, но и помогут формированию самодостаточной и духовно развитой личности. Тренировки речи вполне способны раскрыть творческий потенциал.

Как заниматься?

Такой предмет, как риторика, преподают отнюдь не во всех учебных заведениях, что не отменяет его важности. Именно поэтому проводить уроки можно и нужно дома. Кроме того, можно записать ребенка в театральный кружок, там также будет уделяться внимание развитию ораторских способностей.

Занятие должно включать в себя два блока:

  1. Общение. Детям следует рассказать о целях и задачах этого коммуникативного процесса, темпе и речевом тоне, роли мимики и жестов, позы. Также важно пояснить важность выслушивания собеседника.
  2. Речевые жанры. Это направление подразумевает рассказ о письменной и устной речи, различных жанрах (например, рассказе, заметке, статье).

Содержание занятий напрямую зависит от возраста учеников.

  • Для младших школьников наиболее актуальным является отработка правильного и четкого произнесения звуков, поэтому им рекомендуется работать со скороговорками, считалками. Кроме того, полезно для них будет и обучение вежливому общению.
  • Детям постарше полезны будут тренинги по публичным выступлениям.

Все это поможет развитию риторических способностей детей.

Упражнения для красивой речи

Рассмотрим 7 основных видов упражнений для развития ораторского дара.

  • Подбор слов по теме. Родитель задает область – например, животные. Задача ребенка 7-8 лет – подобрать как можно больше подходящих слов. Если детей несколько, игра приобретает соревновательный элемент.
  • Поясни. Ребенок должен как можно подробнее описать загаданный родителем предмет.
  • Сделай словесную копию. Родитель зачитывает небольшое предложение из книги, подходящей по возрасту, задача ребенка – дословно повторить.
  • Подбор рифм к выбранному взрослым слову.
  • Разбор пословиц. Они учат меткости, образности, поэтому можно прочитать несколько подходящих по возрасту вариантов и обсудить смысл.
  • Найди перемену. Игра отлично развивает умение формулировать точные вопросы и доказывает их значимость. Суть такова: малыш осматривает комнату (или какую-то ее зону), стараясь по максимуму запомнить расположение предметов. Затем отворачивается, родитель вносит какое-либо изменение. Задача ребенка – при помощи наводящих вопросов вычислить, что же произошло.
  • Найди отличие. Ребенку дается задание – кратко и емко описать, чем отличаются два предмета, например воздушный шар и футбольный мяч.

Еще один эффективный прием – составление рассказа по картинке. Подойдет он для детей 10-12 лет и даже для ребятишек помладше. Задание простое – мама показывает иллюстрацию, ребенок должен как можно более подробно и точно ее описать. При необходимости можно задавать вопросы, чтобы подтолкнуть ребенка. Допустимо несколько отойти от рисунка, поинтересовавшись, что думает ученик по тому или иному фрагменту картинки.

Не стоит ругаться, если у ребенка пока получается плохо. С каждым занятием результат будет все лучше и лучше, словарный запас расширится, умение подбирать слова улучшится.

Рекомендации для родителей

Чтобы домашние уроки действительно пошли во благо, необходимо учитывать советы специалистов:

  • Очень важно вызвать у ребенка неподдельный интерес к обучению, а не насильно заставлять его учиться.
  • Следует обращать внимание на характер и темперамент ученика. Если холерики и сангвиники сами нередко «рвутся в бой», то флегматикам и меланхоликам нужна поддержка.
  • Необходимо активно использовать современные приемы, в частности ролевые игры, тренинги, для детей помладше идеально подойдет кукольный театр.
  • Нужно постоянно репетировать дома публичные выступления, периодически меняясь с ребенком ролями – становясь то оратором, то публикой.
  • Стать живым примером. Авторитетом для младшего школьника выступают его родители, поэтому можно показать ребенку, как они владеют своей речью, прочитав выразительно небольшой текст.
  • Побольше импровизации. Следует включить в ритм жизни своей семьи домашние концерты, где каждый выступит со своим номером. Такие вечера не только сплотят родственников, но и помогут раскрепоститься, проявить творческое начало, поупражняться в умении работать на публику.
  • Следует предоставить ученику свободу в выборе материала. Если он хочет, пусть читает выразительно сказку. Если нет – пусть декламирует стихотворение.
  • Использовать средства записи. Многие смущаются, если приходится прослушивать или смотреть собственные выступления, а меж тем это отличный прием, позволяющий со стороны посмотреть на собственные ошибки и понять, как можно было их избежать.
  • Для полной достоверности мама или папа должны внимательно слушать выступление малыша, а не просто присутствовать. В противном случае интерес юного оратора быстро угаснет.

Надо постараться с детских лет приучить ребенка к чтению, поскольку оно поможет обогатить лексикон и сделать речь более грамотной.

Упражнения для навыков общения

Согласно определению, риторика – это ораторское искусство. Поэтому недостаточно просто знать большое количество слов и уметь составлять из них предложения. Важно уметь говорить так, чтобы собеседник хотел слушать.

И научить ребенка живому общению на практике оказывается гораздо труднее, чем раскрыть перед ним богатство родного языка. Следует проработать с такие моменты:

  • извинение и ответ на него;
  • комплимент и как на него ответить;
  • неязыковые средства общения (жесты, мимика).

Добиться желаемой цели помогут регулярные занятия. Важно обратить внимание на 3 главных правила:

  1. Побольше практики. Следует репетировать с ребенком телефонные переговоры, публичные выступления, ведение диалога различной тематики и различных жанров.
  2. Проведение уроков должно войти в привычку, регулярность – залог успеха.
  3. Развитие творческого потенциала. Лучше всего предложить ученику самому написать текст, например сказку, короткий рассказ или стихотворение.

Такие уроки помогут развитию гармоничной личности ребенка, сделают его уверенным в себе, коммуникабельным и успешным.

Мы рассмотрели понятие риторики и ее роль в жизни современного человека. Очень важно с детских лет прививать любовь к слову, умение пользоваться им, общаться с ровесниками и взрослыми. Регулярные занятия, в том числе и в домашних условиях, ведут к избавлению от страха публичных выступлений, что поможет в дальнейшей учебной и рабочей деятельности.

Игра «Магистр риторики»

Презентации к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Введение

Игру “Магистр Риторики” можно проводит на уроке, а также использовать во внеклассной работе. Она содержит основные понятия курса Т. А. Ладыженской “Детская риторика в рассказах и рисунках” Образовательной системы “Школа 2100”. В занимательной форме учащиеся смогут не только повторить изученное ими на уроках риторики, но и показать умение анализировать, использовать различные средства общения при решении различных коммуникативных задач. Игра предназначена для учащихся 2, 3-х и 4-х классов.

Цель: повторение и обобщение знаний курса риторики, формирование представлений об умелом, успешном и эффективном общении, создание мотивации для общения, развитие культуры личности ребёнка во всех проявлениях

Задачи:

  • воспитывать эмоционально – ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру.
  • развить внимание к собственной речи и речи собеседника, умение замечать ошибки в своей и чужой речи;
  • сформировать у учащихся умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
  • вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;
  • обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного поведения в различных ситуациях.

Содержание игры

Игра представлена тремя блоками, каждый из которых соответствует программе курса риторики во 2, 3-х и 4-х классах. Соответственно игра проводится в конце учебного года в каждом классе. Блок разделён на 5 основных разделов. К каждому разделу даны вопросы и задания.

Участник игры выбирает любой вопрос одного из разделов. Дав правильный ответ, получает балл, соответствующий данному вопросу. Количество баллов суммируется. Участник, заработавший наибольшее число баллов, объявляется Магистром Риторики.

Некоторые вопросы помечены знаком “Кот в мешке” и “Аукцион”. “Кот в мешке” означает передачу хода другому игроку, которого называет участник игры. “Аукцион” предполагает возможность дать за вопрос другой балл. Кто из участников даёт большую цену, тот и отвечает. Но, ответив неправильно, игрок теряет эти очки.

2-й класс

Раздел учебника

ВопросНАУКА РИТОРИКА1.В какой стране наука риторика достигла своего расцвета? (В Греции)

2. Когда наука риторика достигла своего расцвета?(2500 лет назад)

3. Риторика – это наука, которая учит (Говорить и писать искусно, умело и успешно.)

4.Что означает слово “ритор”? (Красноречивый человек)

5. “Риторика есть наука красно говорить и писать …

Кто в сей науке искусен, тот называется ритор”. Кому принадлежат эти слова? (М. В. Ломоносов)КАК МЫ ГОВОРИМ1.Каким бывает темп речи? (Обычный, медленный, быстрый)

2. “Кот в мешке” Каким бывает тон речи? (Добрый, злой, удивлённый, испуганный, радостный, грустный.)

3.Громче, чем обычно; тише, чем обычно; громко, крик. О каком свойстве речи это сказано? (Громкость)

4. “Аукцион” Назови свойства устной речи. (громкость, темп, тон)

5.Тон, темп, громкость речи помогают передать …, …, … говорящего. (Настроение, чувства, состояние)УЧУСЬ СЛУШАТЬ1.Один говорит, другой (слушает). Один пишет, другой (читает).

2.Для чего люди слушают? (Чтобы получать информацию, сочувствовать, переживать)

3.Назови сигналы, которые показывают собеседнику, что его понимают. (Взгляд, улыбка, кивок головой, нахмуренные брови)

4. Прочти четверостишие, меняя тон, темп и громкость речи.

5.Что такое пантомима? (Вид искусства, в котором для передачи содержания используются жесты, мимика и движения тела)ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА1.Назови однокоренные слова к слову просьба.

2.Назови “волшебные слова”, используемые во время просьбы. (Пожалуйста, будьте добры, будь другом, прошу вас)

3.Где выражена скрытая просьба?

  • Проходите быстрее!
  • Проходите, пожалуйста, быстрее!
  • Не трудно ли вам пройти быстрее? (Скрытая просьба)

4.Чем отличается просьба и требование? (1.Тон. 2.Требование выполняется обязательно, 3.Умоляющие жесты)

5. “Кот в мешке” Как надо говорить, чтобы твою просьбу выполнили? (Говори вежливым тоном, смотри на собеседника, объясни свою просьбу)УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ1.Какие бывают шрифты? (Разного размера, разного цвета, выделенный, жирный)

2. “Аукцион” О чём нам говорит шрифт? (Выделяет новое, привлекает внимание, отмечает важное)

3.Для чего в книгах встречаются рисунки, схемы, таблицы? (Чтобы лучше понять текст)

4. Определи рисунок, схему, таблицу.

5. Как бы Муравей отказал Стрекозе в просьбе прокормить её, если бы он был жадина, добряк, советчик.

3-й класс

Раздел учебника

ВопросРАЗНЫЕ ТЕКСТЫ1.То, о ком или о чём говорится в тексте.(Тема текста)

2.Назови типы текста. (Повествование, описание, рассуждение)

3.Для чего существует инструкция? (В инструкции указываются правила использования какого-либо предмета)

4.Назови виды текста в зависимости от того, происходит или нет смена говорящего.(Монолог, диалог)

5.Что такое пьеса? (Произведение, которое состоит из монологов и диалогов героев)ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ1.Назови автора “Толкового словаря живого великорусского языка”? (В. И. Даль)

2. “Кот в мешке” Для чего нужны толковые словари? (Узнать значение слова)

3.Что такое орфоэпия? (Наука, в которой изучаются нормы произношения и ударения)

4. “Аукцион” Что такое орфографическая ошибка? (Ошибка в написании слова)

5.Что такое орфоэпическая ошибка? (Ошибка в произношении слова или ударении)УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ1.Что значит рассуждать?( Объяснять, доказывать)

2. Закончи пословицы:

Всякое решение любит…(рассуждение)
Как понимаешь, так и …(рассуждаешь)
Легко сказать, нелегко…(доказать)

3.Что такое цитата? (Дословная часть исходного текста)

То, что объясняется –> Объяснение
Слова-связки (потому что, так, как, дело в том, что)

5.Заполни схему:
Объяснение –> Вывод

Слова-связки (поэтому, вот почему, таким образом, следовательно)ПЕРЕСКАЗ1.Какие бывают пересказы? (устный, письменный, подробный, краткий, выборочный)

2.Что такое выборочный пересказ? (Пересказ части текста)

3.Что такое аннотация? (Краткое содержание книги)

4.Для чего в пересказ вводят цитату? (Подчеркнуть выводы автора, передать особенности языка автора или персонажей)

5. “Кот в мешке” Что такое план текста? (Озаглавливание частей текста)СРАВНЕНИЕ1.Что значит сравнить? (Узнать, чем предметы похожи и чем отличаются)

2. “Аукцион” Назови задачи сравнения. (Выявить различие, определить сходство)

3.Назови самое главное правило сравнения. (Сравнивать предметы можно только по одним и тем же признакам)

4.Что значит параллельное сравнение? (Одновременно производится сравнение одного и того же признака у разных предметов)

5.Что означает последовательное сравнение? (Вначале описывается один предмет, затем другой – в сравнении с первым.)

4-й класс

Раздел учебника

ВопросОБЩЕНИЕ1.Произнеси правильно: Звонить, звонишь, звонит, звоним, звоните, звонят.

2. “Кот в мешке” Для чего человек общается? (Получить новую информацию, рассказать о каком-то событии, поделиться своими чувствами)

3.О чём говорит улыбка? (О настроении человека, подчёркивает красоту лица, делает человека более приветливым)

4.Что такое ухмылка? (Улыбка с оттенком иронии, насмешки, недоверия)

5.Что такое экслибрис? (Ярлык, знак, указывает, кому принадлежит книга из домашней библиотеки)ТЕКСТ1.Назови типы текстов. (Повествование, описание, рассуждение)

2.Назови признаки текста (Заголовок, тема, абзац, завязка, кульминация, концовка, главная мысль)

3.Что такое абзац? (Самая маленькая смысловая часть текста)

4. “Аукцион” Каким бывает запрет? (Строгим и мягким)

5.Назови языковые знаки (Буквы, цифры, знаки препинания. )ТЕКСТ1.Каким бывает описание? (Научное, деловое, художественное)

2.Где можно встретить научное описание? (В энциклопедиях, справочниках, словарях)

3.Что обязательно должно быть в рассуждении? (Доказательство, аргументы, факты)

4.Расположи по порядку: аргументы, вступление, тезисы, заключение.

5.Назови три вида дорожных знаков. (Информационные, запрещающие, предупреждающие)РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ1.Что такое словарная статья? (Текст, в котором объясняется значение слов и их употребление)

2.Что такое кульминация? (Самый острый момент в рассказе)

3.Назови источники информации (Книга, газета, телевидение, учитель, лектор)

4.Назови информационные жанры (Заметка, хроника, репортаж, статья)

5. “Кот в мешке” Назови самый малый газетный жанр (Хроника)ЭТИКЕТ1.Назови этикетные жанры (Приветствие, поздравление, извинения, утешение, прощания, благодарность)

2. “Аукцион” Закончи пословицу: “Язык болтуна не доведёт до …” (добра)

3.Назови персонажей с хорошими и плохими речевыми манерами. (Мальвина, Буратино, Карабас-Барабас и т. д.)

4.Назови синонимы к слову привычки (Манеры, повадки, замашки, ухватки)

5.Что помогает овладеть красноречием? (Чтение, пересказ, собственные упражнения в создании разных текстов)

В 4-м классе в конце игры проводится II раунд, на котором выбирается Главнейший Магистр Риторики. Детям предлагается ответить на 3 вопроса. Участник, давший большее число правильных ответов считается победителем.

Вопросы:

1) О чём это сказано? “Это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению” (Книги)
2) Продолжи высказывание С. Поварнина. “Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого…” (ума)
3) Закончи высказывание академика Д.А. Лихачёва. “В основе хороших манер лежит забота о том, чтобы…” (человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо)

По окончании каждой игры победители получают дипломы и подарки.

Упражнения по риторике для заботливых родителей и их любопытных детей.

Упражнения и игры по риторике для формирования выразительной речи у дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по риторике для заботливых родителей и их любопытных детей.»

Упражнения по риторике для заботливых родителей и их любопытных детей

1. Упражнение «Объясни слово»

Назовите ребенку пару слов для определения. Пусть он объяснит, что такое нос, одуванчик, стул, дерево, мячик.

Но поймите, что следует в начале нужно отнести слово к более общему классу предметов.

Дерево – растение, которое…Нос – орган, который… Одуванчик – цветок, у которого…и так далее. Затем следует назвать внешние отличительные признаки, функции или строение. Так, дерево – растение, которое имеет множество ножек и листьев, очень трудолюбивое и живет на улице. Этого будет достаточно. Будет неплохо, если ребенок назовет определение слова «одуванчик»: одуванчик – это цветок, который в начале желтый, затем белый. У него есть пушинки и если подуть на него, то они разлетаются во все стороны. Он живет летом. Еще он может лечить людей. Не стоит удивляться: некоторые дети могут сказать определения и похлеще! Научите их этому. Начните с определения слова «собака».

2. Упражнение «Вспомни слово»

Ваша задача и задача ребенка — вспомнить все известные слова, подхо­дящие к выбранной теме. Все, что уже знаете о нем.

-Тема «человек» (называете вы)

-Человек, существо (ребенок повторяет предыдущее слово и называет свое)

— Человек, существо, уши

— Человек, существо, уши, голос (и так далее)

Проигравший называет смешное словосочетание «баранья голова».

3. Упражнение «Придумай рифму к слову»

Берите любые несложные слова, известные ребенку и пусть он подберет к ним рифму.

Курица – зажмуриться и так далее.

4. Упражнение «Читаем и повторяем»

Возьмите интересную книгу, которая будет соответствовать возрасту ребенка. Прочтите фразу вслух. Задача ребенка — дословно повторить сказанное. Лучше всего для этого практикума по риторике годятся сказки Александра Сергеевича Пушкина, но вы можете взять прозу, которая будет посложнее. Но все зависит от ребенка, его уровня. Сначала берите часть предложения, его короткие отрывки, далее – постепенно ребенок может справиться с длинными предложениями. Развивается оперативная память, столь необходимая для риторики и расширяется словарный запас. Данное упражнение требует упорства родителя, а также юмора и позитива. Убить желание играть с вами можно строгим словом и грозным взглядом.

Читайте фразы вслух, а ребенок пусть попробует повторить сказанное

5. Упражнение «Послушаем тишину»

Это игра хорошо воспитывает способность быстро сосредотачиваться.

Для начала замерите на полторы-две минуты и прислушайтесь к всем окружающим вас звукам: в комнате, в квартире, за окном. А затем по очереди расскажите об услышанных звуках и изобразите с помощью слов. Естественно, повторяться нельзя. Тот, кто назовет этих звуков больше всех, побеждает.

-Я услышал, как тикают часы в комнате

-А я слышал, как на улице проехала машина: «тррр-тррр»

-За окном капал дождик: «кап-кап-кап»

-В другой комнате были слышны шаги: «топ-топ-топ»

6.Упражнение «Найди пропавший предмет»

Выбирается водящий. Например, это ребенок, которому предлагается внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить окружающие мелкие предмет, лежащие на столах. Затем он отворачивается и выходит из комнаты, а вы убираете один из предметов. Когда водящий возвраща­ется, он должен обнаружить изменение, произошедшее на столах или вообще в комнате (если игра проводится в большем масштабе и в ней уча­ствуют предметы, находящиеся во всем помещении). Ваша задача — под­сказать водящему, придумав оригинальное определение предмета, не называя его впрямую. Задача ребенка — задавать наводящие вопросы родителю и попытаться отгадать убранный предмет.

-На какое животное похож этот предмет?

-… Этим предметом можно пользоваться только на уроках?

-Его можно брать с собой куда захочешь!

7.Упражнение «Найди отличия»

Детям и вам предлагает объяснить одним-двумя словами в чем заключается отличие между двумя внешне похожими предметами.

Вы: Чем отличается мячик от лимона?

Ребенок: мячик — круглый

Вы: Лимон тоже круглый. Неверно.

Ребенок: Он желтый!

Вы: Оба эти предмета могут быть желтыми.

Ребенок: Мяч — пустой.

Вы: Не все мячи внутри пустые.

Ребенок: Мяч нельзя скушать.

Вы: Совершенно верно! В этом и заключается отличие.

.Упражнения «Представь себя художником»

Рассказ по картине, всевозможные изложения, с давних пор применялись в школьном учебном процессе. Польза их несомненна. На наш взгляд по­добные риторические упражнения для детей могут также с успехом практиковаться. Как и рисование, рассказ по картине развивает ассоциативно-цветовое восприятие звучащего слова, что способствует более гармоничному формированию риторических навыков у ребенка.

1) «Что я запомнил»

Смысл упражнения вытекает из названия. Ребенок некоторое время рассматривает репродукцию, затем переворачивает ее, так чтобы больше не видеть, и рассказывает, что он запомнил. Сначала это может представ­лять из себя просто перечисление предметов, изображенных на картине, но постепенно нужно подойти к связному описанию.

2) «Что происходит?»

Это задание гораздо сложнее предыдущего. Ребенок должен не просто описать карти­ну, а попытаться понять, что там происходит, проявить некоторые ре­жиссерские качества, заметить действие, происходящее на картине, или нафантазировать его, если это пейзаж иди натюрморт.

3) «Что произошло раньше?»

Выступающий высказывает свои предположения, что происходило на кар­тине до того как художник остановил понравившееся ему мгновение и запечатлел его в красках.

4) «Как бы я назвал картину, если бы был художником»

Ваш ребенок предлагает свой вариант названия картины и пытается дока­зать его правомерность.

9.Упражнение «Забавная скороговорка»

Упражнение развивающие чувство ритма и логику речи. Используется несложная хорошо известная всем скороговорка, например: «Про белого бычка».

Текст разбивается на более или менее логически завершенные от­рывки — фразы. Паузы, отделяющие фразы друг от друга, заполняются хлопками. К хлопкам можно прибавить притопывания и любые другие движения.

Все это выглядит примерно таким образом:

Был у бабушки бычок! (вы вместе с ребенком делаете два хлопка в ладоши и два притопа)

Беленький бычок. Два хлопка и два притопа. (ребенок)

Был бык тупо губ! Два хлопка и два притопа.(опять вы)

Тупогубенький бычок. Два хлопка и два притопа. (снова дитя)

У быка бела губа …. Два хлопка и два притопа.

Была тупа! (Хором)

Первый раз скороговорка читается медленно, вдумчиво. Необходимо сразу определить — о чем эта скороговорка. Что в ней происходит, как мы относится к ее героям. Затем, прочитывая второй и третий раз, можно увеличивать темп, соблюдая общую ритмическую структуру, ударными точками которой являются наши игровые паузы — хлопки и притопы, а так же взрывные согласные — в этой скороговорке преобладает взрывной звук «Б». Он должен произноситься особенно от­четливо «взрываться» на губах.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Игры онлайн для 3 лет развивающие
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector